Об антиуниатской проповеднической деятельности Саснеци свидетельствует донос на него латинских миссионеров римскому папе. Созванный в 1342 г. церковный собор в Сисе в числе других обвинений, предъявленных армянам, должен был отвергнуть и клевету, возведенную на Саснеци, который якобы «распространяет в Арчеше ересь о рождении душ» 569 . Представители Сисского собора отвечают, что такое заблуждение всегда отвергалось и было предано анафеме армянами, и одновременно напоминают, что Мхитар Саснеци вот уже пять лет как умер 570 . Надо отметить, что борьба с униторством нашла отражение в литературном наследии Мхитара Саснеци. В его пятнадцати речах, написанных «для пользы и блага любознательных отроков святой церкви», наряду с речами, посвященными обычным христианским добродетелям, содержатся и обращения против униатов. Но в этот период, когда латинофилы еще только начинали свою деятельность и униаты не имели сколько-нибудь большого влияния, противники движения Есаи, Мхитар и их последователи вели с ними осторожную борьбу, пытаясь вернуть в лоно «правоверной церкви» «заблудших» и используя в качестве главного оружия наставления 571 . Помимо пятнадцати речей, Мкртич упоминает и другие произведения Мхитара, в их числе Толкование трех Соборных посланий Иоанна. Толкование Успения и речь на Послание папы Льва, «данное с приличествующим толкованием». Судя по прозвищу Мхитара – Банахюс (Стихотворец, Пиит), его перу принадлежали и произведения иного характера, которые, однако, до нас не дошли. Умер Мхитар Саснеци «в 786 году армянского летосчисления, 27 числа месяца хори» и был похоронен «на общем кладбище того же Мецопского монастыря, с южной стороны пустыни». Педагогическая деятельность Мхитара Саснеци, его многолетняя работа по редактированию, копированию и росписи рукописей оказались весьма плодотворными. На традициях, заложенных им, училось несколько поколений вардапетов Мецопского монастыря. Не случайно благодарные потомки, ученики Мецопской школы и вардапеты, через 108 лет после смерти Мхитара Саснеци, воздавая должное памяти видного вардапета, «во дни настоятельства историографа вардапета Товмы Мецопеци» 572 , поставили на его могиле хачкар.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

В противоположность Ухтанэсу, который насчитывает всего 30 митрополитств, Мхитар Айриванеци упоминает 38 митрополитств. Сведения о народности цад, взятые у Ухтанэса и не дошедшие до нас через его труд, имеют исключительное значение, поскольку они свидетельствуют о том, что полный Ухтанэс существовал еще до конца XIII в. Обещание, которое дает он в предисловии к своей книге, было им выполнено. Интересны и уникальны сведения Мхитара Айриванеци о певце и композиторе Грзике Айриванеци, почерпнутые из какого-то древнего источника, утерянного или до сих пор не известного нам. Из жития выясняется, что Грзик был современником, ближайшим другом и сподвижником Степаноса Сюнеци. Весьма интересны также сведения о том, что переводы сочинений Дионисия Ареопагита , Немесия и Григория Нисского выполнены совместно с Грзиком Айриванеци. Сочинение Мхитара представляет и определенный историко-литературный интерес как один из источников «Истории Сюникского края» Степаноса Орбеляна. В то же время оно является наиболее полным жизнеописанием одного из самых выдающихся людей армянского средневековья. Немаловажное значение имеет сочинение Мхитара как творение одного из видных армянских авторов, известного своей «Хроникой» (1289 г.). Письменное наследие Мхитара Айриванеци представляет большой историко-литературный интерес 146 . В числе его сочинений значатся также два жития: «Житие блаженного мужа Божьего Алексианоса» и «Житие Степаноса Сюнеци». В самом житии имеются строки, позволяющие установить время его создания. Из них явствует, что оно было написано в связи с завершением строительства Танаатского монастыря и в честь праздника освящения церкви. К этому же дню Мхитаром Айриванеци был также написан гимн, посвященный Степаносу Сюнеци. Г. Овсепян, основываясь на эпиграфических надписях и свидетельствах Степаноса Орбеляна, определяет время строительства Танаатского монастыря (в Ехегнадзоре) – 1273–1279 гг. и время написания жития – 1278–1279 гг. 147 Список данного жития является уникальным. Он известен лишь по рукописи четий-миней, которая была переписана писцом Хачатуром в 1460 г. в селении Урц Айраратской области по заказу инока Меликсета 148 . «Житие Степаноса Сюнеци» представляет научную ценность как источник, воссоздающий не только вехи жизни и деятельности этого выдающегося представителя древнеармянской науки и искусства, но и освещающий некоторые малоизученные стороны армянской духовной культуры эпохи раннего средневековья. История блаженнейшего, святого и прославленного митрополита Сюникского Степаноса, изложенная владыкой Мхитаром, епископом святой Айриванкской обители

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

В это же время задумал отделиться Мхитар, еп. Амараса, где, по армянскому преданию, умер ап. Фаддей. Сохранилось письмо католикоса Авраама к Мхитару, из какового письма видно, что Мхитар стал подражать Кирону; заявлял, что он, Мхитар, исповедует ту же веру, что и св. Григорий, и в то же время согласен с греками. Авраам писал Мхитару: «мы не недостаточно, но подобно вам исполнены веры», и затем упрекал Мхитара: «существование св. Троицы прежде веков разобрано вами различно от нас. Учение ваше о воплощении Слова не согласно с нашим. Такого учения церковь не получала от апостолов, и слова св. книг не подтверждают этого; но волки–похитители и их люди выдумали его и ведут в заблуждение учащихся у них. – Подумайте, превосходные мужи, куда поведет вас ваше учение и как удалит от учения св. Духа. – Зачем вам давать случай раздирать церковь Божию, которую Сын Божий собрал в одном месте? – He соблазнимся множеством вражды, но по наставлению говорившего притчами: не будем соумышленниками многих в нечестии, а постараемся заключиться с 8 душами в ковчеге, чтобы избегнуть казни потопления, и с Лотом избавимся от огненных дождей, с двумя из числа 6000 (600.000?) погибших войдем в землю обетованную» 80 . – Какое действие произвело на еп. Мхитара письмо Авраама, неизвестно. В патриаршествование того же Авраама отделились от армянской церкви жители какого-то Цада, в области Ути, принадлежавшие к армянскому племени 81 . XII. Стеснение православной партии в Армении после смерти имп. Маврикия и усиление ее после побед Ираклия над персами. Первое соединение армянской церкви с греческой Завоевание греческой Армении Хозроем. Упразднение кафедры православного армян. католикоса. Поддержка монофизитской партии со стороны ц. Хозроя. Успехи импер. Ираклия в борьбе с персами. Вынужденные политическими соображениями попытки Ираклия устроить церковное примирение армян с греками. Как состоялось соединение армян с греками при католикосе Ездре по представлению армянских писателей и как оно было в действительности. Последствия состоявшегося соединения церквей

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МХИТАРИСТЫ [Арм. ], арм. католич. монашеский орден. История создания Основная конгрегация ордена располагается на о-ве Сан-Ладзаро (св. Лазаря) в Венеции; отдельная конгрегация с нач. XIX в. действует в Вене. Орден основан в 1701 г. в К-поле. Назван в честь основателя Мхитара Себастаци (Севастеци, Севастийского, Вардапета; 7 февр. 1676 Севастия, ныне Сивас, Турция - 27 апр. 1749, Венеция), арм. католич. церковного деятеля, арменолога, богослова и языковеда. Первоначальное духовное образование он получил в мон-рях Св. Эчмиадзина, Севана и Эрзурума (арм. Карин). В 1693 г. отправился в Алеппо (Халеб, Сирия), где познакомился с католич. миссионерами. В 1696 г. в Севастии Мхитар был рукоположен во священника; в 1699 г. получил ученую степень вардапета. С юности он мечтал основать монашеское братство, к-рое могло бы способствовать сохранению традиций средневек. арм. школы (по примеру средневек. вардапетов) и возрождению угасавших традиций арм. образования и культуры. Мхитар убедился, что его стремление к созданию такого братства на территории исторической Армении и Османской империи неосуществимо, и принял решение реализовать свои идеи в Европе. Начав общаться с католич. миссионерами, Мхитар решил добиться покровительства Римско-католической Церкви с целью создания монашеского ордена по католич. образцу. В 1700 г. в К-поле Мхитар возглавил группу из 15 учеников и развернул активную религиозную и издательскую деятельность. 8 сент. 1701 г. вместе с учениками и единомышленниками он создал армяно-католич. орден, который после его смерти получил название Мхитарийского. Чтобы обеспечить себе более свободный режим деятельности, в 1703 г. орден переселился в г. Модон (ныне Метони) в Морее (на Пелопоннесе), который тогда находился под контролем Венеции. В 1712 г. Римская курия официально утвердила устав ордена, а Мхитар был назначен аббатом. В основу устава М., к-рый действует до наст. времени, положены каноны книги заповедей св. Венедикта Нурсийского . В 1715 г. возобновилась венециано-тур. война в Морее, и М. перебрались в Венецию. Республика Св. Марка в то время, как правило, не предоставляла землю во владение иностранным религ. сообществам, однако, высоко оценивая деятельность М., правительство Венеции в виде исключения передало в дар М. небольшой остров Сан-Ладзаро, служивший ранее пристанищем для прокаженных. 8 сент. 1717 г., в праздник Рождества Пресв. Богородицы и в день основания ордена, Мхитар Себастаци и его собратья окончательно обосновались на Сан-Ладзаро. Новый монастырский комплекс Сан-Ладзаро, к-рый включает церковь, жилые помещения М. и др. постройки, был сооружен по проекту Мхитара Себастаци.

http://pravenc.ru/text/2564514.html

Напрасно Захарий представлял собору собственноручное письмо Мхитара с заявлением, что он, Мхитар, согласен на все, что постановит собор, – собор требовал Мхитара. «Пусть слабость твоя не удерживает тебя, – писали отцы собора Мхитару, – если смерть застигнет тебя в пути, мы впишем твое имя в число первых имен святых учителей церкви». Мхитар повиновался. Явившись на собор, Мхитар говорил: «Захарий имеет разрешение католикоса и царя Леона действовать так, как теперь действует, я хотим ли мы или не хотим, он не откажется от своего». Он посоветовал возвратиться на свои места и стараться удерживать народ от принятия «таких обычаев». Члены собора послушались мудрого совета. Но не смотря на ожесточенное противодействие приверженцев старого порядка, Захарий до самой своей смерти не переставал проводить в жизнь постановления сисского собора. XXX. Католикос Константин I Кат. Константин сторонится от латинян, но потом изъявляет покорность папе. Усилия конст. патр. Германа II к примирению армянской церкви с греческой. Неопределенный ответ Константина После 3-летнего правления поставленный Леоном католикос Давид умер, и прежний католикос Иоанн снова стал во главе управления армянской церковью. Неизвестно, чтобы этот католикос изменил свои отношения к римской церкви и в остальное время своего правления. В своей церковной деятельности он, кроме покорности Риму, ничем не отмечен в истории. Данное ему прозвание «великолепный» показывает, что он не тратил особенно много времени на дела церковные, предпочитая жизнь роскошную и пышность в обстановке. Преемником ему был поставлен Константин (1220–1267), человек пользовавшийся всеобщим уважением не только среди армян, но и между мусульманами. Этот католикос сторонился от латинян и не старался выполнить условия, которые были приняты от римской церкви его предшественниками; каковое обстоятельство латиняне выставляли, как причину случившегося вскоре разорения Армении татарами. В 1238 году антиохийский латинский патриарх жаловался папе, что находящийся в антиохийском диоцезе армянский католикос уклоняется от повиновения своему патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Встреча с главным раввином России Берлом Лазаром Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Армянская церковь Москвы раз в месяц организует концерты к 100-летней годовщине памяти жертв геноцида 26.05.2015 12:42 Версия для печати Москва, 26 мая, Благовест-инфо. По инициативе главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископа Езраса Нерсисяна каждый 24-ый день месяца проходит мероприятие, приуроченное к 100-летней годовщине геноцида армян. Каждый год 24 апреля армянский народ отмечает как День памяти жертв геноцида в Османской Империи. В 2015 году исполнилось 100-лет со дня этой трагедии. И, весь год в разных уголках мира армянская Диаспора организует разные мероприятия, приуроченные к этой дате. По этой же задумке 24 мая в зале торжеств храмового комплекса Армянской Апостольской Церкви был организован концерт народной армянской песни. «Важная миссия представлять культуру армянского народа московскому зрителю в этот день выпала на долю одного из лучших исполнителей народной армянской музыки Мхитара Кетцяна», информируют в пресс-службе епархии. Песни, которые прозвучали во время мероприятия, имели разные смыслы и значения: от призыва к жизни до мечты и стремления вернуть утраченную родину. По окончании концерта архиепископ Езрас поблагодарил Мхитара Кетцяна за его просветительскую деятельность, с радостью отметив, что впредь ашуг (в Армении и Грузии так называют автора и исполнителя собственных произведений) будет заниматься образовательной деятельностью в Москве.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

писания и толкователей, углубил свои познания в греческом языке и латыни. После смерти Иоанна Степанос Сюнеци был рукоположен на Сюникский престол епископом. Жизнь его трагически оборвалась в 735 г. Несмотря на короткую жизнь, Степанос Сюнеци оставил огромное литературное наследие. Перу его принадлежит множество речей, посланий, переводов, толкований, шараканов и т. д. Значительным вкладом в армянскую литературу и науку явились его переводческие и комментаторские труды. Прекрасный знаток греческого и латыни, Степанос Сюнеци оставил целый ряд переводов сочинений греческих авторов IV-V и VII вв. В этом обширном списке все сочинения Псевдо- Дионисия Ареопагита 134 , естественнонаучные труды Немесия Эмесского (IV-V вв.) «О природе человека» (переведен в 717 г.) 135 и Григория Нисского (IV в.) «О строении человека» (переведен в 717 г.) 136 , «Книга ученых бесед» Кирилла Александрийского (переведена в 715 г.) 137 , «Шестоднев» известного греческого поэта и философа VII в. Георга Писида 138 . К числу таких переводов относится также «Видение св. Мефодия», правда, из-за смерти Степаноса Сюнеци незаконченное. Оно представляет определенный интерес, поскольку греческий оригинал утерян, сохранились лишь латинский перевод и армянский, сделанный, согласно Броссе, на основании греческого оригинала 139 . Большое место в научном наследии Степаноса Сюнеци занимают его комментаторские труды, среди них «Толкование Грамматики Дионисия Фракийского», толкование книг Бытия, Иова, Иезекииля, Четвероевангелия и др. Степанос Сюнеци сыграл также большую роль в развитии армянской духовной музыки. Популярностью и известностью Степаноса Сюнеци объясняется тот интерес, который проявляли армянские средневековые писатели к его личности, и наличие в армянской литературе нескольких редакций его жития. Житие Степаноса Сюнеци было написано ранее X в. Этот первоначальный текст не сохранился. Однако сохранились четыре его редакции – Мовсеса Каланкатуаци (X в.) 140 , Киракоса Гандзакеци 141 (умер в 1271 г.), Мхитара Айриванеци 142 (1222–1289/91), Степаноса Орбеляна 143 (умер в 1304 г.) 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

1) Армяне не признают Св. Духа исходящим и от Сына, следуя заблуждению греков. 2) Думают, что души святых прежде окончательного суда не восходят в царство небесное, а души грешников в ад; но все в средине воздуха ожидают того суда. 3) He веруют в чистилище и в ад. 4) He признают главенства пап над прочими епископами. 5) Преподают таинство причащения под обоими видами. 6) Причащают малолетних прежде, чем они придут в сознание и пр. – всех 18 заблуждений. Из заблуждений против вселенской церкви указаны: непризнавание двух естеств во Христе и халкидонского собора; непразднование некоторых праздников по римскому календарю; несоблюдение постов по канонам 252 . Усилиями Иоанна и его сподвижников общество унитов постепенно и быстро росло. Это усиленное движение в католичество привело армян в сильное смущение и раздражение, так как униты положительно отвергали все армянские формы священнодействия и всех своих обращенцев они снова крестили и миропомазывали по римскому обряду чрез латинских священников. Священники, попавшие к ним, должны были снова получать посвящение в духовный сан. Около времени вступления Мхитара на кафедру католикоса два армянские епископы: урмийский Нерсес Пагун и каринский Симеон Бек за свою особенно усердную деятельность в пользу католичества были прогнаны армянами с кафедр. Некоторые из унитов оставляли свою родину и переселялись на запад, в католические страны. В Авиньоне, при папе Бенедикте XII, проживало много унитов. Ревнуя об интересах католичества, авиньонские униты вместе с католическими монахами, почитавшими себя знатоками обрядов восточных церквей, составили книгу о 117 ересях, господствующих среди армян, и представили ее папе. Папа послал эту книгу ц. Леону и кат. Мхитару. По этому случаю в Сисе составился (1342) собор епископов и священников, на котором разобраны были содержавшиеся в книге обвинения и составлены ответы на каждый пункт. Собор высказал, что все обвинения не больше, как клевета, и свой ответ сообщил папе. Однако армянский собор не вспомнил уже при этом случае о согласительных определениях сисского и аданского соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Армяне Как и сирийская, армянская литература в основном является религиозной 138 . Армянин, даже когда он пишет историческое сочинение, больше озабочен Промыслом, являющим себя в исторических событиях, чем самими фактами. Отсюда легко совершить переход к спонтанной молитве. Так возникло великое множество гимнов, молитв, возносящих к Богу, некоторые из них составляют самые прекрасные страницы мистической литературы. Существуют многочисленные сборники молитв – Aghothagirq. Гимнографическая традиция приписывает Месропу († 439), изобретателю армянского алфавита, создание покаянных тропарей (Араšхагит’ iwn). Они вводят в армянскую Церковь духовную молитвенную атмосферу, ощущение человеком своей личной вины и вместе с тем – опыт прощения 139 . Предполагается, что автором k’aroz – литанических молитв во время богослужения и песнопений Страстной недели – был Исаак (Сахак) Великий († 438) 140 . Патриарху Иоанну Мацдакуни († 490) приписывается составление двух литургических сборников, находящихся в употреблении до сих пор 141 . Некоторые фрагменты из Объяснений бревиария восходят к литературному творчеству Стефана Сиунийского († ок. 735) 142 . Книга скорбных песнопений или Священные элегии 143 , бессмертное произведение Григора Нарекаци († ок. 1010), «Пиндара Армении», монаха-мистика, оказавшего большое влияние на духовную жизнь и поэзию своего народа. Название книги, Матіап Olbergum’ean (книга стона, плача), указывает на острое чувство греха, испытываемое автором, на мистику любви Спасителя 144 . Иисус, Сын, Единородный от Отца ( Ин. 1:14 . – Прим. пер.) 145 – таково название одной из самых значительных поэм патриарха Нерсеса IV Шнорхали «Благодатного» († 1173). Нерсес любил подчеркивать, что молитва – это беседа, два участника которой суть «Иисус Христос, Сын, Единородный от Отца, и он, Нерсес, ставший сыном по благодати» 146 . Для Мхитара Севастийского, основателя движения мхитаристов († 1749), служение в хоре является центром монашеской жизни, освящающим интеллектуальный и физический труд, и, прежде всего, апостолический труд монахов 147 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Вышел в свет сборник документов, посвященных монастырю Санаин (Северная Армения) 18 августа 2008 г. 16:27 Сборник документальных материалов о монастырском комплексе Санаин издан по благословению Католикоса всех армян Гарегина II издательским отделом Первопрестольного Святого Эчмиадзина, сообщили в субботу агентству «Новости-Армения» в пресс-канцелярии Св. Эчмиадзина. Книга вышла в свет в рамках серии «Первоисточники истории Армянской Церкви» при меценатской поддержке Ереванского государственного медицинского университета имени Мхитара Гераци. В сборник включены материалы, касающиеся монастырского комплекса Санаин, его внутренней жизни и внешних связей. Особую важность представляют документальные материалы, касающиеся экономической истории Армении позднего средневековья, свидетельства о топонимике северных областей Армении, политической и культурной жизни. Сборник предназначен для историков, филологов, лингвистов, специалистов, интересующимся историей, монастырской и экономической жизнью средневековой Армении. Санаин — деревня на севере Армении; в настоящее время входит в состав города Алаверди, с которым ее соединяет канатная дорога. Монастырский комплекс на скалистом горном плато включен, наряду с расположенным неподалеку монастырем Ахпат, в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО . По преданию, монастырь Санаин основан в IV веке, однако самое древнее сооружение, сохранившееся до наших дней — церковь Аствацацин (Богородицы) — было построено в 951 году. Остальные монастырские здания датируются X–XIII вв. Во второй половине X века рядом с церковью Аствацацин была возведена ее увеличенная копия — храм Аменапркич (храм Спасителя). Здания соединили перекрытием, и образовавшейся галерее дали имя известного ученого Григория Магистроса, который преподавал в Санаине философию, риторику и математику. Единый архитектурный ансамбль Санаинского монастыря включает также здание библиотеки, притвор Аменапркич, построенный в XII веке, трехъярусную башнеобразную колокольню XIII века, возвышающуюся над всеми остальными постройками. Все эти сооружения сгруппированы вокруг старейшей церкви. Единство и компактность комплекса достигнуты благодаря мастерству зодчих, на протяжении трех веков тщательно перенимавших знания и опыт своих предшественников и возводивших свои творения с учетом построенных ранее. В Санаине, как и в Ахпате, изучали гуманитарные науки, богословие, занимались живописью, миниатюрой, каллиграфией. Этим обстоятельством в значительной мере объясняется композиционное сходство двух монастырей. Архитектурные детали и декор сооружений имеют так много общего, что это позволяет сделать предположение о принадлежности их мастеров к одной и той же школе. Оба монастырских комплекса представляют собой лучшие образцы эпохи расцвета армянской религиозной архитектуры, уникальный стиль которой сформировался при смешении византийских и местных кавказских традиций. Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/449105.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010