1 Среда 4-й седмицы, трипеснец, глас 1, песнь 3, тропарь 2. 2 Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Казань, 1884. С. 12. 3 См.: Свт. Феофан Затворник. Вступление к русскому переводу. Добротолюбие. В 5 т. Т. 1. С. VI. 4 Там же. Вступление. С. IV. 5 Там же. С. V. 6 Там же. 7 Там же. С. VI. 8 Там же. С. III. 9 Там же. С. III-IV. 10 Добротолюбие. В 5 т. М., 1895—1905: т. 1 — 1905; т. 2 — 1895; т. 3 — 1900; т. 4 — 1901; т. 5 — 1900. Далее в книге по этому изданию будут указываться только том и страница. 11 Т. 2. С. 671. 12 Т. 3. С. 332 (св. Феодор Эдесский). 13 Т. 5. С. 168 (св. Феолипт, митр. Филадельфийский). 14 С. 345 (свв. Каллист и Игнатий). 15 Т. 4. С. 169. 16 Т. 4. С. 610. 17 Т. 2. С. 724. 18 Т. 5. С. 311. 19 Т. 5. С. 343—344. 20 Т. 5. С. 205. 21 Там же. 22 Т. 5. С. 440 23 Там же. 24 Т. 1. С. 486. 25 Т. 5. С. 343. 26 Т. 5. С. 443. 27 См.: (Лк.11:5—8). Т. 2. С. 677. 28 Т. 5. С. 312—313. 29 Т. 5. С. 443. 30 Т. 2. С. 584. 31 Т. 5. С. 467 (прп. Симеон Новый Богослов). 32 (Мф.6:9—13). Т. 2. С. 134. 33 Т. 1. С. 522. 34 Т. 1. С. 504. Т. 2. С. 137. Т. 3. С. 178; 435—436. Т. 5. С. 228, 377, 387, 388, 389 и др. 35 Т. 2. С. 133. 36 Там же. 37 Т. 2. С. 133—134. 38 Т. 2. С. 671. 39 Т. 5. С. 232. 40 Т. 5. С. 431. 41 Т. 3. С. 410. 42 Т. 2. С. 167. 43 Т. 2. С. 584. 44 Т. 2. С. 229. 45 Там же. 46 Т. 2. С. 229. 47 Т. 5. С. 388. 48 Т. 2. С. 229. 49 Т. 5. С. 388. 50 Там же. 51 Т. 3. С. 38 (блж. Диадох). 52 Там же. 53 Т. 3. С. 38. 54 Т. 2. С. 733. 55 Там же. 56 Там же. 57 Т. 5. С. 716. 58 Т. 2. С. 719. 59 Т. 5. С. 357 (свв. Каллист и Игнатий). 60 Т. 2. С. 720. 61 Т. 5. С. 70. 62 Т. 5. С. 200. 63 Т. 4. С. 344 64 Т. 4 С. 344. 65 Т. 5. С. 229. 66 Т. е. об умной молитве, о чем речь будет ниже. 67 Т. 5. С. 229. 68 Т. 5. С. 431. 69 Т. 5. С. 231. 70 Т. 3. С. 435. 71 Т. 5. С. 231. 72 Там же. 73 Т. 5. С. 357—358. 74 Т. 2. С. 226. 75 Т. 4. С. 252—253. 76 Т. 5. С. 337, 369. 77 Т. 2. С. 661. 78 Там же. 79 Т. 3. С. 366. 80 Там же. 81 Т. 5. С. 358. 82 Т. 4. С. 78. 83 Т. 4. С. 248—249.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4047...

49 . Исцеление дочери Хананеянки. Мф. 15,21–28 ; Мк. 7:24–30 . 50 . Оттуда к морю в гору. Многие исцеления, – и глухого косноязычного. Мф. 15:29–31 ; Мк. 7:31–37 51 . Чудо насыщения 4-х тысяч. Мф. 15:32–38 . Мк. 8:1–9 . 52 . В Магдале и Далмануфе Фарисеи просят знамения. Мф. 15:39; 16:1–4 ; Мк. 8:10–12 . 53 . О закваске Фарисейской, саддукейской и Иродовой. Мф. 16:5–12 ; Мк. 8:13–21 ; Лк. 12:1 . 54 . В Вифсаиде исцеление слепого. Мк. 8:22–26 . 55 . В Кессарии Филип... Исповедание учеников. Мф. 16:13–20 ; Мк. 8:27–30 ; Лк. 9:18–21 . 56 . Говорит Господь о своих страданиях, смерти и воскресении. Мф. 16:21–23 ; Мк. 8:31–33 ; Лк. 9:22 . 57 . О кресте всех. Мф. 16:24–28 ; Мк. 8:34–38 , Лк. 9:23–26; 12:8–9 . 58 . Преображение. Мф. 17:1–13 ; Мк. 9:1–13 ; Лк. 9:27–36 . 59 . Исцеление бесного. Мф. 17:14–21 ; Мк. 9:14–29 ; Лк. 9:37–42 . 60 . Ходит но Галилее, – и опять о своих страданиях. Мф. 17:22–23 ; Мк. 9:30–32 ; Лк. 9:43–45 . 61 . В Капернауме – чудный статир. Мф. 17:24–27 . 62 . Кто больше в царствии? Дитя. Мф. 18:1–6 ; Мк. 9:33–37 ; Лк. 9:46–48 . 63 . Иоанн говорит, что запретили кому-то проповедовать. Напрасно. Мк. 9:38–41 ; Лк. 9:49–50 . 64 . Горе от соблазнов. Мф. 18:7–11 ; Мк. 9:42–50 . 65 . О суде церкви и силе совокупной молитвы. Мф. 18:15–20 . 2 66 . О прощении обид. Притча о немилосердном должнике – заимодавце. Мф. 18:21–35 . Мы дошли до предпоследнего отдела Евангельской истории, который снизу граничит с торжественным входом Господа в Иерусалим, а сверху означается движением Его в Иудею. Прежде помянуто, что этот отдел требует особого рассмотрения. Ибо только малая часть его, та, которая граничит со входом в Иерусалим, может быть приводима в порядок по согласному сказанию Евангелистов. Прочая наибольшая лишена этого преимущества. Первая начинается снизу от входа в Иерусалим, и идет кверху до благословения детей. События, здесь значащиеся у трех Евангелистов, идут совершенно одинаково, и следовательно должны быть сочтены определенными в порядке своем. С ними надобно только согласить сказания Евангелиста Иоанна о воскресении Лазаря. И это делается очень легко. После благословения детей, и указания совершеннейшего пути юноше, и притчи о наемниках (у Ев. Матфея), у трех Евангелистов значатся слова Господа: се восходим во Иерусалим... Эти слова стоят в прямом соответствии с движением Господа для воскрешения Лазаря у Евангелиста Иоанна (11 гл.), по получении вести о болезни его, и двухдневном затем еще промедлении за Иорданом. Эти обстоятельства и сочетаем вместе, – и поведем сказание до воскрешения Лазаря, чрез Иерихон и бывшее в нем, поставив пред этим выраженное Зеведеями желание, – и Слово Господа по сему случаю. По воскрешении Лазаря, Спаситель удалится в Ефрем, а за 6 дней до Пасхи придет в Вифанию на вечер, чтоб утром совершить торжественный вход в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Зах.14:5 ); Приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним... сядет на престоле славы Своей ( Мф.25:31 ); И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою ( Мф.24:30 ). – Так как при Своем Втором Пришествии Владыка Христос откроет всю неизреченную силу и сияние Своего ; Божества и Своего искупительного подвига, то это Его Пришествие и называется в Священном Писании откровением – ποκλυψις – Господа нашего Иисуса Христа ( 1Кор.1:7, 8 ), откровением (явлением) славы Его ( 1Пет.4:13 ). Непосредственным признаком Второго Пришествия Спасителя будет явление креста на небе как символа нашего спасения, как знамения искупительного подвига Спасителя: Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе ( Мф.24:30 ; ср. Откр.1:7 ). Святой Златоуст благовествует: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, то есть крест, светлейший солнца. Ибо солнце помрачается и скрывается, а крест является; он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей. Но для чего является сие знамение? Для того, чтобы всецело посрамить бесстыдство иудеев. Ведь Христос придет на этот Суд, имея величайшее оправдание – крест, показывая не только язвы, но и позорную смерть». И все тогда познают в кресте знамение Христово, и восплачутся все племена земные ( Мф.24:30 ; ср. Откр.1:7 ): восплачутся верные от радости и восхищения, потому что сбылась их надежда; восплачутся неверные от скорби и отчаяния, ибо не уверовали они в спасительность креста Господня, но посчитали его соблазном и безумием (ср. 1Кор.1:17, 23 ). И немедленно после креста явится Сам Господь Иисус Христос, и все увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных, с силою и славою великою ( Мф.24:30 ; ср. Мк.14:62 ; Мф.26:64 ; Откр.1:7 ). Увидят Того же Самого исторического Иисуса, воплощенного Бога, Богочеловека, Сына Человеческого, о Котором Ангелы при Его Вознесении сказали: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян.1:11 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Брань же с Церковью Христовой антихриста, по, согласному с откровенным, учению отеческому, продолжится только три с половиной года, и ее окончание вполне совпадет с самым пришествием Христовым 769 . II. О втором пришествии Христовом § 199. Учение откровенное Каково же будет самое второе пришествие Христово, о котором, хотя прямо не объявлено, когда, именно, оно будет, но с совершенной ясностью и положительностью засвидетельствовано, как Самим Иисусом Христом, так и Его апостолами, что оно несомненно и непреложно будет, почему все люди и всегда должны быть к нему готовы ( Мф.16:27, 24:27, 25:31 ; Мк.8:38 ; Лк.12:40 ; 1Ин.2:28 ; 1Кор.4:5 ; 1Фес.5:2–6 ), и почему Вселенская Церковь всегда твердо веровала и будет веровать и в паки грядущего судити живых и мертвых (Симв. Ник.-Цареград.)? Оно, во-первых, как изображал его Сам Иисус Христос и Его апостолы, будет, несомненно, чувственно видимое, подобно тому, как чувственно видимым было и Его первое пришествие в мир; вследствие чего, никакого нет основания, как дозволяют себе некоторые рационалистические толкователи, смешивать или отождествлять его с какими-либо особенными и черезвычайными, но, тем не менее, невидимыми посещениями Божиими Церкви, проявляющимися в тех или иных особеннейших ее судьбах. Так, Иисус Христос, уча о Своем втором пришествии, всегда поставлял его в неразрывной связи с одним определенным и, притом, единственным и исключительным днем и часом, в который Он приидет, или явится Сын человеческий, т. е., как воплотившийся и вочеловечившийся Сын Божий ( Мф.24:36–42, 25:31 ; Мк.13:32, 33 ; Лк.17:24–26, 30 ), чем, понятно, не только исключалась всякая мысль о тождестве сего пришествия Его с тем или иным проявлением всегдашнего невидимого присутствия Его в земной Церкви ( Мф.28:20 ), но и с неотразимой очевидностью и несомненностью утверждалось, что это пришествие Его, по своей видимости и осязательности, будет совершенно одинаково с первым пришествием или явлением в, воспринятой Им, человеческой плоти ( 1Тим.3:16 ). Кроме того, Иисус Христос, в беседе Своей с учениками о будущем Своем пришествии, так прямо и решительно выразился о сем: и узрят (колена земная) Сына человеческого, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою ( Мф.24:30 ; Мк.13:26 ; Лк.21:27 ). и это самое повторил на суде пред первосвященником, сказав ему и всем, здесь присутствовавшим: отселе узрите Сына человеческого, седяща одесную силы и грядуща на облацех небесных ( Мф.26:64 ; Мк.14:62 ), чем еще больше подтверждено было то, что Он, действительно, во второе пришествие Свое явится видимо для всех, и, что тогда узрят Его все, не исключая и тех, кои во время Его земной жизни неправедно осудили Его и подвергли крестной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

апостол о воскресении Господа Иисуса. Этот день есть день силы Спасителя, в сей день Он победил смерть ( 1Кор.15:57 ), упразднил державу диавола ( Евр.2:14 ), облекся властью над всем небесным и земным: Дадеся Ми всякая власть на Небеса и на земли, – так сказал Он апостолам, встретив их по воскресении в Галилее ( Мф.28:18 ). Но событие воскресения, в котором открылось начальство Господа Иисуса Христа, было только рассветом, или зарей, Его дня силы. День сей еще сделался яснее, когда Господь вознесся на Небо и воссел одесную Силы ( Мф.26:64 ). Тогда Он совлек начала и власти ( Еф.1:21 ), пленил плен ( Еф.4:8 ) и облек апостолов силою свыше ( Лк.24:49 ), и сила Его явилась во светлостех избранных Его. Апостолы были светом мира ( Мф.5:14 ), и сами они ходили во свете лица Его, сияли истиной и других осиявали светом ее; в жизни их ясно отражалось изречение Господа: тако да просветится свет ваш пред человеки и пр. ( Мф.5:16 ) Чем более продолжался и продолжается сей день, тем более является сила Спасителя во Светлостех святых Его. Посмотрите на все время христианской Церкви, вы увидите, что духовное наше небо все усеяно многими яркими звездами, что на нем во всех странах сияют святые мученики, учители и пастыри, преподобные, исповедники и другие угодники Божий. Наконец, этот день силы, продолжающийся во времени, еще в большем свете откроется в вечности, когда узрим Седящего одесную силы и Грядущего судить живых и мертвых; когда подвигнутся все силы небесные, когда приидет Спаситель со всею силою и славою ( Лк.21:26,27 ; Мф.24:30 ), тогда все падет к стопам Его, все исповедует Его бесконечную силу, тогда испразднится и смерть, последний враг человечества. В сей-то день и Светлость святых Его явится во всей полноте своей. Ныне живот их сокрыт со Христом в Боге, егда же Христос явится живот их, тогда и они с Ним явятся во славе ( Кол.3:3,4 ), тогда праведницы просветятся яко солнце во царствии Отца их Небесного (Феодор. на сие место). И сие неудивительно, что Искупитель в человечестве облекся такой силой и славой, – сия непобедимая сила, сия непостижимая слава основывается на Его Божестве, на Его предвечном рождении от Безначального Отца Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

Спросите: Вы объясняете образ вознесения Иисуса как «исчезновение из вида», но не логичнее ли сказать, что Он вознесся физическим и зримым образом и вследствие этого «исчез из вида»? Аналогично, разве из Деян.1:9–11 не ясно, что при втором пришествии Христос придет телесным и зримым образом и явит Себя всем? Упоминание об облаке в Деян.1:9 имеет большое значение, потому что в Новом Завете облака часто ассоциируются с видимой славой Бога. Вот несколько примеров: Когда Иисус беседовал с учениками на горе Преображения, «облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!» ( Мф.17:5 , курсив автора). По поводу Своего второго пришествия Иисус сказал: «...тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою...» ( Мф.24:30 , курсив автора). Отвечая первосвященнику на суде, Иисус сказал: «...отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 , курсив автора). В Ветхом Завете облака тоже часто ассоциируются с видимой славой Бога. Вот несколько примеров: «И когда говорил Аарон ко всему обществу сынов Израилевых, то они оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке» ( Исх.16:10 , курсив автора). Когда скиния в пустыне была построена, на нее опустилось облако славы, и люди не могли туда войти: «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию» ( Исх.40:34–35 , курсив автора). Божия слава явилась в виде облака и во время освящения храма Соломонова: «Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар.8:10–11 , курсив автора). Все приведенные выше цитаты свидетельствуют о следующем: преображение ( Мф.17 ), вознесение ( Деян.1 ) и второе пришествие ( Мф.24 ) – это три последовательных явления божественной (зримой) славы Христа человечеству. Таким образом, упоминание об облаке в 1-й главе Деяний указывает на явление видимой славы Христа при втором пришествии 835 . Экзегет Ф. Ф. Брюс поясняет: «В каждом случае [преображение, вознесение и второе пришествие] под облаком, вероятно, следует понимать облако Шехины – то самое облако, которое во времена Моисея окутывало скинию собрания, являясь для Израиля видимым признаком того, что в ней пребывает слава Господа ( Исх.40:34 ). Таким образом, в последний раз, когда апостолы видели своего Господа внешним зрением [при Вознесении, в 1-й главе Деяний], им было дано „Богоявление: Иисус, окутанный облаком Божественного присутствия " " 836 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Наименованием, вполне соответствующим смыслу предсказаний, было именно наименование Сына человеческого, которое, с одной стороны, указывало на высокое мессианское достоинство говорящего, возводя мысль слушателей к видению «как бы Сына человеческого», описанному у пр. Даниила, с другой – ставило Его в ряд обыкновенных «сынов человеческих», указывая на то «божественное истощение», которое было необходимым условием Его мессианского подвига. Изречения Христа, сохранённые в ев. Иоанна – 12:23: «Пришёл час прославиться Сыну человеческому» и 13:31: «Ныне прославился Сын человеческий» составляют переход к другому ряду предсказаний – о прославленном состоянии Сына человеческого 94 . Как совершивший Своё великое дело и одержавший победу, Сын человеческий является сидящим одесную Бога, грядущим на облаках небесных и снова являющимся для того, чтобы произвести последний суд над всеми людьми. Так, мы встречаем в евангельских речах Христа образ Сына человеческого «восходящего туда, где был прежде» ( Ин.6:62 ), – образ, который становится для нас вполне понятным при сопоставлении с рассмотренным уже нами местом Ин.3:13 , где говорится о сошедшем с небес Сыне человеческом – Мессии, принявшем плоть человеческую. Вполне тот же образ дан в ев. Матфея 26:64 , в ответе Христа первосвященнику на вопрос, Он ли Христос, т. е. Мессия: «Отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (ср. Мк.14:62 ; Лк.22:69 ). Наконец, сюда же относятся все эсхатологические изображения пришествия Сына человеческого ( Мф.24:30–31 , – ср. Мк.13:26 и Лк.21:27 ; Мф.25:31–33 и 46, 13:40–43, 16:27, 19:28; – ср. Мк.8:38 ; Лк.9:26, 21:36 ; также Мф.24:27, 37 и 49, 25:13; Лк.17:26, 30, 24, 44, 11:40 ), содержание которых нам уже известно из предыдущего 95 . Замечательно, что именно это название: «Сын человеческий» всегда является в устах Христа, коль скоро речь идёт о Его прославлении, и что никогда в таких случаях он не называет Себя, напр., Христом или Сыном Божиим. Несколько выразительных случаев дают понять, что этого нельзя объяснять просто случайностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Понимая, что изданием еретических и невежественных писаний имябожников и поддержкой их заблуждения руководители «Религиозно-философской библиотеки» попали в неловкое положение, они теперь всячески стараются свалить вину с больной головы на здоровую – на лиц, коим выпала на долю тяжелая обязанность борьбы с заблуждением, для чего не брезгуют средствами, подобными вышеуказанному. См. «Русская Мысль», 1913 г., сентябрь, 37–46. 495 «А что же такое молитва, как не перечень имен Божиих (Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий)», спрашивают имябожники. «Доказательства из Св. Писания» в «Материалах», стр. 31, 7. 504 Схимонах Досифей. Акт о исповедании веры во имя Божие, утвержденный советом старцев Пантелеимоновского монастыря 20–го августа 1912 г. и возражения против сего исповедания отвергающих Его», стр. 2. 515 Изложение учения о Мемре можно найти напр., в сдедующих трудах. Митрофан Муретов. Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова. Вып. I. М. 1885, стр. 30–82; Его же. Философия Филона Александрийского в отношении учения Иоанна Богослова о Логосе, М. 1885. 7–28; Dr. Ferdinand Weber. Iudische Theologie auf Grund des Talmud und verwandter Schriften. Leipzig. 1897, S. 170–187; Dr. Wilhelm Bousset. Religion des Judenthums in neutastementlichen Zeitalter. Berlin, 1903, S. 341. 520 Муретов. 54. «Не пощадит Моя Мемра, и Я Сам не пожалею»; ср. Булатович, 187, 149; «И Бог велик и имя Его велико в крепости»; ср. 153 и др. 524 Муретов, 63–64: ср. Булатович 148: «Из всех существующих сил оно (т. е. имя Божие) есть наисильнейшее и спасительнейшее». 536 См. Феофан. Тетраграмма, 12–23: «Предположение языческого влияния в данном случае не так невероятно» ... «Тетраграмма в конце концов переходит в магическую литературу». Ср. Еп. Хрисанов. Религии древнего мира, III, 23–25. М. Муретов. Учение о Логосе, 32–33. 540 Если придать веру сообщению, что Булатович еще до принятия монашества был большим поклонником спиритизма, оккультизма и магии и сопоставить это сообщение с его бросающимся в глаза тяготением к каббале, то будет ясно, из каких темных корней выросло учение имябожников. 541 Апология, 122. Но когда архиепископ Никон в своей статье: «Великое искушение около святейшего имени Божия» («Церк. Вед.» 20, стр. 866–867) вкратце изложил богохульное содержание этого пасквиля, чтобы показать, в кругу каких понятий вращается учение имябожников, последние, подобно своим предшественникам, почитавшим Мемру во времена Иисуса Христа ( Мф.26:65 ), стали кричать: «он богохульствует» и раздирать розданные им брошюрки архиепископа, делая вид, будто не понимают, что, излагая содержание пасквиля, архиепископ вовсе не согласен с высказанными в нем мыслями. О том, что и в Евангелии не раз излагается хула почитателей Мемры на Иисуса Христа (см. напр., Мф.27:63 : «обманщик тот»; Мф.10:25 , Мф.12:24 : «Он изгоняет бесов силою веельзевула» Ин.10:20 и др.) и что на этот пасквиль, ссылается их вождь, как на опору своего учения, имябожники благоразумно умалчивали.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

и в) После этого суда Божия над боговраждебными царствами человеческими откроется на земле царство Божие. Основателем сего царства будет Сын человеческий, который получил от Ветхого днями власть, честь и царство, и эта власть Его будет вечною. Это царство Его будет: 1) всемирным: вси людие, племена и языцы тому поработают (14 ст.), вся власти тому работати будут и слушати (27 ст.), и 2) вечным: царство его, царство вечное (27 ст.) и власть его, власть вечная, яже не прейдет, и царство его не разсыплется (14 ст.. ср. 2:44). Участниками сего царства будут святые Божии: царство же, и власть и величество царей (величие царственное), иже под всем небесем (во всей поднебесной) дастся святым Вышняго (27 ст., ср. 22 ст.). Кто в сновидении Навуходоносора изображен в виде камня, оторвавшегося от горы, Тот здесь называется подобным Сыну человеческому, а в видении св. Иоанна Богослова Он назван львом от колена Иудина и корнем Давидовым ( Апок. 5:5 ; ср. Быт. 49:9 ; Ис. 11:1 ). Это истинный Сын человеческий – Господь Иисус Христос, Который в то же время был истинным Сыном Божиим. Поэтому сказанное о нем у пророка, что Он грядет на облаках и доходит до Ветхого днями (13 ст. 3) нужно понимать буквально: ибо Он Сам говорил о Себе: Аз ко Отцу Моему гряду ( Ин. 14:12; 13:33, 36–37; 20:17 ) и действительно вознесся на небо на облаках: зрящим им (т. е. апостолам) взятся, и облак подъят Его от очию их (9 ст.). Равным образом и во второе славное пришествие Свое Он явится, как Сам говорил о том, также на облаках: тогда узрят Сына человеческаго грядуща на облацех небесных с силою и славою многою ( Мф. 24:30 ; ср. 26:64). Отсюда уже понятно и то, что под святыми Вышнего, которым будет принадлежать сие царство (26 ст.), нельзя разуметь иудеев (которые называются этим именем у пророка – 21 ст.), хотя им первее всего по обетованию принадлежало право на вступление в это царство ( Мф. 10:5–6; 15:24 ; Деян. 13:46 ), и, как избранный народ Божий, они в ветхом завете составляли царство Божие и назывались народом святым ( Исх. 19:6 ). Здесь под святыми Вышнего разумеются все верующие в Иисуса Христа, которые стали новым духовным Израилем, новым избранным народом, призванным к осуществлению того высокого назначения, которого не выполнил ветхозаветный плотской Израиль (см. 1Пет. 2:5 ср. Исх. 19:6 ). А этот новый избранный народ имел составиться из всех племен и языков на земле ( Мф. 28:19 ; Ин. 10:16 ), как ясно сказано об этом и у пророка: вси людие, племена и языки тому поработают (7:14) или: вся власти тому работати будут и слушати (– 27 ст.), т. е. в царстве Христовом или в церкви Ему, т. е. Богу, будут служить (работати) и повиноваться (слушати) все люди, племена и народы и власти их.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Достоверность же рассматриваемого повествования Флавия подтверждается в некоторых чертах своих и посторонними свидетельствами. По свидетельству Арриана 36 , Палестина не была завоевана Александром, а добровольно подчинилась ему. Что Александр лично был в Иудее, это видно из повествования Плиния, который сообщал о сделанном при сем наблюдении относящемся к естественной истории 37 . Подлинность книги пророка Даниила не пререкаемо доказывается свидетельствами новозаветными и всей первенствующей христианской церкви. Господь наш И. Христос ясно свидетельствует о подлинности книги пророка Даниила в следующих словах, сказанных Им апостолам: егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте святе (иже чтет, да разумеет): тогда сущие во Иудеи, да бежат на горы ( Мф.24:15–16 ). В сих словах указывается на пророчество, находящееся в книге пророка Даниила: во святилищи мерзость запустения будет (9:27). В книге пророка Даниила повествуется, что сие пророчество произнесено ангелом. Итак, в каком же смысле Господь говорит, что мерзость запустения речена Даниилом пророком, если не в том, что книга, в которой содержится сие пророчество, написана пророком Даниилом? Сверх сего, называя писателя сей книги пророком, и относя находящееся в сей книге предсказание к событию будущему, Господь чрез сие ясно изобличает лживость мнения, на которое опираются противники подлинности книги пророка Даниила, будто пророчества сей книги, простирающиеся далее времени Антиоха Епифана, не исполнились, Кроме вышеприведенного изречения, и в других И. Христос и Его апостолы подтвердили подлинность книги пророка Даниила, относя к настоящему или будущему пророчества, содержащиеся в сей книге. Так И. Христос усвоял себе наименование Сына человеческого ( Мф.8:20; 9:6 и во мног. др, мест. нов. зав.); а под сим наименованием о Нем предсказывается в книге пророка Даниила: видих во сне нощию, и се на облацех небесных, яко Сын человеч идый бяше и даже до Ветхого деньми дойде и пред Него приведеся. И тому дадеся власть и честь и царство, и вси людие, племена и языцы Тому поработают (7:13–14). Сие самое пророчество И. Христос, очевидно, относит к себе, когда говорит, что Отец область даде Ему и суд творити, яко Сын человеч есть ( Ин.5:27 ), что вся колена земная узрят Сына человеческого, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою ( Мф.24:30 .); отселе узрите Сына человеческого, седяща одесную силы и грядуща на облацех небесных (26:64).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010