Византийскую империю. Буря, поднявшаяся на море, потопи¬ла корабли свирепого противника. Невозможно счесть миллионы и миллионы фактов заступничества Царицы Небесной за род православных христиан, за всех и каждого в отдельности. Некоторые в безрассудстве заявляют, что Священное Писание не говорит о Царице Небесной. Это страшное заблуждение. Евангелие повествует о Пречистой в рассказах о Рождестве Христовом. Оно говорит о Богородице в день Сретения Господня, когда Пречистая принесла Иисуса в Храм (Лк.2:22-35); когда двенадцатилетнего Господа Матерь приводила в храм иерусалимский (Лк.2:42-50); когда Богородица бежала с Иисусом в Египет, спасая Богомладенца от смертоносной опасности свирепого царя Ирода (Мф.2:14). Евангелие рассказывает, как святая Елисавета при встрече с Ней назвала Пречистую Матерь Господа Богородицей. А Сама Приснодева предсказала, что возвеличил Ее Сильный Господь, и отныне будут ублажать Ее все роды человечества (Лк.1:48). Велика милость Царицы Небесной к нам, православным. Например, «Училище Благочестия» доносит до нас среди многих других такой факт. До революции богатый купец отправлялся из дома по делам торговли. Дома осталась жена с малолетним ребенком. Когда женщина провожала мужа, то спросила: «На кого ты нас оставляешь?» — «Я оставляю вас на Матерь Божию, Царицу Небесную», — сказал он. Муж уехал. Наступила ночь, жестокое сердце одного из работников затаило в себе безумное желание убить беззащитную женщину и ребенка и завладеть ее драгоценностями. Злодей, взяв нож, прокрался к спальне, где находилась мать с младенцем. Осторожно приоткрыв дверь, он попытался шагнуть в комнату. Но каково было его изумление: невидимая сила Пречистой непостижимой стеной преградила путь преступнику. Он не мог сдвинуться с места. Растерявшись и озлобившись, бандит стал звать уснувшую женщину и просил подойти к нему, желая поразить ее ножом. И опять же невидимая сила Богородицы удержала спящую, и она, растерявшись, спросонья не сознавая случившегося, сказала преступнику, что если нужно ему в чем – то помочь, то пусть подойдет и попросит. Рассвирепевший злодей стал махать ножом и в страшном озлоблении поразил себя в живот. На его крик собрались многочисленные слуги дома. Несчастный признался в своем преступном намерении и умер на пороге комнаты.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Лат. пер. «царства», но такое чтение ошибочно. 44 Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia XVI: colonna 189220. De dispensatione incarnationis Domini nostri Jesu Christi, et de gratiis per eum vere in ipsum credentibus concessis; necnon quia Deus cum posset multimode hominem a daemonis tyrannide liberare potius hac usus est dispensatione. Quae sancto majoreque Sabbato habita fuit. 45 Эта омилия является в сущности трактатом об Искуплении. 46 «И дикеосини» — что означает: «правосудие, праведность, справедливость, правда». 47 Здесь оригинал (да и латин. перевод) были бы трудны для понимания в непосредственной передаче текста, и мы сочли за лучшее в данном случае передать мысль Святителя в свободном изложении. 48 Эту фразу мы перевели в свободном изложении. 49 Последняя часть фразы мы заимствуем из латинского перевода, потому что греческий оригинал труден для понимания: «и обетования согласно будущему веку». 50 Греческий текст у Миня дефектен; заимствуем из латинского перевода. 51 Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia XVII: colonna 220–236. In qua ostenditur Sabbati et Dominicae mysterium; necnon in Evangelium primae post Pascha Dominicae. 52 Ин. 20:19 сл. 53 «День Господень» (и Кириаки, Dominica) так называется по–гречески и по–латински тот день, который именуется у нас «воскресением». 54 Здесь подчеркиваются такие дела, о которых нельзя сказать, что Бог их начал творить, ибо это такие дела, которые свойственны Богу и поэтому безначальны и т. ск. совечны ему. О них Святитель говорит ниже. 55 Здесь несколько свободный перевод фразы. См. предыдущее примечание. 56 Думается, что здесь Св. Григорий Палама имеет в виду следующие воскресения мертвых: 1) Воскрешение мертвого отрока Прор. Илиею (3 Цар. 17:22). 2) Воскрешение мертвого отрока Пророком Елисеем (4 Цар. 4). 3) Мертвец, прикоснувшийся к костям Пророка Елисея, воскрес (4 Цар. 13). 4) Воскрешение Господом отрока Наинской вдовы (Лк. 7). 5) Воскрешение Господом дочери Иаира (Мк. 5; Лк. 8). 6) Воскрешение Господом Лазаря (Ин. 11). 7) Евангелист Матфей повествует, что немедленно после крестной смерти Спасителя: «многия тела усопших святых воскресли; и вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град, и явились многим» (Мф. 27:52, 53). 57

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Между тем, этот конец вечери предназначен был Спасителем быть прощальным, с прощальной беседой и таинством Тела и Крови Своих, когда все мысли и чувства учеников должны были быть всецело, и исключительно направлены к своему оставляющему их Учителю, и к Его последним заветам. Чтобы предохранить учеников от разрешительного влияния поступка Иуды (самовольного преждевременного ухода с вечери) и служили те же обращенные к Иуде слова Спасителя, которые для них имели уже другой смысл: «Не смущайтесь, Я знаю, куда и зачем он идет и потому не задерживаю его». Намерение Спасителя достигло своей цели; по сообщению ап. Иоанна, ученики предположили, что Иуда имеет поручение от Спасителя что-либо купить к празднику или что-либо раздать нищим ( Ин.13:29 ), и остались спокойными, готовыми к великому моменту прощания со своим Божественным Учителем. Последний акт пастырского попечения Спасителя об Иуде совершился уже в Гефсиманском саду, когда Иуда предательским поцелуем сам непосредственно предал Спасителя в руки врагов. Спаситель не отклонил этого мерзкого поцелуя, но в ответ на него с пастырским долготерпением и снисхождением говорит Иуде последнее вразумление: «Друг, зачем ты пришел?» ( Мф.26:50 ). «… Подумай, зачем ты пришел, ведь ты пришел, чтобы «лобзанием предать Сына Человеческого» ( Лк.22:48 ). Именем «Сын Человеческий» Спаситель всегда указывал прикровенно на свое мессианское и богочеловеческое достоинство ( Мк.14:62 ; Мф.25:31 ). И здесь, называя Себя этим именем, Спаситель говорил Иуде: «Ведь ты предаешь не просто своего Учителя, а обетованного Мессию, Богочеловека». Это было последнее вразумление и призыв к покаянию Иуде, теперь уже после совершения им предательства. «Беззаконный же Иуда» и теперь «не восхоте разумети», так как душа его в этот момент была всецело охвачена страстным нетерпеливым ожиданием вожделенного, теперь уже совсем близкого, момента получения условленных 30 сребреников. 6). Конец предателя О конце жизни Иуды, мы узнаем из Евангелия Матфея. «Когда настало утро, – повествует ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Христос любил всех, но полного единения душ со всеми быть не могло. Ни один евангелист не свидетельствует об обидах других апостолов по поводу того, что Иоанн Богослов был любимым учеником Господним. Сам же Иоанн пишет о себе как об ученике, которого любил Иисус 19 , не называя, впрочем, своего имени. Конечно, так мог сказать каждый, но не каждый чувствовал это на самом деле. Речь идет не об особой любви Иисуса, а об особой душе Иоанна, которая была особенно восприимчива к любви Господа. Христос говорит: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего ( Ин.15:15 ). Когда Иуда поцеловал Иисуса, Тот сказал ему: Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого? ( Лк.22:48 ) — и с горечью добавил: Друг, для чего ты пришел? ( Мф.26:50 ). Христос еще раз напомнил Иуде, от чего тот добровольно отпал: от Его дружбы! Потерять дружбу действительно страшно, ею нужно дорожить! Необходимо дорожить любовью, если мы ее чувствуем, если мы можем сказать о себе: «Я тот, кого этот человек любит!» Слова Христовы: …но Я назвал вас друзьями – стали причиной одного из давних споров православных с баптистами, которые часто твердят о своей «дружбе» с Иисусом. «Верного друга я нашел во Христе!» – поют они на собраниях, а вот православным такие гимны чужды. Мы предпочитаем называть себя рабами Божиими. Так кто же из нас прав? Может быть, действительно, мы упускаем чтото из виду, постоянно вспоминая о рабстве и никогда – о дружбе? Дело в том, что в представления баптистов вкралась существенная ошибка, которую православные инстинктивно чувствуют. Но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего, потому что не вы Меня избрали, но Я ( Ин.15:15–16 ), — говорит Господь. То есть это именно Иисус называет когото другом, Он избирает, а у баптистов получается наоборот: они величают Его своим другом. Это – панибратство, это сродни тому, как если бы младший офицер подошел к генералу и назвал его своим приятелем.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Приступим, свещеноснии 48 , Исходящу Христу из гроба, яко Жениху. И спразднуим любопразднственными чинми 49 Пасху Божию спасительную. Спаситель Сам уподобил Царство Свое Небесное «десяти девам, которые, взявши светильники (τς λαμπδας) свои, вышли навстречу жениху... В полночь... пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились» ( Мф.25:1–10 ). Вот пасхальная полночь. Раздался радостный клич: Христос воскрес из мертвых! Христос, как Жених, сияя выходит из гроба: пойдем во сретенье Ему – со своими лампадами, полными чистого елея. Войдем с ними в божественный чертог славы, «где празднующих глас непрестанный». Если чресла наши препоясаны и светильники горящи ( Лк.12:35 ), мы пройдем за Женихом за врата небесного Чертога славы, где «празднующих глас непрестанный», где тьмы Ангелов и торжествующий собор, и церковь первенцев, написанных на небесах, и духи праведников, достигших совершенства ( Евр.12:22–23 ). С ними спразднуем Пасху Божию, спасительную. «Снова Пасха и ликование! – восклицает св. Афанасий В., – Ибо снова Господь приближает к нам это время; дабы мы, питаясь по обыкновению от словес Его, могли достодолжно совершить это празднество. Но мы будем принимать участие и в той радости, которая на небесах – вместе со святыми: ведь они издавна возвестили о таковом праздновании, а для нас в своих деяниях, яже о Христе, служили примером» 50 . «Мы бодрствуем – не от скорби, но в ожидании Господина, возвращающегося с брака, – чтобы при Его появлении мы обоюдно могли обресть друг друга и немедля возвестить о победе над смертью » 51 . Песнь 6-я Ирмос Снизшел еси в преисподняя земли И сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе! и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба. Знаменитый этот ирмос находится в средоточии пасхального Канона. И песнь победы достигла в нем наивысшей силы своего развития. Песнопевец ведет нас в самое горнило брани, чтобы показать низвержение врага, спасение угнетенных и светлое исшествие Победителя из гнездилища смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Тоже следует сказать о всех подобного рода изречениях Христа. Дабы показать, что Он из Отца, всё это отдал и вменил Отцу и ради чести Своего Отца Сам явил Себя как бы нуждающимся в этом хотя всё соделал по Своей воле. Не существовало необходимости, которая принудила бы Господа снизойти до уничижения, дабы постыжены были говорящие, что Он побеждён был силами мрака. Ведь, силы мрака кричали великим голосом и сказали: „Ты – Сын Божий ( Мк.3:11 )“, и умоляли Его, чтобы не посылал их в геенну. Каким (же) образом победили Его те, кои умоляли Его освободить их от геенны? „И был пот Его, как капли крови ( Лк.22:44 )“. —296— Вспотел, чтобы исцелить болящего Адама. „В поте лица твоего, – говорит, – будешь есть хлеб твой ( Быт.3:19 )“. И в саду молился, чтобы снова возвести Адама в сад. Я призвал вас, – говорит, – бодрствовать со Мной, да не буду предан, поскольку же ныне Я предаюсь, то „спите прочее и почивайте ( Мф.26:45 )“. Иуда начало царства ( Быт.49:10 ) и Иуда истребитель царства. Когда Иуда коварным поцелуем предавал Господа римлянам, то вместе с Ним передал римлянам и долг отмстить за Него. Пришёл нечестивый Иуда, чтобы исчерпать великую бездну (падения) своего, и это Господь, показывая, что Он благ и источник милосердия, кротко раскрыл, говоря: „Иуда, целованием ли ты пришёл предать Сына человеческого ( Лк.22:48 )“? Сим и научает, что Сын Божий не мог быть предан им. „Для чего же ты пришёл, друг ( Мф.26:50 )“? Вражду зовёт дружбой. Господь обращает к нему лицо Своё, коварный ученик приступил к Учителю истины, чтобы поцеловать Его. Извлёк из него дух, который вдунул в него, потому что не хотел, чтобы хищный волк продолжал оставаться среди овец Его. Ибо говорил: „то, что имел, отнято от него ( Мф.13:12 )“. Господь сказал им: „кого вы ищете ( Ин.18:4 )“? – так как, именно, они думали, что Он не может освободиться от рук их. „Говорят Ему: Иисуса Назарянина. Сказал им Иисус: вот Я. Когда при этом Иуда стоял с ними, они отступили назад и пали на землю ( Ин.18:5:6 )“. Против воли преклонились пред Ним, дабы узнать, что Он добровольно отдаёт Себя в руки их. Но не устрашившись силы, которая повергла их, они про-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Повсюду, где есть христиане, славится Пречистое имя Божией Матери, и только сектанты отвергают Ее, не поклоняются Ей, ни молятся Той, Чьими покровом и заступленнием спасается мир. Они считают себя христианами, но как можно, спросим мы их, исповедуй Сына, отвергать Его Пресвятую Матерь! Истинная ли это вера? Вправе ли называться такие люди христианами? Возражения: Сам Христос не почитал (будто) Своей Пречистой Матери, когда сказал: «Кто есть Мати Моя? И кто суть братия Моя? ... Иже бо аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесах, той брат Мой, и сестра, и Мати Ми есть» ( Мф. 12:48–50 ). Эти слова имеют тот смысл, что, кроме плотского родства, есть еще и духовное – «которые не от хотения плоти родились» ( Ин. 1, 12–13 ; 1Ин. 3, 1 ; Петр 1:22–23). По человечеству Иисус Христос был в повиновении у Неё ( Лк. 2:51 ), исполнял Ее просьбы – чудо в Кане ( Ин. 2:1–10 ); заботился о Ней даже на кресте ( Ин. 19:26–27 ). Святой Иоанн Златоуст объясняет: «Без добродетели нет никакой пользы и Христа носить во чреве и родить этот дивный плод. Христос отвечает: Кто Мати Моя, и кто братия Моя? Это говорит Он не потому, чтобы стыдился матери Своей, или отвергал родившую Его. Если бы Он стыдился (Матери Своей), то и не прошел бы сквозь утробу Ея; но желая показать, что от того нет Ей никакой пользы, если Она не исполнит всего должного. Поступок Ее происходил от излишней ревности к правам Своим. Ей хотелось показать народу Свою власть над Сыном, о Котором Она еще не думала высоко, а потому и приступила не вовремя. Итак, смотри, какая неосмотрительность со стороны Ее и братьев! Им надлежало бы войти и слушать вместе с народом, но они зовут Его вон, и притом при всех, обнаруживая чрез это излишнюю ревность к правам своим и желание показать, что они с большою властию повелевают Им. Ужели не было другого времени. Как бы так говорит евангелист. Ужели нельзя было поговорить наедине? Не должно было прерывать беседы Его с народом для дел неважных. Они делали это по одному тщеславию. Но Он так заботился о Ней, что и на самом кресте, препоручая Ее возлюбленному ученику, проявляет к Ней великую заботливость. Так как они думали о Нем, как о простом человеке, и тщеславились, то Он исторгает этот недуг; не оскорбляя, но исправляя. Но ты обращай внимание не на одни только слова, заключающие в себе легкий упрек, но и на неуместную смелость братьев и на Того, Кто упрекал: Это был не просто человек, но Единородный Сын Божий. Он не хотел оскорбить их, но избавить от мучительной страсти, мало-по-малу привести их к правильному о Себе понятию и убедить, что Он не Сын только Матери, но и Господь» (святой Иоанна Златоуст , т. 7, стр. 462–463, на Мф. 12, 46–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

3) Неужели стерпит Он, чтоб избранные Его претерпевали нужду в одеждах, и чтоб сапоги стёрлись на ногах их? Но что то за одежда, которою Он их одевает? Не иная, как которою хвалится Исаия: облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя ( Ис.61:10 ). Что то за веселие? Слушай Сираха: страх Господень слава и похвала, и веселие, и венец радости: Страх Господень возвеселит сердце и даст веселие и радость, и долгоденствие ( Сир.1:11–12 ). Что за страх Господень? Слушай его же: Боящиися Господа не сумневаются о глаголех Его, и любящии Его сохранят пути Его: боящиися Господа поищут благоволения Его, и любящии Его исполнятся закона. Боящиися Господа уготовят сердца своя и пред Ним смирят души своя ( Сир.2:15–17 ). Вот одежда избранных! И не сотворит ли Бог – да будут они всегда ею облечены? И что то за неветшающие сапоги их? Те, о коих говорится: и дадите сапоги на нозе ( Лк.15:22 ), то есть способность ходить по стопам заповедей Христовых. 4) В Древнем Завете посылал Бог хлеб небесный – манну, то есть до сытости: попустит ли в Новом Завете тот же Бог, избранным своим истаевать гладом хлеба животного? И что есть хлеб сей? Не он ли самый тот, о коем говорит Он же: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки. И хлеб, егоже Аз дам, плоть моя есть, юже Аз дам за живот мира ( Ин.6:51 ). Может ли убо отнять у них хлеб сей, когда Он Сам предлагает: приидите, ядите ( Мф.26:26 ). И когда не ядущих – Царствия Небесного отчуждает: аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове его, живота не имате в себе ( Ин.6:53 )? Ο, коль превосходен хлеб сей! О, как непохожа на него манна ветхосенная! Аз есмь, – говорит Сын Божий к Иудеям, – хлеб животный. Отцы ваши ядоша манну в пустыни, и умроша: сей есть хлеб сходяй с небесе, да, аще кто от него яст, не умрет: ( Ин.6:48–50 ). 5) Израильтянам источил Бог воду от камня: затворит ли ныне тот же Бог от избранных своих источник вод, текущих в живот вечный? И кой есть источник сей? Источник сей течёт от камня Христа – Кровь его честная. Един от воин копием ребра Ему (Христу) прободе, и абие изыде кровь и вода ( Ин.19:34 ). Кто причащается достойно пречистой Крови Христовой, тот получит Царствие Небесное. Ядый мою плоть и пияй мою кровь, – говорит Спаситель, – имать живот вечный, и аз воскрешу его в последний день ( Ин.6:54 ). Причащающийся Крови Христовой получит и то блаженное состояние, о коем говорит Спаситель: глаголю же вам, яко не имам пити отныне от сего плода лознаго, до дне того, егда е пию с вами ново во царствии Отца моего ( Мф.26:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

48 . Как часто говорилось, во всех наших деяниях Богом взыскуется намерение [наше] 452 : свершались ли эти деяния ради Него или ради чего-нибудь другого. Поэтому, когда мы хотим сделать что-либо доброе, то будем иметь целью Бога, а не человекоугодничество, дабы нам всегда взирать на Него и все свершать ради Него, ибо иначе мы и [зря] труд понесем, и воздаяния лишимся. 49 . Во время молитвы отжени от ума и простые мысли о вещах человеческих, и созерцания всего тварного, дабы, представляя себе низшие вещи, не отпасть тебе от Того, Кто несравненно лучше всех сущих. 50 . Если мы чистосердечно возлюбили Бога, то через эту любовь отторгнем [от себя] страсти. Ведь любовь к Нему есть предпочтение Его миру и души – плоти. Это означает презрение к мирским вещам и всецелое посвящение себя Богу путем воздержания, любви, молитвы, псалмопения и тому подобного. 51 . Если мы много времени посвящаем Богу и бдительно следим за страстной частью души, то уже не становимся жертвами приражения помыслов. Но более точно постигая причины их и отсекая их, мы становимся [духовно] более зоркими 453 , так что исполняются в нас слова: И воззре око мое на враги моя, и востающыя на мя лукавнующыя услышит ухо мое ( Пс. 91:12 ). 52 . Когда видишь, что ум благочестиво и праведно вращается в мыслях о мире, то знай, что и тело твое пребывает чистым и безгрешным. Но когда ты зришь ум свой мысленно предающимся грехам и не отсекаешь [их], знай, что и тело твое не замедлит впасть в них. 53 . Как тело имеет миром [своим] вещи, так и ум имеет [своим] миром мысли 454 . И как тело впадает в блуд с телом женщины, так и ум прелюбодействует с мыслью о женщине, через мечтание своего тела. Ибо в мысли он зрит образ своего тела, совокупляющийся с образом женщины. Равным образом в мысли он видит образ обидчика, которому мстит образ его тела. Так же обстоит дело и с другими грехами. Ибо что тело действительно совершает в мире вещей, то и ум совершает в мире мыслей. 54 . Не должно содрогаться, изумляться и удивляться тому, что Бог Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну ( Ин. 5:22 ). Сын же вопиет: Не судите, да не судимы будете ( Мф. 7:1 ) и Не осуждайте, и не будете осуждены ( Лк. 6:37 ). Подобным же образом [говорит] и Апостол: Не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь ( 1Кор. 4:5 ). И еще: Тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя ( Рим. 2:1 ). Но люди, перестав плакать о собственных грехах, забрали суд у Сына и сами, словно безгрешные, судят и осуждают друг друга. Небо ужасается сему ( Иер. 2:12 ), и земля трепещет, а они, бесчувственные, не стыдятся!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Лк.22:45 .  Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали Лк.22:46 .  и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Как евангелист Лука сократил рассказ первых двух евангелистов о молитве Христа, так естественно Он упоминает теперь о приходе Христа к спящим ученикам как о единократном, причем увещание, обращенное к ним Христом, представляет собой повторение содержащегося в 40-м стихе. «Спящими от печали». Бывает, что глубокая печаль ввергает человека в сон, это и отмечено у древних классических писателей. Все-таки, несмотря, так сказать, на то, что печаль несколько извиняла учеников, по представлению евангелиста Луки, однако и у него сохранены слова Христа: «вы спите?» Это слова, в которых нельзя не видеть некоторого упрека ученикам за то, что они поддались сну в такое тяжелое для их Учителя время. Ср. Мк.14:37 , где за это уже прямо высказан упрек Симону. Лк.22:47 .  Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Лк.22:48 .  Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? Лк.22:49 .  Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? Лк.22:50 .  И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. Лк.22:51 .  Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его. Лк.22:52 .  Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? Лк.22:53 .  Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы. История взятия Христа воинами в целом примыкает к повествованию об этом евангелиста Марка ( Мк.14:43–52 ; ср. Мф.26:47–56 ). «Иуда! целованием ли...» (стих 48) Этот вопрос по существу сходен с вопросом, сохранившимся в Евангелии Матфея ( Мф.26:50 ; евангелист Марк совсем опускает обращение Христа к Иуде). Господь указывает Иуде на то ужасное противоречие, какое заключается между его действием внешним – поцелуем, который должен свидетельствовать, кажется, о любви Иуды ко Христу, и внутренней целью прихода Иуды – намерением предать своего Господа. При этом Господь называет Себя «Сыном Человеческим», т.е. Мессией, показывая этим Иуде крайнюю гнусность его поступка, так как, предавая Мессию, он этим самым идет против заветных чаяний своего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010