2. Ин. 17:2 . так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Ин. 3:35 ; Лк. 3:6 ; Мф. 11:27 ; Ин. 6:37, 39, 5:21, 10:28 . Глубочайшее основание этого прославления Сына Отцом и Отца Сыном есть искупление человечества Сыном или – что то же – вечная жизнь искуплённых (2–3), что совершил Христос (4) и чем приобрёл и по человечеству Своему право на ту славу, какую имел всегда по божеству Своему (5). – Ты дал Ему власть над всякою плотию: Сын Божий, как Бог и творец всего мира и человека, всегда имел власть над всем миром и над всем человечеством; по вечному определению Божию эта неограниченная власть дана и воплотившемуся Сыну Божию по Его воплощении (ср. Еф. 1:10 ) для искупления всего человечества от греха или для дарования вечной жизни миру в духовном единении Его с примирённым Богом (ср. 6 и прим. к 5 и парал.). Но так как не всё человечество, не всякая плоть воспользуется плодами искупительной смерти Богочеловека, ибо не все усвоят их себе верой в Него, то плоды сии будут только в тех, кого Отец дал Сыну (что Ты дал Ему) или, по другому изречению Господа, кого Отец Небесный привлечёт к Нему, т. е. которые уверуют в Него (см. прим. к 6:37, 39, 44). Таковым Он даст жизнь вечную в единении с примирённым Богом (см. прим. к 3:15–16 и парал.). – Всякою плотью называется в Писании всё человечество (ср. Лк. 3:6 ; Деян. 2 и др.). 3. Ин. 17:3 . Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. 1Ин. 5:20 ; 1Кор. 8:6 . Сия же есть жизнь вечная и пр.: Господь определяется частнее, что есть жизнь вечная и именно – в отношении к прославлению Отца (ст. 1). Вечная жизнь человека состоит в познании Отца Небесного как единого истинного Бога и в познании посланного им Иисуса как Мессии. – Познание разумеется здесь как познание истинное (как должно знать, 1Кор. 8:2 ), основывающееся на вере, порождаемое и сопутствуемое верой, познание живое и действенное, а не рассудочное только и холодное (каковое нередко бывает мёртво и недейственно), познание, обнимающее все способности души (14:20). – Тебя, единого истинного Бога: в противоположность ложным или мнимым богам языческого мира (ср. 1Кор. 8:5 ; ср. Вас. В. 3, 175; Григ. Б. 3, 92). – Иисуса Христа, т. е. как Искупителя мира. Таковое познание объемлет всю сущность христианского познания по его содержанию: ибо таковым познанием (которое нераздельно с верой) усвояются познающим или верующим искупительные заслуги Спасителя как истинного посланника единого истинного Бога. Посему такое познание есть жизнь вечная, ибо поставляет человека в духовное единение с источником вечной жизни – Богом и Христом (ср. прим. к 3:14–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

– «Иудеи, Иерусалима»: Иерусалим был в Иудее, но евангелист упоминает о нем особенно вероятно для того, чтобы показать, что за Господом следовали не только жители сел и незначительных городов, но и жители столицы, более образованные, богатые и сильные. – «Идумеи»: это была страна, населенная Едомлянами и находившаяся на юг от Палестины. Идумея – греческий перевод еврейского Едом. Едомом назван сын Исаака Исав, брат Иакова. Народ, происшедший от Исава – Едома и назывался Едом, Едомляне или Идумеяне. Во время плена вавилонского Идумеяне расселились и по Палестине, заняли большую часть южной Палестины около Мертвого моря и некоторые перешли в иудейскую веру. Иоанн Гиркан впоследствии даже силой принуждал Идумеев к иудейской вере, а потому во времена Христовы было много Едомлян иудейской веры, и они-то, конечно, следовали за Христом, ожидавшимся в то время иудеями. Или, может быть, это были иудеи, поселившиеся в земле идумейской, так как тогда иудеи жили во множестве в разных местах около Палестины.– «Из-за Иордана»: жившие на восточной стороне реки Иордан, т. е. в Перее или Галааде, населенном природными иудеями. – И живущие «в окрестностях Тира и Сидона» (см. прим. к Мф.11:21 ): разумеются также иудеи или прозелиты, т. е. перешедшие из язычества в иудейство. Нет, впрочем, ничего невероятного и в том, что даже язычники из помянутых мест приходили к Господу, слыша о необыкновенных чудесах, Им совершаемых: ибо не только в Иудее, но и у язычников было в это время ожидание, хотя темное, какого-то необыкновенного человека именно в Иудее. Когда слух о необыкновенных чудесах Иисуса Христа распространился по всей Сирии (ср. прим. к Мф.4:24 ): то нет ничего невероятного, что он привлекал к Господу и лучших из язычников. Мк.3:9–12 «Ученикам Своим» – ближайшим, которых Он ранее призвал, и которые всюду теперь сопровождали Его ( Мк.1:16–20, 29:2, 14 ). – «Лодка»: может быть, принадлежавшая кому-либо Из ближайших учеников Его, рыбарей ( Мк.1:16–20 ). – «Дабы не теснили Его»: ближайшая цель удаления в лодку – теснота от множества народа. Этим, конечно, не исключается и другая цель – беспрепятственнее и свободнее учить из лодки народ, стоявший на берегу (ср. Мф.13:2–3 ), и еще дальнейшая -– удобнее и скорее переправиться на другой берег Тивериадского озера. – «Ибо многих Он исцелял»: причина, по которой так теснил Его народ. – «Исцелял»: без сомнения чудотворной силой, что показывают и дальнейшие слова повествования, когда говорится, что недужные исцелялись от одного только прикосновения к Господу. – «И духи нечистые», обуревавшие бесноватых (см. прим. к Мф.4:23 ), – « падали перед Ним» в знак покорности Его всемогущей власти над ними. – «Кричали: Ты Сын Божий»: невольное исповедание мессианского достоинства Иисуса Христа даже со стороны злых демонов.– «Строго воспрещал им» и пр.: см. прим. к Мк.1и парал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Этой стихиры, равно как и четырех за нею следующих, редкий из христиан не знает на память. Не только возрастные, даже весьма многие из малолетних умеют «пропеть пасху». Но от умения пропеть до понимания того, что поется, весьма далеко. От малолетних ясного понимания, по их раннему возрасту, нельзя еще требовать, похвально и то, что они хоть устами только славят воскресшего Господа и тем уподобляются младенцам, воспевшим славу Господа при торжественном входе Его в Иерусалим и обличившим своею песнью гордых и надменных своею мнимою праведностью фарисеев ( Мф. 21:15–16 ); к сожалению, весьма многие из возрастных, в отношении к пониманию стихир пасхальных, немногим, а иные даже и ничем не отличаются от неосмысленных младенцев 1 . Между тем в стихирах сих, при всей их краткости, самыми величественными чертами изображаются празднуемое событие и плоды искупления. Приведенная нами стихира Пасхи, преимущественно пред следующими за нею остальными четырьмя, обилует глубиною и многознаменательностью содержащихся в ней мыслей. В ней что ни слово, то новая мысль. А потому, во славу воскресшего Господа, мы предлагаем посильное изъяснение ее вниманию благомыслящих читателей. Пасха. Еврейское слово: «пасха» в Священном Писании употребляется не в одном смысле. То 2 оно значит «прехождение» Ангела губителя, прошедшего дома Еврейские в Египте, без погубления живущих ( Исх. 12:11–13; 26–27 ); то вообще словом «пасха» означается продолжение всего праздника пасхи Иудейской ( Левит. 23:4–5 ; Лк. 2:41; 22:1 ; Ин. 2:23 ); то сим словом означается агнец пасхальный, например: И рече Моисей: шедше поимите себе овча и пожрите (заколите) пасху ( Исх. 12:21 ). Об Иудеех в царствование Иосии сказано: И пожроша пасху, и пролияша священники рукама своима кровь, и левити одираша кожу (2 Парал. 35:11). О пасхе пред страданиями И. Христа сказано в Евангелии: прииде день опресноков, в оньже подобаше жрети (закалать) пасху ( Мф. 26:17–19 ; Мр. 14:12,14–16 ; Лк. 22:7–15 ). В изъясняемой нами стихире слово «пасха», судя по прилагаемым к ней качествам, например, «пасха непорочная», надобно разуметь в последнем из показанных нами смысле, то есть в смысле агнца пасхального. Только здесь идет речь не о ветхозаветном пасхальном агнце, а о новозаветном, божественном Агнце, закланном на кресте за грехи мира, Господе нашем И. Христе. В смысле пасхального агнца наименование пасхи прилагает к Господу Иисусу Христу и св. Апостол Павел. «Пасха наша», – говорит он, «за ны пожрен бысть Христос» ( 1Кор. 5:7 ). В том же смысле прилагается в Иисусу Христу наименование пасхи и в каноне пасхальном, например, «Христос новая пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Песни 9-й припев).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Он не только привлекал их к благовестию Царства (Лк 8. 1-3) и возлагал на них ответственное служение (Лк 9. 1-16), но и совершал великие чудеса в присутствии одних учеников: укрощение бури, исцеление гадаринского бесноватого (Мф 8. 23-34; Мк 4. 35 - 5. 20; Лк 8. 22-39). «Укрощение бури вызывает у учеников недоуменный вопрос: «Кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?» (Лк 8. 25 и парал.). Ответ подразумевается, но ученики еще не нашли его. Господь укоряет их за отсутствие веры и продолжает воспитание. При воскрешении дочери Иаировой (Лк 8. 40-56; Мф 9. 18-26; Мк 5. 21-43) присутствуют родители отроковицы и ученики, притом не все, а только ближайшие. Допущение учеников объясняется заботою о их воспитании. Воспитанию учеников служило и чудо насыщения пяти тысяч, и связанное с ним чудо хождения по водам». В Евангелии от Марка (6. 52) «чудо хождения по водам связывается с чудом насыщения именно в его воспитательном значении... Господь хотел, чтобы ученики узнали в Нем обетованного Мессию. Но к этому исповеданию они должны были прийти от полноты любящего сердца. Воспитание учеников было воспитание любви, оно вытекало из любви и совершалось в любви. В нем не было принуждения» ( Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001. С. 46-47). Господь постоянно учил и воспитывал учеников не только словом, наставлением, вразумлением и ободрением, но и личным примером смирения, служения, сострадания, снисхождения, милосердия, великодушия, мужества, терпения, кротости и любви. Господь избрал учеников, «доверчивых, как детей, не зараженных мечтами ложного просвещения, и предоставил Себе уже их образование, и учил их не только словом, но и делом, одних и пред народом, в доме и на пути, на суше и на море… Одним словом - очищал и просвещал их ум и сердце, приготовлял к полнейшему излиянию в них Духа истины и освящения» ( Горский. История. С. 160). Господь воспитывал апостолов в усвоении высших умозрительных и вероучительных истин о Небесном Отце и Его абсолютной надмирной благости, о Сыне, о Его спасительной миссии в мире и Воскресении, о Св.

http://pravenc.ru/text/155352.html

8). – Ждите обещанного от Отца: с этим для человеческого чувства тяжелым повелением – оставаться во враждебном им городе тотчас соединяется утешительное обетование, величайшее обетование – о ниспослании им всесильного покровителя и руководителя от всемогущего Отца. Речь идет, очевидно, о полном излиянии даров Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (ст. 5; ср. Деян.2:2 и д.). Отчасти они получили уже от Господа дары Св. Духа ( Ин.20:21–22 и прим.), но полного излияния на них этих даров они должны были еще ожидать в Иерусалиме, что и совершилось в день Пятидесятницы. Господь называет здесь это сошествие Св. Духа обещанным от Отца (ср. Лк.24:49 : обетование Отца), так как Бог-Отец в Ветхом еще Завете через пророков дал обетование об излиянии Св. Духа во времена Христовы (ср. Ис.44:3 ; Иоил.3:1 и др.). О чем вы слышали от Меня: указывается не на подобную речь Господа, записанную у ев. Луки ( Лк.24:49 ), ибо та речь и рассматриваемая здесь, кажется, одна и та же. Господь указывает на речи свои об этом обещанном от Отца, сказанные еще до страданий Его. Таковы речи Его о помощи им от Духа Божьего в деле их проповеди и во время гонений ( Лк.12:11 и дал.; Мф.10:20 и парал.), таковы в особенности (ср. Злат. и Феофил.) речи Его об ином Утешителе в последней прощальной беседе Его с учениками, где Он с особенной полнотой раскрыл им учение об имеющем прийти к ним Утешителе – Духе Святом ( Ин.14:15–17 ; Ин.14:26 ; Ин.15:26 ; Ин.16:7 ; Ин.16:12–16 ). «Знай же, какую необходимость оставаться в Иерусалиме Господь возложил на них данным обещанием: чтобы по вознесении они не разбежались снова, этим ожиданием, как бы какими узами, Он удерживает всех их там» (Феофил., ср. Злат.). 5. Ибо Иоанн крестил водою; а вы чрез несколько дней после сего, будете крещены духом Святым. Иоанн крестил водою и пр.: об этом сошествии Св. Духа на апостолов говорили древние пророки, говорил сам Христос, говорил и предтеча Его – великий Иоанн Креститель. Господь указывает на изречения Иоанна Крестителя, записанные у евангелистов ( Лк.3:16 ; Ин.1:33 и парал.), который говорил, что грядущий по нем (Мессия) будет крестить своих последователей Духом Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

– «Отпущу»: дам свободу, освобожу от суда и преследования. Лк.23:17–25 . «А ему и нужно было» и пр.: таков был в то время обычай. См. прим. к Мф.27 и дал.– «Весь народ стал кричать»: народ возбужден был к тому хитростью, настойчивостью и наглостью своих начальников. См. прим. к Мф.27:20 . – «Варавва был» и пр.: см. прим. к Мф.27и парал. Ев. Лука подробнее других указывает на преступление Вараввы, дабы яснее показать несправедливость определения Пилатова и беззаконие народа при этом противопоставлении виновности Вараввы и невинности Иисуса Христа (ср. ст. 25). – Когда и по какому случаю произведено было Вараввой в городе (Иерусалиме) возмущение и убийство, неизвестно. – «Снова возвысил голос»: см. Мф.27:22–23 и прим. Ср. Мк.15:12–14 . – «Превозмог крик их»: по сказанию ев. Иоанна, они обвиняли самого Пилата в измене римскому императору ( Ин.19:12–15 ). – «Решил быть по прошению их» – предал в их волю на распятие. См. прим. к Мф.27:26 . Мк.15:15 . Лк.23:26 . «Когда повели»: ев. Лука совершенно опускает сказание об истязаниях Иисуса Христа во дворе Пилата, о которых повествуют первые евангелисты, Мф.27:27–31 . Мк.15:16–20 . – «Симона Киринеянина»: см. прим. к Мф.27:32 . Мк.15:21 . Лк.23:27–31 . Сказание о женщинах, плакавших о Господе, и о речи его к ним составляет особенность Евангелия от Луки. В его Евангелии не раз упоминается о женщинах, расположенных к Господу; он же повествует и об этом событии, когда сострадание к Господу некоторых из женщин в последний раз посыпало так сказать цветами тернистый путь Его на Голгофу. – «Великое множество народа и женщин» и пр.: как обыкновенно при публичных казнях, и здесь собралась великая толпа народа и провожала мнимого преступника на место казни. В этой толпе были и женщины, глубоко сострадавшие невинному Страдальцу. Это тем замечательнее, что по обычаям иудеев, по крайней мере позднейшим, не дозволялось никому выражать какими-либо знаками сострадание преступникам, ведомым на публичную казнь. Женщины, упоминаемые здесь, презрели таковой обычай (если он был в то время) и громко, рыданием, изъявляли свое сострадание к измученному уже и еще ведомому на мучение Учителю народному.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Главное ударение в Ин. лежит не на изложении фактической стороны евангельской истории, а на воспроизведении учения Христова, которое и составляет в больших речах, приводимых Иоанном, основное содержание четвертого Евангелия. В передаче Ин., учение Иисуса существенно отличается от Его же учения в изложении синоптиков. Различие касается как формы учения, так и его содержания. У синоптиков учение Иисуса имеет ударение по преимуществу практическое и часто облечено в форму притч. В Ин. ударение – догматическое и преобладающая форма учения есть форма больших речей. В речах попадаются и притчи: о нивах, готовых к жатве ( Мк.4:35–38 ), о дворе овчем ( Мк.10:1–5 ), о зерне пшеничном, падшем в землю ( Мк.12:24 ), о виноградной лозе ( Мк.15:1–6 ), о рожающей женщине ( Мк.16:21 ). Сюда же можно отнести образ препоясания в слове Воскресшего Петру ( Мк.21:18–19 ). Но Иоанновские притчи сильно отличаются от синоптических. Это различие получило выражение даже терминологическое. У синоптиков притчи называются παραβολαι (ср. Мф. Мк.13:3, 10, 24, 31, 33, 34, 53 и др.), у Иоанна –παροιμαι ( Мк.10:6 ; ср. 16:25). Синоптические παραβολαι отмечены пластичностью и движением. Иные притчи представляют собой маленькие рассказы с занимательной фабулой. Иоанновские παροιμαι лишены движения. Они дают как бы моментальный разрез: нечто постоянно наблюдающееся или неизменно повторяющееся. Застывший образ содержит учение о вере. Даже заповедь любви в Евангелии любви имеет ударение не на практическом осуществлении любви, а на ее догматической сущности. Являя любовь, ученик Христов соделывает себя участником божественной жизни. Единение Отца и Сына есть единение любви (ср. гл. 15). Надо сказать, однако, что и это различие в учении можно не доводить до степени неразрешимого противоречия. Речи Христовы, даже в изложении синоптиков, не чужды догматического элемента. Отрывок Мф. Мк.11:25–27 =Лк. Мк.10:21–22 звучит совершенно по-Иоанновски. И среди синоптических παραβολαι иные имеют неприкровенно догматическое значение. Такова, например, притча о злых виноградарях (Мф. Мк.21:33 и сл. и парал.), которая должна быть понимаема как философия истории. Тем не менее, и с этой стороны, непосредственное впечатление заслуживает полного внимания. Учение Христово в Ин. звучит иначе, чем у синоптиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Всех этих отступников от веры в Иегову, которые не слушались гласа Господня (ср. ст. 2), когда „Он простирал к народу руки Свои“, Господь предаст мечу и закланию. Последний раз Господь взывал к народу священными устами Иисуса Христа ( Мф. 23:35–39 и парал. Лк. 13 ). 13 . Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; 14 . рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа. 15 . И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем, 16 . которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, – потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих. (Ст. 13). Голодны будут отвергнувшиеся Господа, ибо ( Ис. 3:1 ) „отнимет Господь у Иерусалима и Иуды подкрепление хлебом и водою“... „и будут ( Ис. 8:21 ) они бродить по земле угнетенные и голодные... и озлобленные“ 1828 . (Ст. 14). Они будут в стыде (ср. Ис. 1:29 ) и сердце их будет разрываться от скорби. Едва ли нужно прибавлять, что глад и жажда духовные и скорбь, и стыд, и сокрушение духа, все это испытали отвергнувшие Христа Иудеи после вознесения Господа на небо; точно также как исполнилось и пророчество следующих стихов 15–16, ибо имя Иудей, Jew, Juif, Jude, Жид, сделалось поношением, ибо народ, как собирательная единица, перестал существовать 1829 . Он, как народ, убит Богом. Своих же рабов, заменивших народ избранный ветхого Завета ( Ин. 1:11–12 ), Господь назвал другим именем, не по имени плотского родоначальника Израиля 1830 , а по имени Самого Бога воплощенного Христа Иисуса (ср. Деян. 11:26 ). Клятва „Богом истины“ передается в Вульгате и в некоторых западных переводах выражением: „in Deo атеп“. Слово Аминь соответствует слову истина; и выражает торжественное согласие на заключенный договор, как это мы и видим во Втор. 28:14–26 (исполнение этого см.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Рекомендуемая литература по теме семинара: 2; 3; 4; 5; 6; 15; 16] Домашнее задание Что говорил Господь о богатстве? Ссылки на Евангелие обязательны. Значение слов: «маммона», «мера» ( Лк. 16:6–7 ) «порфира» 6, с. 78; 15, с. 189–190], «виссон» 6. с. 459; 15, с. 189–190], «любостяжание» с. 293], «лоно Авраамово» 15, с. 190]. Что означает имя «Лазарь»? 15, с. 190]. Привести примеры из Священного Писания Ветхого и Нового Завета людей богатых, но и благочестивых. Содержание и контекст притч о богатстве: о безумном богаче ( Лк. 12:13–21 ) с. 151–152], о богаче и Лазаре ( Лк. 16:19–31 ) 15, с. 188–192]. Сравнить повествование о богатом юноше в Мф. (19:16–23), Мк. (10:17–24) и Лк. (18:18–24) 15; 16]. Отметить уникальные места. Как и в связи с чем Господь осуждает сребролюбие? Каким образом Господь показал тщетность упования на богатство? Содержание и контекст притч о рассудительности: о неверном управителе ( Лк. 16:1–13 ) т. 2, с. 201–228; 15, с. 182–185]; о строителе башни, о царе, идущем на войну ( Лк. 14:25–35 ) с. 173–176]. Найти в рекомендуемой литературе объяснение следующих понятий и реалий, встречающихся в тексте Евангелия Лк. 12:15 имеется в виду жизнь земная или вечная? Лк. 12:19 «душа» 15, с. 152–153]; Лк. 12:21 «богатеть в Бога» Лк. 14:26 «возненавидит» с. 173–174]; Лк. 14:33 «отрешится «от всего» План семинара I. Учение Господа о богатстве (путь на Страсти) Богатство само по себе не есть зло, оно нейтрально (примеры ветхозаветных богатых и благочестивых праведников: Авраам, Иосиф, Давид, Соломон), важно отношение к нему; Священное Писание Ветхого Завета об отношении к богатству: «богатство аще течет, не прилагайте сердца» (по-русски: «когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца») ( Пс. 61:11 ); Средство для наследования жизни вечной – исполнение Закона и пророков: ответ книжнику ( Лк. 10:25–28 ), ответ богатому юноше ( Лк. 18:20 ), слова Авраама в притче о богаче и Лазаре ( Лк. 16:27–31 ); Но богатому трудно войти в Царство Небесное ( Мф. 19:23 и парал.);

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Это ограничение видится в постепенности откровения новозаветных тайн в В. Завете. Отсюда в новозаветной истории Ветхого Завета нашему взору представляется «ряд картин, начертанных духом пророческим» 616 и постепенно открывающих царство благодати и славы как бы в отдельных рисунках, но объединенных тождеством божественной идеи, одна другую поясняющих и дополняющих и в заключительных по времени рисунках, представляющих почти новозаветное изображение этого царства, являясь конечно все-таки картинами, а не живыми действиями, что предлежало тому времени, когда пришел Христос, чтобы исполнить (закон и) пророков ( Мф. 5:17 ). Всю историю Нового Завета в Ветхом, сообразно новозаветному толкованию последнего, можно представить в четырех главных картинах: 1 . Явление вечного по Божеству Сына Божия, Господа и Творца мира, в мире в определенном времени и месте, как Сына Человеческого, предваренное пришествием вестника Его. 2 . Свойства явившегося Богочеловека и Его первые действия в мире и на мир. Он, как Пророк и Пастырь, облеченный силой свыше. 3 . Тайна искупления Богочеловеком мира. Его первосвященническое служение. 4 . Царство Христа. Основание, распространение и судьба этого царства 617 . 1) Явление вечного по Божеству Сына Божия, Господа и Творца мира, в мире в определенном времени и месте, как Сына Человеческого, предваренное пришествием вестника Его. Псал. 2:7 ; –109, 1. 3 (32:6; Прит. 8 ); –101, 26–28; Дан. 7:13 ; Быт. 3:15 ; Исаии 7:14; Быт. 13:15 ; и срод.; – 43:10; Числ. 24:17 ; Исаии 11:1; Дан. 9:24–27 ; Мих. 5:1 ; Мал. 3:1  (срав. Исаии 40:3). Как вы думаете о Христе? Спрашивает иудеев Сам Бог, явившийся во плоти ( 1Тим. 3:16 ); чей От Сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид в Духе, (ν πνεματι) называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? ( Псал. 109:1 ). Итак, если Давид называет Его Господом: как же Он – Сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова (Мф. 22:42–46 сн. парал.). Из всего хода речи Господа очевидно, что она направляется к тому, чтобы из приведенного в ней ветхозаветного места вывести свидетельство о Божестве Мессии. «Так как иудеи на первый вопрос (чей Сын)? Его не дали правильного ответа; потому что назвали Его простым Человеком, то дабы опровергнуть их погрешительное мнение о Нем, приводит слова Давида, в которых Псалмопевец проповедует Его Божество» 618 . Следуя объяснению Господа (а не превратному иудейскому 619 ) и Апостолы толковали этот псалом о Христе вообще (сн. Деян. 2:34–35 ; 1Кор. 15:25 ; Евр. 1:13; 10:13; 5:6; 7:17,21 ) и в частности именно также о Божестве Его в Деян. 2:34–35 , как это очевидно из ст. 36, и в Евр. 1:13 , как это открывается из контекста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010