Кирион, еп. Культурная роль Иверии в истории Руси. Тифлис, 1910. Кирион, еп. Св. Або, мученик тифлисский. Тифлис, 1889. Кондаков. Древняя архитектура Грузии. М., 1876. Кондаков. Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии. СПб., 1890. Красных А. Обзор памятников древнехристианской литературы на грузинском языке. Загорск, 1966. Латышев В. В. К истории христианства на Кавказе. Греческие надписи из Ново–Афонского монастыря. СПб., 1911. Леонид (Кавелин), архим. Абхазия и в ней Ново–Афонский Симоно–Кананитский монастырь. Т. 1—2. М; 1885—1888. Макаренко И. Грузинская Церковь в период с 1917 по 1937 гг. в связи с вопросом ее автокефалии. (Курсовое сочинение). МДА, 1959. Машинопись. Макарий, Патриарх Антиохийский. Путешествие//«Правосл. Собесед.»., 1905. Ч. I, ч. II. Малиновский. Церковные школы Грузинской епархии в 1914—1915//«Духовн. Вести. Груз, Экзархата». 1916. Прибавление. Марр Н. Боги языческой Грузии по древнегрузинским источникам. СПб., 1901. Марр Н. Я. Какой Иверии дарована автокефалия в XI веке//«Церковные Ведомости». 1907. Приложение. Марр Н. Крещение армян, грузин и аланов. СПб., 1905. МенабдеЛ. Очаги древней грузинской письменности. Т. I, ч. I. 1962. Миротворческий вклад религиозных организаций в СССР. М., 1977. Мурзакевич Н. Древнейший Пицундский православный храм на восточном берегу Черного моря. Одесса, 1877. Натроев. В чем выход из трагического положения грузинского духовенст–ва//«Духовн. Вести. Груз. Экзархата». 1906. Натроев А. Иверский монастырь на Афоне в Турции, на одном из выступов Халкидонского полуострова (Историко–археологическая справка по вопросу о споре грузин с греками на право владения имениями означенного монастыря). Тифлис, 1909. Натроев А. Мцхет и его собор Свэти–Цховели. Историко–археологическое описание. Тифлис, 1900. Натроев А. Памятная записка об Иверском монастыре на Афоне- Халкидон–ском полуострове. Историко–археологическая справка. Тифлис, 1913. Никандр, архим. Об автокефалии Грузинской Церкви и церковной жизвд в Грузии при Католикосах//«Прибавление к Духовн. Вестн. Груз. Экз.». 1905 и 14.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В данном томе «Энциклопедии» присутствует статья об известном церковном историке Анри Леклерке, авторе «Словаря христианской археологии и литургики», выходившем на французском языке с 1903 г. Среди других французских богословов, о которых содержатся сведения в 40-м томе энциклопедии, — Мишель Лекьен — автор трехтомного издания «Христианский Восток», Поль Эмиль Лемерль — известный византолог, и Марсель Лефевр, критик реформ в Римско-Католической Церкви после II Ватиканского Собора. В 40-м томе содержится статья об основателе отечественной коптологии Оскаре Лемме. Статья о деятельности В.И. Ленина, вероятно, будет одной из наиболее читаемых в данном томе. Статью можно рекомендовать к прочтению не только студентам-историкам, теологам и миссионерам, но и самым широким кругам читателей. Также том содержит материалы, посвященные мученику Леодегарию (616-679), пострадавшему во Франкском королевстве, Леону, бывшему по церковной традиции митрополитом Киевским в конце X века. Большая статья посвящена великому Леонардо да Винчи и его творчеству. Следующий блок материалов относится к церковным деятелям с именем Леонид. Среди них следует особо выделить прп. Леонида Устьнедумского, прп. Леонида Пошехонского, сщмч. Леонида Афинского, сщмч. Леонида (Антощенко), казненного в Йошкар-Оле, сщмч. Леонида (Бирюковича), расстрелянного в Минске, сщмч. Леонида (Виноградова), умершего в заключении в Пермской области, сщмч. Леонида (Лебедева), зарубленного шашками красноармейцами, и многих других. Можно отметить также биографии Леонида (Окроперидзе), Католикоса-Патриарха всей Грузии, архиепископа Новгородского Леонида, церковного деятеля времен Ивана Грозного, архимандрита Леонида (Кавелина), историка, почетного члена Императорского православного палестинского общества , архимандрита Леонида (Сенцова), начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. Большое место занимают статьи, связанные с деятельностью церковных деятелей с именем Леонтий. Первый из них — епископ Ростовский Леонтий, по некоторым мнениям, третий русский мученик после варягов Феодора и Иоанна. Подробно рассказывается о церковном почитании свт. Леонтия, о его иконографии. Следует отметить также статьи о Леонтии (Карповиче), первом настоятеле Виленского Свято-Духова монастыря, Леонтии (Лебединском), митрополите Московском и Коломенском, Леонтии (Туркевиче), первоиерархе Североамериканской митрополии, Леонтии II, Патриархе Иерусалимском (1174-85), во времена господства крестоносцев в Иерусалиме, Леонтии Византийском и Леонтии Иерусалимском, богословах-полемистах VI в., Леонтии Стромынском, ученике прп. Сергия Радонежского.

http://patriarchia.ru/db/text/4400858.ht...

Христофор Сольвычегодский Преподобный Афанасий Свирский Преподобный Иона Яшезерский XVI-XVII Праведный Афанасий Наволоцкий XVI-XVII Праведный Прокопий Усьянский (Устьянский) До XVII XVII век Праведный Василий (мученик), Мангазейский, Туруханский Борис Феодорович Годунов (1598 – 1605) Преподобный Мартирий Зеленецкий Праведная Иулиания Лазаревская Святитель Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси Василий Иоаннович Шуйский (1606 – 1610) Преподобномученица Анастасия, игумения Угличская и с нею 35 сестер-монахинь Преподобный Сергий Шухтовский Преподобный Леонтий Леохновский Междуцарствие 1610 – 1613 Преподобный Серапион Кожеезерский Святитель Ермоген священномученик, Патриарх Московский и всея Руси Преподобномученик Галактион Вологодский Преподобный Иосиф Заоникиевский Преподобный Трифон, архимандрит Вятский Преподобномученик Евфросин Синоезерский Праведный Иоанн (затворник), Псковский Михаил Феодорович Романов (1613 – 1645) Преподобный Иринарх, затворник Ростовский Праведная София, кн. Слуцкая Преподобный Адриан Монзенский Преподобный Поликарп Брянский Блаженный Киприан, Христа ради юродивый, Суздальский чудотворец Преподобный Макарий Жабынский, Белевский Преподобный Вассиан Тиксненский Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый Преподобный Иов Ущельский Преподобный Иринарх, игумен Соловецкий Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит Троице-Сергиевой лавры Преподобный Никодим Хозыогский, Кожезерский Преподобномученик Симон Воломский Праведный Симеон Верхотурский Преподобномученик Афанасий Брестский Алексий Михайлович (1645 – 1676) Праведный Максим, иерей Тотемский, Христа ради юродивый Преподобный Иов, игумен Почаевский Святитель Аффоний, митрополит Новгородский Святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский Преподобный Леонид Устьнедумский Преподобный Лукиан Александровский Святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец Преподобный Елеазар Анзерский Преподобный Филипп Янковский, Сухонский Преподобный

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

В ансамбль, воздвигнутый в 1860–1864 гг., входят Троицкий собор, двухэтажное здание Русской Духовной Миссии (в форме каре с четырьмя внутренними двориками и домовой церковью в центре), одноэтажные здания Елизаветинского (мужского) и Мариинского (женского) подворий, дом консула и Русская больница. Автором и руководителем проекта был Мартын Иванович Эппингер (1822 – 1872), профессор архитектуры, надворный советник, почетный вольный общник Академии художеств. Пять лет спустя именно ему совместно с французским архитектором К. Мауссом будет доверена ответственная работа по реставрации купола Ротонды в храме Гроба Господня. Строительные работы были окончены к 1 мая 1864 г., домовая церковь Миссии (во имя св. мученицы царицы Александры) была освящена 28 июня 1864 г. «В два часа после полуночи началось служение заутрени. Когда пропели Слава в вышних Богу, начался крестный ход. Распустился русский флаг над домом Миссии, раздался русский трезвон». Так описывал событие очевидец. Церковь царицы-мученицы Александры Здание Духовной Миссии принадлежит Русской Церкви и по сей день – правда, большую его часть «арендует» насильственно Мировой суд Израиля. Архитектурную сердцевину, или, может быть, точнее, «крестовину», здания составляет, как мы сказали, домовая церковь во имя царицы-мученицы Александры – первая русская церковь в Святой Земле. Это типичный бесстолпный, крестовый в плане храм с апсидами, ориентированными по четырем сторонам света. Западная стена отделяет его от трапезной, о которой напоминает лишь оставленная для удобства дверь. Три мраморные ступени ведут от западной стены в храм, три – от храма к алтарю. Стенные росписи и иконы подчинены четкой богословской схеме. Если встать к алтарю лицом, слева, в северной конхе, мы увидим трех святых мучеников: Феодора Тирона, первомученика Стефана, Георгия Победоносца. Справа, в южной конхе, над дверью, – соответственно трех мучениц: Варвару, Александру (ей посвящен храм) и Екатерину. Слева, на восточной, примыкающей к алтарю стене, – Андрей Первозванный. На западной стене, напротив от него и слева от нас, – мученик Леонид. В нише северной стены большая копия знаменитой иконы Дионисия «Распятие». По бокам от нее образы Александра Невского и Марии Магдалины, небесных покровителей Александра II и его супруги Марии Александровны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

священник Владимир Переслегин В святцах Русской Православной Церкви есть три святых Валентина: мученик Валентин Доростольский (память 24 апреля по ст. стилю, 7 мая по новому); священномученик Валентин Интерамский (Италийский, память 30 июля по ст. ст.); священномученик Валентин Римлянин (6 июля ст. ст.). 14 февраля, в канун Сретения Господня, память святого Валентина в Православной Церкви не празднуется. Традиция празднования этого дня довольно давно существует у католиков и других западных христиан, но назвать церковным этот праздник сложно. Скорее это некий светский праздник, носящий на себе отпечаток языческой культуры. Есть сведения, что 14 февраля юные римлянки-язычницы опускали в специальную урну раскрашенные любовные послания своим поклонникам. Истинная любовь между мужчиной и женщиной христианами, имеющая своим источника Бога, Который Сам есть Любовь , должна знаменоваться священным брачным союзом. Едва ли упомянутый праздник допускает такое содержание. А по учению Православной Церкви, половые отношения вне брака считаются блудом (или прелюбодейством). К сожалению, сейчас праздник языческого характера связывают с именем святого, который как бы насильно призывается к благословению любых отношений. Современное общество чувствует пустоту и порочность своих идеалов, а потому и требует хоть какого-то, пусть и придуманного, освящения гражданских ритуалов и обрядов. Как следует оценивать христианские мотивы в творчестве Б.Л.Пастернака? иеромонах Иов (Гумеров) Корнями Борис Пастернак не был связан с христианством. Путь к нему у поэта был долгим. Родители, отец Леонид Осипович (Ицхок-Лейб) (1862–1945) и мать Розалия Исидоровна (Райце Срулевна) (1868–1939), не были крещеными. В мае 1894 г. к Л.О.Пастернаку обратился инспектор Училища живописи, ваяния и зодчества князь А. Е. Львов с приглашением занять место преподавателя училища. Л.О.Пастернак, выражая благодарность, указывал на свое еврейское происхождение. Позже он писал: «Я не был связан с традиционной еврейской обрядностью, но глубоко веря в Бога, никогда не позволил бы себе и думать о крещении в корыстных целях» («Записи разных лет»). Сын же его Борис рано прикоснулся к особому миру православной духовности. «То, что он ходит с няней в церковь , тоже было незаконным и уязвимым. Видимо, она по-своему это преодолела. Окропив его во имя Отца и Сына и Святаго Духа, она уверила его, что нет препятствий к его участию в службе. Детская память жадно впитала в себя напевы и слова, безотчетно создавая глубокое чувство причастности. Далее оно развивалось и менялось по внешним – историческим и собственным – душевным причинам. Тщательно таимое, остающееся предметом жажды, источником вдохновения, а не спокойной привычкой, – это чувство никогда его не оставляло» (Е.Б. Пастернак. Борис Пастернак. Биография. Глава I. Детские годы. 1890–1902). Среди неизгладимых впечатлений детских лет, запечатленных позже в стихотворении «Женщины в детстве» присутствует храм:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Д.В. Гусев опубликовал также исследования «Св. Иустин, мученик и философ» (1898), «Св. Феофил Антиохийский » (1898); « Тертуллиан , пресвитер карфагенский» (1898). Преемник Д.В. Гусева по кафедре – доктор церковной истории, профессор Леонид Иванович Писарев (1865–?) стал известен солидным трудом о богословии мужей апостольских «Очерки по истории христианского вероучения патристического периода. Т. 1. Век мужей апостольских (I и начало II в.)» (Казань, 1915) 1545 и исследованиями наследия блаженного Августина 1546 , рядом патрологических и богословских работ 1547 , а также переводом оригеновского «Против Цельса». Современники оценивали «Очерки...» как первую русскую православную историю догматов, где дан глубоко фундированный церковно-исторический и систематический экзегезис вероучительного содержания писаний мужей апостольских и других неканонических произведений начальной эпохи древнехристианской церковной письменности, снабженный обширными примечаниями. Труд Писарева дает ясное представление о том, что такое «богословие мужей апостольских» и каково его историко-догматическое значение для последующей патристики. С 1904 г. под его редакцией выходил журнал «Православный собеседник», а в 1906 г. Писарев основал и издавал прогрессивный церковно-общественный еженедельный журнал «Церковно-общественная жизнь». В Казани начинал свою деятельность будущий ректор Московской духовной академии архиепископ Феóдор (Поздéевский) (1876–1937), издавший здесь классический труд «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина » (1902). В Казани были изданы монографии, освещающие деятельность и миросозерцание различных отцов и учителей Церкви: ο. Н.П. Виноградова «Догматическое учение св. Григория Богослова » (1887); ранняя, но основательная книга профессора Виктора Ивановича Несмелова (1863–1937) «Догматическая система св. Григория Нисского » (1887) 1548 ; архимандрита Кирилла (Лопатина) (1868–1900) «Учение святого Афанасия Александрийского о Святой Троице» (1894); специалиста по библейской археологии профессора Евгения Яковлевича Полянского (ок. 1870–1920) «Творения блаженного Иеронима как источник для библейской археологии» (1908) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О. Мефодий почил о Господе 21 Апреля 1862 г. в субботу, в 6 часов утра. Вот как о его кончине писал о. игумен Антоний одному знакомому лицу: «Великий страдалец наш, иеродиакон отец Мефодий, 21-го Апреля утром кончил подвиг свой, и переселился на вечный покой со святыми в небесные обители. А 24-го было торжественное провождение многострадального тела его в усыпальницу; и батюшка отец Архимандрит, со всеми иеромонахами и иеродиаконами, был в облачении. А теперь на гробе его горит неугасимая лампада. Он несколько раз был приобщен Св. Таин, и до исхода души был в памяти. На первый день Светлого Воскресения, после утрени, ходил я к нему христосоваться, и пели с ним вместе «Христос воскресе» – трижды, «Ангел вопияше, Пасху, плотию уснув, яко мертв». Чрезвычайно он тогда был весел и несколько раз принимался целовать меня. Слава Богу! Он совершил подвиг свой преблагополучно. А я о себе не знаю, что вам сказать. Помилуй меня, Господи, если я буду мученик безвенечный». В последнее время прислуживал о. Мефодию монах Николай Иванов Новацкий, из евреев, до крещения называвшийся Вульф Абрамович, человек нрава кроткого, тихого, мирный и любовный ко всем. Он имел особенное усердие к о. Мефодию и взаимно пользовался его отеческим расположением и любовью. Замечательно, что о. Николай, заболевши, скончался в 40-й день по кончине о. Мефодия, даже в тот же самый час (утром в 6 часов). 5. Игумен Антоний Игумен Антоний, в мире Александр Иванович Путилов, родился 9-го марта 1795 года, в г. Романове Ярославской губ. Призвание к монашеской жизни почувствовал еще в детском возрасте. Когда старшие братья его, Тимофей и Иона, оставили мир и поступили в Саровскую Пустынь, то и тринадцатилетний Александр хотел последовать их примеру, но, повинуясь воле отца, должен был до времени отложить свое намерение. В 1809 г., со старшим братом Кириллом, отправился в Москву, и года три был там комиссионером у откупщика Карнышева. В 1812 г., в годину народного бедствия, пришлось и молодому Александру подвергнуться испытанию. Он был ограблен неприятельскими солдатами, десять дней был в плену у французов, был очевидцем ужаснейших происшествий и сам много пострадал.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Тем же убо толик имуще облежащ нас облак свидетелей веры и благочестия в приснопамятных предках наших, святых угодниках Вологодских, терпением да течем и мы на предлежащий нам подвиг спасения, взирающе на скончание жительства и подражающе вере их. Алфавитный указатель святых Авксентий преподобный Перцевский Аврамий пр. Печенский Агапит пр. Маркушевский Александр пр. Куштский Амфилохий пр. Глушицкий Андрей праведный Тотемский Антоний епископ Вологодский Антоний пр. Заоникиевский Арсений пр. Комельский Василий Христа ради юродивый Каменьский Василий Христа ради юродивый Сольвычегодский Вассиан пр. Тиксненский Галактион преподобно-мученик Вологодский Герасим пр. Вологодский Герасим епископ Великопермский Григорий пр. Пельшемский Григорий пр. Авнежский Димитрий князь Углйчский Димитрий пр. Прилуцкий Димитрий пр. Цылибинский Дионисий пр. Глушицкий Евфимий пр Сямженский Игнатий пр. Прилуцкий (князь Иоанн) Иннокентий пр. Комельский Иродион Христа ради юродивый Сольвычегодский, Иоанникий пр. Заоникиевский Иоанн Христа ради юродивой Устюжский Иоанн Христа ради юродивый Сольвычегодский Иоанн праведный Устюжский Иона епископ Великопермский Иоасаф пр. Каменский Иосиф пр. Заоникиевский Кассиан игумен Комельский Кассиан пр. Авнежский Кассиан пр. Каменский (в житии Иоасафа) Киприан пр. Устюжский Кирилл праведный Вельский (Важеский) Кирилл пр. пустынник Коприй пр. Печенгский Корнилий пр. Комельский Лаврентий пр. игумен Комельский Леонид пр. Устьнедумский Логгин пр. Коряжемский Макарий пр. Глушицкий Максим праведный Тотемский Марко пр. Белавинский Мария праведная Устюжская Михаил Христа ради юродивый Сольвычегодский Нифонт пр. Телеговсккий Онуфрий пр. Катромский Онуфрий пр. Перцевский Павел пр. Обнорский Пахомий пр. иже на езерЬ Петр чудотворец Каменский (в житии Иоасафа) Петр иерей Черевковский Питирим епископ Великопермский Прокопий Христа ради юродивый Устюжский Прокопий праведный Устьянский Сергий пр. Нуромский Сергий пр. Малопинежский Симон пр. Воломский Симон пр. Сойгинский Стефан епископ Великопермский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ратные подвиги Петра Великого и славнейшие его деяния не могут умалить в глазах потомства того подвига человеколюбия, которым державный труженик увенчал земное свое поприще... Говорим о спасении матросов, застигнутых у берегов Лахты жестоким штормом, осенью 1724 года. Но этот подвиг, по самому своему характеру, был непродолжителен; он ограничился одним часом времени; часом, увековеченным однако уже в памяти русского народа. «Больше сея любви ни кто же имать, да кто эту душу свою положи за други своя!» как бы сказал Себе Император Александр II, самоотверженно посвящая в 1877 году восемь месяцев Своей жизни целому ряду подвигов истинно христианского милосердия! Щедрою рукою награждая крестами ратные подвиги, Царь-Мученик Сам терпеливо и безропотно нес добровольный Свой крест, изнемогая, но не падая под его бременем! Этот нравственный крест, вынесенный на царственных раменах, да осенит гробницу Державного Страстотерпца и память о Нем должна пребыть неизгладимою до тех пор, покуда крест Христов будет носим на груди Православных. Леонид Чичагов. Апрель месяц «Сила не в силе, а сила – в любви». Весна 1877 года превратила лихорадочную деятельность русской дипломатии, старавшейся, согласно требованию Императора Александра Николаевича, понудить Турцию облегчить участь подвластных ей славян. Война стала неизбежной, и Россия ждала с нетерпением слова своего Царя-Освободителя, чтобы, во имя святой веры и братской любви, принести в жертву лучшие свои силы и достояние. С сокрушенным сердцем решился, наконец, Император оповестить о том всех своих верноподданных и армию, собранную в г. Кишиневе. 7-ое апреля . Государь Император выехал из Петербурга, по Варшавской железной дороге, в сопровождении: Наследника Цесаревича и великих князей: Николая Николаевича Младшего и Сергия Максимилиановича Лейхтенбергского. В царском поезде находились также: министр императорского двора граф A. В. Адлерберг, военный министр генерал-адъютант Д. А. Милютин, государственный канцлер князь Горчаков, князь италийский граф A. А. Суворов-Рымникский, шеф жандармов генерал-адъютант H. В. Мезенцов, комендант императорской главной квартиры генерал-адъютант A. М. Рылеев, управляющий делами императорской главной квартиры свиты Его Величества генерал-майор Н.В. Воейков, делопроизводитель военно-походной Его Величества канцелярии свиты Его Величества генерал-майор A. М. Салтыков, начальник военно-походных императорских дворцовых телеграфов генерал-майор В. А. Щолков, состоявший при военно-походной Его Величества канцелярии подполковник H. А. Фуллон, флигель-адъютант полковник князь Долгоруков, состоящие при Наследнике Цесаревиче: генерал-адъютант Стюрлер и адъютант капитан граф Олсуфьев, генерал-адъютант императора германского Вердер, флигель-адъютант императора австрийского барон Бехтольсгейм, действительный тайный советник барон Жомини, статс-секретарь, заведующий дипломатической перепиской А. Ф. Гамбургер, лейб-медик Его Величества С. П. Боткин, хирург Кавалевский 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Дьяк Александр , посетивший Константинополь между 1391–1395 годами, также оставил описание Софийского храма, хотя и краткое, но ни в чём не противоречащее двум первым: «Се аз, Дьяк Александр, – пишет он, – проходих куплею в Царьград, и ходихом поклонитись во Святую Софию; величества и красоты ея не мощно исповедати. Входя в великия двери, по правую сторону стоит икона Святой Богородицы что глас от Нея исшел Марии Египетской в Иерусалиме, и тут есть великия двери от Ноева ковчега; на левой стороне преобразился Спас наш на мраморе 18 ; внутри церкви есть трапеза Авраамля, на ней же Спас явился в Троице Аврааму под дубом Мамврийским 19 . Близ того одр железен на нем же жгли мощи Святых Мученик; и тут мощи Святого Патриарха Арсения. В алтаре есть камень, на нём же сидел есть Спас, беседуя с женою Самарянынею при кладязе Иаковли». Наконец, Иеродиакон Зосима , посетивший Святую Софию в 1420 году, следовательно, за 33 года до начала её нынешнего плена, описывает её в следующих чертах: «Первое поклонихомся Святой великой церкви Софии, где же Патриарх живёт, и целовахом образ Господа нашего, Иисуса Христа, иж пред ним грехи свои исповедуют, егда, срама ради, немощно исповедати духовнику, и то ся зовёт „Спас Исповедник“. И видехом бо, образ Пречистыя, иже от Иерусалима, егда беседова к Марией Египтяныне; и Святого Арсения Патриарха мощи и гроб Кирьяка (Кирика) трилетняго, и камень в алтаре, иже с Самаряныней Христос Бог наш, стоя у кладезя Иаковля, беседовал; и трапезу Авраамову, на ней же угости Святую Троицу Авраам под дубом Мамврийским; и одр железный, на нем же Мученик Святых мучили; и посох Ивана Златоустаго вверху стоит. И ходихом тут по степенем от врат великая церковная 20 . И видихом Ноев ковчег тут же близ Святой церкви» 21 . И так видно, что благочестивое внимание наших паломников при посещении Софийского храма останавливалось преимущественно на следующих предметах: 1 . Иконе Божьей Матери , перенесённой сюда из Иерусалимского храма, Воскресения Господня, от которой Преподобная Мария Египетская, будучи возбранена невидимой силой от входа внутрь храма, и раскаявшись в своих прегрешениях, услышала глас, повелевающий ей идти на ту сторону Иордана, и там проводить покаянное житие, которое подробно описал Иерусалимский Патриарх Софроний. Икона эта, аки видно, стояла в портике храма по правую сторону входных, так называемых, красных дверей, ведущих внутрь храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010