А с другой стороны, отсюда ясно нам и то, что как не станет никто отвергать царство и вообще власть, видимую из-за того, что названы мы в Апокалипсисе царями, так не вправе никто отвергать и священство видимое лишь потому, что названы мы там иереями. Напротив, самое это церковное наше священство, или пастырство, для того именно и установлено, чтобы созидать в нас такое иерейство духовное. Ибо так должен разуметь нас человек, заповедал ап. Павел, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ); мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение, – писал он в том же послании несколько раньше ( 1Кор.3:9 ). Все мы освящаемся и вырастаем духовно в Церкви, через участие в ее жизни, ее таинствах, а таинства эти совершают и могут совершать только на сие поставленные преемники тех, кого Сам Он послал в мир (см.: Ин.20:21 ), т.е. законные служители ее, и потому они и даны ей от небесного Главы ее – к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова (т.е. Церкви. – Ефес.4:12 ). И так именно созидается здесь Божий дом среди пребывающего на земле грешного мира, эта Христова Церковь , как истинный род избран, царское священие, язык свят, людие обновления ( 1Петр.2:9 ). Далее следует указание на главное и важнейшее событие Откровения: стихи 7–8 этой первой главы. Оно соответствует гомилетическому «предложению» в проповедническом слове 29 и как бы намечает основное содержание и главную тему всей книги Апокалипсис. 7. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Се (δο – вот) употребляется обычно для живости представления того, о чем говорится дальше, а также чтобы оттенить степень уверенности писателя в том, что это так именно будет, как и дальнейшее грядет (ρχεται: Он, т.е. Иисус Христос, о Котором только что говорилось в славословии); слово это поставлено в настоящем времени вместо будущего для той же наглядной живости представления. Со облаки – μετ τν νεφελν – окруженный облаками. Мы уже видели, что Сам Господь указал на этот образ славного Второго пришествия Своего в ответе Своем на суде синедриона (см.: Мф.26:64 ; Мк.14:62 ), приведя дословно выражение об этом пророка Даниила (см.: Дан.7:13 ). Но символ облака и вообще в Библии был обозначением небесной славы, величия и могущества 30 , как, с другой стороны, грозная, мрачная туча являлась символом гнева и ярости Иеговы, шествовавшего на ней, как царь против врагов (см.: Пс.96:2–4 , ср.: Исх.19:16,18 ). Так как образ этот (шествия на облаках) сохранился и в Новом Завете (например, в истории Преображения и в эсхатологической речи Спасителя. – См.: Мф.24:30 и параллельные тексты), то несомненно, что и в данном случае μετ τν νεφελν указывает как на то, что Он придет со славою, во всем величии Небесного Царя, так и на то, что придет Он и как Судия всего мира (см.: Мф.25:31 и след.) 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

2) «Иудейский историк Иосиф Флавий (30–100 гг. от Р.Х.) недвусмысленно исключает апокрифы, насчитывая всего 22 книги в Ветхом Завете. Он также ни разу не цитировал эти книги в качестве Священного Писания». Иосиф Флавий был иудеем, а не христианином, и он, естественно, следовал решению иамнийского собора. Его слова «...у нас... есть только двадцать две книги...» встречаются в последнем его творении (Против Апиона, 1/8), которое он написал уже после «Иудейских древностей» незадолго до своей смерти, то есть во второй половине 90-х годов. Иамнийский же собор состоялся около 90-го года – по крайней мере, Джош Мак-Дауэлл и большинство протестантов придерживается этой даты (см. абз. 312). А мнение иудеев, не принявших Христа, для Церкви не авторитетно. 3) «Ни Иисус, ни авторы Нового Завета, ни разу не цитируют апокрифов, хотя сотни раз употребляют цитаты и делают ссылки практически почти на все канонические книги Ветхого Завета». Это не правда: в Новом Завете во многих местах цитируются или пересказываются близко к тексту многие выражения и отрывки из «неканонических» книг 667 . Но перед тем, как рассмотреть эти места, важно заметить, что в Новом Завете Ветхий Завет почти никогда не цитируется так, как цитируются тексты в современных книгах, то есть точно и дословно, и множество ветхозаветных «цитат» приводятся в Евангелии весьма приблизительно, даже в тех случаях, когда цитату предваряет слово «написано». Например, в Ин.15:25 Христос говорит: «Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно». Но как звучат данные слова в Пс.68:5 , которое указано как параллельное место? «Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать». То есть, говоря «написано», Христос приводит цитату далеко не буквально. Другой пример: ап. Павел говорит: «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). В параллельном же месте мы читаем: «Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него» ( Ис.64:4 ). Итак, Христос и Апостолы часто цитируют Ветхий Завет очень свободно, передавая только суть и даже придавая тексту новый смысл. И таких далеко не буквальных цитат в Новом Завете множество, в чём можно легко убедиться, если взять Библию и сравнивать параллельные места (см., например, Мф.11:10 и Мал.3:1 ; Мф.21:13 и Ис.56:7 ; Мф.26:31 и Зах.13:7 ; 1Кор.1:31 и Иер.9:24 , и т.д.) 668 . Таким образом, перед знакомством и оценкой соответствия нижеприводимых мест из «неканонических» книг Новому Завету очень важно иметь в виду данную особенность.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Тайна воплощения Сына Божьего И вот, когда предопределенное время настало, когда иудеи и язычники с величайшим напряжением ожидали божественной помощи для своего спасения, является в мир Обетованный, родившейся в иудейской земле от Девы Марии. Кто же был по своей природе рожденный для величайшего дела, спасения людей? Отсюда, сам собою возбуждается вопрос о тайны воплощения или о Лице Иисуса Христа. Христианский догмат о Лице Иисуса Христа, подобно догмату о Святой Троице, является одним из не постижимейших и важнейших в ряду христианских догматов. Вот почему и апостол Павел замечает: «великая благочестия тайна: Бог явился в плоти» ( 1Тим.3:16 ). Православная Церковь в учении о Лице Спасителя различает три момента: а) о божеской Его природе, б) о Его человеческой природе, в) об образе соединения в Нем двух природ и следствиях этого соединения. К рассмотрению этого учения мы обращаемся. О Своей божеской природе Сам Иисус Христос учил с ясностью, не оставляющею никаких сомнений. Так, напр., когда однажды Христос ходил в притворе Соломоновом, Иудеи-враги, окружив Его, приступили с решительным вопросом: «если Ты Христос, скажи нам прямо» ( Ин.10:24 ). Христос удовлетворяет желанию иудеев, прямо отвечая: «Я и Отец, одно» ( Ин.10:30 ). Когда же Иудеи взялись за камни и хотели побить Иисуса Христа за мнимое богохульство, Он не только не отрекается от признания Себя Сыном Божьим, но еще с большею решительностью подтверждает это: «если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне. А если творю: то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поварить, что Отец во Мне и Я В Нем» ( Ин.10:37–38 ). Истину Своего Божества Христос подтверждает также и в самый торжественный и трогательный момент, при виде Своей крестной смерти. При торжественной судебной обстановка, на вопрос первосвященника: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий» ( Мф.26:63 ), Господь не обинуясь отвечаете: «ты сказал» ( Мф.26:64 ). Будучи Богом, Иисус Христос является в то же время и истинным человеком, т.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/osn...

55) Ст. 18. Свт. Филарет, митр. Московский. О скромной, тихой и сокровенной жизни Божией Матери. Правило: будь, а не кажись.   О непривязанности к миру ( Мф. 6:19–34 ст.) Святоотеческие толкования   56) Ст. 22–33. Блаженный Иероним. Изъяснение Евангелия в 3-ю нед. по Пятидесятнице. «Воскресное чтение», 1818. 57) Св. Иоанн Златоуст . Из Бес. на Матфея 6:31–33 . «Воскресное чтение», 1816. 58) Св. Афанасий Александрийский на 33 ст.   Новейшие толкования в духовных журналах   59) На ст. 24. Свящ. В. Лебедев. «Душеполезное чтение», 1860. 60) Размышление на Матфея 6:24:31–32 . «Христианское чтение», 1852. 61) Мамона. Биб. пол. сл. «Воскресное чтение», 1876. 62) Св. Ириней Лионский . Не можете Богу работати и мамоне. Ответ на возражения, заимствованные из этого ст. «Христианское чтение», 1838. 63) Ст. 24–34. Не беспокойтесь. «Воскресное чтение», 1873. 64) А. Розов. Не заботьтесь о завтрашнем дне. «Воскресное чтение», 1881. 65) Арх. Герман (25–33 ст.). Житейские заботы. «Духовная беседа», 1863. 66) Ст. 25. Не пецытеся душею вашею, что ясте или что пиете… «Воскресное чтение», 1818, 1824. Певницкий. Там же, 1883. 67) Видимая природа как училище самопознания (22–33 ст.). «Воскресное чтение», 1803. 68) Свт. Феофан. Мысли на ст. 22–23 и 31. Мысли на каждый день года по церковным чтениям. 69) Свящ. Голубинский. Одежда христианина. Матфея 6:25 . «Воскресное чтение». 70) Свящ. В. Владимирский. Птицы небесные (ст. 26). «Душеполезное чтение», 1871. 71) Крин (ст. 28–29). См. в ст. Луговые травы, упоминаемые в Священном Писании. «Душеполезное чтение», 1866. 72) Ст. 28–30. «Христианское чтение», 1823. 73) Ст. 34. «Христианское чтение», 1856. 74) Ст. 33. «Воскресное чтение», 1819. 75) Ст. 34. Там же, 1802.   В Словах и Беседах   76) Ст. 25. Филарет, архиеп. Черниговский. Какие заботы о земном преступны? 77) Ст. 33. Григорий, архиеп. Казанский. Чего нам искать? 78) Ст. 33. Свт. Филарет, митр. Московский. О предпочтительном искании Царствия Божия и правды его. Читать далее Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.]/Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006./Том 1. – 944 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

вихрь развеет их, а ты возрадуешься о Господе, будешь хвалиться о святом Израиля (15–16; ср. 29:19; 25:9; 9:3; 61:10). Бедные и нищие ищут воды, и нет ее (ср. 14:30; 23:18; 30:20; 33:16...). Я, Господь, услышу их. Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером (ср. Мф.14:15–16 и 15:32–33) и сухую землю – источниками воды; посажу в пустыне кедр, ситтим, и мирту, и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе (41:18–19; ср. 35:6–7; 30:25; 43:19 и др.), чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это» (41:20), т. е. спасение Сиона и ближайшим образом – избавление от плена. Напротив, народы и идолы их «ничто», «все они ветер и пустота», «мерзость тот, кто избирает их» (24–29 ст.), ибо пусть они представят доказательства: пусть «возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть возвестят нам о будущем» (22–23), т. е. пусть они явят силу свою чрез предсказание будущего, так как предсказывающий будущее имеет силу и направить сами события по предсказанному. Господь, изрекающий пророчества, действительно «творит» будущее: предсказание и исполнение предполагают Единого Всемогущего Виновника. «Я воздвиг его – Кира – от севера, и он придет, от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину» (ст. 25; ср. образы в 5:25; 10:6, 15; 14:25, 11, 19; 26:6–7; 29:16; 30:14; 45:9–10; 64:8…). «Кто (из идолов) возвестил это от начала, чтобы нам знать, и задолго пред тем, чтобы нам можно было сказать: «правда?» Но никто... не возвестил, и никто не слыхал слов ваших. Я первый возвестил Сиону: вот вам (спасение) и дал Иерусалиму благовестника». – Назвав выше (41:8) всего Израиля «рабом Господа», которого Он призвал, пророк говорит теперь об ином «Рабе Господа», как происходящем от Израиля отдельном Лице, Которому одному во всей полноте и истинности приличествует это название – именно о Мессии. Израиль – «раб Господень», но лишь чрез одного Праведника (53:11) сделается весь народ праведным, в собственном смысле «рабом Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Благодать, сообщаемая в таинстве Миропомазания, есть возращение и укрепление благодатных сил, полученных в таинстве Крещения. Симеон Солунский пишет: «Как в крещении Спасителя было нисхождение Духа, дабы явить нам в воплотившемся всю полноту Божества, так и у нас за крещением следует помазание миром для того, чтобы и мы получили благодать Духа. Ибо от исполнения его и мы вси прияхом благодать возблагодать. Миро даруется нам и как печать и знамение Христово. Сам Христос так называется, т. е. помазанным, именно потому, что Он и телесно имел в Себе Самом от Отца всю силу Духа. О сем же говорит Исаия: Дух Господень на мне, егоже ради помаза мя ( Ис.61:1 ). Так и мы, получив от Него благодать в мире, называемся христианами и делаемся христами (помазанниками) Господними» ( Симеон Солунский . О священнодействиях и таинствах церковных, гл. 64). Таинство Миропомазания совершается над всеми получившими крещение, тотчас за крещением ( Деян.8:14–19 ; Еф.4:30 ). Так совершалось миропомазание не только в восточной, но и в западной Церкви (Лаодикийский Собор, 48). «Вышед из купели, мы помазываемся благословенным помазанием», – говорит Тертуллиан (О крещении, гл. 7, 8). Оно налагает неизгладимую печать и потому не должно повторяться ни над кем, кроме отступников и еретиков по церковным особым правилам (II Вселенский собор, правило 7; Василий Великий , пр. 188). 3) О Евхаристии Причащение Причащение или Евхаристия есть таинство, в котором предложенные хлеб и вино во время Литургии Святым Духом прелагаются или пресуществляются в истинное тело и в истинную кровь Господа Иисуса Христа в воспоминание страданий Его и смерти, и для причащения православных христиан, в оставление грехов и в жизнь вечную. Евхаристия есть вместе и истинная жертва за живых и умерших. Установление таинства причащения Таинство сие учреждено Господом Иисусом Христом. Он, отменив кровавые ветхозаветные жертвы, установил новую, совершенную жертву тела и крови своей, или как говорит св. Златоуст: «Вместо заклания бессловесных повелел приносить в жертву Себя Самого» ( Иоанн Златоуст . Беседы на первое послание к Коринфянам. Беседа 21). В ночь, в которую был предан, Иисус Христос принял в руки Свои хлеб и, благословив, преломи, и даяше учеником и рече: приимите, ядите: сие есть тело мое: и прием чашу, и хвалу воздав, даде им, глаголя: пийте от нея вси: сия есть кровь Моя новаго завета, яже за многия изливаема, во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–24 ). Сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ). Св. Апостолы исполняли повеление Господа Иисуса Христа; собирались с верующими и совершали сие таинство ( Деян.2:42, 20:7, 11 ; 1Кор.10:16, 11:20 ). Видимые знаки в таинстве Евхаристии

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

62)  Мф.19:28; Лк.22:30. Ср. Откр.7:5–8, 12:1, 21:12–14, 21, 22:2. 63)  Лк.10:1–17; ср. Чис.11:16, 24. По другим авторитетным манускриптам, число посланных было 72. а не 70. 64)  Мишна. Сота. 9.15. 65)  Ср. Мф.13:52. Существует гипотеза, что автор Евангелия от Матфея получил раввинистическое образование. Подробнее см. O.L. Соре. Matthew — A Scribe Trained for the Kingdom of Heaven. C. 10. 66)  Деян.6:3–6, 13:3; 1Тим.4:14; 2Тим.1:6. Ср. посвящение левитов в Чис.8:10; практику раввинов рукополагать своих учеников в трактате Талмуда “Санхедрин” (1.1). См. подробнее J. Coppens. L’imposition des mains et les rites connexes dans le Nouveau Testament et dans l’Église ancienne. 67)  1Тим.4:3; ср. 1Тим.5:14; Тит.1:15. 68)  Эту деталь отмечает Иоанн Златоуст в своей проповеди на текст Рим.16:3 “Приветствуйте Прискиллу и Акилу” (PG. 51.191). Толкуя 2Тим.2:12, святитель, со ссылкой на 1Кор.7:13–16 отмечает, что жена может спасти неверующего мужа, постоянно уча и разговаривая с ним о вере. Синодальный перевод следует за более поздней традицией, в которой имена в Деян.18:18, 26 были переставлены местами. Синодальный перевод также, по неизвестной причине. добавляет “и Прискилла” к имени Акилы в Деян.18:21, хотя в дошедших до нас манускриптах этих слов нет. В 1Кор.16:19 последовательность сохранена верно: “Акила и Приска с домашней церковью”. 69)  1Тим.3:2. Синодальный перевод передает прилагательное διδακτικν малопонятным и устаревшим “учителен”. Иероним в своем труде “Против пелагиан” (1.21), специально останавливается на том. что слово διδακτικς означает “способный учить”, а не “способный учиться”. Тот факт, что епископ должен быть в первую очередь хорошим учителем, также подчеркивает Ориген (Против Цельса. 3.48). 70)  1Кор.9:12б, 14; 1Пет.5:2; 1Тим.4:16. 71)  Ср. Игнатий Антиохийский . Магнезийцам. 8–11. 72)  Мишна. Таанит. 4.6–7. 73)  1Кор.3:16–17, 6:15, 19; 2Кор.6:16; Деян.17:24–25. Ср. Послание Варнавы 4, 16; Игнатий Антиохийский. Ефесянам. 15.3; Мученичество св. Иустина. 2; Минуций Феликс . Октавий. 32; Тертуллиан. Об одеянии женщин. 1; Климент Александрийский. Строматы. 7.6; Ориген. Против Цельса. 8.18–19.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

   Я очень боюсь, что плохо говорю, и все-таки, несмотря на всю мою нескладную речь, надеюсь, что-то останется в вашем сознании. Все вы — мне дорогие братья и сестры, о всех вас я молюсь. И будьте терпеливы. Бог каждого из нас испытывает на чем-нибудь...    И простите меня. В-30 (8 апреля 1991 г.) согласно нумерации MmI.    Свт. Иоанн Златоуст. Слово на Святую Пасху//Триодь Цветная. С. 8.    См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 64. Беседа 12: Богопознание через подвиг истощания и плача...     О спасении и о тщетности богословской науки: через нее нельзя жить Бога. О бытийной связи с Богом через воздержание от греха. Об ипостаси в учении и примере прп. Силуана. Через брань с грехом приходит богопознание. Слезы — путь святых; порабощение — путь мира. Спасение — следовать за Христом в Его истощании: принять смерть от брата. Мы спасаемся в эпоху богопокинутости. Богословие как молитва и как состояние. О падении Адама, откровении «Аз есмь» и проповеди «Покайтесь!». Где нет любви — нет плача.    Великий отец Церкви свт. Афанасий Александрийский говорит, что нам необходимо повторять все имеющее тесное отношение к нашему спасению. Утеря самых существенных моментов может стать препятствием к нашему спасению. Спасение — совсем не малая вещь. Спасение означает: из временного явления, «феномена», превратиться в существо богоподобное и вечное. И если так, то какая задача стоит перед нами в повседневной жизни?    Есть фактически один путь воспитания в Церкви: через школы и богословскую науку. Но да будет позволено мне сказать, что этот путь все же не более чем паллиатив. Наше время особенно показывает «бестолковость» богословских наук. Через науку нельзя понять Бога экзистенциально и жить Им. А спасение как перерождение из временного «феномена» — значит стать подобным Богу, во исполнение молитвы Иисуса Христа к Отцу: «хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» (Ин.17:24)... и «где Я, там и слуга Мой будет» (Ин.12:26). «Там» — это вовсе не географическое понятие, а чисто духовное. «Там» — в божественной вечности, «быть с Ним и видеть Славу Его» (см. Ин.17:24), значит, и самим быть в этой Славе. Живя в этом мире, где упущен путь молитвы и жизни по заповедям, где хотят заменить служение Богу и жизнь в Нем разговорами о Нем, мы все время подвергаемся влиянию этих расположений человека и рискуем потерять истинный путь к богопознанию и ко спасению, что является единственной целью монастырской жизни. Спасается человек не множеством научных сведений. Через эти сведения никак не дается нам состояние «видеть Бога, как Он есть» (см. 1Ин.3:2). Поэтому большинству ученых нестерпимо это слово. Однако иное мы видим в Евангелии. Господь говорит: «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф.5:8). Совершенно правильно для нас задуматься о словах Христа: «Как узрят чистые сердцем Бога? Как Он есть или как Он не есть?» Ученый ум склонится, конечно, к мысли: «как Он не есть». Но Христос думает иначе, и мы постараемся следовать за Христом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

679. Благовестник. 680.  …мы имеем вернейшее пророческое слово… что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших (2 Пет. 1. 19). 681. [Лк. 16. 30, 31.] 682. Мф. 28. 11–15. 683. Пс. 68. 105. 684. «Все богачи суть приставники и прикащики, а не хозяева суть. Бог един хозяин и господин есть всякого добра и богатства; и кому хощет дает тое, и дает на общую пользу. Истязуешь ты прикащика о деньгах ему данных, куда и на что он их издержал: истяжет и тебя Господь о данном тебе от Него богатстве, и за всякий рубль, на что ты его издержал, отдашь ответ Ему в день Суда». Святой Тихон Воронежский. Том 14, письмо 29. 685. Благовестник. 686. Четьи-Минеи, 23 декабря. 687.  …если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше (Лк. 16. 11, 12). 688.  …ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6. 24–26). 689.  …давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах (Лк. 12. 33). 690. Лк. 16. 9. 691. Заимствовано из Отеческих писаний, преимущественно из 9 собеседования преподобного Кассиана Римлянина. 692. Лк. 11. 1–4; Мф. 6. 9–13. 693. Лествица. Слово 28, гл. 64. 694. Мф. 6. 33. Преподобный Кассиан. 695. Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 71. 696. Мф. 6. 9. 697. Мф. 5. 8. 698. Лк. 17. 21. 699.  Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим (Ин. 14. 21). 700.  …кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14. 23). 701.  …и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2. 20). 702.  …ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне (2 Кор. 13. 3). 703.  …мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших прославил Сына Своего Иисуса (Деян. 3. 12, 13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Пётр ни разу не именует Христа царём. В пояснение 39 ст.: «и мы свидетеле»... ср. 1:21 и паралл. «Его же и убиша»… ср. 2:23; «повешше на древе»... ср. 5:30. Сказав о воскресении Христа 644 и о том, что явления Его после воскресения не имели уже такого открытого, общенародного характера, как предыдущая деятельность, слухи о которой доходили даже до Кесарии, Ап. Пётр с особенною силою выясняет авторитет свидетельства избранного круга Апостолов о явлениях Христа по воскресении и в общих чертах характеризует наставления, данные тогда Господом. Авторитет свидетельства Апостолов опирается с одной стороны на том, что они – свидетели, предизбранные (προκεχειροτονημνοι) Самим Богом 645 , с другой – на том, что они ели и пили со Христом по воскресении Его (ср. Лк.24:41, 43 ; Ин.21:12 ). «Смотри, чем он доказывает воскресение; – ядением». «Это величайшее свидетельство воскресения». «Почему же, по воскресении, Христос не совершил никакого знамения, а ел и пил? Потому что воскресение и само по себе было великим знамением; а для доказательства (подлинности) его: ничто не может быть больше того, что Он ел и пил» (Златоуст) 646 . – Наставления, данные Христом во время этих явлений, Апостол характиризует, как повеление проповедывать народу и засвидетельствовать, что «Той (Οτς) есть Судия живых и мертвых». «Пётр отличает именно эту черту проповеди, заповеданной Господом, что-бы указать конец и цель последнего дела Христова в мире» 647 . Проповедывать повеленно «народу» – τ λα. Τ λα здесь, как и в 41 стихе, в выражении: являлся «не всему народу – ο παντ τ λα, – но нам», употреблено безо всякого отношения к национальности; народ здесь противополагается тесному кругу доверенных учеников Христа и Апостолов Его, и выражения: τ λα, παντ τ λα, в сущности равны выражению – «общенародно». Христос повелевает проповедывать о Нём всем открыто, общенародно 648 . «Той» – Οτς (согласно с В СД Е) употреблено вместо – «Он», Аτς (в А Н Р стоит Аτς). Далее, слова: «живых и мёртвых», по всей вероятности, надо понимать не в том смысле, будто под живыми разумеются те, которые будут оставаться в живых и во мгновение ока изменяется при втором пришествия Христа на всеобщий суд а под мёртвыми – те, которые умерли уже и воскреснут тогда ( 1Сол.4:13–17 ) 649 ; но, кажется, выражение имеет более общий смысл: Христос есть определённый Богом Судия всего рода человеческого, Он Судия и тех, которые теперь мертвы, и тех, кто жив ( Мф.26:64 и др.). Выражение говорить не о единичном факте, но вообще о том, что есть (στιν наст. вр.) Христос в отношении к миру; Он есть всеобщий Судия. Итак, Христос повелел свидетельствовать о Нём всенародно, как о всеобщем Судии 650 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010