О каноническом достоинстве книги пророка Даниила свидетельствуют вышеприведенные многочисленные ветхозаветные ( Иез.14:14–20, 28:3 , 1Мак.1:54, 2:39–60 ) и новозаветные ( Мф.24:15–16 ) цитаты. Ряд последних можно увеличить множеством цитат из книги Даниила, хотя без имени последнего. Таково, напр., по общему мнению часто употребляемое у Иисуса Христа, в ясно мессианском смысле, название «Сын человеческий» ( Мф.10:23, 16:27–28, 19:28, 24:30, 25:31 и мн. др.).·Это наименование в ясно мессианском смысле употребляется в Ветхом Завете исключительно лишь у одного пророка Даниила (7 глава). Употребляя, таким образом, без особых пояснений это наименование, Иисус Христос очевидно утверждал мессианское богодухновенное учение книги пророка Дании-ла И замечательно, некоторые образы в учении о Сыне человеческом очень сходны в книге Даниила и в пророчествах Иисуса Христа. Напр. явление на облаках, с силою и славою ( Дан.7:13 = Мф.24:30, 25:31–32 , Лк.21:27 ; Ин.3:13 ); сидение Его на престоле, окруженном сонмом Ангелов ( Дан.7:10, 14 =Мф.25:31, Лк.22:69 ). Особенно нельзя оставить без внимания употребление Иисусом Христом этого наименования на суде у первосвященника Каиафы в ответ на его вопрос: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Я, и вы узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мк.14:61–62). Ясно, что Христос как бы так говорил: Я – Мессия, о Котором возвещал вам пророк Даниил (7:13–14). В том же пророчестве Даниила заключается объяснение видения архидиаконом Стефаном Сына человеческого ( Деян.7:56 ). Ап. Павел, говоря о мужах, угасивших силу огня, заградивших уста львов ( Евр.11:33–34 ), несомненно напоминал о лицах, описываемых в книге Даниила (3 и 6 гл.). В его же пророчестве об антихристе ( 2Сол.2:4 ) есть черты из пророчеств Даниила (11:36–39). В Апокалипсисе находится очень много образов и символов, объясняемых из книги Даниила, особенно из 7 главы (напр. Откр.13:1 = Дан.7:3 ; Откр.11:7, 13 = Дан. 7:7, 27 ; Откр.5:11 = Дан.7:10 ; Откр.20:4, 11 = Дан.7:9 ; Откр.14:4 = Дан.7:18 ; Откр.17:12 = Дан.7:20–21 ). Отцы Церкви, несмотря на уверения еретиков, всегда были единодушны в признании каноничности и богодухновенности книги пр. Даниила. Во всех православно-церковных исчислениях она помещается в числе пророческих писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

1846. В греческом тексте Септуагинты (ed. A. Rahlfs) этих слов нет, однако цитация свт. Амвросием ветхозаветных текстов уже сама по себе представляет важное свидетельство разночтений, поэтому я оставляю эти слова как продолжение цитаты из Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова. 1847. Возможно, свт. Амвросий имеет в виду христианских авторов–комментаторов. 1848. В трактате «О девстве» (16. 98) в ореховый сад входит Слово Божие. 1849. См.: Чис.17:8. 1850. См.: Песн.6:11; ср.: Песн.4:13. 1851. См.: Мф.26:69 и след.; Лк.22:55 и след.; Мк.14:68 и след.; Ин.18:17 и след. 1852. См.: 2 Тим.2:19. Возможно, свт. Амвросий напоминает также о том эпизоде в евангельских событиях, когда Господь говорит Петру: Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:17), а не только о том, что Господь заранее знал о падении ап. Петра. 1853. Дальнейшие рассуждения находят параллель в других сочинениях свт. Амвросия, в частности «О девстве» (15. 94–95), где в качестве четырех страстей (коней) названы ira, cupiditas, uoluptas, timor. В Abr. (2 8. 54) свт. Амвросий указывает на Платона как на создателя образа крылатой упряжки, однако Платон говорит, что душа — «это соединенная сила окрыленной парной упряжки и возничего» (Phaedr. 246а, пер. А.Н. Егунова). 1854. Свт. Амвросий повторяет здесь четыре добродетели души, о которых говорит Торкват в трактате Цицерона «О пределах блага и зла»: prudentia. temperantia, fortitudo, iustitia (fin. 1. 45–50), хотя в tuse. 3 17 вместо temperantia Цицерон называет frugalitas. Эти добродетели восходят еще к Платону (Phaed. 69с, Leg. 630b, 964b, 965d). Свт. Амвросий помещает эти четыре добродетели в апологетическую речь иудейского священника Елеазара, Iacob 2 10 43. 1855. Ср.: Флп.3:13–14. 1856. См.: Ин.3:14; Чис.21:9. 1857. В 4 Цар. колесница Израиля. 1858. Перевод основан на правке, предложенной Шенкелем (tharsis — in mare) 1859. См.: 1 Кор.9:24. То есть пальма — как знак отличия, награды. 1860. См.: Песн.2:17. 1861. См.: Песн.1:12, 4:10–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

А признать этот принцип, эту точку зрения почти необходимо ввиду того, что только с этой точки зрения вполне удовлетворительно объясняется отличие Мк.8:29–33 от Мф.16:16–23 ; Лк.9:21 ; Ин.6:69 . Но едва ли можно отрицать и то, что этот принцип объясняет многое в евангелии от Марка, но не все; трудно, например, объяснить этим принципом умолчание о том, что именно ап. Петр обратился к Христу со словами: «народ теснит Тебя» и т.д. ( Лк.8:45 ; Мк.5:31 ); что он был вместе с Иоанном послан приготовить пасху ( Лк.22:8 ; Мк.14:13 ); что он ударил мечом раба первосвященникова ( Ин.18:10 ; Мк.14:47 ) 1122 , что Господь повелел ему возвратить меч в ножны ( Мф.26:51–54 ; Мк.14:48–53 ) и, коснувшись уха раба, исцелил его ( Лк.22:51 ); что, наконец, взгляд Господа на отрекшегося апостола напомнил ему его обещания и возбудил в нем глубокое раскаяние ( Лк.22:61 ). А если так трудно проследить проявления этого принципа во всех отдельных случаях, то без сомнения еще труднее, – чтобы не сказать: совершенно невозможно, – путем анализа всех этих случаев придти к признанию этого принципа единственным руководительным началом евангелия от Марка, насколько оно излагает историю апостола Петра. Можно поэтому полагать, что, не зная из предания о том, что это евангелие написано на основании проповеди ап. Петра, исследователь никаким образом не пришел бы к этому убеждению, анализируя историю ап. Петра в евангелии от Марка; напротив, так как евангелие от Марка несомненно более чем всякое другое евангелие представляет данных, например, об ап. Иакове 1123 , то исследователь находился бы в опасности пойти ложным путем и придти к ложному результату. Остается на основании всего сказанного дать короткий ответ на поставленные три вопроса о состоятельности древнего предания относительно источников евангелий от Марка и от Луки. 1 . На вопрос первой из трех форм: таковы ли внутренние признаки евангелий, что на основании их можно придти к заключению, что евангелие от Марка есть сокращение проповеди ап. Петра, а евангелие от Луки проповеди ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

А сей и Сына Божия попирает, и кровь завета не почитает за святыню, и Духа благодати оскорбляет; еще же глумится и над евангелием, сочиняя нового Иисуса, приветствуя Иудиным лобзанием Христа, как человека: радуйся, Равви! и предавая Его врагам Его на пропятие, как Богочеловека: «егоже аще лобжу, той есть, имите Его!» ( Мф.26:48 ). Что удивительного, если предатель Христа «идет, идет, приходит к пропасти и ясно видит, что впереди ничего нет, кроме погибели, что жизнь становится постылою, и непреодолимая сила влечет к самоубийству?» Об этой непреодолимой силе сказано в евангелии: «по хлебе тогда, после недостойного причастия, вниде в онь, в Иуду, сатана... " ( Ин.13:27 ). Он-то, сам сатана, и нашептывает самоубийственные помыслы. Он-то и есть непреодолимая, гнездящаяся в самом сердце сила... Между предательством Иуды, между отрицанием от Бога и Христа Его и самоубийством имеется естественная логическая связь. «Согреших, предав кровь неповинную, – сознал Иуда, и шед удавися» ( Мф.27:4–5 ). Эту роковую связь признал знаменитый мыслитель Пирогов. Это испытывает на собственном опыте и наш также знаменитый ересеучитель. Нам же куда пристать? За ним ли идти, или же оставаться со Христом? Если бы мы сдвинулись с истинной веры в св. евхаристию, то сдвинулись бы с самой основы евангелия и сдвинули бы ее. «Так кое же причастие правды к беззаконию? Или кое общение свету ко тме?! Кое согласие Христови с Велиаром? Или кая часть верному с неверным? Или кое сложение церкви Божией с идолами?!» ( 2Кор.6:14–16 ). Ведь это и к нам простирает Христос Господь жалостливое слово: разве и вы хотите отойти и оставить Меня?! Но мы ответствуем словами первоверховного апостола Петра: «Господи! К кому идем? Глаголы живота вечного имаши. И мы веруем и исповедуем, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго» ( Ин.6:68–69 ), пришедый в мир грешные спасти. Еще же веруем, яко сие есть самое пречистое тело твое, и сия самая есть честная кровь твоя, во оставление грехов и в жизнь вечную. Да не в суд убо или во осуждение будет нам причащение святых твоих таин, но во исцеление души и тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

И не бесплотного (γυμνς) назвал собственным Сыном, но соединившегося с плотью. И не сказал: в Сем есть Сын Мой, но: Сей есть, – Сей, Который с плотью. Следовательно един Господь, един Сын 220 . Свидетельство ап. Петра Сам Иисус Христос, после того как уже преподал ученикам первоначальные наставления о царствии Божием, и пред ним, во многократных чудотворениях, явил Свою Божескую власть и силу, Божеское величие Лица Своего, вопрошал их: кого Мя глаголют человецы быти, Сына человеческого? Получив ответ, вопрошал ещё: вы же кого Мя глаголете быти? И вот Симон Пётр, предваряя прочих, не обинуясь изрекает своё исповедание: Ты еси Христос, Сын Бога живаго ( Мф.16:16 ; Слич. Ин.6:69 ). Апостол видит телесными очами Сына человеческого, слышит вопросительные слова из уст человека; но в то же время богопросвещёнными очами веры видит в своём Учителе более, нежели человека, признаёт в Нём Лицо Божеское вочеловечившееся, исповедует Его истинным Сыном Божиим. Апостол не говорит: в Тебе Сын Бога живаго, но: Ты еси Сын Бога живаго. Сказав сие, он свидетельствовал свою веру во Христа, как в единое Лицо – Богочеловека, и услышал одобрительный отзыв от Господа: блажен еси, Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех ( Мф.16:17 ). Таким образом Апостол исповедал, а Христос утвердил и то, что в Лице, Его (Иисуса Христа) человеческое естество соединено с Божеским ипостасно, не составляя особой от Сего личности. Свидетельства ап. Павла Апостол Павел то прямо называет Иисуса Христа единым, то указывает в лице Его Бога вочеловечившегося, употребляя в разных случаях разные выражения. Так: 1 . В посл. к Коринфянам свидетельствует: нам един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него: и един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы Там ( 1Кор.8:6 ). Наименование: Иисус, употреблённое апостолом, показывает, что он имеет в виду человеческое естество Христово; а исповеданием творческой и промыслительной силы и власти Его, в последних выражениях, указывает на Божеское естество Слова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4. и что Он погребен был и что воскрес в третий день по Писанию, 5 .и что явился Кифе, потом двенадцати 6.И восшедшего на небеса и седяща одесную Отца. Об этом Сам Иисус Христос говорил Своим ученикам: Ин. 16:28 . Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу. О вознесении Господнем передают также и апостолы, напр. ап. Павел: Еф. 4:10 . Нисшедший Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. Евр. 8:1 . Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, который воссел одесную престола величия на небесах. Выражение «седяща одесную Отца» почти буквально взято из ответа Христа первосвященникам: Лк. 22:69 . Отныне Сын человеческий воссядет одесную силы Божией. 7. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. Здесь говорится о втором пришествии Иисуса Христа на землю, всеобщем суде и бесконечном царстве Христовом. Это вероопределение отцы собора внесли в символ, также основываясь на словах Господа Иисуса Христа, неоднократно возвещавшего Свое второе пришествие, кончину мира и страшный суд: Мф. 24:27 . Ибо как молния исходит от востока, и видна бывает даже до запада: так будет пришествие Сына человеческого! Мф. 25:31 . Когда же приидет Сын человеческий во славе Своей, и все святые ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей. 32. И соберутся пред Ним все народы; и отделить одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. 46 . И пойдут сии грешники в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Ин. 5:28 . Не дивитесь сему, ибо наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия. 29 . И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло, в воскресение осуждения. 8.И в Духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. Здесь выражается догмат о Божеском естестве Св. Духа. О Св. Духе, как о Божеском Лице и об исхождении Его от Бога Отца также учил Сам Иисус Христос в следующей беседе со Своими учениками:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

63. Аще око или рука (друзья) соблажняет тя, усецы ю, и верзи от себе (Мф. 5:29 30) – отвергни дружбу близких. 64. Одежды душевные изменим. Приидите, возлюбленные, прославим Благословен­ного, чтобы самим получить от Него благословение – дети в неделю Ваий прославляли Бога, и осленок, во свидетельство послушания нового народа из язычников, нес Создателя. Хвала младенцев и ссущих прообразовала и язычников, прежде немотствовавших, а потом славу Богу вещающих. 65. Уста младенец и ссущих (Мф. 21:16) славословили Бога, и это чудо было прообра­зом апостолов, которые, будучи младенцами и безгласнее рыб, уловили всю вселенную, явив силу Божию. 66. Осанна в вышних (Мк. 11:10) – вверху спасение, а внизу – человеколюбие – спаси Ты, Который в вышних. 67. У пророка Исаии наблюдающий со сторожевой башни говорит: Узрех всадника на осляти и всадника на велблуде (Ис. 21:7). Всадник на осле изображает Христа, так как Он вошел в Иерусалим, восседая на осле; всадник на верблюде изображает антихриста, гряду­щего в мир в последние дни по действию диавола. 68. Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете (Ин. 5:43) – говорится в осуждение фарисеев, что они примут антихриста. 69. Антихрист возобладает только над погибающими, и заградятся уста тех, которые осуждены на погибель, ибо уверуют в того, который не заповедует ничего праведного, а одно только беззаконие. 70. Если кто хулит Божественный закон, то тем более человеческий, отсюда и беспо­рядки в нашей жизни. 71. Цель закона – сделать человека праведным, его же и исполнил Господь, ибо Он греха не сотворил, а нам дарует оправдание верой, ибо настало время заповедей высших. 72. Правда есть исполнение заповедей. 73. Заповедь о любви к ближнему имеет такое восхождение: 1) не начинать; 2) не возда­вать за обиду; 3) оставаться спокойным, терпя обиду от другого; 4) предавать себя на зло-страдание; 5) отдавать более, нежели сколько хочет взять (и срачицу); 6) не питать ненави­сти; 7) любить даже обидчика; 8) благодетельствовать ему; 9) молиться Богу о нем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4165...

И вот по этой лествице, подобно ангелам, восходят на небо святые; по этой лествице и нам, братие и сестры, некогда придется восходить... О, если бы это восхождение было благополучно! Что может препятствовать этому восхождению? – Грехи наши. Кто из нас может пройти беспрепятственно по этой лествице и не быть низверженным вниз? Надежда только на помощь и покровительство Пречистой Девы, Которая называется Надеждой ненадежных, Утешением скорбящих, Споручницею грешных... Будем к Ней взывать, Ей молиться, чтобы безопасно было для нас это восхождение, чтобы и нам со святыми достигнуть рая. Недаром Святая Церковь заповедует нам каждый вечер молиться Пресвятой Деве такою молитвою: «Нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Дево, Богоневесто Владычице... Иже ненадежных едина надежда и боримых помоще, готовое заступление к Тебе прибегающих и всех христиан прибежище...» 338 Об обязанностях игумении (при посвящении игумении Агнесы) В Никитском монастыре, в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона 27 июля 1913 года Господь Иисус Христос, Пастыреначальник, раздающий чины в Святой Церкви, удостоил ныне тебя, мать, столь высокой почести, какую только может иметь женщина в христианской Церкви. Он удостоил тебя чина игумении. Этот посох – символ твоей власти, твоего достоинства. Приими его от моей грешной руки, как от руки Самого Спасителя и Бога. Прими и помни, что с чином этим соединены не радости, а скорби. Взирай на него и знай, что тебе, как и всякому начальнику, предлежат, прежде всего, страдания. Враг нашего спасения не дремлет, он особенно ненавидит тех, которые облечены высоким положением, особенно изощряет стрелы на человека, стоящего на высоте правления, старается чинить вражду. Эти скорби весьма жгучи. Затем людская злоба и зависть не оставляют в покое человека правящего, стремясь очернить его клеветой. Словом, зависть, злоба и клевета не обойдут и тебя. Но, возлюбленная сестра, не забывай слов Господа: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ( Лк.6:26 ). А тем, которых гонят, Он обещал Царство Небесное (ср.: Мф.5:10 ). Помни, что Он говорил апостолам: Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется ( Ин.16:20 ). Ты слышала, как сегодня читали в Евангелии: Если бы вы были от мира, то мир бы любил свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир... Если Меня гнали, то будут гнать и вас ( Ин.15:19–20 ). Пусть эти слова будут тебе утешением и отрадой. В скорбные минуты взывай ко Господу: Боже, в помощь мою вонми. Господи, помози ми ( Пс.69:1 ; Мф.15:25 ). В отношении сестер будь благожелательна, ко всем относись с любовью, пусть сестры приходят к тебе и с горем, и с радостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Господь наш Иисус Христос для всех возвестил Свою Божественную истину, но не все приняли её – одни уверовали в Него и возлюбили Его благовестие, другие презрели и даже возненавидели. Одни с радостью восклицали: Ты – Христос, Сын Бога живого ( Мф.16:16 ). К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога Живого ( Ин.6:68–69 ). Другие, невзирая на Его Божественное величие, на высоту Его учения, чистоту жизни, на совершаемые Им чудеса и знамения, с ожесточенными сердцами твердили: Ом одержим бесом и безумствует, что слушаете Его? ( Ин.10:20 ). Для одних проповедь о Кресте казалась юродством, безумием (Кор.1:18), а для других – для кающихся и сокрушающихся грешников ( 2Кор.1:5 ), для верующих, спасаемых – то же слово о Кресте есть сила – и сила Божия ( 1Кор.1:18 ). Так было на заре христианства, давно, то же самое происходило и во все последующие века: одни покорялись Евангелию и делались христианами – спасались, другие не хотели вникнуть в его спасительную сущность и продолжали коснеть в своих грехах – погибали для вечности. Первые стремились в Божии храмы, к святым иконам, честным мощам, веря в исходящую через них силу Божию и получая эту силу; вторые теряли немало сил на то, чтобы объяснить чудодейственность веры Христовой как угодно, только не так, как учат Евангелие и Церковь . Значит ли это, что такое разное состояние людей, о котором пророчествует праведный Симеон, есть предопределение Божие или определение наперед, кому спастись и кому погибнуть, и что Бог так и ведёт – кого ко спасению, а кого к гибели? Такое мнение не просто неверное, а даже богопротивное, потому что противоречит правде и благости Божией. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ). И спасаемые и погибающие – это не безусловно предопределенные ко спасению или обречённые на погибель, а идущие своей волей путём спасения или путём гибели. «Бог избрал нас, – учит святитель Иоанн Златоуст , – не по одной любви (только), но и за нашу добродетель... И избрание служит свидетельством, с одной стороны, человеколюбия Божия, с другой – добродетелей избранных» (Иоанн Златоуст, свт. 11, кн. 1. СПб., 1905. С. 9–10). «Грешники, – говорит другой святитель Церкви, – бывают отверженные Богом, прежде нежели родятся, не потому, чтобы Бог от вечности восхотел отвергнуть их, но поскольку знал от вечности, что они сами отвергнут и соделают бесполезными все Его попечения о них» ( Геннадий Константинопольский , свт. Цит. по труду: еп. Макарий. «Православно-догматическое богословие». Т. 4. СПб., 1852).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Когда Господь Иисус Христос спросил: За кого люди почитают Меня? – то апостол Петр один ответил: Ты Христос, Сын Бога живаго ( Мф.16:15–16 ). Почему он и был назван Самим Господом камнем ( Ин.1:42 ), и доселе именуется «камнем веры». Когда некоторые из учеников соблазнились словами Христа Спасителя о том, что Он даст Свое Тело и Свою Кровь в пищу и отошли от Него, Господь обратился к апостолам со словами: Не хотите ли и вы отойти? Тогда Апостол Петр сказал: Господи, к кому нам идти?... Ты Христос, Сын Бога живаго! ( Ин.6:67–69 ). За эту-то пламенную веру святой апостол Петр удостоился великих знамений Божиих: он был с Господом на горе Фаворе, видел славное Преображение Господа 291 ; он был в Гефсиманском саду, где Спаситель молился до кровавого пота пред наступлением Своих страданий 292 , он следовал за Христом Спасителем и во двор первосвященников Анны и Каиафы 293 . Однажды только апостол Петр поколебался в своей вере. Это, когда он отрекся от Господа, сказав, что он не знает Человека сего 294 . Но минутное свое отречение он искупил великими подвигами, великими страданиями за Христа Спасителя, даже до смерти. Предание рассказывает, что его щеки были все в морщинах от непрестанного плача. Предание рассказывает, что апостол Петр не мог слышать без слез крика петуха, и ночью, слыша этот крик, он проливал горькие слезы и молился Христу Спасителю, прося прощения – несмотря на то, что он был давно прощен и возведен в чин апостола. Святой апостол Петр видел во Христе Спасителе не только своего Учителя, но и Господа. Несмотря на то, что он был неученый, простой рыбак, тем не менее, по сошествии Святого Духа получил силу благодати, так что после его проповеди обращались ко Христу целые тысячи людей. Он написал целых два послания, в которых убеждает верующих твердо веровать. Когда пришло время ему пострадать – это было в Риме – он об одном только просил, чтобы Его распяли вниз головою, «потому что, – говорил он, – я недостоин страдать, как страдал мой Господь, Учитель, Христос Спаситель».

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010