Сохрани кроткое и миролюбивое расположение к брату даже тогда, когда он коварно или хитростью или же как-либо ненамеренно лишает тебя последнего достояния. Тут-то и покажи, что ты любишь в ближнем образ Божий больше всего земного и тленного, что любовь твоя никогда не перестает ( 1Кор. 13:8 ). «От взявшего твое не требуй назад» ( Лк. 6:30 ); «кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» ( Мф. 5:40 ). Да не посрамит тебя враг надеянием на прах земной, каковы деньги и хлеб, больше, чем на Бога, но да посрамлен будет сам крепким упованием твоим на Бога и на Его святое слово. Ибо «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф. 4:4 ). Заметь: «всяким словом». Ибо каждое слово Владыки-Творца может поддержать твою жизнь, как каждое слово может сотворить и претворить тысячи тварей. Ибо Он сказал, – и было, повелел, – и создалось ( Пс. 32:9 ). Так Он словом привел из небытия в бытие мириады небесных, бессмертных воинств и, освятив их Духом Святым, укрепляет и поддерживает их в бытии. Не роняй безумно достоинства своего безсмертного духа до суетного на- деяния на прах земной. Говори: Бог упование мое, или: «упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый – Троица Святая». А как многие из нас раздражаются и выходят из себя, когда их лишают не последнего рубля, а только некоторой небольшой части из их далеко не последнего имущества! Сколько возмущения, гнева, желчи, горьких упреков, ропота, иногда проклятий! Боже праведный, и этот прах, называемый деньгами, или же эти брашна и питья могут производить такую бурю в наших христианских душах, в нас, когда мы знаем слово нашего Сладчайшего Спасителя: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться... Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их... Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6:25, 26, 33 ). Или: «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» ( Лк. 12:15 ). Боже мой, до чего мы дожили? Чем мы лучше язычников при своем образе жизни! Где наша вера, упование на Бога, любовь к ближнему? О, надмение сатанинское! О, стыд наш! Отче Небесный! Ты, ведущий, в чем имеем нужду, и прежде прошения нашего подающий (ср. Мф. 6:8 ), помилуй нас, неверных, неблагодарных и злонравных! Слышим Твое милостивое слово, Владыко: «не оставлю тебя и не покину тебя» ( Евр. 13:5 ), но, прельщаясь ежедневно земными благами, преслушаем его и нарушаем Твою волю (6).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42     Писатель порицает тех, кои льстят богатым и тем лишь губят их. К богатым должно быть обращено слово лишь серьезное (глава 1) Некоторые из богатых, слыша слова Господа: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» ( Мф. 19:24 ; Мк. 10:25 ; Лк. 18:25 ), отчаиваются в своем спасении и небрегут о нем. Их писатель уверяет, что при правильном понимании данных слов Спасителя в них вовсе не содержится никаких оснований для подобного страха, и молится о даровании просвещения свыше для объяснения слов Господа правильно и для пролития в читателей убеждения, что не плотски они должны быть понимаемы, а духовно (главы 2, 3, 4) Далее писатель развивает, как вопрос богатого юноши Христу Господу представил удобный случай указать ему более возвышенную и совершеннейшую точку зрения, чем Моисеев закон, в полном познании Бога и Христа Спасителя; но юноша, соблазнившись словами: «Продай имение твое» ( Мф.19:21 ), – отходит (главы 5, 6, 7, 8, 9, 10) Между тем, это продай нужно было понимать не буквально о пожертвовании всей собственности, а только о внутреннем духовном отрешении сердца от разнузданных страстей и доброй трате имущества на бедных (главы 11, 12, 13) Потому что богатство само в себе безразлично, злом же оно становится или добром вследствие своего употребления. Продажа богатств, следовательно, означает очищение сердца от пороков и безпорядочных движений, которые и в душе человека, не имеющего никаких средств, могут существовать в форме алчности к богатствам (главы 14, 15, 16) Душа чистая от сего должна следовать за Христом; это душа, на земное имущество смотрящая, как на дар Божий, и утрату его умеющая переносить равнодушно, между тем как стремление к умножению богатств запутывает в сети мира. Из этих положений опять потом выводятся уже названные положения о назначении богатств для целесообразного пользования ими и о духовном понимании слов Спасителя (главы 17, 18)

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Жизнь по правде Божией Какое насыщение Христос обещает алчущим и жаждущим правды? 24 ноября, 2014 Какое насыщение Христос обещает алчущим и жаждущим правды? О четвертой заповеди блаженства Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6) На первый взгляд может показаться, что Христос восхваляет голодных (церковнославянское «алкать» означает «испытывать голод»). Но Евангелие неоднократно свидетельствует: Сам Христос ел и пил и даже сотворил из воды вино (см. Ин. 2, 1–11). Причем участие Христа в трапезах было настолько открытым, что некоторые говорили о Нем: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф. 11, 19). Получается, что Сам Христос не стремился стать алчущим и жаждущим, но призывал к этому других. И тем более странным выглядят слова Христа о том, что накормить голодного и напоить жаждущего — одна из величайших добродетелей: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня… Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 35, 37, 40). Или, может быть, рассматриваемая заповедь блаженства несет другой смысл? Центром четвертой заповеди блаженства является слово «правда». Алчущие и жаждущие четвертой заповеди — это ищущие правды, и при этом не желающие ничего взамен. Голодный прежде всего хочет утолить голод и жажду, что-то другое его вряд ли будет интересовать. Верующие должны стремиться прежде всего к правде. Но что такое правда — честность, справедливость или что-то еще? Возможно, Христос хочет, чтобы верующие были искренними, правдивыми людьми? Это очень полезное качество для любого человека, не только для верующего. Но все же речь идет немного о другом. Слово «правда» означает праведность (именно так можно перевести греческий оригинал). А это значит, что алчущие и жаждущие правды — это ищущие праведности, желающие насытиться праведностью. Голод и жажда — постоянные спутники человека. Сколько раз в день мы едим и пьем? Точно так же и в духовной жизни. Праведностью нельзя насытиться один раз. Желание праведности должно сопровождать верующего всегда.

http://pravmir.ru/zhizn-po-pravde-bozhie...

Разделы портала «Азбука веры» 1. Высший идеал даёт нам Христос: « Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся » ( Мф.5:42 ). « Благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас ( Мф.5:44 )». « Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд » ( Лк.6:36 ). « Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне » ( Мф.25:34-40 ).  2. Милостыня может быть в трёх  формах — материальная (пища, одежда, кров), душевная (сострадание, утешение), духовная (приобщение к Богу). В любой ситуации мы можем помолиться за нуждающегося или хотя бы поздороваться с ним.  3. Любая добродетель требует рассуждения . Оно бывает естественное (основанное на человеческом опыте и разуме) и благодатное (даруемое Богом).  Мы даём милостыню просящему, проявляя любовь к нему, лишая его необходимости идти на преступление ради денег. Если же он обманывает нас и тратит деньги на злое, то это уже его грех . С другой стороны, по словам прот. Сергия Правдолюбова : « Когда ты просишь, Господь тебе подает, и ты не всегда употребляешь это на только полезное, но бывает так, что и не на полезное. Поэтому нечего тебе осуждать и другого человека, своего ближнего. Подай денежку и успокойся – выполни евангельское слово ». Ведь часто недостатками других людей мы просто оправдываем свое жестокосердие. Даже водка может быть благом для алкоголика, если он замерзает от холода. 4. Ничто не мешает нам жертвовать всем, но в той мере, которая нам рассудится лучшей. Если просящий вызывает у нас большие подозрения, а общаться с ним некогда, то вполне можно дать незначительную сумму и помолиться за него. Если мы видим, что просящему деньги могут принести вред, то лучше купить ему еду. 5. Полезно помогать нуждающимся не только разово, но и постоянно. Не ограничивайте своё милосердие лишь незнакомыми людьми в общественных местах, такая практика обычно приводит к сомнениям и смущению о том, смог ли ты реально помочь человеку… Часто люди помогают незнакомым, а нуждающихся ближних не замечают. Бывает, что предприниматель жертвует разным людям, а своим работникам платит гроши.

http://azbyka.ru/vsem-li-nado-podavat-mi...

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 25 декабря/7 января Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение . Лк.2:14 Ночь... Тихая, безмятежная, благодатная, неповторяемая ночь. Иерусалим, Вифлеем и их окрестности – все объято крепким сном. Только пастухи не спят, привычно охраняя свои стада в поле. Ни одним звуком не нарушается торжественная ночная тишина. Даже стада бессловесных животных – и те, казалось, застыли в своей неподвижности и насторожились. Вся природа как бы замерла в ожидании чего–то необычного, величественного, чудесного. И вот до слуха пастухов из глубины небес доносится чудное пение: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение. Это святые Ангелы Божии слетели с небесных высот на землю и прославляют родившегося от Пречистые Девы Марии Спасителя мира. Пораженные чудесным пением, пастухи получают от Ангела весть о рождении Божественного Младенца в знакомом для них вертепе, приходят туда, находят Его лежащим в яслях и поклоняются Ему. На поклонение Ему пришли из далекой Персии мудрые волхвы и принесли в дар новорожденному Младенцу золото, ладан и смирну. Чудесная звезда привела их: «И се, звезда, юже видеша на востоце, идяше пред ними, дóндеже пришедши ста верху, идеже бе Отроча» ( Мф.2:9 ). О Вифлеемская звезда! Не для одних только волхвов стала ты звездой путеводною, но и для всех нас, верующих во Христа, – для всех, кто подобно волхвам пришел сюда, чтобы поклониться родившемуся Младенцу Иисусу. Богатые дары принесли Ему волхвы, а что мы можем принести Ему в дар и можем ли? Да, можем. И не только можем принести Ему духовные дары – молитву и славословие, но и дары вещественные, дары милосердия. Его, Божественного Младенца, нет с нами телесно, но с нами Его братья, о которых Он Сам говорит: «Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» ( Мф.25:40 ). Кто же эти братья Христовы? Все нуждающиеся, обездоленные, все голодные, больные, отверженные, бесприютные и из них, прежде всего, малые дети.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Слово 21 (1) О милостыне: кто насыщает Бога, когда Он алчет, и напаяет, когда Он жаждет, и как потому можно совершать такого рода дела? – (2) Не получает настоящей пользы тот, кто милует только бедных, а не милует и себя самого, оставляя себя в небрежении, обнаженным от всякого доброго дела и от благодати Божией. 1. Долг имеем все мы люди, и верные и неверные, и малые и великие, большое иметь в настоящей жизни внимание и тщание: неверные – чтоб познать истину и уверовать в Творца и Устроителя всяческих Бога, верные – чтоб добре жительствовать и Богу угождать во всяком деле добром и слове благом, малые – чтоб слушаться великих, Господа ради, великие – чтоб иметь меньших как детей родных, по заповеди Господа, Который говорит: понеже сотвористе единому сих братий моих меньших: Мне сотвористе ( Мф.25:40 ). Ибо Господь сказал сие не относительно одних бедных и тех, которые не имеют телесной пищи (как думают иные), но сказал относительно и всех других братий наших, которые не алчбою хлеба томятся, но алчбою слышания словес Господа и делания заповедей Его, так как заповедь Его есть жизнь вечная. Сколько душа честнее тела, столько же пища душевная необходимее пищи телесной. И думаю, что Господь более о душевной пище сказал: взалкахся, и не дасте Ми ясти: возжадахся и не напоисте Мене ( Мф.25:42 ), нежели о телесной и тленной, так как Сам же Он говорил прежде: Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя ( Ин.4:34 ). Воля же пославшего Его Отца есть спасение человеков. И поистине Христос алчет и жаждет, то есть крайним и неудержимым желанием желает единого спасения всех человеков. Спасение же человеков есть удаление от всякого греха, какового удаления от греха невозможно справить без делания добродетелей и исполнения всех заповедей. Следовательно, когда исполняем мы заповеди Христовы, тогда питаем и насыщаем Христа, Господа всякой твари. И святые отцы наши говорят, что как злыми делами нашими питаются демоны и получают силу воевать против нас, а нашим удалением от зла они истомляются алчбою и обессилевают; так и Христос, обнищавший нашего ради спасения, питаем бывает нами, когда творим заповеди Его, и оставляется в алчбе, когда не творим воли Его. Это узнать и в этом удостовериться можем мы из самой жизни и деяний святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Скачать epub pdf Седмица 5-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мф. Зач. 45. (12,9–13) О ЛЮБВИ И МИЛОСЕРДИИ БОЖИИХ Бог – прибежище от всех зол: врачует язвы и жизнь дарует в изобилии как Благий (22,296). Всякий врач с помощью врачевств исцеляет болезни, а Твоя любовь, Господи, поспешает к каждому без зелий и врачевств (25,127). Кроткими делает самых упорных любовь Твоя, и самых свирепых – учение Твое, и благость Твоя всегда старается взыскать погибших (25,128). Любовь Божия желает нашего спасения, сама приклоняется к нам, чтобы мы, прославляя ее, в ней же и спаслись (22,381). Любовь Божия даровала нам жизнь, никогда не прекращающуюся, и временная смерть прерывает ее только ненадолго (25,396). (Господь) не только промышляет о нас, но и любит безгранично – любовью бесстрастной, но пламенной и сильной, искренней и неразрушимой, которая никогда не может потухнуть (34,506). Когда проявляется любовь Божия, то она всего выше – и ни огонь, и ни меч, ни бедность, ни смерть, ни все прочее не страшны для того, кто пользуется этой любовью; посмеиваясь над всем, он станет парить к небу и душевным настроением окажется нисколько не хуже живущих на небе; он не смотрит ни на что… но устремлен будет к одной только красоте небесной славы; как скорби настоящей жизни не смогут унизить его, так земные блага и удовольствия не в состоянии будут возвысить и сделать надменным (40,592). Причина бытия и горних и дольних одна – любовь Божия. Но особенно эта любовь видна из того, что Он благотворит людям, Сам наперед ничего не получая от них (42,61). Чудная любовь Божия к человеку познается, когда бывает он в обстоятельствах, разрушающих надежду его. Здесь Бог силу Свою показует во спасении его (52,222). Бог человеколюбив к тем, которые чувствуют Его человеколюбие, чтут Его и благодарят, как подобает. Если же ты, ни во что ставя любовь Его всеуслаждающую, полюбишь что-либо другое и с тем свяжешь всецело все стремление души своей и станешь услаждаться другою какою сластью или ястием, или питием, или одеждою, или лицом каким красивым, или золотом, или серебром, или другим чем-либо, и душа твоя воспохотствует того и побеждена будет любовью к тому, то возможно ли, чтобы Бог, естественно чистый, и тебя сделавший таковым благодатию Духа Святого, продолжал быть в общении и обращаться с тобою, когда ты уклонился сердцем на другое, а не тотчас оставит тебя? Само собою явно, что Он всецело (промыслительно) оставит тебя (58,367).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1 . Веселитесь, небеса, и торжествуй, земля, о тех, кто желает окропиться иссопом, очистить себя иссопом духовным и силою Того, Кто во время страдания Своего посредством иссопа и трости напояем был. Силы небесные да радуются, а души, которым предстоит сочетаться с духовным Женихом, да приготавливаются к этому. Ибо глас вопиет уже в пустыне: приготовьте путь Господу ( Ис.40:3 ). Не маловажное это дело; не тел обыкновенное и безрассудное сочетание, но избрание по вере всеиспытующего Духа. Мирские супружества и брачные союзы не с надлежащим совершаются разбором, но где богатство или красота, там скоро соглашается жених. А здесь не красота телесная, но неукоризненная совесть души, не предосудительное богатство, но богатство душевного благочестия уважается. Итак, чада оправдания, внемлите Иоанну, увещевающему и говорящему: исправьте путь Господу ( Ин.1:23 ), старайтесь уничтожить всякое препятствие и соблазн, чтобы прямо шествовать вам к вечной жизни. Посредством нелицемерной веры приготовьте чистые сосуды души для принятия Святого Духа. Начните покаянием омывать одежду вашу, чтобы, когда призваны будете в чертог брачный, явиться вам чистыми. Ибо хотя Жених призывает всех без исключения, потому что благодать щедра, и громкий голос провозвестников собирает всех, впрочем, Сам же Он различает вошедших на таинственный пир брачный. Да не случится кому-либо из тех, кого имена внесены в список, услышать затем: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? ( Мф.22:12 ). Но да услышит каждый из вас: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего ( Мф.25:21 ), ибо доселе стоял ты за вратами. О, когда бы всякий из вас мог сказать: царь ввел меня в чертоги свои. Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством ( Песн.1:3 ; Ис.61:10 ). Да явится душа каждого из вас, не имеющая пятна, или порока, или чего-либо подобного ( Еф.5:27 ). Не говорю я, чтобы это было прежде принятия благодати: ибо для чего было бы звать вас к отпущению грехов? Но чтобы тогда, когда даруется благодать, согласна была с благодатью совесть, быв найдена неукоризненной.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Зачало (греч. περικοπ — нечто отделенное со всех сторон, перикопа) – термин, обозначающий пронумерованные определенным образом фрагменты текстов Евангелия и Апостола , на которые они разделены для чтения при совершении богослужений (каждый такой фрагмент называется зачалом). Понятно, что славянское «зачало» происходит от глагола «зачинать»=«начинать» и в буквальном смысле указывает на начало определённого чтения. Сегодняшние зачала На 6м часе: Ис.25:1–9. На веч.: Быт.9:8–17. Притч.12:8–22. См. также в ежедневном Церковном календаре . Классификация зачал Зачала имеют различный размер, можно заметить, что они по объему гораздо меньше глав: одна глава может содержать до 10 зачал (например, 9я глава Евангелия по Луке содержит зачала 40–49). Самым малым зачалом является 2е зачало Евангелия по Марку, состоящее всего из 3х стихов: Мк.1:9-11 Зачала условно делятся на две группы: рядовые и праздничные. В первую группу входят чтения, соотнесенные с седмичными днями всего года, начиная от Пасхи. Рядовые зачала как правило связаны с практикой последовательного чтения евангельских/апостольских отрывков в течение года, так что за год в составе рядовых зачал прочитывается большая часть Евангелия/Апостола. Праздничные зачала связаны с неподвижными праздниками и памятями святых; обычно такие чтения или содержат описание воспоминаемого события, или отражают его богословские аспекты. Чтения в честь святых отражают суть их подвига; часто конкретное чтение из этой группы полагается на все дни памяти святых конкретного лика. Например, на праздники святителей читается одно из трех зачал: Ин.-35е от полу, Ин.-36е (как правило, эти чтения полагаются на утрене) и Мф.-11е (на литургии); в указанных фрагментах из Евангелия по Иоанну Христос говорит о Себе как о Добром Пастыре (святители в той или иной степени приблизились в своем житии к этому идеалу), а в Мф.-11 содержатся «заповеди Блаженства» — это чтение полагается на праздники святителей по той причине, что они были учителями своей паствы. Все эти общие чтения в Евангелии и Апостоле помещены в соответствующие приложения: « Евангелия обща святым » и « Прокимени, Апостоли, аллилуиаре, и причастни общи святым, имже егда творим службу ».

http://azbyka.ru/zachala

Такое вооружение должен приобрести себе желающий подвизаться ради Христа, чтобы ему быть в состоянии противостать диаволу и благоугодить пред Спасителем нашим. Какое же это вооружение, монах? Слушай. Вместо брони восприими подобную горчичному зерну веру в единосущную и нераздельную Троицу. Ибо горчичное зерно совершенно округлено, не имеет ни разщеплений, ни углов, но совершенно кругло, и как бы самодвижно. Ее-то приобрел верховный из апостолов, Петр, и исповедав Христа Сыном Бога живаго, приял ключи царства небесного. Сие-то совершенное вооружение приобрети и ты, брат мой, чтобы получить тебе дарование, как научил Господь, говоря: Аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: двигнися, и верзися в море, и будет вам (Мф.17:20. 21:21). Видишь ли, что имеющий веру сподобился дарования? Ему дается дарование - дух разумения, ибо, когда кто уверует, тогда уразумеет (Ис.7:9); дарование - не осуждать ближнего; потом - слово премудрости; потом - дарования исцелений, потому что врачует немощных в вере и восставляет падших сердцем; ибо вся сия действует един и тойжде Дух (1Кор.12:11). Иные имеют веру, но не имеют дел; это - не вера, потому что мертва; ибо сказано: вера без дел мертва есть (Иак.2:40). Кто имеет веру и делает дела веры, в том вера, как самодвижное горчичное зерно. Ее приобрети, брат мой, и будь здрав и невредим в вере, горя произволением в заповедях Спасителя нашего, чтобы и тебе услышать от Него: Добре, рабе благий и верный: вниди в радость Господа твоего (Мф.25:23). Благим наименовал его Господь за дела, а верным - за веру. Вместо шлема, восприими упование будущих благ, ихже око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, и в няже желают ангели приникнути (1Пет.1:12. 1Кор.1:9). Упование сие подаст тебе крепкое утешение в злостраданиях и скорбях, и памятование оного возвеселит тебя. Ему внимали блаженные Христовы мученики; среди острий, среди страшных и разнообразных мучений, среди жестокого огня, сию вожделенную надежду имели пред очами, а посему охотно и с благодарением терпели все, чтобы только получить уповаемое. Сие мздовоздаяние имея у себя пред очами, и Моисей отвержеся нарицатися сын дщери царевы, почитая оное лучшим египетских сокровищ, почему и изволи паче страдати с людьми Божиими, нежели имети временную греха сладость (Евр.11:24-26). Сие упование всегда непрерывно имей пред очами своими, брат, чтобы желание уповаемого не дозволяло тебе помышлять о чем-либо непостоянном, и сверх того возбуждало в тебе готовность ко всякому делу благому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/774/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010