76 См. системат. Свод существ. Законов 1816г. т.2 Горюшкина руководство к познанию росс. Законодательства. 1. Стр. 136 и след. Вельяминова-Зернова начертание росс. Частного граждан. Права. Ч.1. стр.114 и след. 83 С. 17. de nupt. (5:4). Cod. Justin. eclog. 12, 2. Кормч. Леона и Консть. зач. 2. Гл. 2. М. Blastar. syntag. lit. cap.8. 87 См. выше Амвория, Августина, Василия вел. Тоже говорят законоведы. Theodor. contuar. capitul. cap.24.139. 88 Concil. agath. an 506. concil. epaon. an. 517. can.30. council. arvern. 535. can.12. council. turon.2. an.567. can.21. council. antisid. 378. can.31. 90 Prochir. 7,4.39.72. Eclog. 12,2. Basilic. 28,5;1.60,37;77 сн. Кормч. зак. град. гр.7 гл.4. гр.39. гл.73. Леона и Комст. зач.2. гл.2. 92 Ap. Leunclav. In jure grace. 1. pag.204. Balsamon. ad Photii nomoc. lit. 13. cap.2 Кормч. гл.50. л.241. 95 Harmenop. lib.2. sub nomine Nicephor. Botan. Balsamon. Loco cil. Leunclav pag.165–167. В Кормчей нет. cf. Math. Blastar. lit.b. cap.8. 96 Digest. 23,2 de nupt. const. 3. lib. 38,10. de grad. cognat. const. 4. cod. 5,4. de nupt. const. 17. 99 Cod. Theod. 3,12. de incest. nupt. 2.4. Cod.Justin.5,5. const.5.8.9. cf. Prochir.7,10.39,69. Eclog.12,2.28,14. Кормч. зак. град. 7,10:39,69. Леона и Конст. зач. 2 гл.2. зач. 16. гл.13. 102 Decis. part. Nicolai 4 (1148–51). Jmper. Alexia nov. ap. Leunclav. pag. 134. Decis. Part. Nicolai 3 (1084–1111), – ap. Leunclav. pag. 215. 216. cf. balsam. ad Photii nomoc. lit. 13. Cap.2. M. Blastar. syntag. Lit.b. cap.8. 114 См. замечательное рассуждение об этих степенях родства Дмитрия Синкелла, митрополита кизического Leunclav. pag. 397. Кормч. гл.51. л.242 об. 116 Кормч. гл.50. л.202. М. Властарь замечает: «здесь (в родстве трехродном) нет нужды высчитывать степени, а надобно смотреть, есть ли и нет прямое запрещение известного брака в законах. Особенно же дозволительные браки начинаются с 4-й степени». Blastar. syntagm. 3. cap.8. cf. Demetrii cyzic. responsio ap. Leunclav. pag. 406. 122 Balsamon. ad can.53. trull. et ap. Leunclav. In respons. 1. pag. 384. Кормч. гл.50. л.220 и след. M. Blastar. syntagm. b. cap.8.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

13 Δι τ πολλκις συμβανειν γνεσθαι τ πσχα ξω, как читаем в некоторых греческих кодексах напрестольною Евангелия. 14 Соответственно с этим, очевидно, толкованием в «Православном календаре» на 1916 год на воскресенье 25 сентября (неделю спустя после Недели по Воздвижении) назначается знаменитое зачало 62 от Матфея («О жене хананеянке»). Должно, впрочем, заметить, что и на предшествующие этому воскресенью будние дни назначены не Лукины зачала, а зачала 17-й седмицы Матфеевой. Таким образом, Устав о начале Лукиных зачал здесь всецело игнорируется. 15 Неделя праотец также имеет постоянное зачало (Луки зач. 76 – о званных на вечерю), но оно взято из ряда Лукиных Недель (28-я=11-я). 16 Но при этом следует иметь в виду, что само Рождество Христово может случится в Неделю и тогда устранение рядового зачала неизбежно. 17 Несмотря на такую ясность приведенного указания, Глизоний в своих таблицах всегда ставит зачало 17-й Недели Матфеевой после Недели о Закхее, непосредственно перед Триодью! 18 Мы видим таким образом, что не было никакого основания читать 17-е Матфеево недельное зачало в текущем году 17 января: как потому, что в нем не было надобности, так и потому, что 6 сентября в этом же церковном году совершилась такая редкость, как чтение этого зачала на ряду. 19 В начале статьи было упомянуто, что, по мнению Преосвященного Пахомия, в текущем году 17 января следовало читать евангельское зачало Луки 85 – о десяти прокаженных. Это зачало есть 12-я Неделя Лукина и должно быть прочитано еще до Рождества, именно перед Неделей праотец: в эту последнюю Неделю всегда читается 11-е Лукино воскресное зачало (зач. 76 – о званых на вечерю), рядовое же зачало 12-й Недели (зач. 85 – о десяти прокаженных) становится на место зачала Недели 11-й. Таким образом, зачало 12-е (29-е) не снимается с очереди. Но Преосвященный Пахомий следует таблицам Глизония. Глизоний же делает в ряду Лукиных Недель много перестановок. Так, 7-я Неделя у него иногда читается прежде 3-й, а 6-я всегда прежде 5-й, после 9-й всегда следует 13-я, которая, появившись преждевременно, устраняет из ряда упомянутое зачало 12-й Недели, и оно оказывается непрочитанным. Вот почему у Глизония оно (зачало 12-й Недели. – Ред.) и появляется в промежуточные перед Триодью Недели. Однако все-таки непонятно, почему оно, для нынешнего года, вступило в очередь прежде 14-й Недели, зачало которой (93-е) тоже не читано. Упомянутые перестановки Недель у Глизония, к сожалению, ничем не обоснованы и потому представляются произвольными.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

По исполнении тропарей диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 6-й: «Видеша Тя воды, Боже…»; стих: «Гласом моим ко Господу воззвах…». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (гл. 1). Диакон: «Премудрость». Чтец: «Деяний святых апостол чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Деян., зач. 42). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Марка святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мк., зач. 1). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропарь: «Господь Бог благословен…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струях днесь Иорданских…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Чтец – «Аминь» и молитву: «Владыко Боже, Отче Вседержителю…». Чтец: «Приидите, поклонимся…» (трижды), и начинает 6-й час. Во время чтения псалмов 6-го часа (73-го, 76-го и 90-го) иерей с диаконом (по Типикону – диакон) совершают малое каждение храма, как на 3-м часе. По окончании 90-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан…», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Яко не имамы дерзновения…». Певцы поют тропари праздника со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 8-й: «Тако глаголет Господь…», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих, глас 6-й: «Сего ради помянух Тя…», 1-й лик – тропарь, глас тот же: «Днесь псаломское пророчество…». Чтец – стих: «Видеша Тя воды, Боже…», 2-й лик – тот же тропарь. 1-й лик – «Слава» – тропарь, глас 5-й: «Что возвращаеши…», 2-й лик – «И ныне» – тот же тропарь.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

" Поемше Иисуса и ведоша и, нося крест свой, изыде в глаголемое Лобное место» (Иоан. зачало 6, Глава 19, стих 17. Матф. зач. 112., гл. 27, ст. 32. Марк. зач. 67, гл. 15, ст. 21). 31. Как в старопечатном Октоихе высказывается мысль, что крест Христов, сделан был из трех дерев? «На кипарисе, и кедре, и певге взошел еси, Агнче Божий» (Октоих, Глас третий, среда). 32. Как в старопечатной богослужебной книге высказывается мысль, что крест Христов сделан был из одного дерева? «О треблаженное древо, на немже распяся Христос» (На Воздвижение креста ирмос). 33. Как в Соборнике высказывается мысль, что крест Христов сделан был из одного дерева, из дуба? «О дубе блаженный, егоже царие чтут, властели же и вельможи любят, мужие и жены и все естество, и тварь человеческая стража имать; его же ужасаются беси и диавол трепещет; его же ангели хвалят, небеса благословят и церкви поют на нем распеншагося Господа Иисуса Христа» (Соборник лист. 495). 34. В православной церкви почитается ли крест восьмиконечный? В православной церкви, с одинаковым благоговением, и перед четвероконечным и перед восьмиконечным крестом поют: «кресту Твоему покланяемся, Владыко». 2. О молитвенном, троеперстном сложении руки для крестного знамения 35. Что написано в Соловецкой Челобитной о троеперстном сложении руки для крестного знамения? «В новых книгах напечатано по Дамаскинову преданию: велено нам креститься щепотью, треми персты» (Соловец. челоб. лист. 76). 36. Какое сложение руки для крестного знамения названо в Соловецкой Челобитной щепотью? Щепотью названо в Соловецкой Челобитной троеперстное сложение руки, в котором большой палец соединяется с указательным и великосредним, а безымянный и мизинец пригибаются к ладони. 37. Из чего видно, что щепоть нисколько неукоризненна? Щепотью, то есть первыми тремя перстами, пророки, апостолы и евангелисты держали трости для начертания богодухновенных писаний своих. Щепотью, то есть первыми тремя перстами, священник берет стопку для помазания елеем при крещении и часть Святых даров при совершении Божественной литургии. «Егда влиеши елей в купель, … возьми масла стопкою треми персты и помажи отроча» (При Иноч. потребн. номоканон. Правило 199). «Иерей, прием горнюю часть треми персты обеих рук, творит с нею крест вверху святаго потиря» (Служебн. 1635 г. лист 134 на обороте).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

По исполнении тропарей диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 6-й: «Видеша Тя воды, Боже...»; стих: «Гласом моим ко Господу воззвах...». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (гл. 1). Диакон: «Премудрость». Чтец: «Деяний святых апостол чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Деян., зач. 42). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Марка святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мк., зач. 1). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропарь: «Господь Бог благословен...», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струях днесь Иорданских...». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Чтец – «Аминь» и молитву: «Владыко Боже, Отче Вседержителю...». Чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды), и начинает 6-й час. Во время чтения псалмов 6-го часа (73-го, 76-го и 90-го) иерей с диаконом (по Типикону – диакон) совершают малое каждение храма, как на 3-м часе. По окончании 90-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан...», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Яко не имамы дерзновения...». Певцы поют тропари праздника со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 8-й: «Тако глаголет Господь...», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих, глас 6-й: «Сего ради помянух Тя...», 1-й лик – тропарь, глас тот же: «Днесь псаломское пророчество...». Чтец – стих: «Видеша Тя воды, Боже...», 2-й лик – тот же тропарь. 1-й лик – «Слава» – тропарь, глас 5-й: «Что возвращаеши...», 2-й лик – «И ныне» – тот же тропарь.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-18/

По исполнении тропарей диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 6-й: «Видеша Тя воды, Боже…»; стих: «Гласом моим ко Господу воззвах…». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (гл. 1). Диакон: «Премудрость». Чтец: «Деяний святых апостол чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Деян., зач. 42). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Марка святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мк., зач. 1). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропарь: «Господь Бог благословен…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струях днесь Иорданских…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Чтец – «Аминь» и молитву: «Владыко Боже, Отче Вседержителю…». Чтец : «Приидите, поклонимся…» (трижды), и начинает 6-й час. Во время чтения псалмов 6-го часа (73-го, 76-го и 90-го) иерей с диаконом (по Типикону – диакон) совершают малое каждение храма, как на 3-м часе. По окончании 90-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан…», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Яко не имамы дерзновения…». Певцы поют тропари праздника со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 8-й: «Тако глаголет Господь…», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих, глас 6-й: «Сего ради помянух Тя…», 1-й лик – тропарь, глас тот же: «Днесь псаломское пророчество…». Чтец – стих: «Видеша Тя воды, Боже…», 2-й лик – тот же тропарь. 1-й лик – «Слава» – тропарь, глас 5-й: «Что возвращаеши…», 2-й лик – «И ныне» – тот же тропарь.

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-18/

Горе тому, кто не предавался подвигам, потому что он предан будет неумолимым Ангелам (40,945). Можно ведь, живя и в городе, подражать любомудрию пустынножителей, (и замужняя) и семейная может и молиться, и поститься, и приходить в умиление (38,572). Вступи на путь, ведущий к Небу, вступи на путь и тесный, и узкий (33,48). Надобно подвизаться, пока мы еще на поприще, а по окончании земной жизни бесполезно плакать и рыдать (41,230). Жила в Александрии одна монахиня, постилась, молилась, ночи проводила в бдении и много раздавала милостыни. По искушению диавола один юноша воспылал к ней блудной похотью. Не давал ей прохода, нашептывал ей всякие мерзости, так что ей нельзя стало выходить из дома. Однажды монахиня позвала этого юношу в дом и спросила: «Чем же я так привлекла тебя?» «Глаза твои пленили меня», – ответил юноша. Услышав это, монахиня взяла гребень и в присутствии юноши выковырнула себе глаза. Пораженный ее поступком, юноша удалился в скит и стал добрым монахом (70,76). СРЕДА. Лк. Зач. 37. (8,22–25) О ПАМЯТИ БОЖИЕЙ Бога имей началом и концом всякого дела (12,209). Поскольку единственное охранение и врачевство души – с любовью памятовать о Боге и держаться всегда добрых мыслей, то не будем отлагать такового рачения (30,335). Если хочешь непрестанно памятовать о Боге, то не отвергай злоключений, будто неправедных, но переноси их как праведно тебя постигающие. Ибо терпение каждым случаем пробуждает память о Боге… (61,550). Блажен, кто всегда имеет в себе памятование о Боге, потому что на земле будет он всецело, как Ангел небесный, священнодействовать Господу со страхом и любовью (22,525). Кто всегда перед очами имеет Господа, тот совершеннейшим страхом отражает от себя пристрастие к видимому (24,230). Кто Тебя, Господи, имеет перед очами, того не обольстит никакой грех; кто на Тебя взирает, у того ничем другим не возмущается дух (25,148). Когда утверждено в сердце памятование о Боге, недейственными остаются замыслы сопротивника – диавола… (46,356)… Ни в какое время не следует нам изгонять из своей души памятование о Боге, но твердо хранить в совести, быть в постоянной бдительности и никогда не давать себе покоя, но, зная ярость врага, заграждать ему все входы (памятью о Боге)… (35,83).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Надобно стяжать истинное смирение сердца, которое состоит не в притворстве наружном и на словах, а в искреннем уничижении духа. Оно проявится в ясных признаках терпения не тогда, когда кто сам не будет тщеславиться своими пороками, невероятными для других, но когда не оскорбится, если припишут ему другие, и с кротостью сердца, благодушием перенесет обиды, причиненные другими (50,505). ВТОРНИК. Мк. Зач. 64. (14,10–42) О ГРЕХЕ – СМЕРТИ ДУШИ Проливай слезы о грехе – это душевный недуг, это смерть души бессмертной (4,73). Хотя каждый дарованный мне Богом член и сам по себе полезен и для полезной дарован цели, однако же грех обратил его для меня в оружие смерти (11,305). Мне и малые проступки кажутся достойными слез, потому что грех есть отчуждение от Бога. Как же могу стерпеть, когда утрачиваю Бога? (12,193). Грехи, имея в себе скрытую погибель, желательными кажутся на первый взгляд по какому-то обольщению для неосмотрительных, столько же привлекательными, сколько и дело доброе (для внимательных) (14,158). Кто презирает подвиг против грехов, тот готовит себе муку (31,87). Горе нам, что мы стыдимся грешить в присутствии людей, но не трепещем, поступая нечестиво и согрешая пред очами Бога, Который зрит сокровенное (31,192). (Малыми) грехами, как неважными, каждый пренебрегает, думая, что о них и не спросят. Но ими-то и уловляет нас диавол (22,33). Если уязвит тебя стрела лукавого врага, нимало не впадай в отчаяние, напротив того, сколько бы раз не был ты одолеваем, не оставайся побежденным, но тотчас вставай и сражайся с врагом, потому что Подвигоположник всегда готов подать тебе Свою десницу и восставить тебя от падения (24,76). Трепещи, грешник, грядущего Суда; со скорбью и слезами прибегни к покаянию. Пока приемлется еще молитва, молись здесь, чтобы быть тебе принятым там. Молись, пока не пришла и не увлекла душу твою смерть, тогда напрасны всякая молитва и моление, тогда бесполезны и слезы (35,305). Всякий нераскаянный грех есть грех к смерти (24,112). Пролей, грешник, токи слез о подавляющем тебя грехе и, рыдая, как мертвеца, предай его погребению, и грех бежит от тебя (25,155).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Стало быть, заключают беспоповцы, прощать, разрешать грех может всякий, не только священник, но и мы, обидемии. Но слово прощать, разрешать, в котором заключается здесь вся сила доказательства, не имеет никакого отношения к таинству покаяния. В таинстве покаяния, по неложному обетованию Господа, разрешение священника сопровождается разрешением самого Бога грехов, пред законом Его содеянных. В приведенных же местах говорится, с одной стороны, что разрешающий, прощающий другим сам заслуживает прощения от Бога, тогда как в таинстве покаяния прощается Богом не тот, кто разрешает, а тот, кого разрешают, т. е. кающийся грешник. По сему и блаженный Феофилакт поясняет, что словами этими Господь научает нас быть незлопамятными, ибо Он более всего ненаведит безжалостность и зверство 709 . С другой стороны, там, где говорится о разрешении прегрешений, (зач. 76), речь идет о прощении личных обид и оскорблений; ибо сказано и мы «обидемии» можем разрешать; аще согрешит в мя брат мой – спрашивал апостол Петр. Между тем, на исповеди кающийся является не как обидящий духовника; он раскаивается в грехах не против него содеянных, а против Бога. По словам же блаж. Феофилакта, «аще Богу согрешит, не могу аз препростый простити его, но аще кто Божий чин имеяй священнич». И в другом месте он пишет: «Смотри же ми иерейскаго чина, яко божественен есть: Богу бо еже отпущати греха, онем же сие дадеся. Тако убо чествуем тыя яко Бога, аще и недостойни суть. Что сия? Божия бо дара суть слуги, и благодать действует ими, якоже и ослом Валаамлим глагола» 710 . Выражения, что власть прощения грехов принадлежит только лицам священным, настолько ясны, что некоторые учители беспоповства сами сознаются в этом. Сочинитель «Щита» прямо говорит, что «неосвященный, приемля исповедание точию от божественных писаний рассуждение», т. е. совет, наставление, «кающемуся подает, а властительски не разрешает " 711 . При этом он старается доказать только то, что принимать исповедь грехов может и инок, и мирянин, а также и подавать кающемуся добрый совет, что такая исповедь – дело хорошее, так как может содействовать обращению грешника от заблуждения 712 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Но горе тем, которые плачут, но не перестают грешить и потому лишают себя пользы, происходящей от плача (31,195). Как воск тает от огня, так и плач легко истребляется от молвы, попечений телесных и наслаждения, в особенности же от многословия и смехотворства (54,76). Мы не будем обвинены… при исходе души нашей за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли ведения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали непрестанно о грехах (54,87). СУББОТА. Мк. Зач. 8. (2,14–17) О ПОКАЯНИИ Покайся, грешник, смело полагаясь и взирая на безмерное человеколюбие Христа, сказавшего: «Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние ( Мк. 2, 17 ) (22,57). Истинно кающийся не полагает, что труд его служит заменою прежних грехов, но им умилостивляет Бога (51,32). Как земля без семени и воды не может приносить плода, так и человек не может совершить покаяния без смиренномудрия и удручения тела (31,79). Совершенное покаяние состоит в том, чтобы более не делать тех грехов, в которых мы каемся или в которых обличает нас совесть, а доказательством, что они прощены нам, служит то, если истреблено из наших сердец и расположение к ним… Итак, в совести нашей есть неложный свидетель, который еще прежде Суда уверяет нас об окончании покаяния и даровании нам прощения… в том, что нам прощены прежние грехи, должно уверять нас то, если истреблены из сердец наших желание их и пристрастие к настоящим удовольствиям (50,531). Иному помысл нередко внушает и говорит: «Ты молод еще, в старости своей покаешься». И если достигнет старости, опять представляет ему помысл: «Теперь ты состарился и имеешь нужду в покое». Необходимо же ежедневно работать Господу со страхом и трепетом, ибо кто сказал нам, что доживем до старости? Если и доживем до старости, да будет ли у нас добрый помысл, если с сего времени нерадим о своем спасении (23,217). В покаянии состоит духовная лихва, потому что покаяние жнет, чего не сеяло. Тело сеет тление, а покаяние… посевает доблестное житие (24,154).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010