«Слово о судьбах Божиих, яко небо и земля мимо идет, а словеса моя не имут прейти» сохранилось в единственном списке первой трети XVIII в. Оно относится к беллетристическим повестям о «проверке Писания», широко распространенным в литературе XVII в., что подчеркнуто вынесенной в заглавие цитатой из Евангелия. Для повести характерно оригинальное сочетание фольклорных и книжных традиций исконная правота евангельского текста доказывается разработкой чисто сказочного сюжета, напоминающего сюжет «спящей царевны» (предсказание грядущих бедствий при рождении ребенка, безуспешные попытки родителей избежать их, волшебное исполнение предсказанного). Чисто сказочный мотив ворона, крадущего, а затем возвращающего драгоценный камень, соседствует с книжными элементами, созданными под влиянием официального законодательства (мотив «бесчестия» и наказания «бичом по нагому телу») и реалий нового времени (бочка с порохом – «зелием»). Индивидуальным авторским творчеством можно объяснить эпизоды с философом «на златом ковре» и торжественное описание посольства, везущего царскую дочь. Повесть послужила основой для сказки, дважды записанной на Пинеге и получившей название «Царевнина Талань» (талань – судьба), см. Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. Л., 1979 Повесть публикуется по списку ГИМ, собр. Забелина, 510, л. 14–17, ранее издававшемуся Ромодановская Е. К. Неизвестная повесть-сказка в рукописном сборнике XVIII века II Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосибирск, 1982. С. 234–241. Стр. 326. .. .небо и земля ... не имут преитти. – Ср. Мф.24:35 ; Мк.13:31 . Повесть о рождении и похождениях царя Соломона «Повесть о рождении и похождениях царя Соломона» – оригинальное русское сочинение второй половины XVII в. В повести объединены два наиболее популярных в мировой литературе сюжета, берущих свое начало в древнейших индийских сказках. Один из сюжетов представляет собой рассказ о рождении Соломона, его изгнании из дома, долгих скитаниях по чужим землям и о возвращении в родительский дом, другой – о женитьбе Соломона и похищении его жены. Каждый из этих сюжетов имеет самостоятельное развитие в устном народном творчестве и древнерусской литературе. Так, сюжет, связанный с умыканием Соломоновой супруги, нашел свое решение еще в двух повестях, широко распространенных в русской рукописной традиции XVI–XVII вв. Первая из них – «Повесть о царе Соломоне и Китоврасе» – рассказывает о похищении Соломоновой царицы мифическим существом Китоврасом; вторая – «Повесть о Соломоне, его жене и Кипрском царе» – широко известная в средние века у южных славян, а в XVI–XVII вв. и на Руси – называет похитителем царя Кипрского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возвратившись из плена, евреи, побуждаемые как личным стремлением знать закон Божий, так и внушениями Ездры, а также других руководителей общины, устрояли особые собрания, сперва в Иерусалиме ( Неем. 8:1 ), а потом и в других городах, посвященные чтению закона и общественной молитве. Особенно много возникло новых синагог со времени торжества Маккавеев. Во время земной жизни Христа Спасителя в Иерусалиме, по иудейскому преданию, было 480 синагог 431 . Синагоги во время земной жизни Христа Спасителя были в Назарете ( Мф. 13:54 ; Мк. 4:2 ; Лк. 15:16 ), в Капернауме ( Ин. 6:59 ) и в других местах как Иудеи, так и Галилеи. Но были также синагоги и вне Палестины, как то: в Дамаске ( Деян. 9:2, 20 ), Антиохии Писидийской (ibid. XIII, 14, 42), Антиохии Сирийской 432 , Иконии (ib. XIV, 1), Солуни (ib. XVII, 1), Берии (ib. XVII, Ю), Ефесе (ib. XVIII, 19; XIX. 8), Коринфе (ib. XVIII, 4), Афинах (ib. XVII, 17), Александрии 433 , Риме 434 и других местах. По еврейскому закону синагоги могли устроиться везде, где было не менее десяти богатых, свободных от труда, иудеев (asara batlanim) 435 . Обыкновенно они строились на средства той общины, которая в них нуждалась, но нередко также на средства одного какого-либо богатого лица ( Лук. 7:5 ). Здания синагог ставились обыкновенно близ воды или кладбища, на видном, по возможности, открытом месте и строились по определенному плану. Они обыкновенно имели продолговатую четырехугольную форму и своей задней стеной, противоположной входу, обращены к месту древне-иерусалимского храма 436 . Стены их делались из камня и имели окна. Их кровли были плоскими, полы вымащивались каменными плитами. Внутренность синагог представляла четырехугольную залу, разделенную рядами колонн на несколько нефов, число которых простирается от 3 до 5. Внутри каждой синагоги обыкновенно было по три отделения: а) амвон для чтения и объяснения священного писания, б) отделение для мужчин и в) отделение для женщин (гинекон). Амвон устроился ближе к задней стене, по середине синагоги, на некотором возвышении, сравнительно с общим уровнем ее пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

593 . Вы пишете, что нескоро проходит огорчение. Христос Сын Божий дал нам образ в терпении; чего Он не претерпел, безгрешный, нашего ради спасения? и изволил своими устами сказать: в терпении вашем стяжите души ваша ( Лк.21:19 ); претерпевый до конца той спасен будет ( Мф.10:22 ). В мирской жизни вы бы сего не знали; должно победить сию страсть огорчения. 594 . Что касается до спасения, сие зависит от Господа: просите и дастся вам ( Мф.7:7 ). О будущем, как жить, не надобно вдавать себя унынию, и углубляться в мысли, а говорить: Отче наш и проч., да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Господь знает, что полезнее, то и сотворит. Вот пример Ангелики усопшей – сколько пожила! И вся жизнь наша ничто иное, как сонное мечтание. Да помянет Господь душу её в царствии своем небесном. О кельи, ежели нет воли игуменьи, скучать не надобно. 595 . Причащаться Святых Таин дело полезное, но чтоб ежемесячно обещание положить, не советую, потому что случаются непредвиденные препятствия, а притом, чтоб не навести от сестер на себя мнения, что неосновательно делаете отличие от прочих. Я советую хотя не так часто приобщаться, хотя только в посты, но чтоб ум соблюдать в тишине и спокойствии, и о всяком приключившемся прискорбии благодарить Господа, и чтоб избавить от смущения сестер. А еще притом даю вам совет и кроме постов приобщаться Святых Таин, когда случаются изнеможения и припадки болезненные; хотя и часто будете причащаться, то и вам полезно будет и сестер избавите от лишнего мнения. Еще пишете, чтоб вместо молитвы употреблять написанное в Добротолюбии Симеона Нового Богослова , в 43 статье; сие только должно употреблять, когда нападут какие помыслы, приводящие в отчаянье, или какое неверие; но и тогда советую молитвы не оставлять, по слову Христа Спасителя нашего: непрестанно молитеся ( 1Фес.5:17 ). Все святые учат, чтоб ум в молитве упражнялся всегда и не отлучался от памяти Божьей. 596 . Вы пишете о неперестающем смущении, и приводите Спасителя нашего слова в противную сторону; на сие бы вам привести слова же Спасителя нашего: в терпении вашем стяжите души ваша ( Лк.21:19 ), и должно бы благодарить Господа, что привел вас в тихое пристанище, яко в преддверие царствия небесного: толцыте в сию дверь, и отверзется вам; а ежели отбежите, то какая вам надежда будет спасения? Вас не гонят и не ищут на мучения и не вам сказано: аще гонят вас во граде, бегайте в другий град ( Мф.10:23 ); а проповедникам слова Божья во языцех.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

   Письмо 50 к Павлину, т. II, стр. 87—83.    Например, письмо 21 к Евстохии, т. I, стр. 133—134; письмо 54 к Павлину, т. II, стр. 136.    Письмо 21 к Евстохии, т. I, стр. 134.    Письмо 104 к Гавденцию, т. III, стр. 308.    Письмо 106 к Деметриоде, т. III, стр. 339.    Письмо 49 к Непоциану, т. II, стр. 67, 68.    Письмо 54 к Павлину, т. II, стр. 136.    В постановлениях Вселенских Соборов мы не встретили прямых указаний на отношение Церкви к богатству и бедности, что и естественно, так как первым предметом соборных рассуждений было установление православного вероуче­ния, а затем установление порядков внешней организации церковного управле­ния. Лишь случайно соборные постановления касались некоторых сторон инте­ресующего нас вопроса из области христианского нравоучения. Так, 16 правило седьмого Вселенского Собора говорит о том, что роскошь должна быть чужда «священнического чина и состояния». Точно так же определенно запрещается взимать священнослужителям рост с даваемого взаем (апост. прав. 44; первый Всел. 17; шестой Всел. 10; Лаод. 4; Карф. 21). В 21 правиле Анкирского собора говорится о богатстве, что, если оно соединяется «с правдой и благотворением», то отцами «не уничижается». Но непосредственно далее определенно говорится, что одобряется простота в одежде, а изнеженность отвергается.    Евр. VII:19.    Втор. XV:7—11.    Лев. XXV:35—37    Втор. XV:1—4.    Втор. XXIII:20.    XII, 4—7.    Мф. I:19.    Например, Мф. XV, 5 и др.    Притч. XXV:21—22.    Исх. XXIII:10—11; Лев. XIX:9—10; XXIII, 22; Втор. XXIV:19—21; Притч. III:27; Сир. IV:1—10; VII, 26; Зах. VII:10; Тов. IV:14—17 и др.    Сир. XXIX:23.    3 Цар. XVII:12—15.    Тов. IV:8.    Лк. III:11.    Мф. XVIII:12.    Втор. XII:17—18; XIV, 28—29; XVI, 11, 16—17; XXVI, 12—13.    Втор. XVI:9—10.    Притч. XIV:31.    Притч. XIX:17.    Сир. XII:2.    Тов. IV:7—11.    XII, 8—9.    Пс. ХЦ 2; Притч. III:9; XI, 25—26; XIX, 17; XXII, 7—9; Сир. XVI:15 и мн. др.    Ис. LVIII:6—10.    Ис. I:11—17.    VI, 6—8.    VI, 6.    Мф. IX:13; XII, 7.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В этом и заключается величайшее различие тех двух градов, о которых мы говорим. Один из них — общество благочестивых, другой — нечестивых, тот и другой с соответствующими ангелами; и в первом главенствует любовь к Богу, а во втором — любовь к самому себе.    Итак, явным грехом, состоявшим в совершении того, что Бог запретил делать, дьявол не смог бы обольстить человека, если бы не овладело уже человеком довольство собою. Потому-то и понравилось ему услышанное: «Будете как боги» (Быт. III:5). Гораздо бы вернее они были таковыми, если бы прилеплялись к высочайшему и истинному Началу своею покорностью, а не обратились в своей гордыне к самим себе, к своему началу. Ибо боги сотворенные суть боги не через самих себя, но — вследствие общения с Богом истинным. Желать же большего — значит умаляться. Итак, это зло, которое, — когда в самодовольстве своем человек возомнил себя своим же собственным светом, отвратившись от того Света, благодаря Которому светил и сам, — это, говорю, зло предшествовало втайне, чтобы за ним последовало уже другое зло, явное. Ибо истинно сказано, что «прежде сокрушения возносится сердце... и прежде славы смиряется» (Притч. XVIII:12). Несомненно, что явному крушению предшествует крушение тайное, хотя таковым и не всегда считается. Кто, в самом деле, посчитает превозношение крушением, хотя в нем уже заключено падение превозносящегося? Но всякому видно то крушение, при котором совершается очевидное нарушение заповеди. Поэтому Бог и запретил такое, что, будучи совершено, не могло быть оправдано никаким надуманным основанием. Я даже полагаю, что гордым полезно впадать в какой-нибудь явный грех, чтобы это приуменьшало их самодовольство. Для Петра было спасительнее его недовольство самим собой, когда он плакал, чем удовлетворенность, когда он много о себе воображал (Мф. XXVI:33 и Мф. XXVI:75). О том же говорится и в псалме: «Исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!» (Пс. 82:17), т. е., чтобы взыскуя имя Твое, нашли удовольствие в Тебе те, которые, взыскуя свое имя, находили удовольствие в самих себе. Глава XIV. О гордости преступления, которая была хуже самого преступления    Но гораздо хуже и достойнее осуждения та гордость, которая и в явных грехах ищет себе оправдания. Так вели себя и те первые люди, когда она говорила: «Змей обольстил меня, и я ела», а он вторил ей: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. III:13-12). Разве это были просьбы о помиловании, мольбы об исцелении? Хотя они и не отрицали, подобно Каину, того, что совершили, однако из гордости старались взвалить свою вину на другого. Но там, где очевидно нарушение божественной заповеди, там пристало обвинение, а не извинение. Что из того, что жена последовала совету змея, а муж уступил жене? Неужто поверить или уступить кому бы то ни было можно было наперекор велению Бога?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И этот путь, это предстояние, эта самоотдача при всей неизбежной сложности и трудности их земного осуществления - принципиально легки. Искупивший грехи мира Христос, встречая человека на его жизненных путях, не загружает его душу непосильной тяжестью. «...Иго Мое благо, и бремя Мое легко»,- говорит Спаситель (Мф 11. 30); отсюда Б. евангельски оправдана и востребована еще и как символ и коррелят указанной Христом легкости жизни в вере. Легкость, Б., простота, детская прозрачность мысли и чувства сливаются в целостный образ бытия, основанного на доверии к Благой вести Христа; еще одной примечательной чертой этого нравственного образа предстает внутренняя, а зачастую и внешняя подвижность - полевые лилии («ни трудятся, ни прядут») соседствуют в евангельском тексте с птицами небесными («ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы») естественно и просто (Мф 6. 28, 26). Именно поскольку нет смысла человеку чрезмерно укреплять свое Я, сосредоточиваться на обеспечении для него защищенного места на земле, так прочно ассоциируется в христ. восприятии жизни нищета со скитальчеством, так много оказывалось всегда среди людей духовного склада тех, кто «удобны и готовы к переходам с места на место», «скитающихся ради Господа» ( Ioan. Climacus. 17. 5); среди монахов-пилигримов, паломников к св. местам и укр. странствующий философ XVIII в. Григорий Сковорода, имевший основание сказать о себе: «А мой жребий с голяками, но Бог мудрости дал часть» (Сад Божественных песней. 24). Наконец, собственно христ. осмысление Б. дает понятие кеносиса , жертвенного нисхождения Господа в мир дольний, нисхождения, пробуждающего в человеке ответное стремление к самоумалению и смирению. В этой связи проявляется различие христианства и иудаизма: в иудаизме основополагающий принцип самоограничения и самоумаления (первоначально также являемый Божественным началом) обозначается термином     - цимцум (евр.- сжатие), греч. κνωσις имеет значение «опустошение», «опорожнение». В христианстве, т. о., речь идет не столько о том, чтобы вне себя путем концентрации собственной нравственной воли высвободить место для Другого, сколько о приятии этого Другого внутрь себя, в собственную «опорожненную», кенотически «обнищавшую» душу. В этом контексте в полной мере обрисовывается смысловое содержание Б. как проявления не только греховной природы человека, но и его внутренней свободы, откликающейся на чудо Боговоплощения и становящейся на путь деятельного уподобления Господу.

http://pravenc.ru/text/77780.html

Армагеддон — место последней битвы сил добра и зла (Откр., XVI, 16). 40 Карлтон-клуб — политический клуб консерваторов в Лондоне. 41 В английской народной сказке «Джек и бобовый стручок» Джек поднимается по бобовому стеблю на небеса. 42 Якобиты — сторонники восстановления английской династии Стюартов, приверженцы короля Якова II и его потомков. 43 «Величит душа Моя Господа» — слова Девы Марии, узнавшей, что ей предстоит стать матерью Мессии (Лк. I, 46). 44 Гримм Якоб Людвиг Карл (1785—1863) — немецкий филолог, один из составителей знаменитого сборника сказок братьев Гримм. Гримм открыл закон передвижения согласных в индоевропейских языках — «закон о звуках забытых языков», как говорит Честертон. 45 Возлюби Господа Бога своего, но не знай себя — Честертон перефразирует библейские заповеди (см. Мф. XXII, 37; Мф. XXII, 39). 46 Оселок — персонаж комедии Шекспира «Как вам это понравится». Фраза, о которой пишет Честертон, из пятого акта, сцена 4. 47 Честертон цитирует (неточно) строки из поэмы Йейтса «Будущей Ирландии». 48 Эндимион — в греческой мифологии прекрасный юноша, возлюбленный Селены — богини Луны. 49 Эдем — рай. 50 Уайльд Оскар (1854—1900) — английский писатель, поэт, драматург. Мастер парадоксов, эстет, декадент; был заключен в тюрьму по обвинению в безнравственности. 51 Г. Спенсер утверждал, что сами размеры космоса указывают, что он никак не мог быть создан во имя замысла, предусматривающего такую малость, как человек. 52 Маттерхорн — вершина в Швейцарских Альпах. 53 Пимлико — район Лондона, по архитектуре очень скучный. 54 Челси — западный, фешенебельный район Лондона. 55 Теория общественного договора, выдвинутая французскими просветителями XVIII столетия (см., напр., трактат Жан Жака Руссо «Об общественном договоре» (1762), учила, что государство возникает на основе взаимной договоренности людей учитывать интересы друг друга, приносить друг другу пользу. 56 Десять заповедей, согласно Библии, были даны Господом еврейскому народу через Моисея, во время исхода евреев из Египта и многолетнего странствия в пустыне (Исх., XX, 3—17). 57

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

10. О терпении. Вопрос. Что есть терпение? Ответ. Терпение в том состоит, чтобы во всех прискорбных и трудных обстоятельствах не унывать и не печалиться, как в телесных трудах, так и в душевных помыслах, но мужественно и благодушно претерпевать все злострадания даже до смерти, в надежде на милосердие Божие, по слову Господню: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы ( Мф. 11:28 ). И еще: претерпевый до конца, той спасен будет ( Мф. 10:22 ). 11. О воздержании. Вопрос. Что есть воздержание? Ответ. Воздержание есть умеренность во всем кроме необходимого, и удержание излишних похотений, по слову Апостола: плоти угодия не творите в похоти ( Рим. 13:14 ). Воздержание необходимо в разных отношениях: в отношении к чреву, к языку, зрению, слуху, и во всякой мысленной похоти плоти и духа. Воздержание чрева состоит в удержании его от Излишества сладких брашен и безвременного ядения; если явится похоть к сластопитанию, то не удовлетворять этой похоти, а всячески воздерживаться от сего. Язык охотно движется на празднословие, кощунство и на многое иное неподобное, необходимо – удерживать его от этого всячески. Глаза хотят видеть различные недозволенные дела и соблазнительные увеселения, не должно допускать их до того и всячески сдерживать. Слух желает слышать празднословные и смехотворные беседы, или бесовские песни; не должно допускать их до ушей и всячески отвращаться от того. И всякое излишнее пожелание, кроме необходимого, не допускать до исполнения на деле. Вот в чем воздержание. 12. О молитве. Вопрос. Что еще необходимо для восполнения вышесказанных добродетелей? Ответ. Для восполнения вышесказанных добродетелей, потребна (монаху) молитва к Богу, при содействии которой возможно было бы исполнять их, по слову Господню: «без Мене не можете творить ничесоже» ( Иоан. 15:5 ). Поэтому всякий человек, а наипаче монах, должен пребывать в непрестанной молитве, по слову Апостола: «непрестанно молитеся» ( 1Солун. 5:17 ). Трезвитеся, бодрствуйте (всегда молитесь), зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити ( 1Петр. 5:8 ). Сего ради сказал Господь: «Бдите и молитеся, да не внимете в напасть» ( Марк. 14:38 ). Заповедуя иметь всегдашнюю молитву, Божественный Апостол разумеет молитву умную, а не одну словесную, ибо молитва двоякая: одна словесная, а другая умная; словесная молитва временная, то есть, сколько кто и в какое время хочет – и молится, а молитва умная всегда может быть совершаема, по слову Апостола: «аще ясте, аще ли пиете, аще ино что творите, вся во славу Божию творите» ( 1Кор. 10:31 ); то есть, во всякое время Господа Бога своего помните (благодарно – молитвенно). Молитва умная в чем состоит? В том, чтобы всякий человек, а наипаче монах, всегда возводил ум свой к Богу, прося Его Божественной помощи на побеждение супостата нашего (диавола) и душепагубных страстей его и на исполнение добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Исцеление как часть искупления Третий аргумент относится, прежде всего, к исцелению, однако многие проповедники Веры распространяют его и на преуспевание. Подобно евангелическим проповедникам исцеления верой в XVIII веке и многим пятидесятникам XX столетия последователи Движения Веры убеждены, что исцеление было даровано нам в искуплении Христовом. Они ссылаются на ряд библейских стихов, из которых, по их мнению, следует, что верующий избавлен от физической немощи в той же мере, как и от осуждения за грех ( Ис.53: 45 ; Мф.8:1617; 12:1516 ; 1Пет.2:24 ). Хейгин выражает мнение всех своих последователей, когда пишет: Посредством естественной человеческой истины человек понимает, что он нездоров, что он страдает от боли или болезни. Но Божье Слово говорит, что «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» ( Мф.8:17 ), и что Его ранами мы исцелились ( 1Пет.2:24 ). Разве Божье Слово не одинаково истинно во все времена? Разве оно не одинаково истинно, когда ты болен и страдаешь, и когда ты здоров? Если ты веришь тому, что говорят тебе твои физические чувства, ты скажешь: «Я не исцелен; я болен». Но если ты веришь истине Божьего Слова, ты можешь сказать: «Я исцелен. Ранами Его я исцелился»: 486 . Из учения об исцелении как части искупления проповедники Веры делают вывод, что исцеление у нас уже есть, и что теперь только от нас зависит, будем мы исцелены на самом деле или нет. И вновь слова Хейгина вполне характерны: Хотя исцеление и проявляется телесно, в действительности это духовное благословение, потому что исцеление носит духовный характер. Бог не собирается исцелять твое тело. Бог не сделает ничего, чтобы тебя исцелить. Он уже сделал все, что когда-либо намеревался сделать для твоего исцеления. Он возложил на Иисуса твои немощи и болезни. Он уже сделал кое-что по этому поводу. Иисус уже понес твои болезни, и Его ранами «ты был исцелен». Приведи свою веру в соответствие с тем, что говорит Божье Слово. Перестань надеяться: 487 . Дети Царя Четвертую причину того, почему мы должны быть здоровы и богаты в этом мире, можно назвать самой привлекательной. Мы дети Бога, а Бог имеет жизнь с избытком и держит в руке все богатства мира. Так как же нам не быть здоровыми и богатыми?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

7 Такими изображаются фарисеи не только в Евангелиях, но даже и в Талмуде (известное перечисление семи классов фарисеев) и у Иосифа Флавия, хотя сам он был фарисей и восхваляет их. 8 Краткие, но научно-обстоятельные сведения о мытарях и фарисеях можно прочитать в известных словарях Винера (Winer J. G. В. Biblisches Realworterbuch. Bd. 1–2. Leipzig, 1847–1848.) и Гамбургера (Hamburger J. Realencyclopädie für Bibel und Talmud. Leipzig, 1896. S. v. Exegese.) 10 Цитаты и доказательства из иудейских памятников теперь не приводим, оставляя их до подробного изъяснительного обозрения евангельского текста. 11 Т.е. Отрасли, или Ростка. В Талмуде последователи Христа называются ноцрим – с цаде, следовательно, от нецер, как производит название Назарета и Иероним. 13 Ср. восторженный отзыв о Крестителе, подвергающийся, впрочем, сомнениям в подлинности, Иосифа Флавия, который сам был фарисей: в Antiquitates Judaicae XVIII, 5, 2. 18 πτωχ ς – нищий (от πτσσω), уничиженный, смиренный, робкий, боящийся, удрученный, в отличие от πνης – бедный, недостаток имущий, от πνομαι, работаю (из-за хлеба, по бедности). 19 πενθοντες – страждущие, πνθος= πθος – страдательное состояние и вынужденное как бы необходимостью или долгом, в отличие от θλψις, λπη и др., как внутреннего ощущения и внешнего выражения скорби. Отсюда о страданиях Христа: πσχειν. 22 Именно осуждает, а не судит, как законники-фарисеи, ибо гнев, презрение и уничижение брата не могут подлежать внешнему суду, как это выказывали и раввины, а только нравственному осуждению и геенне. 23 Такое значение имеют: ργιζ μενος (наст. время – гнев, как постоянное нерасположение к ближнему, а не как временный аффект или вспышка), ακ и μωρ ( μωρ α, как противоположность и отрицание σοφ α – начало богоподобной действенности человеческого духа; ср. Притч. 8:1–9,11 с 9:12–18; Мф. 7:26; 25:2 ss и др.). Относительно εκ, всуе при ργιζ μενος, гневающийся (прибавки этой нет в Синайском, Ватиканском и др. мн., но читается в др. мн. и у Евсевия, Кирилла, Златоуста и др.) должно заметить, что это предполагается уже самим ργιζ μενος, как постоянным нерасположением человека к ближнему своему, ибо такой гнев противоречит идеалу правды и, следовательно, есть неправда, напраслина, нечто тщетное; ср. Иак. 1:20 . В Еф. 4:26 и, быть может, Рим. 12:19 разумеется естественно-психологическая вспышка, выражающаяся нередко вовне, как Мк. 3:5 . Под человекообразным ργ το θεο должно разуметь, конечно, неодобрение, осуждение и наказание Богом нечестия и всякого вообще зла. Название фарисеев μωρο ( Мф. 23:17 ) в устах Господа относится не к личностям и не к брату, а к общему направлению, к отвлеченности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010