Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДРОСИДА АНТИОХИЙСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мц. Дросида (фрагмент греческой иконы " Минея. Март " ) Дросида Антиохийская (+ 104 - 117 ), мученица Память 22 марта Святитель Иоанн Златоуст сообщает, что Дросида была сожжена неким " тираном " , что она не была крещена. Позднейшая средневековая легенда делает Дросиду дочерью императора Траяна (98-117). Помимо отсутствия ранних источников, подтверждающих эту версию, сомнения в ней вызывает место подвига мученицы - Антиохия , ведь дочь императора должна была жить в Риме. Далее приводятся сведения согласно современному распространённому русскому житию святой мученицы. В 99 году император Траян возобновил существовавший ранее закон, запрещавший тайные общества и косвенно касавшийся христиан, а в 104 году издал специальный закон против христиан. Начиная с этого года, гонения продолжались до конца его правления. В то время тела убитых христиан часто оставались непогребёнными для устрашения других. Пять дев-христианок: Аглаида , Аполлинария , Дария , Мамфуса , Таисия взяли на себя подвиг погребать христиан. Они тайно уносили тела мучеников, помазывали их благовониями, обвивали пеленами и хоронили. Узнав об этом, царевна Дросида, тайная христианка, ещё не принявшая крещения, попросила святых дев взять её с собой, когда они пойдут совершать погребение христиан. По совету жениха святой Дросиды, придворного сановника Адриана, возле убитых была выставлена стража, чтобы схватить тех, кто их погребает. В первую же ночь святая Дросида и пять дев были схвачены. Узнав среди узниц свою дочь, Траян велел содержать её отдельно в надежде, что она одумается. Остальные святые девы были приговорены к сожжению в медеплавильной печи. Они мужественно приняли казнь и сподобились мученических венцов. Из меди, смешанной с прахом мучениц, сожженных в печи, были выкованы треножники для новой бани Траяна. Однако пока в бане стояли эти треножники, ни один человек не мог туда войти: каждый, переступавший порог, падал замертво. Когда жрецы поняли, почему так происходит, они дали совет унести треножники.

http://drevo-info.ru/articles/9764.html

После того, как вышло от императора такое повеление и до святой Дросиды дошел слух, что христиане по вере во Христа и любви к Нему ввергают себя в печи, она, подняв глаза свои к небу, сказала: — Владыка Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, если есть воля Твоя на то, чтобы мне спастись и избежать безумного богопочитания нечестивого отца моего Траяна, то Сам Ты помоги мне освободиться от брака с беззаконным Андрианом и взойти на небо, где пребывают уже те пять наставниц, которые утвердили меня в страхе Твоем. Усыпи же сном глубоким охраняющих меня, чтобы я могла убежать отсюда. Сказав эти слова, святая Дросида сняла с себя знаки своего царственного достоинства и тихо вышла из своего заключения, так что никто из стражи не заметил ее. В то время, когда она шла, чтобы ввергнуть себя в одну из печей, то размышляла, говоря про себя: — Как я пойду к Богу, не имея на себе брачной одежды (т. е. не приняв крещение): ведь я нечиста. Но, Царь царствующих, Господи, Иисусе Христе, ради Тебя я оставила мое царственное положение, чтобы Ты удостоил меня быть хоть привратницей в Царствии Твоем; крести же меня Ты Сам Духом Твоим Святым. И сказав это, святая Дросида вынула миро, которое из всех сокровищ своих взяла с собою, и помазала им все члены свои, а потом вошла в воду протекавшего на ее пути ручья и сама крестила себя, произнесши слова: — Крещается раба Божия Дросида во имя Отца и Сына и Святого Духа. После сего, предавшись строгому посту, она в течение семи дней скрывалась. В это время ее нашли некоторые христиане и из ее рассказов о себе узнали всё вышесказанное. На восьмой день после крещения святая мученица, помолившись, сделала то, что раньше задумала и так отошла ко Господу. Память 23 марта Житие и страдание святого священномученика Никона В городе Неаполе, в области Кампании [ 1 ], жил знатный и храбрый воин, отличавшийся необыкновенной красотою, по имени Никон. Отец его, эллин-язычник, воспитывал сына в идолопоклонстве; но мать Никона была христианка и всегда научала его познанию Христа. Указывая ему на силу креста Господня, она говорила:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Мученица Дросида Антиохийская: крещение без Таинств Помазала себя миром — и вошла в печь 4 апреля, 2022 Помазала себя миром — и вошла в печь В житии мученицы Дросиды Антиохийской есть такой факт: она крестила себя сама, в ручье, так как не нашла христианского священника. Значит ли это, что крещение можно совершать без Таинств?  Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Сегодня Церковь празднует память мученицы Дросиды Антиохийской. Позднее предание называет ее дочерью римского императора Траяна. Траян не был особенно жестоким гонителем христиан. Анонимные доносы на них он вообще запрещал принимать, а в целом претензии к ним были скорее формальные: христиане ни в какую не хотели связываться с языческим государством и не «регистрировали» свои общины.  Вообще же он был хорошим императором (под таким названием и вошел в историю): расширил Римскую империю в ходе завоевательных походов, обходился в основном без репрессий, прославился как справедливый и порядочный человек. Есть даже такая легенда, что святитель Григорий Двоеслов взмолился со слезами ко Господу, чтобы тот помиловал этого достойного правителя, освободил от ада. Дальше есть две версии: что Господь внял молитвам святителя и облегчил его муки и что Он вообще спас Траяна, которого, таким образом, можно считать крещеным слезами святителя Григория. Ни в одном историческом источнике ничего о том, чтобы у императора была дочь — тайная христианка, им самим и казненная, — не сказано. Так что данное житие интересно скорее рецепцией — как эта история вообще была принята верующими. Сюжет прост. При императорском дворе обнаруживают, что кто-то ворует тела казненных христиан. Некий придворный сановник Адриан, жених императорской дочери, предлагает поставить у тел охрану. Той же ночью задерживают пятерых девушек, а с ними — некрещеную царевну Дросиду. Оказывается, она, услышав о подвиге христианок, решила к ним присоединиться. Возмущенный Траян дочь заключил в темницу, а ее подруг жестоко казнил: они были сварены в расплавленной меди. Из этой меди были сделаны треножники и поставлены в новопостроенной бане. Баня, однако, стала несчастливым местом: все, кто в нее входили, по неизвестной причине умирали. По совету жрецов треножники опять расплавили и сделали из них пять статуй, изображающих погибших девиц. Той же ночью Траян увидел сон: пять пасущихся овечек и пастуха, который сказал, что скоро к ним присоединится и Дросида. Траян не вразумился видением и продолжил репрессии против христиан: распорядился раскалить огромную печь и всем, кто отказывался принести жертвы богам, велел броситься в нее.

http://pravmir.ru/muchenicza-drosida-ant...

После того, как вышло от императора такое повеление и до святой Дросиды дошел слух, что христиане по вере во Христа и любви к Нему ввергают себя в печи, она, подняв глаза свои к небу, сказала: — Владыка Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, если есть воля Твоя на то, чтобы мне спастись и избежать безумного богопочитания нечестивого отца моего Траяна, то Сам Ты помоги мне освободиться от брака с беззаконным Андрианом и взойти на небо, где пребывают уже те пять наставниц, которые утвердили меня в страхе Твоем. Усыпи же сном глубоким охраняющих меня, чтобы я могла убежать отсюда. Сказав эти слова, святая Дросида сняла с себя знаки своего царственного достоинства и тихо вышла из своего заключения, так что никто из стражи не заметил ее. В то время, когда она шла, чтобы ввергнуть себя в одну из печей, то размышляла, говоря про себя: — Как я пойду к Богу, не имея на себе брачной одежды (т. е. не приняв крещение): ведь я нечиста. Но, Царь царствующих, Господи, Иисусе Христе, ради Тебя я оставила мое царственное положение, чтобы Ты удостоил меня быть хоть привратницей в Царствии Твоем; крести же меня Ты Сам Духом Твоим Святым. И сказав это, святая Дросида вынула миро, которое из всех сокровищ своих взяла с собою, и помазала им все члены свои, а потом вошла в воду протекавшего на ее пути ручья и сама крестила себя, произнесши слова: — Крещается раба Божия Дросида во имя Отца и Сына и Святого Духа. После сего, предавшись строгому посту, она в течение семи дней скрывалась. В это время ее нашли некоторые христиане и из ее рассказов о себе узнали всё вышесказанное. На восьмой день после крещения святая мученица, помолившись, сделала то, что раньше задумала и так отошла ко Господу. Память 23 марта Житие и страдание святого священномученика Никона В городе Неаполе, в области Кампании жил знатный и храбрый воин, отличавшийся необыкновенной красотою, по имени Никон. Отец его, эллин-язычник, воспитывал сына в идолопоклонстве; но мать Никона была христианка и всегда научала его познанию Христа. Указывая ему на силу креста Господня, она говорила:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Никон Черногорец, сл. 53, л. 450 об.: «Вси по пустыням иночествующие... причащение о себе держаще, причащаются... И прости людие на мнозе имут причащение в дому своем кождо». Симеон Солунский т. 3, стр. 166–167: «Некоторым из монахов, живущим в пустынях и не имеющим священников, архиереем дозволяется, как мы знаем, иметь преждеосвященные дары в дарохранительнице, и в случае нужды приобщаться их с великим благоговением». 23) Мученики также не причащались, напр. Павел Фивейский, Петр Афонский, муч. Кирик и Иулитта, Александр и Дросида; разбойник благоразумный спасся, не причастившись, а Иуда погиб, хотя и причастился. Разбор: Иуда погиб не потому, что причастился, как неразумно говорят старообрядцы, а потому, что предал Иисуса Христа. Разбойник же не мог еще причащаться, ибо это таинство заповедано Христом творить в Его воспоминание ( Лук. 108 зач.). Что касается указанных мучеников, то из них не причащались только двое – Александр и Дросида (память первого 9 июля, а второй 22 марта), но первый даже не был и крещен, так как после объявления себя христианином в этот же день был замучен, а Дросида после крещения жила только неделю, почему и не имела возможности может быть причаститься (по Иосиф. изд. л. 114 об.). Если следовать сим единичным и исключительным примерам, то придется и крещение отвергнуть, чего и старообрядцы не допустят. Если о каком либо угоднике умолчано в житии, причащался ли он или нет, то и это не дает основания заключать о нем в отрицательном смысле. Это молчание преп. Иосиф Волоколамский объясняет следующим образом: «Обычай бо есть божественному писанию, еже святых жития и повести писати, и нужнешая вещи писанию предавати, ненужная же мимо тещи. Ничтоже бо нужнейше есть божественнаго крещения и причащения святых Христовых пречистых таин: но во множайших житиях апостольских и мученических и отеческих неявлено есть о сем. Еда убо не вси крещени Быша, или не вси причащахуся святии апостоли и мученицы и преподобнии отцы наши? Ей вси убо крестишася и вси причащахуся: но сего ради списателие умолчаша о сем, ведяше, яко не нужно есть о сих писати, еже вси человецы ведят, яко немощно христианину именоватися, аще не будет крещен, или не причащается Христовых таин» (Просветитель сл. 11, гл. 2, стр. 277–278, изд. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

И в настоящем случае, как и во всех других подобных, беспоповщинские учители в подтверждение своих мнений приводят, во 1-х, некоторые частные случаи из церковной жизни. Начиная с «Поморских ответов» и кончая новейшими беспоповщинскими произведениями, мы находим указания на то, что многие святые спаслись без причащения св. таин. «Воззри токмо в древния времена, – читаем в «Мече духовном», – посмотри в прошедшия лета и абие не неимаши уразумети, коликии преподобнии мужие, колици пустынножителие, во удалении от всея вселенныя жительствующе в пустынях, не причащахуся чувственне животворящия плоти и крови Христовы; обаче святи и богоугодни суть и ныне на небесех насыщаются лицезрения Божия» 816 . Затем, в разных сочинениях, следуют перечисления немалочисленных имен из сонма прославленных Богом святых... Таковы из преподобных: Павел Фивейский, Петр Афонский, Марк Фракский, Феофан Антиохийскй, Малх, Иоанн, Мария Египетская, Феоктиста, Феврония и другие; из св. мучеников: Евпсихий, Еспер, Варвар и Зоя, Патермуфий, Коприй, Александр, Емелиан, Кирик и Улита, Гликерия, Гаведдай, Порфирий, Филимон и Калиник, дочь царя Траяна Дросида, Марина и, наконец, благоразумный разбойник 817 . Видно, с каким большим тщанием и трудом собирали эти примеры из житий святых беспоповщинские писатели, не стеснивщиеся поместить в число их даже благоразумного разбойника, который, без сомнения, и крещен не был. Обращаясь, прежде всего, к историческому их значению, мы должны заметить, что только относительно св. мученицы Дросиды (память ее празднуется 22 марта) и св. мученика Александра (память его июля 9) можно с достоверностию утверждать, что они вовсе не причащались св.таин; – а эту последнюю мысль, собственно, и необходимо доказывать беспоповцам, так как они никогда не причащаются. Но св. мученик Александр не был даже и крещен, потому что после исповедания себя христианином был в тот же день и замучен 818 ; св. же мученица Дросида, дочь царя Траяна, по крещении жила только 7 дней и не имела возможности причаститься тела и крови Христовой 819 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Причащались ли пустынножители? Причащались. Так, «отшельнику некоему приеде презвитер от причта, творя ему святых таин приношение» (Кн. Ник. Черног. л. 301 на об.); к Марку египтянину (память его 10 марта) «имяше обычай презвитер приходити и творити ему святое приношение» (Кн. Ник. Черног. л. 302 и в Прол. под 10 марта; см. также о Пахомии Вел. в Ч.-Мин. под 15 мая, о Марсле прес Египетской под 1 апреля, о преп. Иосифе в Прол. под 14 января). Другие же причащались запасными дарами, как свидетельствует св. Василий Вел., говоря: «Вси, иже по пустыням иночествующе и идеже несть священника, причащение о себе держаще, причащаются». (Кн. Ник. Черног. сл. 53 л. 450 на об.). Что отвечать беспоповцам на их слова, что многие из святых мучеников и подвижников, напр.: преподобные – Павел Фивейский, Петр афонский, Марк фраческий, Мария Египетская, Феоктиста и др., мученики – Евпсихий, Эспер и Зоя, Коприй и Александр, Кирик и Иулитта, Дросида и др. не причащались, – так как об этом не сказано в житиях их – но спаслись и прославляются Церковью? Мученики Александр (память его 9 июля) и Дросида (память ее 22 марта), действительно, не причащались; но первый не был и крещен, а вторая жила после крещения только 7 дней и не имела возможности причаститься. Преп. Мария Египетская, как видно из жития ее (см. в Ч.-Мин. под 1 апреля) причастилась таин Христовых пред своим удалением в пустыню и пред своею кончиною от старца Зосимы; преп. Феоктиста пред своею смертию также причастилась св. таин, как это видно из Пролога (9 нояб.). А относительно других святых, хотя в житиях не сказано, что они причащались, но это молчание не дает еще права заключать, что они, действительно, не причащались. Как объяснял это молчание преп. Иосиф Волоцкий ? «Обычай есть божественному писание еже святых жития и повести писати. И нужднейшия вещи писанию предавати, ненужная же мимо тещи. Ничтоже бо нужнейши есть божественнаго крещения и причащения св. Христовых таин, но во многих житиях апостольских и мученических и отеческих не явлено есть о сем. Еда убо не вси крещени быша, или не вси причащахуся апостоли и мученицы и преподобные отцы наши? Ей, вси убо крестишася и вси причащахуся. Но сего ради списателие молчаша о сем, ведяще, яко не нужно есть о сих писати, еже вси человецы ведят, яко не мощно есть христианину именоватися, аще не будет крещен или не причащается св. Христовых таин» (слово II о иноч. жит. стр. 494495. Казань, 1857 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Несмотря на столь ясные свидетельства из слова Божия и учение отцов и учителей церкви, говорящие о безусловной необходимости причащения для каждого истинно верующего, беспоповцы и тут стараются оправдать себя какими-нибудь исключительными примерами. а) Возражения их: Первое. Многие из святых угодников, говорят беспоповцы, не причащались во всю свою жизнь, а однако спаслись. Причём указывают на преподобного Павла Фивейского, Петра Афонского, Марию Египетскую, мученика Кирика и Иулитту, Александра, Дросиду и многих других. Разбор. В действительности не причащались только мученики Александр и Дросида. Первый (память его 9 июля) не был даже и крещён, так как, после объявления себя христианином, в тот же день был замучен, а Дросида (память 22 марта), дочь царя Траяна, после крещения жила только неделю и не имела возможности причаститься. Относительно же других хотя и не говорится, причащались они или нет, но преподобный Иосиф Волоцкий говорит: «Обычай есть божественному еже святыхъ и повсти писати. И вещи предавати, не нужныя же мимо тещи. Ничтоже бо нужнйши есть божественнаго и святыхъ Христовыхъ таинъ; но въ множайшихъ апостольскихъ, мученическихъ и отеческихъ явлено есть о семъ. Еда убо не вси крещени быша, или не вси причащахуся апостоли и мученицы и отцы наши? Ей, вси убо крестишася и вси причащахуся. Но сего ради списатели умолчаша о семъ, вдяще, яко не нужно есть о сихъ писати, яже вси человцы вдаютъ, яко не можно есть именоватися, аще не будетъ крещенъ, или не причащается Христовыхъ таинъ» (Просветитель, Слово 11-е; у Озерского часть 1, с.195). Многие подвижники, живя в пустыне, или ходили для принятия святых таин в ближайшие церкви, или призывали к себе священников, или держали при себе запасные святые Дары. Мария Египетская вот что говорила незадолго до своей кончины священнику Зосиме: «В святой четвертокъ, въ вечеръ таинственныя Христовы вечери, возьми отъ животворящаго тла и крови Христа Бога нашего въ сосудъ святой, принеси и пожди мя на оной стран Ιордана; ...усердно я желаю и молю тя, не презри моего И преподобный Зосима исполнил это (Четьи-Минеи, 1 апреля, издание 1852 года, лист 11). О двух братьях отшельниках, память которых празднуется 12 декабря, сказано, что они в пустыне ни к кому не ходили, но «токмо в церковь хождаста прияти общение» (см. Пролог). Так высоко ценили святые подвижники причащение пречистого Тела и Крови Господней!

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

    Дросида. В Деяниях св. (Sepm. VI. 300) утверждается, что воспоминаемая здесь Дросида есть та же самая мученица, о которой говорит св. Иоанн Златоуст в одной из своих бесед; у него она представляется юною и сгоревшею на костре; память ее торжественно была празднуема в подгородной церкви близ Антиохии, где были мощи ее и других мучеников. Этот отрывок проповеди приводится как в Деяниях святых, так и у Рюинарта (Т. III. 245). Но издатели Деяний не признают ее дочерью Траяна, как говорится в Прологе, в сказании которого еще замечательно то, что она сама себя крестила и помазала миром. 23     Св. священномуч. Никон и дружина. Житие святых писано учеником Никона Херемопом, как видно из прямого свидетельства писателя. Гора Ганос или Гани-тоже, что Родоне (Rhodope) или часть ее и находилась во фракии на два, дня пути от моря. Река Псемистос или Семетос — тоже, что ныне Гиаретта на востоке острова. Река Асинос — ныне Алкантара (Lubker. 909). Город Тавромен — ныне Таормина. Из латинского перевода жития видно, что св. Никон, переселившись с Востока в Сицилию в сане епископа, прожил при реке Асинос 24 года. См. Деян. св. Mart. 442 и 22.     Георгий в Дииппе в храме Иоанна Богослова. Храм сей начат созданием импер. Фокою во имя муч. Фоки (602—629) и кончен Ираклием (629—641) во имя евангелиста Иоанна, по другим распространен и обновлен Романом Лакапеном во имя Иоанна Богослова (917—944). Дю-Канж IV, 113. Паломник Антоний в 1200 году говорит: в той церкви в притворе лежит св. Георгий. Той бо Георгий, егда преставися и несену ему на погребение мимо тое церковь и ста у тое церкви и не движеся мимо идти, ту и положен бысть. И много исцеление от него бывает. стр. 168. 24     Пр. Артемон, епископ Селевкии писидийской. Это одно лице с Артемоном селунским в наших святцах. В славянских уставах се XIV в. находится одно имя Артемона или Артемия Селунского вместо селевкийского. Без сомнения первоначально стояло: селеоукинского, из чего легко явилось: селоунского. Впрочем, но свидетельству Болландистов (Mart. 47), еще у Греков из Селевкии сделана Салоника и в некоторых памятниках он назван селунским. До XVII века в славянских памятниках писался почти один Артемий селунский, к если иногда писался селевкийский, то уже в тех памятниках где было селунского; в последующих изданиях печатного пролога (а не первых) во 2 половине XVII в. являются вместе Артемий селевкийский и селугиский. Из службы в Хлуд. минее видно, что он был первый епископ Селевкии писидийской, поставленный ап. Павлом и чудотворец. Канон писан жителем Писидии; ибо говорится: первый пастырь наш.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В виду столь ясного учения слова Божия, оо. и уу. Церкви и старопечатных книг, безпоповцы не дерзают отрицать необходимость таинства причащения, но так как совершать его, за неимением священных лиц, не могут, то учат о возможности замены видимого причащения невидимым, духовным. Причащение, говорят они, исполняется христоподражательною жизнью. Поэтому, хотя многие из святых мучеников и подвижников во всю свою жизнь не причащались тела и крови Христовых, однако спаслись и прославляются Церковью. Таковы, напр., преподобные: Павел фивейский, Петр афонский, Марк фраческий, Феофан антиохийский Мария египетская, Феоктиста и др.; мученики: Евпсихий. Еспер и Зоя, Коприй и Александр, Кирик и Иулитта, Дросида, Гликерия и др. 1 ). Но из числа этих святых только относительно муч. Александра (память его 9 июля) и св. мученицы Дросиды (память её 22 марта) можно положительно утверждать, что они совсем не причащались св. тайн. Но св. мученик Александр не был даже и крещен, потому что после исповедания себя христианином был в тот же день замучен; св. же мученица Дросида, дочь даря Траяна, после крещения жила только семь дней и не имела возможности причаститься. Относительно Марии египетской несомненно известно, что она пред своим удалением в пустыню причастилась тайн Христовых в Предтечевой церкви на Иордане и пред своею кончиною – от св. старца Зосимы (Ч.-Мин. апр. 1 дня). Преп. Феоктиста пред своею смертью причастилась Христовых тайн, принесенных ей, по её просьбе, неким ловцом (Прол., нояб. 9 дня). А относительно других святых хотя в житиях не говорится, причащались ли они или нет, но это молчание не дает права заключать, что они, действительно, не причащались. «Обычай есть божественному писанию, говорит преп. Иосиф Волоцкий , еже святых жития и повести писати. И нужнейшия вещи писанию предавати, ненужная же мимо тещи. Ничтоже бо нужднейши есть божественнаго крещения и причащения св. Христовых тайн; но во множайших житиях апостольских и мученических и отеческих не явлено есть о сем.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010