Арест и суд . Центральное место в рассказе о страстях занимает взрыв активности противников Иисуса во время Его ареста и серия украдкой и наспех организованных судов. События окружены тьмой в буквальном и метафорическом смысле. Эту особенность подчеркнул Иисус в Своем заявлении: «Но теперь – ваше время и власть тьмы» ( Лк.22:53 ). Столь же выразительна картина, когда Иуда Искариот, получив свой кусок на вечере Господней, «тотчас вышел; а была ночь» ( Ин.13:30 ). Сама сцена ареста представляет собой фантасмагорическое зрелище с угрожающего вида воинами, вооруженными мечами и кольями ( Мк.14:43–49 ; Лк.22:47–53 ; Ин.18:1–12 ). Кроме того, после ареста Иисуса рассказ то и дело останавливается на описаниях того, как Иисуса ведут, предают, приводят, связывают, хватают, держат и тому подобное. Это образы неволи и беспомощности. Из текста у нас также складывается ощущение бесконечного физического перемещения из одного места в другое. При чтении рассказа мы, сами того не сознавая, интуитивно воображаем сцены, и при этом проявляется еще одна особенность в виде преобладания групповых сцен в отличие от уединения и одиночества, характерных для событий перед арестом. Когда Иисус был взят под стражу, появляется квазисудебный мотив со спешной передачей Иисуса из одного наскоро организованного судебного заседания или слушания в другое. Против Иисуса выдвигаются обвинения и выносятся приговоры, в ответ на которые Иисус в основном хранит молчание ( Мф.26:63 ), изредка прерываемое властными заявлениями, например: «Сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на небесах небесных» ( Мф.26:64 ). Иисус предстает перед бывшим первосвященником Анной ( Ин.18:13–14, 19–24 ), перед первосвященником Каиафой (театрально разодравшим одежды в определенный момент судебного фарса; Мф.26:65 ; Мк.14:63 ), перед первосвященниками и старейшинами ( Мф.27:1–2 ; Лк.22:66–71 ) и, самое главное, перед римским прокуратором Понтием Пилатом ( Мф.27:11–26 ; Мк.5:1–15 ; Лк.23:1–25 ; Ин.18:28–19:16 ), изображенным малодушным и слабовольным человеком, запомнившимся главным образом словами, что он умывает руки в тщетной попытке обелить себя за разрешение предать казни Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Отношение воли человеческой к воле Божественной на почве натуральных, так сказать, потребностей естества человеческого не дало собой ни места, ни даже наклона или малейшего момента присоединения зла к воле человеческой в Богочеловеке: не могло ли быть достигнуто это на почве призвания Иисуса Христа – в деле Его мессианского достоинства и служения? – Вот затаенный замысел дьявола во втором искушении Иисуса Христа. То, к чему во втором искушении призывал дьявол Иисуса Христа, вполне согласовалось с представлениями еврейского народа с явлением Мессии: так, евреи думали, что «Христос же, когда придет, никто не будет знать, откуда Он» ( Ин.7:27 ), хотя видимо являясь внезапно здесь и там, Он будет «пребывать во век» ( Ин.12:34 ). На основании пророчественных слов пророка Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан.7:13–14 ), – евреи думали, во-первых, что Мессия откроет Себя миру чудесным явлением в воздухе; во-вторых, что Он засвидетельствует Себя рядом торжественных знамений, и в-третьих, что сонмы Ангелов будут окружать явившегося Мессию. Отвергнув Мессию страждущего, с креста входящего во славу Свою, иудеи ожидали Мессию торжествующего и в этом смысле утверждали свое ожидание на тех местах Св. Писания Ветхого Завета, в которых говорится или о царственном величии добродетели, невинности и безгрешности Его, или о торжестве и победе Его над злом, или о вечности духовного Его царства, или, наконец, о славе Его во второе Его пришествие на землю. К числу таких мест Св. Писания относится и пророчество Даниила: оно указывает, с одной стороны, на вечность Царства Мессии, с другой – на славное вознесение Его на небо после первого пришествия и на торжественное Его явление во втором пришествии – судить живых и мертвых. На последнее значение упомянутого пророчества указывает Сам Иисус Христос, говоря начальникам иудейским во время суда над Ним: «...сказываю вам, отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ). Эти слова содержанием своим, очевидно, разъясняют пророчества Даниила, а что Иисус Христос сказал их в синедрионе, имея в виду второе Свое пришествие на землю, это ясно уже из того одного, что Он сказал их перед осуждением Своим на смерть. К тому же, укоряя иудеев в неверии, Иисус Христос в другое время и при других обстоятельствах указывал на то, что иудеи более уже не увидят Его, пока во втором пришествии не скажут: «Благословен грядый во имя Господне» ( Мф.23:39 ); «ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада: так будет пришествие Сына Человеческого... тогда явится знамение Сына Человеческого на небе..; и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф.24:27–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

С этим выводом нельзя вполне согласиться, тем не менее, я не решался бы оспаривать о.иеромонаха Филарета, который достоин всякого сочувствия и уважения за свою ревность к вразумлению заблуждающихся. Но эта статья его задела за ряд мыслей и впечатлений, давно накопившихся в моей душе, которые я и вознамерился изложить по сему случаю. О. иеромонах Филарет разделяет книги на старопечатные и новоисправленные при Патриархе Никоне , разумея под старопечатными те книги, которые находятся в употреблении у глаголемых старообрядцев, а под новоисправленными те, которые имеются в Православной Церкви. Я же спрошу: к каким книгам отнесёт он наше православное напрестольное Евангелие? Без сомнения, к новоисправленным при Патриархе Никоне , к книгам правильным. Но в православном напрестольном Евангелии таких случаев, где 2-е лицо прошедшего времени походит на 3-е лицо, насчитывается до тридцати. Перечислю их все для ясности. Мф.25:26 . Лукавый рабе и ленивый ведяше, яко жну идеже не сеях. 26:25. Ты рече. Тоже ниже в стихе 64. 26:69. И ты бе со Иисусом Галилейским. Тоже Мк.14:67 . Мк.11:21 . Равви, виждь, смоковница, юже проклят, усше. 14:37. И глагола Петрови: Симоне, спиши-ли? Не возможе единаго часа побдети? Лк.1:30 . Не бойся Мариам: обрете бо благодать у Бога. 7:44–46. Внидох в дом твой, воды на нозе мои не даде... лобзания ми не даде... маслом главы моея не помаза. 10:28. Рече ему: право отвеща; сие сотвори и жив будеши. 14:22. И рече раб: Господи, бысть якоже повеле, и еще место есть. 15:30. Егда же сын твой сей... прииде, закла ему телец питомый. 19:21,22. Вземлеши егоже не положи и жнеши егоже не сеяв.... Ведяше, яко аз человек яр есмь. 19:44. И не оставят камень на камени в тебе: понеже не разуме времене посещения твоего. 24:18. Ты ли един пришлец еси во Иерусалим, и не уведе бывших в нем во дни сия. Ин.4:17 . Глагола ей Иисус: добре рече, яко мужа не имам. 5:14. И рече ему: се здрав быстъ, ктому не согрешай. 17:8. Ты мя посла. Тоже повторяется ниже в стихах 23 и 25. 20:29. Глагола ему Иисус: яко видев мя, верова: блажени невидевшии и веровавше. 21:18. Аминь аминь глаголю тебе: егда бе юн, поясашеся сам и хождаше аможе хотяше: егда же состареешися и воздежеши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет аможе не хощеши.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ilmins...

Мертвость (νκρωσις, emortuus, mortificatio) – мертвость: омертвение. Рим.4:19 и мертвости (emortuum) ложеснъ сарриныхъ (и утроба Саррина в омертвении. Синод. пер.). 2Кор.4:10 всегда мертвость (мертвость) гда въ тл носще. Мертвъ, мертвый Мертвъ, мертвый (νεκρς, mortuus) – мертвый. Мф.8:22 стави мертвыхъ. 10:8 воскрешайте. 11:5 востаютъ. 14:2 той воскресе мертвыхъ. 17:9 дондеже снъ из мертвыхъ воскрнетъ. 22:31 же мертвыхъ. 22:32 нсть бгъ бгъ мертвыхъ, но бгъ живыхъ. 23:27 внтрьд же полни сть костей мертвыхъ. 27:64 воста мертвыхъ. 28:4 страха же сотрсошас и быша к мертви. 28:7 к воста мертвыхъ. Мк.6:14 кртитель мертвыхъ воста. 6:16 той той воста мертвыхъ. 9:9 снъ из мертвыхъ воскрнетъ. 9:10 из мертвыхъ воскрнти. 9:26 и бысть к мертвъ. 12:25 из мертвыхъ воскреснтъ. 12:26 мертвыхъ – нсте ли чл. 13:27 нсть бгъ мертвыхъ, но бгъ живыхъ. Лк.7:15 И сде мертвый, и начатъ глаголати. 7:22 востаютъ. 9:7 зан глаголемо б нкихъ, к воста мертвыхъ. 9:60 стави погребст сво мертвецы. 15:24 к сынъ мой сей мертвъ б. 15:32 к братъ твой сей мертвъ б. 16:30 но аще кто мертвыхъ идетъ къ нимъ. 16:31 и аще кто мертвыхъ воскреснетъ. 20:35 а вкъ нъ улчити и мертвыхъ. 20:37 а к востаютъ 20:38 бгъ же нсть мертвыхъ, но живыхъ. 24:5 что ищете живаго съ мертвыми. 24:46 и воскрнти мертвыхъ въ день. Ин.2:22 убо воста мертвыхъ, помнша учнцы к с глаше. 5:21 коже бо цъ воскрешаетъ – так и снъ. 5:25 грдетъ часъ – услышатъ гласъ сна 12:1 – въ идже б лазарь умерый, воскрс мертвыхъ. 12:9 и – да и лазар видтъ, воскрс мертвыхъ. 12:17 Свидтельствоваше убо народъ – лазар возглас гроба и воскрс мертвыхъ. 20:9 не у бо вдх к подобаетъ из мертвыхъ воскрнти. 21:1 Посемъ вис паки учнкмъ своимъ, воставъ мертвыхъ. 21:14 С уж вис учнкмъ своимъ, воставъ мертвыхъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Giltebran...

Отдельные люди в Израиле также жестоко обращались друг с другом. Некие вениамитяне «познали» наложницу «и ругались над нею всю ночь до утра» ( Суд.19:25 ). Со многими пророками дурно обращались и даже убивали их. Например, Иеремию несколько раз избивали, сажали в колодки и бросали в темницу ( Иер.20:2; 37:15 ). Он называет себя «кротким агнцем, ведомым на заклание», не знающим о заговоре против себя ( Иер.11:19 ). В Послании к евреям описывается судьба многих героев Ветхого Завета, страдавших от гонений и пыток от рук неправедных: «Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча... терпя недостатки, скорби, озлобления» ( Евр.11:36–37 ). Многих пророков побивали камнями, как Захарию и тех, кто был убит Ахавом и Иезавелью; Исаию перепилили надвое, и бесчисленное количество других Божьих людей подвергалось жестокому обращению со стороны правителей Израиля ( 3Цар.19:10 ; 2Пар.24:21 ). Таким образом, даже в мирные времена пытки были проблемой Израиля. Цена ученичества . В Новом Завете пытки упоминаются так же часто, как и в Ветхом; однако прежде всего это страдания Христа и Его апостолов от рук правителей, ненавидевших Благую Весть. В Новом Завете пытка принимает форму избиения. Однако в Новом Завете меньше внимания уделяется деталям пыток или избиений, а больше – их духовному значению: христиане страдают со Христом и получат награду за то, что подвергались гонениям. В Новом Завете нет места для подробных описаний пыток. Величайший пример страданий в НЗ – это страсти Христовы, в которых сочетались физические муки и унизительные насмешки. Прежде чем послать Иисуса к Пилату, те, кто арестовал Его, «плевали Ему в лицо и заушали Его; другие же ударяли Его» и насмехались над Ним ( Мф.26:67 ). Кроме того, эти люди «закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?» ( Лк.22:64 ). После приговора Пилата на Него надели пурпурные одежды и терновый венец, на Него плевали и били Его по голове тростью ( Мф.27:29–30 ). Распятие (см. КРЕСТ ) само по себе было еще одной мучительной пыткой, и враги Христа усугубляли Его агонию издевательствами и тем, что дали Ему воду, смешанную с уксусом, когда Он попросил пить ( Мф.27:33–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Беседа Спасителя о кончине мира. Миниатюра из Евангелия. 1693 г. (БАН. Арх. ком. 339. Л. 448 об.) В Вел. вторник после вечернего отпуста в часовне совершалась процессия до храма на Елеонской горе, и там епископ, зайдя в пещеру, в к-рой, по преданию, Господь преподал Своим ученикам наставление о Втором Пришествии и конце света, прочитывал из Евангелия от Матфея это наставление (вероятно, Мф 24-25); за чтением следовали благословение оглашенных и верных и отпуст. Особенность Вел. среды заключалась в том, что прежде благословения оглашенных и верных вечером в часовне Воскресения Господня епископ входил внутрь пещеры гроба, а один из священников, стоя снаружи пещеры, прочитывал Евангелие о предательстве Иуды (вероятно, Мф 26; чтение Евангелия заключалось особой молитвой); Эгерия отмечает, что во время этого чтения все в храме стонали и плакали ( Eger. Itiner. 32-34). Точные указания чтений на вечерне в эти дни в древней иерусалимской традиции сохранились в арм. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V в.: для вечера Вел. понедельника это Быт 1. 1-3. 20 (или 1. 1-3. 24), Притч 1. 2-9, Ис 40. 1-8, Пс 64 с антифоном (ст. 6), Мф 20. 17-28 (предсказание Господа о Страстях незадолго перед входом в Иерусалим), для вечера Вел. вторника - Быт 6. 9-9. 17, Притч 9. 1-11, Ис 40. 9-17, Пс 24 с антифоном (ст. 1 или 1-2), Мф 24. 3-26. 2 (или 24. 1 - 26. 2), для вечера Вел. среды - Быт 18. 1-19. 30, Притч 1. 10-19, Зах 11. 11b - 14, Пс 40 с антифоном (ст. 5), Мф 26. 14-16 (или 26. 3-16). В Лекционарии отмечается, что вечерняя служба в понедельник и среду проходила в Мартириуме, во вторник - на Елеонской горе; Евангелие в Вел. среду читалось в часовне Воскресения Господня ( Renoux. Lectionnaire arménien. P. 258-265). В груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII в., на вечернях в эти дни те же чтения, что и в арм. переводе Лекционария (только к 3 паремиям понедельника прибавлена 4-я - Иер 9. 2-10), но появляются чтения также и для утрени этих дней: Мф 21. 18-23 (или Мк 11. 12-26) для Вел. понедельника, Ин 12. 27-33 (или Лк 12. 35-59) для Вел. вторника, Лк 13. 31-35 (или Мк 14. 1-11) для Вел. среды. Приведен ипакои (тропарь), к-рый должен петься в эти дни после Евангелия вечерни («Прежде Страсти говорил Господь...»), а также тропари для пения до или после паремий («Приступим вернии...», «Страшно вопрошание Господа...», «Когда грешница приносила миро...» соответственно для понедельника, вторника и среды) ( Кекелидзе. Канонарь. С. 72-74; Tarchnischvili. Le Grand Lectionnaire. 598-623).

http://pravenc.ru/text/Великие ...

Точные указания чтений на вечерне в эти дни в древней иерусалимской традиции сохранились в арм. переводе иерусалимского Лекционария, от-ражающем практику V в.: для вечера Великого понедельника это Быт 1. 1–3. 20 (или 1. 1–3. 24), Притч 1. 2–9, Ис 40. 1–8, Пс 64 с антифоном (ст. 6), Мф 20. 17–28 (предсказание Господа о Страстях незадолго перед входом в Иерусалим), для вечера Великого вторника — Быт 6. 9–9. 17, Притч 9. 1–11, Ис 40. 9–17, Пс 24 с антифоном (ст. 1 или 1–2), Мф 24. 3–26. 2 (или 24. 1–26. 2), для вечера Великой среды — Быт 18. 1–19. 30, Притч 1. 10–19, Зах 11. 11b–14, Пс 40 с антифоном (ст. 5), Мф 26. 14–16 (или 26. 3–16). В Лекционарии отмечается, что вечерняя служба в понедельник и среду проходила в Мартириуме, во вторник — на Елеонской горе; Евангелие в Великую среду читалось в часовне Воскресения Господня (Renoux. Lectionnaire arménien. P. 258–265). В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII в., на вечернях в эти дни — те же чтения, что и в арм. переводе Лекционария (только к 3 паремиям понедельника прибавлена 4-я — Иер 9. 2–10), но появляются чтения также и для утрени этих дней: Мф 21. 18–23 (или Мк 11. 12–26) для Великого понедельника, Ин 12. 27–33 (или Лк 12. 35–59) для Великого вторника, Лк 13. 31–35 (или Мк 14. 1–11) для Великой среды. Приведен ипакои (тропарь), который должен петься в эти дни после Евангелия вечерни («Прежде Страсти говорил Господь...»), а также тропари для пения до или после паремий («Приступим вернии...», «Страшно вопрошание Господа...», «Когда грешница приносила миро...» соответственно для понедельника, вторника и среды) (Кекелидзе. Канонарь. С. 72–74; Tarchnischvili. Le Grand Lectionnaire. 598–623). В Иадгари — сохранившемся в грузинском переводе гимнографическом прибавлении к иерусалимскому Лекционарию, отражающему практику VII–X вв.,— для каждого из 3 дней приведено по трипеснцу, 2 группе стихир (для утрени (на хвалитех) и вечерни (на «Господи, воззвах»)), тропарю вечерни (те же, что и в Лекционарии, но тропарь есть и у Великого понедельника — 5-го гласа, нач.: «Придите, верные, Страсти Спасителя») и прокимну (Метревели. Иадгари. С. 177–185).

http://sedmitza.ru/text/414245.html

Вот все эти 59 случаев: (1) Мф. 12:10 – спросили ; (2) Мф. 16:1 – просили ; (3) Мф. 17:10 – спросили ; (4) Мф. 22:23 – спросили ; (5) Мф. 22:35 – спросил ; (6) Мф. 22:41 – спросил ; (7) Мф. 22:46 – спрашивать ; (8) Мф. 27:11 – спросил ; (9) Мар. 5:9 – спросил ; (10) Мар. 7:5 – спрашивают ; (11) Мар. 7:17 – спросили ; (12) Мар. 8:5 – спросил ; (13) Мар. 8:23 – спросил ; (14) Мар. 8:27 – спрашивал ; (15) Мар. 9:11 – спросили ; (16) Мар. 9:16 – спросил ; (17) Мар. 9:21 – спросил ; (18) Мар. 9:28 – спрашивали ; (19) Мар. 9:32 – спросить ; (20) Мар. 9:33 – спросил ; (21) Мар. 10:2 – спросили ; (22) Мар. 10:10 – спросили ; (23) Мар. 10:17 – спросил ; (24) Мар. 11:29 – спрошу ; (25) Мар. 12:18 – спросили ; (26) Мар. 12:28 – спросил ; (27) Мар. 12:34 – спрашивать ; (28) Мар. 13:3 – спрашивали ; (29) Мар. 14:60 – спросил ; (30) Мар. 14:61 – спросил ; (31) Мар. 15:2 – спросил ; (32) Мар. 15:4 – спросил ; (33) Мар. 15:44 – спросил ; (34) Лук. 2:46 – спрашивающего ; (35) Лук. 3:10 – спрашивал ; (36) Лук. 3:14 – спрашивали ; (37) Лук. 6:9 – спрошу ; (38) Лук. 8:9 – спросили ; (39) Лук. 8:30 – спросил ; (40) Лук. 9:18 – спросил ; (41) Лук. 17:20 – спрошен ; (42) Лук. 18:18 – спросил ; (43) Лук. 18:40 – спросил ; (44) Лук. 20:21 – спросили ; (45) Лук. 20:27 – спросили ; (46) Лук. 20:40 – спрашивать ; (47) Лук. 21:7 – спросили ; (48) Лук. 22:64 – спрашивали ; (49) Лук. 23:3 – спросил ; (50) Лук. 23:6 – спросил ; (51) Лук. 23:9 – предлагал ; (52) Ин. 18:7 – спросил ; (53) Ин. 18:21 – спрашиваешь ; (54) Ин. 18:21 – спроси ; (55) Деян. 1:6 – спрашивали ; (56) Деян. 5:27 – спросил ; (57) Деян. 23:34 – спросил ; (58) Рим. 10:20 – вопрошавшим ; (59) 1Кор. 14:35 – спрашивают . Что касается пункта 51 – предлагал , – то здесь следующая фраза: «Предлагал [πηρτα/эпирота] Ему многие вопросы» ( Лук. 23:9 ). В более буквальном славянском переводе это звучит так: «Вопрошаше же его словесы многими» . Итак, мы видим, что 59 раз в Новом Завете данный глагол употребляется в смысле вопрошения, и вдруг, когда появляется отглагольное существительное, оно почему-то должно принять смысл обещания… Не странно ли?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eperotim...

Тот же пророк Осия, вещая от имени Бога и обращаясь к избранному народу, говорит: “Я Бог, а не человек; среди тебя — Святый” (Ос. 11. 9). Бог Сам так определяет Себя, и это означает, что святость — одно из важнейших определений Бога (Ср.: Лев. 11. 44–45; 19. 2; 20. 3, 7, 26; 21. 8; 22. 2, 32. Нав. 24. 15, 19. 1 Цар. 2. 2, 10; 6. 20. 2 Цар. 22. 7. 4 Цар. 19. 22. 1 Пар. 16. 10, 27, 35; 29. 16. 2 Пар. 6. 2; 30. 27. Тов. 3. 11; 8. 5, 15; 12. 12, 15. Иф. 9. 13. Иов. 6. 10. Пс. 2. 6; 3. 5; 5. 8; 10. 4; 14. 1; 15. 10; 17. 7; 19. 7; 21. 4; 23. 3; 26. 4; 27. 2; 32. 21; 42. 3; 45. 5; 46. 9; 47. 2; 50. 13; 64. 5; 67. 6; 70. 22; 76. 14. 77. 41, 54; 78. 1; 88. 19; 97. 1; 98. 3, 5, 9; 101. 20; 102. 1; 104. 3, 42; 105. 47; 110. 9; 137. 2; 144. 13, 21. Притч. 9. 10. Прем. 1. 5; 9. 8, 10, 17; 10. 20. Сир. 4. 15; 17. 8; 23. 9–10; 43. 11; 47. 9, 12; 48. 23. Ис. 1. 4; 5. 16, 19, 24; 6. 3; 8. 13; 10. 17, 20; 11. 9; 12. 6; 17. 7; 29. 19, 23; 30. 11–12, 15; 31. 1; 37. 23; 40. 25; 41. 14, 16, 20; 43. 3, 14–15; 45. 11; 47. 4; 48. 17; 49. 7; 52. 19; 54. 5; 55. 5; 56. 7; 57. 13, 15; 58. 13; 60. 9, 14; 63. 10–11; 65. 11, 25; 66. 20. Иер. 23. 9; 31. 23; 50. 29; 51. 5. Вар. 2. 16; 4. 22, 37; 5. 5; 20. 39–40; 28. 14; 36. 20–22; 39. 7, 25. Иез. 43. 7–8. Дан. 3. 52–53; 4. 5–6, 10, 14–15, 20; 5. 11; 9. 16, 20, 24. Иоил. 2. 1; 3. 17. Ам. 2. 7. Авд. 1. 16. Ион. 2. 5, 8. Мих. 1.2. Авв. 1. 12; 2. 20; 3. 3. Соф. 3. 11–12. Зах. 2. 13. 2 Мак. 8. 15; 14. 36; 15. 32. 3 Мак. 2. 2, 11, 16; 5. 8; 6. 1–2, 4, 17, 26; 7. 8. 3 Езд. 14. 22. Мф. 1. 18, 20; 3. 11; 12. 32; 28. 19. Мк. 1. 8, 24, 29; 12. 36; 13. 11. Лк. 1. 15, 35, 41, 49, 67, 72; 2. 25–26; 3. 16, 22; 4. 1, 34; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 33; 7. 39; 14. 26; 17. 11; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 33, 38; 3. 14; 4. 8, 25, 27, 30–31; 5. 3, 32; 6. 3, 5; 7. 51, 55; 8. 15, 17–19, 39; 9. 17, 31; 10. 38, 44–45, 47; 11. 15–16, 24; 13. 2, 4, 9, 35, 52; 15. 8, 28; 16. 6; 19. 2, 6; 20. 23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 12, 15–16. 2 Пет. 1. 21. 1 Ин. 2, 20; 5. 7. Иуд. 1. 20. Рим. 5. 5; 9. 1; 14. 17; 15. 13, 16. 1 Кор. 2. 13; 3. 17; 6. 19; 12. 3. 2 Кор. 6. 6; 13. 13. Еф. 3. 5; 4. 30. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. Откр. 3. 7; 4.8; 6. 10; 15. 3–4; 16. 5).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

1) Истина о божеств. достоинстве И. Христа засвидетельствована Его собственными многократными указаниями на Свое отношение полнейшего единства с Б.Отцом, – единства в отношении бытия ( Ин.10:38 ; Ин.14:10 сл.), жизни ( Ин.5:26 ), мощи ( Ин.10:29,30 ) и деятельности ( Ин.5:17 сл.), словом, – единства по всему ( Ин.16:15 ). Указание на это единство дается, равн. обр., и в наименовании «Сын Божий», которое, хотя и служит, для обозначения всего лица Спасителя и употребляется для выражения мессианского Его достоинства ( Ин.1:50 ; Ин.11:27 ; Лк.4:41 ), не тождественно, однако, с названием «Мессия». Оно выражает, прежде всего и ближайшим образом, мысль о божеств. происхождении, о божеств. достоинстве, почему и вызывало со стороны иудеев, понимавших его в метафизическом смысле, обвинение Христа в богохульстве ( Ин.10:36 ; Ин.5:18 ; Ин.6:1 ; Мф.26:63–65 ), тогда как признание Его Мессией повода к такому обвинению никому не подавало ( Ин.6:14–15 ; Ин.10:24 и др.). Не отрицая правильности иудейского понимания, а даже решительно утверждая его ( Мф.26:63,64 ; Мк.14:61,62 ), Христос данным названием указывает на то, что Он – Сын Божий не в теократическом смысле (как напр. Исх.4:22 ; Втор.14:1 ; Пс.81:6 и др.), а в собственном, что Он – Сын, бывший у Отца от вечности. Согласно с этим, Он решительно свидетельствует о Себе, что Он имел славу у Отца прежде бытия мира ( Ин.17:5 ; сн. Ин.8:58 ), что бы от Бога изшел ( Ин.8:42 ), пришел с небес ( Ин.3:13 ; Ин.6:38 , сн. Ин.6:51:58,62 ). В силу такого отношения единства с Отцом, Христос усвояет Себе и все божественные предикаты, называя Себя Жизнью ( Ин.6:35,48,51 ; Ин.11:25 ), Светом ( Ин.8:12 ; Ин.9:5 ; Ин.12:35,36 ) и Истиной ( Ин.14:6 ), – не в том смысле, что чрез Него, как посредство, изливается на человека жизнь и свет истины пославшего Его и обитающего в Нем Отца, но в том, что Он Сам есть все это – и Жизнь, и Свет, и Истина, – по существу своему, что Он обладает всем этим как своею собственностью, имеет «в Себе», что Он Сам есть творческий принцип всякой жизни, начало, оживляющее в жизнь вечную, сама абсолютная истина и источник света для мира. Как обладающий всей полнотою Божества Отца, Христос обнаруживает и чисто божественную деятельность: властно прощает грехи ( Мф.9:2 ; Мк.2:7 ; Лк.5:21 ), принимает молитвы ( Ин.14:13,14 ), спасает и судит мир ( Ин.10:9,28 ; Ин.5:22,27 ; Мф.25:31 сл.), и в силу того является таким же предметом веры и почитания, как и Отец ( Ин.5:23 ; Ин.6:29,40,47 ; Ин.12:44 сл.; Ин.17:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010