Не в панику впадать, а наоборот – «ожидать и желать» скорейшего наступления этого дня должнывсе истинные христиане. О, как далеки, следовательно, от истинного христианства те люди, которые настроены и думают иначе! Не наступления этого великого и славного дня Господня должны мы бояться и ужасаться, а нашей нераскаянности – нашего упорного коснения в греховной жизни. Вот почему Святая Церковь , пред наступлением Великого поста – времени покаяния – с особой силой и яркостью приводит нам на память то, о чем мы всегда должны неизменно памятовать – кончину мира, Второе Пришествие Христово и Страшный Суд, побуждая нас к искреннему раскаянию во всех наших грехах и исправлению жизни. Какое может быть сильнейшее побуждение к настоящему покаянию, как не мысль о приближающемся Страшном Суде, когда участь наша будет решена на веки? Не сам по себе Страшный Суд страшен, а грехи наши делают его для нас страшным. Вот и будем бояться и страшиться впадать в грехи, будем бояться и страшиться оставаться в нераскаянности, греховной закоснелости. Но какой грех может быть страшнее того, когда кто-то, уподобляясь евангельскому неверному и неблагоразумному рабу, начнет говорить: Коснит Господин мой приити  (не скоро придет Господин мой): и начнет бити рабы и рабыни, ясти же и пити и упиватися с пьяницами  ( Лк.12,45 ; Мф.24,48–49 ) . А еще хуже и тяжелее грех того, кто и других начнет совращать, уверяя, что еще не скоро придет Господь , тем самым расслабляя их духовную бдительность, к которой так усиленно призывал Христос-Спаситель Своих последователей, и внушая им легкомыслие и беспечность к делу своего вечного спасения. Прекрасно говорит о необходимости постоянного памятования Страшного Суда наш великий наставник духовной жизни святитель Феофан, Вышенский Затворник: «Напечатлейте образ суда Божия в уме и сердце вашем и всегда носите его в себе. Сами увидите, каким воодушевлением и какой готовностью на всякого рода труды исполнится дух ваш... Можно сказать, что если б каким-нибудь образом можно было глубоко напечатлеть в душе людей сей образ Суда Божия, то все в непродолжительном времени сделались бы исправными ревнителями добрых дел. Ибо положите, что верная пришла бы весть с неба, что вот завтра или после-завтра придет Господь. Стал ли бы кто тогда предаваться забавам и утехам? Стал ли бы поблажать страстям своим и творить грехи? Стал ли бы еще отлагать покаяние и исправление свое?... Разве безумный какой стал бы так делать, а все, не потерявшие смысла, бросились бы поспешнее делать все, что еще можно сделать в это короткое время. Как ученики, для которых настает экзамен, о том только и думают, как бы приготовиться к экзамену: иной не спит почти и не ест, а не то, чтоб позволил себе еще и об играх и шалостях подумать, – так было бы и с нами, если бы память суда Божия не выходила из головы нашей...».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Но по мере того, как разогревается вера грешницы, вера фарисея постепенно затухает. И вот он уже думает: нет, сей Человек даже не пророк, ибо если бы знал Он, кто прикасается к нему, то вознегодовал бы и прогнал ее, как сделал бы я. Фарисейство Симона настолько сильно, что он даже не понимает смысла причти, рассказанной Ему Христом. И тогда Господь открыто противопоставляет грешницу фарисею. Ведь Симон не оказал Ему даже общепринятых знаков гостеприимства (ср. Быт.15:4 ; Быт.33:4 ; Руф.3:3 ; Пс.22:5 ), а сия грешница исполнила правила встречи гостя во много раз лучше. И грешнице говорит: «Прощаются тебе грехи… вера твоя спасла тебя», и отпускает ее: «Иди с миром» ( Лк.7:48-50 ). Да она уже исполнила то, что должна была, – она уже помазала Мессию. «Если Христос родился в яслях, а главное само откровение о Своем мессианском достоинстве сделал бедной и греховной самарянке, то неудивительно, что и помазание Его было совершено не первосвященником в торжественной обстановке храма, а при самых простых обстоятельствах» (5, с. 281). И, исполнив, она «пошла с миром, именно с тем миром, который дается Христом и не может быть дан миром», – говорит один из исследователей Евангельской истории (7, с. 171). Необходимо отметить, что западное предание отождествляет эту женщину с Марией Магдалиной, из которой Иисус изгнал семь бесов ( Лк.8:2 ), опираясь на то, что число «семь» означает полноту, и по иудейским представлениям, именно семь бесов должны обитать в блуднице. Однако, православная Церковь не поддерживает этого мнения. Заметим также, что православие отличает это помазание от последующих, тогда как относительно Мф.24:6-13 ; Мк.14:3-9 ; Ин.12:1-8 существуют различные мнения. Так, св. Иоанн Златоуст , блаж. Феофилакт, свт. Феофан Затворник говорят о трех помазаньях, причем Феофилакт и арх. Михаил говорят даже о том, что первое и третье помазания были совершены одной женщиной, в одном доме (отождествляя Симона-фарисея и Симона-прокаженного), тогда как св. Ефрем Сирин и св. Иннокентий Херсонский , считают, что помазаний все-таки было два.

http://azbyka.ru/obrazy-zhen-v-evangelii

Олег 10 июля 2021, 09:38 Николай (9 июля 2021, 14:32). Не настораживает, потому что мы сами не хотим носить маски, соблюдать дистанцию и самостоятельно соблюдать самоизоляцию, без понуждения. «И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 10-12). В понятие любвовь так же входит и понятие заботы не только о родных, но и совсем нам не знакомых людях. Так вот этой заботы о ближнем у нас и в помине нет. Вот и выходит то, что имеем. Людмила 10 июля 2021, 00:07 Ученые предполагают,что ковид рукотворный.быстро мутирует и прививки не помогут. Вера 9 июля 2021, 22:29 А я сделала прививку. Абсолютно добровольно. Никто меня не заставлял. Дай Бог здоровья, братии Псково-Печерского монастыря! Василий 9 июля 2021, 22:21 А как же тогда Паисий Святогорец с Афонской горы? Говорил, что с вакциной будет ставится и печать, что в последствии вакцинированными будет хуже, так, что от боли языки свои кусать будут. И в его трудах так же написано. И другие, ныне живущие, старцы на Афоне так же против этой вакцинации. Так с чьей стороны происходит раскол тогда? Лично у меня, они вызывают больше доверия. А вот если из-за вакцины погибнут поверившие вам и вашим призывам, то кто тогда Царствия Божия не унаследует? Svetlana 9 июля 2021, 15:48 Раскол в Церкви - это серьезно, мы стали какими-то непримиримыми противниками с обвинениями и оскорблениями в адрес друг друга. По поводу " второй цели " не могу согласиться. Люди высказывают свои опасения. Не только в среде православных. Всегда были те, кто высказывал такие опасения по поводу вакцинации (не только от коронавируса). Дело не чипах и печатях. Состояние здоровья у всех разное, это надо учитывать. Зачем отвечать на какие-то слухи по поводу ухода монахов из монастыря? Если это неправда, зачем на нее реагировать? Не настало еще время всем благоразумно помолчать и заняться спасением своей души? раба Божия тамара 9 июля 2021, 15:47 Уже две недели племянник лежит в больнице с КОВИДом в очень тяжелом состоянии...улучшения нет....Прошу молитв за Здравие раба Божия Олега! Спаси и сохрани его Господь!!!

http://pravoslavie.ru/140404.html

Первый признак. Это вера в святое Евангелие, которое показует нам путь ко спасению по неложному слову Основателя церкви – Христа Спасителя: Иже вр иметъ (Евангелию) и кртитс, спсенъ бдетъ: а иже не иметъ вры, сжденъ бдетъ ( Мк.16:16 ). Он же в другом месте изрёк: слово (то есть Евангелие) , глахъ, то сдитъ (человеку) въ день ( Ин.12:48 ). Значит, по Евангелию мы будем судиться в последний день; им же, следовательно, должны и оправдываться, которое положено в руководство верующим не на время, а во вся дни до вка ( Мф.28:20 ). «Аще и тварь вся изменится, же и церкви врныхъ никогда же», – учит блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский (Благовестник на 107 зачало от Лк.; у Озерского часть 1, с.19). Второй признак. Кроме истинного Христова учения, другим средством спасения и вместе с тем признаком истинно Христовой церкви служит полнота благодатных даров Святого Духа, выражающаяся особенно в непрерывном употреблении и совершении седми спасительных таинств, через которые мы получаем наше спасание и освящение. «Самъ Господь Бог предаде и устави седмь святыхъ таинъ», – говорится и Большом катихизисе (лист 358). «Сихъ же таинъ, – приводится тут же, – аще кто по чину святыя, соборныя, церкви не употребляетъ, но пренебрегаетъ я, той безъ нихъ, яко безъ извстныхъ посредствъ, онаго крайняго блаженства сподобитися не можетъ» (лист 356 об.). Строителями этих таин «никтоже (может быть) разве святителей хиротонисанныхъ, имже дана есть власть отъ Господа Бога наслдников апостольскихъ. Аще въ Ветхомъ завт никто же дерзну неосвященъ строити тайны, множае паче не достоитъ у насъ дерзати» (там же, лист 359; у Озерского часть 1, с.116). Третий признак. Кто же строители? Это священноначалие в трёх чинах, беспрерывно существующее от времён апостолов 154 . Церковь Христова, по составу своему, в Священном Писании именуется телом Христовым ( Кол.1:24 ) и подобно человеческому телу состоит из разных членов. Апостол Павел в первом Послании к коринфянам пишет: коже бо тло и уды имать мнги, вси же уди тла, мнози сще, сть тло: так и хртосъ ( 1Кор.12:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Совместно же с сим, Сам Иисус Христос свидетельствовал о Себе, как посланном от Бога Избавителе мира, и, именно, о том самом Избавителе, Который был обетован Богом и о Котором предрекали пророки. Так, Он неоднократно и с особенной силой учил о Себе, что Он не Сам Собой пришел, а Отцом Своим послан в мир ( Мф. 10:40; 15:24 ; Лк. 4:43; 9:48 ; Ин. 8:16, 18, 26, 29, 42 ), и послан не для того, чтобы осудить или погубить мир, а чтобы спасти его ( Ин. 3:16, 17; 4:34; 5:24; 6:39 ). В то же время, столь же ясно и прямо учил Он и о том, что Он был, именно, Тот Самый, о Ком писал Моисей ( Ин. 5:46 ) и пророки, и на Ком надлежало исполниться всему, о Нем написанному в законе Моисеевом, и в пророках, и в псалмах ( Лк. 18:31; 24:27, 44 ). Свидетельство же о Себе Христа, как такого несравнимого свидетеля, в устах Которого не было лести ( 1Петр. 2:22 ), понятно, должно стоять выше всякого сомнения и недоверия, особенно, если принять во внимание то, что оно согласно было с, другого рода, более осязательным или наглядным свидетельством, – свидетельством дел, на которое ссылался Сам Христос, и которое воочию должно было показать всем, что Он действительно был послан Своим Отцом ( Ин. 5:36 ). Не говоря о других многочисленных делах Христовых, совершенных Им в подтверждение Своего Божественного посланничества, мы упомянем только о Его одном величайшем и самом многознаменательном деле, которому предназначено было быть непререкаемым свидетельством Его Божественного посланничества, не только во время Его земной жизни, но и после, во все дальнейшие времена, до скончания веков. Мы разумеем, созданную Им, Церковь , в которой с самого создания ее возникли, и продолжают, в лице непрерывно сменяющихся ее неисчисленных членов, непрерывно существовать живая вера в Него, как истинного Сына Божия, а также новая христианская жизнь по Нем и в Нем. Этого рода живой и несокрушаемый временем памятник дел Христовых всегда был и не перестанет быть неумолкаемым и непререкаемым свидетельством того, что, пришедший на землю Иисус Христос, поистине был Тем, Кто обетован был людям Богом и через Кого имело совершиться их избавление 41 . §83. Общее замечание. II) Иисус Христос-Богочеловек

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Так, самим выбором текстов Священного Писания и их сопоставлением Церковь раскрывает перед нами грандиозную картину, показывая нам медленное и многотрудное шествие падшего мира к обетованному ему искуплению. Итак, Церковь утверждает изначальное существование подлинного образа Христова. Кроме Нерукотворного Образа были, конечно, и изображения Его, сделанные видевшими и знавшими Его людьми, чему мы имеем и историческое свидетельство. Свидетельство это тем более ценно, что исходит от Евсевия Кесарийского, единственного из древних авторов, которого можно считать иконоборчески настроенным. Он не только утверждает существование христианских изображений: Действительно, описав известную статую Христа, воздвигнутую в городе Панеаде кровоточивой женой, известной нам из Евангелия (см. Мф. 9, 20-23; Мк. 5, 24-34; Лк. 8, 43-48), Евсевий продолжает: Евсевия, повторяем, нельзя заподозрить в преувеличении, так как то богословское течение, к которому он принадлежал , далеко не одобряло тех фактов, которые он описывает. Если икона Христова - основа христианского образотворчества - передает черты Бога, ставшего Человеком, то в иконе Богоматери мы имеем образ первого человека, осуществившего цель воплощения - обожение человека. Православная Церковь утверждает кровную связь Богоматери с падшим человечеством, несущим последствия первородного греха; она не выделяет Ее из потомства Адамова. Но вместе с тем Ее исключительное достоинство Матери Божией, Ее личное совершенство, высшая степень достигнутой Ею святости объясняют исключительное Ее почитание. Из всего рода человеческого Она первая достигла той цели, которая поставлена перед всеми людьми, - полного преображения всего человеческого естества. Она - единственная из всех сотворенных существ уже переступила грань, которая отделяет время от вечности, и находится уже теперь в том Царствии, пришествие которого ожидает Церковь после Второго Пришествия Христова. , , - так торжественно провозгласил Четвертый Вселенский Собор (Ефес, 431 г.). Она вместе со Христом правит судьбами мира.

http://pravicon.com/text-20

упомянуты на 5-м месте (Откр 7. 6). Мессианское пророчество Исаии о буд. величии земли колена Завулонова и Н., т. е. «Галилеи языческой» (Ис 9. 1-2), получают в Евангелии от Матфея истолкование по отношению к проповеди Спасителя, Который принес народам, «сидящим во тьме», свет евангельского учения (Мф 4. 14-16). Как было замечено уже раннехрист. авторами, это пророчество цитируется в Евангелии не по LXX, а по МТ ( Hieron. In Is. III 9. 1). Прор. Иезекииль в эсхатологическом видении новой обетованной земли описывает удел колена Н. между коленами Асира и Манассии в списке др. сев. колен (Иез 48. 3, 4). В раннехрист. экзегезе особое внимание уделялось истолкованию имени Неффалим. Согласно Руфину Аквилейскому, оно может быть понято как «виноградная лоза» (лат. vitis) и указывать на Христа, названного так же в Евангелии (Ин 15. 1), либо «раскидистое дерево» (arbor diffusa), красота к-рого открывается в плодах Премудрости Божией (ср.: Притч 3. 18 - Rufin. De bened. Patr. 2. 24). Блж. Иероним, следуя евр. тексту Быт 30. 7-8 в переводе Акилы, к-рый передает евр. глагол   как συστρφω (скручивать, объединять), полагал, что имя Н. означает «обращение и сочетание» ( Hieron. Quaest. hebr. in Gen. 30. 7-8), нек-рые отцы толковали его как «широта» ( Суг. Alex. Glaph. in Gen. IV 10; Beda. Expl. Apoc. 1. 7). Это толкование, вероятно, восходит к Филону Александрийскому, к-рый считал, что имя Неффалим означает «расширение» (πλατυσμς) или «то, что должно быть открыто», поскольку Н. служил символом всех вещей, «которые раскрываются в мире» ( Philo. Somn. II 36). Согласно свт. Андрею Критскому, колено Н., упомянутое среди 144 тыс. «запечатленных» праведников ВЗ в Апокалипсисе (Откр 7. 6), имеет значение «непрестанной молитвы, которой обозначаются те, кто прилепляются к Богу» ( Andr. Caes. Apoc. 7. 19 [на Откр 7. 6]). В благословении патриарха Иакова Н. назван «стеблем распускающимся, дающим в отпрыске красоту» (Быт 49. 21 по LXX), т. е. в букв. смысле говорит об увеличении потомства в его роде ( Theodoret.

http://pravenc.ru/text/2565170.html

Чтобы не быть голословными в том утверждении, что подлинное величие всегда сочетается с чувством смирения, приведем несколько примеров. Великий пророк Моисей, обученный всей премудрости египетской, который одним движением посоха производил величайшие чудеса, который беседовал с Богом «лицом к лицу», как человек беседует с другом своим, был в то же время, по свидетельству Библии , очень «смиренным и кротким человеком» ( Чис.12:3 ). Царь Давид, сразивший великана Голиафа и проявлявший невероятное мужество в войнах, был также очень смиренным ( Пс.24 ). Пророк Иоанн Креститель, этот величайший пророк всех времен, который своей проповедью зажигал сердца тысяч людей, был тоже смиренным ( Марк.1:7 ). Пресвятая Дева Мария, Которую христианство считает выше херувимов и серафимов, очень скромно думала о Себе, хотя и была Матерью Спасителя мира ( Лук.1:48 ). Наконец, Господь Иисус Христос , Сын Божий, сошедший с Небес, слову Которого мгновенно повиновались и природа и потусторонние духи, Который возвращал к жизни умерших, является для всех и величайшим примером смирения. Кто может быть выше Творца всего видимого и невидимого, а Он был примером послушания своим земным «родителям», повиновался гражданским властям, платил подати, кротко прощал своих врагов. Стараясь быть смиренными, мы подражаем нашему Спасителю, завещавшему нам: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ). Старец Силуан писал: «Когда душа Духом Святым увидит Господа, какой Он кроткий и смиренный, тогда сама она смиряется. Это особое состояние, которое никто не может описать, потому что оно опытно познается только Духом Святым». По словам преп. Аввы Дорофея существует два вида смирения: «Начальное смирение состоит в том, чтобы ближнего своего считать разумнее и лучше себя ... Второй вид смирения состоит в том, чтобы свои достижения и преимущества приписывать Богу, а не себе – это есть совершенное смирение святых. Оно естественно рождается в душе от исполнения заповедей Божиих. Это, как ветки деревьев, когда на них висит много плодов, от тяжести их сгибаются вниз. Ветвь же, на которой нет плодов, тянется прямо вверх. Существуют деревья, которые не дают плодов, пока их ветви растут вверх; если же кто-нибудь, привесив камень к ветви, нагнет ее книзу, тогда она начинает приносить плоды. Так и душа, когда смиряется, тогда становится плодотворной, и чем более приносит плодов добрых дел, тем более смиряется. Это мы видим на примере святых: чем более они приближались к Богу, тем более сознавали себя грешными и недостойными».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Чаще такое явление текстуального согласия замечается у двух Евангелистов. Для Матфея и Марка см., например, историю чудесного насыщения четырех тысяч (Мф. 15:32 сл. Мк. 8:1 сл.) и сравните следующие пассажи: Мф. 13:4 сл. 20 и Мк. 4:4 ; Мк. 4:16 ; Мф. 24:32 и Мк. 13:28 ; Мф. 26:47 сл. 55 и Мк. 14:43 сл. 48. Для Матфея и Луки можно указать на просьбу некоего книжника и ответ ему Христа ( Мф. 8:19 ; Лк. 9:57 ), но ср. также Мф. 7:5 и Лк. 12:46 ; Мф. 8:9 и Лк. 7:8 ; Мф. 12:43 и Лк. 11:24 ; Мф. 24:50 и Лк. 12:46 . Для Марка и Луки хороший пример текстуального созвучия представляет беседа Христа с богатым юношей ( Мк. 10:17–23 и Лк. 18:18–26 ), но смотрите ещё Мк. 15:15 и Лк. 22:12 и др. Такие вербально-текстуальные совпадения едва ли могут быть относимы на долю литературного случая. Во-первых, они слишком многочисленны, чтобы можно было, устранять их столь примитивно. А во-вторых, что касается качественных особенностей в этих редакционных созвучиях, то и здесь есть немало примечательного. Несомненно, что большинство их приходится на репродуктивные части текста, где приводятся слова и речи Христа и других лиц, а в повествовательных отделах, обязанных самим Евангелистам, все это гораздо слабее. Так у Матфея – при 1/6 общего синоптического содержания – 7/8 его падает на изложение и лишь 1/8 на повествование; у Марка на 1/6 часть общей материи приходится только 1/5 часть на её повествовательные пассажи, а у Луки – даже 1/20, при 1/10 сходного материала. Значит, преимущественное совпадение усматривается особенно в репродуктивных параллелях, но отсюда нимало не следует, что причина сему заключается в точности воспоминания и пунктуальности копирования. Ведь, Спаситель и другие говорившие люди пользовались тогдашним «еврейским» языком, и греческий является уже позднейшим переводом. Но последний представлял слишком много разнообразия по сравнению с простотою первого, и тут само по себе непонятно, если синоптики здесь столь часто сходятся в выборе одних известных слов и речений, хотя естественнее было бы ожидать различий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Лк.16:24–25 ; Мк.9:43–44 ; Ис.66:24 ). Лишенные плоти и телесных (вещественных) предметов своих вожделений, грешные души в загробной жизни остаются совсем одинокими со своими пороками, обнаженными в своем пламенеющем зле, в своих неугасимых страстях и похотях; пылают они и порываются к вещественным, земным предметам, но, будучи отделенными от них непреодолимой пропастью, вечно умирают в своем отчаянии и никогда не умрут, ибо не имеют чем утолить своих разожженных страстей, ни чем удовлетворить своих по-адски ненасытных похотей. Их мучение усугубляется и тем, что они не только знают о райском блаженстве, но и видят его, однако не чувствуют его как часть самих себя, а лишь взирают на него как на некую далекую, не, досягаемую для них действительность; поэтому их неусыпное созерцание сего служит их неутомимым и неумолимым мучителем. Такая их скорбь усугубляется еще и от сознания того, что и ада, и всех его мук они могли бы избежать, если бы добродетельно жили на земле (см. Лк.16:27–28 ). Леденящая пропасть, зияющая между ними и райским блаженством как бесконечно удаленной и недостижимой, но ясно зримой истиной делает их мучение невыносимым (см. Лк.16:26 ). Пребывая в окружении злосмрадных духов зла, грешные души терпят разного рода невыразимые истязания, в изыскании которых бесы весьма искусны (см. Лк.16:23–24 ; Мф.22:13, 5:22–23 ; Лк.12:48 ). Как в этой жизни существуют различия в греховности людей, так справедливо существуют различия и в мучениях грешных душ за гробом. Разные по порочности и степени растления грешные души в загробной жизни терпят не одинаковые мучения, но каждая соразмерно своей греховности. Разным ступеням нравственной испорченности соответствуют разные степени мучений (см. Мф.5:21–22, 11:21–24 ; Лк.19:22, 27 ; 2Кор.9:6 ). Место, в которое уходят грешные души после частного суда, в Священном Писании называется,: адом (δης, от εδος и =место, лишенное света, мрачное, в котором ничего не видно) – Лк.16:23 ; Деян.2:27 ; Мф.11:23 ; Лк.10:15 ), тьмой кромешной (внешней, конечной) – Мф.22:13, 25:30 ), темницей духов ( 1Пет.3:19 ), бездной ( Лк.8:31 ), преисподней ( Флп.2:10 ), геенной (γεεννα=место мучения в аду) – Мф.5:22, 29, 30, 10:28, 18:9, 23:15, 33 ; Мк.9:43, 45, 47 ; Лк.12:5 ; Иак.3:6 ), вечной мукой ( Мф.25:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010