Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАНАКАН ВАРДАПЕТ [арм. ; Ованнес Тавушеци] (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель. Род. в провинции Тавуш, обл. Утик. Образование получил в мон-ре Нор-Гетик у Мхитара Гоша , учителя к-рого тоже звали Ованнес вардапет Тавушеци. Чтобы различать этих одноименных авторов, младшего Ованнеса Тавушеци принято называть В. В. Вернувшись по окончании обучения на родину, В. В. построил мон-рь Хоранашат в Тавуше, в к-ром основал б-ку (матенадаран) и школу. Будучи настоятелем этого мон-ря он воспитал мн. учеников, ставших выдающимися деятелями арм. культуры XIII в. ( Вардан Великий , Григор Акнерци, Тэр Исраэл, Киракос Гандзакеци , Маркос, Состенос и др.). В 1236 г. его деятельность была прервана вторжением монголо-татар. В. В. с учениками попал в плен и был освобожден через неск. месяцев благодаря выкупу, собранному жителями крепости Гаг. В том же году В. В. выкупил «плененное» в 1233 г. монголо-татарами рукописное Евангелие из его мон-ря (содержащее колофон с информацией о нем). Мнение ученого вардапета часто было решающим при обсуждении конфессиональных и др. важных вопросов. В. В. завещал похоронить себя на кладбище бедняков с вост. стороны мон-ря Хоранашат. Научное наследие В. В. обширно и разнообразно: толкования на ВЗ и НЗ (самым объемным из этих комментариев является «Толкование на книгу Иова»), проповеди, энкомии, утерянный исторический труд, который, согласно его ученикам Вардану и Киракосу (для к-рых он, очевидно, служил источником), представлял собой историю Армении с древнейших времен до 1-й пол. XIII в. Важнейшим дошедшим до нас его произведением признана книга вопросов и ответов (эротематический сборник). В этой своеобразной энциклопедии истории арм. культуры до XIII в. вопросы и ответы представлены в сжатом, законспектированном виде, доступном и понятном образованному читателю того времени, но не всегда поддающемся расшифровке в наст. время (не опубл.).

http://pravenc.ru/text/154041.html

Настоящее житие, взятое из Пролога, дополняет сведения историографов о биографии замечательного деятеля армянской культуры XIII в. Житие вардапета Ованеса Ванакана Происходил он из края Агванского 460 , из области Тауш 461 , из народа армянского. Родители подарили его Богу, и он в святости был взращен в монастыре Гетик 462 у своего старшего брата, чернеца и святого иерея по имени Погос 463 . И отрок Ванакан был весьма любознательным, богобоязненным и смиренномудрым. Его рукоположили в священники в молодом, двадцатилетием возрасте, и он стал учеником прославленного вардапета Мхитара Гоша 464 . И обучился у него всем толкованиям Ветхого и Нового заветов Божественного писания. И став ученым, удостоился высочайшего сана вардапетского. Он отправился в Агванк и [там] воздвиг великолепный монастырь из тесаных камней, со многими сводами и куполом, а также удивительную церковь , и назвал тот монастырь Хоранашат 465 . Молва о его мудрости распространилась по всей стране. И шли к нему со всех краев и учились у него воздержанной и целомудренной жизни, но особенно Божественному писанию. И каждый, просвещенный знанием, возвращался и становился светом мира. В это время появился султан Хорасана Джалалэддин 466 и опустошил многие местности Армении и Агванка, откуда вардапет Ванакан бежал в нелюдимое место 467 , где была громадная скала, и он прорубил в той скале церковь и часовню, кельи и хозяйственные строения и жил там вместе со своими учениками многие годы, до 784 года, когда по повелению Октай-хана 468 татары, предводительствуемые нойоном Чармаганом, пришли и опустошили множество тачикских, греческих, персидских, курдских, армянских, грузинских и агванских областей и отовсюду угнали в плен множество людей. Взяли в плен и вардапета Ванакана с его учениками 469 , но милостью Божьей он был отпущен ими на свободу 470 и возвратился в [свой] первый монастырь – Хоранашат. И там, открыв школу, многих учеников 471 обучал своему вардапетскому слову, которым просвещал и утешал многих. Ибо он был мужем неутомимым, с живой мыслью, терпеливый, как апостол Варнава . Сам он был среднего роста, с крупным лицом и маленьким носом, с окладистой бородой; величественный, благообразный, удивительный, приятный и исполненный дара, плодотворный и красноречивый, воздержанный и неутомимый учитель, обуздатель дерзких и увещеватель сквернавцев, укоритель еретиков и исправитель грешников, отрада в печали и поощритель покаяния, надежда для отчаявшихся и утешитель скорбящих, неустанно постившийся и любивший молитвы, святой и любивший святость, скромный и отважный духом и телом, радевший и приносящий большую пользу церкви, многих сыновей приведший к славе и подаривший Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МХИТАР ГОШ Мхитар Гош. Скульптура перед фасадом Матенадарана в Ереване. 50-е (?) гг. ХХ в. Скульптор Г. Чубарян Мхитар Гош. Скульптура перед фасадом Матенадарана в Ереване. 50-е (?) гг. ХХ в. Скульптор Г. Чубарян (Арм. ; Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34, Гандзак (Гянджа) - 1213, монастырь Нор-Гетик, ныне Гошаванк ), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви , законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель. В большинстве своих рукописей М. Г. носит титул «Ерамец вардапет» (трижды прославленный вардапет), что говорит о его важной роли и высокой репутации среди современников. М. Г. также был советником и духовным наставником кн. Закаре Закаряна и играл ведущую роль в решении важнейших гос. вопросов автономного Армянского княжества. Главным источником сведений о жизни М. Г. и его наследии является труд арм. историка Киракоса Гандзакеци «История Армении», вероятного свидетеля многих из описанных им событий. Позднейшие авторы использовали сведения Гандзакеци о М. Г. как основу. Важные биографические данные содержат также некоторые труды самого М. Г.: «Судебник», «Краткие толкования пророчества Иеремии», «Католикосы и события в Агванском мире в XII веке», «Мученичество св. Хосрова Гандзакеци», «Письмо к грузинам о православной вере». Среди др. источников можно назвать «Всеобщую историю» архим. Вардана Бардзрбердци (сер. XIII в.), «Соборное послание» католикоса Нерсеса IV Шнорали (1166), «Книгу историй» Аракела Даврижеци (XVII в.). «Житие и история Мхитара Гоша» содержится под 5 июля или 11 февр. в арм. средневек. сб. «Айсмавурк» (аналог синаксаря), к-рый составлен преимущественно на основе труда Гандзакеци. Особым источником являются также настенные записи в монастыре Нор-Гетик. Монастырь Гошаванк в с. Гош, Армения Монастырь Гошаванк в с. Гош, Армения Большую источниковедческую ценность имеет труд М. Чамчяна «История Армении». Наиболее важный вклад в изучение «Судебника» внесли В. Бастамянц, опубликовавший редакцию Б «Судебника», к-рую он считал исходным авторским вариантом М. Г., а также Х. Торосян, издавший редакции А и Г «Судебника».

http://pravenc.ru/text/2564512.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРДАПЕТ [древнеарм. - учитель, наставник], в Армянской Апостольской Церкви ученая степень, к-рая присваивается только безбрачным священникам (иеромонахам) после окончания ими учебы и представления заключительной речи; за выдающиеся труды и заслуги дается степень верховного, или великого, В. ((?) ). В рус. лит-ре титулы переводятся (иногда не вполне адекватно) соответственно как архимандрит и протоархимандрит, в Европе они приравниваются к степени магистра богословия. Звание В. имеет 14 ступеней: первые 4 дают право на звание частного В., остальные 10 - на звание верховного В. Первоначально верховные В. присуждали соискателям звания частного В., в наст. время это прерогатива только епископов, имеющих степень верховного В. Получающему звание В. вручается жезл с двуглавой змеей, символизирующей мудрость и право толковать слово Божие, учительствовать и проповедовать. В арм. лит-ре слово «вардапет» употреблялось также в значении «учитель» (греч. διδσκαλος - напр., 1 Кор 12. 28). Этим именем называли вселенских и арм. отцов и учителей Церкви. Первым великим В. считается Месроп Маштоц . С V в. арм. Церковь уделяла большое внимание училищам, где готовили В.,- вардапетаранам. Первое из них было открыто в Вагаршапате (Эчмиадзине), наиболее известны вардапетараны Сюника, Санаина, Аршаруника, Севана, Ани, Ахпата, Гошаванка, Хоранашата, Хор-Вирапа, Нарекаванка, Гладзорский и Татевский ун-ты. В ср. века почетной степени В. могли быть удостоены преподаватели учебных заведений, а также настоятели крупных мон-рей. Церковный титул В. зафиксирован в Судебнике Мхитара Гоша (XII в.); Григор Татеваци (XIV в.) установил порядок его присвоения и 14 ступеней. Не все епископы и католикосы-патриархи обладали этим титулом. Лит.: Новый словарь древнеармянского языка. Венеция, 1837. Т. 2. С. 792 (на арм. яз.); Христианская Армения. Ереван, 2002. С. 971-972 (на арм. яз.). Е. Д. Джагацпанян Рубрики: Ключевые слова: АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей

http://pravenc.ru/text/154127.html

Одним из крупных очагов книжности средневековой Армении был монастырь Хоранашат, возникновение которого связано с именем основателя этой школы Ованеса Ванакана (1186–1251 гг.), выдающегося педагога, историографа, литературного и общественного деятеля. Будучи питомцем знаменитой Нор-Гетикской школы и учеником Мхитара Гоша, он продолжил традиции этой школы и сам подготовил множество вардапетов 455 . Многие из его учеников стали видными деятелями армянской культуры XIII-XIV вв. Это, прежде всего, армянские историографы Киракос Гандзакеци, Вардан Аревелци (1200–1269), Григор Акнерци (XIII в.). В своих трудах они сохранили благодарную память об учителе и подробно описали его жизнь и деятельность в тяжелые годы монгольского нашествия. О том, насколько высоко они ценили своего учителя, свидетельствуют их восторженные отзывы о нем. Вардан называет его «знаменитым вардапетом», который оставил «по себе доброе имя в учениках своих и в книгах церковных гимнов» 456 . Киракос Гандзакеци, ближайший ученик и неразлучный спутник Ованеса Ванакана, с любовью и почтением описал его жизненный путь. Наряду с целым рядом хвалебных эпитетов в адрес учителя он отмечает, что Ованес Ванакан «как наставник превзошел своих современников плодотворностью мысли и богоугодными делами» 457 . А Григор Акнерци следующим образом характеризует его: «В это бедственное время блистал, как солнце над землей восточной, св. учитель наш Ванакан, прозванный вторым Востоком, исполненный света и познаний всеведущего Духа святого» 458 . Произведения названных авторов хорошо известны научной общественности, а благодаря переводам на русский язык – и широкому кругу читателей. Сохранилось также менее известное проложное житие Ованеса Ванакана, составленное на основе сообщений названных историографов. Наиболее древний список жития Ванакана относится к 1439 г. 459 . Однако составители пользовались и другими источниками (письменными и устными). Об этом свидетельствуют некоторые подробности биографии Ованеса Ванакана, отсутствующие в повествованиях его учеников. Так, лишь из Пролога известно, что Ванакан был уроженцем Тауша, в нем сохранилось имя первого учителя Ванакана – его старшего брата Погоса. Житие оставило нам описание внешности Ванакана.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

яз.). 457 Киракос Гандзакеци. История Армении. Перевод с древнеармянского, предисловие и комментарий Л. А. Ханларян. М., 1976, с. 146. 462 Гетик – имеется в виду Нор-Гетикский монастырь. Согласно Киракосу Гандзакеци, строительство Нор-Гетика было начато в 1191 г. и завершено через пять лет – в 1196 г. В конце XII – первой половине XIII в. среди образовательных центров северо-восточной Армении наряду с Санаином, Ахпатом, Ани, Агарцином, Авуц-Таром выделяется школа Нор-Гетика, основанная одним из самых замечательных фигур армянской средневековой культуры, Мхитаром Гошем. 463 А. Воскян считает более близкими к истине сведения Пролога из собрания рукописей Венской конгрегации мхитаристов (рук. 7, 1439 г.), согласно которому Ванакан обучался у своего старшего брата до прибытия в Нор-Гетик. В последнем он сразу становится учеником Мхитара Гоша (см.: А. Воскян. Ованес Ванакан и его школа, с. 44). 465 Основание Хоранашата имело место в 1215–1220 гг. Монастырь представлял собой целый комплекс сооружений. 467 Киракос Гандзакеци точно указывает местоположение пещеры Ванакана: «К этому времени великий вардапет, прозывавшийся Ванаканом, собственными трудами вырыл себе пещеру на вершине высоченной скалы, возвышавшейся против селения Лорут, к югу от крепости Тавуш» (Киракос Гандзакеци, с. 158). 468 Октай-хан, или Угедей хакан (1229–1241), – сын Чингиз-хана. После смерти отца был избран великим ханом Монгольской империи. При нем татаро-монголы завоевали Армению и другие страны Закавказья. 469 Вот как описывает Киракос Гандзакеци жизнь Ванакана и его учеников в плену у монголов: «Долгие дни [татары] заставляли нас, босых, в нужде и лишениях, пешком следовать за собой. А надзирателями над нами назначены были персы – люди, жаждущие крови христианской. Они еще более отягчали существование наше всякими муками, [заставляя] нас идти с быстротой лошади во время набегов. И если случалось кому-нибудь из-за слабости телесной или увечья замешкаться в пути, ему безжалостно разбивали череп, били батогами по телу, так что [люди] не могли вынуть занозу, если она попадала в ногу, и никто не мог напиться воды в страхе перед насильниками.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Деятельность этих крупных образовательных центров неразрывно была связана также с церковно-политической жизнью страны, стержнем которой в XIV веке становится борьба с униатами (униторами), с католическим засилием, которое в условиях отсутствия государственности расценивалось армянскими крупными церковными и культурными деятелями как непосредственная угроза существованию армянской церкви и народа. Зачинателем борьбы с униатами, уже в 1319 г. основавшими в Мараге свое епископство, были Есан Ничеци и Мхитар Саснеци. Сохранилось два жития Мхитара Саснеци, написанных современниками. Один из авторов – монах Мецопского монастыря Мкртич, лично знавший Мхитара. Второй памятник – панегирик, автор его Даниел Мецопеци 561 . Повествование последнего вошло в Пролог. Оно было отредактировано, как полагает Г. Овсепян, Григором Хлатеци 562 . Первое житие предпослано в качестве памятной записи к сборнику речей Мхитара Саснеци. Переписчиком сборника и автором жития, как явствует из самого содержания памятника, является Мкртич. Г. Овсепян, обнаруживший в Матенадаране две рукописи, содержащие полностью пятнадцать речей Мхитара Саснеци, отмечает, что одна из них написана рукой инока Мкртича Мецопеци. В начале жития переписчик говорит об обычае оставлять «память» об авторе копируемого сочинения. Далее, обращаясь к литературным занятиям Мхитара, Мкртич пишет: «Он принялся за эту божественную книгу и написал пятнадцать речей...» 563 . Заканчивая повествование о Мхитаре, он молит читателя помянуть «духовного сродника его вардапета Степаноса и недостойного Мкртича, изложившего сию историю». Мкртич был иноком Мецопского монастыря, настоятелем которого на протяжении почти сорока лет являлся Мхитар Саснеци. О своей жизни и думах многое ему поведал сам Мхитар. Рассказывая о том, как Мхитар «по дарованной ему мудрости начал изучать Божественное писание», Мкртич добавляет: «... он сам поведал нам» об этом. Биограф находился около Мхитара и в последние дни его жизни. «Когда близок был он к кончине, – пишет Мкртич, – рассказал нам о видениях».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

«Житие Мхитара Саснеци» представляет интерес прежде всего как повествование очевидца. Вместе с панегириком Даниела и памятной записью самого Мхитара, сохранившейся в древнейшем списке его сборника речей, оно проливает свет на деятельность одного из видных вардапетов средневековой Армении – педагога, литературного деятеля, искусного писца и миниатюриста. Достоверное и краткое житие вардапета Мхитара 573 Ко всем глубоким сочинениям, созданным и написанным святыми отцами и первыми вардапетами, была присовокуплена память о них – о том, к какому народу они при надлежали, из какой страны и какой местности [происходили] и в какое время были созданы и записаны их боговдохновенные поучения. Так и мы сочли необходимым кратко описать начало и конец жизни блаженного отца нашего святого Мхитара, святейшего вардапета, [поведать] о том, в какое время он жил, у кого учился, кто были его соученики, в какое время он достиг зрелости и с какой неустрашимостью и мужеством завершил он свой жизненный путь. В царствование нечестивцев и гонителей – Харбанды 574 и его сына Бусаита 575 из народа стрелков, а также в царствование Ошина 576 и сына его Левона 577 , на армянской земле Киликии, в патриаршество владыки Акопа Анаварзеци 578 и в архиерейство Закарии 579 на Ахтамарском престоле [подвизался] трижды блаженный отец наш, преисполненный Божьей благодати великий вардапет Мхитар из области Каджберуник 580 , села Керман, сын благочестивых родителей. Блаженный Мхитар был еще отроком десяти лет, когда умерли его отец и мать. И сородич их, монах по имени Андреас, усыновил его и обучил письму и грамоте. Мирские игры и прогулки не занимали его, как [других] детей, но с великим прилежанием и охотой он читал Священное писание и, будучи еще по возрасту мал, постиг премудрость науки. И предводитель области мудрый и праведный епископ владыка Хачатур, увидев с каким преуспеванием раскрылись в нем духовные дары, рукоположил его в священники. И он по дарованной ему мудрости приступил к изучению Священного писания, зажегшего в нем неугасимый огонь любви к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Особое отношение М. к Рождеству Пресв. Богородицы не случайно. Существует предание о том, что Мхитар Себастаци в молодости в стенах Севанского мон-ря тяжело заболел. Практически ослепнув, он молился на коленях перед образом Пресв. Богородицы и вопрошал: неужели ему не суждено претворить в жизнь свою мечту, создать монашеское братство? В ответ он услышал: «Свершится!»,- после чего зрение к Мхитару вернулось. Поэтому члены братства М. именуют себя приемными детьми Св. Девы, что написано и на гербе ордена. В нач. XIX в., когда Венеция входила в состав Французской империи, Наполеон объявил о приостановлении действий религ. сообществ на территории всей империи. Однако на основе предоставленного М. прошения 17 авг. 1810 г. Наполеон специальным указом признал конгрегацию М. научной орг-цией - «Армянской академией», и разрешил ее деятельность. До наст. времени наряду с уставом Мхитара Себастаци М. следуют также разработанной им программе. Благодаря этому плану деятельности М. сыграли выдающуюся, едва ли не главную роль в деле культурного возрождения арм. народа. М. удалось сохранить и опубликовать множество памятников древней арм. письменности и уберечь многие из них от уничтожения. Лингвистические исследования Арменоведческие и др. научно-теоретические исследования Мхитара Себастаци и М. непосредственно связаны с арм. реалиями своего времени. Одним из главных критериев оценки научных работ для М. являлась степень их полезности развитию арм. научной и интеллектуальной мысли в целом. С этих позиций трудами первостепенной важности признаны лингвистические исследования, работы по истории арм. языкознания и лексикографии. Труды Мхитара стали основой научной традиции М. в этих сферах. В XVI-XVII вв. в среде утерявших родной язык армян большое распространение получило использование арм. письма для записи текстов на тур. языке. Специально для армян, занимавшихся этим, в 1722 г. Мхитар написал труд «Введение в грамматику», посвященный грамматике нового лит. арм. языка ашхарабара. В 1730 г. он опубликовал «Грамматику грабара» (древнеарм. языка), к-рая стала первым учебником по арм. лексикологии, соответствовавшим научным достижениям нового времени. В нем проанализированы и систематизированы морфология и синтаксис грабара. В условиях многообразия диалектов, создающих сложности в орфографии и фонетике грабара, Мхитар посвятил специальные разделы вопросам правописания, фонетики и произношения. Мхитар также является автором капитального труда по грамматике ашхарабара, к-рый так и не был издан. Венцом лингвистической мысли М., как и всего арм. языкознания XVIII в., стала «Грамматика армянского языка» Микаэла Чамчяна, изданная в 1779 г. Лексикография

http://pravenc.ru/text/2564514.html

Г. Овсепян путем скрупулезного текстологического анализа и сравнения сохранившихся редакций пришел к выводу, что автор жития не М. Каланкатуаци, самый ранний по времени источник о жизни Степаноса Сюнеци, и что первоначальный текст был написан ранее X века 145 . Каланкатуаци кратко изложил житие Степаноса Сюнеци на основании имевшегося у него под рукой текста. Киракос Гандзакеци целиком следует Каланкатуаци. Мхитар Айриванеци пользуется Каланкатуаци и знаком с Киракосом, однако его сведения о Степаносе Сюнеци гораздо богаче. К числу сведений о Степаносе, которых нет у Каланкатуаци и Киракоса Гандзакеци, относятся сведения об отце его, протоиерее города Двина, и подробности о смерти и похоронах Степаноса Сюнеци. Следовательно, как правильно полагает Г. Овсепян, существовал первоначальный текст, который был использован Каланкатуаци. Общность между Мхитаром и Каланкатуаци объясняется общностью их древнего первоисточника. Орбелян, будучи знаком с Каланкатуаци и Киракосом Гандзакеци, целиком и полностью следует Мхитару Айриванеци, местами буквально излагая его мысли. Отличие от текста Мхитара Айриванеци лишь в хвалебном слове, которое добавлено к житию Степаноса Орбеляном. Из всех этих редакций наиболее ценные и богатые историко-литературные сведения содержит редакция Мхитара Айриванеци. Кроме этого первоначального источника, касающегося собственно жития Степаноса Сюнеци, Мхитар Айриванеци пользуется Историями Гевонда (VIII в.), Ухтанэса (X в.), Самвела Камрджадзореци (X в.), Самвела Анеци (XII в.), Вардана Аревелци (XIII в.), памятными записями Степаноса Сюнеци к его переводам, различными агиографическими источниками. Несмотря на некоторый компилятивный характер текста, отсутствие цельности изложения и т. д., он представляет для историков большой интерес, так как сообщает сведения из утерянных трудов или глав книг вышеупомянутых авторов. Так, пользуясь утерянным трудом Самвела Камрджадзореци, Мхитар Айриванеци сообщает о нахарарской и епископской разрядных грамотах гораздо больше, чем Степанос Орбелян.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010