САМОМНЕНИЕ Духовно слепой всегда думает, что он прав и разумен. Доколе человек в таковой слепоте находится, думает о себе, что он все право и разумно делает; но в самой вещи все его поступки, дела, замыслы и начинания значат едино заблуждение. Ибо СЕРДЦЕ, от котораго все происходит, суетою исполненное и мирскою любовию напоенное, что иное, как только суетное замышляет, и в действо производит? И таковый во всем подобен слепому, или во тьме находящемуся, который хотя и весь замаран, однакож думает, что он чист; хотя и сбился с пути и блудит, однакож думает, что он надлежащим трактом идет, И тем бедственнейшая сия слепота, что человек ея не усматривает, познание бо ея есть начало духовнаго блаженства. И сия слепота не токмо в простых и безграмотных людях примечается, но и в мудрых и разумных века сего, которые нечто высокое о себе мечтают и отделяют себе от простых, безкнижных и невежд: ибо где неумеренное самолюбие и любовь мира сего имеется, тамо и слепота сия место свое имеет. Самолюбие бо и мирская любовь без тьмы той не бывает (2:151). Человек, не просвещенный благодатью, считает, что он все хорошо делает (2:155, см. БЛАГОДАТЬ , 39). Душа, не просвещаемая светом Христа, думает, что идет прямым путем (4:9, см. ДУША , 314). Уверенные в своей праведности не принимают Евангелия От сего видно, ради чего надменные мнимою своею правдою не требуют и не приемлют ЕВАНГЕЛИЯ, яко не ПОЗНАЮТ и не признают своея НЕМОЩИ и окаянства. Напротив того, явные грешники удобнейшие бывают к тому, ибо видят свою бедность и окаянство. Откуду пишется, что бяху приближающеся Ему (Христу) вси мытарие и грешницы, послушати Его; напротив того; роптаху на Христа книжники и фарисеи, мнимою своею святостию надменные, глаголюще, яко Сей грешники приемлет и с ними яст ( Лк. 15,1– 2 ). Ибо кто не видит своея немощи и не признает, тот и врача не ищет, но единии болящии, которые болезнуют сердцем, сердце стрелою греха и печали уязвленное имеют. Не требуют бо здравии врача, но болящии, глаголет Христос ( Мф. 9, 12 ) (3:13).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Притча 1) жанр П. был хорошо известен и широко использовался уже в ветхозаветные времена. Именно в этом жанре выдержано проклятие Иофама ( Суд. 9:7 ), рассказ женщины из Фекои ( 2Цар. 14:6 ) и притча Нафана ( 2Цар. 12:1 ). В НЗ эту традицию продолжил Иисус: Он часто использует П. в Своем благовествовании ( Мф. 13:1 ; Лк. 12:13 ; Лк. 15:1 ; Лк. 16:19 ); 2) образным языком П. рассказывается об нравств. и духовных ценностях. Чаще всего речь идет о Царстве Божьем ( Мф. 13:24.31.33.44.45.47 ; Мф. 18:23 ; Мф. 20:1 ; Мф. 22:2 ). Необходимо учитывать, что в библ. П. иносказание строится не на характерных особенностях к.-л. лица или предмета, а на сходстве ситуации в целом. Поэтому следует помнить, что фраза «Царство Небесное подобно...» в Синод. пер. не вполне точно передает смысл оригинала; 3) иногда П., не ограничиваясь основной идеей, предлагает читателю сравнительные образы. В этом случае размывается грань между П. и аллегорией, в которой каждый образ имеет вполне конкретное значение. Это можно проследить на примере притчи о сеятеле ( Мф. 13:3–8.38–43 ). Еще более очевидные аллегории встречаются в Ев. от Иоанна: добрый пастырь и Иисус, истинная виноградная лоза; 4) короткие П. часто сходны с афоризмами и пословицами ( Мф. 15:13.14 ; Лк. 4:23 ; Лк. 6:39 ), поэтому разные исследователи называют разное число содержащихся в Евангелиях П. (всего их около 40). Собственно П. бывают, как правило, двух видов: в первом описываются типичные, постоянно повторяющиеся события, явления или процессы (напр., П. о закваске), а в основе второго лежит какой-то единичный случай, напр. П. о талантах ( Мф. 18:23 ) или П. о блудном сыне ( Лк. 15:11 ). Разновидностью П. являются поучит. истории, встречающиеся только в Ев. от Луки. В них нет иносказания, но представлена определ. модель поведения, которой следует либо подражать ( Лк. 10:30 ; ср. Лк. 10:37 : «Иди, и ты поступай так же»), либо, наоборот, которую нужно отвергать ( Лк. 12:16–21 ); позитивная и негативная модели поведения могут быть представлены и в одной П. ( Лк. 18:10 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Самоубийство Только Творец, давший жизнь, может ее уменьшить или даже совсем отнять. Я умерщвляю и оживляю [говорит Господь во Второзаконии] ( Втор.32:39 ). Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит ( 1Цар.2:6 ). Ты имеешь власть жизни и смерти, и низводишь до врат ада, и возводишь ( Прем.16:13 ). Поэтому-то во всем Ветхом завете никто нам не укажет самоубийцу, кроме Саула, разбитого филистимлянами, который в отчаянии приказал оруженосцу пронзить его мечом; но когда тот отказался исполнить приказание, тогда Саул выхватил у него из рук меч и сам себя смертельно ранил. Как же этот поступок считает первая книга Паралипоменон? Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице [в Аэндоре] с вопросом ( 1Пар.10:13 ). Если уже в Ветхом завете считали самоубийство преступлением против божественного права, то в Новом завете Спаситель, Который не нарушить пришел, но исполнить ( Мф.5:21 ) закон и пророков, не только подтвердил это Своим учением, но еще и указал на многие более существенные средства, уничтожающие, либо пресекающие зло в самом зародыше, и советовал укрощать побуждающие к нему страсти. Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду ( Мф.5:21 ). Не убивай… люби ближнего своего, как самого себя ( Мф.19:18–19 ). Итак, если нельзя убить ближнего, то тем более – себя самого, ибо мерой и образцом любви к ближнему и есть собственно любовь самого себя: не сказал же Спаситель: люби ближнего более, чем себя . Иисус Христос велел стремиться к самоусовершенствованию: Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный ( Мф.5:48 ); и указал на Себя, как на единственный пример и путь ( Ин.14:6 ), говоря: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мк.8:34 ); велел молиться: Да будет воля Твоя и на земле, как на небе… и не введи нас во искушение ( Мф.6:10–13 ), и Сам тоже молился в саду (на Елеонской горе): Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет ( Лк.22:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf 34. 23 неделя по Пятидесятнице. О гадаринском бесноватом. Господь – наша защита (Лк. 8:26–39) «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» ( Мф. 6:13 ). Сегодня, благочестивые слушатели, мы слышали Евангельское повествование об исцелении гадаринского бесноватого. Всегда мы испытываем некоторый страх и ужас при слушании или чтении об этом исцелении. Нас ужасает сила власти бесовской над человеком. Что сделала, во что превратила эта сила человека? Всегда, ночью и днём, в горах и гробах кричал он и бился о камни ( Мк. 5:5 ). На нём не было одежды ( Лк. 8:27 ). Его одичалый вид, его свирепость ( Мф. 8:28 ), его крики наводили ужас на окрестных жителей. Они многократно ( Мк. 5:4 ) хотели помочь ему. Но никакие цепи и узы не могли сберечь и укротить припадков ярости и злобы. Бесы лишали его человеческого разума и воли и, целиком овладевши им, сделали жертвой своей жестокости и лютой ненависти. Это был уже не человек, а воплощённый жестокий бес. И когда появился здесь Христос, то не человек, а именно бес (легион бесов) стал объясняться с Ним. Ещё издали, увидев Христа, он стал мучиться ( Мк. 5:7 ), по словам святителя Иоанна Златоуста , «от одного только присутствия Христова». Подбежав и поклонившись Ему ( Мк. 5:6 ), стал громко кричать: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего! Умоляю Тебя, не мучь меня» ( Лк. 8:28 ). Бес мучился и от сознания, что Христос удалит его из человека (28), и, главнее, что Он может отправить его прежде времени ( Мф. 8:29 ) в бездну адскую ( Лк. 8:13 ). И вот бес взмолился, чтобы Христос не удалял их из страны той ( Мк. 5:10 ) и позволил войти в стадо свиное ( Лк. 8:32 ). Природе бесовской свойственно губить всё живое и не удивительно, что, войдя в свиней, они устремили их в море и утопили. Тем самым бесовский легион достиг двух целей: и стадо погубил, и владельцев свиней восстановил против Христа. Что же Христос? Как Он мог позволить совершиться этому, как мог позволить уничтожить столько (две тысячи) свиней? Он позволил совершиться этому потому, что хотел показать народу, что душа человеческая, т. е. душа бесноватого, стоит неизмеримо дороже свиней, ибо весь мир не стоит её ( Мф. 16:26 ), и никакой выкуп, никакие сокровища и стада животных не заменят её (стоимости). Христос хотел также показать, что бесы давно уничтожили бы весь род человеческий, если бы не было о каждом человеке особого попечения Божия ( Мф. 10:30 ), как это оказалось и в данном случае.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

     Нам кажется, что всё было бы хорошо в нашей жизни, если бы в ней не было плевел лукавого. Но в притче о плевелах Господь запрещает до наступления жатвы — кончины века пропалывать Свое пшеничное поле от насаждений диавола (см. Мф. 13, 29—30 и 39). И преподобный Исайя Отшельник говорил, что если бы не было бесов, никто бы не спасся. Следовательно, зло, действующее в мире, может иметь духовную пользу для человека. Если бы люди не были искушаемы злом, они не смогли бы в полной мере реализовать свою свободу и явить добродетели. Ведь именно наличие выбора между следованием заповеди Божией и искушающим желанием ее нарушить даёт человеку возможность проявить свою верность Богу. Так и вызревает пшеница, пригодная для житницы Божией. Независимо от своего источника – падшей человеческой природы, других людей или бесов — все соблазны могут быть использованы нами во благо. Сопротивляясь их воздействию, преодолевая их с помощью Божией, человек укрепляет свою волю в добре, очищает свое сердце от страстей и навыкает «прилепляться» к Богу всем своим существом. Главное, надо не упускать из виду, что окончательное решение – как поступить, кому последовать, всегда остаётся за человеком. Люди сами попускают плевелам заполонять свои души. При этом внешне они могут производить доброе впечатление, а внутри оказаться сынами лукавого (ср. Мф. 13, 38), или проявить себя таковыми на исходе жизни. Есть немало историй, когда человек был благочестивым, а потом или отрекался от Христа, или тайная, неприметная глазу гордость разрасталась в нём до гигантских масштабов, или ещё что-то обнаруживало его истинную духовную суть. Те, кто внутренне бодрствуют и трудятся над собой, ведут ежедневную борьбу с соблазнами и не сдаются, когда падают, снова вставая и обращаясь к Господу, с Его помощью, даже находясь среди плевел, становятся сынами Царствия (см. Мф. 13, 38). Пока мы живём на земле, общаемся, переживаем разные ситуации, радуемся, терпим искушения, ошибаемся, страдаем, все мы можем не единожды перемениться.

http://pravoslavie.ru/103428.html

Скачать epub pdf 13. 10 неделя по Пятидесятнице. Об исцелении бесноватого сына. Духа не угашайте (Мф. 17:14–23) «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» ( Мф. 9:23 ). Сегодняшнее евангельское чтение, братия и сестры, посвящено чуду исцеления отрока, одержимого духом нечистым, приведённого к Иисусу Христу отцом с просьбой о помиловании и исцелении. Отец так рассказал Спасителю о болезни сына своего. В новолуние он беснуется и тяжко страдает ( Мф. 17:15 ), падает на землю, испускает пену, скрежещет зубами и цепенеет... Многократно нечистый дух бросал его в огонь и в воду, чтобы погубить его ( Мк. 9:18, 22 ). Злой дух насилу отступает от него, измучив его ( Лк. 9:39 ). Такими словами отца евангелисты описывают тяжёлую болезнь одержимости беснования. Эта болезнь – болезнь души, духа человеческого, подпавшего под власть злого, нечистого духа. Больной теряет свою волю, свой разум и подчиняется злой силе, выполняя всё, что она требует. Такой тяжёлой её формой и страдал приведённый к Христу отрок. Он был единственный сын у отца и болел с детства. Много перестрадал с ним отец, много скорби и муки перенесло его родительское сердце. Но вот он узнал, что Иисус Христос помогает всем страждущим, исцеляет всякие болезни, изгоняет самых злых и нечистых духов. Взяв с собой больного сына, отец и пошёл к Нему. Но Спаситель в это время был с тремя учениками на горе Фавор. Это был день Преображения Господня. Девять остальных учеников оставались внизу, недалеко от горы Фавора. К ним и обратился отец больного отрока за помощью, рассказав им о силе беснования своего сына. Апостолы не смогли исцелить его. Почему же они не смогли сделать это? Они могли усомниться в своей силе изгнать такого нечистого духа. Они могли думать, что вот-вот сойдёт с горы Спаситель: Сам исцелит столь тяжелобольного отрока. Вместе с тем, они могли видеть слабость веры отца в возможность исцеления сына. Он, хотя и просил их об исцелении, но сам колебался, сомневался, что они могут исцелить его сына. О слабости своей веры он и сам потом со слезами признался Христу: верую, – говорит, – Господи, помоги моему неверию ( Мк. 9:24 ), помоги моему маловерию, моей слабой, недостаточной вере. А без этого нельзя было исцелить его сына. Вот почему Иисус Христос, когда отец пожаловался, что апостолы не могли исцелить сына, – и сказал с упрёком ему: род неверный и развращённый!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Архив Пн Слово архимандрита Силуана (Вьюрова) при наречении во епископа Колпашевского и Стрежевского 15 марта 2013 г. 18:12 15 марта 2013 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Силуана (Вьюрова) во епископа Колпашевского и Стрежевского. При наречении архимандрит Силуан обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый Отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые святители Церкви Христовой! Промыслом Божиим через избрание Священного Синода призываясь к архипастырскому служению, с глубоким изумлением взираю я на величие совершаемого ныне со мной. «Кто я?» — хочется воскликнуть мне вместе с пророком Моисеем (Исх. 3:11), — чтобы вести народ Божий из духовного рабства к «свободе славы детей Божиих» (Рим. 8:21). На заре своей жизни я не знал Бога и был лишен радости детского, непосредственного и органичного, опыта богообщения. В юношеском возрасте душа моя томилась и изнемогала в поиске последней правды бытия, которой можно было бы без остатка посвятить свою жизнь. И всеблагой Бог, желающий, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), взыскал погибающую от отчаяния мою душу (Мф. 18:11): мне, пребывающему «во тьме и сени смертной, воссиял свет» (Мф. 4:16) богоразумия. Изведав в меру своей нищеты духовной и любовь Божию в ее неотмирном совершенстве, мое сердце преисполнилось благодарностью Владыке неба и земли, которая с первых дней вхождения в Церковь родила во мне неистребимое стремление всего себя отдать на служение Богу во всецелом послушании Его святой воле. Это стремление привело меня к монашеству и священству, а ныне призывает к высочайшему архиерейскому служению. Не утаю от вас, досточтимые святители, что меня всегда страшила мысль о самой возможности быть епископом. Епископ — это ангел своей церкви, который должен быть пред Богом молитвенником за паству, а для паствы — вестником божественной истины, как словом, так и делом. Причем святительское делание осуществляется нередко посреди «отчаянных обстоятельств» (2 Кор. 4:8), о которых красноречиво свидетельствует апостол Павел. Своим ученикам, а в их лице и преемникам апостолов — епископам, Господь дает приобщаться Своей чаши (Мк. 10:39). Но это та чаша, горечь которой побуждала Самого Спасителя мира в Гефсиманском молении просить Небесного Отца, если возможно, «пронести чашу сию мимо» (Лк. 22:42). Это — чаша умирания со Христом «за други своя» (Ин. 15:13). И что может укрепить в этом умирании, как не вера в утвержденный животворной победой Богочеловека непреложный духовный закон: «если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2 Тим. 2:11)?! Последние же сомнения умолкают при звуках сладкого голоса Христа: «любишь ли ты Меня?.. паси овец Моих» (Ин. 21:16).

http://patriarchia.ru/db/text/2849209.ht...

Содержание Пролог Книга первая Книга вторая Книга третья Книга четвертая Книга пятая Книга шестая Книга седьмая Книга восьмая Книга девятая Книга десятая Книга одиннадцатая Книга двенадцатая Книга тринадцатая Книга четырнадцатая Книга пятнадцатая Книга шестнадцатая Книга семнадцатая Книга восемнадцатая     Пролог Едва я в течение долгого времени окончил двадцать книг объяснений на двенадцать пророков и толкования на Даниила, как ты, дева Христова Евстохия, понуждаешь меня перейти к Исаии и исполнить для тебя то, что я обещал святой матери твоей Павле, когда она была еще жива. Это же, помнится мне, я обещал и ученейшему мужу, брату твоему Паммахию, и хотя ты равна по расположению, но побеждаешь настойчивостью. Итак, и тебе, и ему чрез тебя я уплачиваю долг свой, повинуясь заповедям Христа, который говорит: испытайте писаний ( Ин. 5:39 ), и: ищите и обрящете ( Мф. 7:7 ), чтобы не услышать оного с иудеями: прельщаетеся, не ведуще Писаний, ни силы Божия ( Мф. 22:29 ). Ибо если, по апостолу Павлу ( 1Кор. 1:24 ), Христос есть Божья сила и Божья премудрость, и если кто не знает Писаний, тот не знает силы Божией и Его премудрости, то неведение Писаний есть неведение Христа. Поэтому, поддерживаемый помощью молитв твоих, которая дни и ночи поучаешься в законе Божьем и служишь храмом Духа Святого, я буду подражать домохозяину, который из сокровища своего выносит новое и старое, и невесте, говорящей в Песни Песней: „новое и старое я сберегла для тебя, брат мой» ( Песн. 7:13 ), и буду объяснять Исаю так, чтобы научить, что он не только пророк, но евангелист и апостол. Ибо сам он о себе и о прочих евангелистах говорит: коль красны ноги благовествующих благая, благовествующих мир ( Ис. 52:7 ). И к нему самому, как к апостолу, говорит Бог: „кого пошлю, и кто пойдет к народу сему? И он отвечает: «вот я, пошли меня» ( Ис. 6:8 ). Пусть никто не думает, что я желаю краткою речью обнять содержание этой книги, когда настоящее писание содержит все таинства Господа, и в нем проповедуется и Еммануил родившийся от Девы, и Совершитель славных дел и знамений: умерший и погребенный, и воскресший от ада, и Спаситель всех народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Гимн любви В 13-й главе первого послания к Коринфянам св. ап. Павел говорит нам о том, какой должна быть истинная любовь. Святой Иоанн Златоуст называет эту главу «гимном любви». Апостол Павел утверждает, что, если бы он раздал свое имение, или тело свое отдал на сожжение, или умел бы говорить всеми языками человеческими и ангельскими, а любви бы не имел, – он оставался бы ничем, «медью звенящей». Так велика и так нужна нам любовь на пути нашей христианской жизни. Ведь любовь к Богу – это, по словам Самого Господа Иисуса Христа, «первая и наибольшая заповедь»; любовь к ближнему – «подобная» ей ( Мф. 22:38–39 ). Любовь – это основа, на которой стоит весь мир, созданный Господом, и основа, на которой мы, православные христиане, совершаем свой путь к жизни вечной, к своему вечному спасению. Любовь – это основание всего дела нашего спасения, совершенного Господом Иисусом Христом. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную», – говорит Сам Спаситель ( Ин. 3:16 ). Дитя, любящее своих родителей, знает, чем оно может и чем должно радовать родительское сердце: успехами в учении, хорошими, добрыми поступками. И такое дитя спешит доставить радость родителям послушанием, добрыми делами и усердными трудами в доступной для ребенка области. Мы все – дети своего Небесного Отца. Если мы любим Господа своего, мы должны спешить исполнить то, что завещает нам исполнить в нашей жизни земной наш Господь, сделать то, что утешает и радует Его Отеческое сердце. Кто любит Господа Бога своего, тот принимает от руки Его и благое, и скорбное в этой жизни, веруя в промыслительный путь, каким ведет его Господь по земной дороге. Кто любит Господа своего, тот скажет вместе с Псалмопевцем: «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь – крепость жизни моей: кого мне страшиться?» ( Пс. 26:1 ). Любовь к Богу не может жить и приумножаться в сердце христианина без любви к ближнему. «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец», – учит нас слово Божие ( 1Ин. 4:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Заключение Совершая свое спасительное служение, Поместные Православные Церкви, находясь в разных странах с разными укладами жизни, пребывают в постоянном единении и взаимообщении. Это общение, как можно было видеть в данном труде, выражается в молитве друг за друга, во взаимном возношении за богослужениями имен Предстоятелей Церквей, в участии одной Церкви в совершении богослужения и таинств другой. «Я мысленно обращаюсь к памятному для всех нас празднованию тысячелетия Крещения Руси, — говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 31 марта 1992 г. в Свято-Даниловом монастыре при открытии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, — ибо именно здесь, в древнейшей Московской обители, совместным совершением Божественной литургии архипастыри и пастыри братских Поместных Православных Церквей засвидетельствовали спасительное единство Святого Православия и вознесли благодарственные молитвы Великому Пастыреначальнику, Господу нашему Иисусу Христу, за щедрое исполнение Божественными дарами нашей Церкви, за придание немощным служителям ее и верной пастве силы твердой верой противостоять (I Петр. 5,9) врагу, сеющему плевелы (Мф. 13, 39)» . Важной формой общения Поместных Православных Церквей служит участие их представителей в совместной работе всеправославных и всехристианских органов, направленных к разрешению насущных вопросов веры и жизни. Добрым выражением общения Поместных Православных Церквей стали в последние десятилетия текущего века частые взаимные посещения, личные встречи Предстоятелей. Почти все Предстоятели рассмотренных в труде Церквей были гостями Русской Православной Церкви или принимали непосредственное участие в важнейших событиях ее жизни. И не только Предстоятели посещают друг друга, происходит обмен церковными делегациями и на ином уровне. Общение между Поместными Православными Церквами выражается во взаимном признании законности церковных актов, как-то: канонизация святых, предоставление автокефалии или автономии дочерним Церквам, избрание нового Предстоятеля Церкви, изменение форм церковного управления, назначение должностных лиц в представительства, находящиеся в пределах других Церквей, и т. п.

http://sedmitza.ru/lib/text/441231/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010