Для русского уха быть Осией, а стать Иисусом – это все равно что быть Осипом, а стать Ильей. Слишком уж непохожи по звучанию имена. Но в еврейском языке Осия был Гошуа. Переименовывая его, Моисей называет его Егошуа. Это близкие по звучанию слова. И при помощи какой, думаете, буквы переименовывает? При помощи маленькой йоты! Добавленная к имени Гошуа, йота превращает его в Егошуа, то есть в Иисуса! Так вот почему сказано, что «ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5: 18). Долго мучили меня эти слова. Поскольку неясно, как могут сохранить свою значимость крючочки и черточки в законе, когда сказано: «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2: 21). Но теперь ясно, что Ветхий Завет раскрыт в Новом, облит светом, ясен и виден. А Новый Завет скрыт в Ветхом, да так скрыт, что все новозаветные события уже прошли по земле, как тени и пророчества, и имеющий глаза, чтобы видеть, способен это замечать. В истинную землю покоя, в землю, текущую молоком и медом, в истинное субботство вводит нас Иисус Христос. Христос вошел «в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9: 24); туда, в самое небо, вслед за Ним войдут и все полюбившие Его. Нам подарено Его имя и через имя подарена возможность обретать благодать. Мы можем назвать день Обрезания днем Молитвы Иисусовой, и это будет истинный Новый год, если с призыванием имени Христа будет умирать в нас ветхое, будет усиливаться в нас новое. Вооружимся же именем Иисусовым, братья, ибо воистину «имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен» (Притч. 18: 11). Рейтинг: 9.3 Голосов: 129 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии вячеслав 23 февраля 2011, 20:46 Спасибо , отец Андрей . Спаси Господи !!! Igor 28 января 2011, 13:45 Спаси и сохрани Иисус Христос Сын Божий раба своего! Ирина Филатова 17 января 2011, 06:48 Спасибо, отец Андрей! Ваша статья всколыхнула в сердце ощущение святого праздника! То трепетное ощущение, которое бывает только в храме во время праздничных служб! Это чувство трудно передать словами. У Вас получается!

http://pravoslavie.ru/44063.html

Ирмос 8й песни:  “Сей нареченный и святый день, един суббот Царь и Господь, праздников праздник, и торжество есть торжеств…” , обращаясь к теме 8й библейской песни ( Дан.3:57-88 ) лишь в самом конце:  “…в оньже благословим Христа во веки” , — в остальном построен вокруг цитаты из святителя Григория Богослова :  “Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств”  (Or. 45. 2). Ирмос 9й песни:  “Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне, и веселися, Сионе! Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего” , прославляя Матерь Божию, тем самым отсылает к Песни Богородицы ( Лк.1:46-55 ), которая является первой частью 9й библейской песни. Богословское содержание канона Тропари канона, вместе с ирмосами, раскрывают несколько самостоятельных богословских тем. Одни очевидным образом связаны с празднованием христианской Пасхи: Другие соотносят христианскую Пасху с ветхозаветными прообразами: Особо прописана в каноне тема света Воскресения Христова, который стал предвозвещением блистательного дня всеобщего воскресения из мертвых (3й тропарь 7й песни:  “…сия спасительная нощь и светозарная, светоноснаго дне востания сущи провозвестница…” ). Можно сказать, что свет пронизывает собой весь канон и так или иначе упоминается во всех его песнях, кроме 6й:  “Ныне вся исполнишася света…”  (1й тропарь 3й песни),  “Светися, светися…”  (ирмос 9й песни), и т. д. Но для созерцания этого света необходимо сделать над собой усилие:  “Очистим чувствия, и узрим Христа, блистающася неприступным светом воскресения…”  (1й тропарь 1й песни, порядок слов изменен). Таким образом, подлинное празднование Пасхи возможно лишь через “очищение чувств”, то есть покаяние, добродетельную жизнь и аскетический подвиг. На это же намекает и образ несущих светильники навстречу Жениху:  “Приступим, свещеноснии, исходящу Христу из гроба яко Жениху…”  (2й тропарь 5ой песни), отсылающий к евангельской притче о десяти девах ( Мф.25:1–13 ). Дважды упоминается тема таинства Крещения: во 2м тропаре 3й песни ( “Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе…” ) и в троичне 8й песни  (“Отче Вседержителю, и Слове, и Душе… в Тя крестихомся” ). В древности старались приурочить Крещение оглашаемых к вечеру накануне Пасхи, чтобы их церковная жизнь началась на главный праздник года. Поэтому слова  “вчера спогребохся”  могут быть поняты или как отсылка к совершению таинства Крещения в Великую субботу (ср. Рим.6:4:  “мы погреблись с Ним крещением” ), или просто как указание на предшествующие Пасхе службы Страстной седмицы.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kratkij-kom...

( Мф. 4, 19 ) Читаем у евангелиста Иоанна, что Христос, после восстания из мертвых, троекратно вопрошал Петра: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?», и Петр отвечал: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Тогда Христос сказал ему: «Паси овец Моих» ( Ин. 21, 15–17 ). Из этого видим, что пастыри, когда хотят проявить свою любовь ко Христу, должны проявить ее на деле – пасти овец Его. Христос любит Своих овец, ибо стяжал их Кровию Своею. Поэтому если кто хочет любить Христа, как каждый должен, тот должен любить овец Его, и пасти их, и представить их Ему целыми, не нерадеть о них, как делают наемники. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1336 ). Попечение о стаде Христовом является преимущественным признаком любви к самому Христу, так как для этого нужна мужественная душа ( 43, 833 ). Учитель имеет нужду в благодати Божией и мире. Если он без них будет управлять народом, то все распадется и погибнет за отсутствием у него кормила. Хотя бы он и был опытным в управлении, но если не будет иметь этого кормила – благодати и мира от Бога, то потопит корабль и плывущих ( 45, 843 ). Если не можешь обратить сотни, позаботься о десятке; если и десяти не можешь, не пренебрегай и пятью; если и пять не можешь, не презирай и одного. Бог определяет венцы, сообразуясь не с числом исправленных, а с намерением исправляющих. Святитель Иоанн Златоуст ( 46, 526 ). Руководители – пастыри и учители, которых Господь дал Церкви ( Еф. 4, 11–13 ), и их устами Сам изрекает необходимое всякому направляющее указание, (изрекает) тем, кто обращается к ним с верой и молитвенным обращением к Господу. Истину эту знают самоотверженно идущие путем Господним и без жалости к себе ведущие брань с врагами спасения. Они в своих пастырях всегда встречают помощь и вразумление, когда, смотря со стороны, и ожидать бы ее нельзя было. Ибо не к людям приходят, а к Господу, всегда готовому руководить и вразумлять через этих людей всякого, искренне и с верой ищущего у Него помощи. Святитель Феофан Затворник ( 107, 18–19 ). «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники» ( Ин. 10, 8 ), сказано не о пророках и не о Законе (как хотелось бы отвергающим Ветхий Завет, которым руководились к вере и мы, уверовавшие, услышав от Христа указания на Писания, свидетельствующие о Нем), но о лжепророках, о которых Он Сам сказал: «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали» ( Иер. 23, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Папирусы – самая молодая по времени поступления в научный оборот группа источников; у Грегори (Texmkrimik) описано только 14. Выделяются по материалу, на котором написаны. Для обозначения этой группы Грегори ввел готическую букву с цифровым индексом в верхнем регистре. Индекс соответствует очередности поступления рукописи в научный оборот. Большая часть папирусов обнаружена при раскопках в Египте, где сохранилась в песке благодаря сухости воздуха; возможно, не все они имеют местное происхождение. Папирусы датируются II–VII вв., написаны уставным (маюскульным) письмом. Папирусы 12, 13, 18 и 22 (все III–IV вв.) представляют собою остатки свитков, все прочие – остатки кодексов. Даже при фрагментарной сохранности двустороннее письмо позволяет считать, что фрагмент принадлежал кодексу. Нет ни одной папирусной книги, сохранившейся в полном объеме. Дошедшие фрагменты покрывают практически весь текст НЗ, за исключением 1–2 Тим; в 22 папирусах представлен Ин, в 18 – Мф. Самые ценные папирусы находятся в собраниях Дублина (Chester Beatty Library, в которой хранится коллекция филантропа сэра Альфреда Честер Битти, 1875–1968) и Женевы (Cologny, Bibliotheque Bodmer, по имени коллекционера Мартина Бодмера, 1899–1971). 45, III в., 30 л., фрагменты четырех Евангелий и Деяний; 46, ок. 200 г., 86 л., фрагменты посланий ап. Павла в следующем порядке: Рим, Евр, 1–2 Кор, Еф, Гал, Флп, Кол, 1–2 Фес; 47, III в., 10 л., фрагменты Откровения; 52, ок. 125 г., фрагмент, содержащий Ин 18.31–33, 37–38 ; 66, до 200 г., 52 л., содержит почти полный текст 15 глав Ин и несколько фрагментов следующих глав; 72, нач. IV в., 36 л., послания 1–2 Пет, Иуд; 75, между 175 и 225 гг., 51 л., Лк и Ин с незначительными лакунами. Число папирусов II–haч. IV вв. превышает 40. Их значение заключается в том, что они являются самыми ранними источниками новозаветного текста: 52, например, отделен от времени написания Евангелия от Иоанна всего тремя десятилетиями. Папирусы представляют состояние текста в III в. и, по мысли исследователей, позволяют реконструировать историю текста в этот ранний период. Исключительное текстовое сходство 75 с Ватиканским кодексом подтверждает теорию Хорта о высокой ценности «нейтрального текста» для реконструкции оригинала (см. ниже, с. 59–66) и создает основу для принятия некоторых чтений в изданиях Nestle-Aland26 и Nestle-Aland27. Однако в целом текст папирусов неустойчив, содержит немало индивидуальных вариантов и отражает этап первоначального распространения христианства. Большинство папирусов опубликовано. Исключительно на базе папирусов осуществлены издания Соборных посланий, посланий апостола Павла и Евангелия от Матфея. 11 В целом папирусы дают картину, согласную с результатами текстологической работы XIX-XX вв. 12

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

При этой внутренней силе слова Христова были и многоразличные внешние побуждения, которые Сам Господь представлял Своим ученикам с целью запечатлеть в них Свои слова, именно – увещание, обличение, прещение и обетования. Желая научить Своих слушателей божественным истинам Своего откровения, Господь внушал им и даже требовал от них, чтобы они были внимательны к Его слову. Он неоднократно повторял им: «кто имеет уши слышать, да слышит» ( Мф. 11:15; 13:9, 43  и др.), или говорил: «слушайте и разумейте» (15:10) 388 ! В противном случае Господь обличал Своих слушателей в невнимании. Так, однажды Симон Петр, обратившись к Иисусу Христу, сказал от лица всех учеников: изъясни нам притчу... Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? Еще ли не понимаете... (15:15–16, 17)?» Или: «еще ли не помните и не понимате о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали (16:9)?» Обличение невнимания и непонимания принимало вид угрозы, когда это требовалось. Так, например, заметив в Симоне Петре мысль, далеко несогласную со Своим и его назначением, Господь грозно сказал ему: «отойди от меня, сатана, ты мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божье, но что человеческое... (16:23–28) 389 ». Но насколько строги были прещения Господа к невнимавшим слову Его, настолько же отрадны и утешительны были обетования его искренно внимательным слушателям Евангелия. Предметом Евангелия Иисуса Христа были тайны царства Божья. Но эти тайны сам Господь уподоблял «сокровищу, сокрытому на поле, которое, найдя, человек утаил (13:44; ср. 45–46)». Это ли сокровище недостойно было всякого хранения? Однажды Симон Петр сказал Спасителю от лица всех учеников: «вот мы оставили все и последовали за Тобою, что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын человеческий на престоле славы своей, сядите и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат, и наследует жизнь вечную (19:27–29)… Ибо кто хочет душу сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (16:25; cp. 10:32)».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Разумеется, в Евангелии речь идет, прежде всего, об иудеях и эллинах, но это же сравнение можно смело использовать по отношению к мужьям и женам, к богатым и бедным, к интеллектуалам и простецам – к кому угодно, ведь в мире все постоянно расходятся, даже самые близкие и родные люди. Именно поэтому всем нам жизненно необходим краеугольный камень, на котором станут двое и будут одна плоть ( Быт.2:24 ). Просто двух человек для этого оказывается недостаточно: сами по себе они никогда не станут единой плотью, — рано или поздно их чувства охладеют, и они либо разойдутся в разные стороны, либо превратят свою жизнь в мучительное терпение друг друга. Для того чтобы такого не случилось, двоим нужно не просто соединяться друг с другом, но основывать свое единение на одном камне – на Христе. В этом случае уже ничто не сможет их разделить. Образ жемчужины. Жемчуг – изысканное, драгоценное украшение. Христос говорит: Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину; пошел и продал все, имеет, и купил ее ( Мф.13:45–46 ). Так и наша душа отправляется в мир за драгоценными жемчужинами. Всем нам необходимы пища и одежда, но всем хочется и чегото высшего. Душа это высшее ищет и, наконец, находит. Это – Христос, пребывающий в Святой Церкви Божией. Для того чтобы стяжать сокровище, нам надо оставить все. Случается так, что мы хотим приобрести эту жемчужину в придачу к остальным своим драгоценностям, так сказать, «для коллекции». У нас немало всяческих идеалов и ценностей, но и Христос не помешает, лишним не будет… Но Господь говорит, что придется пойти и продать все, что имеем, — подругому не получится. В этом смысле Христос неудобен и труднодоступен, но иначе мы никогда не станем владельцами этой жемчужины, она всегда будет для нас недосягаема. Утренняя звезда. Так часто называют планету Венера, особенно прекрасную по утрам, когда уже погасли все звезды. В предрассветном сумраке она одна сияет на темноголубом фоне. Появление на небосклоне утренней звезды предвещает скорый восход солнца, наступление нового дня. Ночь, хотя еще и не ушла совсем, уже бессильна – наступает нечто новое. Утренняя звезда – это символ надежды, бодрости, свежести чувств, волнения души и сердца. Апостол Петр пишет:

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

По сравнению с армянскими лекционариями в рассматриваемом сборнике мы находим дальнейшие изменения, какие с течением времени испытало иерусалимское богослужение при сохранении в то же время своей древней основы. Начнем опять таки с богослужения подвижных дней. 40-ца в нашем памятнике предваряется мясопустной неделей. Для нее положены на утрени 3 Евангелие Мф. 5:17–48 (6, 7 и 3 заповеди и о любви к врагам в Нагорной проповеди ), а на литургии – Лк. 7:36–50 (Господь на вечери у Симона фарисея). В сырную неделю утреннее Евангелие Лк. 12:32–40 (заповедь бодрствовать в ожидании пришествия Господа), на литургии же – наше (лишь несколько длиннее: Мф.6:16–33 ). 1 неделя поста: Мф. 7:13–29 (конец Нагорной проповеди) и Мф. 6:1–15 (о милостыне, молитве и прощении обид); 2 неделя: Мф. 22:1–14 (притча о браке царского сына) и Лк. 15:11–32 (притча о блудном) 4 ; 3 неделя: Мф. 20:1–16 (притча о работниках в винограднике) и Лк. 18:9–14 (притча о мытаре и фарисее); 4 неделя: Мф. 21:33–46 (притча о злых виноградарях) и Лк. 10:25–37 (о милосердном самарянине); 5 неделя: Мф. 23:1–39 (обличительная речь Господа книжникам и фарисеям) 5 Лк. 16:19–31 (притча о богатом и Лазаре) 6 и Ин. 9:1–38 (о слепорожденном). Как видим, для 40-цы в Иерусалим избраны едва ли не самые трогательные, в смысле побуждения души к покаянию, зачала: этим иерусалимская система сильно отличается от константинопольской, назначающей для данного периода, за исключением приготовительных дней, большую часть чтений из рядовых зачал Евангелия Марка, которые с удобством можно прочесть во всякое другое время года. Для литургии Лазаревой субботы евангелистарий назначает Ин. 11:1–45 , но пред ним помещено зачало Ин. 11:55–57 (толки евреев, собравшихся на Пасху, о Христе), часть древнего чтения при возвещении Пасхи, с не совсем понятным заголовком: ες τν δπρθεσιν предназначалось ли оно в качестве заключения к Евангелию предшествующей недели (между ними стоит упоминавшаяся выше запись), или же употреблялось при старинном обряде возвещения Пасхи, сказать трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Звал же их посланный Сын Божий и словом, вещая им: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» ( Мф.11:28 ); также: «отселе узрите небо отверсто» ( Ин.1:51 ); и еще: «грядите, яко уже готова суть вся» ( Лк.14:7 ), то есть, отпущение грехов, дар Святого Духа, усыновление и царствие небесное. Звал их и сильными убеждениями от Божественного Писания, иногда говоря им: «аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте и Мне: о Мне бо той писа» ( Ин.5:46 ), иногда же убеждая так: «аще убо Давид Господем его нарицает, како сын ему есть?» ( Мф.22:45 ) Еще же, звал их на вечерю веры в Него чрез преславные чудеса, каковые сотворил пред ними. Лк.14:18–20 .  «И начаша вкупе отрицатися вси. Первый рече ему: село купих, и имам нужду изыти и видети е: молютися, имей мя отречена. И другий рече: супруг воловных купих пять, и гряду искусити их: молю тя, имей мя отречена. И другий рече: жену поях, и сего ради не могу приити.» Какие суть те, которые, будучи званными прежде, вкупе, то есть, единодушно отрицались, и не повиновались званию? Суть сии фарисеи, книжники, законоучители и князи Иудейские. Сих первых звал Господь, так как разумевших Божественное Писание и так как научившихся от Писания о спасительном Его в мир пришествии. Но из них иные не повинулись званию, предпочитая куплю села, то есть, мирские их предложения и суетности. Ибо село означает мир, по толкованию Спасителя Христа, сказавшего: «село же есть мир» ( Мф.13:38 ). Почему они, так как рабы мирской суетности и тщеты, отрицались и говорили: «мы Моисеовы есмы ученицы. Мы вемы, яко Моисеови глагола Бог: Сего же не вемы, откуду есть» ( Ин.9:28–29 ). Иные же отрицались, извиняясь покупкою пяти супруг волов, которая означает привязанность к удовольствиям пяти чувств, составляющих пятерицу супруг. Ибо два имеем глаза, два уха, две ноздри, два орудия вкуса, язык, то есть, и небо; два осязания во всякой части, внешнее и внутреннее, то есть, бываемое на поверхности тела нашего, и внутрь проницающее даже до сердца и души нашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Просящему у тебя дай, и хотящего занять у тебя не убегай. Далее: Любите врагов ваших, благословляйте кленущих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас, и гонящих вас: да будете сынами Отца (Небесного), потому что Он велит восходить солнцу своему над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:39–45 ). Вот уроки о кротости! Может быть, уроки сии для многих покажутся несовместными с силами человеческими, и даже противными самой природе и выгодам нашей безопасности? Но слово Господне непререкаемо. Оно к невозможному не обязывает, и вредного нашему спасению не предписывает. Любить только любящих нас есть закон природы, но любить врагов есть закон благодати. Если вы будете любить любящих вас, продолжает Учитель, какой, вам ожидать награды? И мытари не то же ли делают? И если оказываете приязнь только друзьям вашим: что особенного делаете? И язычники не то же ли делают? Будьте убо совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф.5:46–48 ). В самом деле, что та за кротость, которая принадлежит и христианину, и язычнику? Что тот за христианин, который делает то же, что и язычник? Закон христианский выше, духовнее, и совершеннее закона естественного; и потому кротость христианская должна быть также выше, духовнее и совершеннее кротости естественной – языческой. Последуйте примеру кротости, который представляет в Самом Себе тот же Божественный Учитель. Он противу клевещущих на Него не возражал ни единого слова ( Мф. 26, 63 ). На многие испытания Пилатовы не противовещал ни единого ответа ( Лк.23:9 ). Пред мучителями своими был безгласен, как агнец пред стригущим его, и, вися на самом кресте, молился за распинателей Своих ( Лк.23:34 ). Вот живой образец истинной кротости! Не ему ли последовал первомученик Стефан, который молился за убийц своих с коленопреклонением, взывая: Господи, не постави им греха ( Деян.7:60 )? Не ему ли подражал ап. Павел, который говорит о себе и о других так: злословят нас, а мы благословляем; нас гонят, мы терпим; нас хулят, мы молимся ( 1Кор.4:12 )? Не сему ли образцу должны подражать и мы, желая изумиться истинной кротости? Но, слушая Учителя и следуя Его примеру, не сомневайтесь в Его помощи: не попустит вам, как свидетельствует апостол, быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так что вы будете в силах перенести ( 1Кор.10:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

В это время Писание упоминает об установлении седьмого дня ( Быт.2:3 ), брака ( Быт.1:28. 2:24. 24 ), о назначении пищи ( Быт.1:29–30. 9:3–4 ), о жертвоприношениях ( Быт.4:4 ), обрезании ( Быт.17:12 ), телесном очищении ( Быт.35:2 ), об обетах ( Быт.38:20 ), десятинах ( Быт.38:22 ), клятвах ( Быт.14:22–23. 24:2–3 ), рукоположении ( Быт.38:13–14 ) и погребении (37:29–34. 46:4. 50:10). Во всей же своей полноте установления ветхого завета явились уже при Моисее, когда богоизбранное племя Авраамово возросло в многочисленный народ и, по избавлении своем от египетского рабства, сделалось самостоятельным; возникли не постепенно, при разных случаях и требованиях, но все вдруг и в таком совершенстве, что, учреждая порядок нравственный, церковный, гражданский и семейный, предупреждали все будущие недоумения и обстоятельства. Такое явление беспримерной опытности никак не могло быть плодом соображения ума человеческого, но, очевидно, было и есть дело Божие. Установления Моисеевы сохранились неизменно в своем составе в течение почти 1600 лет, до разрушения Иерусалима и храма, как предсказали пророки и Спаситель ( Дан.9:26–27 . Мф.24:2 ). До этого времени, в которое угодно было Промыслу отменить сень законную, ни благочестие мудрых царей иудейских, ни ревность богодухновенных пророков, ни бедствия, коими Бог непрестанно обращал взоры народа Своего к обещанному Спасителю, не изменили в сущности установлений Моисеевых, а ввели в них незначительное только распространение (напр., 1Пар.25:1 . Неем.12:45–47 ). Цари и пророки постоянно внушали исполнять законы Моисеевы, обещая за хранение их Божие благословение, а за нарушение угрожая наказанием (напр., 4Цар.18:6, 12 . Неем.8, 10 . Иез.43 . Дан.9:13 ). Божественное происхождение установлений ветхозаветной Церкви и неизменное употребление их до определенного времени указывает на высокое в плане спасения мира назначение их. Они 1) внушали потомкам Авраама, что Господь есть Царь их, не только как всемогущий Царь всей земли, но и в собственном смысле, как цари мирские над своими подданными; что израильтяне, искупленные Богом от рабства египетского, есть священное Его царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010