г) Последователь Христа узнается по тем плодам, которые он приносит ( Мф.7:16-19 ). Главный его плод — любовь ( Ин.13:35 ). Но, не имея в себе сил выполнять новозаветные заповеди, человек должен обращаться к благодатной помощи, которую дарует Дух Христов ( Флп.4:13 ; Гал.2:20 ). Тема 5. Жизнь по Евангелию 1). Отношение человека к Богу. 19. Проповеди Христовой предшествовало выступление Иоанна Крестителя с призывом к покаянию, и благовестие Самого Господа тоже началось словами: «Покайтесь» ( Мф.3:1-2, 4, 17 ). Поэтому началом духовной жизни христианина является покаяние, внутренний переворот, переоценка прежней жизни (таково значение евангельского слова «матаноите», покайтесь, обратитесь, переосмыслите прошлое). Покаяние становится настоящим только тогда, когда «приносит плод», т. е. выражается в поступках (см. притчу Мф.21:28-32 ). 20. Отношение христианина к Богу есть богосыновство, оно строится на глубоком сердечном доверии, уповании и надежде ( Лк.1:9-13, 12, 22 ). Примечание: Заповедь «не заботьтесь» имеет ввиду не обычные мысли о житейских делах, а именно «заботу» в смысле мучительной и тревожной озабоченности, которая изобличает маловерие. 21. Молитва есть беседа души с Богом, общение с Ним. Хотя Отец Небесный знает о наших нуждах ( Мф.6:8 ), открывая Ему сердце, мы вступаем с ним в живое общение. Сила молитвы не во многих словах (как думали язычники, желавшие длинными заклинаниями повлиять на божество), а в искренности ( Мф.6:7 ). Примечание: Молитву — как таковую — следует отличать от молитвословия — чтения молитв по молитвеннику. Молитвословие есть школа молитвы и подготовка к молитве (через вживание в молитвы святых). 22. Человек не должен требовать от Бога чудес ( Мф.12:38-39 ). В молитве на первом месте — не наша воля, а воля Отца ( Мф.6:10 ; Мк.14:36 ). 23. Ученику Христову не обещано непременное земное благополучие: среди скорбей и испытаний он укрепляется надеждой на конечное торжество правды Божией ( Мф.5:12 ; Ин.16:23 ). Любящий Христа делит с Ним Его крестный путь ( Мф.8:34 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/v-pomoshh-...

Образ Церкви-Невесты по преимуществу развит Автором Откровения, а также и апостолом Павлом; но вдохновителем того и другого был Сам Господь, неоднократно пользовавшийся этим образом, и притом в трёх модификациях. Церковь со стороны своей преданности Иисусу Христу, со стороны своей подчинённости Ему символизируется, как «Дщерь Сионова» – выражение, находящееся у пророков Исаии и Захарии, – и тогда Сам Христос является Царем. «Скажите Дщери Сионовой 756 : се, Царь твой (т. е. Сам Христос) 757 грядет к тебе...» ( Мф.21:5 = Ис.62:11 ; Зах.9:9 ; ср. Ин.12:15 ). Замечательно, что после 11-го стиха пророк Исайя прямо говорит о новой теократии: «И будут называть их: народ святой, искупленный Господом, атебя назовут городом многопосещаемым, никогда не оставляемым» ( Ис.62:12 ). Со стороны своего целомудрия и чистоты, равно как со стороны своей радости о единении со Христом, Церковь представлена Самим Христом как Невеста, и именно как Невеста в самый разгар брачных торжеств, т. е. готовящаяся стать Женою и Матерью. А Христос называется тогда Женихом ( νμφιος), справляющим свою свадьбу в чертоге брачном. Этот образ употреблен Господом в притче о десяти девах ( Мф.25:1–13 ), имеющей эсхатологическое значение. Но Христос-Жених не есть только эсхатологический образ, так как он отнесён Христом ( Мф.9:15 ; Мк.2:19 ; Лк.5:34 ) и к земной жизни Его. Если Церковь -Невеста, а Христос-Жених, а бракосочетание Жениха с Невестою изображает единение Христа с Церковью, то верующие представляются как сопирующие на браке, как друзья (ср. Лк.12:4 ; Ин.15:14:15 ) Жениха и Невесты (ο φλοι μου, говорит Христос). Напротив, все те, которые были невнимательны к своим обязанностям, к Жениху и Его браку, остаются вне чертога брачного? 758 . Такова общая мысль нескольких притчей, из которых притча о десяти девах, по замечанию Пфлейдерера, «есть дальнейшее развитие и преобразование более краткой притчи Лк.12:35 , сл.» (32, I, 595). «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху; из них пять было мудрых и пять неразумных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Апостолы, в свою очередь, не хотят им верить. Как все это естественно! Как согласно с настроением человека, которого обстоятельства вынуждают в чем-либо разочароваться, но который вместе с тем не желает этого разочарования, и, чтобы поставить себя на крепкой почве своего убеждения, ищет самых крепких же основ на то! Из учеников Господних никто и не думал о том, что Христос воскреснет, – все, что говорил Спаситель о Своем воскресении как будто и не было Им говорено; у всех любивших Христа была одна мысль, что Он распят. Только после очевиднейших доказательств воскресения, – доказательств, данных Спасителем лично, в Своих явлениях, – святые жены и ученики вполне поверили истине воскресения Христова. Так, – по устроению, конечно, самого Промысла Божия, – истина воскресения Христа засвидетельствована для нас самым простым и в то же время самым убедительным образом. В Катехизисе на вопрос: « Как узнали, что Иисус Христос воскрес? » – дается ответ в следующих словах:  «Воины которые стерегли гроб Его, с ужасом узнали сие потому, что Ангел Господень отвалил камень, которым закрыт был гроб Его и притом произошло великое землетрясение. Ангелы также возвестили о воскресении Христовом Марии Магдалине и некоторым другим. Сам Иисус Христос, в самый день воскресения Своего, явился многим, как то: Мироносицам, Петру, двум ученикам, шедшим в Еммаус, и наконец всем Апостолам в доме, которого двери были заперты. Потом многократно являлся Он им в продолжении сорока дней; в некоторый же день явился более нежели пятистам верных вместе» ( 1Кор. 15:6 ). Всех явлений воскресшего Спасителя в Евангельской истории насчитывается десять. Это – 1) Марии Магдалине ( Ин. 20:14–18 ) 194 ; 2) той же Марии Магдалине и другой Марии, когда они обе шли к Апостолам возвестить о сказанном им от Ангела (Мф. 28:9–10); 3) Апостолу Петру ( Лк. 24:34 ; 1Кор. 15:5 ); 4) двум ученикам, шедшим в Еммаус ( Лк. 24:13–35 ); 5) всем Апостолам, когда между ними не было Ап. Фомы ( Мк. 16:14 ; Лк. 24:36–44 ; Ин. 20:19–25 ): 6) тем же Апостолам и Фоме с ними ( Ин. 20:26–29 ); 7) семи ученикам на море Тивериадском ( Ин. 21 ); 8) одиннадцати Апостолам и с ними более нежели 500 других учеников ( Мф. 28:16–20 ; 1Кор. 15:6 ); 9) Апостолу Иакову ( 1Кор. 15:7 ) и 10) всем Апостолам при Своем вознесении с горы Елеонской на небо ( Лк. 24:50–53 ;  Деян. 1:1–11 ). Нет сомнения, что, кроме сих, описанных в Евангелии и посланиях Апостольских, явлений, были и другие явления воскресшего Господа Своим ученикам, так как в Евангелии и посланиях не все то описано, что сотворил Иисус ( Ин. 21:25 ); а с другой стороны – в книге Деяний Апостольских мы читаем, что Господь со многими верными доказательствами (Своего воскресения), в продолжение сорока дней (следовательно, «многократно», как замечает Катехизис в только что приведенном его ответе), являлся Апостолам и говорил о царствии Божием ( Деян. 1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Св. Амвросий Медиоланский, относя ко Христу слова ( Притч.8:22 ), по слич. с ними ( Ин.8:25 ), пишет: «Христос, называя Себя началом (principium), и то засвидетельствовал, что Он есть вечный Бог, открыл и то, что Он есть источник всякой добродетели, как Глава Церкви, по реченному: И Той есть глава телу, иже есть начаток, перворожден из мертвых ( Кол.1:18 )... Итак, начало нашего доброделания – Христос... ибо от Него проистекает всякая сила к добру, и потому, дабы мы обогащались добродетелями, дадеси нам Сын, егоже начальство бысть на раме Его ( Ис.9:6 )» 275 . Подобные изъяснения и соображения встречаются в писаниях св. Кирилла Александрийского : в книге о правой вере 276 , против Нестория 277 , в разговоре о воплощении Единородного 278 ; в писаниях св. Иоанна Златоуста 279 и друг. Указания на чистейшую святость Иисуса Христа: ( Лк.1:35 ; Мк.1:24; Дан.9:24 ; Ин.17:19 ; Мф.2:23 ; 1Ин.3:5 ; Кол.2:9 ; Рим.8:29 ; Евр.7:20 ; Ин.3:34, 8:28–29 ; 2Кор.5:21 ; 1Пет.2:22 ; Тит.2:11–14 ). О всеведении Св. Григорий Назианзин, указав на свидетельство Евангелиста о преуспеянии Иисуса Христа в премудрости, изъясняет оное без противоречия понятию о том участии Иисуса Христа в Божеском всеведении, которое даровано Его человечеству в самом воплощении Его. Так он говорит: «Христос, по сказанному, преспеваше как возрастом, так премудростию и благодатию ( Лк.2:52 ), не в том смысле, что получил в этом приращение (что могло стать совершеннее в Том, Кто совершен от начала?), но в том разуме, что сие открывалось и обнаруживалось в Нём постепенно» 280 Равным образом в изъяснении слов Христовых о неведении дня и часа суда (Мк.13:32) св. Григорий выражает мысль, что и по человечеству не иначе можно приписать Иисусу Христу незнание чего либо, как в отдельности человечества Его от Божества, различительно представляемой, тогда как человечество во Христе нераздельно, ипостасно соединено с Божеством, со времени вочеловечения Слова. Вот собственные слова его: «Для всякого явно, что Сын знает, как Бог, приписывает же Себе незнание, как человек, поколику только видимое может быть отделено от умопредставляемого» 281 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава 25 1–13. Притча о десяти девах. – 14–30. Притча о талантах. – 31–46. Пророчество о страшном суде. Мф.25:1 .  Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Мф.25:2 .  Из них пять было мудрых и пять неразумных. Слово «тогда» ( ττε) указывает здесь на время, когда придет Сын Человеческий. Разумеется преимущественно (но не исключительно) Его окончательное пришествие для суда перед концом или в конце мира. Ττε служит также связью с предшествующей речью и указывает на ее продолжение. Спаситель продолжал говорить Своим ученикам на горе Елеонской, при виде Иерусалима. Визелер определяет время как вторник, 14 апреля, 12 нисана 783 г. от основания Рима. Царство Божие не может, конечно, быть подобно десяти девам – это только особенный оборот речи, как в Мф.13:24 и др., и значит, что Царство Небесное подобно всем обстоятельствам, изложенным в притче, в которых принимали участие десять дев. То же, что случилось с десятью девами, вышедшими навстречу жениху, бывает или будет и в Царстве, учрежденном Спасителем. Все без исключения члены этого Царства, верующие и неверующие или только слышавшие о Христе, могут походить на десять дев. С чрезвычайной точностью и краткостью, всего в восемнадцати отдельных словах (на греческом языке), здесь охарактеризо­вана личность каждого человека, состоящего членом Христова Царства или вообще имеющего какое-либо отношение ко Христу. Число десять избрано, по-видимому, не произвольно, потому что в речи, в высокой степени художественной и жизненной, не могло быть ничего произвольного и случайного. Но объяснить, почему именно избрано число десять, довольно затруднительно. Ответ, почему в притче указывается на дев, должен быть тот, что вся притча полна самых прекрасных, в высшей степени привлекательных, поэтических и художественных образов, и указание на дев лучше всего могло соответствовать мысли, которую предположено было выразить в притче. Креститель был друг жениха и радовался, слыша Его голос, Сам Христос называл Себя женихом ( Мф.9:15 ; Мк.2:19–20 ; Лк.5:34–35 ). Так как Он теперь продолжал говорить о Своем втором пришествии, то не было лучше и прекраснее образа, который Он мог бы выбрать, чем образ свадебного пира, вся радость и веселье которого зависят от присутствия на нем жениха. Иллюстрацией для притчи может служить 44-й псалом и Песнь Песней; ср. 1Мак.9:37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Отметим, вслед за другими исследователями 170 , что монолог Крестителя завершает собой целую цепь повествований, начавшуюся с его первого свидетельства об Иисусе ( Ин.1:19–34 ) и продолжившуюся рассказами о призвании Иисусом первых учеников ( Ин.1:35–51 ), о браке в Кане Галилейской ( Ин.2:1–12 ), об изгнании торгующих из храма ( Ин.2:13–25 ) и о беседе с Никодимом ( Ин.3:1–21 ). Два свидетельства Крестителя, обрамляющие эту серию рассказов, служат богословским комментарием к ним. Тематически они связаны между собой. В первом Креститель говорит об Иисусе как об Агнце Божием, берущем на Себя грех мира, во втором указывает на Него как на Христа, а себя называет Его предтечей. Рассматриваемый монолог Крестителя тематически связан с беседой Иисуса с Никодимом. Креститель называет Иисуса «Приходящим свыше» ( νωθεν ρχμενος), используя то же наречие, которое Иисус употребил в беседе с Никодимом, говоря о «рождении свыше». Иисусу как Приходящему свыше, или Приходящему «с небес», противопоставляется Иоанн как «сущий от земли»: выражение «от земли» (κ τς γς) при этом употреблено трижды, что призвано акцентировать разницу между Иоанном и Иисусом. Креститель сравнивает Иисуса с женихом, а себя с «другом жениха» на брачном пиру. Здесь можно вспомнить о том, что в ряде ветхозаветных текстов Бог представлен как жених, а израильский народ как Его невеста ( Иер.2:2 ; Ос. 1–3 и др.). Некоторые из этих текстов толковались как мессианские пророчества. В данном контексте термин «жених» применительно к Иисусу может иметь мессианское звучание: Он приходит для того, чтобы обручить Себе Свой народ. Образ «голоса жениха» тоже имеет параллели в Ветхом Завете ( Иер.33:10 ; Песн. 8:13 ) 171 . Можно также вспомнить о том, что в синоптических Евангелиях Иисус называет Себя женихом ( Мф.9:15 ; Мк.2:19–20 ; Лк.5:34–35 ). В притче о десяти девах приход жениха служит образом второго пришествия Христа ( Мф.25:1–13 ). Миссия Иисуса трижды названа «свидетельством» (μαρτυρα). Это перекликается с троекратным утверждением пролога о миссии Иоанна как свидетельстве: Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Господу благоугодно было прославить и возвеличить день воскресный еще следующими радостными событиями: в первый день недели Он явился Марии Магдалине ( Мк.16:9 ), женам мироносицам ( Мф.28:9 ), апостолу Петру ( Лк.24:34 ), двум ученикам, шедшим в Еммаус ( Лк.24:13–35 ), и всем апостолам ( Ин.20:19, 26 ); даровал им силу Духа Святого для прощения или удержания грехов ( Ин.20:21–23 ) и ниспослал им (в день пятидесятый) Святого Духа ( Деян.2:2–4 ), а через них в Свою Церковь , чем утвердил за ним (первым недельным днем) на все последующее время значение дня торжественного, праздничного. Воспоминания, соединявшиеся с ним затмили для Церкви Христовой значение иудейской субботы, как недельного праздника, Суббота напоминала об окончании творения мира, который, вследствие грехопадения человека, подпал власти князя мира сего ( Ин.14:30 ) и весь лежит во зле ( 1Ин.5:19 ), первый день недели напоминает об окончании дела искупления мира и воссоздания человека ( 1Кор.15:22 ; 2Кор.5:17 ), завершением чего явилось воскресение Иисуса Христа. Суббота была знаком завета Бога с одним только народом еврейским и для него служила напоминанием об освобождении из египетского рабства; воскресенье есть знамение нового завета Бога со всем человечеством и избавления всего человеческого рода от силы греха и проклятия Божия, от уз смерти и власти диавола. Суббота, как покой земной и временный, была прообразом покоя вечного, начало которому положено воскресением Иисуса Христа, и который предвозвещается празднованием воскресного дня. Как тень, она уступила место самой вещи, покой и радость ветхой субботы потускнели пред ликованием и торжеством светоносного воскресения Христова. 640 «Что может сравниться с тем днем, – учит святой Иоанн Златоуст , в который совершилось примирение Бога с людьми, прекращена долговременная борьба, земля сделалась небом, люди недостойные земли, явились достойными Царства Небесного, начаток нашего естества вознесен превыше небес, отверст рай, возвращено нам древнее отечество, уничтожено проклятие, изглажен грех, осужденные законом получили спасение без закона?” 641 Свидетельства Писания и Предания Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, совершившееся в первый день недели, преложило печаль учеников об умершем Учителе ( Лк.24:17–21 ) в великую радость и сделало для них и для Церкви Христовой этот день, доселе будничный, днем бесконечно более светлым и радостным, более праздничным, чем предыдущая суббота.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

разъяснять их. На вопрос учеников: „почему в притчах говоришь им?“ Господь отвечал: „потому что вам дано знать тайны царства небесного, а тем не дано, ибо кто имеет, дастся ему и преумножится, а кто не имеет, и что имеет, отнимется у него; потому в притчах им говорю, что видя не видят и слыша не слышат и не разумеют; и исполняется с ними пророчество Исаии, говорящее: слухом услышите и не уразумеете, и взирая не узрите и не увидите, ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слушали, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и ушами не услышат, и сердцем (не) уразумеют и (не) обратятся, и (не) исцелю их“ ( Мф.13:10–17,34,35,51 ср. Мк.4:11 сл. 33–34; Лк.8:10 ). Точно также тайну Своих страданий, смерти и воскресения Господь ясно открывал ученикам, что ученики хотя и не понимали, но верили Своему Наставнику ( Мф.16:21 дал. 17:9; Лк.9:44–45 ). Напротив, неверовавшей толпе и фарисеям, книжникам, законникам и священникам Господь открывал эту тайну прикровенным образом и в загадочных словах, например о разрушении храма и тридневном восстановлении его (Ин.:19–22), о ядении плоти и питии крови Сына Человеческого ( Ин.6:43–60 ), о знамении Ионы пророка ( Мф.12:39–40 ). Для учеников этот прикровенный язык Христа не имел существенно-необходимого значения, ибо им сообщалась тайна в прямой и ясной речи, коей они хотя и не разумели, но были преданы Господу и верили в Него. Неверовавший же народ и его руководители, хотя также не понимали прикровенных слов Христа, однако ж таинственность их вызывала в них невольный страх ко Христу, заставляла их невольно повиноваться Ему (при изгнании торгашей из храма, при взятии Господа Ин.2:14 сл. 18:6: 8) и преждевременно не налагать на Него своих рук ( Ин.7:25,30–32 сл. 44 др.). Такое же устрашающее значение для неверия имели и некоторые таинственно-символические чудеса Христа – потопление свиней и иссушение смоковницы, как знамения неизбежной гибели всего нечистого и бесплодного, то есть язычества и иудейства. Таинственность всегда имеет в себе нечто устрашающее. Эта таинственность лица и учения Христа служила для неверов и врагов Его тем,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тогда прихо дите – и рассудим»... ( Ис.1:11–18 ). «Грешников Бог не слушает, – говорил исцеленный Господом слепорожденный, – а если кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» ( Ин.9:31 ). 6) Необходимо, чтобы мы не имели никакого гнева в сердце на ближних, со всеми примирились, оставив все неприязненные расположения к ним. «Егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого.... Аще... не отпущаете человеком согрешений их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам согрешений ваших» ( Мк.11:26 ; Мф.6:15, 18:35 ). «Аще ...принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» ( Мф.5:23–24 ). 7) Необходимо, чтобы молились во имя Иисуса Христа, не на себя и свои дела надеясь, но все упование свое возлагая на Его бесконечные заслуги, на Его ходатайство и заступление; ибо Он один дает нам право приближаться к Богу, сотворив Собою очищение грехов наших и ходатайствуя за нас перед Ним. «Ибо един Бог и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех». ( 1Тим.2:5–6 ; Евр.7:25 . Ср. Ин.16:33–34, 14:13–14 ). 8) В отношении к предмету молитвы необходимо, чтобы молитва наша была чиста, свята и богоугодна, и вообще сообразна с волей Божией и духом молитвы Господней, и следовательно, необходимо, чтобы прежде и более всего просили благ духовных и вечных ( «ищите... прежде Царствия Божия и правды Его, и все прочее приложится вам») ( Мф.6:33 ), и чтобы не о себе только молились, но и о ближних ( Иак.5:16 ; Еф.6:18–19 ). 9) Необходимо, чтобы, обращаясь к Богу с молитвой, не оставляли и других наших обязанностей, но соединяли с молитвой жизнь деятельную, трудолюбивую, и прося у Бога различных земных благ, всегда должны предавать себя в волю Божию. Сам Господь молился таким образом ( Мф.26:39–42 ). 10) Наконец необходимо, чтобы молились со всем усердием и постоянно – не для того, чтобы смягчать Бога и, так сказать, вынудить у Него дар Его, но – чтобы через то укрепить самих себя в благой надежде и соделать себя способными к принятию Его благодеяний 29 ( Лк.18:1, 21:26 ; 1Фес.5:18 ; Еф.6:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«И как живет юноша с девою, так будут жить у тебя (с тобою, в греч. этих слов нет) чада твои, и как радуется жених о невесте своей, так будет радоваться Господь о тебе» (5 ст.). Обращение пророка: сынове твои, с тобою, о тебе (подобно как и выше, 3–4 ст.) относится к Иерусалиму или Сиону, а под образом его к церкви Христовой. Уподобляя взаимные отношения членов церкви Христовой отношениям юноши к деве, пророк этим самым выражает ту же мысль, которая яснее и подробнее раскрыта им выше (см Ис. 2:4 и 11:6–9). Отношение Иисуса Христа к Своей церкви пророк также уподобляет отношениям жениха к невесте; этим употреблением выражается мысль о теснейшем союзе Христа с церковью, как главы с телом, основанном на высочайшей любви Его к человечеству. Такое уподобление часто встречается и в других местах Св. Писания. Так, по свидетельству евангелистов, св. Иоанн Предтеча называл Иисуса Христа женихом, верующих в Него – невестою, а себя самого другом жениха ( Ин. 3:26–30 ), и Сам Иисус Христос называл себя женихом ( Мф. 9:15 ; Мк. 2:19–20 ; Лк. 5:34–35 ; Мф. 25:1–13 ; ср. Еф. 5:22–32 ). в) что об охране церкви будут непрестанно заботиться поставленные Богом пастыри, которые ни днем, ни ночью не перестанут напоминать о Господе (6 ст.). «И на стенах твоих, Иерусалим, Я поставлю стражей на всякий день и на каждую ночь, которые никогда (до конца) не перестанут (не умолкнут) напоминать о Господе» (6 ст.). Здесь под образом стражей, поставленных Богом на стенах Иерусалима, речь идет о пастырях церкви Христовой, которые имеют своею обязанностью непрестанно напоминать людям о Боге и Его святой воле ( 2Тим. 4:2 : проповедуй слово, настой благовременне и безвременне). На стенах твоих, Иерусалиме (ср. выше – 3 ст.) приставих (прошедшее вместо будущего, ср. выше – 60:1) стражи весь день и всю нощь (т. е. на все время). Этот образ речи взят пророком от древнего обычая – в больших городах ставить на городских стенах стражей, которые бы постоянно, днем и ночью, наблюдали за безопасностью города. Отсюда в переносном смысле стражами, охранявшими целость церкви Божией в ветхом завете, называются пророки ( Иез. 3:17 ), а также и священники ( Иер. 6:17 ; Иез 33:1–7 ). Подобные же стражи обещаются и для церкви новозаветной в лице апостолов и их преемников, пастырей и учителей (ср. Деян. 20:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010