Среди церковных писателей некоторые ( Климент Александрийский святой Иустин Философ ) говорили о «христианах до Христа», и ту же мысль выражает наша Церковь , давая иногда (Московский Благовещенский собор и другие храмы) место в притворе храма изображениям языческих мудрецов (Платона, Аристотеля и др.) Но в состав видимой Церкви входят все крещеные, т.е. не только праведники, а и грешники. Поэтому Церковь земная, воинствующая всецело и состоит из грешников спасающихся, хотя и искупленных Господом, но еще соделывающих дело своего спасения. Ничья участь и ничье состояние окончательно еще не может считаться определившимся, пока не закончилась земная жизнь, в силу удобопревратности греху человеческой природы. Невод Церкви влечет себе рыб всякого рода ( Мф.13:47–50 ), и разделение произойдет лишь тогда, когда отделены будут плевелы от пшеницы, до времени растущие вместе на одном поле ( Мф.13:24–30 ). 7. Внутреннее единство Церкви Оно следует с очевидностью из самого существа Церкви, которая есть прежде всего благодатная жизнь в Боге. И как един Бог , един Христос и Дух Святой, так, по силе этого единства, едина и Церковь . Это именно сказано прежде всего в первосвященнической молитве Господней: «Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут» ( Ин.17:21 ) «Аз есмь лоза, вы же рождие» ( Ин.15:5 ). Такое единство есть, прежде всего, самотождественность благодатной жизни. Это же свойство есть и ее кафоличность, или цельность (от греческого καθ " λον. Русский перевод «кафолический» как соборный неточен). Целостность же не есть количественное, но качественное определение, она присуща божественной благодатной жизни как таковой. Она неделима, хотя и многообразна в проявлениях, по степени и форме. «Дары различны, но Дух один и тот же, и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех... Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом» ( 1Кор.12:4–5, 12:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Господь и словом Своим учил уединению на время молитвы ( Мф.6:6 ). Мк.6:47 . Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле. Мк.6:48 . И увидел их бедствующих в плавании: потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их. (Около) о четвертей стражи нощней прииде (подошел). Что это за время? Во времена Иисуса Христа у Иудеев, по примеру Римлян, под властью коих они находились, ночь разделялась на четыре части, называвшиеся стражами, по 3 часа в каждой страже: первая стража от 6-ти до 9-ти часов вечера, вторая от 9-ти до 12-ти ночи и т. д. Таким образом, четвертая стража, это – время перед утром, от 3-х до 6-ти часов. Название этих четырех частей ночи стражами произошло от обычая ставить во время войны в городах и лагерях сторожевых солдат на три часа времени. Мк.6:49 . Они, увидевши Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. Мк.6:50 . Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я; не бойтесь. Смутишася (испугались), потому что вид человека, идущего в темноте ночи по бурным волнам моря, навел на них страх, так что они подумали, что это призрак или тень. Подумали потому, что разделяли народное мнение, будто души умерших по временам являются, как тени, и бывают видимы людьми. Так, соответственно сему мнению, по Божию повелению, явилась тень Самуила царю Саулу пред его смертью ( 1Цар.28 ). У евангелиста Матфея повествуется при сем, как ап. Петр, услышав от Господа успокоительные слова: это Я, не бойтесь, просил позволения прийти к Нему по воде, и как, когда пошел, усомнился и начал было утопать, но Господь, укорив апостола в том, что он усомнился, спас его ( Мф.14:27–31 ). Мк.6:51 . И вошел к ним в лодку; и ветер утих; и они чрезвычайно изумлясь в себе; и дивились. Зело излиха в себе ужасахуся и дивляхуся (они чрезвычайно изумились в себе и дивились), потому что увидели новое чудо, – чудо хождения по водам Господа и с Ним апостола Петра, а также чудесное укрощение бури. Мк.6:52 . Ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

На фоне столь частых отсылок к Царству Божию в поучениях Иисуса, зафиксированных в синоптических Евангелиях, столь редкое употребление этого выражения в поучениях, вошедших в Евангелие от Иоанна, может вызвать недоумение. Однако в этом Евангелии 17 раз встречается словосочетание «жизнь вечная» и 19 раз термин «жизнь» в значении «жизнь вечная»: это намного чаще, чем во всех трех синоптических Евангелиях вместе взятых (где слово «жизнь» встречается в общей сложности 16 раз, из них лишь в 14 случаях обозначая жизнь вечную). Иисус употреблял выражения «Царство Божие», «Царство Небесное», «жизнь вечная» и просто «жизнь» в качестве синонимов. Например, выражение «войти в жизнь» ( Мк.9:43, 45 ) синонимично выражению «войти в Царствие Божие» ( Мк.9:47 ); «наследовать жизнь вечную» ( Мк.10:17 ) – то же самое, что «войти в Царство Божие» ( Мк.10:23–25 ); «наследовать Царство» ( Мф.25:34 ) – то же, что «пойти в жизнь вечную» ( Мф.25:46 ). Словосочетание «жизнь вечная» дважды встречается в продолжение рассматриваемой беседы: Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:9–16 ). Вопрос Никодима – как это может быть? – последнее, что мы слышим от него перед тем, как он окончательно умолкает. Далее диалог превращается в монолог Иисуса 153 . Никодим же появится в четвертом Евангелии еще два раза – в рассказе об обсуждении первосвященниками и фарисеями деяний Иисуса ( Ин.7:50–53 ) и в рассказе о погребении Иисуса ( Ин.19:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Господь же не укорил их за это, но, напротив, научил их тому, чего они не знали, показав, что как Богу, а не как человеку дано ему отпускать согрешения. Ибо, сказав им: «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле оставлять грехи, – говорит Он расслабленному, – встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он тотчас встал... и пошел..., славя Бога» ( Лк. 5:24–25 ). Через видимое чудо [Христос] удостоверил большее и невидимое. Так [было и] с Закхеем ( Лк. 19:1–10 ), так – с блудницей ( Лк. 7:47–50 ), так – с Матфеем у сбора пошлин ( Мф. 9:9–13 ), так – с Петром, трижды отрекшимся ( Ин. 21:15–19 ), так – с расслабленным, которого Он исцелил и [которому], встретив [его] позже, сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» ( Ин. 5:14 ). Сказав это, Он показал, что из-за греха тот [расслабленный] впал в болезнь, а исцелившись от нее, получил и прощение своих согрешений – не благодаря многолетним просьбам, или посту, или сну на жесткой постели, но только благодаря обращению, непоколебимой вере, отвержению порока, истинному покаянию и многим слезам, как блудница и Петр, плакавшие горько ( Лк. 7:38, 44 ; Мф. 26:75 ). Отсюда начало этого дара – великого и подобающего только Богу и которым Он один обладает. Далее, перед вознесением [Своим] на небеса, Он вместо Себя оставляет это дарование ученикам. Как же передал Он им это достоинство и власть? Исследуем также – кому, и скольким, и когда. Избранным одиннадцати ученикам, когда они были собраны вместе при закрытых дверях. Ибо войдя и став посреди них, Он дунул и сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи... простятся, на ком оставите...останутся» ( Ин. 20:22–23 ). И ничего совершенно не повелевает им по поводу епитимий как тем, которые должны научиться от Святого Духа. 13. Как уже было сказано, святые апостолы по преемству передавали эту власть тем, кто принимал их престолы, так как никто из остальных не смел даже подумать что-либо такое. Таким образом ученики Господа строго сохраняли [за собой] право этой власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Слышали вы, братия, что сказал Господь Спаситель своим ученикам и Апостолам пред вознесением своим на небо? Он говорил им: «не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня; ибо Иоанн крестил водою, а вы, чрез несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сошедшись, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать время и сроки, которые Отец положил в своей власти. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетели в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли» ( Деян.1:4–8 ). Этих слов Господа не объясняю вам ныне: потому что объяснение их вы слышали прежде 24 . «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их». Это краткое описание вознесения Господня можно дополнить из Евангелия того же апостола Луки. В Евангелии св. Лука показал и то, что Господь Спаситель, кроме предложенных теперь слов, говорил и другие слова ( Лк.24:46.47 ), и вознесение Господа изобразил так: извед же их вон до Вифании: и воздвиг руцы Свои, и благослови их. И бысть егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на небо. И тии поклонишася Ему ( Лк.24:50–52 ). Господь выводит учеников Своих до Вифании, на гору Елеонскую ( Деян.1:12 ), чтобы здесь в виду их вознестись на небо. Угодно было Господу избрать то место для своего вознесения, где Он совершил великий молитвенный подвиг; где, среди тяжкого подвига, изнемогало человеческое естество Его; где Он взывал к Отцу небесному: Отче мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия, и в тоже время всецело предавал Себя в волю Отца Своего, говоря: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты ( Мф.26:39 ); где от тяжести подвига бысть пот Его яко капли крове каплющия на землю ( Лк.22:44 ). Это для того, чтобы мы видели, что прославление человечества Его чрез славное вознесение совершилось на месте величайшего Его подвига смиренной молитвы и беспредельного уничижения; чтобы мы видели, что и для нас путь к небесной славе лежит в последовании Господу в Его смирении и уничижении, как заповедал Господь: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет ( Мф.16:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Свидетельство двух последних выступивших на суде с показаниями не было достаточно (Мк. 14, 59). Почему? Может быть потому, что они не соответствовали тем словам, какие произнес Спаситель в Храме и которые могли слышать первосвященники и старейшины: разрушьте Храм сей и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2, 18). А свидетели, расходясь между собой приводили другие слова: Я разрушу... (Мк. 14, 58) и могу разрушить... (Мф. 26, 61). Но скорее всего другое: трудно на этих, не понятных им словах построить серьезное обвинения для приговора к смерти. Для членов Синедриона наступил неприятный, тягостный, можно сказать, тупиковый момент. Выход был найден тем же Каиафой, который после великого чуда воскресения четырехдневного Лазаря первосвященникам и фарисеям, недоуменно вопрошавшим: что нам делать (Ин. 11, 47), сказал: вы ничего не знаете (Ин. 11, 49).Суд, желавший придать законный характер приговору, основания для смертного обвинения так и не нашел. Ночное заседание, длившееся, без сомнения, несколько часов, закончилось почти внезапно. Первосвященник вышел на середину, Обратясь к Узнику, он сказал: что же ничего не отвечаешь? Что они против Тебя свидетельствуют? (Мф. 26, 62; Мк. 14, 60). Этот вопрос ввиду отсутствия свидетельств на Узника не имел реального, т.е. процессуально смысла. Эти слова нужны были Каиафе в качестве психологического вступления к тому, что затем последовало. Каиафа прибег к обычаю, который евреев существовал с древних времен - заклинанию. У этого славянского слова (от корня клятва, по-еврейски - шевуа) несколько значений. В исследуемом нами случае " заклять " означает взять торжественное обещание. Призывание имени Божия имело цель придать действию особую ответственность. Первое упоминание об этом мы встречаем в книге Бытия: умирающий патриарх Иаков заклял сына своего Иосифа похоронить его в гробе, который он выкопал себе в земле Ханаанской (Быт. 50, 5). О заклинании упоминают священные писатели и в других книгах (Нав. 2, 12-13; 3Цар. 22,18; 2Езд. 8, 92). У вопроса была определенная цель - вызвать ответ, который послужил бы основанием для обвинения в богохульстве.

http://pravoslavie.ru/1699.html

Тем самым устраняется херувим с обращающимся пламенным мечом, который некогда преградил вход в рай и к древу жизни ( Быт. 3,24 ). И когда Иоанн еще раз пал к ногам ангела, чтобы поклониться ему, то он снова сказал: «смотри, не делай сего, ибо я сослужитель твой... Богу поклонись» (22, 9). И в последней главе Откровения прямые слова Господа Иисуса Христа также говорятся этим ангелом от первого лица, причем он как бы сливается с Самим Господом 47 . Отдельные черты приведенных мест Апокалипсиса требуют для себя соответственного истолкования и с трудом иногда ему поддаются. Но один основной факт в нем засвидетельствован с громовой силой и окончательной несомненностью: история мира и человечества есть общее дело ангелов и человеков, она не человеческая только, но ангелочеловеческая. Активное участие, которое ангельский мир принимает в жизни человеческой, в Откровении раскрыто воочию, хотя, конечно, все еще не в полном объеме. Это и не соответствовало бы задачам этой пророческой книги, посвященной изображению истории Церкви в ее основных моментах и, в частности, в последние времена. С эсхатологией Откровения в интересующем нас отношении должна быть сопоставлена и евангельская эсхатология. Сюда относится, прежде всего, картина жатвы ангелов в притче о пшенице и плевелах. «Жатва есть кончина века, а жнецы суть ангелы... Пошлет Сын Человеческий ангелов Своих и соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие» ( Мф. 13, 39, 41 ). Подобное же и в притче о неводе: «так будет при кончине века: изыдут ангелы и отделять злых от среды праведных и ввергнут их в печь огненную» (13, 49–50). Этому же соответствует и место св. ангелов при втором пришествии Господа: «придет Сын Человеческий в Славе Отца Своего с ангелами Своими» ( Мф. 16, 27 – Мк. 8, 38 ), «придет Сын Человеческий в Славе Своей и все святые Ангелы с Ним» (25, 31), «в явление Господа Иисуса с неба, с ангелами силы Его» ( 2Фес. 1,7 ), «при гласе архангела» ( 1Фес. 4, 16 ) завеса, отделяющая оба мира, окончательно падет, станет явно единство обоих миров, ангельский мир станет зрим человекам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Суббота 6-й седмицы Великого поста. Воскрешение праведного Лазаря Всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Ин. 11, 27 Лазарь был еврей и фарисей, сын Симона фарисея (Мф. 26, 6), родом из Вифании. Господь часто во время своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого с сестрами его Он любил и называл другом Своим (Ин. 11, 3, 5, 11). Лазарь умер, но Господь воскресил его, придя на четвертый день после его смерти. Услышав о воскресении Лазаря, Иудейские первосвященники говорили об Иисусе Христе: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом (Ин. 11, 47-48). Воскрешение праведного Лазаря Архиерей Каиафа дал Синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе крестной смерти Иисуса Христа: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб (Ин. 11, 49-50). С того дня они решили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где только увидят (Ин. 11, 53). Воскрешение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного (Ин. 12, 10). Лазарь удалился на остров Кипр, где в последствии он поставлен был от Апостолов епископом. Богоматерь даровала ему омофор, сделанный ее руками. Жил Лазарь после воскрешения 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он в Кипре. В IX веке Византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря из Кипра в Константинополь. Протоиерей Г.С. Дебольский, «Дни богослужения Православной Церкви» т.2 Тропарь праздника Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. «Прежде Твоих страданий, желая убедить всех в общем воскресении, Ты из мертвых воздвигл Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа в руках своих знамя победы, вопием Тебе, Победителю смерти: осанна в вышних, благословен грядущий во имя Господне». ( Осанна в вышних – спасение с небес.)

http://pravoslavie.ru/1685.html

Храм (Церковь, Дом Божий) Небеса не вмещают Христа, Бога нашего, вся поднебесная не объемлет Его, и все концы земные не ограничивают Его. Поэтому Псаломник говорит: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, – Ты там, сойду ли во ад, – Ты там пребываешь. Если подниму крылья мои поутру и поселюсь на краю моря, то и там рука Твоя…» ( Пс. 138:7–10 ). Христос, Бог Всемогущий, Своей силой везде находится: на небесах соцарствует Отцу, в аду мучает бесов, в поднебесной соблюдает и устраивает жизнь человеческую. «Ибо мы Им живем, и движемся, и существуем» ( Деян. 17:28 ). Во всей вселенной Он все содержит и управляет всей тварью Своей, как видимой, так и невидимой. Если же Христос Бог наш и везде находится Своею всемогущей и всесодержащей силою, то благословением и благодатью Своею Он не везде присутствует: в одном месте есть, в другом совсем не бывает, а в ином был, но ушел, говоря: «Вот оставляется дом ваш пуст» ( Мф. 23:38 ). «Он воскрес, Его нет здесь» ( Мк. 16:6 ). Где же можно доподлинно узнать место обитания Его? Псаломник говорит: «Господь во святом храме Своем» ( Пс. 10:4 ), – следовательно, Христос Господь наш по Воскресении Своем обитает во святых храмах, созидаемых в Его честь. На это можно было бы надеяться, но доподлинно это не известно, ибо святой первомученик Стефан говорит так: «Соломон же построил Ему дом. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» ( Деян. 7:47–50 ). Святой Стефан! Ты приводишь нас в смущение, когда говоришь, что Всевышний не в рукотворенных храмах живет. Ведь люди благочестивые не станут и созидать храмов Богу, если Бог не обитает в них. Ведь в храмах-то святых только и жить Богу, как в истинных Своих домах. За святого Стефана толкователи отвечают так: Богу не неприятно созидание святых храмов и украшение их, ибо и Давид Духом Святым восхваляет их, говоря: «Я возлюбил благолепие дома Твоего и место селения славы Твоей» ( Пс. 25:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

33 Оторви сердце от мира, и миру не за что будет держаться: «если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8: 10). 34 Если иногда кажется, что ничего не получается, не переживай, – получается! Только не там, где ты ждешь. 35 Если ты закрываешь сердце от людей, то закрываешь его и от Бога. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2: 5). 36 Только смирившись, человек может уверовать в Бога. 37 Чем ближе к людям, тем дальше от Бога. Чем ближе к Богу, тем ближе к людям. 38 Мысли – это не жизнь. Жизнь – это чистое сердце. 39 Не стыдись признаваться, что ничего не знаешь, тем более, что это так и есть. 40 Только глупость полагается на саму себя. 41 Чистое сердце не может быть недобрым. 42 Мир – это мир смерти, в котором тебя не ждет ничего, кроме гибели. 43 Бог – это мир безсмертия, в котором нет ничего, кроме Вечной Жизни. 44 Оставь смерть, выбери Жизнь – Христа. 45 Мир наступает на душу не вещами, а страстями, «ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). 46 Ценность человека состоит в его постоянном поиске Бога. 47 Постящихся и молящихся много, а добрых и кротких – мало. 48 Самые сложные вещи понять проще, чем самые простые, которые понять несравненно сложнее. 49 Поймай свою птицу счастья – легкий, порхающий, безпокойный и непоседливый ум – сетью постоянной внимательной молитвы. Гуруноскиты 50 Нам неприятно не то, что люди поступают нехорошо, а то, что мы о них нехорошо думаем. 51 Важно не то, что ты думаешь о Боге, а то, – пребываешь ли ты в Нем своим сердцем, «ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8: 13). 52 Жизнь в суете – это лики смерти. Жизнь в отречении от суеты – это лик Безсмертия. 53 То, что принадлежит нам, от нас не уйдет, даже если мы будем убегать от него. А то, что нам не принадлежит, мы никогда не догоним, даже если будем за ним гнаться. 54 Те, кто в религии утешаются лишь душевными поверхностными переживаниями, не изменяясь глубоко внутренне, остаются людьми от этого мира; «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5: 20).

http://isihazm.ru/?id=197

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010