Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕВЫ [греч. παρθνοι; лат. virgines], один из чинов ранней Церкви. Основанием для появления в Церкви Д. являются слова Господа Иисуса Христа о скопцах «для Царства Небесного» (Мф 19. 12; ср. со словами ап. Павла, к-рый советует предпочесть девство, хотя и пишет, что «относительно девства» он не имеет «повеления Господня»: 1 Кор 7. 25-29, 36-39). Впервые Д. (а именно дочери ап. Филиппа, к-рых св. Поликрат называл в числе «великих светил веры» - Euseb. Hist. eccl. III 31. 3, 5; V 24. 2) упоминаются в Деян 21. 9. О многочисленности христианок, сохранявших девство на протяжении всей жизни, сообщают ранние отцы Церкви и христ. писатели II-III вв. ( Ign. Ep. ad Polyc. 5. 2; Polycarp. Ad Phil. 5. 3; Iust. Martyr. I Apol. 15. 7; Athenag. Legat. pro christian. 33; Tertull. Apol. adv. gent. 9. 19; Orig. Contr. Cels. 8. 48). У нек-рых авторов Д. отождествляются с вдовицами церковными ( Ign. Ep. ad Smyrn. 13. 1). Главным отличием Д. от монахинь последующих эпох было то, что они продолжали жить в своих семьях; в III-V вв., возможно, Д. могли также состоять в аскетических общинах при городских храмах, участвуя тем самым в организации богослужения и церковной жизни в миру,- монашествующие же уходили от мирской жизни (в лит-ре нередко между членами таких общин и монахами ставится знак равенства, что неверно). Одной из задач, стоявших перед Д., было преодоление сопротивления семьи и мирского окружения их христ. вере (по словам свт. Амвросия Медиоланского, «та, которая победила дом, победила век» - Ambros. Mediol. De virginib. 1. 12. 64). Д. должны были выходить из дома крайне редко и только в сопровождении матерей ( Ambros. Mediol. Exhort. virg. 71; De virginit. 3. 3. 9). Они воздерживались от того, чтобы носить украшения, дорогие одежды, присутствовать на брачных пирах, посещать бани и т. д. ( Cypr. Carth. De habitu virginum. 19). Начиная с Тертуллиана, Д. называются «невестами Христовыми (или Божиими)», принадлежащими к семье ангелов ( Tertull. De resurr. 61. 6; De orat. 22. 9; Ad uxor. 1. 4; De virg. veland. 16. 4). Поэтому в 19-м прав. Анкирского Собора (314) на нарушивших обет девства возлагается епитимия второбрачных. В гражданском законодательстве Римской империи и после принятия христианства в качестве гос. религии сохранялась античная норма (первоначально относившаяся к весталкам), предписывающая подвергать смертной казни тех, кто осквернили жен. достоинство или женились на посвященной Д.

http://pravenc.ru/text/171555.html

Разделы портала «Азбука веры» Почему, если на Христа Спасителя, Сына Человеческого хула простится, а на Духа Святого не простится? Ведь Они одно Целое в Троице? Похожие вопросы 2 Ответа Христос и видимый Божий мир дают нам некоторое представление о двух Лицах, на фоне которых о Святом Духе имеется наиболее трудное представление. Симеон Новый Богослов наделяет сокровенной таинственностью Личность Святого Духа, Который для него неизреченный, непостижимый, Могучий, преобразующий, неприкосновенный, Невидимый, неосязаемый, не узнаваемого рода. Бог Святой Дух не функция, не орудие, Он предвечно исходит от Отца, Он не равнодушное и холодное, но живое, чистое, совершенное Восприятие, это только правда, и никакой лжи. Так, Христос говорит Апостолам об Утешителе, как о Духе Истины, Которого мир не видит, но знают о Нём те, в ком Он пребывает ( Ин. 14:17 ), что даёт чистому сердцем возможность воспринять и узреть Бога ( Мф. 5:8 ). Утешитель это Чистое Восприятие, обличающее мир о грехе и о правде и о суде ( Ин. 16:8 ). Не Святое Восприятие говорит, но Оно прославляет Слово (Христа), открывает людям чистое восприятие и наставляет людей в истине, полученную от Слова, Который (Слово) всё получил от Ума, от Отца. ( Ин. 16:13–15 ). Дух Истины даётся человеку чтоб он мог узнать правду и ложь глазами Бога и возвестить миру, потому как Бог всё открывает человеку Святым Духом, ибо Дух всё проницает ( 1Кор. 2:10 ). Вера во Христа открывает из чрева реки воды живой, реки правды, эти реки от Чистоты Восприятия Духа Святого, Которого (Духа) верующие принимают в Церкви ( Ин. 7:38–39 ). Проникновение Духа Истины в человека через Святое Причастие в Церкви, в Его Теле, есть великий Дар не только усвоения Тела и Крови Христова в очищение грехов, но невидимое оживотворение и очищение восприятия для проповеди Истины. Сошествием в Церковь Святого Духа непрестанно наблюдаем Личное присутствие Бога в мире, где Святой Дух освящает, Правдой животворит верующих ( Ин. 6:63 ) и обличает грех, а Христос Своей милостью в этой же Церкви этот грех разрешает ( Мих. 7:18 ).

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-hula-na-...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас начал изучать библию, и заинтересовал такой момент. Бог же заключил завет с евреями, что они соблюдают его заповеди, а он их защищает и благословляет. Однако сами евреи уже сотни лет не верят в библейского Бога, но при это Бог их не наказывает, почему? 6 Ответов Иудеи сами себя наказывают, оставаясь вне корабля спасения — Церкви Христовой. Более страшного наказания не существует. Очень даже наказал Бог иудеев! Господь не прекратил Своего недовольства до сего дня. За упорное отступничество и жестоковыйность (жесткие шеи) Он пообещал иудеям уничтожить их священный город Иерусалим Мф. 23:37–39 Мк. 13:1–2 что было сделано с особым тщанием. Заметим, что тексты Евангелия были написаны до описанных событий. Итак, 1. Человечество наблюдало блокаду римскими войсками Иерусалима в 70м году I века по Р.Х. и разрушение главной религиозной святыни евреев — Второго Храма, сопровождавшееся еврейской междусобицей во время 1ой Иудейской войны (66–73 годы). В этой бойне евреи оказались без воды и еды, они съедали всё живое, и даже своих младенцев. На религиозной почве братоубийство внутри осаждённого Римской армией города достигало невиданных размеров. Офицальный Рим в переписке даже удивлялся неслыханному варварству еврейских распрей, недостойных для цивилизации. 2. В 132–136 годах забвение евреев продолжилось. Во время востания Бар-Кохбы остатки Второго Храма и Иерусалима были уничтожены полностью. Город переименовали в Элия Капитолина, в честь фамилии императора Адриана, а Иудею переименовали в Палестинскую Сирию (давнего врага). По силе воздействия на умы изменения равносильны переименованиям США в Американский Иран, а современного Киева в Путинск. Сотни тысяч евреев были физически истреблены и изгнаны из Иудеи, законом запретили обрезание по всей Римской империи. 3. Вишенкой на торте стали события 691 года. В этот год была достроена мечеть Купол Скалы, сегодня входящая в Список всемирного наследия. Это мусульманское святилище над камнем Основания на Храмовой горе в Иерусалиме, и одна из главных святынь ислама. Единственное место в мире, где может стоять Храм иудеев заняла мечеть, место, с которого по преданию мусульман совершилось так называемое путешествие и вознесение (мирадж) пророка Мухамеда на небеса.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-bog-ne-n...

Час этот пробил, когда Господь Иисус Христос , после краткого пребывания в Галилее с избранными учениками, пришел в Иерусалим на праздник Пасхи и вошел во храм. Но не радостно было для Него это вступление на поприще заповеданного ему Отцом служения. «Он нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у менял рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: «Возьмите это отсюда, и дом Отца Моего не делайте домом торговли». «При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня» ( Пс. 68:10 ). Иудеи не могли не видеть в этом событии обнаружения Божественной силы, но они не приняли вразумления. Повязка была на глазах их: глаза их в сем случае затуманены были страстью сребролюбия. И не обличителя своих беззаконий и пороков ждали они в Мессии, а славного завоевателя, который покорит им народы и возведет их на верх земного величия. Укоряемые в тоже время совестью за допущение такого безобразия в месте священнейшем, они нашлись спросить Господа лишь о том: «каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» Какого еще знамения им нужно было, когда видели лицом к лицу Власть, которой никто и ничто не могли противиться? «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей и Я в три дня воздвигну его. Он говорил о храме тела Своего». Иудеи ограничились на сии слова лишь возражением: «сей храм (uepvcaлuмckuй) строился тридцать шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?» ( Ин. 2:13 ...23). Сами ученики Господни прозрели глубокий смысл слов Спасителя лишь по Его воскресении. Воскресение – это самое высшее и в своем роде единственное чудо, которым доказал Господь Свое божественное величие. Все другие чудеса, как ни велики они были, в сравнении с сим чудом только знамения – частные проявления присущей Ему всемогущей Божеской силы. В ясной связи с вопросом иудеев и с ответом Спасителя стоят слова Господа, сказанные об иудеях в другом случае: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения. И знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 12:39), то есть трехдневного погребения и воскресения из мертвых. Иудеи однако не забыли слов Господа Спасителя, но воспользовались ими лишь для Его обвинения, причем позволили себе извратить их, согласно своему злому намерению «Мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный и через три дня воздвигну другой нерукотворенный» ( Мк. 14:58 ). Так страсти способны не только закрывать от очей людских истину, но и представлять разные способы к её извращению.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Разделы портала «Азбука веры» Враги человека — 1) диавол и подчиненные ему падшие духи ( Мф.13:39 ); 2) люди, сознательно пребывающие в отношении того или иного человека в состоянии вражды, принципиально настроенные на вражду ( 2Цар.22:49 ); 3) люди, формально не расположенные к вражде с тем или иным человеком, но дурно влияющие на него посредством личного примера и увещеваний, препятствующих идти по правильному, богоугодному пути. Иллюстрация Гюстава Доре к изданию поэмы Джона Мильтона «Потерянный Рай» 1866г. Врагом человека  Спаситель назвал дьявола ( Мф.13:28 ). Падшие ангелы , возглавляемые дьяволом стремятся погубить человеческую душу, действуя через всеваемые в человека греховные помыслы. Усвоенные человеком греховные помыслы становятся страстями, которые превращают человека в раба дьявола, делают его противником Всесвятого Бога . Искушающий человека дьявол выступает препятствием на пути стяжания Божественной благодати, на пути Богопознания и обожения. Он оставлен Богом для испытания произволения человека, чтобы человек в духовной борьбе с врагом явил Богу свое свободное произволение вечно пребывать с Ним. Одно из имен врага человеческого рода, встречающееся в Библии , – сатана, что в переводе с иврита означает «препятствие» или «противник». По учению свв. отцов, дьявол, как и подчиненные ему ангелы не обладают подлинным ведением, ибо они лишены соединения со Всеведущим Богом. По слову св. Петра Дамаскина , падший ангел «чрез неразумие и гордость лишившись ведения, дарованного Богом, по нужде сделался несмысленным и сам собою не может знать, что должно делать, но смотрит, что делает Бог для спасения нашего, и из этого научается и ухитряется делать подобное к погибели нашей». По слову св. Иоанна Златоуста , он ненавидит Бога, не в состоянии будучи ничего сделать против Него, воюет против нас, созданных по образу Его, думая этим мстить Богу. Борьба с врагом человека – неотъемлемая часть христианского духовного подвига. Христианская духовная борьба не является бранью против «крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф.6:12 ). В этой борьбе человеку помогает Сам Бог. Почему Господь Иисус Христос возвестил, что враги человеку — домашние его ( Мф.10:36 )?

http://azbyka.ru/vragi-cheloveka

Подпишитесь на наш Телеграм Если Евангелие исторически достоверно, то почему отличаются рассказы евангелистов об одних и тех же событиях? Но если рассматривать Евангелие как литературное произведение, то как тогда быть с богодухновенностью всего Писания (2 Тим 3:16)? Рассуждает архимандрит Феогност (Пушков). Когда мы говорим о точности Евангелия, какую именно «точность» мы имеем в виду? Точность репортера, пишущего с места событий? Точность криминалиста, вникающего в детали происшествия? Точность стенографиста, пишущего под диктовку? Если мы будем искать это в Евангелии, то придется поставить вопрос, какое из четырех Евангелий точнее? Потому что в ряде случаев одни и те же события описываются евангелистами совсем по-разному. Простейший пример — апокалиптическая беседа Иисуса «на горе Елеонской» (Мк 13/Мф 24/Лк 21). При внимательном сопоставлении мы понимаем, что не могут быть все три рассказа в одинаковой мере «точными». И если Марк и Матфей принадлежат к одной и той же редакции текста (с незначительными дополнениями у Матфея), то Луки — это «совершенно другая история». Слова, которые говорит Иисус согласно Евангелиям от Марка и Матфея, не могут быть в той же мере «исторически истинными», как и те слова, которые говорит Иисус согласно Евангелию от Луки. Но как объяснить огромную разницу в нарративе Христа в двух редакциях Текста? Историческим контекстом! Евангелисты Марк и Матфей пишут в 40-м г. н. э. — в контексте указа Калигулы о водружении его статуи в Иерусалимском храме. С ноября 39 по февраль 41 г. Город жил в напряжении оттого, что в любое время наместник Сирии Петроний может появиться на пороге храма со статуей Калигулы. Это и была та сама «мерзость запустения», о которой говорится в Мк 13:14/Мф 24:15. Автор нарратива этих двух Евангелий передает логичное в тех условиях обращение евреев к своей собственной исторической памяти — к событиям 167–164 гг. до н. э., когда храм в Иерусалиме был осквернен водружением в нем статуи Зевса и совершением на храмовом жертвеннике свиных жертвоприношений этому идолу. Именно эти события описаны в «пророчестве» Дан 9:26–27; 11:31. Но благодаря преждевременной насильственной смерти Калигулы в феврале 41 г. его указ не был выполнен, а потому новая «мерзость запустения» не появилась на Святом месте.

http://blog.predanie.ru/article/evangeli...

Документы Послание Патриарха Кирилла Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории России 06.04.2020 13:22 Фото: Дарья Антонова/ИА REGNUM Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории Российской Федерации. В нынешнее непростое время, в условиях, когда государственными властями предпринимаются все возможные меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, призываю архиереев, духовенство, монашествующих и мирян усилить молитву ко Господу об ограждении людей от вредоносного поветрия, а архипастырей и пастырей — продолжать ревностно совершать богослужения и особенно Божественную Евхаристию — таинство Тела и Крови Христовых, даже в отсутствие паствы по причине соответствующих рекомендаций властей. Воистину — «делу Божию ничего не должно предпочитать» (Устав преподобного Венедикта Нурсийского, глава 43). Сегодня многие из нас вынуждены возложить на себя подвиг неотлучного пребывания в своих жилищах. Таковым говорю: пусть место вашего уединения станет для вас пустыней личного и семейного молитвенного труда, по евангельскому слову: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6). Пусть на этот подвиг вдохновляет нас и образ преподобной Марии Египетской, многие годы проведшей в уединенной молитве в пустыне. В эти дни мы лишаемся возможности быть вместе за любимыми всеми нами великопостными богослужениями. Но мы знаем, что даже врата ада не могут одолеть Христову Церковь (ср. Мф. 16:18). Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:35-39). Даже будучи в вынужденном разобщении, как неоднократно в истории бывали в рассеянии по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли последователи Христовы, мы остаемся нерушимой общиной веры, объединенной сердечной молитвой к Господу Иисусу. В этой молитве мы не одиноки — вместе с нами предстоят Престолу Божию и наши святые сродники, подвижники Русской Церкви всех эпох ее исторического бытия, вдохновляя и ободряя нас. Мужайся, Христова Церковь Христови бо друзи о тебе пекутся, и предстояще, и обстояще (седален по полиелеи службы Новомучеников и исповедников Церкви Русской).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл: Церкви непрестанно пытаются навязать жизнь по правилам мира сего 29 ноября 2017 г. 11:26 В своем выступлении на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл напомнил о главном призвании Церкви — осолять этот мир (ср. Мф. 5:13), приводить людей к единству с Господом, напоять их живительной водой Духа Святого (ср. Ин. 7:38-39). «Господня Церковь жива святостью Ее Божественного Основателя, избравшего немощных и несовершенных людей для осуществления Своего зримого присутствия в мире», — подчеркнул Предстоятель. Святейший Патриарх указал на то, что Церкви непрес танно пытаются навязать жизнь по правилам мира сего, чтобы сделать земной институт Церкви равным себе противником и расправляться с ним на своем поле. «Горько видеть, когда отдельные служители Церкви способствуют этому, безрассудно обращая то священное, к хранению которого их призвал Господь, на служение сиюминутным, суетным и в конечном счете тленным вещам, — продолжил свою мысль Святейший Владыка. — Это, в том числе, происходит тогда, когда в священнике совершитель Таинств и проповедник слова Божия уступает администратору или медиаперсоне, претендующей на популярность модератора общественных процессов. В таком клирике блекнет образ священнослужителя как живой иконы Христа, как свидетеля иной жизни, устроенной по иным, отличным от обычного мира законам. На примере такого священника люди могут, в конечном итоге, перестать видеть сакральный характер Церкви, поставив ее в один ряд с общественными организациями». Его Святейшество напомнил, что слова Спасителя «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» (Мк. 16:15) представляют собой призыв к миссионерской открытости Церкви. Но эти слова не означают призыва к самой Церкви слиться с миром вплоть до усвоения его неправды, отметил Святейший Патриарх Кирилл. «Служение Церкви в мире — это, образно говоря, служение закваски, которая квасит всё тесто. Именно этим путем следовала Церковь с апостольских времен — путем нравственного и таинственного преобразования людей, а не путем, к примеру, политической силы. Наше служение подлинно тогда, когда оно возвещает преобразование мира силой Божией, значимость которой выше значимости всех наших действий. Когда Церковь молится о мире всего мира, она приносит эту молитву с доверием Небесному Отцу, с глубоким осознанием того, что только Бог может дать миру спасение», — подчеркнул Святейший Владыка.

http://patriarchia.ru/db/text/5072679.ht...

«Все мы немного волхвы». Рождественский пост — победа над собой или личный выбор? И как подготовиться к встрече со Христом 3 января, 2021 И как подготовиться к встрече со Христом Каждый календарный год Церковь завершает длительным и довольно строгим Рождественским постом. Именно на эти 39 дней попадают новогодние праздники, каникулы, выходные, походы в гости, что уже много лет становится поводом для дискуссий. Говорят, «не обязательно все посты соблюдать, достаточно Великого», «лучше не есть ближних», «зимой нельзя себя истощать». И ты, однажды приняв решение поститься, оказываешься перед необходимостью свою решимость год за годом вновь и вновь подтверждать. «Правмир» публикует опрос из журнала «Отрок» 5 (103) 2020. Пещера — как образ пустоты, в которой появляется Тот, Кто дает жизнь всем Екатерина, 35 лет, врач-реаниматолог: — Смысл любого поста для меня заключается прежде всего в том, чтобы вспомнить, каково это — делать что-то для Бога. И вспомнить не только на уровне головы, но и конкретных действий. Это могут быть какие-то небольшие дела и жертвы. Но сюда всегда входит и ограничение в пище. Первые годы поститься легче: благодать окрыляет, и мы гораздо внимательнее к мелочам и деталям. Со временем из-за приобретенного «опыта» церковной жизни (ставлю слово в кавычки, потому что подразумеваю и негативную сторону) становится проще чем-то пренебрегать. Начинаешь думать, что питание — это мелочи, а более важное — в другом. На самом деле важно все. Конечно, вспоминаются слова Господа: Милости хочу, а не жертвы (Мф. 9, 13), но опыт жертвы тоже нужен. Вообще, многие вещи хорошо бы делать не только постом, но и каждый день. Тем не менее, я их не делаю или делаю очень редко, а пост — хорошее время, чтобы наконец-то о них вспомнить. Меня поразил один эпизод из жития оптинских старцев, по-моему, старца Моисея. Он был родом из купеческой семьи, и у них по традиции пили много чая. В монастыре старец совсем отказался от этого удовольствия. Помню, я прочла и улыбнулась: «О чем тут говорить? Подумаешь, чай…» 

http://pravmir.ru/vse-my-nemnogo-volhvy-...

Законы невидимого мира Об этом мало кто знает, а между тем вся наша жизнь подчинена духовным законам. Они действуют почти так же неотвратимо, как неотвратимо падает камень на того, кто безрассудно бросил его вверх прямо над собой. И часто мы возмущаемся и ропщем по поводу неприятностей и невзгод, постигших нас, как нам кажется, незаслуженно, и не видим, что это те самые камни, которые мы в своей жизни бросали над своей головой… Об этом мало кто знает, а между тем вся наша жизнь подчинена духовным законам Отступление от заповедей Создателя – то есть грех –повреждает и душу, и тело, и по законам существования духовной природы возвращается на виновного «бумерангом» совершённого зла. Об этом говорит Слово Божие, об этом пишут святые отцы, живописуют патерики. Правда, такое воздаяние не всегда неотвратимо. Духовные законы не непреложны. Многое зависит от нас самих. Если среди скорбей мы прозреваем и понимаем, что пожинаем горестные плоды собственных дел, то покаянием можем преклонить на милость Творца законов, могущего изменить их действие или совсем отменить. И поэтому нам тем более важно знать, как действует духовный закон. Священное Писание говорит о воздаянии душам правым – и согрешающим: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое… Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе» (Рим. 2: 9–10). Пророк Давид Пророк Давид исповедует справедливость Божию: «Яко одержаша мя злая, имже несть числа, постигоша мя беззакония моя…» (Пс. 39: 13). «Во обличениих о беззаконии наказал еси человека и истаял еси, яко паучину, душу его…» (Пс. 38: 12). Праведный Иоанн Кронштадтский пишет о действиях духовных законов: «Острие скорби, которое ты вонзишь без вины в чужое сердце, войдет и в твое сердце, по строгому закону возмездия: “Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить” (Мф. 7: 2). Не хочешь скорби, не делай ее и другому» . «В мире действует непрестанно нравственный закон Бога, по которому всякое добро награждается внутренне, а всякое зло наказывается; зло сопровождается скорбию и теснотою сердца, а добро – миром, радостью и пространством сердца. Этот закон неизменен: он закон Неизменяемого, Всесвятого, Праведного, Премудрого и Вечного Бога. Делающие или исполнители этого нравственного или евангельского закона (он тоже нравственный закон, только совершеннейший) будут непременно награждены вечной жизнью, а нарушители и не покаявшиеся в нарушении будут наказаны вечной мукой» .

http://pravoslavie.ru/156715.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010