Курьер Пилата и авторы песнопений в порыве душевного возбуждения не придают особенного значения исторической последовательности евангельских событий и в интересах полноты и цельности картины группируют около нее события, происходившие в разное время и в разных местах: это естественное явление подтверждается бесчисленным множеством фактов из истории искусств. Предполагать прямые заимствования из одного источника, например, из Никодимова Евангелия, в данном случае едва ли нужно. Сфера, в которой сходятся здесь поэты и художники, поэтическая, а не историческая; курьер Пилата в момент своего рассказа находился под впечатлением чудных картин, виденных им при встрече Иисуса Христа и повлиявших на его душевное настроение; он изменил отчасти своему официальному долгу. Так смотрит на этот рассказ и автор актов Пилата 1742 , когда, передавая тот же рассказ курьера, опускает встречу Иисуса Христа детьми как подробность, не имеющую исторической важности. Признавая, таким образом, формальное сходство всех названных источников в представлении входа Иисуса Христа в Иерусалим, мы не видим прямых побуждений ставить нашу иконографическую форму в причинную связь именно с Евангелием Никодима. Форма эта предначертана в Евангелии Матфея, а ее свободное перемещение с одного места на другое легко могло произойти и помимо воздействия апокрифа, под влиянием требования цельности картины, подобно тому как это произошло и в свободном рассказе курьера, основанном всецело на фактах подлинного Евангелия. Торжественное вступление Иисуса Христа в Иерусалим сопровождалось очищением храма: вошел Иисус Христос в храм и изгнал всех продающих и покупающих в храме, опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей и говорил им: «дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мф. 21:12–13 ; Мк. 11:15–17 ; Лк. 19:45–46 ). Ев. Иоанн, говоря об очищении храма, замечает, что Иисус Христос нашел в храме также волов и овец ( Ин. 2:14–16 ). Вопрос о том, повествуют ли евангелисты о разных событиях или об одном и том же 1743 , не может быть решен на основании памятников иконографии, но различие подробностей евангельских повествований находит в них свое отражение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Сии-то люди плоды благих дел, не в высокоумии, или роптании, или малодушии, но как говорит Лука 24 , в терпении приносят иные тридесять, иные шестьдесят, иные же сто, по мере благодати Божией, приходя от силы в силу; и полагая к небеси в сердце своем восхождения, получают по мере дел своих чрез заслугу Христову блаженное воздаяние. Рассуждение из притчи о семени § 8 I. Богочеловек Иисус, предлагая проповедь свою к слушателям своим, изобличал их нерадение о спасении своем, и холодность к слушанию слова своего. Се есть живой пример для служителей и пастырей церкви Божией, чтобы и они в проповедании слова Божия прилежно наблюдали лице, время и все то, что к назиданию слушателей надлежит; чтобы погрешающих мнение старались опровергнуть словом Божиим; чтобы живущих беззаконно, жестоко и без стыда обличали, объявляя им гнев, и казни вечные, быть непременно имеющие. Сие Спаситель учинил сам, когда фарисеев обличал то в скупости, то в гордости, то в погрешительных мнениях учения их. Лк. 11:40–52; 19:45–46. Мф. 23:13–33. Не должны убо проповедники быть соль обуявшая; не должны быть пси немые, не могущие лаяти; не должны быть зрители слепые, которые видеть ничего не могут; не должны быть наемники, которые ради прибытка, и к угождению людскому проповедь свою наклоняют: но должны настоять временно и безвременно, запретить, умолить, обличить, да совершен будет человек на всякое дело благое уготован 25 . § 9 II. Но и слушатели отсюду должны научиться терпению и покорности, дабы никогда на сеющих слово Божие не досадовать, не разжигаться ненавистью и гневом, а особливо тогда, когда почувствуют от проповедников в себе какое-либо обличение: но должны притом слушатели знать, что проповедники сие делают по должности своей, основывающейся на повелении Божии: крове от руки стража взыщу 26 . Должны и то слушатели ведать, что должность проповедников есть дело Святого Духа, обличающего мир о гресе, и о правде, и о суде 27 . Вси убо противляющиеся проповеди слова Божия, противятся Святому Духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Лк.11:45 . «Некто из законников»: искусный, сведущий в законе, ученый. Законники могли не принадлежать ни к какой секте, но по своим убеждениям и правилам жизни многие из них очень похожи были на фарисеев, почему мы и видим из Евангелий, что они часто действуют против Христа совокупно с фарисеями. И упоминаемый здесь книжник вероятно не принадлежал к секте Фарисеев, но почувствовал, что слово Господа попадает и в его нравственную рану и бередит ее, а потому он с болью откликается на это слово, говоря, что Господь, обличая фарисеев, тем обижает и их, книжников, и законников. Так нечистые совестью обижаются правдивым словом, хотя бы оно было обращено не прямо против них! Лк.11:46 . «И вам, законникам, горе» и пр.: см. прим. к Мф.23:4 . Такой образ действий свидетельствует об отсутствии в них любви к ближним, потому возвещается им горе. Лк.11:47–51 . «Строите гробницы» и пр.: см. прим. к Мф.23:29–36 . У ев. Луки несколько короче изложена эта речь, чем у ев. Матфея, но по местам яснее. – «И соглашаетесь с ними» осуждая лицемерно отцов своих за то, что они избивали пророков (ст. Мф.23:30 ), вы, дети их, делаете в сущности то же, что и они, или еще и хуже (ср. прим. к Мф.23:31–32 ). – «Премудрость Божия сказала: пошлю» и пр.: по-видимому, делается указание на ветхозаветное изречение, но там такого изречения нет, да и необычно в подобных случаях употребление слова премудрость. По сопоставлению с Матфеем Мф.23надобно полагать, что Господь называет здесь премудростью Себя самого, как воплотившуюся ипостасную премудрость Божию, под именем и образом которой Он изображается еще в Ветхом Завете (гл. Притч.8 ). Премудростью Сын Божий называется потому, что Бог через Него открыл свою премудрость как в творении мира, так и в искуплении (ср. Кол.1:13–18 . 1Кор.1:30 ). – «Пошлю к ними» пр.: см. прим. к Мф.23 и дал. Лк.11:52 . «Взяли ключ разумения» и пр.: см. прим. к Мф.23:13 . Здесь предмет берется несколько частнее, чем в параллельном месте Евангелия Матфея. Фарисеи и законники взяли себе ключ разумения, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Блаженны рабы те...». Этим приточным изречением Господь хочет указать на несомненность праведного воздаяния, какое получат при открытии славного Царства Мессии все верные Его слуги: господин сам таким рабам окажет столько же внимания, сколько и они ему, так и Мессия достойно вознаградит бодрствующих Своих рабов. «Во вторую стражу, и в третью стражу». В первую стражу, т.е. в начале ночи несколько рабов могли и так не спать, убирая кое-что по дому. Но не спать во вторую и третью стражу – это значило уже бодрствовать намеренно. Здесь евангелист Лука держится древнего иудейского деления ночи на три части, или стражи, Марк в Мк.13:35 держится позднейшего, римского, деления ночи на четыре стражи. «Вы знаете, что если бы ведал...» (см. Мф.24:43–44 ). Лк.12:41 .  Тогда сказал Ему Петр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем? Лк.12:42 .  Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба? Лк.12:43 .  Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Лк.12:44 .  Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Лк.12:45 .  Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, – Лк.12:46 .  то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. Лк.12:47 .  Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; Лк.12:48 .  а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. О вопросе апостола Петра сообщает только один евангелист Лука. Петр недоумевает относительно притчи о рабах, ожидающих господина, – к одним ли апостолам она относится или же ко всем верующим. В ответ Петру Господь говорит притчу, которая приведена и у Матфея ( Мф.24:45–51 ). Если же у Матфея упоминается о «рабе», а здесь о «домоправителе», то, очевидно, это не противоречие, так как на Востоке домоправители большей частью брались из рабов. Затем в 46-м стихе евангелист Лука говорит, что участь раба будет такая, какую имеют вообще люди неверные, а Матфей ( Мф.24:51 ) вместо слова «неверные» употребляет – «лицемеры». Стихи 47–48 представляют собой дополнение, сделанное евангелистом Лукой. Раб, знавший все, чего желает его господин, и все же не приготовивший что нужно, будет наказан тяжко. Не знавший же воли господина будет не так наказан в случае неисполнения этой воли, но все же будет наказан за то, что «сделал достойное наказания» (а что именно – Господь не говорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Могут возразить, что сам по себе тропарь является поздним, поскольку появляется в рукописях не ранее ΧV в., однако это не означает позднего появления самого текста, о чем свидетельствует именование Киева «Материю градов». В светском отношении он перестал быть таковым с 1169 г. после погрома, учиненного войсками Андрея Боголюбского, в церковным отношении — после переноса митрополии вначале во Владимир (со второй половины ΧΙΙΙ в.), а затем в Москву (с 1326 г.). К тому же сравнение св. Владимира со св. апостолом Павлом присутствует и в первой редакции канона. Что касается образа жемчуга, содержащегося в традиционном тропаре св. князю Владимиру , то он присутствует как в каноне святителю Клименту, так и в службе св. равноапостольного князя Владимира: Ходотая намъ к Богоу iako носяще ракоу ныне Климентову обидемъ iako бисры бо оуглие мощныя блщaщaia носитъ избавления просимъ. Сравним: Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, На высоте стола сдя матере градовъ, богоспасаемаго Киева, испытуя же и посылая к Царскому граду увдети православную вру, обрелъ еси безценный бисеръ — Xpicma Для правильной интерпретации гимнографического текста необходимо выявление и понимание библейских цитат и аллюзий, лежащих в его основе для последующего использования метода библейских тематических ключей. Первая из них — притча Господа Иисуса Христа о купце, ищущем добрых жемчужин: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13:45–46). Гимнографическое истолкование «бисера» как Христа является неслучайным: еще со времен Оригена в христианской экзегезе образ жемчуга связывается со Христом. Кроме того, в христианской традиции поиск связан с подвигом и жертвой. Св. Ириней Лионский так интерпретирует это место: ««Это означает, что проповедь (Евангелия) надлежит предпочитать всему: ...ибо она многоценна, как жемчуг, и доставляет тысячекратное благополучие... Если не продашь (всего), не купишь. Если душа твоя не будет озабоченной и ищущей, то ты не найдешь его. И надлежит не только воздерживаться от житейских (забот), но и быть бдительным, поскольку истина — единственна, а не множественна. Поэтому и сказано: “найдя одну многоценную”» .

http://pravoslavie.ru/70960.html

Мы не жалуемся, мы просто делаем то, что от нас требуется, чтобы научить своих детей следовать за Христом. — Что является самым большим вызовом для тех, кто занимается миссионерской работой в США? В чем главный вызов для Вас как пастыря и в целом для православных христиан в США? — Лично для меня самая главная проблема – это не успокоиться и не остановиться на достигнутом. Священники здесь очень заняты. Большинство из нас работают по 40 часов в неделю на другой работе, чтобы иметь возможность служить. Вдобавок к этому есть службы по выходным и праздникам, крестины, похороны, свадьбы, церковная школа, молодежные группы, катехизация и многое другое. Так что очень легко сказать себе: «Ты уже и так много сделал – а теперь успокойся и отдохни». Но как можно успокоиться, когда еще так много нужно сделать? Я постоянно борюсь с ленью. Так что в этом мой главный вызов. Но Вас, наверное, в первую очередь интересует вопрос, почему в США сложно быть православным и заниматься миссионерской работой? Я думаю, что самая большая проблема – это величайший разрыв между православным пониманием жизни на земле и тем пониманием, которое характерно для нашего общества. Общество учит нас тому, что нужно увеличить свое удовольствие здесь и сейчас, потому что жизни после смерти нет. Это может стать настоящим препятствием, потому что наши прихожане могут отвернуться от истинной веры и начать во всем потакать себе. Но положительная сторона тоже есть, ведь в нашем обществе всегда были и будут люди, которые понимают всю абсурдность такого миропонимания. Им ясно, что в нашей жизни должна быть более значительная цель, чем просто угождать себе. Эти люди ищут Православие, даже если они об этом не знают, и когда они его находят, они похожи на человека из притчи: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13, 45-46). Главный вызов состоит в том, чтобы найти по-настоящему ищущих людей, и удержать в ограде Церкви тех, кто уже нашел истинную веру.

http://pravmir.ru/pravoslavnyj-filtr-dly...

Нужно увидеть «конец» лицемеров, когда его совсем не видно – видеть вопреки очевидности. »Конец» ахарит – также: итог. «Итог человеку – мир… итог [жизни] нечестивых – истребиться» ( Пс.37 /36:37, 38). Каков «итог» жизни тех, кто паразитирует на вере в Единого Бога? Пс.72:18             Итак, на скользких [путях] Ты поставил их,                         низверг их в [пропасти] пустот. «Скользких» – также: гладких. «Устами гладкие [речи] – двояким сердцем они говорят» ( Пс.12 /11:3). Это те, чья «гортань – открытый гроб», они «языком своим оглаживают ( Пс.5:10 ). Итог жизни точно соответствует ее содержанию, поскольку оно затрагивает истины веры. Здесь не говорится о страстях человеческих или грехах житейских – общечеловеческих. В народе, которому открылся Единый Бога, его вожди говорят »гладкие« речи – лицемерные и коварные 397 . Чем это обернется? «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное пред человеками» ( Мф.23:13 ). «Гладкие» речи станут «скользкими» путями в бездну Аваддон: «Ты низверг из в [пропасти] пустот» – они обречены падать в преисподней из пустоты в пустоту» (см. Пс.12 /11:3). «Итог» жизни лицемерных вождей народа Божьего – Аваддон. Пс.72:19             Как они пришли в разорение – мгновенно,                         кончились, свершились – от ужасов. «Разорение» – самое страшно: «придите, видьте дела Божии – какие Он произвел разорения на земле» ( Пс.46 /45:9); такое может быть сказано только о плене Вавилонском (разрушение храма) и об истреблении Иерусалима и второго Храма. Предательство в вере вождей народа покрывается таким «разорением». «Мгновенно» – таков был конец бунтовщиков против Моисея: «Я истреблю их во мгновение» ( Чис.16:21 ); Корей, Дафан и Авирон «живыми сошли во ад» ( Чис.16:33 ). «Кончились» – пришли к концу (погибли, редкий глагол; Ис.66:17 ). «Свершились» – пришли к завершению. «Совершенные» бывают двух родов – праведные ( Пс.15 /14:2) и конченные. «От ужасов» – термин употребляется в связи с внезапной и страшной, и бесследной гибелью: «вечер – и вот ужас, прежде утра – нет его» ( Ис.17:14 ); «во ужасы ты стал – и нет тебя вовек» ( Иез.27:36 ); «ужасами Я сделаю тебя, и нет тебя» ( Иез.26:21 ) 398 . Итак,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Оракул многовещанного Аполлона, когда ради пришествия во плоти Владыки Христа указано ему молчать, вопреки ожиданиям язычников, как и следовало, онемел. И в этом могут убедиться все. Но почему же ты не хочешь усовеститься или хоть устыдиться, произнося речи в защиту бессловесных и жалких богов своих, выставляя на вид их нелепости и гнусности? Если угодно тебе послушаться меня, то гораздо приличнее будет, если уподобишься ныне молчанию оракула из святилища. 42. Монаху Фавстину Что скорбишь, мятёшься, ропщешь и жалуешься, ропотник? Зачем выказываешь нетерпение и малодушие, вместо того чтобы мужественно переносить случившееся с тобой? Вспомни о Том, Кто говорит, советуя: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения ( Сир. 2:1–2 ). Ибо знай, что без суда Божия никого не постигает скорбь. Поэтому: Надейся на, Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа ( Пс. 26:14 ), и Он помилует тебя. 43. Монаху Кириллу Ты говоришь, будто твой грех ничтожен? Но ради него ты отступаешь от Бога и оскорбляешь Бога нарушением Божественных заповедей. Подумай, когда кто-либо убьёт взрослого или умертвит младенца, он одинаково становится убийцей и судится как убийца. Поэтому также и подвергшийся такому падению не войдёт в Царствие Небесное. 44. Ему же Не ропщи, человек, потому что монаху не подобает роптать, даже если случится тебе подвергнуться смертной опасности, исполняя послушание братства. Как сказано: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается ( Лк. 10:16 ). Так и апостол пишет: Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя ( 1Кор. 10:10 ). Поэтому, если не хочешь погибнуть, прекрати роптать. Или как можешь ты, воздевая руки ко Господу, молиться, по апостольскому Преданию: без гнева и сомнения ( 1Тим. 2:8 ), когда ропот порождение гнева. 45. Монаху Илиодору Тем, кто многими трудами и потами, долгое время боровшись со сластолюбием, сподобились наконец дарования бесстрастия, дозволяется общение с подвижницами. А кто, подобно тебе, обременены еще сластолюбивыми страстями, тем возбраняются столь опасные беседы, чтобы они свои и чужие души не ввергли в бездну. Потому что без особой надобности не должно и смотреть на женщин, будь то монахини или мирские. Мирянам же, приглашающим нас в свои дома, дабы мы сотворили там молитву, должно отвечать с евангельским смиренномудрием: я недостоин ( Лк. 7:6 ), но поскольку ты веруешь, что монашеская молитва принесёт тебе пользу, и как ты веровал да будет тебе ( Мф. 8:13 ). И все любящие нас отцы и братия упрошены будут мною искренно помолиться о мирянах, имеющих в том нужду. 46. Монаху Леониду

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

«Прокаженные», в свою очередь, изолированы от общества не из страха заразиться, а так как их считают «нечистыми», способными осквернить членов святого народа Божьего. Предписания были жестокими: «На котором эта язва… должен кричать: «Нечист! Нечист!». Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно» (Лев 13:45–46). В таком обществе, как Галилея, где отдельный человек мог жить только интегрированным в собственной семье и деревне, это отъединение было трагедией. Исключенные из совместной жизни общества, эти страждущие составляли, вероятно, самый маргинальный его слой. Но действительно ли они оставлены Богом? Спаситель прежде всего идет именно к ним. Он подходит к тем, кого считают покинутыми Богом, прикасается к прокаженным, к которым никто не прикасается, пробуждает доверие в тех, кому закрыт доступ в Храм, включая их в народ Божий так, как Он Сам это понимает. Они первые должны ощутить милосердие Отца и приход Его Царства. Их излечение — лучшая «притча» для того, чтобы все поняли, что Бог — это прежде всего Бог страдающих от незащищенности и изоляции. Иисус «прикасается» к больным. Иногда Иисус «берет за руку» больного, чтобы передать ему силу и вызволить из болезни. В другой раз он жестом благословения «возложил руки» на больного, чтобы окутать его добротой и любовью Бога. Порой он «простирает руку и касается» страдальца, чтобы выразить свое радушное принятие, близость и сочувствие. В первую очередь подобным образом он поступает с прокаженными, исключенными из жизни общества. В то же время Господь Иисус не мирится с существующим обществом. Болезнь и отверженность так тесно связаны друг с другом, что исцеление не возымеет эффекта до тех пор, пока больные не будут интегрированы в общество. Поэтому Спаситель стирает барьеры, отделяющие их от остальной общины. Люди должны не бояться больных, а принять. В Евангелиях по-разному описывается осуществление Спасителем Своего намерения вернуть их к общественной жизни: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мф 9:6); «Пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им» (Мк 1:44); «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь» (Мк 5:19).

http://blog.predanie.ru/article/kto-zhal...

Царство же, о котором говорил Христос, коренным образом отличалось не только от их представлений о желательном для Иудеи будущем, но и от всяких описаний земных царств вообще. Отличалось настолько, что Христу приходилось разъяснять, о каком Царстве Он толкует, с помощью притч — ёмких и образных поучений, в которых невиданное и неочевидное описывалось через хорошо известные вещи и понятия. Например, Христос сравнивал Царство Небесное с крохотным зернышком, едва заметным глазу, которое со временем прорастает и превращается в огромное ветвистое дерево, в кроне которого вьют гнезда птицы (Мф 13:31–32). В другой притче Господь уподоблял Царство Небесное кладу, зарытому на ничем внешне не примечательном поле: тот, кто знает об этом кладе, продает все, что имеет, и покупает поле — теперь он обладатель несметного сокровища (Мф 13:44). Еще Он изображает Царство Божие как прекрасную жемчужину: чтобы купить ее одну, опытный купец продает всё свое состояние — и в итоге становится гораздо богаче, чем был (Мф 13:45–46)... Во всех этих (и других) притчах есть нечто общее: речь в них идет о чем-то, не заметном поверхностному внешнему взгляду, о какой-то незримой для внешнего мира работе, которая совершается втайне, но преображает все вокруг. Со временем это становится очевидно для всех. Не придет Царствие Божие приметным образом , — предупреждал Христос Своих слушателей, ожидавших, что вот еще совсем немного, и странствующий учитель сделается царем, — и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть  (Лк 17:20). Царство Небесное — это состояние приобщенности человека к Богу и та сердечная радость, которую дает такому человеку Господь, — вот о чем говорил Христос. То же самое несколько десятилетий спустя проповедовал апостол Павел: Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе  (Рим 14:17). Слова о Святом Духе в данном случае очень важны. Ведь, казалось бы, праведность (то есть ощущение спокойной уверенности, когда знаешь, что живешь по правде), мир, радость — всё это чисто внутренние состояния. Но в том-то и дело, что рождаются они в человеке не сами собой, а только когда в нем присутствует Сам Господь — Дух Святой, третье Лицо Святой Троицы. Каждый христианин призван сделаться, по слову апостола Павла, храмом Духа Святого (1 Кор 3:16,17). А для этого наши отношения с Богом, конечно же, должны радикально перемениться. Господь может войти в нас, только если мы откроемся для Него, по-настоящему, безоговорочно доверимся Ему. Как дети доверяют родителям. Как когда-то доверял Богу Адам. Но только — уже зная, что бывает, когда это доверие теряешь.

http://foma.ru/dumaete-carstvo-nebesnoe-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010