Из сказанного о духовной природе человека и нравственных его силах и способностях видно высокое достоинство и назначение человека. Второй брат из мучеников ясно высказал то и другое в своей предсмертной речи: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной» (VII, 9); открывается то же и в речи третьего брата, который, на требование дать язык, тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки, и мужественно сказал: «от неба я получил их и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их» (VII, 11 ). Итак, достоинство и назначение природы человека состоит в жизни его здесь, на земле, для Бога и в надежде его на жизнь вечную также для Бога и с Богом (XII, 43–45); первая жизнь, т. е. земная, очевидно понималась иудеями как приготовление человека к жизни вечной. Этою-то надеждою на вечную жизнь с Богом воодушевлялся Иуда и его сподвижники, когда ратовали за святость Иерусалимского храма и сохранение чистоты и неприкосновенности отеческого Моисеева закона (VI, 1, 2 и вся 2-ая Мак. книга). Изложив учение 2 Мак. книги о нравственной природе человека и о его высоком достоинстве и назначении, перейдем к учению той же книги о препятствиях на пути нравственного совершенства человека и о высших силах и средствах, дарованных ему от Бога для преодоления этих препятствий. Первым и общим для всех людей препятствием на пути нравственного их совершенства является собственная, растленная грехом. природа человека; вследстие греха явилось расстройство всех душевных сил человека; ослабление ума в познании истины, извращение чувства и уклонение воли от воли Божией и, как результат всего этого, нарушение гармонии между душой и телом – постоянная борьба между плотию и духом. На греховность человека, как причину удаления его от Бога, вследствие чего человек терпит разные страдания, посылаемые ему от Бога для его вразумления и наказания, – ясно указывают в своих предсмертных речах шестой и седьмой братья-мученики. Последний говорит: «Мы страдаем за свои грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

12.          «          »    Декабрь XII (XIII-XIV) вв. 13.   Устав Иерусалимский 1298 г. б) 1.       Славянская Триодь Постная 2.       Устав патриарха Алексия 3–12.     Славянская Минея         (10 месяцев) 159–168 Г. Рукописи Московской Типографской библиотеки. Славянские: 1.       Минея Месячная за сентябрь 2.              «          »    Октябрь 1096 г. 3.              «          »    Ноябрь 1097 г. 4.              «          »    Октябрь – Ноябрь 5.              «          »    Январь XI-XII в. 6.              «          »    Январь 7.              «          »    Январь и Февраль 8.              «          »    Февраль XI-XII в. 9.              «          »    Февраль XI-XII в. 10.          «          »    Март 11.          «          »    Апрель XI-XII в. 12.          «          »    Май XIII-XIV в. 13.          «          »    Май – Июнь XIV-XV в. 14.          «          »    Июнь 15.          «          »    Июнь 16.          «          »    Июнь 17.          «          »    Июнь, Июль 18.          «          »    Июль 19.          «          »    Июль 20.          «          »    Июль XI-XII в. 21.          «          »    Июль XIV-XV в. 22.          «          »    Июль XIV-XV в. 23.          «          »    Август XI-XII в. 24.          «          »    Август 25.   Праздничная Минея XIII-XIV в. 26.              «               » XIII в. 27.   Триодь Постная (XII-XIII) по определению Соболевского (XI-XII) Д. Библиотека Румянцевского Музея. 1.       Минея за Январь 481/76 2.              «      Сентябрь – Октябрь 25/30 3.              «      Декабрь Е. Библиотеки Афонских Монастырей. по кат. Ламброса а)    Пантелеимоновского 1.       Минея за Март и Апрель 5557–51 2.            «      Июль 5558–52 3.            «      Август 5560–54 4.            «      Ноябрь XIII в. 5559–53 5.            «      Июнь XIII в. 5586–80 6.            «      Сентябрь 5595–89 7.       Октоих 5549–43 8.       Триодь XIII в. 5550–44 9.       Триодь 5551–45 10.   Триодь 5552–46 11.   Пентикостарий 5553–47 12.   Пентикостарий 5554–48 13.   Стихирарь 5584–78 14.   Стихирарь XIII в. 5555–49 15.   Триодь и Пентикостарий 6208–701 16.   Триодь 6210–703 17.   Триодь и Октоих 6216–709 18.   Октоих 6217–710 19.   νθολγιον 6218–711 20.   Пентикостарий 6234–727 21.   Октоих 6246–739 22.   Последование св. Пантелеимону XVIII в. 5972–465 23.   То же 5971–464 24.   Октоих св. Пантелеимону 5974–467 25.   Сборн. канонов св. Иосифа 5978–471 26.   Сборник 5999–492 27.   Сборн. послед. св. Димитрию 6006–499 28.   Сборн. с кан. Иоанну Богослову XVI-XIX в. 6011–504 29.   Пролог XIII-XIV в. 6276–769 30.   Трипеснцы св. Иосифа 6306–799 31.   Октоих св. Пантелеимону 6376–869 32.   То же 6377–870 б) Иверского: 1.       Минея за Май XIII в. 4160–40 2.            «      Июль 4465–345 3.       Октоих 4161–41 4.       Триодь 4162–42 5.       Минея за Январь 6.            «      Апрель 4892–772 7.            «      Март и Апрель

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это заключение оправдывается и другим свидетельством Дееписателя (XII, 19 – 23) о смерти царя Ирода Агриппы I (37, 40, 41–44 г. г. по р. Хр.), который – по Иосифу Флавию (Antiqu. XIX, 8:2)- скончался в Кесарии в четвертый год Клавдия, или в 44 году 368 , а по книге Деяний (XII, 25) это было около времени пребывания Варнавы и Савла в Иерусалиме в качестве Антиохийских посланников туда для помощи по случаю голода (XI, 27-З0). Вот тут и высказываются 369 , что последнее событие рисуется невероятными чертами, как бывшее «по всей вселенной» (XI, 23), почему и весь реферат о благотворительной миссии из Антиохии является фальшивым. Но Дееписатель не говорит, что все это происходило со строжайшей одновременностью 370 , а лишь «в то время» (XII, 1), обнимавшее несколько эпизодов и ничуть не покрывавшееся только фактом голодовки. Тогда нельзя никоим образом утверждать, что последняя мыслится ставшей «вселенским» несчастьем в один год позорной смерти Иродовой. Это есть совершенно произвольное перетолкование, якобы бедствие разом и в краткий срок охватило orbem Romanam, ибо рассказ допускает понимание в смысле разновременности поражения по различным местам империи. А в этом смысле имеется достаточно исторических оправданий. Светоний (Claud. 18) констатирует assiduae slerilitates в правление Клавдия, другие свидетели упомиинают о голоде в Риме в начале его (Dio Cass. LX. 11. flurel. Victor. Caes. 4), в 9 –10 м или 11 м году (Euseb. Chron. ed. Schoene II, 152–153, по армянскому тексту и по блаж. Иерониму; Oros. VII, б, 17; Tacit. Annal. XII, 43), а в 8–9 м и в Греции (Euseb. Chron. 1. cit.), затруднения же столицы решительно убеждают в хлебном оскудении богатых поставщиц зерна по Средиземному морю. Таков прежде всего Египет, но нет препятствий относить сюда и Иудею. Именно при Клавдие (около 45 г.) иудейская прозелитка Елена, мать Адиабенского царя Изата, помогала жизненными продуктами страждущим Иерусалимлянам, закупая в Египте хлеб и на Кипре фиги (Jos. Flav. flntiqu. XX. 5: 2). Разве это не соответствует Дееписательской фразе по ее разумному значению, что голодание захватывало разные местности Римской империи? И мог ли кто-нибудь говорить и понимать ее иначе, если всякому была очевидна явная абсурдность подобной интерпретации, обрекавшей на вымирание целое богатое государство? Но о многократных голодовках в отдельных его провинциях по свойственной древним преувеличенности вполне дозволительно было говорить, как о «вселенском» голоде. В отношении Иудеи (и Иерусалима) мыслится, конечно, бывший при Елене Адиабенской голод около 45 г. Если мы даже допустим, что Варнава и Савл во все продолжение его оставались во святом городе, – и тогда возвращение их в Антиохию упадет на 45 г., поскольку двухгодичная длительность голодания едва ли возможна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

A. M. Лидов. Схизма и византийская храмовая декорация Значение изменений, произошедших в византийской храмовой декорации в XI–XII вв., трудно переоценить. Именно в эту эпоху утвердилась система росписи с символическим центром в сцене «Причащения апостолов» над алтарем, которая при всех вековых напластованиях сохранилась как основа иконографической программы православной церкви. Не менее важно, что именно эта новая система определила принципиальное расхождение западной католической и восточной православной традиций храмовой декорации. Связь иконографических нововведений с литургией хорошо показана в научной литературе 39 . В числе первых была работа А.Н. Грабаря о литургическом свитке из Иерусалима 40 . Заметное влияние на исследователей оказала статья Г. Бабич « «Службе св. отцов» в связи с христологическими спорами XII в. 41 . Систематизация литургических тем была предложена в книге К. Уолтера «Искусство и ритуал византийской церкви» 42 . Разными авторами выявлены и проанализированы целый ряд иконографических тем и мотивов, которые находят объяснения в литургическом контексте эпохи. Среди них можно назвать работы об образе «Христа во гробе» 43 , сцене «Оплакивания» 44 , об особых иконографических типах «Христа-архиерея, освящающего храм» и «Христа-священника» 45 . Практически каждое серьезное исследование памятников XI–XII вв. добавляет некое новое знание о литургическом влиянии на храмовую декорацию. Новые литургические темы дошли до нас в разновременных росписях XI–XII вв., поэтому исследователи предлагали разные даты появления тех или иных сюжетов. Попытки обнаружить прямые связи иконографии с решениями церковных соборов середины XII в. оказались не вполне плодотворны, поскольку во всех основных чертах новая система декора сложилась раньше и непосредственное влияние удавалось выявить только в отдельных непринципиальных мотивах 46 . Осознание произошедшей в XI–XII вв. особой литургической редакции византийской храмовой декорации подводит нас к необходимости ответить на два основополагающих вопроса:

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Origenes. Commentaria in Evangelium secundum Matthaeum XII, 43, PG 13, 1084 604 Ambrosius Mediolanensis. Expositio Evangelii secundum Lucam X, 35, PL 15, 1812; CSEL 32, 4. P. 468 Origenes. Commentariorum series in Evangelium Matthaei, 45, PG 13, 1664–1665 605 Ambrosius Mediolanensis. Expositio Evangelii secundum Lucam X, 46–48, PL 15, 18 ΜΙ 815; CSEL 32, 4. P. 472–473 Origenes. Commentariorum series in Evangelium Matthaei, 79, PG 13, 1729 Origenes. Homilia 2 in psalmum 36, 6, PG 12, 1334 608 Ambrosius Mediolanensis. Enarrationes in XII psalmos Davidicos, in ps. 37, 28, PL 14, 1022 Origenes. Homilia 1 in psalmum 37, 3, PG 12, 1376 609 Ambrosius Mediolanensis. Enarrationes in XII psalmos Davidicos, in ps. 38, 14, PL 14, 1045–1046 Origenes. Homilia 1 in psalmum 38, 5, PG 12, 1395 610 Ambrosius Mediolanensis. Enarrationes in XII psalmos Davidicos, in ps. 38, 31, PL 14, 1053–1054 Origenes. Homilia 2 in psalmum 38, 5, PG 12, 1405 611 Ambrosius Mediolanensis. Enarrationes in XII psalmos Davidicos, in ps. 38, 34, PL 14, 1054–1055 Origenes. Homilia 2 in psalmum 38, 8, PG 12, 1407–1408 Origenes. Homilia 2 in Canticum Canticorum, 12, PG 13, 57 Origenes. In Canticum Canticorum lib. III, PG 13, 149–150 Origenes. In Canticum Canticorum lib. III, PG 13, 153–154 Cp.: Kellner J.B. Op. cit. S. 165. 621 Ambrosius Mediolanensis. De fide II, 70, 84–85, PL 16, 574, 578; Basilius Magnus. Contra Eunomium lib. IV, PG 29, 688D–689A. 622 Didymus Alexandrinus. De Spiritu Sancto, 1–15, PG 39, 1033–1047; Ambrosius Mediolanensis. De Spiritu Sancto I, 1–5, PL 16, 709–719. 637 Schurer E. Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. 3 Aufl. Leipzig, 1898. Bd. 3. S. 393–394; Heinisch P. Der Einfluss Philo auf die älteste christliche Exegese (Barnabas, Justin und Clemens von Alexandria). München, 1908. S. 26. 642 Ambrosius Mediolanensis. De Jacob et vita beata I, 3, PL 14, 599–600; CSEL 32, 2. P. 6; Περ λογισμο, с. 1. 648 Nec sic luna inter Stellas refulget, ut inter filios mater, et cum eos ad martyrium illuminatura deduceret, refulgebat, et cum amplexata victores in medio filiorum jaceret [He так сияет луна среди звёзд, как сияла мать среди сыновей, когда увещала их к мученичеству и, обняв победителей, легла посреди них] (Ambrosius Mediolanensis. De Jacob et vita beata II, 56, PL 14:638).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Вот главные черты Египта, описанные в последних главах книги Бытия: монархия еще существует (гл. XII, XXXIX). Царь носит еще имя Фараона (39:1). Он не ограничен или почти не ограничен, бросая людей в тюрьму (гл. 40:3) и освобождая их оттуда (ст. 21) или, если это ему угодно, осуждая их на смерть (ст. 22); он назначает во всей стране чиновников и налагает подати, вероятно, по своему произволу (41:34); он неожиданно возвышает иностранца на второй пост в государстве и предписывает всем, без исключения, слушаться его приказаний (ст. 40–44). В то же время царь имеет советников или министров, „старейших своего дома» и других чиновников (50:7), у которых он спрашивает мнения и без одобрения которых, кажется, не действует в важных случаях (41:37,38). Двор фараонов организован наподобие дворов позднейших восточных монархов; он имеет телохранителей во главе с их начальником (37:36); одна из главных обязанностей последнего – это исполнять приговоры относительно провинившихся. При дворе содержалась свита поваров, во главе которых был начальник хлебодаров и виночерпиев, с главным виночерпием (40:2). Фараон ездит в колеснице, и все падают перед ним на колени (41:43). Цивилизация в Египте вообще довольно развита. Там есть несколько разрядов солдат, жрецы (47:22), медики (50:2) и скотоводы (46:32–34; 47:6). Прибавьте к этому класс „магов» (41:8), мудрецов или священных книжников, которые или относятся к жреческому сословию, или имеют другие занятия; их название (книжник) предполагает, что в Египте существовала письменность. Из других доказательств цивилизации в Египте упомянем тонкий лен, носимый некоторыми особами, золотые ожерелья (ст. 42), серебряные чаши (44:2), колесницы (45:21), повозки (50:9), гробницы для умерших (ст. 26) и бальзамирование (ст. 2, 26). Египетский народ представлен в следующих чертах: 1. Заметно очень высокое положение жрецов (41:45), которые пользуются различными имущественными привилегиями (47:22). 2. Существование обычаев, очень ясно характеризующих отношение Египтян к пороку и большое отвращение к нечистоплотности. 3. Презрение к пастушескому состоянию (43:32; 46:34). 4. Большая свобода относительно смешения полов, что так обычно на Востоке, – и отсюда некоторая распущенность у женщин (39:7–12). Упомянем еще о плодородии почвы, о существовании многих житниц для зерна (41:56), привычку носить ноши на голове (40:16), употребление монархами кольца вместо печати (41:42), пользование услугами купленных рабов (39:1) и управляющих (39:6; 44:1); ввоз пряностей из Аравии (37:25); омовение ног гостям (43:24); правило сидеть за едой (ст. 33); питье вина (40:11; 43:34); ядение мяса (43:16) и гадание на прорицательной чаше (44:5).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bibl...

Фаргард IV. Договоры и нарушения их. I (1) попечение о собственности своей и ближнего; II (2) классификация договоров; (3–4) вредные следствия их нарушения; (5–10) ответственность родственников; (11–16) денежная пеня за нарушение договоров; III (17–55) оскорбления, насилия; (18) определения их; (18–21) угрозы; (22–25) самоуправство и нанесение обиды; (26–29) удары; (30–33) раны и увечья; (34–36) раны с кровоизлиянием; (37–39) разбитые кости; (40–43) смертоубийство ненамеренное; (44–45) договоры; (46–59–55) ложная клятва и лжеприсяга; (47–49) молитва о физическом благоденствии и здоровье. Фаргард V. I (1–7) человек не погрешает, когда ненамеренно, случайно, окажет некоторое пренебрежение к огню или земле; II (8–9) вода и огонь не боятся смерти; III (10–14) распоряжение об умершем в зимнее время; IV (15–20) кладбища с трупами – Dokhmas очищаются небесною водою, т. е. дождевою; V (21–26) о превосходстве чистоты по закону, когда она необходима; VI (27–38) о нечистой силе Nasu более или менее происходящей, смотря по достоинству умершего; VII (39–44) о приготовлениях к жертвенным действиям для очищения нечистоты умершего; VIII (45–62) обращение с женщиною разрешившеюся от бремени мертвым младенцем, и как поступать с её одеждами. Фаргард VI. I (1–9) как велико бывает пространство земли нечистой, в случае когда она заражается мертвым телом; II (10–25) денежные штрафы за осквернение земной почвы мертвым и гнилым веществом; III (26–41) очищение разного рода водою, когда кто-либо осквернятся от покойника; IV (42–43) очищение Haoma; V (44–51) место для мертвых тел, Dokhmas. Фаргард VII. I (1–5) как долго после смерти Nasu остается около мертвецов? II (6–9) как далеко простирается нечистая сила Nasu? III (10–22) об очищении одеяний покойника; IV (23–24) постыдно вкушать пищу после покойников; V (25–27) гнусно бросать мертвое тело в огонь или воду; VI (28–35) очищение дерева и рога совершаемое при умершем; VII (36–40) врачи, их искус и доводы; (41–45) их доходы и плата за труд; VIII (45–50) очищение землею и в Дохма (Dokhmas), Дохма и девы; IX (60–72) рассуждение о женщине, родившей мертворожденного младенца; X (73–75) очищение сосудов после покойника; XI (76) очищение коровы; XII (77) нечистые возлияния.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

40. Г 41. Х 40–41. Из Псалтири XIV в. Имп. Публ. Библ. 3 А именно, во-первых, русский орнамент преимущественно и почти исключительно развился в заглавных буквах и заставках, за исключением немногих мелких изделий да прилепов в суздальских храмах, составляющих 42. К 43. Г 42–43. Из Псалтири XIV в. Имп. Публ. Библ. 3 резкое исключение из общего принципа византийско-русского искусства, враждебного скульптуре; напротив того, на Западе романский стиль, наложив свой резкий отпечаток на орнамент рукописный, широко охватил всю архитектуру, рассыпав в неисчерпаемом обилии свои разнообразные формы и по стенам здания, и по капителям и базисам и по самому стволу колонн, по тягам арок, по тимпану портала и церковным вратам, по балюстрадам, купелям, амвонам и пр. Во-вторых, романский стиль на Западе начинается тотчас же вслед за древнехристианским, уже в VI и VII веках явственно проявляет свои резкие, неуклюжие формы и, более и более сглаживая их варварскую грубость, из века в век видимо развивается и хорошеет, по мере развития скульптуры и живописи, в орнаментах заглавных букв уже с XII в. дает более и более простора осмысленной легенде и миниатюре, и наконец, постепенно, к концу XII и в haчaлeXIII в. переходит органически в стиль готический, одновременно и в архитектуре, и в живописи, и в скульптуре. Напротив того, русский орнамент только в XII в. стал освобождаться от рабского копирования византийских и южно-славянских оригиналов, и, хотя выказывал некоторую самодеятельность в XII и XIII вв., но все же под сильным влиянием южнославянским, и только в XIV в. успел достигнуть большей самостоятельности, но и тогда процветал недолго, да начала XV в., уступив свое место копиям с новых поделок на Афонской горе, а с XIVb. – копиям со старопечатных книг, Венецианских, Угровлахийских, а затем и вообще западных изданий. Заставка (см. ниже, рис. 49) Геннадиевской Библии 1499 г., по золоту украшенная травами, с 44. В 45. В 46. В 44–46. Из Евангелия 1323 г. А. И. Хлудова 29 миниатюрой пишущего Моисея, относится уже к этим позднейшим изданиям печатного стиля 32 , не имея ни малейшей связи с русским орнаментом XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

28. Около 370 метров. 29. Уважаемый читатель! Как Вы уже, наверное, поняли, данный раздел книги полностью тождественнен Комментариям ( " примечаниям " в фигурных скобках). Данный раздел сохранен намеренно, для возможного случая печати этой электронной книги на бумаге. 30. С. П. Кондратьев пользовался при переводе известными изданиями текстов писем: Epistolographi graeci ed. R. Hercher, Paris, 1873 и упомянутой ниже книгой L. Köhler. 31. Полное наименование: Köhler L. Die Briefe des Sokrates und der Sokratirer//Philologus Supplementum. Bd. XX, 2. Leipzig, 1928. (Примеч. А. А. Тахо-Годи.). 32. Переиздание этой книги: NY, 1968. (Примеч. А. А. Тахо-Годи.). 33. Полное наименование: Mitteis L. — Wilcken U. Grundzüge und Chrestomathie Papyruskunde. Leipzig, 1912. (Примеч. А. А. Тахо-Годи.). Комментарии 1. XIV, 1 2. IX, 22-23 3. III, 19 4. IV, 9 5. III, 19 6. «Метафизика» I, 8; I, 9; III, 2 и III, 6 8. «Метафизика» II, 1 9. «О душе» I, 1 10. «Риторика» I, 11 11. V, 8; XIV, 3 12. XIII, 4 13. Фрг. 647, 2-е изд. 14. Плутарх. «Александр» 8 15. Плутарх. «Александр» 7 16. Фрг. 646 17. Письма 30, 31 18. Фрг. 171 Узенер 19. Академический трактат второй I, 17 20. X, 2 21. I, 9 22. VI, 6 23. X, 7 24. VII, 12 25. «Метафизика» XII, 7 26. «О частях животных» 27. I, 14 28. Аристотель. «Письма» 29. Аристотель. «Письма» 30. «О судьбе и доблести Александра» I, 6 31. Плутарх. «Александр» 47 32. Авл Геллий XX, 5 33. VII, 7 34. I, 26, 90 35. Плутарх. «Александр» 27 36. Плутарх. «Александр» 26 37. Фрг. 645 38. «Вторая аналитика» I, 33; 30; 31 39. «Политика» VII, 4 40. «О небе» II, 4 41. «Физика». VIII, 1 42. «Метафизика» XII, 7 43. Фрг. 80 44. «Метафизика» I, 2 45. «Метафизика» XII, 8 46. «Метафизика» XII, 7 47. «Риторика» II, 12 48. «Риторика» II, 13 49. «О природе богов» II, 37 Тематические страницы — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://predanie.ru/book/219678-platon-ar...

«Прежде уготовления был и прежде век основан Тот, Кто создан в пути и дела Божии» (ibid. XII, 42; ср. XII, 45). Установивши на основании спорного места предвечное рождение Сына, Иларий переходит к выяснению того, в каком смысле нужно понимать создание Премудрости в пути и дела. Нельзя понимать это выражение в том смысле, в каком его истолковывают ариане, утверждающие, что Сын Божий создан для того, чтобы быть орудием творения для Бога, Который по величию Своей природы не мог создать мира непосредственно, потому что как раз это место предупреждает такое нечестивое толкование, говоря о творческой деятельности Бога Отца. Здесь говорится, что Премудрость была при Боге, когда Он предуготовлял мир, и приводила все в порядок, когда Бог творил мир. Сам Отец творит мир идеально и реально, а Сын является лишь Его содейственником (ibid. XII, 43). Цель создания Премудрости была другая, и Она Сама говорит о ней в этом же месте. Она перечисляет Свои ежедневные дела и совершающееся во времени: Ею царствуют цари и могущественные пишут правду, князья совершают великие дела и владыки обладают землей; Она ходит в путях правды и обращается в стезях справедливости и тем, кто Ее любит. Она дарует сокровища вечной жизни (ст. 15–21) (ibid. XII, 44). Цель создания Премудрости состоит в том. чтобы Она была Началом путей, руководящим в справедливости к жизни вечной. Но таким путем и был Тот, Кто сказал о Себе: «Я есмь Путь… никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» ( Ин. 14. 6 ). Премудрость создается, чтобы быть руководительницей к Отцу и вечной жизни. В Своей спасительной деятельности Премудрость, невидимая Сама по Себе, является людям многоразличным образом, облекаясь для этого в создаваемые для этого материальные формы. Адам слышал шаги Бога, ходящего в раю; для того, чтобы были слышны Его шаги. Он должен был облечься в какое-либо творение. В виде какой-нибудь твари Сын Божий беседовал с Каином, Авелем. Ноем, благословил Еноха, как Ангел Он явился Агари. Он явился Аврааму как действительный человек, который был видим, говорил, принимал пищу, но был поклоняем как Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010