Есть и такие формы молитвы, когда люди собираются вместе, чтобы обратиться к Богу с тем, что у них на сердце, разделить радость, скорби, понять, что делать дальше, чего хочет Бог от каждого отдельно или всех нас вместе. Это молитва в малых группах. Обычно это группы по 10–12 человек, но они могут быть и меньше, и больше — не стоит закрываться от других. Это люди с разным духовным опытом, со своими особенностями. В малой группе люди учатся обращаться к Богу во взаимном уважении, любви и доброжелательности друг к другу, учатся слушать других и слушать Бога через других. Группа — это пространство, где люди могут слышать голос Божий, который не всегда слышен, когда человек один и погружен в шум своей жизни. Самая естественная малая молитвенная группа — это семья, потому что в ней люди связаны родственными узами. Но молиться вместе могут не только родственники, но и члены одного прихода, друзья, близкие по духу люди. Для настоящей, живой молитвы важно иметь хотя бы начальный уровень личных отношений, которые в процессе регулярного общения развиваются и укрепляются. Потому что, когда мы согласны поделиться с кем-то самым сокровенным, самым важным для нас в этот момент и вместе с ним попросить об этом Бога, — это отражение любви, доверия, открытости друг другу. Общение — проявление любви Христос призывает Своих учеников любить друг друга, как Он любит их (Ин 13:34). Эти слова относятся ко всем, кто откликается на Его призыв. В отношениях друг с другом, помогая друг другу — материально, делами, молитвой, поддержкой, участием — христиане учатся любить. Постепенно они возрастают в любви, и их любовь изливается на тех, кто рядом. В каждом человеке, с которым мы встречаемся в жизни, мы встречаемся со Христом, хотя и не всегда просто Его увидеть. Господь говорит: «То, что вы сделали одному из братьев Моих меньших, вы сделали Мне» (Мф 25:40). Это значит, что наши отношения с другими людьми — это отношения с Богом. Поэтому заповедь любви к ближнему подобна заповеди любви к Богу (Мф 22:37–39). Эта любовь выражается в любых делах милосердия.

http://blog.predanie.ru/article/obshhaya...

31. Увещай стариков владычествовать над яростным началом души, а юношей - над чревом. Ибо первые ведут брань с душевными бесами, а вторые - с бесами телесными. 32. Закрывай уста злословящим в уши твои и не удивляйся, когда многие порицают тебя, ибо это искушение, исходящее от бесов. Ведь умозритель должен быть свободным от ненависти и памятозлобия, а не потворствовать [бесам]. 33. Исцеляющий людей с помощью Господа незаметно врачует и самого себя. Ибо лекарство, которое применяет умозритель, исцеляет ближнего лишь постольку, поскольку он может принять это лекарство, а самого умозрителя [оно исцеляет] обязательно. 34. Подвергай духовному толкованию не то, что пригодно для аллегорического толкования, но только то, что соответствует предмету. Если не будешь поступать так, то проведешь большую часть своего времени на корабле Ионы (Ион.1:5), объясняя каждую деталь такелажа его. И ты станешь [в результате] объектом насмешек для слушателей: они, посмеиваясь, будут напоминать тебе то об одной, то о другой детали такелажа, о которых ты забудешь. 35. Увещай монахов, приходящих к тебе, вести речь о нравственности, а не о [более возвышенных] учениях, дабы не нашелся среди них кто-нибудь, могущий пристраститься к подобным вещам. 36. Для людей мирских и для юношей пусть будет сокрыто возвышенное учение о [Страшном] Суде, поскольку оно легко рождает презрение. Ибо они не ведают о мучениях разумной души, осужденной на незнание. 37. Святой Павел, смиряя свое тело, поработил его (1Кор.9:27). И ты в жизни своей не пренебрегай постом и не надмевайся тем, что бесстрастием усмирил дебелое тело [свое]. 38. Не заботься о еде и одежде (Мф.6:25; Лк.12:22), но вспомни о левите Авенире (2Цар.6:10-11), который, приняв ковчег Господень, стал из бедного богатым и из презираемого - знаменитым. 39. Совесть умозрителя - суровый обличитель его, и ничто не может быть сокрытым от нее, ибо она ведает [все] тайны сердца. 40. Остерегайся [думать], будто для каждой твари имеется только один логос; таковых логосов - множество и они соответствуют [состоянию] каждой твари. Святые Силы постигают истинные логосы вещей, но они не постигают первый Логос, который ведом одному только Христу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/739/...

3Цар.8:23 .  и сказал: Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. 3Цар.8:24 .  Ты исполнил рабу Твоему Давиду, отцу моему, что говорил ему; что изрек Ты устами Твоими, то в сей день совершил рукою Твоею. 3Цар.8:25 .  И ныне, Господи Боже Израилев, исполни рабу Твоему Давиду, отцу моему, то, что говорил Ты ему, сказав: «не прекратится у тебя пред лицем Моим сидящий на престоле Израилевом, если только сыновья твои будут держаться пути своего, ходя предо Мною так, как ты ходил предо Мною». 3Цар.8:26 .  И ныне, Боже Израилев, да будет верно слово Твое, которое Ты изрек рабу Твоему Давиду, отцу моему! (ср. 2Пар.6:14–17 ): вступление молитвы Соломона. Благодарение Богу за исполнение обетованного Давиду построения храма (ст. 23–24) и прошение об укреплении династии Давида на престоле (ср. ( 3Цар.2:4,3:6 ) блаженный Феодорит, вопр. 27). 3Цар.8:27 .  Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил [имени Твоему]; 3Цар.8:28 .  но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне. 3Цар.8:29 .  Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Мое имя будет там»; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем. 3Цар.8:30 .  Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй. (ср. 2Пар.6:18–21 ): прошения о принятии Иеговой молений в храме. Но прежде дается ответ на возможное у верующего и мыслящего человека возражение: небо во всей его необъятности (таков смысл выражения: «небо и небо небес» (ср. Втор.10:14 ); конечно, здесь нет мысли об определенном количестве небес, как учили раввины) не может вместить премирного Бога, тем более рукотворенный храм не может считаться таким жилищем Иеговы, к которому пребывание было как бы прикреплено (ср. Ис.40:22,66:1 ): отношение Иеговы к храму Его имени – безусловно свободное снисхождение благодати и милости его к избранному народу (ст. 27); но во имя этого избрания народа и храма (ср. Втор.12:11 ; 3Цар.9:3 ; 4Цар.21:4 ), Соломон умоляет Иегову о милостивом принятии молитв в храме Его имени во всякое время (ст. 28–30), преимущественно о прощении грехов (ст. 30, 34, 36, 39, 46, 50). За этим общим прошением (ст. 29) следуют семь отдельных и более частных прошений (ст. 31–53); семеричное число этих прошений может обозначать всю совокупность возможных молений; 7 – число священное, число полноты и совершенства ( Быт.21:28 ; Исх.37:23 ; Лев.4:6 ) и, кроме того, в данном случае вполне аналогично по значению семи прошений молитвы Господней ( Мф.6:9–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

a) Усмирение бури (Мк.4,35–41) (Мф 8,23–27; Лк 8,22–25) 35 Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону. 36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. 37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась [водою]. 38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? 39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. 40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? 41 И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему? Галилейское море пользовалось дурной славой из-за своих штормов. Они налетали внезапно и устрашающе быстро. Иисус находился в лодке и Ему было предоставлено почетное место, как было принято, на корме, где были положены ковер и подушка. Интересно отметить, что Иисус обращается к ветру и волнам теми же словами, что и при изгнании нечистого духа ( «запретил») в Мк 1,25 . И еще: «молчи», далее несколько грубоватое «закрой рот», или даже «пасть»!). Разрушительная сила шторма была такой же, как и сила злого духа. Природное чудо, такое как усмирение бури, рассказывалось не только об Иисусе. Вспомним хотя бы книгу пророка Ионы, когда «Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул. И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем. И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону». После некоторых безуспешных попыток спастись корабельщики осмелились, «взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей. И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты» ( Ион. 1,1–16 ). В литературе того времени существуют и другие примеры такого рода. Для иудеев было несомненно, что Бог может усмирить любую бурю. Евангелист Марк прекрасно сознавал, что это чудо, равно как далее рассказанное чудо изгнания легиона бесов из одержимого и потопления 2000 свиней в море, равно как и далее рассказанное чудо воскрешения из мертвых – всё это для его было слушателей и читателей, разумеется, делами необычными, но вполне представимыми. Так что для Марка смысл был не в самих этих чудесах как в чем-то уникальном (это не было уникальным для людей того времени!). Смысл в чем-то ином.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Без помощи Божией победить свое злонравие невозможно ТЩАНИЕ человеческое само собою едва что может. Надобно бо человеку противу себе самого, то есть своего природного злонравия, вооружиться и стоять. Злонравию своему удобно и охотно последовать, но противу его стоять и победить его сами не можем. Якоже бо вниз по реке судно само собою и удобно плывет, но противу быстрин речных и ветра плыть само не может, – надобно к тому сильного гребца и правителя; тако естество наше, яко растленное, грешить удобно может и грешит, но противу греха стоять и победить его никак не может, – надобно к тому искать помощи и силы от победителя смерти и ада, Иисуса Господа, Который крепость людем Своим даст ( Пс. 28, 11 ). Сего ради должно нам к подвигу нашему помощи просить у Самого Бога, Который велит просить, и обещается подать: «просите, и дастся вам» ( Мф. 7, 7 ) (3:230–231). Помощь Божия необходима для исцеления души (2:41, см. НЕМОЩЬ , 602). Вера с помощью Божией сохраняется и умножается (3:22, см. ВЕРА , 158). Победить самого себя без помощи свыше невозможно Ты только тщись, пекись, трудись, подвизайся, невежество и немощь свою пред Ним признавай, и со усердием молись Ему: и подастся тебе помощь. Тако с помощью Его возможно тебе будет, что тебе самому и без Его помощи невозможно. «Вся возможешь» и ты «о укрепляющем тя Иисусе Христе» ( Флп. 4, 13 ). «Сила бо Его в немощах наших совершается», когда немощи наши признает ( 2Кор. 12, 9 ) (4:223). Необходима помощь Божия, чтобы победить себя (3:182, см. САМООТРЕЧЕНИЕ , 817). Без Бога добрыми быть не можем (4:40, см. МОЛИТВА , 554). Без помощи Божией невозможно подвизаться противу греха и побеждать его (5:333, см. ГРЕХ , 285). Помощь Божия делает возможным избежать греха (2:136, см. ГРЕХ, 292). Без помощи Божией человек из греха в грех падает (4:11, см. ДЕЛО ДОБРОЕ, 300). Помощь Божия необходима при очищении пороков души (2:23, см. БЛАГОДАТЬ , 37). Просить Господа помочь в борьбе со злом Ведая окаянство и слабость свою, что человек сам в себе удобно преклонен есть к падению, заблуждению и всякому злу, молится усердно Богу, чтобы подал ему помощь Свою, и не оставил его единаго без Своей благодати; и сам опасно поступает и бережется, чтобы в прежнее не впасть заблуждение (2:156).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Действительно, в плоти и крови еврейского народа времён Христа не было идеи воплощения Сына Божия и даже не было благоприятной почвы для этой идеи. «Идея Эммануила, в Своём богочеловеческом лице явившего природу идеально-совершеннейшую, выходила за пределы тогдашнего иудейского, как и вообще греховного-человеческого, сознания» 37 . Мысль о Боге воплотившемся казалась иудеям не только соблазном, но и богохульством. Иудеи говорили Христу: «не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь себя Богом» ( Ин.10:33 ), Когда Господь на суде признал Себя Христом, Сыном Божиим, первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! вот теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти (Мф.2:63–66. Мк.14:60–64 . Лк.22:70–71 ). В одном месте Иерусалимского талмуда богохульной называется мысль, что Бог может иметь Сына 38 , а в другом читаем: «сказал равви Аббагу: если скажет тебе человек: Я – Бог , так он лжёт» 39 . В диалоге Иустина философа с Трифоном мы можем видеть, как идея воплощения не укладывается в сознание иудея: «невероятное и почти невозможное нечто пытаешься ты доказать, что Бог претерпел рождение и стал человеком» 40 . Тот же иудей определённо выражает свои мессианские чаяния: «мы все ожидаем, что Мессия будет человеком от человеков – τν Χριστν νϑρωπον ξ νϑρπων προσδοκμεν γενσεϑαι» 41 . Подобное же говорит о мессианских чаяниях иудеев и св. Ипполит Римский : «рождение его, говорит, будет из рода Давида, не от Девы и Св. Духа, но от мужа и жены, как всем определено рождаться – из семени» 42 . В науке формулируется даже тезис, по которому иудейские мессианские понятия не дают материала для учения об особности предсуществующего Христа 43 . Во всяком случае в иудейском богословии Мессия мыслится как человеческий царь и владыка, только наделённый от Бога особыми дарами и силами 44 . Уже в христианский период все ереси, возникавшие под влиянием иудейства, уклонялись от истины именно в решении вопросов хронологических. Иудействующие, по выражению Евсевия Кесарийского , имели скудное и унизительное понятие о Христе. Они считали Его бедным и обыкновенным человеком, который только за усовершенствование нрава признан праведным и который родился от соединения мужа с Марией 45 . Эвиониты, говорит св. Ириней Лионский , «не принимают в свою душу верою соединения Бога и человека» 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Может ли любовь стать грехом? Вы можете спросить: «Что такое любовь? Как понять это чувство? Ведь, выходя замуж, пусть и незаконно, я тоже любила. Почему сейчас моя любовь превратилась в грех? Разве можно назвать грехом это светлое чувство?». Тогда я отвечу Вам словами ап. Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (Кор. 13, 4-8). По сути, эти слова ап. Павла и есть определение любви. Истинной любви, которой возлюбил Бог человека и которой должны стараться любить мы. Не только Бога, но ближнего. Этому учит Христос, это Его закон: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37-40). Это трудно, очень трудно, но трудящемуся на этом поприще Сам Бог дает силы для борьбы с грехом. К такой борьбе призывает апостол: «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру» (Рим. 12, 9).   Выход из лабиринта А теперь давайте порассуждаем, какие же пути для решения сложившейся ситуации у Вас есть. На мой взгляд, возможны два варианта – остаться с сожителем или уйти от него. Давайте рассмотрим их оба. Знаете ли, дорогая Ольга, к сожалению, в Вашем письме я не нашел ни слова о Ваших взаимоотношениях с сожителем. Это меня очень смутило. Их нет? Я в этом не уверен, ибо Вы не стали бы тогда задавать вопрос на сайте. Возможно, перегорело уже то чувство, которое привело Вас к «гражданскому браку»? Или все-таки отношения сохранили прежнюю силу? Искренне надеюсь, что Вы до сих пор его любите и хотите видеть своим законным мужем. Поэтому приведу Вам слова апостола Павла, которые в некоторой степени относятся к Вам: «Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь — святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (Кор. 7, 12-16).

http://pravmir.ru/est-li-vyxod-iz-grazhd...

— Нет ли опасности на этом пути уклониться во внешнюю активность в ущерб внутренней, богослужебной жизни? — Такая опасность свойственна, как мы знаем, протестантским общинам. Для православных, мне кажется, такой опасности на сегодняшний день нет, потому что, к сожалению, у нас ни внешней особенной активности нет, ни глубокой внутренней богослужебной жизни. Нам нужно следовать двум заповедям: любить Бога всем сердцем, всем помышлением, всем существом своим, и любить ближнего, как самого себя (см. Мф. 22:37-40). Человека, пренебрегающего второй заповедью, апостол обличает: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:12). Как у человека есть две ноги, чтобы ходить, а у птицы два крыла, чтобы летать, у нас есть эти две заповеди, чтобы научиться духовной жизни. Если одной из них пренебречь, нельзя ни ходить, как нормальный человек, ни взлететь, как птица. И та и другая заповеди нуждаются во взаимоуглублении. — Какие направления социальной помощи Вам видятся приоритетными на сегодняшний день? — Когда наш приход развивался, мы просто старались помочь всем людям, которые к нам обращались. Мы не выбирали для себя приоритетов и не ломали голову над тем, кому нам сейчас помогать. Просто помогали всем, кто к нам приходил. Хотя, конечно же, мне кажется, что в наше время приоритетной должна быть помощь семье, потому что сохранение семьи — залог сохранения народа, государства, в конце концов, самой Церкви. Ведь институт семьи в России был практически разрушен страшным атеистическим пленом. Именно СССР был первой страной в мире, в которой были легализованы аборты. Если у нас будут крепкие, многодетные семьи, где хорошо относятся к детям, — нам не нужны будут детские дома и дома престарелых. Семья — это клеточка церковной жизни. Если семьи будут разрушаться (а у нас разрушаются не только семьи, далекие от Церкви, но и приобщенные церковной жизни), тогда неизбежен полный крах. Все исчезнет.

http://patriarchia.ru/md/db/text/1786266...

«Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24:16). Если человек лжесвидетельствует на кого–то и бывает в этом уличен, то он должен быть подвергнут той казни, которой бы подвергся тот, против кого он лжесвидетельствовал. Закон провозглашает принцип талиона, то есть равного возмездия: «око за око и зуб за зуб» (Лев. 24:20, Исх. 21:24). Для тех времен это был принцип весьма справедливый и прогрессивный: не голову за око, не сто человек за один зуб, а равное возмездие. Впрочем, в случаях тяжких телесных повреждений требовалось оплатить лечение и нетрудоспособность, а в случаях воровства обычно предполагалось возмещение в 4–5-ти кратном размере. Как уже говорилось, закон ограничивает возможности для кровной мести. За преднамеренное убийство полагалась казнь, однако человек, совершивший убийство не преднамеренно, имел возможность укрыться в одном из городов- убежищ, о которых я уже упоминал. Я думаю, приведенных цитат достаточно для того, чтобы убедиться, что, указывая на милость, на суд, на веру в законе, Господь Иисус Христос отсылал не к чему-то неизвестному. Не случайно на вопрос законника: «какая наибольшая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40). «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:8-10). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

http://sedmitza.ru/lib/text/431018/

— В советское время цели Церкви были ясны: пережить коммунистический тоталитаризм, успокоив и обнадёжив тех, кто от веры не отвернулся. А что важно сейчас? — Церковь неотделима от своего народа. Мы стремимся исполнять апостольский завет: радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (Рим. 12. 15), а значит, помогать людям переносить трудности, скорби и одновременно сорадоваться всему доброму, что имеет место в нашей жизни. Во всякое время, при любом политическом строе у Церкви одна цель — вечное спасение человека. Государство и та часть общества, которая не принадлежит к Церкви, могут содействовать либо препятствовать этой миссии. При советской власти Русская Православная Церковь была существенно ущемлена в правах. Когда система государственного атеизма ушла в прошлое, перед нами встала задача возрождения церковной жизни во всём её многообразии. Сейчас, оглядываясь на последнее десятилетие прошлого века, нельзя не воздать должное самоотверженной стойкости наших людей. В те годы были восстановлены многие тысячи храмов, возобновлена жизнь многих сотен монастырей. Зримым воплощением духовного возрождения России явилось воссоздание храма Христа Спасителя. Некоторые тогда порицали нас: не лучше было бы раздать эти средства в детские дома, больницы и тюрьмы? На это я ответил: чем больше у нас будет храмов, тем меньше понадобится тюрем. Распад исторически единого государства, экономические и социальные потрясения, политическая нестабильность — всё это легло тяжким бременем на плечи народа. Церковь, исполняя присущую ей миссию миротворчества, призывала к миру партии и политиков, принимала участие в разрешении политического кризиса в 1993 году, способствовала урегулированию межнациональных конфликтов. Понесённые в минувшем столетии испытания дают о себе знать и сегодня: демографический кризис, крайнее имущественное расслоение, пропаганда безнравственности — всё это вызывает серьёзные опасения за наше будущее. Обращаясь к читателям «Аргументов и фактов», хочу всем вам, дорогие мои, напомнить самую важную заповедь Христа Спасителя, заповедь о любви: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим; ...возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22. 37-40). Любовь к Богу невозможна без любви к ближнему — к каждому, кто нуждается в нашей заботе, нашем внимании, нашей помощи. Точно так же любовь к ближнему только тогда приобретает подлинную высоту и силу, только тогда простирается в вечность, если она связана с любовью к Богу.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203239...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010