Господствующая страсть в человеке оказывается, таким образом, по словам Спасителя, ножом, который перерезывает нить нашей жизни. – Аминь» 353]. Мф.26:54 . «как же сбудутся Писания, что так должно быть?» «Гл. 26. Жена возливает драгоценное миро на главу возлежащего Иисуса. Чем же, между прочим, награждает ее Владыка мира и Творец веков? Он дарит ей на память Свое всемогущее слово, по которому везде, во всем мире, до скончания века будут вспоминать о поступке ее. Замечательно, что с Господом все делалось по пророчествам: Сам Он нередко замечает, что подобает исполнить всяку правду, как сбудутся Писания, яко тако подобает быти (ст. 54) и прочее. И евангелисты еще чаще замечают: да сбудутся Писания и прочее. Из одного этого узнаю я в Сладчайшем Иисусе Сына Божия, Искупителя мира» 132]. Мф.26:63 . «Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» «Смирение, между прочим, состоит в том, чтобы терпеть незлобиво несправедливые обиды и не отверзать пред обидящими уст своих (Ср.: Ис. 53:7 ; Деян. 8:32 ). Иисус же молчаше ( Мф. 26:63 ). – Смирение – не искать поставить на своем. Смирение – быть доброхотным и скоропослушным во всем начальнику и даже низшим себя» 442]. Мф.26:69 . «Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.» Мф.26:70 . «Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.» Мф.26:71 . «Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.» Мф.26:72 . «И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.» Мф.26:73 . «Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.» Мф.26:74 . «Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.» Мф.26:75 . «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.» «Когда говоришь: и не введи нас во искушение ( Мф. 6:13 ), – то ты просишь Отца Небесного, чтоб Он удалил от тебя такие случаи, в которых может поколебаться твоя вера, твоя верность и преданность Господу Иисусу Христу, особенно если ты не тверд в вере; например, чтоб тебе в каком-либо случае не отречься от Него, как отрекся апостол Петр (См.: Мф. 26:70–75 ), чтоб не постыдиться исповедать Его имя, чтоб не постыдиться Креста Его, Пречистой Матери Его или святых Его; вообще этими словами ты просишь Отца Небесного удалить от тебя как от слабого человека вражеские или плотские и мирские искушения, которых так много в окружающем нас мире» 44]. Читать далее Источник: Толкование на Евангелие от Матфея святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская православная духовная акад., 2009. - 382 с. : портр. (Посвящается 200-летию Санкт-Петербургской православной духовной академии). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Полагают, что во время крестовых походов они были увезены в Рим и положены под алтарем Латернского собора. Часть мощей святой Марии Магдалины находятся во Франции, близ Марселя. Часть святых мощей хранятся в монастырях Афона и в Иерусалиме. Святая Церковь совершает память ее 22 июля/4 августа. Капернаум Лк. 11, 14–26 : Исцеление бесноватого и ответ фарисеям. О хуле на Духа Святаго. Мф. 12, 33–37 : Дерево узнается по плоду. О праздном слове. Мф. 12, 38–45 : О знамении Ионы 433 пророка. Мф. 12, 46–50 : Матерь и братья 434 Иисуса желают говорить с ним. Женщина 435 прославляет матерь Христову. Похвала исполняющего волю Отца Небесного. Берег Галилейского озера Притча о сеятеле ( Мф. 13, 1–23 ): Мф. 13, 1–9 : Притча о сеятеле; Мф. 13, 10–17 : Для чего говорить притчами? Мф. 13, 18–23 : Объяснение притчи о сеятеле. Мф. 13, 24–30, 36–43 : Притча о пшенице и плевелах и объяснение ее. Мк. 4, 21–25 : Притча о свече и о мере. Мк. 4, 26–29 : Притча о невидимо растущем семени (о посевах и всходах). Мф. 13, 31–32 : Притча о зерне горчичном 436 . Мф. 13, 33 : Притча о закваске. Мф. 13, 34–35 : О говорении притчами; Мф. 13, 44 : Притча о скрытом сокровище. Мф. 13, 45–46 : Притча о жемчуге. Мф. 13, 47–52 : Притча о неводе. Мф. 8, 18–22 и Лк. 9, 61–62 : О следовании за Христом. Галилейское озеро Мк. 4, 35–41 : Усмирение бури. Восточный берег Галилейского озера – Перея Мк. 5, 1–20 : Изгнание бесов из Гадаринского 437 бесноватого 438 (По описанию Евангелиста Матфея бесноватых было двое, а само исцеление происходило в стране Гергесинской 439 : Мф. 8, 28–34 ). Бесы входят в стадо свиней 440 . Капернаум Мк. 5, 21–43 : Просьба Иаира 441 о помощи. Исцеление кровоточивой 442 женщины 443 . Воскрешение дочери Иаира. Мф. 9, 27–31 : Исцеление двух слепых. Пророчество об исцелении слепых: Ис. 42, 7 : “чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы”. Мф. 9, 32–34 : Исцеление немого бесноватого. Назарет Мк. 6, 1 –6а: Проповедь в Назаретской синагоге. Второе отвержение Иисуса Христа в Назарете.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Ex sermonibus consolatoriis ad virgines, 26, 1339–40. BASILIUS ANCYRANUS [Ps. Basilius Cæs.]. De vera virginitate, 30, 669–810. BASILIUS CÆS. Sermo de contubernalibus, 30, 811–28. GREGORIUS NAZIANZENUS. Oratio 37, 36, 281–308 (de divortio). Poemata, , II, 2, 1–7, 37, 521–650. GREGORIUS NYSSENUS. De virginitate, 46, 317–416. Contra fornicarios, 489–98, 1107–10. JOANNES CHRYSOSTOMUS. De virginitate, 48, 533–96. Ad viduam juniorem de non iterando conjugio, 599–620. Contra eos qui subintroductas habent virgines, 47, 495–514. Quod regulares feminæ viris cohabitare non debeant, 513–32. De continentia, 56, 291–4. Contra fornicationem, 64, 466–74; 64, 37–44. Vide Joan. Jejunator. EVAGRIUS PONTICUS. Sentential ad virgines, 40, 1283–6. ASTERIUS AMASENUS. De divortio, 40, 226–40. CYRILLUS ALEXANDRINUS. Sermo steliteutichus ad eunuchos, 77, 1105–10. JOANNES JEJUNATOR. De pænitentia et continen-tia et virginitate, 88, 1937–8. Contra virginum corrupmores, 60, 741–4. De virginitate, 64, 37–44. THEODORUS ABUCARA. De una uxore ducenda, 97, 1555–58. C) DE JEJUNIO Basilius Cæs. Hom. 1–2, 31, 163–84; 185–98. Tertia, 1507–10. Nectarius, 39, 1821–40. Chrysostomus 1–7, 60, 711–24; 61, 787–90; 62, 727–28, 731–2, 731–8, 745–8, 787–90, 757–60, 759–64; 48, 1059–62; 59, 701–4; 64, 15–6, 17–18. Asterius Amasenus. 40, 369–90. Marcus Eremita, 65, 1109–18. Eusebius Alexandrinus, 86, I, 313–24. Anastasius Antiochenus. De tribus quadragesimis, 89, 1389–98. Joannes Damascenus, 95, 63–78. Anastasius Cæsareæ. (Nicon), Vide, 1, 655–8. De jejunio Deiparæ, 127, 519–32. Eustathius Thessalonicensis. In S. Quadragesimam 1–4, 135, 561–728. Gregorius Palamas, 151, 75–88, 87–94, 103–12, 157–66.   D) DE TEMPERANTIA BASILIUS CÆS. In ebriosos, 31, 443–64. Tempore famis et siccitatis, 303–28. EUSEBIUS ALEXANDRINUS. De epulatione, 86, I, 363–6. MARCUS EREMITA 65, 1109–18. THEODORUS STUDITA. De temperantia, 99, 687–92. JOAN. CHRYSOSTOMUS. In Kalendas, 48, 953–62. ASTERIUS. In Kalendas, 40, 215–26. CHRYSOSTOMUS. De circo, 59, 567–70.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

60.9 364. Не заводи знакомства с молодыми людьми 60.10 365. В духовном одиночестве твоем не оставлю тебя 60.11 366. Душа–дороже всего мира 60.12 367. Поздравление со вступлением на иноческий путь и пожелания 60.13 368. Радуйся тому, что тебя недолюбливают 61 Письма к Т. 61.1 369. Не засывай главнаго–книгу и молитву. 61.2 370. Живи как Бог велит и служи старшим 62 Письма к В. 62.1 371. Оставь воровство и подслушиванье 62.2 372. Не будь лжива и лукава и не воздымайся голосом 63 Письма к Д. 63.1 373. Монах должен быть весел. О Кате Андроновой 63.2 374. Чудо батюшки о. Макария 64 Письма к А. 64.1 375. Пожелание в день Ангела 64.2 376. Не малодушествуй. Чудесный сон (без окончания) 64.3 377. Упрек в желании покинуть монастырь 64.4 378. Келлия всему научит. О поездке к о. Иоанну 64.5 379. От чего скучно 65 Письма к детям. 65.1 380. Невесело от неопытности духовной 65.2 381. Советы детям, как вести себя. 66 Письмо к К–ским сестрам 66.1 382. Наставление, как жить и спасаться Предисловие к письмам преподобного Анатолия (Зерцалова) Предлагаемыя вниманию читателей письма писаны Оптинским старцем, скитоначальником и духовником, о. иеросхимонахом Анатолием, современником, учеником и другом старца о. иеросхимонаха Амвросия. О. Анатолий (в миру Алексей Зерцалов) происходил из духовнаго звания, окончил курс в Калужской духовной Семинарии и в 1853 году, 29 лет от роду, поступил в число братства Оптиной Пустыни под руководство тогдашняго старца о. иеросхимонаха Макария (Иванова), который, руководя и сам молодым иноком, поручил его ближайшему попечению своего близкаго ученика, а впоследствии преемника по старчеству — о. Амвросия (Гренкова). Таким образом, о. Анатолий возрастал духовно под непосредственным руководством двух великих наставников монашеской жизни и усердно воспринимал от них духовную мудрость. В 1874 году, по смерти скитоначальника о. Илариона, о. Анатолий, по указанию старца о. Амвросия, был назначен начальником скита, а вместе с тем и духовником Оптинскаго братства. С этих пор до самой кончины о. Амвросия, последовавшей в 1891 году, эти два подвижника вместе рука об руку трудились в деле духовнаго руководства, как иноков Оптиной Пустыни, так и монахинь многочисленных женских обителей, относившихся к старцам, а также и мирян.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

В четвертый день недели (теперь среда) где пребывал и что делал Иисус – у евангелистов нет ясных указаний. В пятый день недели (теперь Великий четверг), вечером, Иисус в Иерусалиме совершил пасху и ночью удалился на гору Масличную. Ночью, с пятого на шестой день недели, Иисус предан, и до рассвета был у Анны и Каиафы. В шестой день недели (великий пяток, 30-е марта), утром, Иисус пред Пилатом; к полудню осужден и распят; около трех часов по полудни умер; перед закатом солнечным погребен (сейчас после заката и начиналась Пасха). В седьмой день недели (Великая суббота) Господь Иисус во гробе. В церковном богослужении Страстной недели евангельские чтения расположены следующим образом. Неделя ваий на утрени – Матфея, зач. 83 ( Мф.21:1–11, 15–17 ) о царственном входе Господа Иисуса в Иерусалим; на литургии – Иоанна, зач. 41 ( Ин.12:1–18 ) о вечери в Вифании и о входе в Иерусалим. Понедельник: на утрени – Матфея, зач. 84 ( Мф.21:18–43 ) об иссохшей смоковнице, начало беседы Господа Иисуса в храме; на литургии – Матфея зач. 98 ( Мф.24:3–35 ), начало беседы Господа Иисуса с учениками на горе Елеонской. Вторник: на утрени – Матфея зач. 90 ( Мф.22:15 – до конца главы; Мф.23 – вся) продолжение и окончание беседы Господа Иисуса в храме; на литургии – Матфея зач. 102 ( Мф.24:36 – до конца главы; Мф.25 – вся; Мф.26:1–2 ), продолжение и окончание беседы на горе Елеонской. Среда: на утрени – Иоанна зач. 41, 42 ( Мф.12:17 – до конца главы), беседа Господа Иисуса в храме по входе в Иерусалим; на литургии – Матфея зач. 108 ( Мф.26:6–16 ), о вечери в доме Симона прокаженного. Четверг: на утрени – Луки зач. 108 ( Лк.22:1–39 ), пасхальная вечерь и установление таинства причащения; на литургии – Матфея зач. 107 ( Мф.16:1–21 ) о вечери в дому Симона прокаженного и начало пасхальной вечери; Иоанна ( Ин.13:3–17 ) – умовение ног; Мф.26:21–39 указание предателя, установление таинства причащения и начало скорбей в Гефсимании; Лк.22:43–44 явление ангела для укрепления; Мф.26:43 – до конца главы, Мф.27:1–2 предательство и взятие Господа Иисуса, допрос у Каиафы и приговор, отречение ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

13–15. В благословении ( Мк.10:16 ) и молитв священника имеют нужду и младенцы, хотя бы они и не были еще крещены (сличи Мф.19:14 с Ин.3:5 ). 18–21. Многие можно сохранить заповеди закона, и не быть последователем Христовым; ибо можно любить Бога и ближних, а вместе иметь и пристрастие к миру ( Иак.1:7–8 ): подобно – как можно хромать на оба колена ( 3Цар.18:21 ). 21. Нищета телесная служит к совершенству нищеты духовной или к смиренномудрию; ибо богатому трудно иметь самоотвержение и совершенное смирение ( Мк.10:21 ). 22–24. Трудно ( Мф.19:23 ), и очень трудно ( Мф.19:24 ) богатому войти в царствие небесное с пристрастием к богатству ( Мф.19:22 ). Кто не сложит с себя сего верблюжьего бремени при виде узких врат, и тесного пути, ведущего в жизнь ( Мф.7:14 ), или кто не продаст имения своего, то есть, не раздаст нищим, и сим самоотвержением не последует Иисусу Христу ( Мф.16:24 ); тот не будет иметь нетленного сокровища на небеси ( Мф.19:21 и Лк.12:33 ). 25–26. Никто не страшись скорбного и тесного пути ( Мф.7:14 ) в царство небесное: ибо человек не сам собою спасается, а с помощью Иисуса Бога ( Деян.4:12 ). 30. Казавшиеся погибшими, часто по промыслу Божию заступают место тех, которые, по-видимому, шли путем благочестия ( Рим.11:30 – 1Пет.2:10 ). Кто подражает Аврааму в вере, Исааку в послушании, Иакову в уповании, тот вместе с ними улучит блаженство ( Мф.8:11 ); а сынове царствия ( Мф.8:12 ; Рим.9:4 ), отвергающие спасение свое ( Деян.13:46 ), отвержены будут Богом, как порождения Ехиднины ( Мф.3:7 ). Гл. 20. Ст. 1–9. Бог призывает человека ко спасению – с самого начала его падения ( Мф.20:1 ), во всех возрастах ( Мф.20:1, 3, 5, 6 ) жизни (многоразличными образами), и каждому потрудившемуся для спасения (отроку, юноше, старцу) Он назначил одинаковую ( Мф.20:9, 10 ) награду – царствие небесное, при конце мира ( Мф.20:8 ). Святая Церковь есть Божий виноград, и вне Церкви нет спасения ( Откр.22:15 ). 10–15. Праведник, трудящийся для Бога от юности, получает награду по правде Божией; а грешник, поздно обращающийся к Богу, получает такую же награду по милости ( Лк.15:29–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Бдите и молитеся, да не внидете в напасть: дух убо бодр, плоть же немощна. Мф.26:41 ; Мк.14:38 Вот почему необходимо всегдашнее духовное бодрствование, духовная трезвенность, постоянное внимательное отношение к себе, к своей внутренней жизни: дух наш бодр, а плоть немощна. Как видно из Евангелий, дух учеников Христовых был бодр; они всегда готовы были на величайшие скорби, лишения, страдания, даже на саму смерть ради их Возлюбленного Учителя; ничто, по их словам, и никогда не могло разлучить их с Господом. Когда однажды Христос Спаситель вопросил двух своих приближеннейших апостолов, могут ли они испить ту чашу, которую Ему необходимо принять, – чашу страданий, позорнейшего креста, – чашу величайших мучений и поруганий, они смело и безбоязненно ответили: «Можем " ( Мф.20:22 ). Ни малейшей тени сомнения в их словах, ни малейшего колебания в этой святой решимости везде следовать за Господом, все претерпеть ради Него. В другой раз, когда Христос Спаситель пророчественно говорил: вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию: писано бо есть: поражу пастыря и разыдутся овцы стада. Петр апостол отвечает: аще и вси соблазнятся о тебе, аз никогда же соблажнюся ( Мф.26:31,33 ). Какая «бодрость» духа, какая святая ревность, какая беззаветная преданность Тому, ради Которого все оставлено – и дом, и братья, и сестры! ( Мф.19:27 ). Тот же св. апостол Петр еще сильнее и решительнее выражает свою бесконечную любовь к Господу: аще ли есть и умрети с Тобою, не отвергуся Тебе ( Мф.26:35 ). То же самое повторяют и другие ученики Господа ( Мф.26:35 ). Но что мы видим впоследствии?… Дух… бодр, плоть же немощна( Мф.26:41 ; Мк.14:38 ). Ревностнейший исповедник веры во Христа, апостол Петр, отрекается от своего Возлюбленного Учителя, «страха ради иудейска», – усиленно клянется, что он не знает этого Человека ( Мф.26:69 и дал.); при взятии Господа под стражу все ученики в страхе оставляют Его и бегут ( Мф.26:56 и параллел.). А в саду Гефсиманском, – в эту великую ночь, – в эти часы моления о чаше, избраннейшие и приближеннейшие апостолы Христовы, не могут «побдети» с своим Господом и одного часа, и предаются сну в то время, когда душа их Учителя прискорбна даже до смерти, когда в тяжком молитвенном подвиге кровавый пот выступает на Его лице, Он скорбит и тужит, и ангел Господень укрепляет Его ( Мф.26:37 ; Лк.22:42–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Epiphanius, 43. 465–78, 505–8. Gregorius Nyssenus 1–5, 46, 599–628; 627–52 [ Hesychius; Severus Ant.]; 651–82; 681–84; 683–90. Chrysostomus, 50, 417 ter-432; 433–42; 52, 765–72 (dubia). Chrysostomus, 50, 821–24,59, 721–24 (catecheticus); 1–7: 723–56; 61, 733–38 [Eusebius Alex.], 62, 753–6. Synesius, 66, 1563–64. Proclus, 65, 787–90, 789–96, 795–800; 799–806. Cyrillus Alex. Homiliæ Paschales, 1–30, 77, 401–982. Nilus, 79, 1489–98. Eutychius СР., 86, II, 2391–402. Anastasius Antiochenus 89 1355–62. Georgius Pisida, , 92, 1373–84. Joannes Damascenus. Canon, , 96, 839–44. Theodorus Studita, 99, 709–20. Leo, imperator, 107, 95–114. Joannes Mauropus, , 120, 1131–3, 1197–1200. Theodorus Prodromus, , 133, 1222–3. Arsenius Autorianus, , 140, 937–40. Gregorius Palamas, 151, 219–36. In evangelia matutina (Anastasima). Theophanes Cerameus. Hom., 28–37, 132, 606–72. In mulieres unguentiferas. Chrysostomus, 51, 635–44. Modestus Hier., 86. II, 3273–6. Gregorius Ant., 88, 1847–66. Nicephorus Callistus, 1, 715. Gr. Palamas, 151, 235–48, 265–74 [de apparitione ad M. Magdalenam]. Georgius Pisida, , 92, 1373–84. Vide Indicem liturgicum de Paschate. In ASCENSIONEM. Athanasius, 28, 1091–1100. Epiphanius, 43, 477-S6. Gregorius Nyssenus, 46, 689–94. Chrysostomus, 50, 441–52. Chrysostomus, 52, 773–92; 1–5: 791–4, 793–6, 797–800,799–802, 801–2; 61, 711–2; 62, 727–30; 64, 45–8 [Eusebius Alex.]. Nilus, 79, 1497–1502. Proclus, 65, 833–8. Diadochus, 65, 1141–8. Sophronius Hier., , 87, III, 3811–16. Joannes Damascenus, Canon, , 96, 843–8. Leo, imperator. 107, 113–20. Joannes Mauropus, , 120, 1133. Theophanes Cerameus, 132, 743–64. Gr. Palamas, 151, 275–86, 285–96. In Pentecosten. Gregorius Naz., 36, 427–52. Gregorius Nyssenus, 44, 695–702. Chrysostomus, 50i 453–64, 463–70. Chrysostomus, 1–3,52, 803–8.807–10,809–12; 813–26 [de Sp. S.]; 63, 933–38; 64, 417–24. Proclus, 65, 805–8. Joannes Damascenus, Canon, , 96, 831–40. Cosmas Hier., Canon, , 98, 489–92. Leo, imperator, 107, 119–32, 133–58 [de Sp. S.].

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

   Спасителю — Мф. зач. 20, от полу.    Пресвятой Богородице — Лк. зач. 4.    Ангелам — Лк. 51 или Мф. 52.    Пророкам — Мф. 96 или Лк. 62.    Апостолу — Мф. зач. 34.    Апостолам — Лк. зач. 50 или 51.    Святителю — Ин. 36.    Святителям — Мф. 11 или Ин. 35.    Преподобным и юродивым — Мф. 43 или Лк. 24.    Мученику — Лк. 63, Ин. 52.    Мученикам — Мф. 36 или Лк. 106.    Священномученику — Лк. 67.    Священномученикам — Лк. 24:54, 77.    Преподобномученику — Мк. 37.    Преподобномученикам — Мф. 38, Лк. 64.    Мученице — Мф. 62 или Мк. 21.    Преподобным женам — Мф. 105 или Лк 33.    Исповедникам — Лк. 64.    Бессребренникам — Мф. 34.   § 3. Величания     В переходящие праздники:     Неделя ваий.    Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: Благословен Грядый во имя Господне.     Неделя Антипасхи.    Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго.     Святым женам-мироносицам.    Величаем вас, святии мироносицы, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа, Бога нашего.     Вознесению Господню.    Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса, с пречистою Твоею плотию божественное Вознесение.     Святой Троице.    Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси божественным учеником Твоим.     Всем святым.    Величаем вас, святии вси, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.     В Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших.    Величаем вас, святии вси, в земли Российстей просиявшии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.    Иные величания:     Пресвятой Троице.    Величаем Тя, Триипостасный Владыко, верою православною землю Русскую озарившаго и святых сродников наших сонм велий в ней прославлынаго.     Пресвятой Богородице.    Достойно есть величати Тя, Богородице, земли Русския Царицу Небесную, и людей православных Владычицу Державную.     Величание святым.    Ублажаем вас, чудотворцы наши славнии, землю Русскую добродетельми вашими озарившии и образ спасения нам светоявленно показавшии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

Роспись апсиды и прилегающих участков стен имеет 4 яруса. В конхе центральной апсиды помещено изображение Богоматери с Младенцем на престоле (тип Одигитрии) и 2 коленопреклоненных ангелов, на триумфальной арке - «Похвала Богородицы», на стенах рядом с конхой - огромные фигуры гимнографов Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина. Ярусом ниже дано изображение Евхаристии, на стенах - «Тайная вечеря» и «Омовение ног». Еще ниже написаны 2 композиции из «Деяний апостолов» - «Явление ап. Петру сосуда с неба» (Деян 11. 12) и «Смерть Анании и Сапфиры» (Деян 5. 1-11), а на стенах цикл явлений Христа по воскресении - «Апостолы Петр и Иоанн у гроба Господня» (Ин 20. 2-7), «Явление Христа Марии Магдалине» (Ин 20. 14-17), «Трапеза в Эммаусе» (Лк 24. 30; Мк 16. 12), «Явление Христа ученикам в Галилее» (Лк 24. 41-43), «Отослание апостолов на проповедь» (Мф 28. 16-18) и «Явление Христа на море Тивериадском» (Ин 21). В самом нижнем ярусе центральной апсиды - «Служба святых отцов», над ней - 6 медальонов с изображениями рус. святых, на лопатках стен и столпов - фигуры в рост ап. Иакова, брата Господня, митрополитов Московских Петра, Алексия, Ионы и прп. Варлаама Хутынского. Конху жертвенника традиционно занимает изображение св. Иоанна Предтечи, а стены - развернутый Страстной цикл: «Моление о чаше» (Мф 25. 37-45; Мк 14. 32-42; Лк 22. 39-46), 2 композиции «Иуда предает Христа» по разным текстам (Мф 26. 14-16; Мк 14. 10, 11; Лк 14. 1-6 и Ин 28. 3-7), «Лобзание Иуды» (Мф 26. 49; Мк 14. 3-52; Лк 22. 47-53), «Иуда получает сребреники» (Мф 26. 15), «Христос перед Каиафой» (Мф 26. 59-65: Мк 14. 53-63; Лк 22. 52-63; Ин 14. 11-24), «Отречение Петра» (Мф 26. 58, 59-75; Мк 14. 54, 66-72; Лк 22. 56-62; Ин 18. 15-18, 25-27), «Христос перед Пилатом» (Мф 27. 11-14; Мк 15. 1-5; Лк 23. 1-5; Ин 18. 28-30), «Вечеря в доме Симона прокаженного» (Мф 26. 6-12, Мк 14. 3-9; Ин 12. 21-11). Ниже всю юж. стену занимает композиция «Чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами» (Мф 14. 13-21; Мк 6. 30-44; Лк 9. 10-17; Ин 6. 1-14). В диаконнике собора, где, вероятно, до 1547 г. располагался придел свт. Василия Кесарийского, помещен уникальный житийный цикл святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.

http://pravenc.ru/text/149295.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010