И пошёл Илья к Царьграду Что ни шаг — Илья по версте отмер дает, скоро-наскоро пришёл в Царьград, подошёл к княжескому терему. Мать-земля под Ильёй дрожит, а слуги злого Идолища над ним подсмеиваются: - Эх ты, калика русская нищая! Экий невежа в Царьград пришёл Наш Идолище двух сажен, а и то пройдет тихо по горенке, а ты стучишь-гремишь, топочешь. Ничего им Илья не сказал, подошёл к терему и запел по-каличьсму: - Подай, князь, бедному калике милостыню! От Илюшиного голоса белокаменные палаты зашатались, стёкла посыпались, на столах напитки расплескались. Слышит князь царьградский, что это голос Ильи Муромца, — обрадовался, на Идолище не глядит, в окно посматривает. А великанище-Идолище кулака по столу стучит: Голосисты калики русские! Я тебе, князь, велел на двор калик не пускать! Ты чего меня не слушаешь? Рассержусь — голову прочь оторву. А Илья зову не ждёт, прямо в терем идёт. На крыльцо взошёл — крыльцо расшаталось, по полу идет половицы гнутся. Вошёл в терем, поклонился князю царьградскому, а Идолищу поганому поклона не клал. Сидит Идолище за столом, хамкает, по ковриге в рот запихивает, по ведру мёду сразу пьёт, князю царьградскому корки-объедки под стол мечет, а тот спину гнет, молчит, слезы льёт. Увидал Идолище Илью, раскричался, разгневался: - Ты откуда такой храбрый взялся? Разве ты не слыхал, что я не велел русским каликам милостыню давать? - Ничего не слыхал, Идолище не к тебе я пришёл, а к хозяину — князю царьградскому. - Как ты смеешь со мной так разговаривать? Выхватил Идолище острый нож, метнул в Илью Муромца. А Илья не промах был — отмахнул нож шапкой греческой. Полетел нож в дверь, сшиб дверь с петель, вылетела дверь на двор да двенадцать слуг Идолища до смерти убила. Задрожал Идолище, а Илья ему и говорит: - Мне всегда батюшка наказывал: плати долги поскорей, тогда ещё дадут! Пустил он в Идолища шапкой греческой, ударился Идолище об стену, стену головой проломил, А Илья подбежал и стал его клюкой охаживать, приговаривать: - Не ходи по чужим домам, не обижай людей, найдутся и на тебя старшие?

http://azbyka.ru/fiction/russkie-bogatyr...

- Что мы будем делать, княгинюшка?! Рассердил я всех богатырей, и теперь нас защитить некому. Верного Илью Муромца заморил я глупой смертью, голодной. И теперь придётся нам бежать из Киева. Говорит князю его молодая дочь: - Пошли, батюшка, поглядеть на Илью, может, он ещё живой в погребе сидит. - Эх ты, дурочка неразумная! Если снимешь с плеч голову, разве прирастёт она? Может ли Илья три года без пищи сидеть? Давно уже его косточки в прах рассыпались… А она одно твердит: - Пошли слуг поглядеть на Илью. Послал князь раскопать погреба глубокие, открыть решётки чугунные. Открыли слуги погреба, а там Илья живой сидит, перед ним свеча горит. Увидали его слуги, к князю бросились. Князь с княгиней спустились в погреба. Кланяется князь Илье до сырой земли: - Помоги, Илюшенька, обложила татарская рать Киев с пригородами. Выходи, Илья, из погреба, постой за меня. - Я три года по твоему указу в погребах просидел, не хочу я за тебя стоять! Поклонилась ему княгинюшка: - За меня постой, Илья Иванович! - Для тебя я из погреба не выйду вон. Что тут делать? Князь молит, княгиня плачет, а Илья на них глядеть не хочет. Вышла тут молодая княжеская дочь, поклонилась Илье Муромцу. - Не для князя, не для княгини, не для меня, молодой, а для бедных вдов, для малых детей выходи, Илья Иванович, из погреба, ты постой за русских людей, за родную Русь! Встал тут Илья, расправил богатырские плечи, вышел из погреба, сел на Бурушку-Косматушку, поскакал в татарский стан. Ехал-ехал, до татарского войска доехал. Взглянул Илья Муромец, головой покачал: в чистом поле войска татарского видимо-невидимо, серой птице вокруг в день не облететь, быстрому коню в неделю не объехать. Среди войска татарского стоит золотой шатёр. В том шатре сидит Калин-царь. Сам царь — как столетний дуб, ноги — брёвна кленовые, руки — грабли еловые, голова — как медный котёл, один ус золотой, другой серебряный. Увидал царь Илью Муромца, стал смеяться, бородой трясти: - Налетел щенок на больших собак! Где тебе со мной справиться, я тебя на ладонь посажу, другой хлопну, только мокрое место останется! Ты откуда такой выскочил, что на Калина-царя тявкаешь?

http://azbyka.ru/fiction/russkie-bogatyr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как американцы Илье Муромцу помогали… Мир помнит то, что хочет помнить 25.09.2012 1147 Время на чтение 8 минут Нынешний 2012-й год напоминает нам о победе над смутой 1612-го и над Наполеоновскими войсками в 1812-м. Но именно в этом году звучит множество искаженных трактовок наших побед, и именно в этом году наши зарубежные «друзья» и внутренние их адепты пытаются с особым рвением устроить новую, так сказать, юбилейную, смуту. Были лжедмитрии, боярские смутьяны, гонения на священноначалие, насаждение латинской веры. Сегодня навалили удалых демократов, оскверняют святыни, внедряют язычество и клевещут на патриарха. Хорошим методом ограждения себя от попадания в одну яму дважды остается сохранение исторической памяти и трезвая оценка событий в свете этой памяти. Не нужно искать в этом кратком эссе попытку возвысить какой-то народ или унизить остальные. Есть множество способов сказать что-то, и в то же время избежать подобных упреков. Когда русских в зарубежном кино изображают безумными, алчными и агрессивными злодеями в неизменных ушанках со звездой (в любую погоду), мы не только не пытаемся указать на состав 282-й статьи организаторам проката, но и дружно смотрим эти пародии в кинотеатрах и по собственным телевизорам. Когда «хорошие и справедливые» американцы, рискуя собой, спасают мир от русской, КГБ-шной, советской и еще какой-то мафии, мы, за редким исключением, «болеем» за предложенного «героя». Когда нам рассказывают анекдоты о русском простодушии, граничащем порой с глупостью, мы смеемся и радуемся, словно нам сделали комплимент. Расскажи еврею анекдот о еврее (не еврейский анекдот, а «чужой», то есть придуманный другой нацией), то смеха в ответ не услышишь. Особенно, если этот анекдот говорит не о тех качествах, которые еврей сам ценит в себе. Вряд ли поляка порадует старый советский вопрос «сколько нужно поляков, чтобы ввинтить лампочку?» и ответ на этот вопрос... Но почти у всех народов есть легенды, сформированные образы отношения к себе. Они рассчитывают, что эти модели будут восприняты и окружающим миром, многое для этого делают, - то есть занимаются самопиаром, саморекламой и «раскруткой» легенд. И многие страны на этом, что называется, «собаку съели».

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/26/...

4. маленький вопрос Иначе слишком многие на земле будут уверены, что США победили Гитлеровскую Германию, австрийцы с немцами разбили армию Наполеона, что Адам и Ева были украинцами +++ неужели Автор статьи действительно думает, что китайцам, индийцам, швейцарцам, перуанцам, сомалийцам, индонезийцам, японцам и пр. - 95% населения мира - есть до всего этого дело ? а белорусы - и так с нами согласны, без аргументов. 3. Ответ на 2., рудовский: Из одной крайности в другую. Истина же лежит где-то посередине. Точно! Между мужественностью и женственностью! Педерастия - вот чем смогут гордиться будущие немногочисленные потомки русских натуралов! Если мы, конечно, не будем " тактично и регулярно напоминать всем остальным, кто есть кто и что есть что " . 2. Re: Как американцы Илье Муромцу помогали… Франция, например, ежегодно празднует 8 мая свой «День победы» над гитлеровской Германией, отводя ведущую роль в этом событии США. Это та самая Франция, которая без боя сдала столицу немцам в считанные дни! (c) А что тут удивительного? Не советские войска Париж освобождали. Русский народ не коллекционирует и тем более не преувеличивает достижения, также как русский человек считает зазорным бахвальство, хвастовство и даже упоминания о своих подвигах и заслугах. (с) Да ладно? А как же легендарная смекалка и не менее легендарная лень, которая (когда совсем достанут) сменяются невиданной удалью? Мужественные, справедливые, порой грубоватые, но в целом положительные герои преодолевают все препятствия, противостоят хитрым, коварным и злобным индейцам, и постепенно создается прекрасный и светлый мир американской мечты. Что мы знаем об этих событиях из реальных исторических источников? Бандиты, негодяи, бессовестные и бездушные люди нещадно вырезали коренное население Америки, а выживших собрали в резервации, как в зоопарки, и в плановом режиме продолжают спаивать индейцев, регулируя их численность и поддерживая безволие. (с) Из одной крайности в другую. Истина же лежит где-то посередине. мы не умеем хвалиться заслугами, а тем более преувеличивать их (с) Еще как умеем. Однажды за рубежом видел потасвку с участием россиян и местных жителей. Зычное " Десантура! вперед! Мы фашистов и Гагарин наш всех " помнится и вызывает улыбку до сих пор. славяне-варвары в Х-м веке... (с) О славянах чудесно сказал Патриарх: А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери. http://codex.patriarhia.ru/db/text/1280323.html ___ А в целом посыл статьи правильный: нам надо - уметь гордиться достижениями предков, помнить о них - сегодня служить/трудиться так, дабы не посрамить отцов - тактично и регулярно напоминать всем остальным, кто есть кто и что есть что.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/26/...

«Корни», то есть духовно-мировоззренческая основа их в понимании вещей этого мира оказались не одними и теми же, не то что несхожими, но даже противоположными. Как же может быть «одних корней», если об одном и том же они судили прямо противоположно?.. В. Муромцева пишет о том, что в доме историка Д.И. Иловайского жизнь была «правильная»: «Жизнь в этом доме текла очень размеренная, правильная – для всего был свой час ». Обращаю внимание на последнюю фразу, так как это является условием «правильности» жизни. Но именно это, по Цветаевой, является причиной гнёта в доме Иловайских: «Гнёт был в том, что неурочных часов не было». Что значит «неурочных часов»? Надо полагать, свободного времени, когда дети были бы предоставлены сами себе и что якобы является непременным условием «развития» личности. Вся жизнь – учеба, общение – это гнет. А вот есть некие неурочные часы, в которые дети – свободны от всего. Ведь свобода – самая главная драгоценность для личности. Логически, всё, вроде бы, верно. Да только так в реальной жизни не бывает. Таких простых путей обретения свободы не существует. И так не было в доме историка Д.И. Иловайского. И, как ни странно, в этом сходятся оба автора. В. Муромцева писала, что для всего был свой час, то есть «свободных» часов не было. Цветаева отмечает то же самое, но уже жалуется на то, что неурочных часов не было. Обе свидетельствовали что «свободных часов» не было. Хотя, вроде бы, должны были быть для обретения «свободы». Но если для В. Муромцевой это имело положительное значение, то для Цветаевой – отрицательное. В этом и состоит разница. Но почему и как произошло такое различие в понимании одних и тех же вещей этого мира? За этой, вроде бы, обычной житейской ситуацией просматривается очень глубокий смысл, библейский смысл. Ведь разделение людей в человечестве началось с жертвоприношения Каина и Авеля Богу. С жертвоприношения Каина начинается преступление. Жертва Авеля была «целиковая», лучшая. Каин же принёс обычную жертву, которая разделяется – на то, что мне и на то, что Богу.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/08/...

- Ты откуда, добрый молодец, как тебя зовут? Какого роду-племени? - Зовут меня Ильёй. Я из-под Мурома. Крестьянский сын из села Карачарова. Ехал я из Чернигова дорогой прямоезжей. Тут как вскочит из-за стола Алёша Попович: - Князь Владимир, ласковое наше солнышко, в глаза мужик над тобой насмехается, завирается. Нельзя ехать дорогой прямой из Чернигова. Там уж тридцать лет сидит Соловей-разбойник, не пропускает ни конного, ни пешего. Гони, князь, нахала-деревенщину из дворца долой! Не взглянул Илья на Алёшку Поповича, поклонился князю Владимиру: - Я привёз тебе, князь. Соловья-разбойника, он на твоем дворе, у коня моего привязан. Ты не хочешь ли поглядеть на него? Повскакали тут с мест князь с княгинею и все богатыри, поспешили за Ильёй на княжеский двор. Подбежали к Бурушке-Косматушке. А разбойник висит у стремени, травяным мешком висит, по рукам-ногам ремнями связан. Левым глазом он глядит на Киев и на князя Владимира. Говорит ему князь Владимир: - Ну-ка, засвищи по-соловьиному, зарычи по-звериному. Не глядит на него Соловей-разбойник, не слушает: - Не ты меня с бою брал, не тебе мне приказывать. Просит тогда Владимир-князь Илью Муромца: - Прикажи ты ему, Илья Иванович. - Хорошо, только ты на меня, князь не гневайся, а закрою я тебя с княгинею полами моего кафтана крестьянского, а то как бы беды не было! А ты. Соловей Рахманович, делай, что тебе приказано! - Не могу я свистать, у меня во рту запеклось. - Дайте Соловью чару сладкого вина в полтора ведра, да другую пива горького, да третью мёду хмельного, закусить дайте калачом крупитчатым, тогда он засвищет, потешит нас... Напоили Соловья, накормили; приготовился Соловей свистать. Ты смотри. Соловей, - говорит Илья, - ты не смей свистать во весь голос, а свистни ты полусвистом, зарычи полурыком, а то будет худо тебе. Не послушал Соловей наказа Ильи Муромца, захотел он разорить Киев-град, захотел убить князя с княгиней, всех русских богатырей. Засвистел он во весь соловьиный свист, заревел во всю мочь, зашипел во весь змеиный шип.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1948...

Разделы портала «Азбука веры» ( 52  голоса:  3.8 из  5) Фома Беренников Жила-была старуха, у нее был кривой сын Фома Беренников. Вот поехал Фома пахать; лошаденка худенькая, взяло его горе, сел на завалинку… мухи около навоза так и жужжат. Схватил он хворостину, да как хлыснет по куче, стал считать: сколько побил? Насчитал пятьсот, да еще много без счету осталось. Решил Фома, что им и сметы нет! Приходит к своему коню, на нем сидит двенадцать оводов; он всех и побил. Воротился Фома Беренников к матери и просит у ней благословенья великого: «Побил, дескать, мелкой силы – счету нет, да двенадцать могучих богатырей; пусти меня, матушка, на подвиги великие, а землю пахать – не мое дело богатырское, то дело мужицкое!» Благословила его матушка на подвиги великие, на поприща богатырские. Берет он за плечи тупой серп, за пояс лычный кошель, а в тот кошель кладет тупой косарь. Вот едет Фома путем-дорогою, стороною незнакомою, и наехал на столб; пишет он на том столбе – не было у него в кармане ни злата, ни серебра, а случился в кармане мел – вот и пишет он мелом: «Проехал здесь богатырь Фома Беренников, который сразу побивает двенадцать могучих богатырей, да опричь того силу несметную». Написал и поехал дальше. Едет той же дорогою Илья Муромец, подъезжает к столбу, видит надпись и говорит: «Видна попрыска богатырская; не тратит ни злата, ни серебра, один мел!» Написал он серебром: «Вслед за Фомою Беренниковым проехал богатырь Илья Муромец». Наезжает он Фому Беренникова и говорит (устрашился, знать, тоё надписи меляныя): «Могучий богатырь Фома Беренников! Где ехать: спереди или сзади?» – «Ступай сзади!» – отвечает Фома. Вот едет той же дорогою Алеша Попович млад; наезжает он на тот столб, издалеча видит на том столбе надпись – как жар горит! Прочитал надписи Фомы Беренникова да Ильи Муромца, вынимает из кармана чисто золото и пишет: «За Ильею Муромцем проехал Алеша Попович млад». Наезжает он Илью Муромца: «Ты скажи, скажи, Илья Муромец, впереди ехать или сзади мне?» – «Не меня испроси, а мово брата старшего Фому Беренникова». Подъехал Алеша Попович млад к Фоме Беренникову: «Удалой боец Фома Беренников! Где укажешь ехать Алеше Поповичу?» – «Ступай сзади!»

http://azbyka.ru/fiction/narodnye-russki...

Бытовку установили, но пока лишь до понедельника. «Под этими глыбами льда находится большинство уникальных экспонатов нашего музея. В частности, подлинники Ерофеевских рукописей, его автограф, подлинник проекта конституции. Начальник ОВД «Царицыно» сказал, что мы должны освободить эту территорию до 11-го числа, но до 11-го это невозможно разобрать», — продолжает Николай Болдырев, житель дома 3. «На мой взгляд, было бы правильно, если бы дача Муромцева была бы воссоздана в режиме реставрационного воссоздания», — считает Наталья Самовер, член координационного совета общественного движения «Архнадзор». Также считают и в Общественном совете столицы, а в Московской Городской Думе уже думают, где взять деньги на реставрацию. «Наши действия направлены на то, чтобы скоординировать действия правительства Москвы на выделение денежных средств для восстановления этого исторического места», — продолжает Андрей Клычков, депутат Московской городской Думы. Но всё это пока — благие намерения. Милиция музея «Царицыно» может выгнать погорельцев и энтузиастов на улицу, и тогда бульдозеры за полчаса сравняют остатки усадьбы и музея с землёй. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 7 апреля, 2024 28 марта, 2024 11 марта, 2024 10 марта, 2024 6 марта, 2024 24 февраля, 2024 22 февраля, 2024 20 февраля, 2024 13 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/dacha-muromtseva/

Алексей Степанович умер от холеры, вдали от близких, в своем рязанском имении, 23 сентября 1860 года. Славянофильскую философию преследовал злой рок. Когда Иван Киреевский приступил к систематизации славянофильской философии, он внезапно умер от холеры. Та же участь постигла и Хомякова, когда он решил продолжить дело Киреевского и приступил к систематической философской работе. Последние минуты жизни А. С. – замечательное свидетельство силы его характера и твёрдости его веры. Осталась записка соседа по имению, Леонида Матвеевича Муромцева, о последних минутах Хомякова. Когда Муромцев вошёл к Хомякову и спросил, что с ним, А. С ответил: «Да ничего особенного, приходится умирать. Очень плохо. Странная вещь! Сколько я народу вылечил, а себя вылечить не могу». По словам Муромцева, «в этом голосе не было и тени сожаления или страха, но глубокое убеждение, что нет исхода». «Лишним считаю пересчитывать, – вспоминает Муромцев, – сколько десятков раз я его умолял принять моего лекарства, послал за доктором, и, следовательно, сколько раз он отвечал отрицательно и при этом сам вынимал из походной гомеопатической аптечки то veratrum, то mercutium. Около часу пополудни, видя, что силы больного утрачиваются, я предложил ему собороваться. Он принял моё предложение с радостной улыбкой, говоря: «Очень, очень рад». Во всё время совершения Таинства он держал в руках свечу, шепотом повторял молитву и творил крестное знамение». Через некоторое время Муромцеву показалось, что А. С. лучше, о чем он собирался сообщить жене: «Посылаю добрую весточку. Слава Богу, вам лучше». «Faites vous responsable de cette bonne nouvelle, je n’en prend pas la responsabilité», – сказал А. С., почти шутя. «Право хорошо, посмотрите, как вы согрелись и глаза просветлели». « А завтра как будут светлы!» – это были его последние слова. Он яснее нашего видел, что все эти признаки казавшегося выздоровления были лишь последние усилия жизни... За несколько секунд до кончины он твёрдо и вполне сознательно осенил себя крестным знамением». Алексей Степанович Хомяков хорошо умирал; так умирают лишь люди, у которых есть камень веры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Вездесущии русскии призрак Вантовыи мост через Оку. Фото Юрия Курбатова Не терял город и своеи военнои славы. Достоиным продолжателем подвигов богатыря Ильи Муромца стал 21-и Муромскии пехотныи полк. Его солдаты участвовали практически во всех воинах, которые вело государство Россииское. В долгои Севернои воине они воевали со шведами за выход к Балтике, брали персидскии Дербент, завоевывали турецкии Крым. Вместе с Суворовым совершали знаменитыи переход через Альпы, обороняли Севастополь. В начале XX века за особые заслуги полк получил Георгиевское знамя, оставив в русскои истории свои героическии и яркии след... Да и не только в русскои. В тихои латвиискои глубинке есть старинная усадьба Унгурмуижа, знаменитая тем, что это единственныи архитектурныи ансамбль в Европе в стиле деревянного барокко. На втором этаже усадьбы изображены два крепких гренадера, охранявшие покои владельца дома. Эти рослые вояки — солдаты муромского пехотного полка: триста лет назад ими командовал граф Компенхаузен, владелец этои усадьбы... Фото Юрия Курбатова Служение города военному делу не исчезло и после революции. Во время Великои Отечественнои воины муромскими желез- нодорожниками был изготовлен бронепоезд «Илья Муромец». На борту нарисовали богатыря с мечом. Это был первыи бронепоезд, оснащенныи «Катюшами», а его орудия были спрятаны в танковые башни. Он считался сверхмощным благодаря невероятнои в то время 45-миллиметровои броне. За тихии ход, высокую скорость и огневую мощь немцы называли бронепоезд «Русским призраком». А однажды боицы «Ильи Муромца» уничтожили немецкии бронепоезд «Адольф Гитлер». Чтобы сохранить драгоценные секунды, наши дали залп без пристрелки — и накрыли врага. «Адольф Гитлер» успел дать залп в ответ, но промахнулся, и «Илья Муромец» довершил разгром вражеского бронепоезда. Это было единственное за всю воину лобовое столкновение бронепоездов. Героическии поезд не дошел всего пятьдесят километров до Берлина, упершись во взорванныи мост через Одер. А памятник ему стоит в Муроме, на Владимирском шоссе.

http://foma.ru/murom.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010