Соч.: Грамота царя Иоанна Асеня II//ИРАИК. 1901. Т. 7. Вып. 1. С. 25-39; К истории слав. азбук//ВВ. 1904. Т. 2. Вып. 1/2. С. 45-48; Об одном афонском Служебнике в Погодинском древнехранилище Имп. Публ. б-ки//РФВ. 1904. Т. 52. 3/4. С. 207-224; Рукописи Копитара в Люблянской лицейской б-ке//ИОРЯС. 1904. Т. 9. С. 247-272; Рукописи Верковича в Загребской академической б-ке//РФВ. 1904. Т. 51. Ч. 1/2. С. 154-161; Отрывок среднеболг. Служебной минеи XII-XIII вв.//РФВ. 1905. Т. 53. 1. С. 62-71; Софийский Октоих XIII в.//ИОРЯС. 1905. Т. 10. Ч. 1. С. 204-228; Среднеболгарские листки Ундольского XII-XIII вв.//Там же. Ч. 3. С. 284-294; Ein Grigorovisches Menaeum-Blatt aus dem XII Jh.//ASPh. 1905. Bd. 27. S. 424-431; Грамота бана Кулина. СПб., 1906. (ПДПИ; 164); Копитарова Триодь XIII в.//РФВ. 1906. Т. 55. 1/2. С. 199-215; Апокриф «Acta Pilati» в списке Орбельской Триоди XIII в.//Там же. Т. 56. 3/4. С. 209-217; Македонский листок: Отр. неизв. памятника кириллической письменности XI-XII вв. СПб., 1906; Сверлижские отрывки. СПб., 1906; Значение Афона в истории слав. письменности//ЖМНП. 1908. Н. С. Ч. 18. Нояб. С. 1-41; Мануйловский апостол XIII в.//ИОРЯС. 1908. Т. 12. Ч. 1. С. 366-379; Пергаменные рукописи П. А. Сырку//РФВ. 1908. Т. 59. Ч. 1/2. С. 350-361; Рукописи Зографского мон-ря на Афоне//ИРАИК. 1908. Т. 13. С. 253-276; Значинието на Св. Гора за историята на слав. книжнина//Славянски глас. София, 1909. Год. 7. Кн. 3. С. 100-112; Македонский глаголический листок: Отр. глаголического текста Ефрема Сирина XI в. СПб., 1909; Несколько конъектур к легенде о св. Вячеславе//Зап. РГО по отд. этнографии. СПб., 1909. Т. 34. С. 13-18; Грамоты болг. царей. М., 1911. L., 1970р; Слепченский апостол XII в. М., 1912; Охридские глаголические листки: Отр. древнецерковнослав. Евангелия XI в. Пг., 1915; Кто был черноризец Храбр?//Визант. обозр. Юрьев, 1917. Т. 3. Отд. 1. С. 151-156; О грамоте папы Адриана II в Похвальном слове Кириллу и Мефодию. Саратов, 1921; Один эпизод из корсунского периода жизни Константина Философа//Slavia. Praha, 1924. Ro. 3. S. 45-64; «Написание о правой вере» Константина Философа//Сб. в чест на В. Златарски. София, 1925. С. 63-89; Златоструй А. Ф. Бычкова XI в. София, 1929; Към въпроса за бълг. влияние върху старорус. църковно право//Български преглед. София, 1929. Кн. 1. С. 243-248; Погодинские кирилловско-глаголические листки//Bsl. 1929. Ro. 1. S. 86-118; Где, когда, кем и с какой целью глаголица была заменена «кириллицей»?//Bsl. 1931. Ro. 3. S. 79-88; Опыт систематической кирилло-мефодьевской библиографии/Ред., доп.: М. Г. Попруженко, С. М. Романский. София, 1934.

http://pravenc.ru/text/389459.html

Там же. Белецкий С. В. Указ. соч. С. 19. Институт истории материальной культуры: История культуры древней Руси. Т. 1. М.; Л., 1948. С. 62 (рис. 31). Седов В. В. Восточные славяне в VI–XIII вв.//Археология СССР. М., 1982. С. 182–183, 230 (таблица LVI). Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи XI–XIV веков//Археология СССР. М., 1964. С. 10, 41 (таблица XV (3, 4)); Алексеев Л. В. Смоленская земля в IX–XIII вв. М., 1980. С. 252–253; Голубовский П. В. История Смоленской земли до начала XV ст. Киев, 1895. С. 253. Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи… С. 27–28 (таблица XIII (3)). Седов В. В. Восточные славяне в VI–XIII вв… С. 182, 185 (рис. 13). Там же. С. 182; Рыбаков Б. А. Стригольники. Русские гуманисты XIV столетия. М., 1993. С. 97–107. Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска XII–XIII вв. Л., 1979. С. 37–38; Алексеев Л. В. Смоленская земля... С. 18–19, 153–154, 236–237; Орловский И. И. Борисоглебский монастырь в Смоленске на Смядыни и раскопки его развалин//Смоленская старина. Вып. 1. Смоленск, 1909. С. 213–214, 217–218; он же. Избранное. Смоленск, 2011. С. 66–67, 70, 81; Зайцев А. А. «Племя княже Ростиславле» и смоленское зодчество второй половины XII в.//Краткие сообщения Института археологии РАН. Вып. 221. М., 2007. С. 45. Зайцев А. А. Указ. соч. С. 46. Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Указ. соч. С. 58, 61, 63; Алексеев Л. В. Смоленская земля... С. 154; 228–229, 239; Орловский И. И. Борисоглебский монастырь… С. 224–227; 272–276; Орловский И. И. Избранное. С. 76–79, 116–121; Щапов Я. Н. Освещение смоленской церкви Богородицы в 1150 г.//Новое в археологии. М., 1972. С. 278, 282. Зайцев А. А. Указ. соч. С. 46. Орловский И. И. Борисоглебский монастырь… С. 276; он же. Избранное… С. 121. Орловский И. И. Борисоглебский монастырь… С. 225–276; он же. Избранное… С. 79–80; Воронин Н. Н. Смоленская живопись 12–13 веков. М., 1977. С. 148. Сапожников Н. В. Оборонительные сооружения Смоленска (до постройки крепости 1596–1602 гг.)//Смоленск и Гнездово. М., 1991, С. 58 (рис. 3), 60–62; Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска... С. 403, 406; Алексеев Л. В. Смоленская земля... С. 149 (рис 19), 150; Пронин Г. Н., Соболь В. Е., Гусаков М. Г. Древний Смоленск: Археология Пятницкого конца. Смоленск, 2011. С. 8 (ил. 4), 9 (ил. 5), 11–13.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099825/

КАФИСМА СЕДЬМАЯ 1 В конец, о сынех Кореовых, 46 Псалом пророчествует о непобедимой силе евангельской проповеди: воспевается от лица апостолов, которые увещевают язычников торжествовать (и как бы скакать) после их победы над духовными врагами. Просвещенным светом Христовой веры повелевается «разумно петь» молитвенные песни Подателю победы (Афанасий, Феодорит, Златоуст). Пс.46:2.   Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Рукоплескания, клики, шумные возгласы... Мирной душе это не свойственно. Здесь же «рукоплескания» означают не телесное движение рук, но внутреннее веселие духа, высшую степень радости и победы (Златоуст). Пс.46:3.   Яко Господь Вышний страшен, Царь велий по всей земли. Пс.46:4.   Покори люди нам, и языки под ноги нашя. Пс.46:5.   Избра нам достояние Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби. Христос назван великим «Царем» в сравнении со смертными царями мира. Перемена во вселенной не апостолами произведена, но Тем, Кто руководил и управлял душами их. Всех противившихся апостолы рассеивали как прах и разгоняли как дым не оружием и богатством, но простым словом — призыванием имени Распятого. Слова «под ноги» означают великую покорность, а «доброта» — глубокую веру и прекрасные добродетели уверовавших (Златоуст). Пс.46:6.   Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне. Давид предсказывает вознесение Господне. «В воскликновении» — херувимов, которые непрестанным гласом воспевают Богу Трисвятую песнь. «Во гласе трубне» — архангельском, предвозвещавшем Его восхождение на небеса (Златоуст). Пс.46:7.   Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте: Пс.46:8.   Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно. Троекратным повторением «пойте» Пророк с великим усердием призывает к прославлению Бога не только устами, но и делами, и жизнью. «Петь разумно» — значит понимать то, что поем или слушаем в Церкви со вниманием и благоговением. Чтобы «разумно» приносить «пение» Богу нашему, потребна, кроме того, воздержная и, вообще, исправная жизнь. В особенности необходимо «петь разумно» — молитву, приступать к которой необходимо с великим благоговением, ибо как говорит Премудрый: «прежде даже не помолишися, уготови себе» (Сир. 18:23), т. е отложи всякие житейские попечения и отсеки все суетные помышления... Молиться подобает со вниманием и разумением произносимых слов, с чистой совестью. Это относится не к поющим только, но и к слушающим пение (Златоуст, Василий В., Димитрий, Амвросий Оптинский).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Любовь и без мученичества делает учениками Христа, а мученичество без любви не могло бы сделать этого (свт. Иоанн Златоуст , 45, 652). ...Для получения Царства Небесного ничто не может сравниться с тем, как если мы окажемся любящими Христа так, как должно любить Его (свт. Иоанн Златоуст , 46, 68). Источник. О сем разумеют еси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Ин. 13, 35 ). Любовь же относится не к чудесам, а к деятельности, потому что исполнение закона любы есть (ср.: Рим. 13, 10 )... Сам Владыка изрек, что любовь отличает учеников Его. Итак, если ты имеешь любовь, то ты стал апостолом и даже первым из апостолов (свт. Иоанн Златоуст , 46, 68). Источник. Кто любит нечистою любовью, тот имеет причину просить прощения; но кто любит такою (как я) любовью, тот должен красоваться ею, должен делать многих сообщниками этого расположения и в тысячах (людей) возбуждать подобную своей любовь (свт. Иоанн Златоуст , 46, 105). Источник. Любовь усвояет себе общего всех Господа: такова уже любовь. В дому Бога моего (ср.: Пс. 134, 2 ). Любящий желает видеть не только самого любимого и не только дом его, но и преддверие; и не только преддверие дома, но и самую улицу и переулок, и если увидит хоть одежду или обувь друга, думает, что перед ним сам друг его (свт. Иоанн Златоуст , 46, 136). Источник. Такова любовь: она нечто неусыпное и заботливое, любящие носят в уме не только любимых, но и все, что пообещают им дать, помнят тверже будущих получателей (свт. Иоанн Златоуст , 46, 286). Источник. Любящий святую, благообразную, блестящую и прекрасную душу, хотя бы сам был мерзок и безобразен, хотя бы был самый мерзкий из всех людей, от постоянной любви к святым скоро сделается таким же, каков любимый им (свт. Иоанн Златоуст , 46, 310). Источник. ...Любовь – вина, а – похвала; та есть ненавистная страсть души, а эта – радость, веселие и лучшее украшение души; та производит вражду в уме любящих, а эта уничтожает и существующую вражду и водворяет в любящих великий мир; от той не бывает никакой пользы, но еще великая трата денег и какие-то неразумные издержки, извращение жизни, всецелое расстройство домов, а от этой – великое богатство правых дел, великое изобилие добродетелей (свт. Иоанн Златоуст , 46, 310).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Великая защита от грехов – чтение Писаний; а незнание Писаний – великая стремнина и глубокая пропасть; великая потеря для спасения – не знать ничего из Божественных постановлений. Это незнание породило ереси; оно привело к развратной жизни; оно перевернуло все вверх дном; ибо невозможно, чтобы без плода остался тот, кто постоянно с усердием занимается чтением (Писаний) (свт. Иоанн Златоуст , 44, 814). Источник. ...Чтение Божественных Писаний есть не только луг, но и рай, потому что цветы эти имеют не одно лишь простое благоухание, но и плод, который может питать душу (свт. Иоанн Златоуст , 45, 6). Источник. ...Чтение Божественного Писания ободряет и оживляет скорбящие и одержимые печалию души, уничтожая силу и жар скорби, доставляя утешение, которое приятнее и сладостнее всякой тени (свт. Иоанн Златоуст , 45, 334). Источник. Прекрасно... чтение Писаний; но прекрасно в том случае, когда за ним следует дело, так как если ты читаешь, а не делаешь, то чтение бывает тебе в осуждение и в повод к наказанию (свт. Иоанн Златоуст , 45, 906). Подлинно, чтение Божественных Писаний есть духовный луг и рай сладости, рай сладости превосходнейший того рая. Этот рай Бог насадил не на земле, а в душах верующих; этот рай Он поставил не в Эдеме и не ограничил одним местом на востоке, но распространил по всей земле и распростер до пределов вселенной (свт. Иоанн Златоуст , 46, 74). Источник. ...От всех порочных помыслов, как бы из среды пламени, избавляет душу чтение Божественных Писаний (свт. Иоанн Златоуст , 46, 76). Источник. Подлинно, ни величие славы, ни высота власти, ни присутствие друзей и ничто другое из вещей человеческих не может утешать в скорби так, как чтение Божественных Писаний (свт. Иоанн Златоуст , 46, 76). Источник. ...Вещи тленны и скоропреходящи, – почему и утешение от них скоропреходящее, а чтение Писаний есть собеседование с Богом (свт. Иоанн Златоуст , 46, 76). Источник. ...Читающий постоянно Божественные Писания и стоящий при их потоках, хотя бы не имел никакого толкователя, постоянным чтением, как бы некоторыми корнями, приобретает себе великую пользу (свт. Иоанн Златоуст , 46, 77). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если ты не простил врага, то не ему нанес вред, а самому себе... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 424). Ничего так не отвращается Бог, как человека злопамятного, как сердца надменного и раздражительного (свт. Иоанн Златоуст , 45, 429). Источник. Если ты не оставишь ближнему своему обиды, то и Отец твой Небесный не отпустит тебе грехов твоих (свт. Иоанн Златоуст , 45, 455). Что... может быть хуже злопамятства, когда оно отъемлет назад и явленное уже человеколюбие Божие... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 14). Источник. ...Злопамятство есть двойное зло, потому что (само) никакого не имеет извинения пред Богом, да и другие грехи наши, хотя они и прощены будут, опять возобновляет и ставит против нас... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 15). Источник. ...Победив этот грех, можем получить некоторое снисхождение, хотя у нас будет и множество грехов (свт. Иоанн Златоуст , 46, 15). Блистательная победа – та, когда ты побеждаешь зло добром, т. е. незлопамятством, оставив гнев и злопамятство (свт. Иоанн Златоуст , 46, 176). Источник. Не будь же злопамятен... мы рабы Того, Который на Кресте сказал: отпусти им: не ведят бо что творят ( Лк. 23, 34 ) (свт. Иоанн Златоуст , 46, 406). Источник. Иные изглаждают грехи свои бдениями, лежанием на земле и бесчисленными подвигами, а ты можешь уничтожить все согрешения свои гораздо более легким способом – непамятованием зла (свт. Иоанн Златоуст , 51, 261). Очистим же душу свою от памятозлобия; этого довольно будет, чтобы и нам быть услышанными... (свт. Иоанн Златоуст , 52, 325). ...Есть и другой вид неистовства, еще худший (ярости). Какой? Тот, когда не хотят оставить гнева, но питают в себе памятозлобие, как какого домашнего палача. Самих же их первых мучит памятозлобие еще и здесь, не говоря о будущем. Подумай, какое терпит мучение человек, возмущенной душою, каждый день помышляя о том, как бы отомстить врагу? Прежде всего, он мучит сам себя и томится, раздражаясь, досадуя на самого себя, разгорячаясь. Точно огонь постоянно горит в тебе, и, когда горячка усиливается до такой степени, ты не ослабляешь ее, думаешь, как бы причинить какое зло другому; а между тем терзаешь самого себя, постоянно нося в себе сильный пламень, не давая успокоиться душе своей, постоянно свирепея и содержа ум свой в тревоге и смятении.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

– Во всем отделе раскрывается та же основная мысль, как и в 1–39 главах книги пророка Исаии – именно мысль о «спасении Божием», которое проявится не чрез силу земную, а чрез явление силы и правды Божией («Сион спасется (не силою, а) правдою» – 1:27). Отдел начинается речью о «гласе (или проповеди) вопиющего в пустыне: о том, что узрит всякая плоть «спасение Божие» (40:5 по греч. и слав. тексту), что придет Господь на Сион (40:10) и придет именно, как Спаситель (62:11) или «Искупитель» (59:20 и др.). Проповедь в пустыне имеет первым своим предметом немощность или бессилие всякой плоти, которая, «как трава» (40:6): следовательно, не может спастись без Господа («спасение Божие»). Та же основная мысль пророка о «спасении Божием» господствует в дальнейшей речи о том, что Господь «силен спасать» (весь отдел 40–48 гл.; 45:15, 21... 50:2; 63:1 и др.), – о всемогуществе Божием и бессилии идолов, которые «не приносят пользы» (44:10), «не спасают» (45:20; 46:7...), – в речи о бессилии идолов что-нибудь предсказать 331 . Мысль о «спасении же Божием» выступает в частых обращениях к Израилю: «не бойся, Я помогаю тебе» (41, 43, 44, 46, 49, 50, 51, 54 гл. и др.). Нередко она прямо выражается, напр. так: «Я приблизил спасение Мое», «Я спас», «все концы земли увидят спасение Бога нашего» (40:5; 43:11–13; 45:8, 15, 17, 20, 21, 22; 46:13; 47:15; 49:6, 8; 50:2; 51:5; 56:1; 59:1, ср. 58:8; 60:16, 18; 61:10; 63:1, 8; 64:5; 66:19), – в полном соответствии с нею стоят названия Господа «Искупителем», постоянная речь об искуплении Израиля Господом. Равным образом постоянно раскрывается во 2-й части другая сторона основной мысли пр. Исаии, что спасение будет состоять в явлении правды Божией, почему Господь и называется очень часто: «святый Израилев». «Глас в пустыне взывает: исправьте путь Господу» (40:3). Явление правды Божией или прямо изображается такими, напр., словами: «Я приблизил правду Мою» (46:13, ср. 45:8), «от Меня произойдет закон, и суд Мой поставлю во свет для народов, правда Моя близка, спасение Мое явилось» (51:4–5), «сыновья твои научены будут Богом...

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Когда же увидишь порочного в несчастии, утешайся, не потому только, что он становится лучшим, но и потому, что заглаждаются здесь многие из грехов его (свт. Иоанн Златоуст , 44, 853). Источник. ...Покой и веселие обыкновенно ведут к беспечности, тогда как скорбь приводит к заботливости и заставляет душу, рассеянную вовне и развлеченную многими предметами, обращаться к самой себе... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 59). Источник. ...Будем смотреть не на скорбь и печаль настоящую, а на пользу, которая из нее происходит, на плод, который она рождает (свт. Иоанн Златоуст , 45, 59–60). Если у тебя есть грехи, они легко истребятся и попалятся скорбию. Если же у тебя есть добродетель, от скорби она сделается светлее и блистательнее (свт. Иоанн Златоуст , 45, 60). Источник. ...Как от покоя произошла скорбь, так и от скорби надобно ожидать покоя (свт. Иоанн Златоуст , 45, 62). ...Не будем более скорбеть о потере имущества, но станем скорбеть тогда только, когда грешим. В этом случае великая польза от скорби. Лишился ты чего? Не скорби: этим нисколько не пособишь. Согрешил? Скорби: это полезно. Вникни в разум и премудрость Божию. Два плода породил нам грех: скорбь и смерть (свт. Иоанн Златоуст , 45, 76). Источник. ...От скорби мы получаем немало пользы еще прежде воскресения тем, что душа наша становится испытаннее, мудрее и разумнее, и избавляется от всякой робости (свт. Иоанн Златоуст , 45, 472). (Скорбь) приносит двоякую пользу: во-первых, делает нас более ревностными и внимательными; во-вторых, дает нам не малое право на то, чтобы быть услышанным (в молитве) (свт. Иоанн Златоуст , 45, 494). ...Скорбь рождает терпение – эту матерь всех благ, эту необуреваемую пристань, эту основу мирной жизни, более крепкую, чем скала, более твердую, чем алмаз, более могущественную, чем всякое оружие, более надежную, чем все крепостные стены (свт. Иоанн Златоуст , 46, 707). Источник. Человек твердый, бодрый и трезвенный от этого еще более укрепляется, и чем более умножаются скорби, тем более возрастает его мужество... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 13).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Девство потому и хорошо, что оно отклоняет всякий повод к излишней заботе и доставляет полный досуг для богоугодных дел; так что, если этого нет, оно бывает гораздо хуже брака, нося в душе терние и заглушая чистое и небесное семя (свт. Иоанн Златоуст , 44, 366). Источник. Как тучная и плодоносная земля питает корень, так превосходная жизнь возвращает плоды девства, или лучше сказать, крестная жизнь есть и корень и плод девства (свт. Иоанн Златоуст , 44, 369). Источник. ...Как огонь гаснет, когда не будет для него подливаться елей, так гаснет и девство, когда не имеет милостыни (свт. Иоанн Златоуст , 45, 327). Источник. Девство утвердилось с тех пор, как вырос цвет девства... Никто из древних не мог хранить девство, потому что великое дело – обуздать тело (свт. Иоанн Златоуст , 45, 329). Источник. ...Когда имеет у себя сестру – милостыню, тогда никакие бедствия не одолевают его, но оно становится выше всего (свт. Иоанн Златоуст , 45, 330). ...На войне, которая ведется против девства, нет отдыха, потому что воюет диавол, который не знает определенного времени к нападению, не ожидает условного знака к сражению, но всегда стоит и старается найти деву безоружною, чтобы нанести ей смертельную рану; и дева никогда не может отдохнуть от этой брани, но всегда носит в самой себе тревогу и воителя (свт. Иоанн Златоуст , 45, 330). ...Какою кто одержим бывает злою страстию, и растлевает свое девство (свт. Иоанн Златоуст , 45, 338–339). Сосуд ведь священный дева, – порфира, в которую не позволительно облекаться никому другому, кроме Царя всех... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 796). Источник. ...Дева, стоя на угольях, не сгорает; находясь в пещи, не пылает, орошаемая, как три отрока; состязаясь с невидимыми силами, подражает Михаилу и соперничает с Гавриилом (свт. Иоанн Златоуст , 45, 909). Добродетелей много: одни – великие, другие – большие, третьи – меньшие, но ничто не представляет большей трудности, чем девство: оно борется с природою; эта война не имеет перемирия; это – сражение, никогда не имеющее мира, разве только по милости Христовой (свт. Иоанн Златоуст , 45, 909).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Распятие. Роспись ц. Пресв. Богородицы в Мутулас. XIII в. Для кипрской живописи XIII в. становится привычным использование красного цвета как фона для композиций (напр., на красном фоне изображено «Распятие» в соборе монастыря Иоанна Лампадиста). К. Вайцман считал красный фон кипрских фресок зап. чертой ( Weitzmann. 1966. P. 70). А. и Дж. Стилиану объясняли этот феномен тем, что в результате крестовых походов синяя краска вост. происхождения стала дефицитной и красный цвет в качестве фона применяли в XIII в. повсеместно, в т. ч. и на Западе ( Stylianou. 1997. Р. 507). С. Бойд и Вейл Карр связывали появление краснофонных фресок на К. с влиянием сир. рукописей XIII в. ( Boyd. 1974. Р. 321-322; Weyl Carr. 2005. P. 295). Красная цветовая гамма всех оттенков наиболее концентрировано представлена в росписях ц. Пресв. Богородицы в Мутуласе, которые исследователи сравнивали с «иконами крестоносцев» ( Weitzmann. 1966. P. 70-71; Παπαγεωργου Α. 1972. Σ. 206, 211; Mouriki. 1984. P. 206-213) и с фресками ц. св. Феодора в Бехдайдате в Ливане и храмов в Каре в Сирии ( Weyl Carr. 2005. P. 300). Вейл Карр ввела термины «мутуласская школа» и «марафасский стиль» (Ibid. P. 300-301); к памятникам «мутуласской школы» она относит также ряд икон и фрески XIII в. в ц. Преображения Господня в дер. Сотира (Ibid. P. 301). Более традиционнными Вейл Карр считает фрески ц. прп. Евфимиана в Лиси, она датирует их 2-й третью XIII в. ( Weyl Carr, Morrocco. 1991. P. 109). Обнаруженные в 1991 г. росписи купола и барабана ц. Пресв. Богородицы Хриселеусы в никосийском районе Строволос (ок. 1275-1300) в целом следуют образцам комниновского искусства. Папагеоргиу считает, что «моделировка, световые эффекты и робкая попытка передачи объема являются инновациями, ставшими результатом отдаленного влияние палеологовского возрождения» ( Papageorghiou A. 1999. P. 154). По мнению А. и Дж. Стилиану и Поповой, фрески 4-го слоя росписей собора монастыря свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» кон. XIII - нач. XIV в. напоминают современную им живопись македонской школы ( Stylianou. 1997. Р. 65).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010