Книга пророка содержит пророчества о страданиях Спасителя, запустении Иерусалима, кончине мира 5 октября. ПРАВМИР. Святой пророк Иона жил в VIII веке до Рождества Христова и был преемником пророка Елисея. Книга пророка Ионы входит в состав Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима, кончине мира. Кроме пророчеств, в книге Ионы рассказано, как он был послан Господом к ниневитянам с проповедью о покаянии (Иона 3, 3 — 10). Господь наш Иисус Христос в беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими от Него знамения, сказал, что им не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы пророка: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12, 40). Из этих слов Господа становится ясным преобразовательное значение Книги пророка Ионы в отношении Крестной смерти, сошествия во ад и Воскресения Господа Иисуса Христа. Обличая нераскаянность и упорство иудеев, Господь сказал: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф. 12, 41). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 апреля, 2022 18 апреля, 2021 7 октября, 2019 2 октября, 2019 15 сентября, 2019 21 августа, 2019 11 августа, 2019 24 марта, 2019 6 октября, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-svy...

составитель Терещенко Т. Н. ВРАЖДА Вы изволите вопрошать мою худость, дабы вас научить терпению против обидящих и враждующих на вас, а как – нас научает Спаситель наш Иисус Христос в Евангелии от Матфея:А Я говорю вам: не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два; и еще: А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных( Мф. 5, 39–41, 44–45 ). Итак, внимая этому евангельскому учению, мы обязаны всячески молиться за творящих нам напасть. Так же подтверждает святой апостол Павел, пиша к Римской Церкви в главе 12, стих 17:никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками… будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его… ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья( Рим. 12, 17–21 ). Да видим, прелюбезнейший, каковое нам учение преподает Сам Спаситель Господь наш Иисус Христос и возлюбленный Его ученик святой апостол Павел, просветитель вселенной, ясно научает, как нам поступать с обидящими и ненавидящими нас. И в дополнение во вседневной евангельской молитве, всегда читаем: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Стих 14: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный ( Мф. 6, 14–15 ) (прп. Лев, 20). Скажите ей, что во искушении ее требуется терпение и сознание своих немощей, признание своих грехов и самоукорение, на что Бог призрит и умиротворит враждующих на нее. А ежели будет обходиться с прекословием, вздором и злопомнением, то более воздвигнет на себя гонения и скорби (прп. Лев, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

1 Patrologia Orientalis. T. XIX. P. 511 — 512. 2 Ovres completes de Gennade Scholaris. T. I. Paris, 1928. 3 Лк. 11:28. 4 Лк. 11:27—28. 5 Лк. 10:41. 6 Первая Красота — Бог. 7 Т. е. без ущерба для Себя. 8 Кор. 7:32. 9 Рождения Господа нашего Иисуса Христа. 10 Ср: Лк. 1:43 и Мф. 3:14. 11 Вероятно, следует понимать душу и тело и соответствующие им добродетели, которые все в лице Пресвятой Девы нашли совершенство. 12 Лк. 11:27—28. 13 Ин. 1:1. 14 Т.е. мip. 15 С этого места св. Георгий Схоларий говорит о Флорентийской унии, представляя слушателям всю пагубность ее как для православного сознания, так и для Византии. 16 2 Тим. 4:3. 17 Гал. 5:44. 18 Т.е. апостольское служение. 19 Гал. 1:10. 20 Ин. 5:44. 21 Здесь говорится о принятии греками на Флорентийском соборе римско-католического учения о превечном исхождении Духа Святого не только от Отеческой, но и от Сыновней Ипостаси, что выражается в словах «Filioque», внесенных латинянами в Никейский Символ веры. Св. Георгий Схоларий подчеркивает, что это учение противоречит непосредственным словам Господа нашего Иисуса Христа, говорящего, что Святой Дух исходит от Отца (Ин. 15:26) и др., а также противоречит православному учению, находящемуся у Св. Отцев, которое ставит Отца единственным Началом бытия Св. Духа. 22 Мне представляется, что здесь намек на св. Марка Ефесского. 23 Флп. 4:9. 24 2 Тим. 2:23—24. 25 Это место не совсем ясно; возможно, что оно, как заключающее непосредственный политический совет, небезопасный для дипломатических отношений Византии с Западом, сознательно сказано прикровенно. Св. Георгий советует обратиться «к народам» ( τα θνη ): этим термином прежде всего обозначаются варварские народы. Быть может, св. Георгий советует императору и Сенату резко изменить политику, порвать с Западом и заключить союз с турками. Лучше быть под турками, чем потерять Православие. Такой смысл намечается и в некоторых иных местах Слова св. Георгия Схолария. 26 Быть может, абсолютную нейтральность. 27 Быть может, среди турок. 28 Это было время постоянных и ни к чему не приводящих диспутов, обычно имевших место во дворце императора, между ревнителями Православия и сторонниками Унии или непосредственными латинянами, о несерьезности которых св. Георгий Схоларий упоминает и в своем письме к св. Марку Ефесскому, см.: Patr. Oriental. T. 17.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3025...

О добродетели Изо всех сил взращивай в себе добро к людям. Сильней сдави сухой ствол своей души, и всегда сможешь выдавить, словно капли воды, добро, оправдание для прощения врагов, а значит, одержать над ними духовную победу – победу добром. Людям часто кажется, что, если бы они находились в иных обстоятельствах, они были бы лучше. Богатому кажется, что добродетели мешает богатство, бедному кажется, что – бедность, ученому – ученость, невежественному – невежество, больному – болезнь, старому – старость, молодому – молодость. Это самообман и признание своего нравственного поражения. Если бы святой царь Лазарь покинул поле битвы, то считался бы побежденным; но он остался и сложил голову в бою, но считается победителем. Адам утратил веру в раю ( Быт. 3:8–10 ), Иов укрепил веру на гноище ( Иов. 2:7 – 10 ). В битве на Косовом Поле, которая произошла 15/28 июня 1389 г., погиб князь Лазарь и большинство сербской знати. Князь Лазарь был обезглавлен. Турецкий султан Мурат, пораженный мученической смертью князя Лазаря, позволил забрать его тело двум монахам. Тело святого князя было погребено в православной церкви Вознесения Господня в Приштине. Пророк Илия ни разу не сказал, что голод мешает ему быть послушным Богу ( 3Цар. 17 )! И царь Давид не говорил, что корона мешает его послушанию ( 1Цар. 25 ). Если зажжешь все свои добродетели, словно огромные свечи, хорошо сделаешь. Но если при этом не победишь в себе славолюбие, оно, как ураганный ветер, погасит все свечи. Ты снова зажжешь их, но ветер снова их задует. Потому сначала останови ветер. Добродетельные люди заботятся о том, чтобы их жизнь принесла достойные плоды, а не о славе и похвале соседей. Слава сама сопутствует им, как эхо. Даже если эхо не всегда слышится на земле, оно непременно отзывается на небе. Ибо жизнь настоящего человека всегда связана с небом и вечностью. Когда Христос творил добро, Он часто решительно запрещал говорить об этом ( Мф. 12:11–16 ; Мк. 1:34; 3:10–12; 8:25–26 ; Лк. 4:40–41 ). Святые Божии усвоили Его учение и избегали людской славы как огня. Некая римская матрона отправилась из Рима в Египет, чтобы увидеть святого Арсения Великого . Арсений принял ее, но, когда она стала восхвалять его, он быстро вернулся в келью и закрыл за собой дверь. Другой евангельский наследник говорил: «Всякое похвальное слово обо мне заново открывает исцеленные раны моей души».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Разделы портала «Азбука веры» Может ли Бог принять прощение от бесов если они Его у него попросят (но это вероятно на 1%, а может и вообще её нет)? Похожие вопросы 6 Ответов Согласен с Кириллом. Бесы не способны просить прощения и покаяться. Вспомним случай с гадаринским бесноватым, когда ни один из 2000 бесов не покаялся перед Богом, имея на то отличную возможность. Они все просто решили забраться в свиней. Мк. 5:6–15 Может, конечно. Но бесы уже не покаются Церковное учение свидетельствует о том, что бесы никогда не будут восстановлены в своем достоинстве светлых ангелов и не станут снова служить Богу. Хотя, по мнению свт.  Димитрия Ростовского , диавол, в отличие от человека, был лишен шанса на покаяние в силу своих высоких дарований и качеств, а также отсутствия внешнего искушения ко греху, свт.  Василий Великий  допускал возможность такого шанса, но только до тех пор, пока лукавый не погубил человека: Может быть, что до сотворения человека и для диавола оставалось еще какое-нибудь место покаянию. И эта гордыня, как ни застарела была болезнь, могла однако восстановить себя в первобытное состояние, позаботившись уврачевать в себе болезнь покаянием. Но как скоро явились и устроение мира, и насаждение рая, и человек в раю, и заповедь Божия, и зависть диавола, и убиение возвеличенного, с тех пор заключено для диавола и место покаянию. Ибо, если Исав, продав первородство, не нашел места покаянию, то остается ли какое место покаянию для того, кто умертвил первозданного человека и через него внес смерть? Говорят же, что пятно, сделанное на одежде человеческой кровью из раны, никак не может быть отмыто, но вместе с одеждой состаревается изменение цвета, произведенное кровью. Посему и диаволу невозможно изгладить с себя кровавое пятно и стать чистым. Учение о невозможности покаяния и восстановления для бесов в их нынешнем положении, является догматическим и основанным на Слове Божием: « Поскольку же они осуждены навечно, они никогда не смогут стать причастниками Божественной благодати, как сказано:   „Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его”  ( Мф.25:41 )» (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 21). Падшие ангелы соблюдаются Богом « в вечных узах, под мраком, на суд великого дня » ( Иуд.1:6 ).

http://azbyka.ru/vopros/mozhet-li-bog-pr...

Разделы портала «Азбука веры» Певец – низший чин православного клира , низшая степень церковнослужителя . В певцы посвящает епископ через хиротесию . Служение певца – пение во время богослужения . Посвящёнными певцами могут быть исключительно мужчины. Посвященный в певца неженатый христианин имеет право вступить в брак. «Звание певца, или, по уставу церковному, «канонарха», т.е. возглашателя гласа октоиха, прокимнов и прочего, было также, как и звание чтеца, известно еще в Ветхозаветной Церкви. Ветхозаветные псалмопевцы ( 1Пар.9:33 ), священнопевцы, певцы и певицы ( 1Пар.23, 5 ; 1Ездр.2:42 ; 65; 2Ездр.5:27, 41 ) разделялись на два клироса ( Неем.12:31-47 ), между которыми был начальник хваления и молитвы ( Неем.11:17,12,46 ). В Новом Завете звание певца освятил Сам Господь и апостолы, которые после тайной вечери «воспевши пошли на гору Елеонскую» ( Мф.26:30 ). В первые времена существования Церкви Христовой пение разрешалось всем присутствующим при богослужении. В 364 году Лаодикийский собор 15 правилом постановил, чтобы только певцы, «состоящие в клире, на амвон входящие и по книге поющие, пели в церкви». В 10 правиле Карфагенского собора указывается епископу при поставлении певца произносить: «Что поешь устами, в то веруй сердцем, а во что веруешь сердцем, исполняй на деле». Певцы, или псалмисты, в древности составляли низшую степень чтецов. Современный чин поставления чтеца и певца в основе своей греческого происхождения. Он состоит из нескольких частей, входивших некогда в чины поставления других церковнослужительских должностей, которые к первой половине XV века были упразднены. Например, первая молитва чина на поставление чтеца и певца в древней Церкви составляла самостоятельное молитвословие на возведение особого должностного лица при патриархе, который назывался «депотатом». Депотат должен был во время совершения крестных ходов идти впереди и освобождать путь патриарху и самой процессии, и, кроме того, его обязанностью было в положенное по чинопоследованию архиерейской Литургии время предшествовать с лампадою выносу Евангелия на малом и Святым Дарам на великом входах.

http://azbyka.ru/pevec

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет роб Господень — величайшая христианская святыня, гробница вблизи Голгофы в Иерусалиме, место погребения тела Иисуса Христа после распятия. Также это главный алтарь храма Воскресения Христова. С IV века Гроб Господень является основным центром паломничества. Евангельские источники ( Мф. 27: 60 28: 8 ; Мк. 15: 46 16: 8 ; Лк. 23: 53 24: 24 ; Ин. 19: 41 20: 11 ) кратко описывают место погребения Спасителя: оно находится недалеко от места распятия, в саду. Гробница была вырублена в скале богатым человеком Иосифом Аримафейским, членом синедриона. Туда ученики положили снятое с Креста тело Иисуса Христа, после чего закрыли ее вход камнем, который был «весьма велик». Произошло это в 30-е годы I века. По свидетельству Святителя Кирилла, епископа Иерусалимского, изначально перед входом в нее было вытесанное в скале пространство, но его убрали, чтобы лучше выделить гробницу; камень, которым была закрыта гробница, еще лежит перед ее входом, и сохраняются следы сада. В начале XII века игумен Даниил впервые описал Гроб Господень на русском языке: «Гроб же Господен собою таков: это как бы маленькая пещерка, высеченная в камне, с небольшими дверцами, через которые может, став на колени, войти человек. В высоту она мала, а в длину и в ширину одинаково четыре локтя. И когда входишь в эту пещерку через маленькие дверцы, по правую руку — как бы скамья, высеченная в том же пещерном камне: на той скамье лежало тело Господа нашего Иисуса Христа. Сейчас та святая скамья покрыта мраморными плитами. Сбоку проделаны три круглых оконца, и через эти оконца виден этот святой камень, и туда целуют все христиане. Пять больших лампад с маслом висят в Гробе Господнем, и горят беспрестанно лампады святые день и ночь». В правление Константина Великого , поруганная язычниками -римлянами гробница была заново открыта. Часть скалы Гроба Господня была отделена от массива и дополнительно архитектурно оформлена «колоннами и множеством орнаментов», превращая «почитаемую пещеру в сверкающее украшение». Так появилась кувуклия — небольшая (6 х 8 м) купольная часовня, заключающая в себе Гроб Господень и придел Ангела. Описание

http://azbyka.ru/art/svyatoj-grob-gospod...

Скачать epub pdf 57. День Святой Троицы. Пятидесятница. О значении Святой Троицы в нашем спасении (Ин. 7:37–52; 8:12) «Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой» ( Ин. 7:38 ). Десять дней, братия и сестры, прошло после вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо. Все эти десять дней по завету Христа апостолы вместе с Богоматерью пребывали в непрестанной молитве и посте. Десять дней они готовили себя быть достойными принять обещанного им Утешителя – Святого Духа. И вот день настал. Дух Святой ощутимо и видимо сошёл на апостолов. Внезапно с неба раздался великий шум, поднялся сильный ветер (дыхание бурно), и Дух Святой в виде огненных языков почил на апостолах и Матери Божией. И, осеняемые Святым Духом, они благодатно просветились и утвердились в Боге. Апостолы окончательно поняли искупительное значение явления в мир Иисуса Христа и уже вполне уверовали в Него, как Спасителя мира и Сына Божия. Для них стало непреложным, что их дело – возвещать, благовествовать Евангелие всей твари ( Мф. 16:15 ). Для этого они и получили благодать Святого Духа с дарами языков, мудрости, благовестия, пророчеств, чудотворений и прочими дарами ( 1Кор. 12:4–10 ). Во всём этом и заключалось великое чудо сошествия Святого Духа. Когда апостолы шумно заговорили на разных языках, то на этот шум сбежались люди. Из них многие стали смеяться, думая, что апостолы пьяны. Но апостол Пётр возвысил голос и напомнил собравшимся пророчество пророка Иоиля: И будет в последние дни, – говорит Бог, – излию от Духа Моего на всякую плоть ( Деян. 2:17 ). А в сегодняшнем Евангельском чтении, братия и сестры, вы слышали слова Спасителя о реке воды живой, истекающей из чрева верующего во Христа ( Ин. 7:38 ). Живая вода – это и есть благодать Духа Святого, изливающаяся на каждого верующего во Христа со дня Сошествия Святого Духа. И в этот день мы сегодня празднуем. Апостолы, как видим, были не пьяны, а преисполнены благодатью Святого Духа. Чудо сошествия Святого Духа и проповеди апостола Петра так повлияли на всех присутствующих, что многие, воспылав сердцем, стали восклицать: Что нам делать? и в тот же день по совету апостола Петра крестились около трёх тысяч человек ( Деян. 2:41 ). Так начала свою жизнь святая Церковь Христова. Всё духовное богатство, что мы сейчас имеем в Святой Церкви, вся благодать, исходящая от молитв и таинств её, всё это берёт начало со дня Святой Пятидесятницы. С этого дня, братия и сестры, началась на земле новая жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после освящения храма при Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии в Москве 2 сентября 2012 г. 15:41 2 сентября 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии при Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии в Москве и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончания богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы начали с молитвы в этом храме — храме святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, построенном на пожертвования людей в научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии города Москвы. Храме, который в первую очередь предназначен для тех, кто здесь лечит и лечится. Сила Божия, в сочетании с человеческими усилиями, когда люди свои человеческие усилия сопрягают с верой, обычно ведет к полному успеху. Не всегда моментально, не всегда явно, но усилия человека, споспешествуемые верой, всегда поддерживаются и благословляются силой Божией. Собственно говоря, для такого соединения Божественного и человеческого и был устроен мир. Сегодняшнее Евангельское чтение повествует о злых виноградарях (Мф. 21:33-42). Притча эта хорошо известна — как некий господин передал виноградник тем, кто должен был его возделывать и отдавать плоды. Когда же господин послал своих слуг, чтобы забрать виноград, то виноградари одних избили, других убили, а третьих убили жестоко, побив камнями. Снова посылает господин своих слуг, чтобы взять принадлежавший ему урожай, и с теми поступают так же. И даже когда он посылает сына своего со словами: «убоятся сына моего и вернут то, что мне полагается», виноградари, увидев сына, говорят: «вот идет наследник, давайте убьем его, и виноградник будет наш». И спрашивает Господь тех, к кому обращал это слово: «как вы думаете, что сделает господин, когда придет к этим злым виноградарям?» Ответ: «они будут наказаны смертью». В прямом смысле слова эта притча была обращена к тогдашнему еврейскому народу, которому Господь посылал пророков своих, но не всякого пророка принимали — многих изгоняли, избивали, побивали камнями; и даже когда Сын Человеческий, Сын Божий пришел в мир, то и Его убили.

http://patriarchia.ru/db/text/2443112.ht...

Учение о Духе Святом в Новом Завете. Часть 2: апостол Лука  Евангелие Схождение Святого Духа на апостолов С первых же глав Евангелия у ап. Луки присутствует особый акцент на действие Духа Святого в людях, что выражается глаголом pleroo (наполнять) и производными от него. Притом, это действие еще до Христа и до Пятидесятницы. У ев. Луки мы видим новое направление пневматологической темы, которое заключается в том, что Дух подготавливает пришествие во плоти Бога-Сына (рождение и наставление Предтечи (Лк 1:15), свидетельство Елисаветы (Лк 1:41), ожидание Симеона (Лк 2:26)). Контекст указывает на то, что под “исполнением” в разных случаях может подразумеваться как постоянное состояние человека (Лк 1:15, 2:25), так и конкретное действие, совершаемое в определенный момент (Лк 1:41). Дух пребывает на человеке (Лк 2:25=Суд 3:10), наполняет человека (Лк 1:15=Исх 31:3), говорит ему (Лк 2:26=Иез. 11:5). В словоупотеблении отсносительно воздействия Духа на людей, ап. Лука находится строго в рамках ветхозаветной традиции, но действия Духа представлены более интенсивно. Именно у сятого еангелиста Луки мы находим максимально подробное описание совершения таинства зачатия Богомладенца: Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк 1:35) Блаженный Феофилакт толкует: “Дух Святый найдет на Тебя, устрояя утробу Твою плодоносной и созидая плоть для единосущного Слова” . Глагол .p.rcomai (находить) употребляется также по отношению к чуду Пятидесятницы (Деян 1:8). Помимо этого Penney отмечает еще несколько параллелей начала Евангелия с началом Деяний в отношении пневматологических мест (Лк 1:41 - Деян. 2:4, Лк 3:16 - Деян 1:5) и на этом показывает структурные и тематические связи между ними . Так, св. Предтеча прорекает о Христе: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Лк 3:16). То же выражение содержится и в Мф 3:11, но у ап. Луки оно обретает значение ясного указания на грядущую Пятидесятницу . Помимо Деян 2:2-4, когда Дух явился в виде огненных языков, это сопоставляется с еще одним местом. По толкованию блаженного Иеронима, Сам “Дух Святой есть огонь, так как при сошествии Своем, Он возник в виде огня над каждым из верующих и исполнилось слово Господа: огонь пришел низвести я на землю и как желал бы, чтобы он уже возгорелся (Лк 12:49)” . Только у ап. Луки огонь выступает образом Духа Святого. Под огнем понимается Сам Дух Святой в Его действии. Имеет смысл вспомнить, что “в Ветхом Завете огонь обычно сопровождает теофанию и в некоторых текстах Сам Бог уподобляется огню (Втор 4:23, 9:3, Ис 33:14)” .

http://pravoslavie.ru/1510.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010