Менее известна история жившего в VI веке в Африке св. Петра, бывшего мытарем (память 22 сентября/5 октября). Он был исключительно скуп и лишь однажды кинул надоевшему ему нищему кусок хлеба. Вскоре заболев, он увидел в видении, что только за эту милостыню Господь отсрочил его смерть и дал время на покаяние. После это бывший скупец и богач разительно переменился, раздал нищим все свое имение и освободил рабов, оставив лишь одного из них. Этого последнего раба, после паломничества по святым местам, он принудил продать его самого в рабство, что тот не без сопротивления и сделал (иначе св. Петр угрожал сам продать этого раба язычникам), а вырученные деньги тоже раздать нищим. После этого Петр долгое время был рабом, пока паломники из его города случайно не узнали его и не пришли к его хозяину с просьбой отпустить этого великого мужа с ними, так как князь их города очень печалился о его исчезновении. Тогда св. Петр бежал из того дома и скрывался от славы человеческой до самой смерти. Кто их такому научил? По крайней мере дважды продавал сам себя в рабство и египетский монах Серапион Синдонит (память 14/27 мая) — один раз язычнику-скомороху, а другой раз — градоначальнику, жившему добродетельно, но впавшему в ересь. Оба раза он служил своим господам, пока те, под его влиянием, не обращались к истинному Богу, а после возвращал им заплаченные за него деньги и уходил. В остальное время он питался подаянием и не имел ничего, кроме одного синдона — грубого льняного плаща (за что его и прозвали Синдонитом) — и Евангелия. Но вот однажды Серапион встретил нищего, совершенно нагого, дрожавшего от холода, и подумал: «Как это может быть, что я, воображающий себя постником, ношу одежду, а этот нищий, в образе которого — Сам Христос, мучается от холода? Если я не покрою наготу его и попущу ему умереть от холода, то буду осужден в день суда как убийца». Сняв с себя плащ, он отдал его нищему, а сам остался нагой, держа лишь Евангелие, с которым никогда не расставался (надо понимать, насколько редки и дороги тогда были книги — особенно Евангелие). Потом блаженный встретил человека, которого вели за долги в темницу, и, не имея больше ничего, продал и Евангелие, и уплатил долг несчастного. Когда же Серапион пришел в хижину, в которой иногда жил, и ученик преподобного, увидев его нагим, спросил: «Где твой плащ?», старец отвечал: «Я послал его туда, где мы найдем во много раз лучшее». Ученик снова спросил: «А Евангелие твое где?» — «Чадо, оно само велело мне себя продать, каждый день говоря мне: “ продай имение твое и раздай нищим” (Мф.19:21)» — ответил св. Серапион.

http://pravmir.ru/shokiruyushhee-miloser...

Награжден орденами св. кн. Владимира 1-й степени (1963) и св. Сергия Радонежского 2-й степени (1981). Скончался в своем храме перед началом воскресной литургии. 8 апр. 1987 г. Крутицкий митр. Ювеналий (Поярков) возглавил в Скорбященской ц. отпевание К., к-рое, согласно завещанию покойного, совершалось священническим чином. Погребен на Преображенском кладбище Москвы. Соч.: Победа света над тьмой: (К церк. празднику в честь ангелов)//ЖМП. 1944. 11. С. 32-33; Историческое путешествие//Там же. 1945. 8. С. 6-25; 9. С. 16-25; Уродливое явление//Там же. 1947. 8. С. 32-34; Москва//Там же. 10. С. 11-12; Митр. Ливанский Илия и архим. Антиохийского Патриархата Василий в гостях у Патриарха Московского и всея Руси Алексия//Там же. 1948. 1. С. 45-56; Погребение Верховного Патриарха-Католикоса всех армян Георга VI//Там же. 1954. 7. С. 67-75; 18 дней в Японии: Междунар. конф. за запрещение атомного и водородного оружия]//Там же. 1957. 9. С. 35-37; Поездка в Индию: [Учредительная конф. инд. нац. объединения христиан в борьбе за мир]//Там же. 1963. 7. С. 39-42; Высокопреосв. Питирим, митр. Крутицкий и Коломенский: [Некр.]//Там же. 9. С. 21-25; Четыре дня в Лондоне//Там же. 1964. 5. С. 22-25; В гостях у киприотов//Там же. 1965. 7. С. 9-12; О хлебе насущном//Там же. 1973. 1. С. 37; Проповедь в день прославления иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»//Там же. 1975. 10. С. 45-46; В Неделю 12-ю по Пятидесятнице (Мф. 19. 16-26)//Там же. 1987. 9. С. 47-48; Архиеп. Киприан (Зёрнов): К 100-летию со дня рождения: [Статьи и проповеди]/Сост.: прот. А. Федосеев. М., 2001. Лит.: Наречение и хиротония архим. Киприана//ЖМП. 1961. 9. С. 8-11; Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 94-98; Краснов-Левитин А. Э. «Рук Твоих жар»: (1941-1956): [Восп. Ч. 2]. Тель-Авив, 1979. С. 155-157; он же. В поисках Нового Града: Восп. Ч. 3. Тель-Авив, 1980. С. 150, 166-170; Лагуткин А., прот. лет архиеп. Киприану и 20 лет его архиерейского служения]//ЖМП. 1981. 9. С. 29-30; Гузняков Б., прот. Высокопреосв. архиеп. Киприан: [Некр.]//Там же. 1987. 9. С. 25-27; Ардов М., прот. Мелочи архи..., прото... и просто иерейской жизни. М., 1995. С. 221-250; Цыпин. История РЦ. С. 400-401.

http://pravenc.ru/text/1684752.html

Следует также отметить, что в период правления Эзаны надписи составлялись не только на геэзе и греч., но и на т. н. псевдосабейском (RIE 185, I; 185 bis, I; 186) в подражание химьяритским государям, на земли к-рых он претендовал. Поскольку знание сабейского было к тому времени давно и прочно утрачено, тексты писались на геэзе вычурным южноарав. письмом (справа налево, с добавлением к большинству слов сабейского окончания неопределенного состояния -m). Расцвет христ. А. ц. (2-я пол. V - сер. VI в.) Политическая история А. ц. в V в. практически неизвестна. В религ. сфере происходит упрочение в нем позиций христианства благодаря проповеднической деятельности «Девяти преподобных» - монахов сир. и греч. происхождения, покинувших Византию, спасаясь от гонений, к-рым они подверглись, по-видимому, из-за несогласия с вероопределениями Халкид. Собора . Эти монахи основывали на подвластных А. ц. землях и за их пределами церкви и мон-ри, на века определив монофизитский характер эфиоп. христианства. Догматические различия не помешали А. ц. стать в нач. VI в. надежным союзником Византийской империи. Апогея могущества Аксумская держава достигла в сер. 20-х гг. VI в. В зависимость от нее попали последние цари законной династии Химьяра, очевидно принявшие христианство. В ответ на преследования химьяритских христиан приверженцем иудаизма узурпатором Йосефом Асаром Ясаром аксумский царь Калеб ( Элла Ацбэха ) предпринял поход на противоположный берег Красного м., покорил Химьяр и восстановил там христ. веру (см. Химьяро-эфиопские войны ). Однако сохранить контроль над Химьяритским царством Калеб не сумел. В сер. 30-х гг. VI в. его полководец Абраха отложился от метрополии и основал новую династию правителей Юж. Аравии. С ее свержением в нач. 70-х гг. VI в. бывш. химьяритские владения попали под власть Сасанидского Ирана, захватившего основные торговые пути в этой части Индийского океана. Этот удар на фоне полного упадка международных экономических связей из-за общего кризиса средиземноморской античной цивилизации стал роковым для А. ц., процветание к-рого зиждилось на транзитной морской торговле. Оно вступает в период быстрого упадка. К VI в. появляется христ. лит-ра на языке геэз. Первыми ее памятниками были переводные произведения: книги Свящ. Писания (очевидно, весь НЗ и по крайней мере часть ВЗ, в первую очередь Псалтирь), вероятно нек-рые сочинения отцов Церкви и «Физиолог» . Ни одной рукописи аксумского времени не сохранилось. Не известны также оригинальные произведения эфиоп. лит-ры в поздних списках. О существовании в 20-х гг. VI в. переводов ряда книг Библии на геэз можно судить благодаря приведенным в надписях Элла Ацбэхи цитатах из Мф 6. 33 (RIE 195, II/20-21), Пс 19. 8-9; 23. 8; 65. 16-17; 67. 2 (RIE 195, II/26-28, 191/1-2, 195, II/21-23, 195, I/5-6) и из Книги прор. Исайи (RIE 195, II/29, из-за лакуны цитата идентификации не поддается). Поздний период А. ц. (кон. VI в.- ?).

http://pravenc.ru/text/63940.html

Следовательно, если провозглашение римского епископа главою Римской церкви произошло в 538 году, то лишение власти папы через 1260 лет должно было случиться в 1798 году. Так, именно, и случилось, говорят адвентисты: ибо в феврале месяце 1798 года французский генерал Бертье двинулся в Рим, взял в плен папу Пия VI и тем положил конец папскому правлению в Риме. Папа умер в заточении. Со времени этого первого удара земные владения папы были постепенно отняты, пока в 1870 году не было отнято y папы и последнее владение в Италии королем Виктором Эммануилом. 9 Другим признаком близкого второго пришествия на землю Спасителя, согласно учению Свящ. Писания, является проповедание Евангелия всему миру. „И проповедано будет сие Евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» ( Мф.24:14 ). По толкованию адвентистов, и это пророчество Спасителя в настоящее время уже исполнилось. Существует, говорят они, 350 переводов св. Библии и 75 миссионерских обществ, имеющих во всех частях света 2500 проповедников и 25000 помощников. Таким образом, по словам адвентистов, Евангелие действительно проповедуется ныне во всем мире. 10 Слово Божие свидетельствует, что пред пришествием Спасителя будет на земле „скорбь великая, какой не было от начала мира до ныне и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни“ ( Мф.24:21–22 ). Эти слова, равно как и пророчество о бегстве жены (церкви) в пустыню, где она находилась в течение 1260 дней ( Откр.12:6 ), адвентисты относят к временам 1260-летняго папского владычества, во время которого народ Божий должен был переносить бедствия и гонения. Эти гонения, по мнению адвентистов, ограничены были сначала благодаря реформации, и совершенно прекратились лишь в середине 18 столетия. 11 Когда ученики спросили Иисуса Христа, какой признак Его пришествия и кончины века, то Иисус указал на многие знамения, которые произойдут в видимой природе. „После скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

V. Св. священномуч. Киприан: а) «Почитаю нужным предупредить братьев наших о том, что получившие свидетельство от мучеников, которых заслуга может споспешествовать им пред Богом, могут, в случае постигшего их бедствия и опасной болезни, не ожидая присутствия нашего, исповедать свой грех пред всяким, какой тут случится, пресвитером» (т. I, стр. 55, письмо 12-е). б) «Власть разрешить что-нибудь на земле так, чтобы это разрешалось и на небе, Господь дал прежде Петру..., а по воскресении и всем апостолам, говоря: «якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сия рек, дуну, и глагола им: примите Дух Свят. Ниже отпустите грехи, отпустятся им; и ниже держите, держатся» ( Ин.20:21–23 ). Отсюда понятно, что крестить и давать отпущение грехов могут только в церкви предстоятели, и имеющие основанием Евангельский закон и Господне распоряжение; а вне церкви ничто не можот быть ни связано, ни разрешено, так как там нет никого, кто бы мог связать что-нибудь, или разрешить» (т. I, стр. 288, пис. 60-е). в) «Христос одному Петру сказал: еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешити на земли, будет разрешено на небесех ( Мф. 16:19 ); потом читаем в евангелии, что Христос, когда дунул на одних апостолов, сказал им: приимите Дух Свят; имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся ( Ин.20:22–23 ). Это значит, что власть отпускать грехи дарована апостолам и церквам, учрежденным от них – посланников Христовых, а затем епископам, которые наследовали им по преемству посвящения» (т. I, стр. 333, письмо Фирмилиана). г) «Пусть каждый исповедует свой грех , пока согрешивший находится еще в оном мире, пока исповедь его может быть принята, пока удовлетворение и отпущение, при посредстве священников, угодно Господу» (т. II, стр. 164, кн. о падших). VI. Св. Игнатий Богоносец : «Всем кающимся Господь прощает, если они возвращаются к единению Божию и к собору епископа. Верую благодати Иисуса Христа, что Он разрешит вас от всяких уз» (Пис. муж. апост. стр. 299, посл, к Филадельфийцам). 1

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Вероятно, эти осколки оледенили и сердца тех, кто глумился на Голгофе над пригвожденным Христом. И как показывает в “Мастере и Маргарите” Михаил Булгаков, этот смех над Праведником продолжается и в наши дни. В булгаковском романе своеобразной музыкальной приметой “мертвых душ” служит фокстрот “Аллилуйя”. Весьма популярный в 1930-е годы, он был создан американцем Винсентом Юмансом как кощунственная пародия на богослужение. Он пронизывает все пространство романа. Он звучит в ресторане, где собирается писательский бомонд, под его музыку бесовская сила является в кабинете профессора — специалиста по раковым болезням, его наяривает оркестр на балу у сатаны. И оказывается, что вся эта театральная, писательская и журналистская толпа новых “партейных” русских, променявших свой талант на возможность быть при власти и пьянствующих ныне в ресторане “у Грибоеда”, — едина с толпой у “Лысой горы”, с толпой, орущей: “распни Его”. Отсюда понятен аскетический запрет на хохот, в котором утрачивается память о Боге. Иногда стремление избежать даже повода к соблазну приводит к полному личному отказу от смеха. В монашеском сборнике рубежа VI–VII веков «Лук духовный», зафиксировано предание о святителе Иоанне Златоусте: «после крещения он никогда не произносил клятвы и не побуждал никого к клятве, никогда не сказал лжи, избегал шуток и не позволял другим шутить (в своем присутствии)” 3 . Наконец, бывает смех от самодовольства, от сытости, смех, ослепляющий и отгораживающий от Бога. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете, — предостерегает от подобного смеха Господь (Лк 6:25). В то же время смех как таковой не порицается. Более того, именно в смех претворится праведная скорбь (ибо возможна неправедная — “о житейских предметах” 4 ): Блаженны плачущие ныне; ибо воссмеетесь (Лк 6:21). Примечательно, что это слова одной проповеди, которую мы встречаем только у евангелиста Луки. В близком по смыслу месте Евангелия от Матфея (Мф 5:1–7:29) тема смеха отсутствует. И более она не окажется в центре внимания на всем протяжении Нового Завета.

http://pravmir.ru/smeh-tyikva-proroka/

19. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами иконы, находящиеся в храме, к которым прикладываются прихожане. 20. Священнослужителям, церковнослужителям и сотрудникам приходов, подворий и монастырей ответственно и внимательно относиться к своему самочувствию. При недомогании немедленно сообщать об этом настоятелю (игумену, игумении) и обращаться за медицинской помощью. 21. Настоятелям, игуменам и игумениям организовать обязательный замер температуры перед началом трудового дня (к примеру, при помощи бесконтактного термометра) у священнослужителей, церковнослужителей, а также у сотрудников храмов, взаимодействующих с большим числом прихожан. 22. Объяснять прихожанам, что исполнение вводимых предписаний и ограничений следует воспринимать как следование словам Священного Писания: " не искушай Господа Бога твоего " (Мф. 4:7). Также объяснять прихожанам, что в случае появления симптомов ОРВИ или иных заразных болезней им следует ради любви к ближним и заботы о них воздерживаться от посещения храмов. - В частности: причащение больных заразными болезнями после других причастников (или даже на отдельно совершаемом богослужении) с обтиранием после каждого причащающегося лжицы тканью и последующим её сожжением; использование для больных отдельного сосуда и лжицы; омовение таковых в уксусе с выливанием последнего в сухой колодец (см. С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей; Пидалион с толкованиями преподобного Никодима Святогорца - на правило VI.28). Приложение Для санитарной обработки рекомендуются следующие препараты: • препараты на основе третичных амидов (к примеру Эволайн-4Д); • 3% перекись водорода; • 70% изопропиловый спирт (к примеру Септолит антисептик); • 75% этиловый спирт; • хлорсодержащие препараты (для уборки помещений).   Поделиться Разделы Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com

http://mitropolia.spb.ru/docs/tsirkulyar...

Мученичество прор. Исаии. Миниатюра из Библии. Нач. XV в. (Paris. fr. 10. Fol. 387) Мученичество прор. Исаии. Миниатюра из Библии. Нач. XV в. (Paris. fr. 10. Fol. 387) Хотя повествование Asc. Is. 11. 2-16 весьма близко к Протоевангелию Иакова, первая очевидная аллюзия на «И. п. В.» встречается в «Деяниях ап. Петра» (ср.: Asc. Is. 11. 14 и Acta Petri. 24). Некий «Апокриф Исаии», в котором рассказывалось о его мученичестве, был известен Оригену ( Orig. Comm. in Matth. 10. 18 (на Мф 13. 57); idem. Ep. ad African. 9). Апокриф под именем Исаии также упоминается в «Апостольских постановлениях» (Const. Ap. VI 16. 3). Название соч. «Вознесение Исаии» прямо упоминают свт. Епифаний Кипрский ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 40. 2. 2; 67. 3. 4; ср.: Asc. Is. 9. 35-36) и блж. Иероним Стридонский ( Hieron. In Is. 64. 4; ср.: Asc. Is. 11. 34). Вероятно, блж. Иероним знал текст целиком, а не только 2-ю половину, поскольку в др. месте он ссылается на Asc. Is. 3. 6-10 ( Hieron. In Is. 1. 10). Свт. Амвросий цитирует Asc. Is. 5. 4, 8 ( Ambros. Mediol. In Ps. 118. Serm. 10. 32). «И. п. В.» было известно Дидиму Слепцу ( Did. Alex. In Ps. 34. 15 (Tura-Papyrus 218. 3-16); ср.: Asc. Is. 3. 8-9; 5. 1-14; Did. Alex. In Eccl. 11. 5 (Tura-Papyrus 329. 21-25); ср.: Asc. Is. 6-11). С опорой на апокриф составлен «Трактат о мученичестве прор. Исаии» Потамия Лиссабонского ( Potamii episcopi Olisponensis (Ulixbonensis) De martyrio Esaiae prophetae//PL. 8. Col. 1415-1416; Idem.//CCSL. 69. P. 197-203). Вероятно, предание о мученичестве прор. Исаии повлияло на установление в V в. дня его памяти 6 июля (Depositio Isaiae) в иерусалимской литургической традиции ( Renoux. 1981). В греческом списке 60 канонических книг (VII в.) «Видение Исаии» (Ησαου ρασις) упоминается среди апокрифов между «Апокалипсисом Илии» и «Апокалипсисом Софонии» ( Zahn Th. Geschichte des neutestamentlichen Kanons. Lpz., 1892. Bd. 2. S. 289-292). Последним, кто был знаком с греч. оригиналом «И. п. В.», был Евфимий Зигабен, считавший, что этот памятник связан с учением богомилов ( Euth. Zigab. Contra massal. 4//PG. 131. Col. 44).

http://pravenc.ru/text/674800.html

3) Иудеи; и слепота в них была от окаменения сердец их, и от зависти. Сколько Христос ни творил пред ними чудес, желая уверить их о истине Своего посольства: но сердца их были окамененны, а посему они взирали на Него и на чудеса Его слепыми очами. [Снеси: ( Мк.3:5 ), ( Ин.12:19 ), ( Рим.2:19, 11:25 ), ( Ис.6:9, 10:21, 42:18–19 ]. § VI Весьма опасна душевная слепота, ибо она есть мать величайших бедствий. 1) Действует она, что многие опечаливают Христа Господа своего: так бо пишет о сем Евангелист Марк: и воззрев на них со гневом, скорбя о окаменении сердец их ( Мк.3:5 ).·Христос есть Свет, посему и желает, чтоб все познали Его, яко Свет от Света, и видели его так, как Он был, и есть свет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир ( Ин.1:9 ). 2) Действует душевная слепота, что многие будучи сами слепы в учении Божественном, и других своими ложными и по видимому ясными, а в самом деле только тёмными, как Египетская тьма мнениями ослепляют. Отсюда-то оная притча: слепец же слепца аще водит, оба в яму впадут ( Мф.15:14 ). Таковы были фарисеи. Они и сами претыкались в познании истины, и чрез покрывало Моисеево, как бы чрез некие тёмные очки, взирали на закон – и других мрачною суеверия и неведения мглою покрывали. Почему Христос говорит о них: вожди слепии, оцеждающии комары, велблуды же пожирающе ( Мф.23:24 ). Опасаться нам надобно, чтобы и нас не обличал Павел: уповая же себе вожда быти слепым, света сущым во тме, наказателя безумным, учителя младенцем, имуща образ разума и истины в законе: научая убо инаго, себе ли не учиши? ( Рим.2:19–21 ), то есть ты тому учишь другого, чего сам не разумеешь, в чём и сам ошибаешься, в чём и сам слепотствуешь. Таковы суть заблудившие от истины раскольники. Они хотя бедны умом, слепы в познании Св. Писания, обнажены благих дел; однако думают, что они сидят на Моисеевом седалище. 3) Действует душевная слепота, что многие и сами ведут жизнь распутную, – и других подобными себе делают. Да сие и необходимо. Ибо, кто слепотствует в знании Бога и Его воли и неправильно верит во Христа, тот не может и другим показать пути жития непорочного, ибо ходит он по предложениям развращённого ума своего или, как Павел говорит: по веку мира сего, по князю власти воздушныя: духа, иже ныне действует в сынех противления, ходит в похотех плоти своея, творя волю плоти и помышлений ( Еф.2:2–3 ). О таковых то вождях и последователях их, можно сказать, что они осязают яко слепый во тме ( Втор.28:29 ); что должно разуметь о крайнем потемнении, и слепости разума; что они, видяще, не видят ( Ис.6:9 ), во тьме ходят, и не знают камо идут ( Ин.12:35 ), покрывало на сердце лежащее имеют ( 2Кор.3:15 ); что, будучи сами слепы – слепцов водят.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

4 . Иисус Христос и Его апостолы благословили или освятили аскетизм, дав ему при этом свое обоснование и свой особый отпечаток. Проповедь Христа и Его апостолов о том, что христианская жизнь есть постоянное нравственное совершенствование ( Флп. 3:12–15 ), что это совершенствование может осуществляться путем постничества, девства, или нестяжательности ( Мф. 19:11, 12, 19:21 ; Мк. 10:21 ; Лк. 2:37 ; 1Кор. 7, 8:25–28, 32–34 ; Откр. 14:1–4 ), собственный пример Христа и апостолов, приснодевство Богоматери... – составили евангельскую основу аскетизма (Св. Григорий Нисский – «О девстве»). Такое осуществление христианства не было, однако, провозглашено исключительною формой христианской жизни. Христос и Его апостолы благословили или освятили также и брак ( Мф. 19:4–6 ; Еф. 5:22–32 ). Аскетическое осуществление христианства представляется тому, кто может его «вместить», и для избравшего – этот род жизни является обязательным. Многие последователи Христа во все времена христианской эры стремились к нравственному совершенству путем аскетизма. В первые два с половиною века по P. X. аскетизм выразился в форме постничества (Иаков Праведный, Анна пророчица – Блж. Иероним 3, 105 стр.; 4, 184 стр. К. 1864. Св. Кирилл Иерусалимский Катих. 10, 19; Евсевий Церков. Истор. 2 кн., 23 гл.), нестяжательности ( Деян. 4:32 – иерусалимская община, Серапиоп, еп. Антиохийский, Киприан еп. Карфагенский, Пиерий пресв. Александрийский), девства ( Деян. 21:9 ; 1Кор. 7:8 ; Св. Кипр.– «Пис. к Помпон. о девственниц.», «Кн. об одежд. девств.».; Еп. Мефодий – «Пир десяти дев или о девстве»). В половине третьего века к этим формам кроме того присоединилось отшельничество или анахоретство, еремитство (от  ρηος – пустыня, Павел Фивейский), в VI веке замененное на востоке великосхимничеством при общежительных монастырях. Своего широкого развития в литературе и жизни аскетизм достиг в UV, V и VI веках. При сохранении основного евангельского учения об аскетизме, отцы-подвижники этого периода раскрыли понятие об этом предмете со всех возможных сторон. Их работа сделалась достоянием греко-русской церкви, где с зари христианства вплоть до наших дней аскетизм составлял и составляет душу монашества. Западная церковь во взгляде на аскетизм была согласной с восточной церковью только до эпохи средних веков. В средние века в римо-католицизме аскетизм был понят, как человеческое достаточное удовлетворение Богу (Satisfactio operum) или как заслуга (merimum) человека, а в лютеранстве, со времени реформации, – как безразличное действие ( διαφορα) со знаменем: упражняйся, христианин, телесно и духовно, но знай, что это, даже искреннее, упражнение не имеет для оправданий ровно никакого значения. От такого знамени был один только шаг к отвержению аскетизма, что и сделали некоторые из протестантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010