Видя такую опасность, епископ Авит, предвидя в будущем падение колонн, приказал убрать опорные балки, брусья и доски. Их убрали, а колонны не укрепили, и, по изволению Божиему, когда строители, спустившись с лесов, ушли обедать и все остальные покинули церковь , колонны от неизмеримой тяжести с сильным грохотом обрушились на алтарь и вокруг него, наполнив помещения тучами известковой пыли. А епископ, побледнев, размышлял о размерах обоих несчастий: не разбился ли мрамор и не погиб ли кто из народа? Так как не знал, что именно произошло. Из-за пыли никто не мог приблизиться к тому месту. Спустя два часа, когда пыль рассеялась, туда подошли, чтобы собрать тела погибших и фрагменты колонн. Обнаружилось, что никто из людей не погиб, и алтарь чудесным образом остался совершенно цел, так что они не нашли на нем никаких повреждений. Что еще сказать? Они нашли все целым, увидели, что все спасено, и прославили мученика, видя чудо Господа, сохранившего невредимыми и алтарь, и колонны. На территории этого города удостоен заслуженной награды за свою мужественную борьбу и мученик Иулиан. Об известных мне его чудесах я рассказал в книге, которую сам дерзнул написать. Глава 65. О церкви Икиак в Арверне, где покоится святой Сатурнин В то время, когда Храмн покинул Арверн и когда людьми из его свиты чинились различные злодеяния, пятеро мужей тайно проникли в священный церковный дом Икиака – в нем находились мощи святого Сатурнина. Вломившись туда, они украли облачения и другие священные предметы и скрылись под покровом ночи. Пресвитер, поняв, что была совершена кража, начал тщательно разузнавать о ней у местных жителей, но ничего не смог вернуть из того, что было взято. А преступники после кражи тотчас ушли в область аврелианскую, разделили добычу, и каждый взял свою долю. Но скоро, преследуемые небесным отмщением, четверо из них были убиты в собственных раздорах. Пятый (как единственный, оставшийся в живых) по праву наследства забрал себе все награбленное. Как только он ушел к себе домой, внезапно глаза его истекли кровью, и он ослеп. Тогда, подвигнутый и болью, и божественным вразумлением, он обещал: «Если Господь призрит на мое несчастье и вернет мне зрение, то я возвращу тому святому месту все, что взял». Молясь так со слезами, он тогда же получил зрение. Придя в город Аврелиан, он, по Божиему промыслу, встретил арвернского диакона. Рассказав ему обо всем, он смиренно стал упрашивать того, чтобы он вернул украденное церкви. Диакон с благоговением исполнил просьбу. Глава 66. О святом Генесии Арвернском

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

«Великое гонение» императора Диоклетиана (303–313) Перемены наметились в конце 90-х гг. III в., их связывают с успешной персидской кампанией цезаря Галерия в 298 г. Вскоре после ее окончания Галерий начал производить систематическую чистку рядов армии от христиан. Исполнителем был назначен некто Ветурий, который предложил выбор: или повиноваться и остаться в своем звании, или лишиться его, противясь приказу. Эти меры касались как офицеров, так и солдат. Некоторые воины-христиане, крепко стоявшие за веру, поплатились жизнью, например Самосатские мученики Роман, Иаков, Филофей, Иперихий, Авив, Иулиан и Паригорий , мученик Аза и 150 воинов и др. По Лактанцию, главным виновником и исполнителем «Великого гонения» был Галерий, что вполне согласуется с фактами. Лактанций долго проживал при дворе в Никомидии и поэтому был важным, хотя и небеспристрастным свидетелем происходившего и считал, что не следует видеть причину Гонений только в личности цезаря Галерия или во влиянии его суеверной матери. Нельзя снимать ответственность за преследования христиан и с императора Диоклетиана. По мнению некоторых исследователей, политика импераора Диоклетиана изначально была антихристианской: коренное противоречие между Церковью и государством было очевидно императору, и только необходимость решения текущих задач правления мешала ему осуществить Гонения. Так, в первые годы правления Диоклетиан был занят многочисленными реформами; ему пришлось бороться с внешними врагами, подавлять восстания и мятежи узурпаторов. Законодательство императора Диоклетиана свидетельствует о том, что целью императора было восстановление старых римских порядков. Диоклетиан прибавил к своему имени титул в честь Юпитера (Jovius), а Максимиан — в честь Геракла (Herculius), что должно было продемонстрировать приверженность правителей к древним религиозным традициям. «Дух войны» с христианами витал и среди образованных язычников, так что цезарь Галерий был не единственным сторонником Гонений в окружении Диоклетиана. Ученик философа Порфирия Гиерокл, наместник провинции Вифиния, накануне начала Гонений опубликовал памфлет, озаглавленный Λϒοι φιλαλθεις πρς τος χριστιανος (Правдолюбивые слова к христианам). Такое настроение язычников-интеллектуалов способствовало началу Гонений, и власти не могли этого не учитывать.

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

Она по смирению не хотела бы пребыть совсем непричастной смерти, когда Пребожественный Сын Её вкусил смерти» [ Филарет Московский 1, 208 (издание 1848г.)]. По совершении последней молитвы на горе Елеонской и по принятии благословения об успении Своём, Пресвятая Богородица возвратилась домой. Всё поколебалось от Божественной силы, окружавшей Её, и от славы, осиявшей Её. Лице Её, и без того всегда сиявшее благодатью большей, чем лице Моисея, теперь озарилось ещё блистательнейшей славой. 41 Греческое слово «тектон» вообще означает ремесленника; поэтому некоторые утверждали, что Иосиф занимался слесарными или железными работами. Но древние переводы: сирийский, арабский, равно как и наиболее распространённое мнение понимают упомянутое слово в смысле плотника. Святой мученик Иустин философ говорит, что Иисус вместе с Иосифом делал земледельческие орудия; святой Амвросий замечает, что они вместе рубили деревья, строили дома и т. п. Когда Иулиан воевал с персами и грозил, что после победы ещё хуже будет от него христианам и не защитит их «тектонов» сын; тогда некто сказал императору: «этот тектонов сын приготовляет для тебя деревянный гроб». 42 Святой Иоанн Златоуст замечает: «если бы Иисус в отрочестве творил чудеса, то не мог бы оставаться в неизвестности столько времени; потому что чудеса, совершённые отроком, возбуждали бы большое удивление... но Он ничего подобного в отрочестве не сделал». 43 В Назарете, несколько далее монастыря Благовещения, поднимаясь в верх города, показывают местность плотничьего дома Иосифа, принадлежащую ныне католикам. Здесь устроена малая церковь , у которой часть стен, равно как и основания, древние. Над престолом во имя святого Иосифа виднеется образ, изображающий Младенца Иисуса, занимающегося плотнической работой с Иосифом. Священны камни, составляющие основу этой церкви! К ним, без сомнения, неоднократно прикасались руки и стопы Того, Который пришёл на землю с тем, чтобы положить Себя «камнем краеугольным» в основание единой, истинной, вселенской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

На этот вопрос во всей вселенской церкви есть один ответ: «Должно изображать крест правою рукою. Полагая на чело три болышие перста, говори: во имя Отца; потом, ниспустив руку в том же виде на перси, говори: и Сына; отселе, перенося руку на правое плечо, и провождая до левого, говори: и Святаго Духа. Сделав на себе сие святое знамение креста, заключи словом: аминь» («Правосл. испов. веры», от. 51). Вот ответ и повеление св. православной церкви, которых и держатся все православные христиане. 12. Крест Христов Крест Христов нам жизнь и сила; Кровь Господня всечестная Древо казни обратила В древо жизни, в ключ от рая. (Бажанов) 13. Сила крестного знамения 1 . Враги св. епископа Иулиана, желая умертвить его, подкупили его слугу положить яду в питье. Узнав по откровению Божию о злом умысле, св. Иулиан призвал их к себе и, взяв чашу с отравленным питьем, сказал: «Вы хотите умертвить ядом смиренного Иулиана; вот я перед вами пью эту чашу». Потом три раза осенил чашу с ядом крестным знамением и, выпив, остался невредим. Злоумышленники, раскаявшись, умоляли св. мужа о прощении, и он простил («Ч.-М.»). 2 . Когда св. мученик Ермий вышел невредим из раскаленной печи, в которую ввержен был мучителями, тогда правитель призвал волхва и приказал отравить его ядом. Ермий принял яд, наперед помолившись и осенивши чашу крестом, и остался жив. Таким образом на нем исполнились слова Спасителя, Который сказал о верующих: «и если что смертоносное выпьют, не повредит им» ( Мк. 16:18 ) («Ч.-М.»). 14. Знамение крестное есть страх для злых духов Святой Кирилл Иерусалимский , разсуждая в тринадцатом огласительном поучении своем о крестном знамении, между прочим говорит, что оно есть страх для злых духов. И действительно так. 1 . Когда св. Иоанн Златоуст сделался патриархом Цареградским и однажды говорил проповедь , в то время одного, бывшего в церкви, бесноватого бес сотряс, поверг на землю, и бесноватый стал кричать таким страшным голосом, что все бывшие в церкви ужаснулись. Иоанн же велел привести бесноватого к себе, сотворил на нем знамение честного креста, и бес тотчас же оставил человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2. Преп. Андроник и его супруга Афанасия . Антиохийские граждане из эпохи Феодосия Великого. Андроник по ремеслу был ювелиром. И он, и его супруга со тщанием хранили благочестие, неустанно стараясь ходить по пути Господнему. От своих прибытков одну треть они раздавали сиротам, вторую жертвовали на Церковь , а на третью жили сами. После того как родились у них двое детей, они согласились жить впредь как брат и сестра. Однако по непостижимому Божию Промыслу и сын их, и дочь умерли в один день. От этого впали они в великую скорбь, пока Афанасии не явился на могиле детей святой мученик Иулиан и не утешил ее известием, что их дети в Царстве Божием и что им там лучше, нежели с родителями на земле. После этого Андроник и Афанасия оставили всё, удалились в Египет и приняли монашество: святой Андроник – у старца Даниила в скиту, а святая Афанасия – в женской обители в Тавенне. Угодив Богу своими подвигами на протяжении многих лет, преставились они в вечное Христово Царство: сначала святая Афанасия, а через 8 дней и святой Андроник. 3. Свв. праведные Авраам и Лот . О них можно прочитать в книге Бытия. 4. Св. Димитрий, патриарх Александрийский . Одиннадцатый епископ Александрийский после святого Марка Евангелиста. Мудро и долго (со 189 по 231 год) управлял своей паствой. Во время его патриаршества, по просьбе индийцев, был послан в Индию на проповедь Евангелия святой Пантен, руководитель знаменитой катехизической школы в Александрии. Пантен нашел в Индии Евангелие, написанное святым Матфеем на еврейском языке. 5. Св. Стеван [Стефан], деспот Сербский 151 . Сын деспота Джюраджа [то есть Георгия Бранковича. – Ред.] и Ерины. Вместе со своей сестрой Марой некоторое время жил при дворе султана Мурада II. Ослеплен в Адрианополе вкупе со своим братом Гргуром. В 1458 году принял власть деспота над Сербией. Вскоре должен был удалиться из своей страны и укрыться в Албании, где женился на Ангелине, дочери Скендербега. Слепой и несчастный, но всегда преданный Богу, он упокоился в 1468 году в Италии. Его мощи почивают в монастыре Крушедол, задужбине его сына, святого Максима.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Думаю, найдутся некоторые утверждающие, что не запрещается иногда спросить о причине той иди другой заповеди. - У кого? неужели спросить у Бога, которому одному известно, что хорошо или что только позволительно. Если слуга у своего господина, или подчиненный у своего начальника требует объяснить ему причину своего приказания или какого-либо распоряжения, то первый сочтет это за оскорбление себе, а второй примет это за бунт и неповиновение себе - ты же осмеливаешься на столь большую дерзость против Бога! Кроме его святой воли нет другой причины у промысла Божьего, подобно тому, как бы и вовсе ее не существовало. Сколь непонятно, чудно и это - Самаритяне охотно поверили словам Господа и умоляли его остаться у них; маловерные Гергесияне, напротив, упрашивали Господа поскорее уйти от них. Неверные Иудеи ни словами, ни делами, ни знамениями и чудесами Господа не образумились и не уверовали в истину его Божественного посланничества: суды твои Господи - бездна великая! Иулиан Александрийский, святой мученик, по причине болезни ног не могший ходить, был принесен двумя своими служителями пред судилище гонителей христианства. Один из принесших слуг был христианин, но отрекся на судилище как от Христа, так и от своего господина, и погиб в мерзком идолопоклонстве. Другой из них, по имени Евн, не изменил ни Богу, ни своему господину и остался в вере Христовой непоколебимым. Оба исповедника Христова сначала были посажены на верблюдов и водимы по городу Александрии с бесчестием и поруганием, затем подвергнуты были немилосердному биению, напоследок брошены живыми на зажженный костер дров, где в добром исповедании предали души свои Богу. Смотря на их мучения один из присутствовавших при этом воинов, по имени Веса, сострадая неповинным мученикам, начал усовещивать народ и унимать его от буйства, но был приведен к судье и оговорен, что он тоже исповедует веру Христову, и по определению судьи, приговорен к смертной казни - ему палач отрубил голову. Таким образом он получил мученический венец вместо отрекшегося от Христа служителя - христианина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Препп. и дщери его См. 25 сент. 16 . Л. Св. муч. (по М.В.С. и Х.М., пресвитера) и иже с ним; по М.В.С. и Х.М.: алента (Валента) диакона, Пала, еодла, и пяти Египтян: Самила и Они пострадали в Кесарии Палестинской в 308 или 309 году. Св. Памфил, уроженец Бейрута, получил высокое образование и был пресвитером в Кесарии. Он много потрудился над исправлением новозаветного текста Св. Писания, поврежденного переписчиками, переписывал исправленные копии своей рукой и рассылал желающим иметь их. Вместе с этим он распространял веру Христову и истинное просвещение. Сияя «благочестно словом и делом», он был «благоукрашением» Кесарии. В гонение Диоклетиана, св. Памфил подвергся жестоким мучениям, вместе с престарелым диаконом Елийской церкви Валентом (по Мес. Минее, Уалом) и Павлом, уроженцем филистимского города Иамнии; все они после мучений заключены были в темницу, где пробыли два года и наконец усекнуты мечом. Вместе с ними той же «смертью жизнь лучшую купиша Самуил и Илия, Даниил и Божественный Иеремия и с ним Исаия великоименитый» – пять египетских юношей, родных братьев, задержанных и потерпевших мучения в Кесарии, на возвратном пути из Киликии, куда они провожали 130 исповедников в рудокопни. Слуга и воспитанник св. Памфила, 18-ти летний юноша Порфирий, испрашивавший позволение похоронить тела свв. мучеников и исповедовавший себя христианином, был сожжен. Селевкий (по Х.М., Селевк), воин, был усекнут мечом. Феодул, старец, был распят на кресте. Один юноша-христианин, Иулиан, украшенный благочестием нравов и исполненный «благоговения» и «веры», подходя к Кесарии, увидел брошенные тела свв. мучеников, подошел и облобызал их. Воины, заметивши это, донесли о нем правителю, и когда юноша исповедал пред лицом последнего Христа, то был сожжен. В службе прославляется «дванадесятый лик божественных мученик» и все они называются по именам. Кондак, гл. 4 . Мучением страшным предлежащим, Господни страдальцы доблии, в небоязненном радующеся мудровании, сим собеседоваша, о плоти нерадивше: темже наследствоваша вечнующую славу, о нас молящеся присно, восхваляющих их подвиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

За пределами Римской империи самыми жестокими гонителями были персы (IV–V века). Христианство стало проникать в Персию со II века, и к началу IV века там существовала уже значительная община. В период правления династии Сассанидов стали предприниматься попытки возродить древнюю религию Зороастра. Вдохновителями гонений были близкие к правительству маги – зороастрийцы. Особенно жестокие гонения были при царе Сапоре II Великом (310–381), Ездигерде (399–420), Бехраме V (420–438). Восточная Церковь почитает память более 1500 персидских мучеников , из которых по именам известны только около 60. Среди них – 9 епископов Персидских: Авда (31 марта), Акепсим (3 ноября), Иоанн и Нирса и Саверий (20 ноября), Иоанн (1 ноября), Садок (20 февраля), Симеон (17 апреля), Дисан (9 апреля), пресвитеры Авделай и Анания , (17 апреля), диаконы ( Авдигсий и Азадан , 10 апреля), миряне, в том числе свв. Иона и Варахисия и др. (28 марта), сын царя Савория мч. Дада (29 сентября) и др. В 1-й половине VI века (523 г.) в Аравии от рук царя Дунаана, исповедавшего иудаизм, пострадало множество христиан из племени гомиритов (савеев), в числе которых был св. мученик Арефа , 95-летний старец, воевода и князь г. Награна, находившегося на побережье Аравийского залива. Память св. мч. Арефы и с ним 4299 наджранских мучеников совершается 24 октября. Византийские мученики VII–IX веков Следующие по времени гонения – это преследования православных еретиками монофилитами (VII век) и иконоборцами (VIII–IX века). Чистоту Православия перед монофилитами отстаивали св. папа Мартин Исповедник (†655, 14 апреля) и прп. Максим Исповедник (†662, 21 января). Папа Мартин умер от голода в ссылке; прп. Максим претерпевал неправедный суд и ссылки уже будучи 82-летним старцем подвергся жестоким пыткам и поруганиям, усекновению правой руки и языка. См. Приложение к теме 3. В 730 г. при императоре – иконоборце Льве Исавре пострадали мученики Иулиан, Маркиан , патрикия Мария и др. (9 августа). Ко времени его правления относится подвиг св. преподобномученицы девицы Феодосии (29 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После того, как святой помолился в таких словах, с неба послышался голос, удостоверявший, что молитва его была услышана, и призывавший святого в места горние. И усечен был во главу святой мученик Иулиан Святая душа его, отрешившись от плоти, взошла на небеса, ко Христу Богу нашему, царствующему со Отцом и Святым Духом, Коему воссылается слава, ныне, всегда и в бесконечные веки. Аминь. Память 29 июля Страдание святой мученицы девицы Серафимы Во дни страшных гонений, воздвигнутых нечестивыми римскими царями, много верующих пострадали за Христа в различных мучениях. В это время в селении Виндене, в доме одной женщины Савины, которая происходила из знатного рода, проживала девица Серафима, антиохийская гражданка. Своими поучениями она привела и Савину к вере Христовой. Игемон Берилл послал своих слуг в дом Савины, с приказанием взять святую девицу Серафиму и представить к нему на суд. Блаженная Савина воспротивилась этому и всеми силами старалась не допустить, чтобы посланные взяли девицу. Но святая Серафима сказала ей: — Госпожа моя и мать! Отпусти меня с ними. Ты только усердно молись за меня Богу. Я уповаю на Господа моего Иисуса Христа и верую, что Он придет ко мне и даст мне силы верно послужить Ему, хотя я и недостойна сего по грехам моим. Блаженная Савина не решилась однако отпустить святую деву с нечестивыми слугами игемона, и вместе с нею пошла сама к игемону. Так как она по своему происхождению принадлежала к знаменитой сенаторской фамилии, то игемон, увидев ее пред собой, пришел в смущение и поспешил отпустить ее домой вместе со святою Серафимой. Прошло три дня. Игемон распорядился устроить судилище на том месте, где обыкновенно происходил суд, и приказал градоправителям привести Серафиму. Нечестивые властители схватили святую девицу и повели на суд. Блаженная Савина снова последовала за нею. Увидев, что нет возможности освободить Серафиму из рук ее врагов, она закричала игемону: — Свирепый азиатский пес! Не смей делать зла святой девице Божией. Ты сам погибнешь, ибо с нами Христос Бог наш, и Он казнит и тебя, и нечестивых царей твоих вечными муками за те многочисленные страдания, кои вы изобрели для слуг Бога живого.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

    Иулий (знаменитой рим. род Иулиев от греч. ιουλος пушок на бороде, сноп) пресв. и Иулиан диакон, мирмидонские, 21 июня.     Иулия, из 7 дев, мучениц анкирских, 18 мая.     Иулия девица, мученица в Корсике, 16 июля.     Иуния (Юноне богине или Иунию принадлежащая; род знаменитый Иуния брута) св., помощница ан. Андроника, 17 мая.     Иустина (Иустова, см. Иуст), муч. никомидийская, 2 окт.     Иустиниан (Иустинов), царь правоверный, 14 ноября.     Густин (Иустов, философ, 1 июня.     Иуст (праведный, лат.), ап. из 70, 30 окт.     Иуст воин, муч. римский, 14 июля.     Каздоа, мученица персидская, 29 сент.     Калерия (вернее Валерия, крепкая, лат.), 7 июня.     Калида или Калиса. (она же Гали или Кали, прекрасная, греч.), муч. коринфская, 16 апр. и 10 мар.     Каллимах (добрый воин, греч.), муч. мелитинский, 7 нояб.     Каллимах, муч. фракийский, 6 мая.     Каллиник (добрый победитель, греч.), муч. вифинский, 14 дек.     Каллиник, муч. мелитинский, 7 ноября.     Каллиник, муч. гангрский, 29 июля.     Каллиник, муч. с Серапионом египтянином, 24 мая.     Каллиник, патриарх цареградский. 23 авг.     Калииста (прекраснейшая, греч.), мученица в Кесарии капп. 6 февр.     Каллиста, муч. никомидийская, 1 сент.     Каллистрат (добрый воин, греч.) и дружина его 49 воинов, 27 сент.     Каллистрат, 30 дек.     Каллист (прекрасн., греч.), турмарх из 42 мучч. амморейских, 6 марта.     Калиисфения (с хорошими силами, греч.), св. фракийская, 4 окт.     Каллиопий (прекрасной певец, греч.), муч. помнеопольский (в Киликии), 7 апр.     Калуф (в греч. Минеях Аколуф — сопровождающий, греч., вернее Коллуф, египет. имя) египтянин, муч. 19 мая.     Кандидий и Кантидиан, муч. египетские, 5 авг.     Кандид (белый, лат.), трапезунтский, 21 янв.     Кандид, из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Кантидиан, муч. египетский, 5 авг.     Капетолина и Еротиида, мученицы каппадокийской, 27 окт.     Капик (у римлян Папик), мученик кампанийский, 6 июля.     Капитон (головастой, упрямой, лат.), священномуч., еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010