Прошли детские пасхальные праздники мая 2022 Победители фестиваля детских садов Фрунзенского района " Радостная Пасха " были награждены 21 мая. Фестиваль прошел впервые, идея его принадлежит заведующей детсадом 106 Ольге Заболотновой. Организаторы - Центр духовной культуры и образования Фрунзенского округа (ЦДКиО), районный отдел образования и Информационно-методический центр района при поддержке благочинного протоиерея Алексия Исаева . В фестивале участвовали 559 человек из 35 детсадов и пяти отделений дошкольного образования. Творческие работы в электронном виде выкладывались на страничке " ВКонтакте " . Были определены победители в номинациях " Пасхальная радость " (рисунок), " Пасхальный сувенир " (декоративно-прикладное искусство) и " Исполнительское искусство " в направлениях " Творческая игра " (театральная постановка, сценка), " Звучащее слово " (стихи), " Красота движения " (хореография), " Богатство звука " (игра на музыкальных инструментах, вокал). Дети под руководством педагогов создали праздничные, яркие, наполненные смыслом рисунки и поделки. Изображались не только атрибуты пасхального праздника - яйца, куличи, пробудившаяся природа, но и сама весть о Воскресении Христовом - история о Марии Магдалине и императоре Тиберии, семейный пасхальный праздник, посещение храма на Пасху. Художественные техники были разнообразны: от простого рисунка до коллажа и батика. В номинации " Исполнительское искусство " были присланы видеозаписи выступлений, посвященные празднику: дошкольники читали стихи, играли на музыкальных инструментах, разыгрывали сценки, пели. Подведение итогов, открытие выставки лучших работ и награждение победителей прошли в рамках фестиваля " Славянские краски " , который проводит библиотека 7 " Славянка " . При подготовке к фестивалю в ЦДКиО прошел семинар для педагогов " Пасха Христова: что празднуем " , который был призван помочь педагогам выйти за пределы внешней формы праздника и глубже понять, что такое Пасха, какой духовный опыт можно передать детям.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

1. Предыстория. Музыка в древнем Израиле и Древней Греции Музыка в древнем Израиле и Древней Греции. Музыка и пение в Ветхом Завете В православном богослужении важная роль отводится пению – как хоровому, так и сольному. Все возгласы священника и диакона произносятся нараспев. Все отрывки из Евангелия, Апостола, Псалтири, других священных книг тоже читаются нараспев – на одном звуке или нескольких соседних звуках. В православной традиции, в отличие от католической и протестантской, вообще не бывает богослужений, которые совершались бы не нараспев («говорком»); не существует различия между sung Eucharist (литургией с пением) и said Eucharist (литургией без пения). Даже в самом скромном сельском храме на клиросе всегда стоят хотя бы два-три певца. В настоящем разделе будет сначала рассмотрена предыстория православного богослужебного пения, истоки которого следует искать в музыкальной культуре древнего Израиля и античной культовой музыке. Собственно история православного церковного пения начинается в эпоху раннехристианской Церкви, продолжается в Византии, на Руси, на Балканах и в других регионах, где Православие стало господствующей христианской конфессией. Излагая историю церковного пения, мы будем касаться и его богословского содержания, поскольку вне богословского контекста понимание церковного пения, как и понимание иконы, невозможно. В Ветхом Завете многократно упоминаются музыка и музыкальные инструменты, пение и певцы, хоры и оркестры. Создание струнных и деревянных духовых инструментов, согласно книге Бытия, происходит на заре человеческой цивилизации: один из потомков Каина, Иувал, был отец всех играющих на гуслях и свирели ( Быт. 4:21 ). Для выражения чувств радости и веселия, наряду с гуслями, употреблялся тимпан (см.: Быт. 31:27 ). После исхода Израиля из Египта Моисей воспел торжественную песнь Богу (см.: Исх. 15:1–18 ), а его сестра Мариам взяла... в руку... тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием ( Исх. 15:20 ). В качестве сигнальных инструментов употреблялись серебряные трубы (см.: Чис. 10:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В весенний пик пандемии выходить в эфир иногда приходилось с территории Высоко-Петровского монастыря. ЖМП 11-12 ноябрь-декабрь 2020 /  Волонтеры на дистанционке ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РОССИЙСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБЪЕДИНИЛ ДОБРОВОЛЬЦЕВ ДЛЯ УДАЛЕННОЙ ПОМОЩИ ПОДОПЕЧНЫМ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ Уходящий год с непривычно строгим и продолжительным карантином, ограничением передвижений и переносом работы в удаленный формат сильно ударил по социальной активности. Глубокой перезагрузке вынужденно подверглась и такая неотъемлемая часть гражданского общества, как добровольчество. На фоне изначально бурного участия волонтеров в помощи самым нуждающимся гражданам (например, в закупке продуктов и других товаров для пожилых людей) социальное добровольчество на пике пандемии «просело» и едва вовсе не исчезло. Это и понятно: посещение подопечных по домам, а тем более в стационарных учреждениях, оказалось невозможно. Усилия Российского православного университета (РПУ) святого Иоанна Богослова по переосмыслению этой деятельности в новых условиях при поддержке Московской городской епархиальной комиссии по работе с вузами и научным сообществом высоко оценили и государственные органы, и эксперты-профессионалы.   PDF-bepcuя. Человек-оркестр и другие энтузиасты Помещение Студенческого центра Российского православного университета на Новой площади. Руководитель Центра социального добровольчества РПУ Антон Черепанов готовит к интернет-эфиру музыкальные инструменты. Рядом с гитарой появляются гораздо менее привычные массовому слушателю глюкофон (тональный лепестковый барабан), колокольчик, холщовый мешочек со скорлупками орехов и флейта Пана (по размеру декоративная, но вполне себе звучащая). Все они пользуются заслуженным вниманием в так называемом социальном оркестре «Импровиз» — волонтерском начинании организации музыкальными средствами помощи пациентам детских больниц, хосписов и интернатов, которую осуществляет Антон с единомышленниками. «Вообще-то ему уже больше 10 лет, — объясняет Антон (позиционирующий себя как клинический психолог, музыкальный психотерапевт и преподаватель-исследователь), пока персонал центра готовит студию к трансляции. — Мы организовывали театрализованные постановки на различных столичных площадках, где находились наши подопечные (психоневрологические интернаты, детское отделение Московской городской психиатрической больницы, Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, психиатрическое отделение Первой Градской больницы, хоспис “Дом с маяком”), и дарили им радость общения с музыкой. Когда нагрянул коронавирус, я, как и все, оказался на самоизоляции. Достал с дальних полок пылившиеся инструменты, про которые сам давно забыл. Это и стало первым шагом к созданию онлайн-оркестра».

http://e-vestnik.ru/society/volontery_na...

Духовность – главная потребность человека Беседа с музыкантом Владимиром Симичем (Сербия) Владимир Симич, руководитель группы «Белый холст» В последнее время появляется все больше музыкальных групп, исполняющих традиционную – народную и духовную – музыку. Одну из них основал Владимир Симич . Владимир не только музыкант, руководитель группы «Белый холст» . Он и делает музыкальные инструменты сам в своей мастерской. О традиции и национальной идентичности, о потребности духовного самоопределения, о любви к музыке шел разговор музыканта с корреспондентом журнала «Православие» Сербской Православной Церкви . – Группа «Белый холст» стала известна благодаря игре ее участников на редких музыкальных инструментах. Как появилась идея играть на кавале – старинном сербском инструменте? – Мы считаем годом основания нашей группы 1997 год. Тогда я познакомился с иеромонахом Лазарем (Стойковичем) – в то время он был еще мирянином, – который и научил меня делать кавал и играть на нем. Мы стали собираться, чтобы играть и петь просто так, для души. Что это было рождением нашей музыкальной группы, мы поняли уже гораздо позже. В первый состав входили отец Лазарь, Елена Йованович, Наташа Симич – моя жена, Василий Секулич и я. Мы все пели в Византийском церковном хоре святого Иоанна Дамаскина. Наш интерес к византийской духовной музыке дал толчок и занятиям народной музыкой. Потом состав группы поменялся, пришла Анастасия Остоич – еще одна солистка, кто-то покидал группу. Наше первое выступление состоялось в 1998 году, когда диакон Ненад Илич, организатор празднования 800-летия монастыря Хиландар, пригласил нас сыграть на нем. Тогда у группы еще не было названия, и мы приняли то, которое предложил отец диакон, – «Исконные» (так назывался журнал, который он тогда издавал). А через полгода появилось название «Белый холст». Конечно, новое имя благословил основатель группы отец Лазарь, «окрестив» нас им. – Расскажите что-нибудь об инструментах, которые вы используете. – Мой самый любимый инструмент – кавал. Кавал – духовой инструмент, с древней историей, может быть даже один из древнейших. Это длинная деревянная трубка без мундштука. Звук кавала удивительный. Его звучание сразу же создает атмосферу церковную, настраивает на молитву, даже когда на нем играют мирскую, нецерковную музыку. Техника игры на кавале особая, во многом близка той, которую использовала и византийская духовная музыка.

http://pravoslavie.ru/4768.html

Учение о Духе Святом в Новом Завете. Часть 10: Псевдо-Иустин. Литургическая пневматология II-III вв. Псевдо-Иустин Пятидесятница. Фрагмент мозаики XI века из греческого монастыря св. Луки Анонимный автор " Увещания к эллинам " оставил нам ряд пневматологических высказываний, дающих представление о тех догматических соблазнах, которые стояли перед апологетами, и которых сам он не смог преодолеть. Возможно, что это произведение относится чуть к более позднему времени, чем прочие, рассмотренные нами, но не смотря на это, включить их в единый обзор все же необходимо, и именно в силу этой " пневматологической альтернативы " неуверенному в словах, но верному в интуиции православию основных апологетов. Итак, согласно автору " Увещания " , пророки " в простых безыскусных словах возвещают то, что сошедший на них Святой Дух хотел открыть чрез них людям (Увещ. 35) " . " Им не нужно было ни словесное искусство, ни умение спорить и состязаться, но нужно им было только представить себя чистыми для действия Божественного Духа, чтобы Он, как бы спустившийся смычок, пользуясь праведными мужами как цитрою или лирою, открывал нам посредством них ведение о небесном (Увещ. 8) " . Близость терминологии Псевдо-Иустина и Афинагора как нельзя лучше выявляет принципиальное различие как в их понимании роли Святого Духа в процессе написания Святых Книг, так и в их понимании того, " что есть Дух " . Афинагор также сравнивает человека, передающего откровение, с музыкальным инсутрументом, но если у него играющим является Сам Дух, то у автора " Увещания к эллинам " играющий - Бог, а Дух является вспомогательным инструментом, соединящим играющего с основным инструментом. " Если же кто захочет внимательно рассмотреть то, что касается дара, свыше сходящего от Бога на святых мужей, который священные пророки называют Духом Святым, - то найдет, что Платон и о Нем говорит в разговоре с Меноном, только он называет Его другим именем. Ибо, опасаясь назвать дар Божий Духом Святым, дабы, следуя учению пророков, не показаться врагом эллинов, он признает, что дар этот сходит свыше от Бога, но рассудил назвать его не Духом Святым, а добродетелью. Так, в разговоре с Меноном он выражается в следующих словах: " Если в этой беседе нашей мы рассуждали правильно, то должны заключить, что добродетель достается не от природы, ни от ученья, но дается божественным промыслом без ведома тех, кому дается " . Здесь, я полагаю, Платон, узнавши от пророков о Духе Святом, заменяет его именем добродетели. Ибо как святые пророки говорят, что один и тот же дух разделяется на семь даров духовных, и Платон, признавая ее единою, разделяет на четыре добродетели. (Увещ. 32) " .

http://pravoslavie.ru/1556.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. А. Ильинский. Фотография. Кон. XIX в. Александр Александрович (12.01.1859, Царское Село, ныне г. Пушкин в черте С.-Петербурга - 23.02.1920, Москва), композитор, педагог, музыкальный теоретик. Род. в семье врача. В 7 лет стал учиться игре на фортепиано и сочинять. В 1877 г. окончил 1-ю С.-Петербургскую военную гимназию, в которой выступал на муз. вечерах как пианист и композитор. В 1881-1884 гг. учился в Королевской Прусской академии (с 1882 стала называться Королевской академией) искусств в Берлине на отделении высших классов муз. композиции, изучал контрапункт, фугу, свободное сочинение и инструментовку у проф. В. Баргиля, а также брал уроки фортепианной игры у Т. Куллака и Н. Бетхера. По окончании курса вернулся в Россию. В 1885 г. сдал экстерном экзамен по композиции в С.-Петербургской консерватории, получил диплом на звание свободного художника. С 1885 г. жил в Москве, до 1905 г. преподавал в музыкально-драматическом училище Московского филармонического об-ва: в 1885-1897 гг. читал курс по теории музыки, с 1896 г.- ординарный профессор, с 1897 г. вел высшие классы теории музыки и композиции, в 1885-1899 гг. преподавал также фортепиано, затем открыл собственные классы фортепианной игры. С 1905 г. преподавал музыкально-теоретические предметы в Московской консерватории, с 1916 г.- профессор 1-й степени. Среди его учеников - братья Василий и Виктор Калинниковы (см. ст. Калинников В. С.), А. В. Никольский , К. Н. Шведов , А. В. Александров , Н. С. Голованов , П. Г. Чесноков . Среди светских сочинений И.- симфония, 3 сюиты для оркестра, музыка к трагедиям Софокла «Царь Эдип» и «Филоктет» (трагедия «Филоктет» была исполнена в Москве в 1886 и 1894 на греч. языке воспитанниками лицея цесаревича Николая), увертюра к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», опера «Бахчисарайский фонтан» (1904). Первые духовные сочинения И. были созданы специально для Синодального хора : «Молитву пролию ко Господу» и «Хвалите Господа с небес» (в программе концертов называлось «Всякое дыхание да хвалит Господа») в 1897 г., «Отче наш» (8-голосное) в 1898 г.

http://pravenc.ru/text/389457.html

Псалом 107 Да будет по всей земле слава Богу, победившему народы и чрез то избавившему от них возлюбленный народ Израильский. 1. Песнь, псалом Давиду. Ср. Псалом 59. 2–3. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей. Востани, слава моя, востани, псалтирю и гусли: востану рано. Проникнутый чувством благодарности к Богу за милость Его к себе и народу, псалмопевец решил выразить это свое чувство в особой песни и эту песнь воспеть торжественно, под звуки псалтири и гуслей. – Готово сердце мое, Боже, восклицает он, готово, – оно одушевлено, настроено сильным чувством, и – неудержимо стремится выразить это чувство во всей его полноте и силе... «Я буду петь и воспевать во славе моей, т. е. вместе с хором левитов, певцов и музыкантов – в скинии, пред жертвенником, где так обычно прославлялось имя Божие, особенно в нарочитые дни, при торжественном богослужении... Востань, слава моя, т. е. музыкальные орудия славы, именно – восстаньте, псалтирь и гусли! – Иначе говоря: вместе с тем, как сам псалмопевец, восстав от сна, станет на молитву для прославления Бога, пусть и обычные орудия его славословия – музыкальные инструменты также восстанут, т. е. будут поставлены прямо его рукой и стройными звуками своих струн будут сопровождать одушевленное пение – славословие молящегося. – Я встану рано, говорит псалмопевец, разумеется – с восходом солнца, с наступлением первого часа дня, когда обыкновенно совершалась благочестивыми людьми благоговейная молитва и дома, и в храме. 4–5. Исповемся Тебе в людех, Господи, пою Тебе во языцех: яко велия верху небес милость Твоя и до облак истина Твоя. Восстав рано, говорит псалмопевец, я буду исповедатися Тебе, – прославлять Твои свойства и совершенства, открытия в делах Твоих, особенно великий милости Твои. Буду прославлять Тебя в людех – в большом собрании народа во храме, дабы он весь, слыша о милостях Твоих, также в молитве торжественно вознес Тебе хвалу. Буду прославлять Тебя пением во языцех, точнее – среди племен, т. е. среди двенадцати колен народа Израильского, собиравшихся во храме в великие праздники. – Пусть глас пения и звуки музыки и восклицания народа возносятся к небу и к облакам – к небесному престолу Божию, ибо и милость Божия и истина Господня, явленная вместе с этой милостью ко всему народу, превыше небес, до облаков, т. е. превосходить всякие другие дела людей и царей, как бы они ни были славны, и как бы громко они ни прославлялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

I. Рождение Петра. – Детские годы. – Первоначальное обучение. – Майский бунт 1682 г. В ночь на 30 мая 1672 г. у царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны, второй его жены, родился сын, царевич Петр. В субботу 29 июня, в день тезоименитства новорожденного царевича, в шестом часу утра, до обедни, в церкви св. Алексия митрополита в Чудове монастыре совершенно было над младенцем таинство крещения. Крестил царский духовник протопоп Благовещенского собора Андрей Савинов, восприемниками от купели были царевич Федор Алексеевич и сестра Алексея Михайловича, царевна Ирина Михайловна. К крещению выносила царевича назначенная к нему в «мамы» боярыня княгиня Ульяна Ивановна Голицына. С новорожденного царевича была снята мерка, и в тот же день 29 июня иконописцу Федору Козлову заказан был образ тезоименитого царевичу св. апостола Петра на кипарисовой доске мерою в рост царевича: длиною в 11 вершков, шириною в 3 вершка. Новорожденного царевича окружала та же царственная роскошь, в какой проходили младенческие годы всех царевичей XVII века. К младенцу приставлен был целый штат. При нем мы видим кормилицу, «маму», и помощницу «мамы». При детской царевича состояли еще шесть женщин: казначея, заведовавшая бельем и платьем, и пять постельниц. Царевич со своим штатом помещался в особых пристроенных к дворцу деревянных хоромах. По мере роста царевича детская его наполняется игрушками, описание которых нам также сохранили хозяйственные документы дворцовых приказов. В январе 1673 г. восьмимесячному царевичу были сделаны «два стульца деревянных потешных на колесах». В мае того же года внесена в хоромы царевича исполненная шестью костромскими иконописцами «потешная книга» (книга с картинками). Ко дню именин годовалого ребенка был сделан «конь деревянный потешный» на колесах железных прорезных, обтянутый жеребячьей кожей, с седлом, положенным на войлок, обитый серебряными гвоздиками, с прорезными железными позолоченными стременами и с уздечкой, украшенной изумрудцами. К тому же дню были сделаны царевичу игрушечные два «барабанца», размерами один в четверть аршина, другой в 3 вершка. В июле 1673 года в детской появляется музыкальный инструмент «цымбальцы маленькие» с золотым шнурком и кистями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

     Буквально на днях Суд вынес приговор «ловцу покемонов». Соколовскому дали условный срок и эта новость стала причиной бурных общественных дискуссий и споров. В свое время такую же волну негодования подняла и скандальная выходка Pussy Riot в Храме Христа Спасителя, равно как и приговор участницам этого горе коллектива. Но сегодня имеется насущная потребность сказать о том, что в последнее время мы являемся свидетелями того, как в нашей Церкви появляются наши доморощенные «соколовские» и «пуськи», которые преспокойно кощунствуют в наших храмах и никакого наказания за это не несут. Более того – это кощунство происходит с благословения настоятелей этих приходов. В начале мая рунет «взорвало» видео под названием «церковная акробатика», на котором прямо в храмовом помещении молодые люди в трико демонстрировали акробатические этюды – прыжки, вращения. Далее прямо в храме начались какие-то молодежные танцы в стиле «Дискотека-60-х», а закончился «пасхальный концерт» выступлением какого-то странного человека, который совершал некие действия, напоминающие шаманское камлание. И все это происходило в храме, перед иконостасом, который, правда, попытались закрыть ширмой. Такие «продвинутые миссионеры» нашлись в городе Перемышле Калужской области в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Оператор, снимавший данное бесчинство (возможно нецерковный человек, зашедший в храм) комментировал выступление акробатов восклицаниями «Oh my God» и показывал лица пожилых прихожанок, которые явно чувствовали себя неуютно в «свете» такого «продвинутого миссионерства». И, действительно, это видео за одну неделю собрало столько насмешек и издевательств в адрес Церкви, что говорить о какой-то миссионерской акции абсурдно. Это не миссионерство – это лжемиссионерство. Подлинное миссионерство сеет в души людей интерес к христианской вере, к духовной жизни, а не насмешки над Церковью. Однако этот случай, к сожалению, далеко не единичен. Все мы помним, как в прошлом году на амвоне храма св. пророка Илии (город Апрелевка Наро-Фоминского района Московской области) непосредственно на фоне иконостаса некие барышни, вращая бедрами, спели «Let My People Go» Армстронга. Весь этот вполне эстрадный концерт у алтаря с песнями и плясками совершался под аккомпанемент музыкальных инструментов. Данная «миссионерская акция» была жестоко высмеяна на YouTube.

http://pravoslavie.ru/103627.html

     Православное богослужение – это не набор случайных, стихийно собранных молитвенных сочинений, написанных на протяжении нескольких тысяч лет. Православное богослужение, мне кажется, напоминает сшитую рубашечку, в которой все увязано-соединено: «петелька-крючочек». Все здесь гармонично сплетено в одно целое и призвано настроить человеческую душу, словно музыкальный инструмент, на общение с Богом. В неделю перед первой седмицей Великого поста мы совершаем две жизненно важные вещи – испрашиваем у всех прощения и вспоминаем изгнание святых праотцев Адама и Евы из рая. Эти два богослужебных события являются тем верным трамплином, который вводит в нас в спасительную и святую землю Четыредесятницы. Испрашивая прощения у всех людей, мы с Божьей помощью словно бы исторгаем из сердца всякое зло, всякую нечистоту и ненависть и пытаемся постичь великую науку любви, стараемся подключиться к току Божественной любви, стать ее проводниками в мире. И еще один момент есть в испрашивании прощения… Я должен осознать, что я виноват. Я должен осознать, в чем я виноват. Я должен осознать, перед кем я виноват, проанализировать свою жизнь с точки зрения себя не как прекрасного «светлого Ангела», но как больного тяжелой инфекционной болезнью греха существа, которое своей болезнью заразило и этот мир, других людей, а теперь пытается все исправить и вопиет к Богу об исправлении причиненного зла. Оно понимает (ведь так научил Господь наш Иисус Христос!), что болезнь гордости, болезнь зла исцеляется «таблеточкой» любви и добра. И если я сам в себе «переключу тумблер» воли в сторону этих добродетелей, то исправлюсь не только я, но и окружающий меня мир, потому что стану генератором-проводником Божественной любви. Вот откуда высказывание преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи». Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан) когда то написал о том, что конец света придет, когда чаша людских грехов переполнится. И ее может переполнить в любую секунду сделанный мною или тобою, дорогой брат или сестра, грех.

http://pravoslavie.ru/101366.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010