4/17 Свт. Гурий Казанский (ум. 1564), первый епископ Казани. 5/18 Свтт. Петр, Алексий, Иона, Филипп, и Ермоген — наиболее чтимые предстоятели Русской церкви. Сщмч. Дионисий Александрийский (ум. 265), богослов и экзегет. 6/19 Ап. Фома, один из Двенадцати апостолов; по преданию, проповедовал в Индии. 9/22 Ап. Иаков Алфеев, один из Двенадцати. Прав. Авраам (ок. 1850 г. до и. э.), родоначальник богооткровенной религии Ветхого Завета 11/24 Ап. Филипп, просветитель Самарии, выдающийся деятель Иерусалимской церкви. Свт. Феофмн Исповедник (ум. ок. 850), еп. Никейский, гимнотворец, пострадал от иконоборцев. 12/25 Преп. Косма Майумский (ум. ок. 787), уроженец Сирии, еп., гимнотворец, поборник иконопочитания. Свт. Мартин Турский (ум. ок. 400), уроженец придунайской области, прославился делами милосердия. 13/26 Иверская икона Богоматери. Перенесена в Москву в 1648 г. 15/28 Прмч. Лукиан Антиохийский (ум. 312), уроженец Сирии, пресвитер, богослов, основатель антиохийской школы толкователей Библии. Свт. Иоанн, еп. Суздальский (XIV в.). 17/30 Прор. Осия (VIII в. до н. э.). Мчч. Косма и Дамиан, врачи–бессребреники; по преданию, пострадали в IV в. 18/31 Ап. и ев. Лука (ум. ок. 80), автор 3–го Евангелия и Кн. Деяний апостольских, спутник ап. Павла. 22/4 ноябр. Икона Казанской Божией Матери. Праздник установлен в память спасения Москвы при Минине и Пожарском в 1612 г. 23/5 ноябр. . Ап. Иаков, Брат Господень (ум. 63), сродник Иисуса Христа по плоти, первый епископ Иерусалима, мученик. 24/6 ноябр. Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688). Находится в церкви Преображения на ул. Б. Ордынка в Москве. 26/8 ноябр. Вмч. Димитрий Солунский. По преданию, был казнен в 306 г. 27/9 ноябр. Преп. Нестор Летописец (ум. ок. 1114), инок Киевской Лавры, первый русский историк (автор «Повести временных лет»). Ноябрь 5/18 Свт. Иона Новгородский (ум. 1470), один из последних епископов «вольного» Новгорода. 6/19 Свт. Павел Исповедник (ум. 350), епископ Константинополя, борец за Православие. Преп. Варлаам Ху–тынский (ум. 1192), подвизался в окрестностях Новгорода.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Все были уверены, что Коля обязательно поступит. Службу он знал хорошо, в Почаеве научился петь на богослужении, в семинарию ему помогали готовиться опытные отцы. Но в следующий раз Николай вернулся из Сергиева Посада, тогда еще Загорска, растерянный. Архимандрит Алексий ему отказал, вернул документы, причем довольно сухо, ничего не объясняя. Мы не могли ничего понять, пока нам не объяснили, что все документы желающих поступить в семинарию проверяет уполномоченный по делам религии Загорска. И уполномоченный решает, кого можно допустить к экзаменам, а кому отказать. Но ведь архимандрит Алексий не мог об этом сказать молодому парню». Ход истории в судьбе Николая изменил свое русло. Несколько месяцев он жил в Москве у Виктора в коммуналке, ревностно совершая свое молитвенное правило со множеством земных поклонов. И, наконец, решил возвратиться в Почаев. Снова Почаев «В лавре в то время жил на покое старенький игумен Пафнутий, опытный духовник, молитвенник, монах высокой духовной жизни, – вспоминает Виктор. – Коля стал у него духовно окормляться. Отец Пафнутий брал его с собой в поездки по стране, служили в домовых храмах, Коля помогал ему во время богослужений. Особенно сильное впечатление на Николая произвела поездка с игуменом Пафнутием в Абхазию. Он рассказывал, что они служили на месте, где принял мученическую кончину апостол Симон Кананит. По-видимому, игумен Пафнутий решил, что путь Николая – быть священником, а рукоположить его могли лишь в какой-то из епархий после послушания чтецом и алтарником на одном из приходов. И отец Пафнутий повез Колю в Ташкент к владыке Варфоломею 4 , которого очень хорошо знал и был с ним дружен». Ташкент «Владыка Варфоломей был высокодуховный, чрезвычайно кроткий человек, – вспоминал священник-исповедник Павел Адельгейм. – Он всегда умел найти слова поддержки и даже мог вступиться перед сильными мира сего. Ему можно было довериться во всем. К нему всегда обращались, когда было трудно с уполномоченным и казалось, что все погибло. Владыке приходилось быть очень сдержанным, особенно в общении по телефону, ведь разговоры прослушивались, и о каждом его шаге постоянно доносили уполномоченному» 5 .

http://pravoslavie.ru/158024.html

В семье сохранилось предание о том, что отцу Святополку явилась Сама Пресвятая Богородица, чтоб предотвратить закрытие монастыря. «Это было в разгар хрущевских гонений, когда монахов изгоняли из лавры, избивали, сажали в тюрьмы, – рассказывает В.А. Саулкин 1 . – Были среди братии и пострадавшие за Христа». На территории обители поместили психлечебницу, чтобы мешать монахам молиться. Старые насельники лавры рассказывали, что наступило время, когда в монастыре закончились все припасы, есть было нечего. Наместник, видя безвыходность положения, решил: – Придется нам, отцы и братья, есть скоромную пищу, делать нечего, я разрешаю. Не умирать же с голоду. Но пришел смиренный иеродиакон Святополк и говорит: – Матерь Божия явилась, не благословляет, велит терпеть. Иеродиакон Святополк сказал Пресвятой Богородице: – Матерь Божия, мне же братия может не поверить! И тогда Пречистая сказала: – Приведешь их в свою келью. Собор старцев лавры отправился с иеродиаконом в его келью, и все присутствующие сподобились лицезреть Пресвятую Богородицу – Царица Небесная явилась второй раз. Старцы видели, что Матерь Божия что-то говорит Святополку, но Ее голос не слышали. Братия потерпела два-три дня, и в Почаев пришел обоз из Молдавии – привезли крупы, муку, растительное масло, овощи. Так все монахи тогда выжили! Вот каких родных – высоких молитвенников – имел Николай! Юность После окончания школы Николай поступил в училище. Он был смелым и отважным юношей, имел авторитет среди сверстников. Он хорошо умел и даже любил драться, частенько принимал участие в мальчишеских озорствах. Николай Савчук      Как-то он сказал о себе так: «Я – рискованный человек. В детстве, например, у меня кличка даже была – “космонавт”. С какой-то высоты надо прыгать на солому – все боятся, а я – первый. Я вообще люблю рисковать, честно сказать. В христианстве и то рискуешь… Тропочка, по которой можно пройти ко спасению, узенькая очень… Спастись – это большой риск» 2 . Годы его службы в армии пришлись на конец восьмидесятых – с 1978 по 1980. Николай служил в разведке, где готовят особенно выносливых солдат приемам борьбы и другим спецнавыкам, необходимым для разведчиков.

http://pravoslavie.ru/158024.html

Без Христа Иисуса нет света для ума, нет жизни для души. Он один и Учитель человечества и Спаситель наш, примиривший правду Божию Своею смертию с виновным человечеством. Не желаешь себе погибели? Веруй в Господа Иисуса. Боян с радостью принял крещение и стал посвящать жизнь свою молитве, богомыслию, посту.– Маломир, узнав о обращении брата к христианству, потребовал от него со всею настойчивостию отказаться от веры греков. «Лучше приму смерть, чем решусь жить жизнию язычника; чту Христа Спасителя моего и умру за Него»,– отвечал Боян. Владетельный князь язычник осудил брата христианина на смерть. Исповедник, идя к месту казни, исполнился духа пророческого. «Вера,– говорил он в слух всех,– за которую я ныне лишаюсь жизни, распространится по всей стране болгарской. Напрасно думают остановить её моей смертию. На всяком месте постановлено будет знамение креста; а идолы и их жертвенники с храмами исчезнут. Жаль, что брат мой Маломир скоро потеряет жизнь» – Предсказание исполнилось и прежде всего над братом: Маломир скоро умер вовсе неожиданно († 830 г.); мученик князь скончался от удара меча 169 . 139 Савельева Славянский сборник стр. 117–119, 261–274. Преп. Нестор: «Иллюрик -словене, норци – словене. Сели суть словене по Дунаеви, где есть ныне угорска земля и болгарска». Богуслав: Scribitur in vetustissimis codicibus, quod Pannonia sit mater et origo omnium Slavonicarum nationum.– Мюнхенская рукопись IX стол, (у Шафарика в Слав. древн. прилож. 79 ч. 1). Zerviani, quod tantum est regnum, ut ex eo cunctæ gentes Sclavorum exortæ sint. Варнефрид (VI, 52): Karniolia slavorum patria. Срем, предводитель трибаллов-сербов, оставивший своё имя за город. Сремом, отважно защищался против Александра Македонского, который потом переходил чрез страну панов ( παναιος) в Македонию (Smrabo VII, 3. Arrian 1, 3). По Птоломеевой карте Паннонии (147 г.) и другим памятникам древности, названия городов, гор, урочищ, рек Паннонии – все славянские. Временник X: 100, 101; XVI, 69–74. Катанича Specimen philologiæ et geographiæ Pannoniorum.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Они называли его прежним мусульманским именем, но на все уговоры святой Петр продолжал твердо исповедовать веру в Христа Спасителя и отвечал: «Во святом крещении дано мне имя Петр, а не то, каким вы меня называете». Видя, что он остается непоколебим в вере, семья выдала его на истязания, во время которых он до самой смерти среди жестоких мук не переставал исповедывать имя Христа, взывая: «Христианин есмь». Святой мученик был погребен в Казани на месте, где находилась древняя церковь в честь Воскресения Христова, что на Житном торгу. Через некоторое время после мученической кончины святых исповедников Стефана и Петра в Казани началось их почитание, выразившееся в совершении заупокойных молитв. В 1592 году святитель Казанский Гермоген (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) обратился к патриарху Иову с прошением о занесении в повседневный синодик имен святых мучеников и получил соответствующее разрешение. Впоследствии, когда мученики Стефан и Петр были канонизированы, память их была установлена 24 марта/6 апреля. В «Иконописном подлиннике» образ святых описывается под 24 марта/6 апреля: «Стефан подобием стар, сед, брада, аки Николина, ризы мученические, простые». Март, 27 Ефрем, архиепископ Ростовский Святитель Ефрем, архиепископ Ростовский, был хиротонисан и поставлен на Ростовскую кафедру 13 апреля 1427 года святым митрополитом Фотием (память 2/15 июля). В 1449 году он был возведен в сан архиепископа святителем Ионой, митрополитом Московским (память 31 марта/13 апреля). В течение 27 лет святитель Ефрем управлял Ростовской паствой и преставился 27 марта 1454 года. Тело святого архипастыря погребли в Ростовском Успенском соборе. Память святителя Ефрема совершается также 23 мая/5 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых. Александр Вочский, Галичский, преподобный В 1096 г. половцы неожиданно напали на Киев, «пришли к Печерскому монастырю, — говорит очевидец Нестор, — тогда как мы после утрени спали по келлиям; подняв крик около монастыря, поставили два знамени перед воротами монастырскими; а мы побежали за монастырский дом, иные же убежали на хоры (на полати).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Сфера применения иконографии Димитрия Солунского воина была весьма обширной. Однако, как и в случае с образом Димитрия Солунского-мученика, чаще всего это были групповые изображения св. воинов, подобные образам на миниатюре из Псалтири Василия II. Таковы, напр., икона свт. Николая Чудотворца (1-я пол. XI в., монастырь вмц. Екатерины на Синае) - Димитрий Солунский по пояс, на поле иконы в паре с вмч. Георгием, над Феодором и Прокопием; костяной триптих с изображением 40 мучеников Севастийских в среднике и 8 св. воинов на створках (XI в., ГЭ) - Димитрий Солунский рядом с вмч. Меркурием; эмалевая икона арх. Михаила (XI в., сокровищница Сан-Марко в Венеции) - на полях изображены 8 св. воинов, в т. ч. представленные на одной пластине Димитрий Солунский и мч. Нестор. В произведениях такого типа Димитрий Солунский предстает как член небесного воинства, в состав которого входят также Севастийские мученики и арх. Михаил. Та же идея нашла отражение в памятниках, где св. воины представлены вдвоем или втроем, напр. на камее с фигурами великомучеников Георгия и Димитрия Солунского, венчаемых Христом (X-XI вв., Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж); сланцевая икона великомученников Георгия и Димитрия Солунского. (XI-XII вв., ГЭ) - святые показаны в повороте друг к другу; на стеатитовой иконе великомучеников Феодора, Георгия и Димитрия Солунского (XII в., Национальный музей-заповедник «Херсонес Таврический») и на иконе тех же святых (XII в., ГЭ) - на обеих Димитрий Солунский с воздетым обнаженным мечом. Изображение приготовленного для боя меча в памятниках средневизант. времени могла получить неск. иную трактовку: на сланцевой иконе великомученников Георгия и Димитрия Солунского из ГЭ, а также на дне серпентинового литургического сосуда из сокровищницы Сан-Марко (XII в.) мученик представлен вынимающим меч из ножен или вкладывающим в ножны. Редкий для средневизант. эпохи пример отдельной иконы Димитрия Солунского воина - небольшой мозаичный образ с поясным изображением святого (2-я пол. XII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае).

http://sedmitza.ru/text/514958.html

В «Чтении о Борисе и Глебе» Нестор называет крестителя Руси равноап. Владимира (Василия) Святославича новым Е. П. ( Revelli. 1993. Р. 614; в «Чтении...» содержится наиболее раннее упоминание Е. П. в древнерус. книжности). Имя Евстафий получил в крещении внук кн. Владимира, сын Мстислава Черниговского. Прославление равноап. кн. Владимира Святославича как второго Е. П. (и соответственно как равноап. Константина Великого) отразилось в программе росписи Софии Киевской ( Никитенко. 1987. С. 101-107; см. др. мнение: Смирнова. 2004. С. 202), Рождественского собора Ферапонтова монастыря, в рельефах Димитриевского собора во Владимире и др. Образы рус. князя и рим. стратилата объединяли такие черты, как отказ от язычества, высокое общественное положение, военные заслуги, а также милость к страждущим. Позднее по стойкости в вере с Е. П. сравнил патриарха Никона в эпитафии его ученик и постриженик архим. Герман ( Панченко. 1973. С. 111-112, см. также: Зеленская. 2002. С. 312-317; Гладкова. Царь-нищий. 2005. С. 16). Е. П. вспоминает автор «Сказания о Мамаевом побоище», ему уподобляется Петр, царевич Ордынский («Повесть о Петре, царевиче Ордынском») и т. д. ( Гладкова. «Житие Евстафия Плакиды»: От Нестора до Милорада Павича. 2004). На Русском Севере Е. П. считали целителем и защитником посевов ( Смирнова, Ямщиков. 1974. Коммент. к илл. 7; Смирнова. 2004. С. 202), видимо, в связи с тем, что, согласно Житию, он 15 лет охранял поля на чужбине. Со временем «княжеские» функции святого ушли на 2-й план, и все больше внимания уделялось другим темам Жития, в частности супружеству во Христе. Так, на фресках Софийского собора в Киеве Е. П. изображен в окружении семьи, его Житие явилось одним из образцов для «Повести от жития Петра и Февронии», написанной Ермолаем-Еразмом и посвященной как проблеме власти, так и теме брака как союза Христа и Церкви. Кроме того, на Руси появился свой св. мученик, отстаивающий правую веру перед лицом мучителей-нехристиан во имя спасения - кн. Михаил Черниговский, память которого также празднуется 20 сент.

http://pravenc.ru/text/187479.html

460 Новая Мангазея, в 30 верстах от Тихоновой обители, построена в 1672 г. (Спас­ский. О памятнике покорителю Сибири Ермаку с рисунком//Временник общества истории и древностей. Кн. 3). 461 Москвитянин. М., 1852. 8; Временник общества истории и древностей. Кн. 3; Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях. 462 По Никон. л. (7, 107. 129) архангельский протоиерей Тимофей «муж изрядный и наученный Богодухновенному писанию был послан в Свияжск с посланием митр. Макария к войску и со словесными поручениями по делам веры». То же по «Цар­ственной книге». 463 Книга степенная. Ч. 2. В печатной «Истории о Казанском царстве» (СПб., 1791) мученик назван Александром, но это ошибка издания: в ркп. «Истории» он назван Стефаном. 465 Грамота Гермогена напечатана в: Ученые записки Казанского университета. Казань, 1839. Кн. 4; Гавриил (Воскресенский) , архим. Историческое описание Казан­ского Успенского второклассного Зилантова монастыря и Казанского памятника. Казань, 1840. 466 Савельев-Ростиславич Н.В. Славянский сборник. СПб., 1845 (далее – Саве- льев-Ростиславич Н.В. Славянский сборник. – Ред.). Прп. Нестор: «Иллюрик – Сла­вяне, норци – Славяне. Сели суть Славяне по Дунаю, где есть ныне Угорская земля и Болгарская». Богуслав: Scribitur in vetustissimis codicibus, quod Pannonia sit mater et origo omnium Slavonicarum nationum. Мюнхенская рукопись IX стол. (Шафарик П.Й. Славянские древности/Перев. с чешск. О. Бодянскаго: В 2 т. М., 1852. Т. 1, при- лож. 79 (далее – Шафарик. Славянские древности. – Ред.). Zerviani, quod tantum est regnum, est eo cunctae gente Slavorum exortae sint. Барнефрид (VI, 52): Karniolia slavorum patria. Срем, предводитель трибаллов – сербов, оставивший свое имя за городом Сремом, отважно защищался против Александра Македонского, который потом переходил чрез страну панов (navatô) в Македонию ( Strabonis . Geographica. Paris, 1587. Lib. VII). По Птоломеевой карте Паннонии (147 г.) и другим памятникам древности, названия городов, гор, урочищ, рек Паннонии – все славянские (Времен­ник общества истории и древностей. Кн. 10, 16; Katancic , M . P . Specimen Philologiae et Geographiae Pannoniorum. Zagrabiae, 1795; Соларич П. Римляне славенствовавши. Харьков, 1818). Что касается до слов Кесария о славянах, то напрасно считали (Вене- лин Ю.В. Древние и нынешние болгаре в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к россиянам: В 2 т. М., 1829–1841. Т. 2 (далее – Вене- лин Ю.В. Древние и нынешние болгаре. – Ред.); Христианские Чтения. СПб., 1859. Т. 2) сочинителя разговоров за брата св. Григория Богослова . Сочинитель, известный патр. Фотию, пользующийся церковною песнью: «Святый Боже», должен быть при­знан за современника прп. Максиму (662 г.). Но и в таком виде слова его о славянах важны. Греческий текст их и славянский перевод XIV в. – в опис. Синод. ркп. 129.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А старшие имели любовь к младшим, наставляя их, как детей любезных. Если кто падал в некое согрешение, утешали его; и трое или четверо по любви делили эпитимию одного. Если брат выходил из монастыря, вся братия скорбела о том, посылали за ним и просили возвратиться в монастырь. И когда приходил, все шли к игумену, кланялись и умоляли игумена. И потом с радостью принимали брата. Такова была божественная любовь, таковы смирение и воздержание в святой братии. Они и по смерти сияют, как неугасающая свеща, различными чудесами и молят Бога». Нами приводился любящий сыновний отзыв о Печерской обители Св. Симона, епископа Владимирского. Ранее поминались отдельные подвижники Печерские. Укажем также на: Пр. Дамиана, постника и молитвенника. Когда в обитель приходили больные, то Пр. Феодосий повелевал Дамиану сотворить молитву над ними, тот совершал молитву, помазывал елеем, и приходившие получали исцеление. Пр. Марк, живя в пещере, своими руками выкопал много пещер; на своих плечах носил он землю, день и ночь трудясь для дела Божия. Прпп. Спиридон и Никодим занимались 30 лет печением просфор, и угодили Господу. Первый в немолодых годах научился грамоте и поставил себе за правило – всякий день прочитывать всю псалтирь. Пр. Прохор лебедник, питавшийся просфорой и хлебом из лебеды. Во время голода он кормил народ таким хлебом и солью из золы. Пр. Пимен Многоболезненный, никогда не роптавший и перед самой смертью освобожденный от страданий. Пр. Феофил, не видавший 12 лет солнца в пещере, плакавший день и ночь. Пр. Агапит, безмездный врач. Пр. Алипий (Алимпий) иконописец, отличавшийся смирением, незлобием, терпением, исцелявший помазанием краски. Упоминались выше Преподобные: Нестор, Исаакий, Никита, Никола Святоша, мученик Кукша. Велик сонм святых печерских, почивавших в Ближней или Антониевой пещере и в Дальней или Феодосиевой пещере. Как уже кратко упоминалось, Печерский мон. сделался образцом для всех других обителей и получил огромное влияние на всю русскую религиозность. Из него аскетическая настроенность распространялась в обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В тот самый момент Юлиан Отступник был пронзен на Персидской войне копьем неизвестного воина, тотчас ставшего невидимым. Окаянный Юлиан, умирая, воскликнул: «Ты победил, Галилеянин!» В тойже день Святаго мученика Меркурия Смоленскаго, новаго чудотворца НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Стихословим Блажен муж: На Господи, воззвах: стихиры, глас 4: Другаго тя поем, имущаго поборение по Духу,/Христов Меркурие,/яко непобедимаго воина,/внегда бо по повелению, угодниче, Госпожи и Богородицы/изшел еси на сретение поганых сил/и исполина с сыном крепкаго/победил еси пособием Богородицы./Подобие имый, якоже святый мученик Нестор,/ярость прекротив злосвирепаго мучителя,/Лия богоборца победи Христовым именем и силою./Или тезоименитому ти святому мученику Меркурию,/якоже во Александрии он, победив,/прободе в сердце мучителя и законопреступника,/ревнуя по благочестии./Ты же тех подражая,/сопротивных и поганых иноплеменник силу пресекл еси,/яко воин добр и некосен;/и совершил еси свое подвизание крепце,/по благоверии святыя церкве Госпожи и Богородицы/со всеми угодники Христа Бога,/и венчася верх твой, святе и великомучениче. Якоже от Ангела или с Небесе знамение приемлеши,/к тебе бо послан бывает/слуга церкве велицей Госпожи и Богородицы,/возвещая и веля тебе изыти на сретение сил поганых иноплеменник./Гласу же, к тебе свыше сошедшу:/рабе Мой и угодниче Меркурие,/востав, препояшися поясом воинства,/изыди скоро с великою дерзостию сопротивных побеждая,/с тобою есмь поборающи по благоверии./Не хощу бо,– рече,– зрети Моей пленене быти церкви от поганых,/умолих бо Сына Моего,/да подаст ти о сем дерзновении твоем венец небесный/от животворныя десницы Его. От царска колена воин изыде,/и послася непобедимый воевода нашему граду,/велико поможение от Госпожи нашея Богородицы,/воинствуя бо, не земному царю угождая,/но свыше повеление приемля,/Богомудре и блаженный страдальче Меркурие,/желанием и ревностию поборая по благоверии,/мученически стражда и противных полки побеждая поганых 209 иноплеменник,/и сам нуждною смертию конец житию восприимеши,/и ко Христу Богу на Небо востечеши,/и, равными тебе святыми мученики лику сочтався,/возмездие приимеши./Темже и ныне мы, многогрешнии, молим тя, святе,/имея дерзновение,/помолися о граде нашем, невоевану пребыти ему,/и душам нашим даровати велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010