О четвертой заповеди блаженства «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6) На первый взгляд может показаться, что Христос восхваляет голодных (церковнославянское «алкать» означает «испытывать голод»). Но Евангелие неоднократно свидетельствует: Сам Христос ел и пил и даже сотворил из воды вино (см. Ин. 2, 1–11). Причем участие Христа в трапезах было настолько открытым, что некоторые говорили о Нем: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф. 11, 19). Получается, что Сам Христос не стремился стать алчущим и жаждущим, но призывал к этому других. И тем более странным выглядят слова Христа о том, что накормить голодного и напоить жаждущего — одна из величайших добродетелей: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня… Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 35, 37, 40). Или, может быть, рассматриваемая заповедь блаженства несет другой смысл? Центром четвертой заповеди блаженства является слово «правда». Алчущие и жаждущие четвертой заповеди — это ищущие правды, и при этом не желающие ничего взамен. Голодный прежде всего хочет утолить голод и жажду, что-то другое его вряд ли будет интересовать. Верующие должны стремиться прежде всего к правде. Но что такое правда — честность, справедливость или что-то еще? Возможно, Христос хочет, чтобы верующие были искренними, правдивыми людьми? Это очень полезное качество для любого человека, не только для верующего. Но все же речь идет немного о другом. Слово «правда» означает праведность (именно так можно перевести греческий оригинал). А это значит, что алчущие и жаждущие правды — это ищущие праведности, желающие насытиться праведностью. Голод и жажда — постоянные спутники человека. Сколько раз в день мы едим и пьем? Точно так же и в духовной жизни. Праведностью нельзя насытиться один раз. Желание праведности должно сопровождать верующего всегда.

http://pravoslavie.ru/75373.html

Нравственные отношения и обязанности христианина к себе самому XLII. Общие, или основные, отношения и обязанности христианина к самому себе С обязанностью любить Бога Спаситель неразрывно соединяет обязанность любить ближних ( Мф. 22:37–40 ). Поэтому после нравственных отношений христианина к Богу нам, по-видимому, следовало бы говорить об отношениях его к ближним. Но по заповеди Господней мы должны любить ближнего, как «самого себя» ( σ σεαυτν) ( Мф. 22:39 ). Чтобы любовь наша к ближним, имеющая свое основание в любви к Богу, была живой и деятельной, она должна пройти через горнило истинной любви к самому себе. Ежедневный опыт говорит, что смотря по тому, как мы любим себя самих, мы любим и наших ближних. В ком нет уважения к себе, в том нет уважения и к другим, и чем более уважаем мы самих себя, тем более можем уважать и ближних. Так как любовь к самому себе всегда бывает искренна и сильна, то, естественно, она, по мысли Спасителя, должна быть мерилом нашей любви и к ближним 383 . Любовь к самому себе человек должен целиком переносить и на ближних. Кто чувствует потребность любви, снисхождения, прощения, тот, конечно, будет сочувствовать людям, будет стараться о том, чтобы в точности исполнить заповедь Христову: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Мф. 7:12 ). Словом, «это закон общий, – говорит Б.Чичерин, – я должен любить другого, как самого себя» 384 . По этой-то причине скажем сначала о нравственных отношениях христианина к себе самому. Общий характер отношений христианина к себе самому не автономный, а зависимый от Существа Высочайшего. Кант как автономист думает, что все наши обязанности суть только обязанности к самим себе и что для вывода их достаточно различать человека как существо умственное ( νομενον), т.е. свободно-разумное, от человека как явления. Есть и христианские моралисты, допускающие возможность выведения обязанностей к самому себе из самосознания. Но весьма сомнительно, чтобы человек мог обязывать себя без сознания себя в Боге, этом идеале нашего мышления, хотения и действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

О святой равноапостольной Марии Магдалине 2 сентября 2006 г. 11:37 Святая Мария Магдалина родилась в Палестине, в пределах Магдалы, недалеко от Капернаума. Получив от Христа Спасителя чудесное избавление от одержимости бесами, уверовала и последовала за Ним. В Евангелии от Матфея о ней сказано немного. Сначала она упоминается в числе женщин, которые «следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему» (Мф. 27, 55-56). Она присутствует при распятии Христа, а затем мы видим ее и «другую Марию» сидящими «против гроба» Христа (Мф. 27, 61). Спустя три дня, после того, как прошел субботний запрет на деле и передвижения, она опять с «другой Марией» приходит к гробу. Им являет ангел в белой одежде и сообщает о воскресении Христа (Мф. 28, 1-8). В Евангелии от Марка мы впервые видим Марию Магдалину в числе женщин, которые присутствуют при кончине Христа Спасителя: «Были тут и женщины, которые смотрели издали; между них была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова младшего и Мария Иосифова, и Соломия, которые и тогда, как он был в Галилее, следовали за Ним и служили ему» (Мк. 15, 40-41). Еще раз она появляется в момент погребения Господа: «Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где его полагали» (Мк. 15, 47). В последней, 16-й, главе этого Евангелия говорится о том, что три женщины — Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Соломия «купили ароматы» , чтобы умастить тело Христа. Женщины видят, что камень от двери гроба отвален, а внутри сидит юноша, облаченный в белую одежду. Юноша, как и ангел в Евангелии от Матфея, говорит им о воскресении Христа. На этом сходство этих Евангелий заканчивается. Далее в Евангелии от Марка говорится: «Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк. 16, 9). Эти «семь бесов» в дальнейшем будут ассоциироваться именно с ней. Известна средневековая мистерия XV в. «Мария Магдалина», где эти семь бесов во плоти преследуют ее. Меньше всего говорится о Магдалине в Евангелии от Луки, где она никогда не выделяется отдельно. Впервые о ней говорится как о «Марии, называемой Магдалиною, из которых вышли семь бесов» (Лк. 8, 2), и второй раз мы видим ее в числе женщин, которые пришли умастить тело Христа ароматами. Им предстали «два мужа в одеждах блистающих» и возвестили о воскресении Христа (Лк. 24, 4). В отличие от Евангелия от Марка, изгнание из Марии Магдалины семи бесов в Евангелии от Луки имело место до распятия Христа, когда он приходил с проповедями по городам и селениям.

http://patriarchia.ru/db/text/137932.htm...

Деян. 10:48 . И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней. Отсюда видно, что сектанты, хотя бы и имели веру и добрые дела, но как не имеющие истинного вероучения (или вероисповедания), не могут наследовать Царствия Божия, потому что весьма заблуждаются, а Господу угодно: Еф. 4:14 . Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения. III. Для миссионерской полемики с сектантами о вере и делах Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование 1Ин. 2:3 . А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. 1Ин. 3:6 . Всякий пребывающий в Нем не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не позвал Его. 1Ин. 4:7 . Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога и знаетБога. Примеч . Эти тексты сектанты приводят в доказательство бесполезности добрых дел. Словом «познать», как видно из контекста речи и параллелей: 2Кор. 5:21 , отмечено близкое и тесное общение человека с Богом, а не знание человеком учения о Боге. Так же здесь ни слова не говорится о том, что для спасения достаточно одной веры без добрых дел. Спаситель учит: кто хочет быть последователем Его, тот должен с великим терпением подражать подвижнической жизни Его на земле: Мф. 19:17, 7:21 . Жизнь эта, кроме подвигов самоотвержения, выражается и в соблюдении всех заповедей. Деян. 16:30 . И, выведши их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? 31 . Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. Примеч . Этими ложно истолкованными словами сектанты доказывают что для спасения души необходимо только веровать, а добрые дела, по их лжеучению, не необходимы. Этими словами нисколько не утверждается, что для спасения одна вера нужна; напротив, по учению Спасителя, спасение трудами и подвигами соделывается. потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь: Мф. 7:14 . Кроме того, что нужно уверовать в Господа Иисуса Христа, необходимо еще «отвергнуться себя, и взять крест свой и следовать за Христом»: Мк. 8:34 . Апостолы учат, что подвигами добрых дел совершенствуется самая вера: Иак. 2:21–22 . Потому что «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители»: Рим. 2:13 , а закон Божий утверждается на заповедях о любви к Богу и ближним ( Мф. 22:37–40 )

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

За какие же добродетели такая милость снизойдёт на суде Божием на праведников? Сам Судья – Христос укажет на эти добродетели. Алкал Я, – скажет Он, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне ( Мф. 25:36 ). Как видим, братия и сестры, на суде Божием вскроются «дела любви и милосердия, которые творили праведники, живя на земле». Но деяния не только праведников, но и всех нас вскроются на этом суде. Вот тут-то и обнаружится, что каждый от дел своих оправдается или осудится. В свете суда Божия откроется подлинное лицо и нравственное состояние каждого человека. Так праведники, несмотря на все свои добродетели, по своему глубочайшему смирению, на суде Божием будут считать себя неключимыми рабами, недостойными милости Божией. Не оправдываться, а, наоборот, обвинить себя будут они на этом суде. Они скажут Господу: Господи, когда мы видели Тебя алчущим..., жаждущим..., страждущим..., больным..., нагим или заключённым и оказали Тебе милосердие? Тогда Сам Господь встанет на их защиту против обвинения ими самих же себя. Он скажет им: «Так как вы сделали это (дела милосердия) одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф. 25:37–40 ). Поэтому «идите, благословеннии Отца Моего в Царство, уготованное вам от создания мира». С какими благами может сравниться это наименование – благословеннии? Как видите, братия и сестры, Господь милует и оправдывает праведников их праведной жизнью и смирением на суде Божием и дарует им неизмеримо больше, чем они могли ожидать. Но чем Господь может оправдать грешников, когда, проведя греховную жизнь на земле, они на суде Божием будут вести себя греховно и предосудительно, пытаясь оправдать себя ссылками на то, что не распознали в лице других людей – меньших братьев – Христа и потому не творили дел милосердия. Поэтому-то они и заслужат приговор на муку вечную ( Мф. 25:46 ). Но что это за грешники? Это те грешники, которые не захотели взыскать и дать место в своём сердце Господу, как это сделал Закхей. Не захотели очистить свою совесть покаянием, как это сделал кающийся в храме мытарь. Не захотели пройти весь сложный путь возвращения кающейся души к Отцу Небесному, как это сделал Евангельский блудный сын. Это те грешные люди, для которых Бог как бы не Бог , и человек как будто не человек, и жизнь – не путь спасения, не дело любви и милосердия, а неразумная погоня за суетной славой, за мирскими утехами и наслаждениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Господь, идя на гору Елеонскую с учениками, знал, что не все они могли стать свидетелями молитвенного гефсиманского подвига, ибо могли соблазниться видом его уничижения. Поэтому Он сказал им: «Посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там». И, взяв с собой Петра и обоих сыновей Зеведеевых - Иакова и Иоанна, начал скорбеть и тосковать. И говорит им Иисус: «Душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26, 36-38). Светлейшая душа Богочеловека видит пред несением Своих крестных страданий грехи мира, грехи всего человечества и те злодеяния и преступления, которые были или будут совершены в мире. Гефсиманский сад был свидетелем того, как Господь томился смертною скорбию о грехах падшего человечества и как предавал Себя воле Отца Небесного. Преклонив колена, Господь пал лицом на землю и молился по человеческому естеству Своему, дабы, если возможно, миновал его час сей. Молясь, Господь говорил: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39). Гефсиманская чаша, «чаша всех беззаконий, нами содеянных, и всех козней, нами уготованных, потопила бы весь мир, если бы Иисус Христос един не воспринял, не удержал и не иссушил ее; все потоки человеческих беззаконий сливались для Иисуса в единую чашу скорби и страдания» (Митр. Филарет. Слова и речи, т. 1, с. 36-37). Молитвенный подвиг Господа усиливался, и Христос достиг крайней степени изнеможения. Душевные и телесные страдания Его сопровождались кровавым потом, падающим на землю. И все же во время Своего молитвенного подвига Господь три раза подходил к избранным ученикам Своим, которых просил бодрствовать, но находил их спящими. Господь говорил им: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр - плоть же немощна» (Мф. 26, 40—45). По толкованиям блаженного Феофилакта, эти слова Господа, обращенные к спящим ученикам, означают: «Я извиняю вас, потому что воздремали не по невниманию ко Мне, а по немощи; итак, если вы видите немощь свою, то молитесь, дабы не впасть вам в искушение» («Благовестник», ч. 1, с. 469).

http://pravoslavie.ru/put/propovedi/geth...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010