А язычники – они же внешние по отношению к Церкви. Как я могу на них повлиять? Некоторые священники взяли на себя роль учителей нравственности для внешнего мира, забывая о том, что мы все-таки Христа должны проповедовать, а не просто общечеловеческие нормы. Бывает весьма странно, когда священник, проповедник привыкает видеть свою задачу в том, чтобы людей чему-то учить, запрещать им то-то и то-то, а самое главное говорить забывает. Он о Христе не говорит, о спасении, о Воскресении, о вечной жизни, о душе: все эти разговоры кажутся уже какими-то второстепенными и ненужными. А первое – семейные ценности, нравственные ценности. Интересно, что о ценностях всегда говорят во множественном числе. Когда мы открываем Евангелие, мы там читаем не о ценностях. Мы читаем о ценности! Например, в притче о жемчужине, которую человек нашел, а потом идет и продает все свое имущество, чтобы купить эту драгоценную жемчужину (см. Мф. 13:45-46). Эта жемчужина – это же единственное число. Самая главная ценность в христианстве – это Христос. Если мы продолжим распыляться и считать, что ценности – это нравственность, семья, духовность, а о самом главном – умолчим, то это уже будет не христианство, а морализаторство. Портал «Правмир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 22 августа, 2023 15 августа, 2023 11 октября, 2016 12 октября, 2016 24 октября, 2016 14 февраля, 2024

http://pravmir.ru/zapreshhat-proshhe-che...

«Авраам сказал (Авимелеху): я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня (Быт. 20:11).» Где нет веры в Бога и страха Божия, там возможны, и действительно часто бывают убийства и всякие преступления. Только вера в Бога учит и воспитывает в человеке любовь к ближнему, жалость к нему, сострадание к горю всякого человека, кто бы он ни был. Человек богобоязненный не убьет, не украдет, не будет развратничать. Горе той стране, где люди отрекаются от Бога: там насилие и злоба, ненависть и кровопролития... «И предложена была ему пища; но он сказал: не стану есть, доколе не скажу дела своего. И сказали: говори (Быт. 24:33).» У труженика Божия на первом плане дело, а потом уж отдых. Жизнь коротка, а дела кругом много! Господи! Какая масса около нас добрых дел! Только начни, и работы появится в изобилии, и работы самой полезной и нужной, — и для внешнего блага, и для спасения вечного! Иногда от рубля зависит жизнь человека!.. К сожалению, мы ленивы на доброе, утомляемся от всякого нравственного напряжения, спешим к преждевременному отдыху. С Божией помощью возьмемся за усиленный труд во благо ближних и славу Божию, а отдохнем мы там, за гробом! «И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал... Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство (Быт. 25:29—34).» Так и теперь люди продают свое духовное спасение: вечную, блаженную, радостную, прекрасную жизнь в обителях Отца Небесного за внешние чувственные блага. А почему? Потому, что спасение вечное требует от нас много трудов, лишений, воздержания. А люди желают покоя, они устают, они предпочитают видимое, хотя и призрачное греховное наслаждение трудному и дорогому вечному блаженству... Не так поступает христианин: он продает все блага земные, отрекается от них, а покупает взамен бесценный бисер: блаженную вечную жизнь со Христом Богом (Мф. 13:45—46).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

Наиболее ярко оно выражено в первом тропаре праздника: Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, На высоте стола сдя матере градовъ, богоспасаемаго Киева, испытуя же и посылая к Царскому граду увдети православную вру, обрелъ еси безценный бисеръ — Xpicma, Избравшаго тя, яко втораго Павла, и Оттрясшаго слпоту во святей купели душевную вкупе и телесную. Темже празднуем твое успение, людие твои суще, моли спастися державы твоея Российския начальникомъ и множеству владомыхъ . Для правильной интерпретации гимнографического текста необходимо выявление и понимание библейских цитат и аллюзий, лежащих в его основе для последующего использования метода библейских тематических ключей. Первая из них — притча Господа Иисуса Христа о купце, ищущем добрых жемчужин: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф.13:45-46). Гимнографическое истолкование «бисера» как Христа является неслучайной: еще со времен Оригена в христианской экзегезе образ жемчуга связывается со Христом. Кроме того, в христианской традиции поиск связан с подвигом и жертвой. Св. Ириней Лионский так интерпретирует это место: «Это означает, что проповедь (Евангелия) надлежит предпочитать всему: ...ибо она многоценна как жемчуг и доставляет тысячекратное благополучие... Если не продашь (всего), не купишь. Если душа твоя не будет озабоченной и ищущей, то ты не найдешь его. И надлежит не только воздерживаться от житейских (забот), но и быть бдительным, поскольку истина — единственна, а не множественна. Поэтому и сказано: “найдя одну многоценную”» . Соответственно, посольство связывается с поиском, трудами и жертвой. И, однако, жертва, которую приносит князь Владимир — духовная, а не политическая. В тропаре и в службе особо проводится идея равенства Руси и Ромейской Империи (Византии), Киева и Константинополя. Киев именуется «Матерью градов», что соответствует греческому слову «μητροπολις», — одному из титулов или наименований «Царского града», т. е. Константинополя. Второй титул — «θεοσωστος» (т.е. богоспасаемый) — также относился к Константинополю.

http://pravoslavie.ru/63029.html

Притча — прекрасный способ растолковать то, что иначе может и не привлечь к себе внимания. Словарь В. Даля определяет притчу как «поучение в примере», а современное литературоведение рассматривает как «небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме». Мы будем считать притчей изречение или историю, имеющую не только очевидный поверхностный, но и скрытый глубинный смысл. Притча иллюстрирует скрывающуюся истину, она всегда заключает в себе некий важный духовный или нравственный смысл, для понимания которого от слушателей требуется интеллектуальное усилие. Еврейское слово «машаль», переводимое как «притча», также означает «пример» и «образец». Тем самым притча задает определенные модели поведения, помогает человеку сделать правильный выбор в той или иной непростой ситуации. Притча всегда включает в себя иносказание, имеет символический подтекст; греческое слово «параболи» (отсюда русское «парабола»), которым был переведен еврейский термин, буквально означает «находящийся рядом» и указывает на наличие в  притче связи между двумя (как минимум) уровнями понимания. Наше слово «притча» также содержит в себе эту идею связи, поскольку его славянское значение — «сплетенное с другим». В Новом Завете под «притчей» может подразумеваться наглядная иллюстрация, основанная на реалиях обыденной жизни: пространная — притча о сеятеле ( Лк. 8:5-18 ); краткая — притча о жемчужине ( Мф. 13:45-46 ), либо рассказ о чем-то, якобы происходившем в действительности, — притча о блудном сыне ( Лк. 15:11-32 ). Почти треть слов Христа, дошедших до нас в Евангелиях,— это притчи. Особенно много притч содержится в Евангелии от Луки — он считал их очень важными. Каждая притча обычно говорит об одной основной истине, для понимания которой необходимо вдуматься либо в предисловие (притча о безумном богаче), либо в заключительную часть (притча о немилосердном должнике); также важен контекст, в котором прозвучал назидательный рассказ. Истина и жизнь В Евангелии Христос не говорит академическим языком схоластики, не излагает тот или иной раздел учебника по догматическому богословию.

http://azbyka.ru/fiction/evangelskie-pri...

Это объясняет популярность притчей не только в Библии, но и в других культурах. К примеру, именно они принесли знаменитость Эзопу – рабу, этические уроки которого привлекали внимание благодаря тому, что они были облечены в форму историй, понятных людям из самых разных слоев общества. Притча – прекрасный способ помочь человеку понять вещи, которые в противном случае просто не привлекут его внимания. Словарь В. Даля определяет притчу как «поучение в примере», а современное литературоведение рассматривает ее как «небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме». Мы будем понимать притчу как изречение или историю, имеющую не только очевидный поверхностный, но и скрытый глубинный смысл. Говоря об одном, притча на самом деле иллюстрирует некую скрывающуюся за текстом повествования истину. Она всегда заключает в себе некий важный духовный или нравственный смысл, для понимания которого от слушателей требуется интеллектуальное усилие. Еврейское слово «машаль», переводимое как «притча», означает также «пример» и «образец», тем самым притча задает некоторые модели поведения, помогает человеку сделать правильный выбор в той или иной нелегкой ситуации. Притча всегда включает в себя иносказание, имеет символический подтекст. Греческое слово «параболон» (парабола), которым было переведено слово «машаль», буквально означает «находящийся рядом» и указывает на наличие в притче связи между двумя уровнями понимания. Наше слово «притча» также содержит в себе эту идею связи, поскольку его славянское значение – «то, что сплетено с другим». В Новом Завете под «притчей» может подразумеваться наглядная иллюстрация, основанная на реалиях окружающей жизни (пространная – притча о сеятеле Лк. 8:5–18 ; краткая – притча о жемчужине ( Мф.13:45–46 ), либо рассказ о чем-то, якобы происходившем в действительности (притча о блудном сыне Лк.15:11–32 ). Почти треть слов Христа, дошедших до нас в Евангелиях, – это притчи. Особенно много их находится в Евангелии от Луки, который считал их очень важными. Каждая притча обычно говорит об одной основной истине, для понимания которой необходимо обратить внимание либо на предисловие (притча о безумном богаче), либо на ее заключительную часть (притча о немилосердном должнике). Также следует учитывать обстоятельства, при которых она была произнесена. Истина и жизнь

http://azbyka.ru/kak-ponimat-evangelskie...

В апреле 2000 года часть прихода вышла из юрисдикции РПЦЗ и перешла в лоно Русской Православной Церкви, основав 19 апреля новый приход святого Александра Невского , расположившийся по адресу Nyhavn, 22. Современное состояние [ править править код ] Богослужебный язык: церковно-славянский, датский, греческий. При храме действуют воскресная школа и библиотека. Архитектура, убранство [ править править код ] Храм построен в русско-византийском стиле из датского красного облицовочного кирпича. Фасад украшен по фронту белым песчаником по рисунку художника А. К. Фишера. Нижний этаж облицован серым гранитом. Вход в храм широкий, крытый; лестницы выполнены из белого мрамора. По стенам входа написан 120-й псалом: «Возведох очи мои в горы…» На фронтоне в нише находится икона святого благоверного великого князя Александра Невского, написанная на плите из вулканического камня профессором Ф. А. Бронниковым. Храм освещается сводчатыми окнами с матовыми стеклами. Пол в церкви мраморный мозаичный, в алтаре — дубовый паркетный. Стены и потолок расписаны византийским золоченым орнаментом по темному фону. Бронзовое паникадило в виде креста — подарок Александра III. Резной иконостас был выполнен из темного американского ореха. Иконы написаны на холсте художником Ф. А. Бронниковым. Лития по Марии Фёдоровне возле храма, в день переноса её гроба в порт 17 сентября 2006 года На горнем месте находится картина «Христос укрощает бурю» (Мф. 8,23—27) кисти Ф. А. Бронникова; справа от входа — картина «Хождение по водам» (Мф. 14, 22—36) А. П. Боголюбова. По обеим сторонам от алтаря расположены картины из жития Александра Невского, написанные И. Н. Крамским: молитва князя с дружиной перед Невской битвой в Софии; пострижение князя в схиму. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Александр Невский, благоверный князь - 6 декабря, 12 сентября Как добраться [ править править код ] Адрес: Bredgade 53, KØBENHAVN K, 1260, Denmark Тел.: +45 26 83 51 22 (экскурсии), +45 33 13 60 46 , +45 39 62 41 22

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_блгв._...

     Помню один забавный случай в книжном магазине. Туда, в комиссионный отдел, я стал после воцерковления относить все книги, которые уже не вязались с моим новым мировоззрением. Как-то вошел парень с огромным баулом книг. Начал вытаскивать их, чтобы сдать в комиссионку. Это была куча сочинений Стивена Кинга, горы всевозможных боевиков, детективов и фантастики. Последней он достал Библию, но ее не стал сдавать, а оставил и с ней в руках уже ушел. Видимо, взял с собой, чтобы почитать в дороге. Это был первый раз, когда я наглядно увидел исполнение евангельских строк: «Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф. 13: 45–46). Я поступал точно так же, только раньше не замечал этого. Святых отцов я узнал и полюбил несколько позже: преподобного Иоанна Дамаскина, авву Дорофея, святителя Игнатия (Брянчанинова), старца Паисия и других. А еще, конечно же, «Лавсаик», Патерик, жития святых… Так я на самом себе испытал слова апостола: «Прежде душевное, а потом духовное» (1 Кор. 15: 46). Душевность, или, можно сказать, в какой-то мере интеллигентность, должна стать необходимым мостиком от человека плотского к человеку духовному. Она может сослужить хорошую службу, если ведет человека к непрерывному поиску, прежде всего в самом себе. И она же становится камнем преткновения, если утверждает в человеке самомнение. Тогда сбываются уже другие слова апостола: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2: 14). Я не могу сегодня сказать, что все эти бредбери и уэллсы давали моему уму исключительно чистое словесное молоко. Нет, конечно же. Я, как губка, впитывал в себя не только полезное, но и вредное, потому что читал все подряд бесконтрольно. То, что с годами мое чтение становилось более избирательным и духовным, – это действие исключительно Божественного Промысла. И это делает особо значимой роль родителей в эстетическом воспитании ребенка. Папа с мамой должны стать проводниками и руководителями для детей в чтении, выборе кинофильмов, телепередач, музыки, чтобы предостерегать их от дурных вкусов и развивать в чадах чувство прекрасного. Если есть это чувство, то от него очень просто возвести мысленные очи к «Краснейшему, паче сынов человеческих».

http://pravoslavie.ru/87780.html

Мельхиор (Залим Мирзоев) Большая и несомненная удача фильма – волхв Мельхиор (Залим Мирзоев). Блестящая актерская работа! Я наслаждалась каждой минутой присутствия этого персонажа в кадре (актер-мусульманин для работы над ролью испросил благословение православного священника). Мельхиор – настоящий образ мудреца. С мудростью в наше время дело обстоит из рук вон плохо, поскольку взрослые люди не желают быть взрослыми, хотят оставаться «вечно пьяными, вечно молодыми», и в результате не только пропускают все самое интересное в собственной жизни, но и младшему поколению не дают поддержки и любящего присутствия, которое должен обеспечивать опытный взрослый человек. И психологи всячески поддерживают детские поведенческие паттерны: учат не соблюдать договоренностей, избегать ответственности, не выполнять взятых на себя обязательств. Какая уж тут мудрость, когда нашего современника легко представить себе в виде трехлетнего малыша, со злобно-истеричными рыданиями катающегося по полу в супермаркете. Мельхиор – настоящий образ мудреца Мельхиор, один из трех царей-волхвов, после Поклонения отрекся от своего царства и остался наблюдать за жизнью Сына Божьего. Встреча с Богомладенцем изменила его: он потерял вкус к роскоши, к власти; отдал все это за возможность быть свидетелем земной жизни Христа, как купец из притчи отдал все свое достояние за одну драгоценную жемчужину (ср. Мф . 13, 45–46). Его диалог с Вараввой об истине, которую не нужно винить за то, что она для тебя непостижима, – один из ключевых моментов фильма. Другой сильнейший эпизод – сцена, когда Пилат (Константин Самоуков) смотрит на Иисуса, стоящего перед ним на лифостротоне, спиной к толпе. Бесконечно долгая пауза, в течение которой лицо Пилата – надменное, непроницаемое лицо римского патриция – неуловимо меняется. Меняются его интонации, голос: теряет повелительность, звучит растерянно. Он понял, Кто перед ним, и потрясен до глубины души – настолько, что пришедший просить тело праведный Иосиф Аримафейский (последняя роль Альберта Филозова) находит его больным. Диалог Христа и Пилата в фильме усечен, но это не царапает: мы видим встречу человека и Бога, это за пределами слов.

http://pravoslavie.ru/130730.html

К образам пророков Иисус обращался в Своей полемике с иудеями. В назаретской синагоге гнев слушателей вызвало более всего то обстоятельство, что Иисус провел прямые параллели между Своей миссией и эпизодами из жизни Илии и Елисея в подтверждение тезиса: Никакой пророк не принимается в своем отечестве ( Лк. 4:24 ). Иисус обличал книжников и фарисеев за то, что они строят гробницы пророкам, украшают памятники праведникам и говорят: Если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков ( Мф. 23:30 ). Притча о работниках и виноградаре. Рембрандт. 1637г. Своих оппонентов Иисус считает продолжателями гонителей пророков: Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших (мф. 23:31–32). Себя и Своих последователей Иисус, напротив, считает продолжателями дела пророков ( Мф. 23:33–39 ). В Евангелиях содержится немало параллелей между отдельными аспектами служения Иисуса и деятельностью пророков. Так, например, пророк Михей, сын Иемвлая, говорит о народе израильском: я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря ( 3Цар. 22:17 ). Об Иисусе говорится: Иисус... у видел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря ( Мк. 6:34 ). Себя Он называет пастырем добрым, который полагает жизнь свою за овец ( Ин. 10:1–11 ). Изгнание торгующих из храма. Эль Греко. 1600 г. Поведение Иисуса в храме, когда Он выгнал из него продающих и покупающих ( Мф. 21:12–13 ; Мк. 11:15–17 ; Лк. 19:45–46 ; Ин. 2:15–17 ), напомнило ученикам слова псалма: Ревность по доме Твоем снедает меня ( Пс. 68:10 ). А слова, которые Иисус обратил к изгоняемым, были не чем иным, как аллюзией на слова пророка Иеремии: Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? ( Иер. 7:11 ). Пророчество Иисуса о разрушении Иерусалимского храма ( Мф. 24:2 ; Мк. 13:2 ; Лк. 19:42–44 ) было возобновлением аналогичного пророчества Иеремии ( Иер. 7:12–14 ), а также пророчества Даниила, на которое Иисус прямо ссылался ( Мф. 24:15 ; Мк. 13:14 ). В этом пророчестве предсказана смерть Христа, за которой должно последовать нашествие иноплеменного царя, разрушение храма и прекращение левитского священства (что и произошло в 70 г. по Р. X.):

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Приведенное толкование является типичным примером того, как вполне искреннее и благочестивое желание представить Иисуса абсолютно безупречным в духовнонравственном отношении, абсолютно непричастным какой бы то ни было человеческой страсти, заставляет автора вычитывать в строках евангельского повествования (а точнее, между строк) то, чего в них нет. Евангелист Марк говорит о гневе Иисуса, выразившемся в Его взгляде. Это – свидетельство очевидца или информация, основанная на таком свидетельстве. Все остальное – интерпретация свидетельства. Кто-то может считать, что само понятие гнева неприменимо к Богочеловеку Христу, но, во всяком случае, автор одного из четырех канонических Евангелий так не считал. Если мы хотим приблизиться к образу «исторического Иисуса», самый надежный способ – держаться как можно ближе к евангельскому тексту и не пытаться между строк вычитать противоположное тому, что в нем говорится. Во всех четырех Евангелиях мы находим рассказ об изгнании Иисусом торгующих из храма. Приведем его по версии Марка: Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников ( Мк. 11:15–17 ; ср. Мф. 21:12–13 ; Лк. 19:45–46 ). Спас Ярое Око. Икона. XIV в. Повествуя об аналогичном случае, Иоанн отмечает: При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня ( Ин.2:17 ). Здесь по отношению к Иисусу употреблено слово, заимствованное из Псалтири ( Пс.68:10 ). В данном случае термин «ревность» имеет религиозный смысл, но по своей эмоциональной насыщенности приближается к понятию гнева. Сама сцена описана так, что трудно себе представить Иисуса действующим спокойно и хладнокровно: скорее, речь может идти о порыве гнева, мотивированном глубоким духовным переживанием. Читать далее Источник: Иисус Христос : жизнь и учение : в 6 кн./Митрополит Иларион (Алфеев). - Москва : Изд-во Сретенского монастыря : Эксмо, 2016-./Кн. 1: Начало Евангелия. - 2016. - 799 с. : ил. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010