Как Отцы Церкви отвечали на вопросы о предопределении? Все ли уже решено на небе за нас? 27 мая 2014 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры выступил с лекцией известный американский христианский философ, декан философского факультета Университета Кентукки, профессор Дэвид Брэдшоу. Предлагаем читателям «Правмира» текст и видеозапись его лекции «Предопределение и избрание у отцов церкви» (Predestination and Election in the Church Fathers). Профессор Дэвид Брэдшоу – декан философского факультета университета штата Кентукки. Известен как активный член Общества христианских философов, которое объединяет множество современных христианских философов в Америке, Европе. Уже долгое время он сотрудничает с Россией. Последний раз профессор Брэдшоу был в Москве четыре года назад в МГУ на международной богословской конференции. Также за это время была переведена на русский язык его книга. Называется она «Аристотель на Востоке и на Западе: метафизика и разделение христианского мира». Я хочу поговорить о теме, о которой в православном мире редко говорят. Учение о предопределении важно для протестантских церквей. Вы знаете, что этот вопрос был предметом очень больших споров в западном богословии. В Православной церкви относительно этого вопроса слишком мало противоречий. И этот факт стоит нам рассмотреть. Вы знаете, что есть места в Священном Писании, которые говорят о предопределении. Они могут нас заставить почувствовать себя неуютно. Есть, например, отрывок, где говорится о глине и горшечнике. «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим. 9:13). Некоторые читают эти отрывки и решают, что одних Господь избрал, предопределил для спасения, а других – нет. Но это не так. Предопределение у Оригена Давайте обратимся к творениям отцов Церкви. Надеюсь, мы увидим, что они эти отрывки так не понимали, и мы попробуем понять, почему они их так не понимали. Мученик Иустин и Ириней Лионский, к примеру, оба настаивают на том, что у нас есть свободная воля. Спорили они, конечно, не с апостолом Павлом и не с библейскими текстами, а с учением фатализма, гностиками, манихеями. Которые отстаивали точку зрения, что все зависит от предопределения, а не от человека.

http://pravmir.ru/proessor-devid-bredsho...

Над мудростью эллинов и чудесами иудеев Раннехристианские апологеты о вере и разуме, философии и Откровении Виктор Лега Нужно ли христианину глубокое светское образование? Зачем знакомиться с учениями, если они ложны с точки зрения христианства? Помогает ли знание понять Откровение? Нужен ли вере разум? Разве не может она обходиться без него? Эти вопросы актуальны для нас и сейчас, а в первые века христианства для многих воспитанных эллинской культурой они стояли особенно остро. Как отвечали на эти «вызовы времени» богословы, которых традиция называет отцами-апологетами: мученик Иустин Философ и Климент Александрийский, – рассказывает преподаватель философии Виктор Петрович Лега . Проповедь апостола Павла в Ареопаге Два метода проповеди С первых веков, даже с первых десятилетий существования христианства перед Церковью встает очень серьезный вопрос: как проповедовать свою веру? В посланиях апостола Павла и книге Деяний апостолов мы найдем два простых ответа. Апостол Павел, выступая перед афинянами в ареопаге, начинает свою речь с удивительной фразы. Он говорит: «Вы люди благочестивые, у вас я вижу памятник Неведомому Богу. Этого Неведомого Бога, Которого вы, не зная, чтите, я и проповедаю вам» (см.: Деян. 17: 22-23), – такая вот попытка «навести мосты». Но тот же апостол Павел пишет, что иудеи ищут чудес, эллины требуют мудрости, а мы, христиане, проповедаем им Христа распятого – «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1 Кор. 1: 23). То есть, согласно этой мысли, между христианством и эллинской мудростью лежит глубочайшая пропасть. Христианская мудрость не от мира сего, и вместе с тем – это истина, открытая нам Самим Богом. Итак, вот два пути, два метода проповеди христианства среди, прежде всего, образованных эллинов. Эти два пути часто противопоставляются в философской литературе. Я не думаю, что это правильно. Мне кажется, они равнозначны. Один из них обращает внимание на нечто общее между христианством и эллинской культурой, а другой – на существенные различия между ними.

http://pravoslavie.ru/90326.html

Памятка причастникам 8 августа, 2005 Преп. Иоанн Кассиан Римлянин (†435) говорил о причащении: «Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками; но еще более и более с жаждою надобно поспешать к Нему для исцеления души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верою, чтобы считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше лекарства для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность небесных таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, непорочные; а лучше бы думать, что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми… Гораздо правильнее было бы, чтобы мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Таин, в каждый День Господень принимали их для исцеления наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы и после годичного срока бываем достойны принятия Главными условиями участия в Евхаристии являются крещение, вера и жизнь по заповедям Христовым. Мученик Иустин Философ отмечал: «пища эта называется у нас Евхаристией, и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего, омылся омовением в оставление грехов и в возрождение, и живет так, как предал Христос» (Апология, п.66). Необходимым моментом подготовки к Евхаристии является также евангельское (Мф.5:23-24) требование примирения с ближними, с членами христианской общины. В древнем христианском памятнике «Дидахе» (Учение двенадцати апостолов) христианам указывается: «В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась жертва ваша». (Дидахэ, 14,1-2). Кроме того, не следует забывать о таком важном моменте христианской жизни и подготовки к причастию как дела милосердия. Это еще одна древняя форма подготовки к Евхаристии, без которой вообще трудно говорить о христианской жизни. Проявления его разнообразны, но если говорить о рассматриваемом нами аспекте подготовки, это дары ближним, которые в древности обязательно приносились вместе с дарами для Таинства: «Между тем достаточные и желающие, каждый по своему произволению, дают, что хотят, и собранное складывается у предстоятеля, и он имеет попечение о сиротах и вдовах, о всех нуждающихся вследствие болезни или по другой причине, о находящихся в узах, о пришедших в нужде»

http://pravmir.ru/pamyatka-prichastnikam...

Разделы портала «Азбука веры» Оглашенные (греч. «κατηχομενοι», лат. «camhechumeni») или катехумены, иногда «слущающие» («κροατα», «audientes» 1 ) — последователи Христа, еще не принявшие Крещение, но проходящие подготовку к нему. Греческое слово «катехумены» является причастием от глагола «κατηχω», обозначающего «оглашать», то есть звучать вслух, или «сообщать широкой аудитории» 2 . В христианстве за этим термином постепенно закрепилось значение «наставлять в истинах веры».  Формирование института оглашенных в Древней Церкви Несмотря на то, что об оглашении в широком смысле иногда говорят как о явлении, связанном с проповедью апостолов и самого Господа Иисуса Христа 3 , институт оглашенных в классическом, узком смысле, то есть как особый порядок наставления в вере для осознанного ее исповедания при вступлении в Церковь , распространяется в древней Церкви лишь с начала III в. Однако, и ранее этого времени встречаются упоминания о подготовке к Таинству Крещения через пост, молитву и нравственные наставления. Так, первую часть «Дидахи» (Дидахи 1–6) 4 , содержащую нравственное учение, автор этого древнейшего памятника христианской литературы, предписывает преподать крещаемым (Дидахи 7) 5 . Св. мученик Иустин Философ , пострадавший в Риме в 165 или 167 г. 6 , в своей «Первой апологии» (1 Апол. 61) сообщает о предкрещальном посте и молитве, как самих готовящихся принять таинство, так и сочувствующих им христиан 7 . Тертуллиан , чей активный период творчества пришелся на рубеж II и III вв. 8 , впервые упоминает слово «camhechumeni» и считает необходимым для оглашенных пост, молитву, бодрствование и коленопреклонение (О Крещении 20) 9 . Оглашенные в III в. согласно «Апостольскому преданию» Подробное описание оглашения содержится в «Апостольском предании», автором которого долгое время считался св. Ипполит Римский . Этот текст показывает церковную жизнь III в., однако, может содержать дополнения, сделанные столетием позже 10 . Согласно «Апостольскому преданию» ( Апостольское предание . 15–22), желающий стать христианином приводился вместе с воспреемником, свидетельствовавшим о его готовности к слушанию, к учителям. Последние задавали вопросы о причине обращения к вере, семейном положении, социальном статусе, образе жизни. Для раба, принадлежащего христианину, требовалось дополнительное свидетельство господина. Также «Апостольское предание» приводит целый список профессий, которые препятствовали включению в число оглашенных. Кроме очевидно невозможных для христианина, таких как владелец публичного дома, блудница, языческий жрец, изготовитель и страж идолов, в их число входили актер, гладиатор, наездник, участвующий в состязаниях. Запрещено было даже намерение стать воином, лишь в качестве исключения допускалось учить детей. В число оглашенных могла быть включена рабыня-наложница, но имеющий наложницу господин должен был «взять жену по закону».

http://azbyka.ru/oglashennye

«Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1,18). Этими словами пророк Исаия предсказал чудо, происходящее ныне на наших глазах ежедневно, – очищение души человека в таинстве Покаяния. Мы не видим того великого и страшного, что таинственно происходит перед аналоем, но это видели Его святые. «И пророком Исаией, – свидетельствует в Апологии об этом пророчестве святой мученик Иустин Философ, – возвещено, каким образом согрешившие и кающиеся могут освобождаться от грехов» . Святитель Кирилл Иерусалимский в «Огласительных словах для просвещаемых» открывает нам и более того: «Он говорит: Грехи ваши… как снег убелю… и как волну " . Через что означается отпущение грехов или даже безгрешное состояние». О силе таинства Покаяния, о том, что Божиим милосердием действительно мгновенно и полностью стираются все грехи того, кто искренне кается, повествуют бережно сохранённые Церковью предания… Покаявшийся разбойник Святой Иоанн Лествичник повествует, что во время пребывания его в одном общежительном монастыре близ Александрии пришел в этот монастырь для покаяния и пострижения в монашество разбойник. Великий отец, игумен монастыря, испытывая его покаяние, повелел ему исповедать свои грехи при собрании всего братства в церкви. Разбойник, истинно раскаявшийся и возненавидевший свои грехи, исполнил это без колебаний, с полным самоотвержением. Он во всеуслышание «исповедал один за другим все возмутительные для слуха грехи свои, не только плотские, по естеству и против естества сделанные с людьми и животными, но и чародеяния, и убийства, и другие злодеяния, которые не следует ни слышать, ни предавать писанию. Тотчас после сей Исповеди пастырь повелел его постричь и причислить к братии». Святой Иоанн спросил наедине святого игумена, для чего тот употребил столь странный образ покаяния. – По двум причинам, – отвечал сей истинный врач. – Во-первых, для того, чтобы исповедавшегося настоящим посрамлением избавить от будущего, что и сбылось, ибо он, брате Иоанне, не прежде встал с помоста, как получивши прощение всех согрешений. И не сомневайся в этом, ибо один из братий, присутствовавших при сем, уверял меня, что он видел некоторого страшного мужа, державшего писаную бумагу и трость, и как только лежащий выговаривал какой-нибудь грех свой, то он тростию своею изглаждал его. Да и справедливо, ибо Давид говорит: «рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего» (Пс. 31, 5). Во-вторых, как в числе братий моих есть и такие, которые имеют согрешения неисповеданные, то я хотел сим примером побудить их к исповеданию, без которого никто не может получить прощения .

http://pravoslavie.ru/159381.html

Радость встречи, или зачем умирают за Христа «Церковь стоит на крови мучеников» — очень известная фраза. Но почему это так и что такое мученичество за Христа, знают далеко не все. Свои стереотипы есть и у церковных людей, и у сомневающихся. Как же на самом деле? Об этом журнал «ФОМА» беседует с церковным историком, профессором ПСТГУ Александром Дворкиным. 22 марта, 2012 «Церковь стоит на крови мучеников» — очень известная фраза. Но почему это так и что такое мученичество за Христа, знают далеко не все. Свои стереотипы есть и у церковных людей, и у сомневающихся. Как же на самом деле? Об этом журнал «ФОМА» беседует с церковным историком, профессором ПСТГУ Александром Дворкиным. «Церковь стоит на крови мучеников» — очень известная фраза. Но почему это так и что такое мученичество за Христа, знают далеко не все. Свои стереотипы есть и у церковных людей, и у сомневающихся. Как же на самом деле? Об этом мы беседуем с церковным историком, профессором ПСТГУ Александром Дворкиным. Константин Флавицкий. Христианские мученики в Колизее. 1862 Вопрос терминологии — Мы часто говорим о христианских мучениках. Но что в действительности означает это слово? — Русское слово «мученик» не совсем верно передает смысл греческого слова «мартис» (μρτυς) — «свидетель». Есть это слово и в современном греческом языке, «мартис» — это, например, свидетель в суде. Поэтому греки, говоря о мучениках, называют их свидетелями Христовыми. В русском переводе акцент сделан на мучение, на перенесение страданий, но главное не в самих страданиях, а в их мотивации. То есть мученик — это тот, кто даже перед лицом смерти, даже подвергаемый пыткам готов свидетельствовать о Христе. Раннехристианский писатель Иустин Философ, он же Иустин Мученик (казненный около 160 года по Р. Х.) объяснял суть мученичества очень прозаически. Он говорил так: мы принимаем смерть за Христа, потому что исполняем заповедь «не лжесвидетельствуй». Нас спрашивают, веруем ли мы во Христа, и мы скорее готовы умереть, чем солгать, нарушив заповедь.

http://pravmir.ru/radost-vstrechi-ili-za...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Кто такие мученики за Христа? 16 мин., 28.01.2020 «Церковь стоит на крови мучеников» — очень известная фраза. Но почему это так и что такое мученичество за Христа, знают далеко не все. Свои стереотипы есть и у церковных людей, и у сомневающихся. Как же на самом деле? Об этом мы беседуем с церковным историком, профессором ПСТГУ Александром Дворкиным. Вопрос терминологии — Мы часто говорим о христианских мучениках. Но что в действительности означает это слово? — Русское слово «мученик» не совсем верно передает смысл греческого слова «мартис» (μρτυς) — «свидетель». Есть это слово и в современном греческом языке, «мартис» — это, например, свидетель в суде. Поэтому греки, говоря о мучениках, называют их свидетелями Христовыми. В русском переводе акцент сделан на мучение, на перенесение страданий, но главное не в самих страданиях, а в их мотивации. То есть мученик — это тот, кто даже перед лицом смерти, даже подвергаемый пыткам готов свидетельствовать о Христе. Фрески из церкви Афендико в Мистре. Мученики. XIV век Раннехристианский писатель Иустин Философ, он же Иустин Мученик (казненный около 160 года по Р. Х.) объяснял суть мученичества очень прозаически. Он говорил так: мы принимаем смерть за Христа, потому что исполняем заповедь «не лжесвидетельствуй». Нас спрашивают, веруем ли мы во Христа, и мы скорее готовы умереть, чем солгать, нарушив заповедь. Вот что важно: мученичество — это не то же самое, что героизм. Герой совершает подвиг, какой-то яркий поступок, может быть, меняющий всю его жизнь, остающийся в памяти народной. Но подвиг — это одномоментный акт, мученичество же — это ежедневное, ежечасное свидетельство о Христе. Свидетельство своими словами, своими делами. Свидетельство во всех жизненных обстоятельствах. Да, были и такие случаи, когда палачи, пораженные твердостью мучеников, сами объявляли себя христианами и принимали смерть за Христа. Но и тут их выбор, их жажда истины, были обусловлены всей предыдущей жизнью. Поэтому мученичество — не столько акт, сколько процесс.

http://foma.ru/radost-vstrechi.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Иустин Философ, мученик (ок. 100—165) — пожалуй, величайший из апологетов и один из первых. Иустин родился в образованной семье римского чиновника, получил прекрасное образование, в поисках истины переходил от одной философской школе к другой, пока не обрёл веру. Свой «палиум» — одежду, котору носили античные философы (своеобразный «диплом») Иустин получил уже после обращения. «Паллиум» давал право основать свою собственную школу, чем Иустин Философ и воспользовался, открыв христианскую школу в Риме (там , в частности, учился Татиан Сириец). Вместе со своими шестью учениками мученически погиб (через обезглавливание)во время гонения императора Антонина Пия (138-167 гг.), в правление префекта Юния Рустика, т.е. в 60-х годах второго века. Иустин в своём философском поиске пережил конфликт античного и христианского пониманий философии: как абстрактного мышления и опытного экзистенциального познания. Философия возможна, потому что человеку присуща способность Боговедения (поэтому античная философия не бесполезна, а служит приуготовлением к Евангелию). Философ-Мученик развивает учение о Боге как Творце мира, как о принципе его существования, о Том, Кто является в Теофании, с одной стороны, и как полностью апофатичном, трансцендентном, несообщаемом, «анонимном» с другой. Здесь Иустин Философ предвосхитил то центральное для Православия богословие, которое найдёт своё завершение в паламизме. Первая тема раскрывается в основном, в учении Иустина о Логосе – как посреднике между Богом и миром, как о разумном начале вселенной, но безусловно равночестном и единым с Отцом. Центром мысли Иустина Философа было Воплощение Логоса – это «безумие для эллинов». Его философия выполнена в эсхатологических тонах, в ожидании второго пришествия Вочеловечившегося Логоса. В сочинениях Иустина есть бесценные свидетельства о жизни ранних христиан (наиболее важные о Евхаристии, где засвидетельствовано, что ее чинопоследование во времена Иустина в основных чертах было таким же как сейчас). Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ius...

1 Следующие 51 глава сохранились у св. Епифания Кипрского (Haeres. LXIV), который говорит, что он извлек это буквально из слова Мефодия о воскресении. 2 Т.е. на словах Псалма 1: «не воскреснут нечестивии на суд» . Извлечение начинается сокращенным изложением мнений Оригеновых. 3 Т.е. простые из уверовавших, о которых сказано выше. 4 Т.е. к вышеизложенному недоумению Оригена. 5 Главы 6 и 7 составляют особую «речь Прокла» в извлечении у Св. Епифания из Мефодия. Объяснение этого заключается в том, что в слове св. Мефодия о воскресении представляются беседующими между собою: Аглаофон, Прокл, Авксентий и сам Мефодий; и из них Прокл в вопросе о воскресении держит сторону Оригена. 6 Отсюда опять начинается речь самого Мефодия. 7 Илиад. X,224. 8 Афинагор — христианский писатель II века, оставивший дошедшие до нас «Апологию» и Слово «о воскресении мертвых». 9 Илиад. XVI,672. 10 По переводу 70-ти толковников. 11 Федон. 64, С. 12 Изречение поэта Симонида у Платона, в Протаг. 339,В. 13 Илиад. II,469. 14 Следующие 23 отрывка из сочинения о воскресении сохранились у Патриарха Фотия, Bibl. Cod. 234, Св. Иоанна Дамаскина, Parallel. и Orat. II de imagin., Леонтия Византийского, Per. Sac. Lib. 11 и некоторых других. Они расположены в порядке, принятом в указанном издании Яна. Стр.91—99. 15 В греческом подлиннике читается: «дом хижины». 16 Св. Иустин философ и мученик, происходивший родом из Неаполя, города Сирии Палестинской (†166 г. по Р.Х.). Слова его приводятся здесь из сочинения, не дошедшего до нас. Migne, ук. изд. р.313. 17 См. Пир десяти дев. Речь IX. 18 О деревьях и кустарниках близ воспламеняющейся серной жилы на Ликийской горе Олимпе, растущих и в настоящее время, свидетельствуют естествоиспытатели и путешественники. См. Iahn. Method. Op. p.1 и 128. Об агносе см. в Пире Дев, стр.28,112 и 118. 19 Иос. Флав. De bello jud. Lib. IV. c.10. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3650...

Библиография Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское Общество, 2000. Толковая Библия, или комментарий на все Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Издание преемников А.П. Лопухина . Репринт Стокгольм: Издание Института Перевода Библии, 1987. Святое Евангелие с толкованием блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. М.: «Ковчег», 2002. Апостол с толкованием блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. М.: «Ковчег», 2002. Каноны, или Книга Правил, Святых Апостолов, Святых Соборов, Вселенских и Поместных, и Святых Отцов на русском языке. СПб.: «Общество святителя Василия Великого », 2000. Августин Блаженный , епископ Иппонский. Творения. Андрей, архиепископ Кесарийский. «Толкование на Апокалипсис». «Добротолюбие». Наставление святого Антония Великого . Иероним Стридонский , Блаженный. Творения. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, свт. Творения. Перевод с греческого. Репринт СПб., издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1898. Ириней, епископ Лионский. «Против ересей». Иустин, философ и мученик, св. Творения. Перевод с греческого. Репринт М.: «Паломник», 1995. Преподобный Феодор, исповедник и игумен Студийский. «Письма к разным лицам». Печ. Спб. 1867 г. «Обличительное богословие», репринтное издание, СПб, 2004. Иеромонах Серафим (Роуз) . «Православие и религия будущего».  В.В. Болотов . «Лекции по истории Древней Церкви». Энциклопедический словарь. Религиоведение. Итоговый документ Круглого стола, посвященного проблемам внедрения в Россию α-курса. 4 ноября 2006 года, Ново-Спасский монастырь. Игумен Евмений. «О побеждающем христианстве». Изд. «Свет православия», 2007. Читать далее Источник: Школа выживания: человек в мире соблазнов. Беседы на Священное Писание/протоиерей Олег Стеняев. - Москва : Благотворительный фонд " Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева " , 2012. - 296 с. - (Библия и современное общество).; ISBN 978-5-4279-0028-7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010