Установил. «...не противитися злу. Но аще тя кто ударит в десную твою ланиту 33 , обрати ему и другую; и хотящему судитися с тобою и ризу 34 твою взяти, отпусти ему и срачицу 35 " ( Мф.5:39–40 ). Христос повелевает нам так поступать во все дни жизни нашей и, как само собой разумеется, особенно строго следует все выполнять в посты. Пост – это время воздержания от всего неполезного, что укореняет страсти и пороки. Посты очищают, оздоровляют душу и тело, ум и сердце. Во время поста душа обогащается добрыми делами и приобретает навык в доброделании. Добродетели укореняются в сердце, а зло изгоняется из него. Но это все при условии, если человек сам, своим добрым произволением стремится к добру и хочет истребить в себе зло. Это во-первых. Во-вторых, христиане есть прежде всего крестоносцы, идущие вслед за Христом, за своим Крестоносцем-Подвигоположником, в Царство Небесное и безропотно несущие свой жизненный крест. Ни веселье, ни развлечения, ни лакомства и никакое излишество в чем бы то ни было не должно приходить на ум истинным христианам, особенно в пост. И даже церковные праздники они должны отмечать скромно, благочестиво, и каждый должен стараться помочь, утешить ближних в эти дни. Вот что пишет пророк Исаия о праздниках: «Если ты удержишь ногу твою (т.е. поступки) ради субботы 36 от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть этот день отрадою, святым днем Господним, не будешь заниматься обычными твоими делами, то будешь иметь радость в Господе» ( Ис.58:13–14 ). Опять-таки, это было сказано тем древним людям, которые еще не имели понятия и представления о высоте духовно-нравственной жизни. Сказано это было тогда, когда подвиг служения ближним был еще чужд и непонятен людям. И то от людей требовалось почитание праздника воздержанием от прихотей 37 , воздержанием от обычной работы и требовалось признавать его за святой день. Признается ли теперь праздник за святой день? К великому прискорбию и к нашему стыду, многие христиане проводят теперь праздники так, как в древние времена проводили язычники. Разнузданность нравов, крайнее излишество в вине и всевозможных яствах, непристойные и греховные увеселения, нарушение постов и постных дней – вот что мы видим теперь в праздники. Благочестие попирается, все доброе подавляется, грех прилагается ко греху. Менее развращенные перенимают худое от более развращенных, ибо «худые сообщества развращают добрые нравы» ( 1Кор.15:33 ). Один смех чего стоит (душе)! – это самое невинное, что можно представить себе на этих праздниках... Ведь смех – это грех! Особенно грешно смеяться в церкви, потому что смех уничтожает возвышенное и благодатное состояние души, которое бывает во время молитвы. Иисус Христос и Его Пречистая Матерь никогда не смеялись, а только ласково и нежно улыбались. Вот с кого нам надо брать пример!

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

В слове на следующую, Вторую неделю Великого поста провести идею смерти праведника (притчи Соломоновы, паремии), идею вечности, заимствовать мысли из стихир мученикам. Предлицем человеческим аще и муку приимут, упование их безсмертия исполнено 33 [ Прем.3:4 ], не так, как у нигилистов, – одно страшное отчаяние. Что значит будущая жизнь в сравнении со здешней минутной? Дай Бог перейти туда благонадежными. Это те последние времена, о коих предсказал Апостол: будут последние времена люты, будут бо человецы злы [ 2Тим.3:1–5 ]. Как жалостна и ничтожна жизнь [человека] на земле! Ходит он подобно призраку и не знает, где и как и от чего он умрет: иной умирает внезапно, не готовый, другой после болезни более или менее продолжительной и мучительной, иного раздавит какая-либо движимая тяжесть, иной от быстро несущейся лошади, иной умирает от падения, иной утопает, иной нечаянно сгорает в огне, иной от руки убийцы, иной от бешеного животного, иной от яда змиина, иной сам на себя руки налагает, иной от излишества в пище или питье, иной от голоду или от холоду, иной за столом яственным или картежным, иной от изнурения сил чрезмерным трудом, [...повторяю.] Да и возможно ли перечислить все случаи, от которых происходит смерть человеку? Конец же слова тот, чтобы мы все на всякое время были готовы к смерти и к доброму ответу за прошедшую жизнь, чтобы избегали греха, породившего в роде человеческом смерть и все ужасные виды смерти, и творили правду, которой уготовано блаженное бессмертие... Но каков будет конец злодеев, посягающих на священную жизнь отца отечества? Конец их, по слову Божию, будет по делам их [ 2Кор.11:15 ]: если они как-либо избежат кары земного правосудия, то никак уж не избегнут небесного правосудия. Но страшно впасть в руки Бога живого, бессмертного, вечного [ Евр.10:31 ]. Какою мерою меряют, такою им и возмерится [ Мф.7:2 ; Мк.4:24 ]. Все, взявшие меч, мечом погибнут [ Мф.26:52 ]. Если не накажет правительство, то сами себя страшно накажут – наложат на себя руки. Но, о если бы они все раскаялись и обратились к Богу с покаянием!.. Ведь и убийцы Господа, если бы покаялись, спаслись. Приразится отроча к старцу, и безчестный к честному. [ Ис.3:5 ] 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Не приими лица на душу твою (Сир.4:26). Ибо диавол умеет не только подстроить это, но и приводить места из Писания, представлять в предлог немощь плоти, и употреблять многие другие хитрости, чтоб сделать только человека преступником заповедей Божиих, и иметь чем похвалиться в рассуждении его. А мы, вразумленные его усилием и напрасным трудом, укрепимся в благочестивых мыслях. Люди, намеревающиеся выполнить собственную свою волю, лучше же сказать, волю действующего средь них диавола, много употребляют старания и искусства, чтоб цель их не осталась недостигнутою; кольми паче нам, обязавшимся вести жизнь духовную, надобно быть более сведущими и трезвенными, чтоб не хвалился в рассуждении нас диавол! По заповеди Спасителя нашего Бога надлежало вовсе не клясться (Мф.5:34). Но теперь уловлен ты словом; не пренебрегай сим; потому что за друга своего идешь в руки злых. Не даждь сна твоима очима, ниже да воздремлеши твоима веждома; да спасешися яко серна от тенет, и яко птица от сети (Притч.6:4.5). Впрочем не падай умом, и не приходи в замешательство; можно поправить дело, если впоследствии будешь иметь пред очами Господа. Поэтому будь внимателен к себе. Не связан ты клятвою, если удаляешься от зла; ибо Сам, по преизбытку человеколюбия проповедавший Евангелие в мире, Сам Господь повелел людям каяться и удерживаться от всякого греха (Мф.4:17). Смотри, не с намерением ли выполнить свои прихоти представляем в предлог клятву, как будто не в состоянии уже мы похитить себя из сетей, разумею, вражиих? Бог поругаемь не бывает (Гал.6:7), и желающим спастись подает руку. И так уклонися от зла и сотвори благо (Пс.33:15), и тем соблюди слово свое, согласно с сказавшим: от всякаго пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя (Пс.118:101). Не угодно ли, совершенно удостоверю тебя, что не связан ты словом, если бегаешь зла, делаешь же добро, и удаляешься от всякаго человека, безчинно ходяща (2Сол.3:6)? Выслушай притчу, или лучше сказать, пример. Один человек имел у себя сына.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/779/...

Вопрос может быть только в том, все ли виды полигамии запрещаются апостолом или не все. Видеть здесь лишь запрещение безбрачия можно бы только когда, когда удалось бы доказать, что слово «μις» не имеет здесь численного значения, а употреблено лишь в качестве неопределенного члена. Допустить это невозможно по следующим основаниям: 1) Если бы «μις» означало здесь «некоторой», то оно было бы излишне. Везде в Новом Завете «γυν» – жена, для означения женщины, находящейся в замужестве, ставится или без всякого члена или с членом определенным (см. Мф.19:29 ; Мк.10:2 ; 1Кор.5:1; 7, 10–11; 1 Том. 5, 9 и друг.). 2) Слово «ες» в смысле неопределенного члена или неопределенного местоимения употребляется только у евангелистов, и то довольно редко. У остальных же новозаветных писателей оно в таком значении никогда не употребляется. В частности, у апостола Павла оно имеет значение 1) количественного числительного. противополагаемого множественности (напр., Рим.5:15 ; 2Кор.11:21 ; Еф.2:14 ); 2) замены слова «μνος» единственный, т. е. количественного числительного, вместе с сольным подчеркиванием и с исключением всего другого ( Рим.3:10, 12 ; Еф.4:5 ) 31 ; 3) порядкового, соответствующего еврейскому ( 1Кор.10:2 ); 1) местоимения определенного «тот же самый» ( 1Кор.3:8; 11, 5; 12, 11 и др.); так как последнее значение в данном случае, очевидно, не может иметь места, то остаются лишь первые три, исключающие бигамию. Если же мы пойдем далее и пожелаем определить, какое из трех первых значений мы должны в данном случае взять, то мы должны будем остановиться на втором, т. е. на понимании слова «единые» в смысле «единственной», μις в смысле «μνης». За это говорит: 1) логическое ударение в слове μνης, при котором оно приобретает значение μνης 32 ; 2) употребление в 1 послании к Тимофею слова исключительно в смысле μνος; 3) в особенности параллелизм νς νδρς γυν ( 1Тим.5:9 ), где говорится о вдове единственного мужа, чуждой каких бы то ни было уклонений от моногамии, т. е. о монандрии в самом строгом смысле слова. Итак, высказываемое даже противниками второбрачия мнение 33 , будто «единые» означает не единственной, а лишь одной, неправильно, и следует примкнуть к мнению новейших филологов, видящих в «μις» замену «μνης» 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

к тому, что ξω σωμτων 27 . Св. апостол Павел, – пишет Ориген в другом месте,–восхищен был на третье небо (εις τρτον ορανν) и исследовал в это время небеса и то, что на них находится (ορανος κα τ περ ατν) 28 . Св. апостол Петр, по мнению Оригена , получил от Господа ключи не одного неба, а многих (οχ νς ορανο, λλ πλεινων) небес 29 или, другими словами, целого царства небес (τς βασιλεας τν ουρανν) 30 . То обстоятельство, что во время всеобщего суда избранные соберутся а summis coelorum usque ad terminos eorum ( Мф. 24:31 ), тоже дает Оригену основание допускать существование многих небес. По его мнению, человек, ведущий на земле совершенный образ жизни, удостоивается на том свете сначала пребывания на первом небе, затем на втором и, наконец, на третьем. После пребывания на третьем небе он переходит на многие небеса 31 . Признавая существование во вселенной многих небес, Ориген более или менее подробно останавливается только на первых трех небесах. Первое небо, по его представлению, находится в пространстве, лежащем между землей и твердью включительно, т.-е. неподвижной сферой звезд, известной у греков под именем πλαν 32 . Второе небо, по мнению Оригена , представляет собой находящуюся по ту сторону тверди небесную землю. Это та земля, которую Господь обещал в качестве наследия кротким и смиренным сердцем ( Мф. 5:5 ) 33 . Ее наследуют также те, которые очистятся от грехов через наказания 34 . Наконец, третье небо, по учению Оригена , есть небесный свод второго неба или небесной земли. Это небо представляет собой в собственном смысле небо (coelum principaliter) 35 . На нем, по словам Спасителя, написаны имена святых 36 . Сюда восходят души тех людей, которые уже здесь на земле всецело повиновались слову Божью и научились воспринимать премудрость Божью. Сюда переходят также души, достигшие высшего совершенства на втором небе или небесной земле 37 . Кроме рассмотренных небес, Ориген довольно подробно говорит еще о рае, который, по его мнению, служит местом более или менее продолжительного пребывания праведников непосредственно после их смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

«Острова будут уповать на Меня». О суде над «островами», об их оправдании и спасении пророк уже подробно говорил выше (см. наши комм. на Ис.41:1, 5 ; Ис.42:4, 10, 12 ; Ис.49:1 ). Ис.51:6 . Поднимите глаза ваши к небесам, и по­смотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут; а Мое спасе­ние пре­будет вечным, и правда Моя не пре­станет. «Поднимите глаза ваши к небесам... а Мое спасение пребудет вечным». В этом стихе дано сильное удостоверение непреложности Божественных планов о спасении людей. Оно очень напоминает известное изречение Спасителя: «небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут» ( Мф.5:18 ; Лк.21:33 ). Вместе с тем, в них молчаливо (implicite) дается понять, что имеющее со временем открыться вечное «Царство Божие» носит, по преимуществу, духовный характер; оно не связано безусловными узами с настоящим чувственным миром, а имеет свое собственное самостоятельное значение, так как будет продолжать свое существование и после их уничтожения (ср. Ис.40:8 ; Ис.50:9 ; Мф.24:35 ; 2Пет.3:13 ; Евр.1:11 ; Откр.21 и др.). Ис.51:7–8 . Третье обращение Мессии к Его слушателям, которые на этот раз названы уже овладевшими той правдой, о стремлении к которой говорилось раньше (1 с.). Настоящее обращение переходит, собственно говоря, в утешение или ободрение тех, которые смущались следовать за Рабом, из-за ложного стыда общественного мнения, т. е. того большинства Израиля, которое отвергло Мессию. Ис.51:7 . Послушайте Меня, зна­ю­щие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь по­ноше­ния от людей, и злословия их не страшитесь. «Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой». В повторных обращениях пророка к слушателям есть своего рода градация – постепенное восхождение от низшего к высшему: и вот на этот раз он доходит до вершины своей лестницы и говорит к народу, уже знающему «Правду» и носящему закон, написанным на скрижалях его собственного сердца. А этими именами в Священном Писании, обыкновенно, обозначаются уже деятели новозаветного царства – верующие христиане ( Иер.31:31–34 ; Евр.8:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Переведенного мною: и взглянул, и вот в стене одна скважина у Семидесяти нет. Так как все изображается как бы в образе и в виде картины, то он говорит, что он увидал в стене скважину, и ему дается повеление прокопать ее и расширить, конечно, для того, чтобы чрез раскрытую скважину он мог далее войти и видеть то, чего он не мог видеть, будучи снаружи. Чрез это дается знать, что как в церквах, так в каждом из нас чрез малые пороки обнаруживаются большие и как бы чрез некоторого рода скважины можно достигать до самых больших мерзостей. Ибо по плодам познается дерево и от избытка сердца говорят уста ( Мф. 12:33–34 ). Признаком внутреннего [настроения] человека служат нечаянно произносимые слова; таким образом, похотливого человека, искусно скрывающего свои пороки, иногда уличает бесстыдная речь, и скупость, таящаяся внутри, обнаруживается в страсти [к приобретению] маловажной вещи. Ибо чрез меньшее обнаруживается большее, и совесть не может укрываться при помощи лица и глаз, так как необузданная и сладострастная мысль просвечивается на лице и сердечные тайны обнаруживаются чрез телодвижения и жесты. Ueз.VIII:10 . И, вошедши, я взглянул, и вот всякое подобие пресмыкающихся и нечистых животных, и всякие идолы дома Израилева написаны на стене кругом со всех сторон. Не только идол ревности стоял при входе в северные врата, но и на всех стенах храма были написаны различные изображения идолов, так что не было ни одного животного, которое не было бы изображено на стене. Мы и доселе видим, что в капищах идольских и в храмах языческих безрассудная религия чтит все роды животных. Поэтому и Виргилий говорит: «И чудовищные образы всякого рода богов, и дающий Анубис» 22 , как будто бы и те не чудовища, коих он восхваляет: «Против Нептуна, Венеры и против Минервы» 23 . Можем мы и на стенах нашего храма указать изображения идольские, коль скоро мы подвергаемся всяким порокам и изображаем в сердце своем сознание грехов и разного рода образы. О них и в псалме говорится: Господи, во граде Твоем образ их уничижиши ( Пс. 72:20 ). И в другом месте: убо образом ходит человек ( Пс. 38:7 ), – в том именно смысле, что нет ни одного человека, который не имел бы какого либо образа, или святости или греха. Поэтому яростным и гневливым говорится: ярость их по подобию змиину, яко аспида и затыкающего уши свои, иже не услышат гласа обаявающих ( Пс. 57:5–6 ). И о людях непотребных: порождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущего гнева ( Мф. 3:7 ). И о людях лукавых и коварных: шедше рцыте лису тому ( Лк. 13:32 ). И о пристращающихся к женщинам: кони женонеистовне сотворишася, кийждо к жене искреннего своего ржаше ( Иер. 5:8 ). Также о безрассудных и безумствующих: не будите яко конь и меск, им же несть разумения ( Пс. 31:9 ). И еще: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе (там же), и многое подобного рода. Поставленного же нами: и вот всякое подобие пресмыкающихся и животных у Семидесяти нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Текст Филострата – это, скорее, роман с элементами нравоучения, цель которого – отчасти развлечь читателя, отчасти преподать ему кое-какие идеи о добродетели. Евангелие – возвещение, на основании которого люди призывались (и призываются) к радикальной перемене жизни. Есть множество христианских мучеников, начиная с самих апостолов, но идея принимать мученическую смерть за героя романа Филострата Старшего едва ли приходила кому-либо в голову. Уже это делает любые параллели крайне натянутыми. Но есть ли решающие сходства между самими фигурами, о которых идет речь? Аполлоний рождается вполне обычным порядком. «Отец его был ему тезкою, принадлежал к древнему роду, происходящему от первых поселенцев, и был богаче прочих горожан, притом что народ в этих краях вообще зажиточный». Далее Филострат сообщает: «Когда мать еще носила Аполлония во чреве, ей явился египетский бог Протей, чей изменчивый облик воспет Гомером, и, ничуть не испугавшись, она спросила, кого ей предстоит родить. «Меня», – ответил тот. «Но кто ты?» – «Я – Протей, египетский бог». Стоит ли объяснять знатокам словесности, какова мудрость Протея, как многообразны его обличья, как он неуловим, как славен ведением прошедшего и будущего? Следует запомнить всё это о Протее, ибо далее в повествовании своем я покажу, что Аполлоний превзошел его и прозорливостью, и способностью выходить из затруднительных, а то и безвыходных положений в миг наибольшей опасности». Аполлоний тут даже не провозглашается сыном языческого бога – Протей является его матери, когда она уже беременна. В Евангелии мы обнаруживаем поразительное свидетельство Иисуса о Себе. Он был с Отцом прежде бытия мира ( Ин.17:5 ), Он сошел с Небес, чтобы творить волю пославшего Его Отца ( Ин.6:38 ). Он придет судить все народы в последний день ( Мф.25:31 ), Он посылает пророков ( Мф.23:34 ) и так далее. Иисус постоянно говорит не только о Своей уникальной связи с Богом – Он говорит о Себе как о Боге. Что его слушатели вполне понимают: «не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» ( Иоан.10:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

В. Н. Рынкевич К. о. в экзегезе древней Церкви Несмотря на то что образ К. о. был тесно связан с идеей очищения от грехов, он не стал предметом развитой типологической интерпретации в истории патристической традиции. Возможно, на это обстоятельство повлияли отрицательные коннотации, связанные с символическим значением образа козла как в раннехрист., так и в античной лит-ре. Так, напр., Климент Александрийский специально отмечает, что ветхозаветный закон запрещал приносить в жертву козлов, за исключением ритуала отпущения грехов, потому что козел символизировал наслаждение, которое «есть жилище всяческого зла» ( Clem. Alex. Strom. VII 6 5]). Блж. Иероним видел в козле символ животного, постоянно пылающего плотской похотью ( Hieron. In Matth. 25. 31-34). Говоря об аксиологическом значении 2 основных ветхозаветных жертв - козла и агнца - в своем комментарии на стих Исх 12. 5, он подчеркивает меньшее достоинство жертвы козла: «Христос в доме Церкви приносится в жертву двояко: если мы праведны, то питаемся мясом агнца, если мы грешники и приносим покаяние - для нас закалается козленок. Не потому, что Христос - от козлищ, которым надлежит встать ошуюю, но из-за различия заслуг каждому полагается либо агнец, либо козленок» ( Hieron. De exodo, in vigilia Paschae. 26//PL. 40. Col. 1202). Редкость использования данного образа обусловлена также влиянием общего представления о преходящем характере ветхозаветных жертв и их вторичном значении в истории спасения. Данное представление, содержащееся и в нек-рых традициях ВЗ («Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?» - Пс 49. 13; ср.: Ис 1. 11, 12), в полной мере раскрыто в свете новозаветного откровения, особенно в Евр 9. 13, где говорится о превосходстве очистительной жертвы крови Спасителя над кровью жертвенных козлов и тельцов, приносимых в ветхозаветном культе (см., напр.: Суг. Hieros. Mystag. 7. 32; Cyr. Alex. Glaph. in Lev. 2). Яркая новозаветная символика, в частности представленная в евангельской притче об овцах и козлищах (Мф 25. 32-33), не способствовала распространению типологического толкования этого образа. Тем не менее некоторые авторитетные экзегеты широко развивали христологическое понимание образа К. о., в том числе обыгрывая в своих толкованиях и евангельские аллюзии.

http://pravenc.ru/text/1841684.html

31. Увещай стариков владычествовать над яростным началом души, а юношей - над чревом. Ибо первые ведут брань с душевными бесами, а вторые - с бесами телесными. 32. Закрывай уста злословящим в уши твои и не удивляйся, когда многие порицают тебя, ибо это искушение, исходящее от бесов. Ведь умозритель должен быть свободным от ненависти и памятозлобия, а не потворствовать [бесам]. 33. Исцеляющий людей с помощью Господа незаметно врачует и самого себя. Ибо лекарство, которое применяет умозритель, исцеляет ближнего лишь постольку, поскольку он может принять это лекарство, а самого умозрителя [оно исцеляет] обязательно. 34. Подвергай духовному толкованию не то, что пригодно для аллегорического толкования, но только то, что соответствует предмету. Если не будешь поступать так, то проведешь большую часть своего времени на корабле Ионы (Ион.1:5), объясняя каждую деталь такелажа его. И ты станешь [в результате] объектом насмешек для слушателей: они, посмеиваясь, будут напоминать тебе то об одной, то о другой детали такелажа, о которых ты забудешь. 35. Увещай монахов, приходящих к тебе, вести речь о нравственности, а не о [более возвышенных] учениях, дабы не нашелся среди них кто-нибудь, могущий пристраститься к подобным вещам. 36. Для людей мирских и для юношей пусть будет сокрыто возвышенное учение о [Страшном] Суде, поскольку оно легко рождает презрение. Ибо они не ведают о мучениях разумной души, осужденной на незнание. 37. Святой Павел, смиряя свое тело, поработил его (1Кор.9:27). И ты в жизни своей не пренебрегай постом и не надмевайся тем, что бесстрастием усмирил дебелое тело [свое]. 38. Не заботься о еде и одежде (Мф.6:25; Лк.12:22), но вспомни о левите Авенире (2Цар.6:10-11), который, приняв ковчег Господень, стал из бедного богатым и из презираемого - знаменитым. 39. Совесть умозрителя - суровый обличитель его, и ничто не может быть сокрытым от нее, ибо она ведает [все] тайны сердца. 40. Остерегайся [думать], будто для каждой твари имеется только один логос; таковых логосов - множество и они соответствуют [состоянию] каждой твари. Святые Силы постигают истинные логосы вещей, но они не постигают первый Логос, который ведом одному только Христу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/739/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010