государей являются князья и цари страстотерпцы , принявшие смерть за исполнение заповедей Христовых, но не принуждавшихся к отречению от веры. В подвиге страстотерпчества Б. князь добровольно совлекался власти и воинской силы, шел на вольное обнищание, страдание и мученическую смерть ради совершенного исполнения Евангелия, приносил себя в жертву, подражая крестному подвигу Христа Спасителя (ср.: Фил 2. 5-11). Убиение Б. князя (царя), покровителя Православия, рассматривается Церковью как явление духовной брани, в к-рой убиенный государь выступает служителем и мучеником Христовым. Среди Б. князей страстотерпцев - первые канонизированные рус. святые братья Борис Ростовский и Глеб Муромский († 1015, пам. 24 июля). Их почитание связано не только со страстотерпческой кончиной, но и с небесным заступничеством, к-рое они оказывали Русской земле после своей кончины, напр., в битве кн. Александра со шведами на Неве 15 июля 1240 г., в битве кн. Димитрия с монголо-татарами на Куликовом поле 8 сент. 1380 г. и др. К Б. страстотерпцам относятся также Андрей Юрьевич Боголюбский († 1174, пам. 4 июля), кн. владимиро-суздальский; Михаил Ярославич († 1318, пам. 22 нояб.), кн. тверской; Димитрий († 1591, пам. 15 мая), царевич московский; царственные страстотерпцы имп. Николай II , имп. Александра Феодоровна , цесаревич Алексий , царевны Ольга , Татиана , Мария , Анастасия († 1918, пам. 4 июля) и др. В оценке мученического и страстотерпческого подвигов Б. государей Русская Церковь едина в духовном опыте с др. Поместными Церквами. К лику Б. цариц примыкает также ряд святых жен, чей подвиг не был связан с возглавлением народа Божия, но к-рые являлись царицами в языческих гос-вах. Таковы Есфирь (V в. до Р. Х., пам. в Неделю праотец), супруга персид. царя Артаксеркса ; мц. Дросида , (II в., пам. 22 марта), дочь имп. Траяна ; мц. Александра царица (IV в., пам. 23 или 21 апр.) и др. Лит.: Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903; Минея (МП): Май. Ч. 3. С. 360-363; Федотов Г. П. Святые древней Руси. М., 1990. С. 89-108; Тальберг Н. Д. Святая Русь. СПб., 1992. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: ВЕЛИКОМУЧЕНИКИ святые, относимые к лику мучеников, претерпевшие особо жестокие и продолжительные страдания и смерть за Христа АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/149259.html

19 . Мчч.: Хрисанфа и Дарии и с ними: Клавдии, Иларии, Иасона и Мавра, мч. Панхария. Из жития св. Хрисанфа видно, какое громадное влияние на душу оказывает слово Божие, особенно Евангелие и Апостол: чтение последних книг не только привело Хрисанфа, язычника, к христианству, но и к венцу мученическому. Между тем раскольники, считающие себя истинными христианами, не любят пользоваться им и предпочитают ему святоотеческие писания и даже свои цветники. 20 . Прпп. отец, в обители св. Саввы убиенных: Иоанна, Сергия, Патриция и пр.; свт. Никиты исповедника, архиеп. Аполлониадского; мцц. Фотины Самаряныни и 7 жен (дев): Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулиании, Евфимии и Феодосии. 21 . Прп. Иакова, епископа и исповедника; свт. Фомы, патр. Константинограда; свт. Кирилла, еп. Катанского. 22 . Свщмч. Василия, пресвитера Анкирской церкви; прп. Исаакия, мц. Дросиды. Чтобы оправдать свою мысль о возможности получить спасение без причащения св. Тайн, раскольники-безпоповцы указывают на пример мч. Дросиды († II в.). Действительно, мч. Дросида, дочь царя Траянина, ни разу не причащалась св. Тайн, по исключительно потому, что жила после крещения не долго (7 дней) и не имела возможности причаститься. При том же она не отвергала нужды в причащении и принадлежала к той Церкви, которая всегда и о всех своих чадах приносит безкровную жертву, а раскольники-безпоповцы отвергают нужду в причащении и принадлежат к такому обществу, которое не имеет силы принести безкровную жертву. Значит, пример мч. Дросиды не оправдывает их. 23 . Прмч. Никона и 199 учеников его; прп. Никона, игумена Печерского; мчч.: Филита синоптика (сенатора), жены его Лидии и чад их: Македона, Феопрепия, Кронида коментарисия и Амфилохия дукса (вождя). Св. прмч. Никон, воспитанный своим отцом в языческой вере, несмотря на старание матери, не хотел перейти в христианство . Однажды, отпуская его на войну, мать на прощанье сказала ему: «сын мой! если на войне случится тебе быть в опасности, то оградись крестным знамением и тогда не поразит тебя ни копье, не меч». Вспомнил Никон слова матери, когда в пылу сражения очутился в неминуемой беде (был окружен неприятелями), совершил крестное знамение и – остался победителем. Не ясно-ли отсюда, какую спасительную силу имеет крестное знамение и как несправедливы сектанты, отвергающие значение его?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

же мученица Дросида, дочь царя Траяна, после крещения жила только семь дней и не имела возможности принять таинства причащения. Относительно Марии Египетской несомненно известно, что она пред своим удалением в пустыню причастилась таин Христовых в Предтечевой церкви на Иордане и пред своею кончиною от св. старца Зосима (Прол. апр. 1 дня). Точно также и относительно преп. Феоктисты мы знаем, что она пред своею смертию прнчастилась Христовых таин, принесенных ей, по ее просьбе, некиим ловцом (Прол. нояб. 9 дня). Что же коснется большинства остальных примеров святых, то хотя в житиях их прямо и не говорнтся о причащении их, но это молчание не только не дает права заключать, что они действительно не причащались, но показывает противное. „Обычай есть божественному Писанию, говорит преподобный Иосиф Волоцкий, еже святых жития и повести писати. И нужнейшие вещи писанию предавати, ненужная мимо тещи. Ничтоже бо нужнейши есть божественного крещения и причащения св. Христовых таин; но во множайших житиях апостольских и мученических и отеческих не явлено есть о сем. Егда убо не вся крещени быша, или не вси причащахуся апостоли и мученицы и преподобные отцы наши? Ей, вси убо крестишася и вси причащахуся. Но сего ради списателие умолчаша о сем, ведяще, яко не нужно есть о сих писати, еже вси человецы ведять, яко не мощно есть христианину именоватися, аще не будет крещен или не причащается св. Христовых таин“ (Слово II, о иноческ. житии, стр. 494 – 495; Казань 1857 г.). Таким образом примеры, приводимые беапоповцами ия житий святых, в историческом отношении не ногут быть признаны вполне верными, а отсюда и общая мысль беспоповцев, что многие св. мученики и преподобные спаслись без причащения св. таин, оказывается преувеличенною. 2) Свидетельства, приводимые беспоповцами, двоякого рода в одних говорится, что, в случае невозможности причаститься чувственно, можно ограничиться одним желанием причащения и получить спасение, а в другом говорится о духовном причащении и о духовной жертве.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Наталья 15 декабря 2020, 15:36 15.12.2020 диакон Вячеслав Седых, клирик храма Илии пророка в Обвденном переулке (Москва). Ковид. Наталия 14 декабря 2020, 19:21 12 декабря 2020 года на 72 году жизни скончался клирик Шуйской епархии, настоятель храма Николая Чудотворца села Хотимль иерей Александр Поздняков. 14 декабря 2020 года на 68 году жизни скончался клирик Бийской епархии, настоятель храма святой мученицы Татианы села Новотырышкино иерей Николай Бессонов. Наталья 14 декабря 2020, 18:42 21.11.2020 - почила Монахиня НИНА (Божич), 66 лет - Печская Патриархия, Косово и Метохия, Сербия. Осложнения от корона вируса. 05.12.2020 - отошел ко Господу Архимандрит Иоанн (Еленков) , 62 года - монастырь Рождества Святого Иоанна Предтечи на Петрлашу, Косово. Наталья 14 декабря 2020, 16:06 13 декабря отошел ко Господу иеромонах Феодосий (Ушаков), ученик архим. Матфея Мормыля, регент, 55лет, Москва. Наталия 14 декабря 2020, 14:16 Утром 13 декабря в Мордовии скончался благочинный церквей II округа Ковылкинского района протоиерей Василий Лысенко. Батюшке было 57 лет, из которых почти 30 он посвятил служению в Церкви. О смерти протоиерея сообщили в Саранской епархии, отметив, что он «отошёл ко Господу в день памяти апостола Андрея Первозванного. Наталья 13 декабря 2020, 21:12 Отошли ко Господу монахини Дросида- 09.11.2020, Варахиила - 11.11.2020, Селафиила - 13.11.2020 и Сусанна - 21.11.2020. Сестры монастыря в Шамордино скончались от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией. Наталья 13 декабря 2020, 18:31 5 декабря умер от ковида-19 первый афонский монах с монастыря Констамонит Галактион, 76лет. Наталья 13 декабря 2020, 08:39 11 декабря га Святой Горы Афон после продолжительной болезни, развившейся вследствие перенесенной много лет назад инфекции, в возрасте 64 лет скончался отец Епифаний из кельи Милопотам Наталия 12 декабря 2020, 21:00 11 декабря 2020 года на 66-м году жизни отошел ко Господу штатный клирик Троицкого храма села Арефино Вачского благочиния протоиерей Вячеслав Орлов (сообщает сайт Выксунской епархии).

http://pravoslavie.ru/133481.html

Блаженна душа, просиявшая в мире жизнью, подобной ангельской! 12 Евсевий о жизни Константина, кн. 4, § 26, 28. Св. Елена в Иерусалиме «дев, вписанных в списки церковные, приглашала к своему столу и, служа им сама, приносила на стол яств». Сократа Ист. 1, 17. Послания св. Климента Римского к девственницам, известные Иерониму и Епифанию, известны и ныне. 14 Иночествующие приняли образ жизни от св. Евангелиста Марка, первого первосвященника Александры, жили не только так, как пишется в Деяниях Апостольских о первых верующих: «всё у них было общее, но стремились к высшей жизни, удалялись в скрытые загородные места и, проводя жизнь в строгом воздержании, изумляли язычников». 15 Первомученица Фекла за любовь к детству и вере страдала от матери и градоначальника, сент. 24. Св. м. Лукия принадлежала к «обществу посвящённых дев» (junii 24 июля 4). Евсевий о Палестинских мучениках гл. 5: «судия предаёт содержателям блудниц для посрамления – посвятивших жизнь Богу дев». В истории страданий Сатурнина св. Виктория, бросив жениха, «бежит в храм чистоты, в пристанище стыдливости, в церковь и, посвятив власы свои Богу, сохраняет в непорочности девство своё» (Ар. Ruinartum, Acta S. Saturnini § 16). В истории св. Феодота видим «трёх дев, которых апотактиты (отделённые, иноки), считают своими»; потом семь дев молятся: «Господи Иисусе Христе! доколе было в нашей власти сохранять непорочным девство, ревностно хранили мы до сего дня» (Ар. Aninartum, Acta S. Theodoti § 13, 19). Мученицы девы 2 века: Дросида (март. 22), Ермиония (сент. 4), (Евдокия март. 1), Гликерия (мая 13), Параскева (июля 25), Татиана дева, диаконисса (янв. 12); мученицы девы 3 века: Агния (янв. 21), Екнафа, Валентина и Павла (февр. 10 по Евсевию, украшенные венцом девства, о мучен, гл.3:9), Евгения (дек. 24), Анфуса (авг. 22) Пелагия (окт. 8), Иулиания (дек. 21), Пелагия (мая 4), Сосанна (авг. 11), Евфимия (сент. 16) и др. В Александрии при Диоклитиане «добровольные девственные подвижницы» (ατοπαρθεναι σκητριαι) преданы были на поругание (Евсевий о мучен. гл. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сатурнин, проповедник Евангелия в Галлии. 3 июня. Симеон Нигер, учитель церкви Антиох. 4 янв. Фива, диаконисса Кенхрейской церкви. 3 сент. Филагрий, еп. Кипрский, уч. ап. Петра. 9 февр. Фронтасий, Севериан, Северин и Силан мучч., Фронтон, еп. Петрагор. 4 июня. Фулвиан, князь Ефиопский, ученик ап. Матфея. 16 ноября. Фекла, первомученица, учен. ап. Павла. 24 сент. 2 век 106.       Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский, муч. Римский при Траяне (98–117). 20 дек. 100–117. Ромил муч. и 11000 воинов, пострадавших в Армении. 6 сент. Мучч. Диррахийские : 100–117.      Астий еп. 4 июня. Перегрин, Лукиан, Помпей и другие. 7 июля. Сарвил и Вивея, мучч. Едесские. 15 окт. Симеон, из 70, священномуч. Иерусал. 27 апр. Прокл и Иларий мучч., из Калипты близ Анкиры. 12 июля. Зосима воин, муч. Кононийский. 19 июня. Мучч. Римские : Иакино, Диомид, Евлампий и другие. 3 июля. Феодот и Феодотия. 4 июля. Дросида, дочь Траяна: 22 марта. Фока, еп. Синопийский, муч. 22 сент. 117–138. Еспер и Зоя, с двумя сынами, мучч. Атталийские, при Адриане. 2 мая. Ермиония, дочь Филиппа диакона, муч. Ефесская. 4 сент. Филит синклитик, и Лидия, с двумя сынами, мучч. Иллирийские. 23 марта. Евпсихий, муч. Кесарийский в Каппад. 7 сент. Кодрат, из 70, священномуч. Магнисийский. 21 сент. Римские мученики и мученицы : Вера, Надежда, Любовь , и мать их София. 17 сент. Евстафий Плакида, с женой и чадами. 20 сент. Елевферий, еп. Иллирийский, Анфия, мать его, и Корив. 15 дек. Ариадна, муч. Фригийская. 18 сент. Павсилип муч. 8 апр. 138–161. Иулиан, муч. Атинский, при Антонине. 28 июля. Виктор и Стефанида. мучч. Дамасские. 11 ноября. Евдокия, преподобномученица Илиопольская в Финикии. 1 марта. Феодор, муч. Пергийский, с дружиною. 21 апр. Птоломей, Лукий и некий христианин, мучч. Римские. 1 июня. Потит отрок, муч. Сардинский. 1 июля. Гликерия дева и Лаодикий, мучч. Траянопольские. 13 мая. Мелитина, муч. Фракийская. 16 сент. Мелетий стратилат, и с ним 1218 воинов с женами и детьми, также Серапион, Каллиник, Феодор и Фавст и др. мучч. 24 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Толкование на Евангелие от Матфея, гл. 5//Святое Евангелие с толкованием текста. М.: Благовестник: Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2008. Вернуться 145 Игумения Арсения и схимонахиня Ардалиона. Путь немечтательного делания. М.: Правило веры, 2009. Вернуться 146 Иеромонах Владимир (Мусатов). Ответы старца на вопросы келейного ученика. М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. Вернуться 147 Преподобный Вонифатий из Феофании//Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия 18—19 вв. М., 1913. Вернуться 148 Преподобный Вонифатий из Феофании//Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия 18—19 вв. Вернуться 154 Вообще в Таинстве Соборования совершается исцеление болящего. Однако, согласно Преданию, часто причиной болезни являются наши грехи – вольные и невольные. Поэтому считается, что в Соборовании также отпускаются забытые и совершенные по неведению грехи, как корень болезни. Вернуться 155 «В Великий Четверток могут принимать его и здоровые, потому что в этот великий и святой день на Вечери Христос уставил новый завет Тела и Крови Своей; посему и можно приобщиться этой тайне и здоровому человеку, не ведающему ни дня, ни часа своей кончины» (свт. Димитрий Ростовский). Цит. по: Премудрость созда Себе дом. О главных Таинствах Православной Церкви. М.: Благо, 2003. Вернуться 156 «Древние христиане причащались каждый воскресный день; но сейчас немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь стремящихся к благоговейной жизни материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовой четырежды в год или каждый месяц, а всем – обязательно раз в год» (Свт. Филарет (Дроздов). Пространный христианский Катехизис. М.: Синодальная типография, 1908). Вернуться 157 Святая мученица Дросида, дочь гонителя христиан, императора Траяна, крестила себя сама, помазуя имевшимся у нее священным миром. Но этот случай остается исключительным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Из жития св. Хрисанфа видно, какое громадное влияние на душу оказывает слово Божие, особенно Евангелие и Апостол: чтение последних книг не только привело Хрисанфа, язычника, к христианству, но и к венцу мученическому. Между тем раскольники, считающие себя истинными христианами, не любят пользоваться им и предпочитают ему святоотеческие писания и даже свои цветники. 20. Преп. отец, во обители св. Саввы убиенных: Иоанна, Сергия, Патрикия и пр.; Никиты исп., арх. аполлониадского; мцц. Фотины самаряныни и 7 жен (дев): Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулиании, Евфимии и Феодосии; п. Евфросина синеозерск. 21. Пр. Иакова епископа и исповедника, св. Фомы, патр. констаптинограда; св. Кирилла, еп. катанского. 22. Свм. Василия, пресвитера анкирской церкви; п. Исаакия; мц. Дросиды. Чтобы оправдать свою мысль о возможности получить спасение без причащения св. Таин, раскольники-безпоповцы указывают на пример муч. Дросиды († II в.). Действительно, муч. Дросида, дочь царя Траяна, ни разу не причащалась св. Таин, но исключительно потому, что жила после крещения не долго (7 дней) и не имела возможности причаститься. При том же она не отвергала нужды в причащении и принадлежала к той Церкви, которая всегда и о всех своих чадах приносит бескровную жертву; а раскольники-безпоповцы отвергают нужду в причащении и принадлежат к такому обществу, которое не имеет силы принести бескровную жертву. Значит, пример муч. Дросиды не оправдывает их. 23. Пмч. Никона и двуста ученик его; пр. Никона, игумена печерского; мучч.: Филита синклитика (сенатора), жены его Лидии и чад их Македона и Феопрепия; св. Кронида коментарисия и Амфилохия дукса (вождя). Св. преподобномуч. Никон, воспитанный своим отцом в языческой вере, несмотря на старание матери, не хотел перейти в христианство . Однажды, отпуская его на войну, мать на прощанье сказала ему: «сын мой! если на войне случится тебе быть в опасности, то оградись крестным знамением – и тогда не поразит тебя ни копье, ни меч». Вспомнил Никон слова матери, когда в пылу сражения очутился в неминуемой беде (был окружен неприятелями), совершил крестное знамение и – остался победителем. Не ясно ли отсюда, какую спасительную силу имеет крестное знамение и как несправедливы сектанты, отвергающие значение его?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Св. мученица София и три дщери её: Вера, Надежда, Любовь написаны тоже в богатых, украшенных перлами, одеждах, две со свечами третья с крестом в руках, а четвёртая (меньшая) с простёртыми в сторону руками. Подобно им в богатой одежде написаны мученицы Пелагия и Дросида. Замечательно изображение царя Константина. Он с едва приметной бородой, и вдали по сторонам его две царские или княжеские фигуры небольшие, одна мужского лица, а другая женского. Препод. Марк Фраческий представлен весь обнажённый и прикрыт несколько листьями небольшого деревца. Руки его простёрты на молитву. Все священные изображения, открытые на стенах и колоннах, принадлежат святым, кои не позже V века. (Те, кои принадлежат позднейшим векам, написаны не по древним чертам) 60 . § 18. Возобновление иконостасов и прочих частей собора Иконостасы оставлены прежние, иконы и украшения обновлены и позолочены, где следовало. Только в приделе Благовещения, который переименован в Предтеченский, устроен иконостас новый, но в древнем вкусе (по рисунку Солнцева), по своим мрежевым разноцветным украшениям, весьма красивый. Иконостас большой, пониженный на один ярус, весь вновь вызолочен. Во всех приделах и отделах Собора, вообще мало освещаемых солнцем, устроены в старинном вкусе люстры бронзовые, а по сторонам в Соборе два паникадила бронзовые, каждое в 32 свечи, тоже в старинном вкусе. Пол весь чугунный новый во всей нижней части и на всходах, а в верхних галереях чугунный же из старых плит, составлявших прежде нижний пол Собора 61 . Вообще внутренность Собора обновлена во всех частях своих живописью, позолотой, исправлением всех ветхостей и приличными дополнениями, от чего весь этот храм древнейший возвратился как бы опять к векам своим первым, и начал новый период своего существования. Внешность Собора, сообразно с обновлением внутренности, также явилась в новом свете. Все повреждённые места на внешних стенах исправлены, кровля вся почти устроена новая, и вновь же вызолочены все купола и главы храма, т. е. 7 с крестами и 4 без крестов (со звёздами).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРОСИДА [греч. ροσς], мц. (пам. греч. 28 июля). Время и место мученической кончины неизвестны. Память Д. содержится в греч. и слав. стишных синаксарях (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.; ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.), где говорится, что она была брошена в котел для плавки золота. Ист.: SynCP. Col. 853; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 127. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 227; ροσς//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 225; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 121. Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/180478.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010