Итак, вернемся к вопросу, заданному законником Христу: « какая наибольшая заповедь в законе? » Как мы выяснили, вопрос был не однозначный, и имел несколько решений. Мф.22:37–40 . «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Святитель Кирилл Александрийский так истолковал эти слова: «Итак, “первая заповедь” учит всякому виду благочестия. Ибо “любить Бога всем сердцем” есть основание всякого блага, а вторая содержит справедливое (отношение) к людям. И первая указывает путь ко второй, а вторая составляется из первой. Ибо преуспевший в любви к Богу с очевидностью всячески любит и ближнего, как самого себя» 327 . В Своем ответе Сын Божий изымает из контекста и соединяет две заповеди из разных книг Пятикнижия: 1) «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» ( Втор.6:5 ); 2) «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш]» ( Лев.19:18 ). Рассмотрим Закон Божий о любви к Богу: « возлюби » – здесь Господь впервые предлагает установить любовные отношения между Собою и Своим творением, не подчиненные, не раболепные, но любовные, почти семейственные. Любовь к Богу предполагает особую преданность Ему со стороны Его служителей. Поэтому невозможно любить Бога и не служить Ему, не стремиться исполнить Его Святой Закон. Сказано: «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» ( 2Ин.1:6 ). Неким таинственным образом заповедь о единстве Бога связана с Заповедью о любви к Богу и человечеству. Сказано: «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» ( Мк.12:29–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

По словам Первосвятителя, тайна миссионерского успеха просветителя Японии кроется в следовании словам Спасителя, Который на вопрос, какая из заповедей самая большая, ответил: " Возлюби Господа Бога и ближнего своего, как самого себя " (Мф. 22, 37–40). " Тайна успеха трудов святителя Николая в том, что он жил такой любовью. Он отдавал себя другим без остатка. И только любовь к людям, а также крепкая вера в Господа и любовь к Нему были причиной его огромного миссионерского успеха. Святитель Николай при жизни своей учил людей, но и после его смерти, вглядываясь в его жизненный путь, размышляя над подвигом его жизни и над успехом его миссии, мы так же учимся от него, как учились его современники " , — сказал Предстоятель Русской Церкви. Святейший Патриарх Кирилл сообщил, что Священный Синод Русской Православной Церкви, учитывая огромное значение, которое имеет в истории православия подвиг святого просветителя Японии, принял решение учредить орден равноапостольного святителя Николая, архиепископа Японского. Первый такой орден I степени был вручен Митрополиту Даниилу. Также орденом святителя Николая Японского II степени был награжден архиепископ Сендайский Серафим, орденами святителя Николая III степени — протопресвитер Иустин Ямагути, протоиерей Савва Онами и архидиакон Павел Мацура; медали ордена святителя Николая Японского вручены старосте Воскресенского собора Иоанну Канде и руководительнице японского православного сестричества Марине Сунаге. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл посетил токийское кладбище Янака, где пребывают честные мощи святого равноапостольного Николая Японского, и возглавил молебен у гробницы святителя. Также Предстоятель Русской Церкви совершил заупокойную литию по православным архиереям, похороненным в этом же месте, митрополитам Сергию (Тихомирову; 1871–1945) и Феодосию (Нагасиме; 1935–1999), а также по епископу Николаю (Оно; 1872–1956). Заупокойные молитвы были вознесены и о других архипастырях, несших свое служение в Японии в течение ХХ века.

http://e-vestnik.ru/news/patriarh_kirill...

Таковы каждодневные искушения, которым подвергаются люди. Когда склоняют тебя к нечестию, к греху, или, когда по воле Божией ты терпишь страдания; тогда и употреби твое имение для сооружения столпа. Если ты чувствуешь слабость собственных сил, то призови небесного Помощника: Он укрепит тебя по своему обетованию. Ибо что Бог обещал нам, братие мои? С чем, сравнить обетованные блага, чтобы возбудить в вас желание оных? Если я укажу на золото, на серебро, на почести и богатства; все это будет ничтожно в сравнении с оными. Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ). Он уготовал нам самого Себя. Как Творец всего, Он несравненно выше, лучше и совершеннее всего сотворенного. Все, что мы ни любим на земле, ничтожно в сравнении с Богом. Сего мало; ничтожно не только то, что мы любим, но даже ничтожны мы сами. Ты должен любить Его всем сердцем, всею душею и всею мыслию; но любя Его, должен любить и искреннего твоего, яко сам себе. В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят ( Мф.22:37–40 ). Если ты возлюбил Господа, то знай, что ты любишь и самого себя; если же не любишь Бога, то не любишь и себя. И так, если ты научишься, любя Бога, любить и самого себя; то обрати к Богу и ближнего твоего, чтобы ты мог насладиться с ним тем благом, которое составляет сам Бог. Мы воспоминаем ныне великий подвиг семи братий и их матери. Каков этот подвиг, братие мои! Сравните с сим святым зрелищем те, на которые вы смотрите в театрах. Сии оскверняют зрение, а то очищает сердце. Здесь зритель заслужит похвалу, если будет подражать виденному; а там навлечет на себя бесчестие и подвергнется осуждению, если будет поступать, как лицедей. Я люблю Мучеников, с удовольствием смотрю на их подвиги, внимательно слушаю, когда читают об их страданиях. Воспоминая подвиг святых Маккавеев, коих победу мы прославляем ныне, я хочу побеседовать с вами о театральных зрелищах. Братие! В вашем городе больше, нежели во всех смежных городах, упала нравственность от чрезмерного любострастия.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Традиционный еврейский способ понимания смысла текста Писания базировался на том, что это — послание Бога, обращенное ко всем поколениям. В традиционной еврейской герменевтике не было никакой озабоченности фигурой изначального автора и его аудиторией. Считалось, что Священное Писание должно быть интерпретировано в каждом поколении и контекст для его понимания должен быть полным. Бог является активным участником, а интерпретация — это метод, с помощью которого кто-то пытается понять, что Бог говорит о текущей жизненной ситуации через Писание . Мидраш — термин, используемый для обозначения метода толкования, используемого иудеями. Для нас с нашим современным герменевтическим подходом, казалось бы, мидраш может включать ненадлежащее выдергивание вещей из контекста или вчитывание в текст дополнительного смысла. C библейских времен мидраш для евреев был одновременно и приемлемым, и убедительным методом толкования, осмысления Писания и рассуждения о нем. Мидрашическая аргументация присутствует в писаниях или косвенной речи Матфея, Иисуса и Павла. Например, когда Иисус процитировал Исход 3:6: «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова», чтобы доказать, что жизнь продолжается после смерти (Мф. 22:31-32; Лк. 20:37-38), Его аудитория, состоящая из иудейских лидеров, приняла обоснованность этого аргумента: «Хороший ответ, Учитель!». После этого они больше не осмелились задавать Ему вопросы (Лк. 20:39-40). Подобным образом способ, которым Павел толкует Пс. 68:18 для обоснования утверждения в Послании к Ефесянам (4:8) о том, что Бог дает (духовные) дары, сегодня может показаться странным. Или подумайте, как в Послании к Галатам (3:16) Павел излагает свою точку зрения, проводя различие между «семенем» в единственном и множественном числе, ссылаясь на Быт. 12:7 в качестве доказательства, которое совершенно неочевидно при простом чтении еврейского текста. Таковы примеры мидрашических рассуждений и аргументации . Евангелист Матфей (2:18) назвал убийство невинных во время рождения Христа исполнением пророчества Иеремии: «В Раме слышен голос, траур и великий плач, Рахиль плачет о детях своих и отказывается утешиться, потому что их больше нет» (Иеремия 31:15) .

http://bogoslov.ru/article/6024635

А если он будет в силах познать прощающего Господа и поспешит последовать Ему, то сможет от всего сердца возлюбить ненавидящего и терзающего его, как то делали Апостолы, познавшие и возлюбившие Бога.Брат сказал: «А каково было намерение Господа, отче? Прошу тебя поведать мне об этом».Старец ответил:Если ты желаешь узнать намерение Господа, то внемли с пониманием. Господь наш Иисус Христос, будучи по природе Богом, благоволил через человеколюбие Свое стать и человеком, «родился от жены, подчинился закону» (Гал. 4:4), согласно божественному Апостолу, дабы как человек соблюдая заповедь, ниспровергнуть ветхое Адамово проклятие. Ведая, что «на ...двух заповедях утверждается закон и пророки» (Мф. 22:40), а именно на заповедях: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:37—39), Он постарался соблюсти их от начала до конца, как то подобает человеку. Диавол же, изначала прельстивший человека и потому имеющий «державу смерти» (Евр. 2:14), видя Его при крещении удостоверяемого Отцом (Мф. 3:16—17), принимающего, как человек, сродный Ему Святой Дух с небес и возведеннего Духом в пустыню для искушения (Мф. 4:1), затеял против Него всю свою брань, словно он мог заставить Господа предпочесть вещество мира любви к Богу. И диавол, зная, что есть три вещи, приводящие в волнение все человеческое, — я имею в виду еду, деньги и славу, посредством которых он всегда низвергал человека в пропасть погибели, — то этими тремя вещами он и искушал Господа в пустыне. Но Господь наш, явив Себя сильнее их, повелел диаволу удалиться. 11. Таково доказательство любви к Богу. И когда диавол обещаниями своими не смог убедить Господа преступить заповеди этой любви, то он, действуя через законопреступных иудеев, стал прилагать усилия, чтобы своими хитростями заставить Пришедшего во вселенную преступить заповедь любви к ближнему. Поэтому, видя Его научающего путям жизни, делом являющего небесное жительство, возвещающего воскресение мертвых, обещающего верующим жизнь вечную и царство небесное, а неверующим грозящего вечной мукой, и в подтверждение слов Своих показывающего необыкновенные богознамения и народ к вере призывающего, диавол подвиг законопреступных фарисеев и книжников к многоразличным наветам на Него, дабы Господа, не могущего, как считал лукавый, перенести искушений, склонить к ненависти против наветующих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3634...

Суть всегда раскрывается в конкретности. А конкретность заключалась в том, что уверовавшая в рукотворный " прогресс " " просвещенная " Европа утратила свою религию - христианство с его животворящим началом Богом-Словом, Иисусом Христом. В условиях возникшего дефицита духовности потребовалось иное высшее начало, управляющее жизнью. И тут произошло расщепление. Постхристианская европейская цивилизация дала две ветви. Первая из них процвела в Западной Европе, где быстро перешли на управление ц и ф р о й, результатом чего явился капитализм - к его принятию люди там были подготовлены пропитавшей все духом рационализма Реформацией. Вторую ветвь образовал русский царизм. Формально он считался православной монархией, но по существу представлял собой совсем другой тип жизнеустроения, организующим началом которого было усеченное Слово. Русское национальное сознание не полностью отпало от Христа. Из двух заповедей Слова, на которых " утверждается весь закон и пророки " (Мф. 22, 40), а именно " возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим " (Мф 22, 37), и " возлюби ближнего твоего как самого себя " (Мф 22, 39), оно сохранило память только о второй, а о первой забыло. Всякое человеческое усечение богооткровенной религии есть не что иное, как ересь. Хотя у нас мало кто это понимает, бесспорный исторический факт состоит в том, что в течение последних полутора-двух веков своего существования Российская империя была поражена ересью, которую можно назвать человекобожием. В подлинном христианстве все устроено чрезвычайно мудро: первая заповедь наполняет духовным содержанием вторую, и любовь к ближнему становится настоящей, то есть Божественной любовью. Если же первая заповедь не выполняется, любовь к ближнему оказывается романтической и сентиментальной, а следовательно - фальшивой. Но для человека, находящегося в этой ереси, такая любовь является самым высоким и благородным из всех доступных ему переживаний, поэтому он культивирует ее в своей душе и сообразует с этим культом свои поступки, как его предки сообразовывали их с верой в Бога.

http://pravoslavie.ru/analit/metarusrev....

Личное самосознание и ответственность затушевывались. Не соблюдающий Закон позорит народ и, наоборот, ревностный исполнитель приближает торжество Израиля. Филон пишет: «Каждый мудрый человек является выкупом за глупца. Когда я слышу о смерти мудреца, мое сердце скорбит не о нем. Нет, я оплакиваю тех, кто пережил его. Без сильной руки, которая их защищала, они обречены на невзгоды, которые суть их пустыня». На первый взгляд, такой коллективизм хорош, особенно если сравнить его с индивидуализмом греков. Однако Евангелием данный «идеальный религиозный порядок» раскрывается в совершенно ином свете — как застывший и чёрствый, не оставивший в себе ничего от заповеданной Моисею праведности и любви к Богу и ближним. Множества подробнейших требований держался иудей у себя в быту, но при этом из поля его зрения ускользало важнейшее в законе: суд, милость и вера (Мф 23:23). Иудейские нравы оказались по-своему циничны и жестоки. Религиозность соединилась с культом земного благополучия, упорядоченности и достатка. Казуистическая мораль самооправдания заняла место «сердца сокрушенного и смиренного», которое воспевает псалмопевец Давид. Столкновение индивидуальных интересов и мнений — не единственный род эгоизма. Возможен эгоизм нации, эгоизм семьи, эгоизм стаи и стадности. Новый Завет содержит множество характерных зарисовок быта и нравов Израиля. Обличение эгоизма и мнимой праведности, самопревозношения в силу принадлежности к избранному племени составляет главный предмет общественной проповеди Сына Божия. Конфликт Его с иудеями развивается именно в этой плоскости. Христос открыто называет заблуждениями, учениями человеческими большинство иудейских обычаев. Истинная праведность имеет мало что общего с мелочными торгами. Израилю, если он желает войти в Царство Божие, вменяется в необходимость превзойти праведность книжников и фарисеев (Мф 5:20). НОВОЕ Я Христианство является противоположностью эгоизма. Преодоление автономии и индивидуализма в некотором смысле составляет всю его суть. Когда Иисуса Христа просят в лаконичной форме передать содержание заповедей и писаний пророков, Он говорит: «Возлюби Бога всем сердцем своим и ближнего, как самого себя» (Мф 22:37–40).

http://pravoslavie.ru/74174.html

Мк.12:35 .  Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? Мк.12:36 .  Ибо сам Давид сказал Духом Святым: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Мк.12:37 .  Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением. (См. Мф.22:41–46 ). В отличие от евангелиста Матфея, Марк речь Иисуса Христа изображает как монологическую. Христос здесь говорит народу о книжниках. Но книжники, несомненно, присутствуют при этом обращении Христа к народу, потому что евангелист Марк говорит, что Господь здесь «отвечал» ( ποκριθες – стих 35; в русском переводе не точно – «продолжая учить»). Но кому же Он отвечал? Понятно, книжникам, которым, по сообщению евангелиста Матфея, Он предложил вопрос и которые ему высказали мнение о Мессии. Мк.12:38 .  И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, Мк.12:39 .  сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, – Мк.12:40 .  сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение. (См. Мф.23:6, 7, 14 ). Из обширной речи Господа против книжников и фарисеев, которую передает евангелист Матфей ( Мф.23 ), Марк приводит только несколько изречений, которыми характеризуется честолюбие, корыстолюбие и лицемерие фарисеев или, собственно, книжников, о которых говорил Господь, по сообщению евангелиста Марка. Для читателей Евангелия Марка не представляла большого интереса вся обширная характеристика фарисейства, какая дана у Матфея. «В длинных одеждах» ходили обыкновенно люди знатные. «В народных собраниях» – на рынках ( γορας). Мк.12:41 .  И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Мк.12:42 .  Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Мк.12:43 .  Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

без различия, одно вместо другого. Об этом ясно свидетельствуют нам книги: Исход (наприм., 16, 24, 31, 34, 35 главы) и Второзаконие (4, 6, 10 гл.), и св. апостол говорит, что преступивший заповедь: «не убий» – преступник закона ( Иак.2:10–11 ) 2 . Точно так же и приведенные тобою слова Христа касаются не только десятословия, но и всего «закона и пророков»; посему Христос там же перечисляет не только заповеди десятословия, но и многие другие заповеди, которые «сказаны древним» ( Мф.5:17–7 гл.). При этом еще заметь, Петр, что Христос отнюдь не сохраняет буквы древних заповедей, не исключая и десятословия. Так что приведенное тобою основание в пользу исполнения буквы только десятословия опровергается самим Писанием. И ты должен согласиться, что, если праздновать субботу по букве 4-й заповеди, то нужно тогда исполнять и весь древний закон, в котором есть заповеди и большие десятословия ( Мф.22:37–40 ; Ин.7:22–23 ), потому что согрешивший даже в одном чем-нибудь из закона виновен против всего закона ( Иак.2:10 ; Гал.3:10 ). Следовательно, или соблюдай по букве весь древний закон, или согласись, что соблюдение одной только субботы с твоей стороны есть также беззаконие, потому что подвергает тебя клятве закона ( Гал.3 ), который ты соблюдением субботы признаешь для себя обязательным. Петр задумался. Наконец, он вспомнил новый выход из затруднительного положения, подсказанный ему «Библейскими чтениями о настоящей истине» – Пусть будет по-вашему, – утирая с лица пот и подтягиваясь, снова заговорил Петр. – Пусть Писание не отличает десяти заповедей от закона и называет также и десятословие законом. Словом, – пусть я буду неправ, строя защиту субботы на различии слов: «заповедь» и «закон»... Но вот в следующем я обязательно буду прав. Писание нам ясно говорит о двух законах. Один – это закон Божий, а другой – Моисеев: «и не дам впредь выступить ноге Израильтянина из земли, которую Я дал отцам их, читаем в 4-ой книге Царств, если только они будут стараться согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой, Моисей (21:8).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Никто другой не удостоился столько возлюбить Господа, как эта блаженная душа. Он говорит все так, как бы уже отрешился; от тела, воспарил, так сказать, к Небу и уже не думает, что еще ходит по земле. Стремление к Богу и пламенная любовь к Нему переселили его ум от чувственного к духовному, от настоящего к будущему, от видимого к незримому. Такова-то вера и любовь к Богу! А чтобы видеть на самом деле его благомыслие, посмотри, как он, столько возлюбив Господа и пламенея в стремлении к Нему, в изгнании, в гонениях, бичеваниях, перенося тысячи всяких ужасов, говорил о себе: «В трудах множае, в ранах преболе,... в смертех многащи: от Иудей пять краты четыредесять разве единые приях, трищи палицами биен бых, единою каменми наметан бых,... нощь и день во глубине сотворих: в путных шествиех множицею, беды в реках,... беды в лжебратии, в трудах и подвизе» ( 2Кор.11:23–27 ). И терпя все это, он еще радовался и веселился: он знал и вполне убежден был, что временные труды ведут его к величайшим воздаяниям, что бедствия приготовляют для него венцы. Если Иаков по любви к Рахили считал семь лет за несколько дней, то еще более все почитал за ничто блаженный Павел, однажды навсегда воспламенившись любовно к Богу и претерпевая все за Христа, которого возлюбил. Постараемся же, умоляю, и мы возлюбить Христа. Ничего другого Христос, по Его же изречению ( Мф.22:37 ), и не требует от тебя, как любви к Нему от всего сердца, и исполнения Его заповедей. Кто любит Его так, как должно любить, тот, конечно, старается уже и заповеди Его соблюдать, – потому что, если кто искренно расположен к кому, то старается все делать, чем может привлечь к себе любовь возлюбленного. Таким образом и мы, если истинно возлюбим Господа, будем и заповеди Его исполнять, и не станем делать ничего такого, что может раздражить Возлюбленного. Удостоиться любить Его искренно и как должно, это – Царство Небесное, это – вкушение блаженства, в этом – блага неисчислимые. А наша любовь к Нему будет искренна тогда, когда по любви к Нему мы будем оказывать любовь и своим ближним, – «в сию бо, – сказал Он, – обою заповедию весь закон и пророцы висят» ( Мф.22:40 ), т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010