Преподобный Сисой схимник, Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Софроний затворник, Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Мардарий (затворник), Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Аммон (затворник), Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Кассиан (затворник), Печерскии, в Дальних пещерах Преподобный Пиор (затворник), Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Феодор (молчаливый), Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Анатолий (затворник), Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Евлогий старец, Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Павел (послушливый), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Лонгин, вратарь Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Григорий затворник и чудотворец, Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Захария (постник), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Моисей (чудотворец), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Силуан схимник, Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Агафон (чудотворец), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Лаврентий затворник, Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV Преподобный Мартирий (затворник), Печерский, в Дальних пещерах XIII-XIV XIV век Преподобная Марфа Псковская Андрей III Александрович (1294 – 1304) Блгв. кн. Даниил Московский Праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый Святитель Максим, митрополит Киевский и Владимирский Св. Михаил III Ярославич (1305 – 1318) и в Твери Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский и Псковский Мученик блгв. кн. Михаил Тверской Блгв. кн. Давид Ярославский, сын блгв. кн. Феодора Георгий III Даниилович, внук Александра Невского (1319 – 1322) Димитрий II Михайлович (1322 – 1326) Блгв. кн. Феодор Стародубский Иоанн I Данилович (1328 – 1340), в Москве Преподобный схимонах Кирилл, отец прп. Сергия Радонежского Ок. 1337 Преподобная схимонахиня Мария, мать прп. Сергия Радонежского Ок 1337 Преподобная Анна Кашинская Мученик Антоний Литовский Симеон Иоаннович Гордый (1340 – 1353) Мученик Иоанн Литовский

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

К новгородским произведениям относится икона «Свт. Николй Чудотворец, с избранными святыми» (рубеж XII и XIII вв., ГТГ) с поясным изображением святителя в среднике. Памятник долгое время хранился в соборе в честь Смоленской иконы Божией Матери в московском Новодевичьем мон-ре, однако был привезен туда, по преданию, из Новгорода царем Иоанном Грозным. Выбор святых на полях - целители Косма и Дамиан, св. князья Борис и Глеб, мученики Флор и Лавр - определяется их особым почитанием в регионе. Техника личного письма близка к памятникам Н. р. XII в. и в то же время соединяет различные живописные приемы: лик святителя некогда имел много слоев и прозрачные лессировки, а его рука была написана проще. Живопись XIII-XV вв. Развитие местной художественной традиции не было полностью прервано ни нашествием Золотой Орды, ни немецко-швед. нападениями. Однако торговые и культурные контакты Н. р. с др. странами сократились, что, с одной стороны, ослабило визант. влияние, с другой - обусловило интенсивность развития народного творчества. Эти качества способствовали постепенной кристаллизации собственно новгородского стиля. Художественное наследие XIII в. в целом невелико, такие иконы, как «Богоматерь с Младенцем» (рубеж XII и XIII вв., ГММК), «Святые Петр и Павел» из Белозерска (1-я пол. XIII в., ГРМ), демонстрируют ориентированность искусства на визант. произведения, но в них уже проявляются особенности формирующейся местной школы с ее суровой интерпретацией образов, массивными формами, упрощенными линиями, жестким, графичным рисунком и ярким колоритом. От середины и особенно от периода кон. XIII в. сохранились иконы, к-рые Смирнова определяет как фольклорные. В XIII в. широко распространяется тип икон, в к-рых главный фронтальный образ совмещен с отдельными фигурами или полуфигурами избранных святых на полях или в среднике. Переходный этап к стилю, в к-ром новгородские черты начнут преобладать над «византинизмами», знаменует собой икона свт. Николая Чудотворца (сер. XIII в., ГРМ) из новгородского Духова мон-ря - с приземистым силуэтом, графически очерченными контурами, очевидной геометризацией рисунка и медальонами, напоминающими эмалевые украшения. От 2-й пол. XIII в. сохранились неск. икон, а также миниатюр лицевых рукописей и настенные росписи ц. во имя свт. Николая Чудотворца в мон-ре на о-ве Липно (см. Липенский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь ). Опознавательными знаками новгородской школы стали киноварный фон икон, преобладание геометрических линий, вертикальной направленности и резкого контраста фигур в сочетании с суровостью образов, ярким цветом и плоскостностью неподвижных поз святых с застывшими взорами: иконы «Св. Иоанн Лествичник, св. Георгий и св. Власий» (ГРМ), «Спас на престоле, с избранными святыми на полях» (ГТГ), «Сошествие во ад», «Вознесение прор. Илии» (обе - галерея икон банка Интеза, палаццо Леони Монтанари, Виченца).

http://pravenc.ru/text/2577775.html

В XII в. была переработана Цветная Триодь прп. Георгия Мтацминдели с учетом Иерусалимского устава, однако параллельно с этой новой редакцией вплоть до перехода на печатные издания переписывались рукописи Цветной Триоди прп. Георгия. К XIII в. относится формирование новой редакции Ирмология, включающей значительно меньше ирмосов (по сравнению с более ранними рукописями), нек-рые из них переведены заново или вовсе не известны по древним редакциям (см.: Кикнадзе. 1982. С. 40-45). VII. Евхологии XII-XIII вв. Важные сведения о груз. богослужении XII-XIII вв. содержит Требник Sinait. iber. 73, XIII в. Его основой является Требник прп. Георгия Мтацминдели, однако к нему прибавлены нек-рые до- и послеафонские переводы. Отдельные особенности служб по этому Требнику (детальное описание: Кочламазашвили. Редакционные... 2002): светильничные и утренние священнические молитвы читаются не все сразу (как в Иерусалимском уставе, включая Шиомгвимский Типикон), а распределены по последованиям служб, что является остатком студийской практики; для часов на Господские праздники даны особые священнические молитвы; последование погребения - одно для всех категорий почивших (как в древней традиции), лишь в конце к нему прилагаются особые молитвы над епископом, священником, монахом, отроком; чин умовения ног в Великий четверг переработан по сравнению с Великим Синаксарем прп. Георгия Мтацминдели (частично на основе Иерусалимского устава); последование исповеди состоит всего из 2 молитв и неск. рубрик и т. д. К XII-XIII вв. относится новый перевод к-польских литургий. Вероятно, к этому переводу близок текст рукописи Graz. iber. 5, XII-XIII вв. (изд.: Tarchnischvili. 1950. T. 1. P. 64-83). С т. зр. языка новый перевод литургии резко отличается от старых версий и является характерным образцом перевода эллинофильской школы (см.: Шанидзе А. 1976. С. 191). Наиболее ранняя рукопись, содержащая новую редакцию литургии свт. Василия Великого,- это илитарий Кекел. S 4980, XIII в. (текст опубл.: Каджая. 1992. С. 298-317). Текст литургии Преждеосвященных Даров этого времени сохранился в неполной рукописи Vat. Borg. iber. 7, XIII-XIV вв. (изд.: Tarchni sch vili. 1950. T. 1. P. 102-105), слишком фрагментарной, чтобы судить об особенностях ее формуляра; тексты сохранившихся молитв в языковом плане очень близки к текстам более ранних рукописей (так что новый перевод Преждеосвященной литургии, видимо, сделан не был или не сохр.).

http://pravenc.ru/text/639853.html

Лит.: Соболевский А. И. Остатки библиотеки XIII в.//Библиограф. СПб., 1889. 6/7. С. 144-145; он же. Мат-лы и исследования в области слав. филологии и археологии. СПб., 1910. С. 205-207. (СбОРЯС; Т. 88. 3); Ухова Т. Б. Миниатюры, орнамент и гравюры в собр. В. М. Ундольского//Зап. ОР ГБЛ. М., 1956. Вып. 18. С. 115; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 21, 26, 96, 104, 316; Голышенко В. С. К гипотезе о ростовской библиотеке XIII в.//Исследования по лингвистическому источниковедению. М., 1963. С. 45-64; Лимонов Ю. А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. Л., 1967. С. 108, 109, 174-175; Князевская О. А. О ростовских рукописях нач. XIII в.//Проблемы истории и диалектологии славянских языков: Сб. ст. к 70-летию В. И. Борковского. М., 1971. С. 145-153; она же. Рукопись Евангелия XIII в. из собрания Московского ун-та//Рукописная и печатная книга в фондах НБ Московского ун-та. М., 1973. Вып. 1. С. 5-18; она же. Об одной рукописи ростовской книгописной мастерской XIII в.//АЕ за 1973 г. М., 1974. С. 183-187; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Др. Руси: Рукописная книга Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980. С. 22-29; СКСРК, XI-XIII. 174. С. 194-197; 196. С. 221-222; 204. С. 227-228; Творогов О. В. Кирилл (ум. 1230 г.)//СККДР. 1987. Ч. 1. С. 221-222 [Библиогр.]; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 52, 186, 202, 211; Столярова Л. В. Древнерус. надписи XI-XIV вв. на пергаменных кодексах. М., 1998. С. 91, 96, 99, 222-233, 294-296; она же. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. 99-100. С. 108-113, 449; Турилов А. А. К истории ростовского владычного скриптория XIII в.: Старые факты и новые данные//Хризограф. М., 2009. Вып. 3. С. 238-252; Столярова Л. В., Каштанов С. М. Книга в Др. Руси (XI-XVI вв.). М., 2010. С. 10, 48, 59, 160, 207-209, 212, 213, 215, 216, 219-223, 366; Анхимюк Ю. В., Кузьмин А. В., Рыков Ю. Д. Опыт выявления региональных рукописей в фондах РГБ и создания «Перечневой описи рукописей ростово-ярославского происхождения в [не] территориальных собраниях РГБ»//Рукописные памятники Ростово-Ярославской книжности: Методика взаимодействия столичного и регион. библиотеч. центров по выявлению и описанию рукописей регион. книжно-рукоп. традиции. Ярославль, 2011. С. 26, 64-65.

http://pravenc.ru/text/1840427.html

...Бог одинаково благ – и когда оказывает честь и благотворит, и когда наказывает и карает (свт. Иоанн Златоуст , 46, 100). Источник. Если Бог тогда только благ, когда оказывает честь, и не благ, когда наказывает, то Он благ только вполовину; но это не так, нет. В людях, конечно, бывает это, когда они наказывают во гневе и страсти; но Бог, будучи бесстрастен, благотворит ли, наказывает ли, – одинаково благ; и угроза геенною доказывает Его благость не меньше, чем и обещание Царствия. Как это? Объясню. Если бы Он не грозил геенною, если бы не приготовил наказания, многие не получили бы Царствия (свт. Иоанн Златоуст , 46, 100). Источник. Если же о людях, негодованием и гневом часто увлекаемых за пределы полезного, говорим, что они наказывают тех, кого любят, не по жестокости и бесчеловечию, но по заботливости и любви, – тем более должно думать так о Боге, Который великостию Своей благости превосходит всякую отеческую любовь (свт. Иоанн Златоуст , 46, 100). Источник. ...Бог вместе – и судия, и врач, и учитель; как судия, допрашивает, как врач, исправляет, как учитель, вразумляет согрешивших, вводя их во всякую премудрость (свт. Иоанн Златоуст , 46, 102–103). Источник. Сый – Отец, Сый – Сын, Сый – у Сущего, безначально и безвременно рожденный. Все имеет Отец, Он – поистине жизнь, и бессмертие, и свет, и всемогущий, и Бог, и Господь; это же имеет и Сын (свт. Иоанн Златоуст , 46, 949). ...Разве было время, когда и Отец сам был сыном другого отца? О, сколь великое богохульство! Думая, что почитаешь Отца совершенно, ты обнаруживаешь в отношении к Нему нечестие (свт. Иоанн Златоуст , 46, 950). ...Исповедуй Сына несозданным и собезначальным Отцу, чтобы и Отцу не дать начала отчего бытия (свт. Иоанн Златоуст , 46, 955). ...Как солнце имеет совечными себе лучи и сияние, так и Отец – Сына и Святаго Духа, чтобы нам не сказать, что и Отец – во власти начала (свт. Иоанн Златоуст , 46, 955). ...Всякий, кто верит Святым Писаниям, да покланяется Троице – несозданной, непреложной, неизменной, всемогущей, собезначальной, совечной и единосущной Отцу и Сыну, прежде бесплотному, а наконец, по Своему хотению совершенно вочеловечевшемуся, без греха, непреложно и неизменно, – так как, сделавшись человеком, Он остался быть и Богом, потому что не лишился Своей славы и достоинства, – и Духу Святому, Духу, глаголавшему через пророков. Говорящим же, что Сын или Дух преложились, или изменились, или произошли из другой сущности, или из не сущего, или что было время, когда не были, – таких Кафолическая Церковь да анафематствует! (свт. Иоанн Златоуст , 46, 959).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Быв часто разрушаема за имя Христово, она < Церковь > опять была восстановляема силою Христовою, потому что не апостольские только руки основали ее, но и изречение Владыки апостолов оградило ее новым и необыкновенным способом ограждения (свт. Иоанн Златоуст , 46, 62). Пустив Церковь носиться по вселенной, как корабль по морю, Он не уничтожил волнения, но избавил ее среди волнения, не утишил море, но обезопасил корабль, так как везде восставали народы, подобно яростным волнам, и злые духи нападали на нее, как буйные ветры, и со всех сторон поднималась буря, Он доставлял Церкви великую тишину... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 63). ...Непрестанные гонения не только не потопили Церкви, но сами сокрушились о Церковь (свт. Иоанн Златоуст , 46, 63). ...Достоинство Церкви поддерживается тем, когда составляющие ее соблюдают между собою связь (какая должна быть между членами) тела... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 144). Источник. ... Церковь , не связанная крепкими и нерасторжимыми узами любви, испытывает множество войн, усиливает гнев Божий и подает повод ко многим искушениям (свт. Иоанн Златоуст , 46, 202). Источник. ...Церковное училище есть дивная лечебница, лечебница не для тел, но для души. Она духовна и исцеляет не раны телесные, но грехи душевные, а для этих ран, грехов, врачевство – слово (свт. Иоанн Златоуст , 46, 365). Церковью я называю не только место, но и нравы, не стены Церкви, но законы Церкви. Когда ты ищешь убежища в Церкви, то ищи его не в стенах, но в расположении души, потому что Церковь – не стена и кровля, но – вера и жизнь (свт. Иоанн Златоуст , 46, 409). Таково величие Церкви: когда нападают на нее, она побеждает; когда злоумышляют против нее, она преодолевает; притесняемая, она прославляется; получает раны – и не изнемогает, среди ярости волн не утопает, в порывах бури не терпит кораблекрушения, в борьбе неодолима, в сражении непобедима (свт. Иоанн Златоуст , 46, 410). Не удаляйся от Церкви, потому что нет ничего сильнее Церкви. Твоя надежда – Церковь , твое спасение – Церковь, твое убежище – Церковь. Она выше неба, обширнее земли. Она никогда не стареет, но всегда цветет... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 415).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

S. Gregorius Nyssenus. De Perfecta Christiani Forma//PG 46: 251–288. S. Gregorius Nyssenus. De professione christiana//PG 46: 237–250. S. Gregorius Nyssenus. De Virginitate//PG 46: 317–416. S. Gregorius Nyssenus. De Vita Moysis//PG 44: 297–430. S. Gregorius Nyssenus. Epistola V//PG 46: 1029–1032. S. Gregorius Nyssenus. In Baptismum Christi// PG 46: 577–600. S. Gregorius Nyssenus. In Cantica canticorum. Homilia II–IV, VIII, X, XV//PG 44: 787–858, 939–952, 979–994, 1087–1120. S. Gregorius Nyssenus. In Ecclesiasten. Homilia I, V, VII, VIII//PG 44: 615–636, 679–696, 711–754. S. Gregorius Nyssenus. Ιn Hexaemeron Liber//PG 44: 61–124. S. Gregorius Nyssenus. In Psalmos//PG 44: 431–616. S. Gregorius Nyssenus. In S. Stephanum//PG 46: 701–722. S. Gregorius Nyssenus. In Verba, Faciamus Ηοminem, etc., Oratio I//PG 44: 257–278. S. Gregorius Nyssenus. Oratio Catechetica//PG 45: 9–106. S. Gregorius Nyssenus. Quod Νοn Sint Tres Dii, ad Ablabium//PG 45: 115–136. S. Gregorius Nyssenus. Quid sit, ad imaginem Dei, etc.//PG 44: 1327–1346. S. Gregorius Nyssenus. Testimonia adversus Judaeos//PG 46: 193–234. Γρηγορου το Παλαμ. ντιρρητικς//Γρηγορου το Παλαμ. Συγγρμματα. Θεσσαλονκη, 2010. Τ. Γ. Γρηγορου το Παλαμ. Λγοι ποδεικτικο Β//Ibidem. Τ. Α. S. Gregorius Palamas. Capita Physica, Theologica, Etc.//PG 150: 1121–1226. Grégoire Palamas. Défense dessaints hésychastes/J. Meyendorff (ed.). Louvain, 1959. V. III. S. Gregorius Palamas. Homiliae III, V, VIII, XII, XVI, XXI, XXIV, XXVIII//PG 151: 9–552. S. Gregorius Palamas. Homily 4//P. K. Chrestou (ed.). Γρηγορου το Παλαμ παντα τ ργα. Vol. 9 [λληνες Πατρες τς κκλησας 72. Thessalonica: Πατερικα κδσεις Γρηγριος Παλαμς, 1985]: 26–596 (TLG). S. Gregorius Palamas. Operum Argumenta//PG 150: 799–844. S. Gregorius Palamas. Pro hesychastis. Triad 2, 3//J. Meyendorff (ed.). Grégoire Palamas. Défense des saints hésychastes [Spicilegium Sacrum Lovaniense. Études et documents 30. Louvain, 1973]: 5–727 (TLG). S. Gregorius Palamas. Prosopopeiae//PG 150: 959–988.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

43. “La Chiesa di Costantinopoli e la sua liturgia,” L’Osservatore romano 119 n. 273 (mercoledì 28 novembre 1979) 3. 44. “Der Geist des christlichen Gottesdienstes im Osten,” Der christliche Osten 34 (1979) 147-156 (German version of no. 33). 45. “The Pontifical Liturgy of the Great Church according to a Twelfth-Century Diataxis in Codex British Museum Add. 34060,” I: OCP 45 (1979) 279-307. 1980 г. 46. “The Pontifical Liturgy of the Great Church according to a Twelfth-Century Diataxis in Codex British Museum Add. 34060,” II: OCP 46 (1980) 89-124. 47. “Ex Oriente lux? Some Reflections on Eucharistic Concelebration,” Worship 54 (1980) 308-325. 48. “Chronicle: Celebration of the Paschal Triduum,” Worship 54 (1980) 259-260. 49. Review of G. Barrois, Scripture Readings in Orthodox Worship (Crestwood, NY 1977), OCP 46 (1980) 239-240. 50. Review of D.J. Chitty, The Desert a City (Crestwood, NY, n.d.), OCP 46 (1980) 220-221. 51. Review of D. Dudko, Our Hope (Crestwood, NY 1977), OCP 46 (1980) 255-256. 52. Review of The Lenten Triodion, trans. Mother Mary and K. Ware (London/Boston 1978), OCP 46 (1980) 242-245. 1981 г. 53. “The Liturgy of the Great Church. An Initial Synthesis of Structure and Interpretation on the Eve of Iconoclasm,” DOP 34-35 (1980-1981) 45-75. 54. “The Liturgical Year: Studies, Prospects, Reflections,” Worship 55 (1981) 2-23. 55. “Chronicle: Interritual Concelebration,” Worship 55 (1981) 441-444. 56. “Historicisme: une conception à revoir,” LMD 147 (1981) 61-83 (French version of no. 73). 57. Review of Athenagoras Kokkinakis, The Liturgy of the Orthodox Church (London/Oxford 1979), OCP 47 (1981) 250. 58. Review of A Monk of the Eastern Church, The Year of Grace of the Lord (Crestwood, NY 1980), OCP 47 (1981) 255-256. 1982 г. 59. “Al-tuqus al-arqiyyah, turat wa da’wah,” Al-Fikr al-Masihi (Mosul, Iraq) 17 no. 171 (Jan. 1982) 32-40 (ApaбckuйnepeboдLouis Sako 4 ). 60. “The Frequency of the Eucharist throughout History,” Concilium 152 (1982) 13-24=“La fréquence de l’eucharistie à travers l’histoire,” Concilium 172 (1982) 27-44=“La frequenza dell’eucaristia nella storia,” Concilium 18 (1982) 35/189]-53/209=“Die Häufigkeit der Eucharistie im Lauf der Geschichte,” Concilium 18 (1982) 86-95=“De frequentie van de eucharistie in de loop der geschiedenis,” Concilium 18 (1982/2) 19-31=“La frecuencia de la eucaristía a través de la historia,” Concilium 172 (1982) 169-188=“Frequencia da eucaristia ao longo da historia,” Concilium 172 (1982) 19-35.

http://bogoslov.ru/person/525392

S. Basilius Caesariensis. Epistola XXXVIII//PG 32. 325 BC, 329 D, 332 AD, 333 A, 336 BC: κοιντης τς φσεως. Отметим, что у свт. Василия словосочетания «общение природное», «общение по природе», «общность сущности» употребляются в приложении к описанию внутри-троичной жизни чаще, чем у свт. Григория Нисского . В свою очередь, Нисский святитель чаще употребляет термин «общение» для описания человеческого плана бытия (напр., он говорит об «общении в скверне» (τν μιασμτων κοιντητα, см.: S. Gregorius Nyssenus. De Virginitate//PG 46. 381 D), в «смерти» (θαντου κοιντητος, см.: In Ecclesiasten. Homilia V//PG 44. 685 D; также: PG 45. 45 AB; PG 46. 317 А). Касательно же троичного богословия, прибегая к терминам «κοιντης» или «κοιντητα», свт. Григорий, тем не менее, почти не использует их в непосредственном сочетании с понятием «природа», но иногда – с терминами «сущность» (см., напр.: PG 45. 380 A; 904 D 905 AC) и «общение по Божеству» (κοινωνοντας θετητος, см.: Quod Νον Sint Tres Dii, ad Ablabium//PG 45. 117 D). Так же выражение Письма 38-го о лицах Троицы, что они существуют и различаются каждое «в ипостаси» своей (ντος ν ποστσει, см.: Epistola XXXVIII//PG 32. 337 D, 336 BC) встречается именно у свт. Василия (ν δ μν ποστσει, см.: Epistola CXXV//PG 32. 548 B, а также: PG 31. 597 C; PG 32. 776 C, 789 В). Свт. Григорий Нисский чаще использует выражение – существование «по ипостаси» (κατ’ πστασιν). А «ν ποστσει» употребляет, как правило, в сочетании с «θεωρουμνων» (ν ποστσει θεωρουμνων, см.: S. Gregorius Nyssenus. Contra Eunomium. Lib. XII//PG 45. 1001 C, также: PG 45. 852 B, 152 C) и использует как означающее – «созерцаемый в ипостаси», «в реальности». Однажды он применяет подобное выражение к Духу (ν διαζοσ ποστσει θεωρουμνην) и к Логосу в смысле живого существования (Ε δ το ζν κεχρισται, οδ ν ποστσει πντως στν, см.: Oratio catechetica//PG 45. 13 C, 17 C), Вообще же выражения «ν ποστσει», «ν ποστσει δ» даже не в тринитарном плане являются более характерными именно для свт. Василия (см., напр.: Commentarius in Isaiam Prophetam. Cap. XIV//PG 30. 625 A).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

« κοιντης τς φσεως», S. Basilius Caesariensis. Epistola XXXVIII. PG 32. 325 B, C, 329 D, 332 A, D, 333 A, 336 B, C. Отметим, что у свт. Василия словосочетания «общение природное», «общение по природе», «общность сущности» чаще употребляются в приложении к описанию внутри-троичной жизни, чем у свт. Григория Нисского . В свою очередь, Нисский святитель чаще употребляет термин «общение» для описания человеческого плана бытия (например, говорит об общении в скверне (τν μιασμτων κοιντητα, S. Gregorius Nyssenus. De Virginitate. PG 46. 381 D), в смерти (θαντου κοιντητος, In Ecclesiasten. Homilia V. PG 44. 685 D; также: PG 46. 317 А, PG 45. 45 A B). Касательно же троичного богословия, прибегая к терминам «κοιντης» или «κοιντητα», свт. Григорий, тем не менее, почти не использует их в непосредственном сочетании с термином «природа», но иногда – с терминами «сущность» (см., например: PG 45. 904 D – 905 A C, 380 A) и «общение по Божеству» (κοινωνοντας θετητος, Quod Νοn Sint Tres Dii, ad Ablabium. PG 45. 117 D). Также выражение Письма 38-го о лицах Троицы, что они существуют и различаются каждое «в ипостаси» своей (ντος ν ποστσει, Epistola XXXVIII. PG 32. 337 D, 336 B C) встречается именно у свт. Василия (ν δ μν ποστσει, Epistola CXXV. PG 32. 548 B, также: PG 32. 776 C, 789 В, PG 31. 597 C). Свт. Григорий Нисский чаще использует выражение – существование «по ипостаси» (κατ’ πστασιν). А «ν ποστσει» употребляет, как правило, в сочетании с «θεωρουμνων» (ν ποστσει θεωρουμνων, S. Gregorius Nyssenus. Contra Eunomium. Lib. XII. PG 45. 1001 C, также: PG 45. 852 B, 152 C) и использует как означающее – «созерцаемый в ипостаси», «в реальности». Однажды он применяет подобное выражение к Духу (ν διαζοσ ποστσει θεωρουμνην) и к Логосу в смысле живого существования (Ε δ το ζν κεχρισται, οδ ν ποστσει πντως στν, Oratio catechetica. PG 45. 17 C, 13 C). Вообще же выражения «ν ποστσει», «ν ποστσει δ» даже не в тринитарном плане являются более характерными именно для свт. Василия (например: Commentarius in Isaiam Prophetam. Cap. XIV. PG 30. 625 A).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010