III. Проблемы современной педагогики Две России – два вида образованности Расцерковление жизни, происходящее в России на протяжении двух последних веков, привело к тому, что изменилось мировоззрение человека, его отношение к национальной идее. Присущий допетровской эпохе взгляд на образованность как на внутреннее устроение духа в XVIII веке вследствие отпадения от веры приобрел рационалистичность, притязающую на высшее и полное познание истины. Наиболее глубоко различие между двумя видами образованности изучил один из основоположников славянофильства русский философ Иван Васильевич Киреевский . Он полагал, что возвращение утраченного возможно путем переработки «европейской образованности» в духе учений восточной патристики. I. Русь святая и Россия великая Известно, что стремление человека к истине без должного духовного руководства может повлечь так называемую духовную подмену, когда истинные ценности, смыслы жизни извращаются, стараниями врага рода человеческого приобретают ложную направленность. В Православии такое состояние называется духовной прелестью. Подобное может случиться и с целым государством, если оно теряет духовную цельность. Россия своим духовным руководителем всегда имела Святую Православную Церковь . И тот, кто продолжает ее слушать и следовать ее законам, живет в России святой, где главным политическим, экономическим и нравственным законом является евангельская истина: «Стяжите же прежде Царство Божие и правду его, и остальное все приложится» ( Мф.6:33 ). В XVIII веке в национальном сознании идеал святой Руси стал заменяться идеалом великой России, заимствованным из Западной Европы. Отпавшие от Православия, забывая, что сказано: «Царство Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ), пытаются построить прообраз такого Царства на земле. Это стремление объединяет столь разных, на первый взгляд, коммунистов, желающих построить земное Царство Божие под видом коммунизма, и демократов, мечтающих об обществе потребления. На самом деле есть два полюса, существенно отличающихся между собой, – мир Православия и весь остальной, который под различными видами представляет мир земной, падший и греховный.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Благотворительная столовая центра «Милосердие Одинцово», где ежедневно обедает от 30 до 60 человек ЖМП 7 июль 2023 /  26 июля 2023 г. 17:00 Помоги человек человеку ПРАВОСЛАВНОЕ ПОДМОСКОВЬЕ: ДЕЛА МИЛОСЕРДИЯ Церковь Христова — собрание верующих людей, возглавляемое Господом Иисусом Христом. Одна из Его заповедей — возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). А если ближний в данный момент нуждается в твоей поддержке и внимании? Заботу и помощь тем, кому она необходима, оказывают благочиния, храмы, сестричества, благотворительные столовые Московской митрополии . Курирует эту работу Межъепархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Все социальные отделы епархий работают в тесном сотрудничестве с профильными государственными и общественными учреждениями и с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви .  PDF-bepcuя. Храм у дороги Храм Гребневской иконы Божией Матери в городе Одинцове Московской области трудно не заметить, проезжая по Можайскому шоссе: у самой дороги возвышается трехъярусная колокольня XVIII века. Храм известен горожанам не только своей историей и православной гимназией, но и гуманитарным центром «Милосердие Одинцово», где пенсионеры, инвалиды, одинокие мамы и многодетные семьи могут подобрать себе одежду и обувь, бесплатно получить продуктовый набор. В этом центре организовано ежедневное горячее питание для малоимущих пожилых жителей и бездомных.   — Половина наших подопечных живет в Одинцовском районе, а кто-то приезжает даже из Можайска и Кубинки, — рассказывает координатор центра «Милосердие Одинцово» Анна Бушина.   Анна выросла на приходе Гребневского храма, куда впервые пришла вместе с мамой. Ребенком она посещала богослужения, постигала основы Православия в воскресной школе, участвовала в благотворительных концертах и акциях, которые храм организовывал для социальных учреждений на территории Одинцовского благочиния. И вместе с другими участвовала в восстановлении храма.

http://e-vestnik.ru/reports/pomogi_chelo...

В каком виде Христос устроил Свою церковь и из кого Он её составил? – «Егда бысть день, говорит евангел. Лука, призва ученики Своя и избра от них дванадесяти, их же и апостолы нарече». ( Лк. 6:13 ) Он же говорит: «По сих же яви Господь и иных семьдесят» ( Лк. 10:1 ) «Павел и Тимофей, раби И. Христовы, всем святым о Христе Иисусе сущим в Филиппех, с епископы и диаконы» ( Филип. 1:1 ). « Церковь поставляется на епископах, говорит св. Киприан, и всяким действием церкви управляют те же начальствующие лица... Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере», (ч. 1, пис. 17. стр. 139). «Ни епископ да не превозносится пред диаконами и пресвитерами, ни пресвитеры – пред народом, говорит св. Ипполит: потому что из тех и других состоит тело церкви». (Озер. стр. 74, изд. 5.; св. Златоуста читай выше в прим. 11.) «Имя церкви, говорит св. Кирил. Александ., являет собой множество уверовавших, священнослужителей и народ, пастырей и учителей, находящихся под их руководством и управлением», (ч. 7, стр. 504). «Как в теле иное начальствует и как бы председательствует, говорит св. Григорий бог., а иное состоит под начальством и управлением, так и в церквах... Бог постановил, чтобы одни оставались пасомыми и подначальными, а другие... были пастырями и учителями к совершению церкви, и имели к другим такое же отношение, как душа к телу и ум к душе, дабы то и другое недостаточное (пасомые) и избыточествующее (пастыри), будучи подобно телесным членам, соединено и сопряжено в один состав, совокуплено и связано союзом духа, представляло одно тело, совершенное и истинно-достойное самого Христа нашей Главы 15 (Озер. стр. 73 ) «Без них (епископа и пресвитера) церковь несть избрана, говорит св. Игнатий богон., ниже собрание святое, ниже сонм преподобных» (Трал. л. 7) «Замечательно, говорит св. Кирилл Иерусал., что слово собери, т. е. церковь в первый раз употреблено тогда, когда Бог поставил Аарона первосвященником» (поуч. XVIII, стр. 425 изд. 1824 г.). Из приведённых свидетельств видно, что Христос создал церковь Свою, состоящую из пастырей и пасомых неодоленною, какое устройство останется неизменным до конца мира по предсказанию Господа: «созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» ( Мф. 16:18 ). И ап. Павел говорит о церкви, что она есть столп и утверждение истины. ( 1Тим. 3:15 ; Еф. 3:21 ). А эти слова показывают, что первоначальное устройство церкви никогда не может разориться, о чём подробнее будет сказано ниже, в главе 4.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Преподобный Трифон архим. Вятский прииде в монастырь с честными иконами и братия сретоша его с честию ЖМП 9 сентябрь 2012 /  21 октября 2012 г. Уроки преподобного Трифона Вятского 21 (8) октября 2012 года исполнится 400 лет блаженной кончины преподобного Трифона (†1612), широко почитаемого православными жителями не только Вятской земли, но и всего Русского Севера. Всё это время его жизнь служит примером деятельной любви к Богу и Христовой Церкви. При этом каждое поколение духовенства, монашествующих и прихожан находит в ней назидательное для себя. В начале пути Будущий наставник монашества родился около 1546 года вдали от вятских пределов — в северной стране, нарицаемей Мезени 1 , ныне Мезенском районе Архангельской области. Когда-то здесь, на берегу реки Немнюги, всего в 60 верстах от Белого моря, находилась деревня Конешельская, которую принято считать родиной преподобного 2 . Сегодня на карте ее не найти. Время сильно изменило эти места. Однако место рождения святого не забыто — еще в начале XVIII века оно было отмечено деревянной часовней, которая сохранилась до наших дней. Местные жители называют часовню Трифон и дважды в году — на память преподобного в октябре и в четвертое воскресенье по Пасхе — совершают к ней паломничество. О детстве и юности святого известно немногое. Его родители Дмитрий и Пелагея Подвизаевы были крестьянами и сына назвали Трофимом. В скором времени отец скончался, и отрок вместе со старшими братьями остался на попечении матери. Жития не сообщают о том, как родилось и окрепло в душе будущего подвижника искание монашеского жития. Было ли оно таинственным действием благодати Святого Духа или же возникло под влиянием бесед приходского священника, встреч с насельниками северных монастырей или паломниками — неизвестно. Но уже вскоре ему пришлось сделать выбор, определивший его жизненный путь. Едва Трофиму исполнилось 17 лет, старшие братья решили его женить. Избрав из числа прислуги пригожую девицу и нарядив в красивые одежды, братья подослали ее к Трофиму. Но та, по слову жития, хотя и жало своего языка сотре, крепкого же столба не поколеба . Льстивые и блазненные глаголы девицы не смутили юноши. По слову агиографа, не блуда ради сотвориша братья сия, но како бы сочетати его женитвенным браком и удержати во отечествии своем понеже живяста во всяком обилии довольне . Но именно это событие заставило Трофима сделать выбор — или завести семью и в трудах приумножать состояние рода, или же оставить мир сей и искать Царства Божия и правды его (Мф. 6, 33) на путях иного, монашеского, жития.

http://e-vestnik.ru/history/trifon_vyats...

А. Баженов Предисловие Вопрос о книге Второзакония является частью вопроса о Пятикнижии вообще, как совокупности писаний пророка Божия Моисея. На протяжении многих веков Второзаконие мыслилось как „пятина” пяти частей закона. Это воззрение находило достаточное оправдание во всех древнейших свидетельствах, начиная со свидетельств богодухновенных священных писателей. В сознании их „книга закона“, на которую они ссылаются, как на единственный критерий для обоснования своих суждений по поводу того или иного исторического события, представлялась всегда делом рук Моисея. Моисей, по их мнению, дал Израилю написанный им самим закон Иеговы. Закон Моисеев мыслится в сознании их как нечто целое, нераздельное, представляющее собою книгу, известную под названием Торы ( Втор.28:61 ; 1Нав.1:8; 4Цар.14:6 ; 1Пар.22:12 ; 2Пар.12:1, 17:9 и др.). Эти воззрения ветхозаветных писателей разъясняют нам и другие свидетельства, по времени позднейшие. Евангельский „νμος“ в речах Христа Спасителя и Его учеников, составляя синоним 1 ветхозаветной Торы; (Мф.5:17; Лк.2:22 ; Рим.2:15 ), понимается, не иначе, как в смысле всего Пятикнижия. Младший современник Христа, иудейский священник Иосиф Флавий 2 удостоверяет, что Моисей написал закон в пяти книгах. Иудейское предание, свидетельствуемое Талмудом, не оставляет и тени сомнения в том, что Моисей дал Израилю Тору, заключённую в пяти книгах (Menachot 30а, Sanhedrin 44а, Megilla 1, 8 и др.). Заверенное такими свидетельствами представление об авторской деятельности пр. Моисея по отношению ко всему Пятикнижию долгое время не встречало никаких возражений, а потому подлинность и нераздельность писаний Моисеевых мыслились как непреложная истина. Фарисеи, напр., считали еретиком того, кто оказывался думающим иначе 3 . Однако, этих „думающих иначе“ оказалось, но мало. Еретики первых веков в стремлении унизить учение Христа, – учение, как известно, опирающееся, хотя и не всецело, на данный ветхозаветному Израилю закон и восполняющее его ( Мф.5:17 ), – стали высказывать сомнение против Пятикнижия 4 . По их почину, средневековые раввины стали отвергать принадлежность Пятикнижия Моисею, хотя и в скрытой и притом не категорической форме; (Абен-Езра XII в.; Исаак, бен Соломон – IX в.) 5 . На их основе Спиноза создал первый критический опыт решения Библейской проблемы 6 . За ним, начиная с Астрюка и Ейхгорна, потянулись целые ряды учёных, пытавшихся решить этот сложный вопрос. Однако им удалось только несколько поколебать древнюю истину, и до XVIII в. в иудейском и христианском мире мнение о происхождении Пятикнижия от Моисея оставалось господствующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Вопрос: Почему рыба является символом Иисуса Христа? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): В греческом слове ICHTHYS (рыба) христиане древней Церкви увидели таинственный акростих, составленный из первых букв предложения, выражающего исповедание христианской веры: Jesous Christos Theou Yios Soter – Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. «Если первые буквы этих греческих слов соединить вместе, то получится слово ICHTHYS, то есть «рыба». Под именем рыбы таинственно разумеется Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть. безгрешным» (Блаженный Августин. О Граде Божьем. XVIII. 23.1). Профессор А.П. Голубцов высказывал предположение: «Это буквенное значение слова ICHTHYS было рано подмечено христианскими экзегетами, и, вероятно, в Александрии – этом центре аллегорического толкования – впервые был и поставлен на вид таинственный смысл этого знаменитого слова» (Из чтений по церковной археологии и литургике. Спб., 1995. С. 156). Однако надо определенно сказать: не одно только наблюдение над буквенным совпадением привело к тому, что у христиан первенствующей Церкви рыба стала символом Иисуса Христа. Сознание древних учеников Божественного Спасителя, несомненно, находило опору для такого понимания в святом Евангелии. Господь говорит: Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7: 9–11). Символика ясна и выразительна: рыба указывает на Христа, а змия – на диавола. При насыщении более четырех тысяч человек Господь творит чудо умножения хлеба и рыбы: И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились (Мф. 15: 36–37). При другом чуде насыщения народа было пять хлебов и две рыбы (см.: Мф. 14: 17–21). Об евхаристическом понимании первого и второго насыщения свидетельствует изображение, сделанное на стене одной из римских катакомб святого Каллиста: плывущая рыба держит на спине плетеную корзину с пятью хлебами и стеклянным сосудом с красным вином под ними.

http://pravoslavie.ru/7028.html

Митрополит Онуфрий: В ваш дом пришла война, а с ней разрушения и смерть 17 ноября, 2014. митрополит Киевский Онуфрий После бури обязательно наступит затишье, время созидательной работы, время мира и спокойствия. В 2014 году отмечается важное событие в жизни Луганской епархии — 70 лет со дня ее образования. Несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на долю Луганской епархии, местным духовенством во главе с митрополитом Луганским и Алчевским Митрофаном был организован ряд торжеств, посвященных этому юбилею. Свое поздравление митрополиту Луганскому и Алчевскому Митрофану направил митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий: Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко! Дорогие отцы, братия и сестры! Сердечно поздравляю вас с 70-й годовщиной основания Луганской епархии. Страницы истории Православия на Луганщине восходят к XVI-XVII векам. В XVIII веке территория нынешней Луганской области входила в епархию святителя Иоасафа Белгородского (1705-1754 гг.). Будучи выходцем с Полтавщины, Святитель утверждал в вашем регионе православную веру. Его труды на благо Церкви Христовой принесли обильные плоды, а впоследствии и сам Иерарх был причислен к лику Святых. Сегодня Луганская епархия переживает трудные времена. В ваш дом пришла война, а с ней разрушения и смерть. Вся наша Церковь молится о восстановлении мира в вашем регионе, сострадает и сопереживает вам, ибо по слову святого апостола Павла, «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12. 26). Вы — члены нашей Церкви, вы — наши братья и сестры, вы — дороги нам, и мы молитвенно и деятельно с вами в эти дни испытаний. Мы знаем, что Господь не посылает человеку испытания выше сил. И что через испытание совершенствуется наш дух и наша вера. В эти трудные дни, дорогие мои, хотел бы напомнить вам слова, с которыми Господь наш Иисус Христос часто обращался к Своим ученикам — «Не бойтесь!». Когда апостолы ночью находились в лодке посреди Галилейского моря, Спаситель пришел к ним по водам и сказал: «успокойтесь; это Я, не бойтесь» (Мф. 14, 27). Накануне Своих спасительных страданий Господь сказал Своим ученикам: «не бойтесь, ибо Я победил мир» (Ин. 16, 33). После Своего воскресения Господь является Своим ученикам, имевшим страх перед внешними, и говорит им: «Мир вам!» (Лк. 24, 36). А поэтому и сегодня, когда пламя войны полыхает в вашем доме, мне бы хотелось напомнить и повторить вам эти жизнеутверждающие слова нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа — «Не бойтесь! Мир Вам!». После бури обязательно наступит затишье, время созидательной работы, время мира и спокойствия.

http://pravmir.ru/mitropolit-onufriy-v-v...

Разделы портала «Азбука веры» Синкретизм — 1) сочетание разнонаправленных, противоречивых воззрений; 2) объединение положений, принадлежащих различным религиозным верованиям, в единую религиозную систему; 3) (в переносном значении) равнодушное отношение к искажениям веры за счёт инославных заимствований, духовная беспринципность. Что общего между экуменизмом и синкретизмом? Экуменизм зародился на почве движения, связанного с евангелизационными кампаниями XVIII–XIX вв., проводившимися в Европе и Северной Америке. Приоритетной стратегической целью экуменического движения было способствование преодолению разобщенности «христианских» общин. Впоследствии на почве этого движения и как его детище сформировался специальный координационный орган: Всемирный Совет Церквей. По мере развития межцерковного диалога, осуществлявшегося в рамках его деятельности, особую остроту приобрёл вопрос о границах Подлинной Церкви Христовой. Естественно, что ни одна из десятков и сотен «христианских» «Церквей» не желала видеть себя вне этих границ, ведь в противном случае им пришлось бы признать себя псведохристианскими, ложными. Со временем, усилиями ряда идеологов экуменического движения, решение этого вопроса сконцентрировалось вокруг так называемой теории ветвей. Согласно этой теории, ни одно из существующих «христианских» Собраний, рассматриваемых в отдельности от остальных, не является Единою и Истинною Церковью в полном значении этого слова, в том, какое в него вкладывал Христос ( Мф.16:18 ). Все они, так или иначе, произошли от апостольской общины и поэтому все имеют право именоваться Церквями (см. подробнее: Нужен ли православному экуменизм? ). Истинная Церковь должна рассматриваться в единстве множества существующих на сегодняшний день «христианских» деноминаций . Поскольку в настоящее время между ними нет того богоподобного единства, о котором Спаситель молился Отцу ( Ин.17:22 ), постольку это единство следует мыслить потенциальным и разуметь как заветную цель. Подлинная Церковь Христова названа столпом и утверждением Истины ( 1Тим.3:15 ), но истина не может противоречить сама себе. Это значит, что единение христианских общин должно сопровождаться (помимо прочего) унификацией их вероучений.

http://azbyka.ru/sinkretizm

Святой мученик Димитрий Пелопоннесский Святой Димитрий жил на рубеже XVIII–XIX веков. Он родился в деревне на Пелопоннесе. Мачеха плохо к нему относилась, поэтому он в раннем возрасте покинул родной дом и стал бродячим каменщиком. Живя в Триполи, он нанялся подмастерьем к парикмахеру-турку. Частое общение с турецкими детьми и постоянное давление привели его мало-помалу к тому, что он отрекся от веры и перешел в ислам с именем Мехмед. Он увлек в ту же гибельную пропасть и брата, который пришел укорить его в измене. Однако, узнав, что в город приходил отец, чтобы вернуть его на путь истинный, и, не найдя, ушел, Димитрий осознал всю тяжесть своего греха, и его охватило спасительное раскаяние. Отступник решил бежать, но не сумел найти проводника, поэтому был вынужден остаться на службе у господина, постоянно терзаемый угрызениями совести. Наконец он решил сесть на корабль, идущий в Смирну. Достигнув города Магнисии, Димитрий отправился в монастырь Предтечи, неподалеку от города Кидонии, где исповедовался игумену и нашел временное пристанище. В обитель постоянно прибывало множество паломников, что казалось ему неблагоприятным для покаяния. Поэтому Димитрий покинул монастырь и некоторое время работал продавцом кофе, затем парикмахером, дабы собрать необходимую сумму на изготовление лампады, которую он пообещал пожертвовать для иконы Предтечи – проповедника покаяния. С этого времени в нем начал гореть огонь любви Христовой, и пламя разгоралось все сильнее от чтения повествований о новомучениках. Тогда он решил вернуться в места, где отрекся, дабы там исповедать веру во Христа и омыть своей чистой кровью совершенный грех. Димитрий отправился посоветоваться к святому Макарию Коринфскому (память 17 апреля) , который в то время жил на Хиосе. Святой мудро увещевал его, говоря, что исповеди и покаяния достаточно для прощения даже самого тяжелого греха, как, например, отречение святого апостола Петра. Но добавил, что дело покаяния – это долгий и трудный путь, надо быть смиренным и сокрушенным сердцем во все дни жизни, поэтому некоторые, боясь снова впасть в грех, предпочитают идти наиболее быстрым путем – путем мученичества, дабы таким образом заслужить рай. Согласно святым отцам, «мученическая смерть – очищение грехов и обилие благодати». Но, видя юный возраст Димитрия, святой Макарий сказал ему, что «дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26: 41), и посоветовал следовать по пути покаяния в аскезе и безмолвии.

http://pravoslavie.ru/53176.html

Церковь Христова — собрание верующих людей, возглавляемое Господом Иисусом Христом. Одна из Его заповедей — возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). А если ближний в данный момент нуждается в твоей поддержке и внимании? Заботу и помощь тем, кому она необходима, оказывают благочиния, храмы, сестричества, благотворительные столовые Московской митрополии. Курирует эту работу Межъепархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Все социальные отделы епархий работают в тесном сотрудничестве с профильными государственными и общественными учреждениями и с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. PDF-bepcuя.     Алексей Реутский 26 июля 2023 г. 17:00 Протоиереи Марк Ермолаев — председатель Отдела по взаимодеиствию с вооруженными силами Московскои митрополии. В интервью нашему изданию он рассказал о взаимодействии Церкви и силовых структур и о главных задачах военных священников. PDF-bepcuя .     15 июня 2023 г. 14:00 Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-bepcuя. Алексей Реутский 20 сентября 2022 г. 16:00 Минувший учебный год ознаменовался запуском на территории России образовательной платформы «Клевер Лаборатория», разработанной по патриаршему благословению Синодальным отделом религиозного образования и катехизации (ОРОиК) для учителей Основ православной культуры, педагогов гуманитарных предметов, воспитателей и преподавателей православных гимназий. При помощи руководителя этого образовательно-просветительского проекта Юлии Селюковой «Журнал Московской Патриархии» разобрался, зачем именно сейчас понадобилось это начинание, что полезного можно найти на «Клевере» и с прицелом на какую аудиторию будет наполняться этот образовательный ресурс. PDF-bepcuя .

http://e-vestnik.ru/tags/id7227/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010