О первом члене Символа Веры 1 . Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Веровать в Бога, значит быть твердо уверенным в том, что Бог есть (существует), промышляет (заботится) о нас, и всем сердцем принимать Его божественное откровение, то есть все, что Он открыл о Себе и о спасении людей воплотившимся Сыном Божиим Господом нашим Иисусом Христом. Но чтобы вера наша была живой и действительной, необходимо исповедывать ее. Исповедывать веру – значит открыто выражать внутреннюю веру в Бога словами и добрыми делами так, чтобы никакие опасности, гонения, страдания, и самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога. Только при таком твердом исповедании мы можем спасти свою душу. «Сердцем веруется к праведности, а устами исповедуют ко спасению» ( Рим.10:10 ), говорит апостол Павел. Примерами твердого и мужественного исповедания веры служат святые, мученики. Они имели такую веру в Бога и одушевлены были такой любовью к Господу Иисусу Христу, что ради Его имени отказались от всех выгод земной жизни, подвергались гонениям и страшным мучениям, какие только могла придумать злая изобретательность человека. Слова символа веры : «во единого Бога» указывают на единство истинного Бога. Бог есть один и нет другого кроме Него ( Исх.44:6 ; Исх.20:2–3 ; Втор.6:4 ; Ин.17:3 ; 1Кор.8:4–6 ). Об этом упомянуто для того, чтобы отвергнуть языческое учение о многобожии. Бог есть Существо высшее, надмирное, сверхъестественное. Знать существо Бога – невозможно. Оно выше всякого познания не только людей, но даже и ангелов. Но из откровения Божия, из ясных свидетельств Священного Писания, мы можем иметь понятие о существе и основных свойствах Божиих: Бог есть Дух ( Ин.4:24 ), живой ( Иер.10:10 ; Фессал. 1, 9); самобытный , т. е. ни от кого не зависящий, а имеющий жизнь в Самом Себе – Сущий ( Исх.3:14 ; и Ин.2:13 ), вечный ( Пс. 89, 3 ; Исх.40:28 ; Рим.14:25 ), неизменяемый ( Иак.1:17 ; Мал.3:6 ; Пс.101:28 ), вездесущий ( Пс.138:7–12 ; Деян.17:27 ), всеведущий ( 1Ин.3:29 ; Евр.4:13 ), всемогущий ( Быт.17:1 ; Лк.1:37 ; Пс.32:9 ), всеблагий ( Мф.19:17 ; Пс.24:8 ), премудрый ( Пс.103:24 ; Рим.14:26 ; 1Тим.1:17 ), всеправедный ( Пс.7:12 ; Пс.10:7; 2 Рим.6:11 ), вседовольный ( Деян.17:25 ), всеблаженный ( 1Тим.6:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Прошла программа " Семейный диалог о психических потребностях " ноября 2021 Выездная программа епархиального центра православного объединения " Супружеские встречи " " Семейный диалог о психических потребностях " прошла 26-28 ноября в гостинице " Натали " в Пушкине. Программа предназначена для супружеских пар, которые ранее участвовали в основной программе " Супружеских встреч " .   В ней приняли участие 16 пар - 32 человека, главным священником выезда был председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Александр Дягилев . Кроме того, отец Александр с супругой Любовью Дягилевой были одной из ведущих пар. Большую часть участников и ведущих составили православные семьи, были также представители Церкви Евангельских христиан-баптистов и Римско-Католической Церкви.  Божественная литургия для православных участников была отслужена в храме-часовне благоверного князя Игоря Черниговского . В проповеди отец Александр обратил внимание на то, что на программах выезда " Семейный диалог " много говорится о чувствах, о том, как научиться их правильно выражать, но не говорится о том, откуда они берутся. Чувства - реакция сигнальной системы на то, насколько удовлетворены здесь и сейчас телесные и душевные потребности человека.  Касаясь евангельского чтения - притчи о милосердном самарянине (Лк. 10:25-37), отец Александр отметил, что, возможно, и священник, и левит, проходя мимо избитого бедняги, посочувствовали ему или испытали ужас, но этого явно недостаточно - это не то, чего ждет от нас Бог. В Евангелии сказано: " Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне " (Мф. 25: 35-36, 40). Это значит, что нужно не просто посочувствовать, а проявить деятельную любовь, чтобы удовлетворить потребности тела в еде, воде, крыше над головой, а также потребности души в безопасности, уважении, достижении, принадлежности, в том, чтобы любить и быть любимым. Именно так поступил милосердный самарянин. Важно, что мы призваны проявлять любовь, прежде всего, в собственных семьях, но немало людей готовы возвещать о Христе, о любви кому угодно, кроме близких. Это неправильно: " Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного " (1 Тим. 5:8).

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Сергей Аверинцев Альфа и Омега (некоммерческий культурно-просветительский журнал) Статьи автора: Сергей Аверинцев Литература Ветхого Завета Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 42, 43; 2004, 2005 Из апологетики XX века Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 40, 2004 Евангелие от Матфея (26:17–28:20). Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 6, 1995 EUSPLAGCNIA Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 4, 1995 Рецензия: Канонические Евангелия. Перевод с греческого В. Н. Кузнецовой. Под редакцией С. В. Лёзова и С. В. Тищенко Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 2, 1994 Нагорная проповедь Иисуса Христа Нагорная проповедь Иисуса Христа — полный текст и толкование наставлений Сына Господа Вы сможете найти в данной статье! Нагорная проповедь Иисуса Христа (Мф 5-7) (4:25 И шли за Ним многолюдные толпы из Галилеи, и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и края за 5:1 Иорданом.)/ И Он, увидев эти толпы, поднялся на гору; 2 и когда […] Стих о Пречестной Крови Христовой Кровь Твоя, что с потом струилась на молитве в саду Гефсиманском, — обильнее точимая после: из-под бичей немилосердных, из-под тернов, жестких и острых, из-под гвоздей, прободавших длани и стопы на Древе; о, как она заструилась, совместно с водою прозрачной, какими ручьями благодати ниспадала на заклятые камни, Адамову главу омывая, — когда в ребро Твое воин […] Премудрость в Ветхом завете   Библейское мировоззрение вообще, в особенности же мировоззрение писцов, этих профессиональных служителей и как бы приближенных домочадцев Премудрости, создавших так называемую сапиенциальную литературу, (1) (Иов, некоторые псалмы, особенно Екклесиаст и Притчи) и девтероканоническую (Кн. Иисуса, сына Сирахова, Премудрость Соломона), — мировоззрение это обнаруживает одну важную, бросающуюся в глаза и подлежащую постоянному учету особенность.

http://pravmir.ru/alfa-i-omega/authors/u...

     Если мы хотим избежать горькой участи в вечности, нам не следует относиться к людям бездушно, как это делал богатый человек из притчи о богаче и Лазаре. Подобно этому богачу, у каждого из нас есть возможность проявить немного внимания, чтобы облегчить положение реально нуждающегося человека. Поблизости всегда есть терпящие нужду, оказавшиеся в несчастье люди. Одни голодны, обездолены, лишены крыши над головой, годами живут без горячей воды и не знают чистой постели. Другие стары и немощны, им трудно обойтись без посторонней помощи и заботы. Третьи тяжело больны, а лечение требует больших затрат, или их ребенку жизненно необходима непомерно дорогая для них операция. Есть отчаявшиеся женщины, особенно молодые, которые от безысходности или безрассудства готовы пойти на убийство своего еще не рожденного ребенка, потому что не находят в окружающих поддержки и понимания. Но нам нередко кажется, что слишком уж много вокруг «нищих Лазарей». Мы говорим: «Всем не поможешь», — и торопимся пройти мимо, проявляя противное духу Евангелия равнодушие. Как же нам правильно поступать, чтобы не отвергать Христа, взывающего о помощи через любого бедствующего человека (см. Мф. 25, 35—40)? Сначала надо принять, что в человеческом отношении нуждается любой человек, даже асоциальные личности, или бомжи, которые бесприютно бродят по улицам, просят милостыню у храмов и магазинов, ночуют на вокзалах и в подвалах домов. Пусть даже подавляющее большинство из них сознательно не желают социализироваться в обществе, устраиваться на работу, прилагать хоть малейшие усилия, чтобы что-то изменить в своей жизни. В разных городах нашей страны работают социальные службы, в том числе и под патронажем Православной Церкви, которые организуют для бездомных бесплатные столовые, пункты раздачи одежды и оказания медицинской помощи. В них нередко работают добровольцы — люди, которым по-настоящему небезразлична судьба этих опустившихся людей. И если мы сами не в состоянии участвовать в работе таких социальных организаций, то по крайне мере можем проявить великодушие и поддержку, а не осуждать их.

http://pravoslavie.ru/104486.html

Благословляю в следующие три воскресенья устроить специальные сборы во всех храмах Русской Православной Церкви. В каждой епархии, где есть погорельцы или сохраняется угроза пожара, нужно назначить ответственного клирика или мирянина, а лучше группу людей, ответственных за сбор средств и организацию помощи пострадавшим. Патриарх Кирилл обратился с посланием к верующим, в котором призвал организовать во всех храмах сбор помощи пострадавшим: «Благословляю в следующие три воскресенья устроить специальные сборы во всех храмах Русской Православной Церкви. В каждой епархии, где есть погорельцы или сохраняется угроза пожара, нужно назначить ответственного клирика или мирянина, а лучше группу людей, ответственных за сбор средств и организацию помощи пострадавшим. Во взаимодействии с МЧС необходимо позаботиться об адресной помощи каждому нуждающемуся. В Москве сбор средств и вещей организован Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению , опубликован специальный счет, на который могут перевести деньги те, кто хочет помочь. Информация о нуждах погорельцев размещается на церковном благотворительном портале www.miloserdie.ru .» Помощь жертвам стихии Патриарх назвал помощью Самому Господу Иисусу Христу: «об этом свидетельствуют евангельские слова «так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). Но помогая погорельцам, каждый служит и самому себе, потому что любой из нас может оказаться в такой же ситуации, когда исчезает все, все материальные ценности, подрывается здоровье, и к кому же обратиться за помощью, как ни к Богу, ближним, Церкви. Вот почему мы не можем не участвовать самым активным образом в оказании помощи тем, кто пострадал и страдает от огня.» Патриарх также призвал всех принять участие в тушении пожаров и помощи погорельцам: «Те, кто в силах, должны стать добровольцами и принять участие в тушении лесных пожаров. Пастыри должны каждую минуту быть рядом со своими пострадавшими прихожанами: утешать, наставлять, помогать, горячо молиться. И каждый человек, считающий себя православным, не может не поделиться тем, что у него есть с людьми, которые потеряли все. Сейчас кто-то из погорельцев ищет кров у родных, кто-то живет в больницах и других временных пристанищах. У них нет ни одежды, ни посуды, ни постельных принадлежностей, ни денег, ничего своего. Им нужно буквально все: и летняя одежда, и зимняя, продукты и многое другое.»

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-prizva...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет В католицизме принято выделять 7 деяний милосердия. Эта традиция имеет истоки в Евангелии от Матфея, где Христос обращается к своим ученикам, со следующими словами: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.  Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:34-40 ). В соответствии с это притчей перечисляются 6 деяний милосердия: 1. Накормить голодного. 2. Напоить жаждущего. 3. Приютить странника. 4. Одеть нагого. 5. Посетить больного. 6. Посетить сидящего в темнице. К Евангельским заповедям добавляется седьмая из Ветхого Завета: 7. Похоронить мёртвого. Обычно все деяния изображались на отдельных картинах, но Караваджо создал сложную композицию, разместив все добродетели. Следует отметить, что тема семи добродетелей была весьма актуальна в XVII столетии, она активно использовалась в живописи.  Причиной этому была богословская полемика между католиками и протестантами. В католической церкви дела милосердия рассматривались как один из путей человека к спасению. У протестантов на основе учения о предопределении акцент делался не на добрых делах, а на личном спасении. Особенно ярко это проявилось в кальвинизме, где участь человека, спасение его или осуждение были уже заранее предопределены Богом. По этой причине дела милосердия рассматривались не как причина или путь к спасению, а как следствие божественного промысла. Описание Перед зрителем разворачивается драматическая картина, иллюстрирующая семь добродетелей. Действие происходит на одной из неаполитанских улиц,  в бедном квартале. в правом углу картины показана сцена, символизирующая первую и шестую добродетель: накормить алчущего и посетить сидящего в темнице. Сюжет взят из античной истории, повествующей о благородной римлянке , посетившей заключенного в темнице отца, которого морили голодом, и тайком от надзирателей накормившей старика  собственным молоком.  Известен он под названием«Милосердие римлянки: Caritas Romana», автором ее был Валерий Максим. В ней повествовалось о человеке по имени Цимон, которого власти приговорили к казни и оставили умирать от голода в тюрьме. Но его дочке Перо удалось уговорить тюремщика пустить её навестить отца — и там она смогла накормить отца молоком из своей груди. Такой полной любви поступок дочери вдохновил властей Рима и они решили простить Цимона.

http://azbyka.ru/art/sem-deyanij-miloser...

Акция называется «День милосердия и сострадания ко всем во узах и темницах находящимся» 19 декабря. ПРАВМИР. Сегодня, в день праздника святителя Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца, в Москве проводится благотворительная акция Русской Православной Церкви «День милосердия и сострадания ко всем во узах и темницах находящимся». Акция проводится для привлечения церковной и светской общественности к христианскому попечению о лицах, находящихся в местах лишения свободы, по слову Спасителя: «В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 36). В столичных храмах сегоня проводится специальный сбор пожертвований на нужды тюремного служения в Москве. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем обращении по случаю проводимой благотворительной акции, в частности, сказал: «Совершаемое Церковью тюремное служение делает возможным православное свидетельство в местах лишения свободы, осуществление пастырского душепопечения, духовно-просветительской и социальной работы. Миссия служения в исправительных учреждениях имеет евангельское основание, ибо Сам Господь, говоря о милосердии и сострадании, ставит Себя на место заключенных: «В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25. 36). Помните о том, что каждое доброе дело, бескорыстно совершенное нами по отношению к ближним, благоприятно перед Богом. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, – говорит Христос, – то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Откликнемся на этот призыв Спасителя, помолимся о пребывающих в узах, примем жертвенное участие в их судьбе и внесем свою посильную лепту в общее дело попечения о страждущих людях, дабы, по слову святого апостола Павла, явить веру, действующую любовью (Гал. 5, 6)». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 17 октября, 2016 20 октября, 2016 8 ноября, 2016

http://pravmir.ru/v-moskovskih-hramah-so...

Беседа XLIX. О седьмом члене символа веры. О воздаянии на страшном суде И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым. Его же царствию не будет конца. В предшествующих беседах мы видели братие, что на будущем суде мы должны будем отдать ответ Богу за свои дела, мысли и слова. После суда последует воздаяние: каждому будет воздано по заслугам его, каждому будет произнесен последний и решительный приговор на всю бесконечную вечность. Идут сии (грешники) в муку вечную, сказал Иисус Христос, праведницы же в живот вечный ( Мф.25:40 ). На втором суде, братие, откроется, таким образом, вполне правосудие Божие. На земле нет полного воздаяния за дела наши. Посему и бывает так, что люди благочестивые нередко бедствуют на земле, а нечестивые, по-видимому, благоденствуют. Наша земная жизнь дана нам на приготовление к будущей, есть время действования. Нравственное состояние каждого человека может измениться и к лучшему и к худшему. Посему и нет на земле полного воздаяния. Оно последует после второго пришествия Христова, когда откроется вполне правосудие Божие. Это будет, по слову Апостола, день гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим. 2:5 ). «Суд сей будет единственный» говорит св. Григорий Богослов , «окончательный и страшный, а еще более праведный, нежели страшный, или лучше сказать потому и страшный, что он праведен» (Прав. Догм. Богосл. М. М. М. II т. 638 стр.). Да утешится посему человек благочестивый, и, если скорбен, терпеливо пусть переносит скорби: Господь воздаст ему за его терпение. Да вразумится и нечестивый. Пусть не надеется он на одно милосердие Божие. Пусть вспомнит он и о правосудии Его на будущем суде. Итак, братие, в седьмом члене символа веры мы выражаем веру в то, что Господь придет с небеси во всей славе со всеми Ангелами Своими, и произведет суд всеобщий, открытый и торжественный, правосуднейший и страшный. О, кто постоит тогда пред грозным Судиею! Аще праведник едва спасется, нечестивый и грешный где явится? ( 1Пет.4:18 ). Что будем чувствовать мы, когда внезапно увидим себя ошуюю Его, когда все наши недостойные дела, мысли и желания облачатся пред всеми, когда услышим, наконец, страшный приговор: идите от Меня прокляты в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( Мф.25:41 )? Что будем чувствовать, когда в то же время увидим праведников одесную Господа и услышим слова Его к ним: приидите благословенны Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира ( Мф.25:34 )? Православная Церковь , братие, ежегодно напоминает нам о страшном суде, в так называемую, неделю мясопустную, пред масленицею. Она напоминает нам, именно о том, чтобы мы не забывали того, что должны будем дать отчет в жизни своей на суде пред правосудным Богом, и удерживались от грехов. Будем, братие, стараться непрестанно памятовать о нем, и это памятование удержит нас от грехов наших. Поминай последняя твоя (конец твой), говорит премудрый Сын Сирахов, и во веки не согрешиши ( Сир.7:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Епископ Вознесенский и Первомайский Алексий: На добродетелях может взращиваться и гордыня В первую очередь мы должны искать смирения 4 марта, 2014 В первую очередь мы должны искать смирения Подготовительные седмицы перед началом святой Четыредесятницы: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде, открывают нам смысл христианского поста. Это не просто диета, воздержание от скоромной пищи, воздержание от пития. Всякое дело, которое мы начинаем, должны посвящать Господу. Так и начало Поста должно посвящаться Богу и своей душе. Премудрый Соломон говорил, что есть время камни разбрасывать, а есть время камни собирать. Есть время смеяться, есть время плакать. Это мы должны понимать и должны иметь правильное отношение к тому, чему учит нас Святая Церковь. Потому что пост – это деятельное время, которое человек посвящает именно Богу, когда человек смотрит внутрь себя, когда он смотрит в свое сердце. Пост – это воздержание, в первую очередь, от своих телесных и душевных чувств. Если человек в чем-то грешит, он должен стараться избавляться от этого греха. Во время поста человек прославляет Бога. В Библии написано, что «не может из одного источника истекать и горькая и сладкая вода» (Иак. 3:12). То есть мы не можем злословить, проклинать и в то же время благословлять  друг друга. Это неправильно. Пост – это время, когда человек старается избавиться от своих дурных наклонностей и приобрести себе что-то полезное. Когда человек осознает свою немощь в борьбе со страстями и просит помощи у Бога — Господь всегда помогает. Так что в преддверии Великого поста мы должны обозначить себе ориентиры. Сейчас в умы и сердца людей вливается очень большое количество информации. Та информация, которую в древности можно было собирать в течение полугода, сегодня воспринимается человеком в течение одного дня. Конечно же, надо от этого воздерживаться. В прощеное воскресенье читалось Евангелие, в котором Спаситель, устами евангелиста Матфея, рассказывает о том, как будет судиться человеческая душа, по каким делам, какими критериями. Господь говорит: «Я был голоден, и вы накормили Меня; Я хотел пить, и вы напоили Меня; Я был странником, и вы приютили Меня. Я был наг, и вы одели Меня; Я был болен, и вы ухаживали за Мной; Я был в тюрьме, и вы пришли навестить Меня» (Мф. 25:35-36). Праведники спросили Христа: «Господь, когда мы видели Тебя голодным — и накормили, жаждущим — и напоили? Когда видели Тебя чужестранцем — и приютили, нагим — и одели? Когда видели Тебя больным — и ходили за Тобой и когда навестили Тебя в тюрьме?» (Мф. 25:37-39). На что Богочеловек ответил: «Говорю вам, все, что вы сделали для одного из самых малых  братьев Моих, вы сделали для Меня» (Мф. 25:40).

http://pravmir.ru/episkop-voznesenskij-i...

Святейший Патриарх Кирилл ЦВ 5 (426) март 2010 /  11 марта 2010 г. Послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви града Москвы в неделю Крестопоклонную Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Святая Церковь, имеющая попечение о своих чадах, подвела нас с вами к середине Великого поста. Самое время задуматься о причине, по которой Церковь в преполовение Четыредесятницы являет нам Крест. Ведь через три недели, созерцая Спасительные Страсти, мы, милостию Божией, вновь окажемся стоящими у Креста Христова. Тогда нам зримо явится тайна нашего спасения через добровольное уничижение Сына Божия, снисшедшего до позорной и мучительной смерти. Принято считать, что Крест износится на середину храма, чтобы поддержать нашу решимость достойно завершить прохождение спасительного поприща поста. Вполне соглашаясь с этим благочестивым мнением, добавим: Церковь являет образ Распятия Спасителя как напоминание о необходимости нести свой крест всем идущим вслед за Господом. Начиная с подготовительных недель, в православных храмах звучат слова Священного Писания, призывающие нас творить дела милости: «Так как вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Всегда, а наипаче в эти дни каждый христианин призван к проявлению сугубого попечения о ближних, к тому, чтобы, следуя Евангелию, питать алчущих, одевать нагих, принимать странников, посещать томящихся в заключении (ср. Мф. 25, 34–40). Шествуя великопостной стезей, каждый христиан стремится изменить себя и свой образ жизни, старается преуспеть в добродетелях, избавиться от вредных привычек и душепагубных страстей, сосредоточиться на молитве и покаянии. Вместе с тем важно понимать, что пост не является самоцелью, но лишь средством к достижению главного: единства со Христом, которое невозможно без преодоления эгоизма и стяжания любви к ближнему.

http://e-vestnik.ru/church/poslanie_patr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010