Обстоятельства, влекущие церковное прославление, невозможно признать за случайные. Евангелие и феноменология святости есть органичное целое. Так же, как Слово Божие даёт указание пути для подвижника, так его опыт, переживаемые обстоятельства и предпринимаемые усилия служат дальнейшему уточнению и раскрытию содержания новозаветного откровения. Важнейшим поэтому является вопрос о том, является ли почитание Пересвета и Осляби казусом èxtra jus, вне правил, и в каком соотношении с традицией таковое находится? Исключение, подтверждающее правило Небольшая подробность позволяет пролить свет на тайну. Перед битвой Пересвет молится в часовне святого великомученика Димитрия Солунского. Впоследствии на данном месте, в 7 км от Скопина, будет основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, одной из реликвий которого станет яблоневый посох, оставленный Пересветом. Сейчас посох хранится в краеведческом музее Рязани. Святые Димитрий и Нестор Солунские      Кто же такой Димитрий Солунский? Небесный покровитель московского князя Димитрия Донского, святой, почитание которого было весьма велико в Греции и скоро разошлось по Руси. Незадолго до Куликовской битвы состоялось торжественное перенесение из Владимира в Москву иконы Солунского великомученика, написанной на доске гроба святого. Для неё в главном Успенском соборе Московского Кремля великим князем был построен особый придел. По возвращении с Куликова поля в Москву великий князь установил в субботу перед днем памяти Димитрия Солунского (26 октября/8 ноября) особое молитвенное поминовение павших христианских воинов — Димитриевскую родительскую субботу. Следовательно, памятью Димитрия Солунского овеяны основные вехи в истории похода. Образ святого постоянно находился перед духовным взором русских на Куликовом поле. Великомученик жил в конце III — начале IV в. Во времена императора Галерия Максимиана он являлся проконсулом Фессалоник. За открытое исповедание себя христианином Димитрия заточили в тюрьму и казнили. Житие святого, помимо прочего, включает в себя интереснейший фрагмент о состязании юноши Нестора с богатырём-язычником Лием. Лий — любимец императора, и из всех способов мучить христиан Максимиану более всего нравилось отправлять их на арену цирка, в лапы сурового и жестокого германца. Варвар истязал и сбрасывал каждого с помоста, на специально установленные копья, понося Бога христиан. Тогда христианин Нестор в чистоте сердца, будучи не в силах снести публичное поругание Христа, стал просить у Димитрия позволения сразиться с Лием. Димитрий поддержал юношу. Поединок завершился победой Нестора. Германец был сброшен на копья, юношу же по приказанию разгневанного императора предали смерти. Святой Нестор почитается как мученик за Христа, память его совершается 27 октября/9 ноября, на следующий день после памяти св. Димитрия Солунского.

http://pravoslavie.ru/98436.html

Ошедъшю же ему и не обретъшю супостат своих, възвративъшюся въспять ему. И се приде вестьник к нему, поведая ему отьчю съмрьть, како преставися отьць его Василий, в се бо имя бяше наречен в святемь крьщении, и како Святопълк потаи сьмьрть отьца своего, и ночь проимав помост на Берестовемь и в ковър обьртевъше, съвесивъше ужи на землю, везъше на саньх, 7 поставиша и в цьркви святыя Богородица. И яко услыша святый Борис, начат телъмь утьрпывати и лице его вьсе сльз испълнися, и сльзами разливаяся и не могый глаголати. В сьрдьци си начат сицевая вещати: «Увы мне, свете очию моею, сияние и заре лица моего, бъздро уности моее, наказание недоразумения моего! Увы мне, отьче и господине мой! К кому прибегну, к кому възьрю? Къде ли насыщюся таковааго благааго учения и казания разума твоего? Увы мне, увы мне! Како зайде свете мой, не сущу ми ту! Да бых поне сам чьстьное твое тело своима рукама съпрятял и гробу предал. Н то ни понесох красоты мужьства тела твоего, ни съподоблен бых целовати добролепьных твоих седин. Н, о блажениче, помяни мя в покои твоемь! Сьрдьце ми горить, душа ми съмысл съмущаеть и не вемь к кому обратитися и к кому сию горькую печаль простерети? К брату ли, егоже бых имел в отьца место? Н т, мьню, о суетии мирьскыих поучаеться и о биении моемьпомышляеть. Да аще кръвь мою пролееть и на убийство мое потъщиться, мученик буду Господу моему. Аз бо не противлюся, зане пишеться: «Господь гърдыим противиться, съмереным же даеть благодать». 8 Апостол же: «Иже рече – “Бога люблю”, а брата своего ненавидить – лъжь есть». 9 И пакы: «Боязни в любъви несть, съвьршеная любы вън измещеть страх». 10 Темьже что реку или чьто сътворю? Се да иду к брату моему и реку: «Ты ми буди отьць – ты ми брат и стареи. Чьто ми велиши, господи мой?» И си на уме си помышляя, идяаше к брату своему и глаголааше в сьрдьци своем: «То поне узьрю ли си лице братьца моего мьньшааго Глеба, яко же Иосиф Вениямина?» 11 И та вься полагая в сьрдьци си: «Воля твоя да будеть, Господи мой». Помышляше же в уме своемь: «Аще поиду в дом отьца своего, то языци мнози превратять сьрдьце мое, яко прогнати брата моего, якоже и отьць мой преже святаго крещения, славы ради и княжения мира сего, и иже все мимоходить и хуже паучины. То камо имам приити по ошьствии моемь отсюду? Как ли убо обрящюся тъгда? Кый ли ми будеть ответ? Къде ли съкрыю мъножьство греха моего? Чьто бо приобретоша преже братия отьца моего или отьць мой? Къде бо их жития и слава мира сего, и багряница 12 и брячины, сребро и золото, вина и медове, брашьна чьстьная, и быстрии кони, и домове красьнии и велиции, и имения многа, и дани, и чьсти бещисльны, и гърдения, яже о болярех своих? Уже все се им, акы не было николиже: вся с нимь ищезоша, и несть помощи ни от когоже сих – ни от имения, ни от множьства раб, ни от славы мира сего. Темь и Соломон, все прошьд, вься видев, вся сътяжав и съвъкупив, рече расмотрив вьсе: “Суета и суетие, суетию буди”, 13 тъкмо помощь от добр дел, и от правоверия, и от нелицемерьныя любъве».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopis...

И я неделю назад, позволил себе уверенно говорить о убийстве семьи отца Андрея, потому что столкнулся в своей жизни с такой же гибелью священника и с такой же откровенной ложью и клеветой. В 1993 году был убит иеромонах Нестор в селе Жарки Ивановской епархии. Отец Нестор был мой близкий давний друг,  друг юности. В одной из статей  на " Русской Линии " , приводя сведения об убиенных священниках, Юрий Максимов пишет: " 30 декабря произошло убийство иеромонаха Нестора Савчука в селе Жарки Ивановской области. Весной того же года церковь, где служил отец Нестор, подверглась ограблению, а сам он покушению, но тогда бандитов поймали. 30 декабря батюшка вернулся из Москвы с пожертвованиями, полученными на строительные и ремонтные работы в храме, и в ту же ночь местный житель Алексей Таломонов убил священника в его келии и украл деньги. Суд приговорил убийцу к четырем годам колонии общего режима " . Это, дорогие братья и сестры, ложь. Алексей Таломонов не убивал отца Нестора. Он, вероятно, исполнил в ритуальном сатанинском убийстве, судя по всему запуганный убийцами, роль ритуального предателя. Отец Нестор когда-то проходил послушание в селе Жарки в храме Рождества Богородицы. И попав в этот необыкновенной красоты,  уголок Ивановской епархии, сказал мне: " Если меня когда-нибудь рукоположат когда-нибудь, только в этот храм буду проситься, такая там благодать. Икона необыкновенная, чудотворный образ Казанский  Царицы Небесной, могилки двух блаженных, замученных большевиками " . Уже прославлен блаженный Алексей Елнатский и, кажется должен быть прославен и мученик, юродивый Христа ради, блаженный Николай. Когда же батюшку рукоположили, он через некоторое время сказал мне:  «Знаешь, я  человек грешный, а мне Господь такую великую милость подал, я стал иеромонахом. Как бы мне хотелось Господу отплатить за  Его милость, мне бы хотелось  пострадать за Господа». Сказано это было очень искренно и просто.  Я, конечно, дорогие братья и сестры, был удивлен и, немного встревожен, но ответил ему: " Отец Нестор, какое у тебя дерзновение. Ты же знаешь, что значит -  пострадать за Господа? Это значит святым стать, венец небесный получить. Ты, отец Нестор, не хочешь тяжелую лямку приходского сельского батюшки  тянуть, а хочешь сразу, мигом в Царствие Небесное. Нет, будешь эту лямку тянуть долго " . Посмеялись,  и отец Нестор  говорит, что хорошо понимает, что  мученического венца недостоин, но может, сказал, «Матерь Божия смилостивится».  Служил отец Нестор на своем приходе, в любимых Жарках, и стал замечательным,  батюшкой, настоящим добрым пастырем.

http://radonezh.ru/text/viktor-saulkin-o...

Вывод может быть один: с князем Владимиром что-то произошло. Преподобный Нестор-летописец пишет о том, что Господь послал Владимиру «некое запятье» («запятье» (слав.) — неожиданная остановка, преткновение на привычном пути) — «чтобы он стал христианином, точно так же как Плакида в древности». Евстафий Плакида — святой мученик II века, полководец. Первоначально был язычником, но милосердным и справедливым. Однажды во время охоты олень, за которым гнался Плакида, принял образ Христа, и Господь сказал Евстафию: «Я Христос, Которого ты боготворишь, не зная этого. Иди и прими крещение». Преподобный Нестор пишет: «И так же случилось с Владимиром. Бог явился ему, и он стал христианином». Как же Бог явился князю Владимиру? Из Священного Писания мы знаем, что Бог, Дух Святой, таинственно действует в мучениках за веру. В Евангелии от Луки (12, 11-12) Господь увещевает апостолов: «Когда же приведут вас… к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Дух Святой научит вас в тот час, что должно говорить». Деяния Апостолов в повествовании об убиении архидиакона Стефана (см. Деян. 6, 15; 7, 55), множество житий святых рассказывают о том, что сами мучители порой ощущают или непосредственно видят присутствие Божие в страданиях святых мучеников. Ведь страдания их таинственно соединяются со страданиями Самого Господа Иисуса Христа, а их смерть — с Его смертью и воскресением. Здесь мы склонны предположить, что преподобный Нестор, говоря о «запятии» князя Владимира, подразумевал, что Христос таинственно открылся князю Владимиру в страданиях Феодора и Иоанна, наших первых мучеников. Явление Божие всегда дает человеку почувствовать радость иной, настоящей жизни, ее полноту и силу. И вот князь Владимир почувствовал, что мученики соединяются с этой радостью и силой, а он от нее совершенно отвержен и погибает. В этот момент проявились и все определившиеся ранее предпосылки обращения князя Владимира: влияние его бабушки, святой княгини Ольги, нескольких его жен-христианок и друга детства норвежского конунга Олава, а вместе с тем его собственные угрызения совести.

http://pravmir.ru/zapyate-knyazya-vladim...

22 липня 2007 р. 16:49 23 июля — день памяти преподобного Антония Печерского [Стаття] Основанная преподобным Антонием обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский), преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп. Нестор Летописец и Симон. 17 липня 2007 р. 23:35 18 июля — день памяти преподобного Сергия Радонежского [Стаття] Архимандрит Кирилл (Павлов). Многоплодный вертоград. Слово на обретение мощей Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца 11 липня 2007 р. 22:35 12 июля — праздник в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла [Стаття] «Апостолы Петр и Павел». Поучительное слово блаженного Августина Иппонского в день праздника славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. 7 липня 2007 р. 20:01 7 июля — рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна [Стаття] О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас». 1 липня 2007 р. 17:00 19 июня (2 июля) исполняется 400 лет со дня преставления первого Российского Патриарха святителя Иова Московского [Стаття] 19 июня (2 июля) исполняется 400 лет со дня преставления первого Российского Патриарха святителя Иова Московского. 26 января 1589 года по благословению и при личном участии Константинопольского Патриарха Иеремии II Митрополит Иов в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен Патриархом Московским и всея Руси. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

ОДЕССА – ЯСКИ По окончании службы Николай поступил в Одесский государственный университет им. И.И. Мечникова на геолого-географический факультет. На втором курсе он узнал, что один бедный сельский храм обветшал и нужен срочный ремонт крыши. Недолго раздумывая, Николай решает оставить учебу, чтобы помочь храму. А ведь в университет-то попасть тогда непросто было! Но Николай не посчитался с этим. Он оформил академический отпуск и поехал в село Яски Одесской области чинить крышу храма во имя святого благоверного князя Александра Невского. Недолго раздумывая, Николай решает оставить учебу, чтобы помочь храму Настоятель храма спросил Николая, не знает ли он художников, которые могли бы расписать храм. И Николай через знакомых нашел одесского художника Сергея Игоревича Бурду, который на помощь вызвал своего друга Виктора Александровича Саулкина, студента Московского государственного университета. Это была судьбоносная встреча. Сергей и Виктор способствовали воцерковлению Николая и помогли направить его жизнь в божественное русло духовного возрастания, а подвиг и молитва отца Нестора, в свою очередь, оказали огромное влияние на дальнейшую жизнь его друзей. Надо сказать, что свою дружбу они сохранили на всю жизнь. Виктор Саулкин рассказывает: «Познакомившись с Колей поближе, мы увидели, что он очень чистый, добрый и светлый человек, и предложили ему вместе с нами расписывать храм. Николай не был художником, но мы ему объяснили, что во время росписи будет немало работы – леса ставить, вместе стены готовить. И он согласился». Первый этап работ был закончен 31 декабря, и друзья поехали в Москву. Вернувшись для продолжения росписи храма, они узнали, что местный староста сумел воспрепятствовать их благочестивым планам, и они с огорчением вынуждены были оставить храм. Николай отправился в Почаев, решив кардинально изменить свою жизнь. В этом проявляется его решимость и горячее желание всецело послужить Богу. Эти качества, столь драгоценные в духовной жизни, в настоящее время весьма редки и присущи только настоящим духовным самородкам.

http://pravoslavie.ru/158024.html

ДДА – Ленинградская духовная академия ЛДС – Ленинградская духовная семинария м. – метр М. – митрополит М. Н. – митрополит Нестор МВД – Министерство внутренних дел МТБ – Министерство государственной безопасности МДА – Московская духовная академия МИД – Министерство иностранных дел митр. – митрополит мч., муч. – мученик мчц. – мученица мчч. – мученики н. ст. – новый стиль наст. – настоящее нач. – начало НКВД – Народный комиссариат внутренних дел НТСНП – Национально-трудовой союз нового поколения о. – отец о.о. – отцы об. – оборот обл. – область о., о-в – остров ок. – около оп. – опись ориг. – оригинал отд. – отдел п. – пункт печ. – печатается политрук – политический руководитель полпред – полномочный представитель пос. – поселок поел. – послание пр., проч. – прочее прав. – праведный преп. – преподобный прот. – протоиерей протопр. – протопресвитер прпмч.– преподобномученик прпмц. – преподобномученица пос. – поселок проф. – профессор ПСЗ – Полное собрание законов ПСТБИ – Православный Свято-Тихоновский богословский институт ПСТГУ – Православный Свято-Тихоновский государственный университет равноап. – равноапостольный, равноапостольная РАН – Российская Академия Наук р. – река р. Б. – раб Божий, раба Божия Р. X. – Рождество Христово РГВИА – Российский Государственный военно-исторический архив РГИА – Российский Государственный исторический архив репринт – репринтное р-н – район РОВС – Российский (Русский) общевоинский союз РОКК – Российское общество Красного Креста РПЦ – Русская Православная Церковь РПЦЗ – Русская Православная Церковь за границей РТХД – Русское трудовое христианское движение руб. – рубль РФО – Русская фашистская организация РФП – Российская фашистская партия с. г., с/г. – сего года с, стр. – страница С.-Петербургский – Санкт-Петербургский Св. – Святейший, святой свв. – святые свт. – святитель сер. – середина ск. – скончался совр. – современный ст. ст. – старый стиль род. – родился свящ. – священник СМ – Совет Министров см. – смотри СМЕРШ – «Смерть шпионам» (Главное управление советской военной контрразведки в системе Народного Комиссариата Обороны (НКО) СССР в 1943–1946 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В семье сохранилось предание о том, что отцу Святополку явилась Сама Пресвятая Богородица, чтоб предотвратить закрытие монастыря. «Это было в разгар хрущевских гонений, когда монахов изгоняли из лавры, избивали, сажали в тюрьмы, – рассказывает В.А. Саулкин 1 . – Были среди братии и пострадавшие за Христа». На территории обители поместили психлечебницу, чтобы мешать монахам молиться. Старые насельники лавры рассказывали, что наступило время, когда в монастыре закончились все припасы, есть было нечего. Наместник, видя безвыходность положения, решил: – Придется нам, отцы и братья, есть скоромную пищу, делать нечего, я разрешаю. Не умирать же с голоду. Но пришел смиренный иеродиакон Святополк и говорит: – Матерь Божия явилась, не благословляет, велит терпеть. Иеродиакон Святополк сказал Пресвятой Богородице: – Матерь Божия, мне же братия может не поверить! И тогда Пречистая сказала: – Приведешь их в свою келью. Собор старцев лавры отправился с иеродиаконом в его келью, и все присутствующие сподобились лицезреть Пресвятую Богородицу – Царица Небесная явилась второй раз. Старцы видели, что Матерь Божия что-то говорит Святополку, но Ее голос не слышали. Братия потерпела два-три дня, и в Почаев пришел обоз из Молдавии – привезли крупы, муку, растительное масло, овощи. Так все монахи тогда выжили! Вот каких родных – высоких молитвенников – имел Николай! Юность После окончания школы Николай поступил в училище. Он был смелым и отважным юношей, имел авторитет среди сверстников. Он хорошо умел и даже любил драться, частенько принимал участие в мальчишеских озорствах. Николай Савчук      Как-то он сказал о себе так: «Я – рискованный человек. В детстве, например, у меня кличка даже была – “космонавт”. С какой-то высоты надо прыгать на солому – все боятся, а я – первый. Я вообще люблю рисковать, честно сказать. В христианстве и то рискуешь… Тропочка, по которой можно пройти ко спасению, узенькая очень… Спастись – это большой риск» 2 . Годы его службы в армии пришлись на конец восьмидесятых – с 1978 по 1980. Николай служил в разведке, где готовят особенно выносливых солдат приемам борьбы и другим спецнавыкам, необходимым для разведчиков.

http://pravoslavie.ru/158024.html

Обращаясь к народу с архипастырским словом, владыка Амфилохий особо подчеркнул, что только благодаря единству и согласию сербы могут продолжить свое существование, а любой раздор, разделение этого единства смертоносны и пагубны для них . К верующим обратился и епископ Феодосий, который также призвал твердо исповедовать свою веру и не отрекаться от духовных ценностей, унаследованных от предков. – Пусть и сегодня, – сказал владыка Феодосий, – святой Димитрий посмотрит на народ, на этот город, на наше Косово и Метохию и подаст силу и мудрость, чтобы мы и сегодня исповедовали свою веру, сохраняли свое имя и то, что должны сохранить. После преломления Славского колача архиереи и священники возглавили торжественный крестный ход по улицам города, призывая тем самым Божие благословение на всех его жителей. В конце праздника местная церковная община приготовила торжественный обед для дорогих гостей. Предоставляем вниманию наших читателей небольшой фоторепортаж о торжествах в Косовской Митровице. Материал подготовлен совместно с сайтом Рашко-Призренской и Косовско-Метохийской епархии. 12 ноября 2010 г. скрыть способы оплаты Комментарии евгений 8 ноября 2020, 15:55 Да сохранит Господь,молитвами Великомученика Димитрия народ Сербский,сугубо же,Косово++++++++++++++++ Милан 8 ноября 2016, 23:27 Благословен праздник Светога Сирмиумского. Диитрие бил диакон во Сирмиуме (Сремска Митровица, и там и дал жизн за Христа как и Епископ Мученица Мученик Нестор как и мученици на планини Фрушка Гора близу Сремске Митровице. Ети вси Сирмиумски и сремски мученици. Сремска Митровица город ви севернеи Сербии ( Срем, и во римско време город имел Sirmium и бил один од четири престолнице Римского царства и там живело 100 000 до 200 000 человек, а тепер око 40 000. Ето город и хочу поделит сие податке з всеми вами, потому что в Сербии тоже что Димитрии бил Солунски воевода, нетж он толко там почивает, он бил диакон во Сирмиуму. Наш город с етим великим Христовим и Мучеником и ми наш город називаем и град Светог или Civitas Sancti Demetrii. Спасибо болшои, Спаси Бог. На и

http://pravoslavie.ru/42743.html

В Рус. Списке с подлинника:–«св. Лука поживе более 80 лет и был иконописец преизрядный». – 24 дня. Св. мученик Арефа был так стар, что не мог уже ходить. (Из Синаксаря 12 века). В Рус. Спис. с подлинника: – поживе лет 95.... сед власы, аки Андрей апостол первозванный, брада доле Николины, в доспехе пернатом.... – 25 дня. Св. мученик Нестор был молод и красив. (Из Синаксарей 1249 г. и 12 века). В Рус. Списк. с подлинника: – «в Минеи Четьи пишется о нем: телом храбр, лицом красив, мало брадные власы испущая». – 29 дня. Св. мученица Анастасия, родом из Рима, была молода. (Из Синакс. 1249 года). В Рус. Спис. с подлинника: – Анастасия римлянина млада. Месяц ноябрь – 5 дня. Святые преподобномученики – Галактион жил 30 лет, а супруга его Епистимия 26 лет. (Из Синакс. 1249 года). В Рус. Списке с подлинника: – Галактион млад. – Того же дня. Палестинские мученики, при Максимиане, Феотим, Тимофей и Феофил, пострадали в цвете лет, и были весьма благообразны. (Из Синакс. 12 века). – 7 дня. Св. мученик Иерон, пострадавший при Диоклитиане, был мужествен по виду и благочестив душою. (Из Синакс. 12 века и 1249 года). В Рус. Спис. с подлинника: – Иерон млад, аки Димитрий. – 11 дня. Преподобный Феодор, игумен Студийского монастыря, исповедник, был сухощав, жёлт лицом, с проседью в волосах и плешив. (Из Синакс. 12 века и 1249 года). Таким же образом он описан и в Синаксаре, изданном Никодимом святогорцом ; но тут прибавлено, что волосы у Феодора были черные, перемешанные с седыми. В Рус. Списке с подлинника: – «бяше сухоняв, бледен лицом, размесен власы, плешив». В Минеи пишется: «мал возрастом, блед лицом, плешив главою, поживе 67 лет». – 12/13 дня. Святые мученики Никифор, Зевина и Герман пострадали в цвете лет, а Антонин в преклонных летах. (Из Синакс. 12 века и 1249 года). – 18 дня. Святый великомученик Платон был молод. (Из Синакс. 12 века и 1249 года). В Рус. Списке с подлинника: – Платон подобием млад, лицом прекрасен. В Минеи и Прологе пишется: «юн сый возрастом, пострада в лето 5796 (288)».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010