Итак, облобызай уничижения и возлюби смирение, которое есть источник всех добродетелей. Если ты испишешь лист бумаги одними нулями, то очевидно, что из других цифр на нем не будет ничего, кроме нулей. Но если перед каждым из нулей написать другие цифры: единицу, двойку, тройку, — то эти нули превратятся в значимые числа. Так и все добродетели: если будут совершаемы без смирения, то останутся простыми нулями и будут ничего не стоящими. И авва Исаак Сирин говорит, что из всех добродетелей только лишь за смирение дается благодать Божия. Если ты не смиришься и не станешь как ребенок, то не сможешь войти в Царство Небесное, как определил для нас Господь: Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18, 3—4). Ты должен стыдиться, что имеешь столько причин презирать себя, но вместо этого тебе, неразумному, хочется, чтобы другие тебя почитали. Молись же Иисусу Христу, просветившему некогда Своим Божественным взглядом слепоту Петра и давшему ему почувствовать свою ошибку, чтобы Он просветил и твое ослепление, дабы ты научился тому, о чем говорит апостол: Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (I Кор. 10,12). Задумайся, возлюбленный, и о беспечности, которая также была причиной отречения Петра. Он следовал за Ним издали (Мф. 26, 58). Из этих слов видно, что Петр тогда был беспечным и «тепловатым» (См. Опер. 3, 16). Он не хотел ни совсем оставлять своего Учителя, ни следовать за Ним до конца. Он хотел оставаться Его учеником, не подвергая себя опасности, которая настигла бы его, если бы он до конца боролся за Учителя. В противоположность Петру, возлюбленный ученик Иоанн стоял не вдали, но вблизи от Христа и вошел во двор первосвященника не только затем, чтобы увидеть конец, но и для того, чтобы, если понадобится, и умереть за Него. Он очень любил Христа и не хотел отходить от Него ни на шаг. У Петра же не было такой горячей любви, какая была у Иоанна. По своей беспечности он отрекся от Учителя и понял это только тогда, когда Господь посмотрел на него: Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа (Лк. 22, 61). Беспечность Петра была подобна стоявшей в ту пору холодной погоде. Евангелист Иоанн пишет: Рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся (Ин. 18,18). Как говорит Феофан Керамевс, Петр тогда был действительно холоден в своей любви ко Христу, и потому грелся пламенем костра мира и греха, который разложили служители диавола с той целью, чтобы, сделав Петра отступником, насмеяться над ним. Иоанн же, горячий в своей любви к Господу, не нуждался в том, чтобы греться от этого проклятого костра.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=108...

  Восьмой принцип из «13 принципов веры». Безусловно, если бы Маймонид был знаком с текстологической критикой масоретского текста Торы, он не смог бы написать эти слова. Например, ап. Павел, цитируя Пс. 67:19 в Эф. 4:8, меняет фразу « принял дары человекам» (LXX, MT) на « дал дары человекам». В Гал. 3:16 ап. Павел меняет обетование Аврааму о благословении его потомства (во мн. числе), содержащееся в Быт. 12:7, на «потомка» («семя») в ед. числе, то есть Иисуса Христа. Согласно ев. Луке, у ап. Петра в Деян. 1:20, в цитате из Пс. 68:26 изменяется множественное число на единственное, чтобы применить стих к своему случаю. Евангелист Матфей в Мф. 27:9-10 комбинирует два разных текста: Зах. 11:13 и Иер. 18:19-32. Например, в разъяснениях Христа относительно «хлеба с небес» в Ин. 6:31-58. Требуя от Христа чудесных подтверждений Его мессианства, иудеи приводят в пример Моисея, накормившего народ хлебом: «Хлеб с небес он дал им есть» (Пс. 77:24). Христос же обыгрывает историю Моисея и соответствующие слова псалма. В интерпретации Христа, здесь говорится не о Моисее, но о Боге-Отце. Хлеб же есть не манна, а Тело Его Самого, то есть Христа. Типичный пример интерпретации — в мидраше Берешит Раба 19:9, который строится на измененной вокализации таким образом, что изменяется первоначальный смысл: слово «эйха» — «как (это случилось?)» преобразуется в слово «айека» — «где ты?», что позволяет создать перекличку между грехопадением и изгнанием Адама и отступлением и изгнанием Израиля от Бога.//Гиршман  М.  Еврейская  и  христианская  интерпретации  Библии  в поздней  античности.  М.,  2002.  С. 74. «Итак, не Божия ли заповедь, чтобы не есть некоторых животных? Конечно; но Моисей говорил в духовном смысле. Так говоря о свинье, он как бы так сказал: не прилепляйся к тем людям, которые подобны свиньям… Итак, не Божия ли заповедь, чтобы не есть некоторых животных? Конечно; но Моисей говорил в духовном смысле» («Послание Псевдо-Варнавы», X). Яркий пример новозаветной аллегоризации ВЗ встречается у ап. Павла в Гал. 4:24-26.

http://bogoslov.ru/article/6170966

Иоанн Дамаскин: « Естественные наши страсти были во Христе и сообразно естеству, и превыше естества. Ибо сообразно с естеством они возбуждались в Нем тогда, когда Он попускал плоти претерпевать то, что свойственно ей; а превыше естества потому, что естественное во Христе не предваряло Его воли, ибо в Нем не усматривается ничего вынужденного, но все - добровольное. Ибо по собственной воле Он алкал, по собственной воле жаждал, волею боялся, волею умер » ( Ioan. Damasc. De fide orth. III 20(64)). Добровольность уничижения Господа не означает, что Он перед каждым страдательным состоянием колебался и производил выбор. Прп. Максим Исповедник настаивал, что колебания между вариантами действий происходят в человеческом сознании от неполноты ведения истины, сопряжены с помрачением ума и утратой духовной свободы (см.: Maximus Conf. Opusc.//PG. 91. Col. 21-86). В отношении всесовершенного Богочеловека такое помраченное состояние полностью исключается, ибо «Он по природе имел склонность к добру и отвращение к злу» ( Ioan. Damasc. De fide orth. III 14(58)//PG. 94. Col. 1044). Поругание Христа. Клеймо иконы «Воскресение Христово — Сошествие во ад, со сценами страстей». 1-я треть XVII в. (УГИАХМ) Поругание Христа. Клеймо иконы «Воскресение Христово — Сошествие во ад, со сценами страстей». 1-я треть XVII в. (УГИАХМ) С момента воплощения Христос изволил испить всю чашу страданий, но это изволение не стало безоговорочной предопределенностью к страданиям. Он всегда был свободен и мог, как по Своему человечеству, так и по Своему божеству отвергнуть путь страданий. Будучи человеком, Он мог не пойти в пустыню и тем самым не мучиться от голода, мог не изгонять торгующих из храма, чтобы не вызывать их злобы, мог не идти в Гефсиманский сад, чтобы избегнуть пленения, и т. д., но Он добровольно не уклоняется от этого. Будучи Богом, Он мог сделать камни в пустыне хлебами и избавиться от голода, мог призвать более чем 12 легионов ангелов и освободиться от бравших Его в плен (Мф 26. 53), Он всегда мог преодолеть уничижительное для Него силою Своего божества, но никогда не шел на это.

http://pravenc.ru/text/1684191.html

Наконец, при самом изображении мученической кончины Богобрата Иакова, Церковь именует его праведным, – чем обыкновенно отличается он от соименных ему Апостолов. «Тя, Господи, гласом свободным проповеда праведный брат Твой, подражатель же страстей бысть, убиваем; 387 ибо молился за убийц, подобно Христу, молившемуся за распинателей. «Приидите первопрестольника вси, Церкве светильника, священными Иакова песньми, яко иерарха и христопроповедника тезоименне праведнаго именованна величаем. 388 «Господи, аще и на криле предста святилища Иаков, но дерзновением возопив, Бога Слова Тя проповеда, Содетеля всех в мир пришедшаго. 389 «Господи, аще и древом глава Апостолова сокрушена бысть, но в рай древо жизненное ему дадеся. 390 «Господи, аще и свергоша иудеи с высоты праведнаго, но небесных чертогов с веселием сподобися. 391 Апостол и Евангелие на Литургии в день святого апостола Иакова брата Господня положены не общие Апостолам, как святому апостолу Иакову Алфееву, но особенные: Апостол – Гал. 1:11–19 , где упоминается об Иакове брате Господнем; Евангелие. – Мф. 13:54–58 , где именуются братья Господни: Иаков, Иосий, Иуда и Симон. Кроме 23 октября (5 ноября), память святого Иакова брата Господня совершается православной Церковью 4 (17) января – в лике 70 Апостолов, в числе которых он занимает первое место, 392 и еще 26 декабря (8 января) – вместе с святым и праведным Иосифом, Обручником Пресвятой Девы Богородицы и Давидом царем. 393 После обстоятельного изложения тех отличительных черт, которыми, по воззрению Церкви, различаются Иаков Алфеев и Иаков брат Господень, обратимся к тому мнению, которое не сходится с этим воззрением. Мнение, сливающее того и другого Апостола в одно лицо, утверждает, что Иаков Алфеев, один из двенадцати Апостолов, есть брат Господень, как сын сестры Матери Господа; он же был епископом Иерусалимским, прозван праведным и написал соборное послание. Такое мнение стараются подтвердить и свидетельствами Святого Писания, и «памятниками времен, следовавших за временем Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Что в приведенных сектантами словах ап. Павла говорится не о св. Причащении, от которого верующие получают самую великую пользу – жизнь вечную» ( Ин. 6:47–58 ), это ясно видно из дальнейших слов св. апостола: «мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться слушание скинии» ( Евр. 13:10 ). Скинии служили не христиане, а евреи. Ясно, что здесь речь о них, о евреях и об их ветхозаветных жертвах, «с яствами и питиями, и обрядами, относящимися до плоти», от которых они не получили никакой пользы, ибо эти жертвы только напоминали о великой жертве Господа Иисуса Христа, принесенной на Голгофе за грехи всего мира. Причащение же под видом хлеба и вина Тела и Крови Христовой приносит ту пользу, что ядущий их «имеет жизнь вечную» ( Ин. 6:54 ). Сектант: 3) Слова Христа о причащении Его Тела и Крови нужно понимать духовно: причащается Христа тот, кто страдает за Него и Его учение, и под «чашей», о которой говорил Христос на тайной вечери, нужно разуметь страдания: «И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39–42). Объяснения православного: 3) В приведенных словах Христа, действительно, под «чашей» разумеются страдания; но это вовсе не значит, чтобы и в словах Его, сказанных на тайной вечери, под «чашей» должно разуметь тоже страдания, ибо на тайной вечери Христос употребил это слово в его прямом, собственном буквальном смысле, что доказывается следующим. Если под словом «чаша» в речи Спасителя на тайной вечери разуметь страдания, то при объяснении действий Христа, сопровождавших сказанные Им слова, с точки зрения самих сектантов, получатся бессмыслица. В самом деле, в Евангелии сказано: «Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя новаго завета» (Мф. 26:26–28). «Можете ли пить чашу, которую Я пью и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем, Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься ( Мк. 10:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Лк. 12:33–34 «Продавайте имения ваши и давайте милостыни. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает; ибо, где будет сокровище ваше, там и сердце ваше будет»; Пример спасительного употребления богатства – действенное покаяние Закхея; Невозможно служить Богу и маммоне ( Лк. 16:13–15 ); Сам Христос, – совершенный человек, – ничего не имел. «Иисус сказал ему: лисицы имеют норы; и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Лк. 9:58 ); Господь осуждает сребролюбие фарисеев ( Лк. 16:14–15 ), страсть к богатству (любостяжание) «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» ( Лк. 12:15 ); Страсть к богатству приводит к безумию ( Лк. 12:20 ); напротив, следование за Христом – к совершенству ( Мф. 19:21 : «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах – но, чтобы не думали, что для совершенства достаточно только ничего не иметь, говорит – и приходи и следуй за Мною»; Следование за Христом предполагает способность к самоотвержению ( Лк. 14:26–27 ); Лк. 14:33 «отрешится «от всего» – не только от материального, но и от своих представлений, привычек, наклонностей, если они противоречат воле Божией. Толкование Лк. 9:57–62 ( Мф. 8:19–22 ) 15, с. 119–120]: Почему было отказано книжнику (блаж. Иероним, блаж. Феофилакт); Почему Господь не позволяет «идти похоронить отца»? 15]; уникальное место в Лк. ( Лк. 9:61–62 ) Общесиноптическое повествование о богатом юноше ( Мф. 19:16–23 ; Мк. 10:17–24 ; Лк. 18:18–24 ) Почему Господь говорит: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог»? 15, с. 204]; На вопрос юноши: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» – Господь отвечает, что достаточно выполнять заповеди. По-видимому, имеются в виду заповеди Декалога. Почему юноша спрашивает: «какие»? (Некоторые толкователи говорят, что он ожидал от Учителя каких-то необыкновенных указаний, а не тех, которые обязательны для исполнения);

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Мк.14:46 .  А они возложили на Него руки свои и взяли Его. Мк.14:47 .  Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо. Мк.14:48 .  Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Мк.14:49 .  Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания. Мк.14:50 .  Тогда, оставив Его, все бежали. Мк.14:51 .  Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Мк.14:52 .  Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них. (См. Мф.26:47–56 ). «Ведите осторожно» (стих 44). Точнее, крепко, под крепким наблюдением ( σφαλς), чтобы Он как-нибудь не ускользнул. «Равви! Равви!» (стих 45). Это двукратное обращение Иуды ко Христу представляет собой знак особого уважения (ср. Мф.23:7 ). «Один юноша...» (стих 51). Здесь содержится описание случая, бывшего во время взятия Христа. Об этом случае, именно о попытке воинов захватить одного юношу, разбуженного ночной тревогой и одетого только в легкое покрывало ( σνδονα), сообщает только один евангелист Марк. Очень вероятно предположение, что здесь он передает случай, бывший именно с ним. Мк.14:53 .  И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. Мк.14:54 .  Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. Мк.14:55 .  Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. Мк.14:56 .  Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. Мк.14:57 .  И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: Мк.14:58 .  мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. Мк.14:59 .  Но и такое свидетельство их не было достаточно. Мк.14:60 .  Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Бог заключил «первый», или «ветхий», завет (Евр 8. 7, 13; 9. 1, 15) после того, как Он извел Израиль из Египта (Евр 8. 9). Завет был отмечен кровью жертвоприношения, принесенной Моисеем (Евр 9. 18-20), и включал закон, писанный на скрижалях (Евр 9. 4). НЗ написан на человеческих сердцах и отмечен кровью Христа, принесшего Себя в жертву (Евр 8. 6-13; 9. 15-17; 10. 12-18). Искупление в «первом» завете осуществлялось через священнические жертвоприношения в «святилище земном» (Евр 9. 1-7;), к-рые давали только плотское очищение (Евр 9. 13) и потому не достигали цели в совершенстве (ср.: Евр 10. 1-4). Во Христе же, безгрешном Священнике, искупление, очищающее совесть людей (Евр 9. 14-15), совершается в небесной скинии (Евр 8. 1-2). Если «первый» завет был временным и его историческая роль завершена, то НЗ - вечен (Евр 13. 20). Данное в законе Моисеевом обетование, что Израиль будет народом Божиим (Исх 6. 7; 29. 45; Лев 26. 12), его грехи будут прощены (Исх 34. 7), по сути стало основным предметом ВЗ. НЗ «утвержден» на исполнении «лучших обетований»: люди, которых Христос «одним приношением навсегда сделал совершенными» (Евр 10. 14), станут народом Божиим и будут помилованы Богом (Евр 8. 10-12; ср.: Иер 31. 31-34). Эти обетования исполнены через Жертву Христову (Евр 10. 11-18). В межзаветной лит-ре подобных толкований обетования НЗ не встречается, там речь идет скорее о восстановлении и вечности изначального завета (Вар 2. 30-35; Юб 1. 15-28; ср.: CD 6. 18-19; 8. 20-21; 19. 33-34; 20. 11-13; 1QpHab 2. 3) ( Wolff. 1976. S. 124; Lehne. 1990. P. 58-59). Автор Послания не связывает понятие НЗ со словами Христа на Тайной вечере (ср.: Лк 22. 20; 1 Кор 11. 25; Мф 26. 28; Мк 14. 24). Цитируя Исх 24. 8 и Иер 31. 31-34, автор явно проводит параллель между Синайским и НЗ: оба завета установлены посредством жертвоприношения, в последнем случае - через искупительную Жертву крестной смерти Христа ( Lehne. 1990. P. 80-88). Это представление об отношении обоих заветов в Е. П. и др. Посланиях ап. Павла достаточно близко (ср.: 2 Кор 3. 1-18): ВЗ, адресованный рожденным «по плоти», т. е. иудеям, к-рые находятся «в рабстве», противопоставлен НЗ, наследникам которого даруется «вышний Иерусалим» (ср.: Гал 4. 21-31 и Евр 8. 13; 9. 8-9, 15; 12. 18-24).

http://pravenc.ru/text/187302.html

A в одном из псалмов Давидовых мы читаем следующее: «вот, они (враги Божьи и человеческие) изрыгают хулу языком своим; в устах их мечи, ибо, думают они, кто слышит? Но Ты, Господи, посмеёшься над ними... Слово языка их есть грех уст их; да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят. Расточи их во гневе, расточи, чтоб их не было; и да познают, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли. Пусть возвращаются вечером, воют, как псы, и ходят вокруг города. Пусть бродят, чтобы найти пищу, и не сытые проводят ночи. A я буду воспевать силу Твою, и с раннего утра провозглашать милость Твою; ибо Ты был мне защитою и убежищем в день бедствия моего ( Пс.58:8–9; 13–17 ). Нам дарована ещё свобода собраний. Как понимать эту свободу? Неужели христианину разрешается по совести посещать всякие собрания, из каких бы людей они ни состояли, верующих, или не верующих, нравственных, или безнравственных? Нет, христианин хорошо знает, что «блажен» только «тот муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей» ( Пс.1:1 ). Знает он и то, что «путь нечестивых погибнет» ( Пс.1:6 ) и потому, конечно, не посещает таких собраний, на которые собираются иногда, люди не в количестве двух или трёх. a в количестве целых десятков и сотен, и собираются не «во имя Божие» ( Мф.18:20 ), a во имя своих похотений. Христианин знает одни только собрания, именно, «Священные собрания» то есть, освященные святыми и общеполезными целями ( Исх.12:16 ; Числ.28:26 и др.), на которые собираются единомышленные ему братья – христиане, не под тленным красным флагом – символом крови, под коим собираются теперь многие из русских людей, стоящих во главе, так называемого, освободительного движения; a под бессмертною и вечною хоругвею св. Церкви – Крестом Христовым – символом любви. Вот такие-то собрания он охотно и с радостью посещает всегда, как любезные и дорогие его сердцу, a не те многочисленные и многошумные собрания, какие вошли y нас в такую моду в последнее время и на какие собираются люди различных профессий и званий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

По духу закона дозволялись иудеям дела крайней необходимости, которые без ущерба не могли быть отменены: поить животных (см.: Лк 13, 15), извлекать их из ямы (см.: Мф 12, 11), поднимать упавших от усталости, утоления и голода. Разрешалось тушение пожара. В субботу приготовляемы были и полагаемы на жертвенник предложения новые двенадцать хлебов и новый фимиам для курения. Ежедневная жертва удваивалась: вместо одного агнца приносились в жертву два во всесожжение (см.: Чис 28, 9). Евреи считали, что и души людей, отошедших от телесной жизни, участвуют в священном покое субботы, наслаждаясь прохладою в этот день. Господь обещает особую радость и благословление всем соблюдающим субботу (см.: Ис 58, 13–14). Против нарушения субботы горячо восставали пророки (см.: Иер 17, 21 и дал.; Иер 20, 12 и дал.). Во второй книге Паралипоменон (см.: 2 Пар 36, 21) указывается, что Бог в продолжение семидесятилетнего Вавилонского плена дал земле отдых за субботы и субботние годы, которые народ не дал ей. Предсказано это было святым пророком Моисеем: Тогда удовлетворит себя земля за субботы свои во все дни запустения [своего]; когда вы будете в земле врагов ваших, тогда будет покоиться земля и удовлетворит себя за субботы свои (Лев 26, 34). В субботу все должны были радоваться, запрещалось пребывание в скорби. Даже траур прерывался. Постепенно, по мере нарастания в религиозной жизни Израиля формального, обрядового начала, празднование субботы стало отягощаться множеством регламентаций. Запрещалось даже делать добро в субботу. В глазах законников исцеленный Иисусом расслабленный нарушил субботу, потому что понес одр свой, на котором лежал (см.: Ин 5, 9–10). Но чем больше становилось запретов, тем изощреннее представители позднего раввинизма находили способы обходить их. Не считалась нарушением субботнего покоя работа одной рукой. В субботний день человек был ограничен в передвижениях. Но если в конце субботнего пути была спрятана еда, то, совершив трапезу, можно было пройти столько же. Запрещена была верховая езда, но если на осла положить мехи с водой, то препятствия к путешествию не было, так как считалось, что человек совершал поездку «на воде».

http://pravoslavie.ru/104164.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010