Дети, играющие во взрослые игры… Так и мы играли в Иисуса, в Троицу, в Церковь. Того, на чем стоит настоящая Церковь, «фундамента» Христа, «свай» таинств («Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его», Притч.9:1 ), у нас не было. Слова Христа: «кому уподоблю род сей?» относились к нам. «Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» ( Мф.11:16–17 ). Протестанты это капризные дети, готовые без умолку говорить о любви, о Боге, милосердии и никого не желающие слушать, тем более думать. Библию изучаем поверхностно, только то, что обеспечивает покой и уверенность в своем спасении, вроде меня, который в свои детские годы эгоистично выковыривал изюм из принесенной мамой булки, оставляя ей доедать то, что мне не было по вкусу. Я знаком с одним душевным, очень хорошим человеком, который, не имея никакого музыкального опыта, горел неугасимым желанием самому научиться играть на фортепиано «Лунную сонату» Бетховена. Не знаю, как он этого добился, но у него это получилось. И когда в компании он садился за инструмент, исполняя известную мелодию, вокруг восхищенно шептались о его музыкальном таланте, не подозревая, что кроме этого произведения он ничего более не умеет. Для человека, не искушенного в духовой жизни, протестантские «пианисты» являются большим авторитетом, демонстрируя свои познания в Слове, Которого они в принципе не знают. Молитвы Святым Протестанты не признают молитв святым отцам, хотя Писание, которое сектанты провозглашают столпом своей веры и призывают к безоговорочному его исполнению, дает нам наглядный пример обратного. Евангелие рассказывает случай, произошедший при участии Господа нашего Иисуса Христа, о праведном сотнике, который счел себя недостойным посещения своего дома Богом. «Потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе», говорит он, чем удивляет Христа, своею верою, которую Иисус не нашел у Своего народа, к которому Он пришел в первую очередь.

http://azbyka.ru/way/plavanie-po-volnam-...

Если мы живем так, как будто поем песнь Богу, – жизнь как песнь, это очень важно, – тогда мы устоим на стеклянном море, которые смешано с огнем, тогда мы сможем преодолеть идеологию зверя, сможем преодолеть искушение его образа, сможем отвергнуть его начертание, число его имени. Если именно две песни будут звучать в жизни нашей. Это лучшая форма прославления Бога. К тому же у нас не просто две песни, у нас еще и гусли хорошие. Мы имеем хорошее музыкальное сопровождение. К Библии надо иметь хорошее сопровождение – это истолкование святых Отцов. Согласитесь, легче петь, когда музыка звучит правильно, не фальшиво. И понять Библию мы сможем, если у нас есть инструмент, который помогает нам это сделать. Самостоятельно изучать Библию очень трудно, практически невозможно, а когда мы разбираем Священное Писание по истолкованию святых Отцов, то мы имеем соборное в?идение Божественного Откровения. Мы совмещаем Священное Предание со Священным Писанием. В том смысле, что мы с помощью Священного Предания устанавливаем канон Священного Писания, а с помощью Писания мы устанавливаем святость Священного Предания. Если кто-то начинает что-то нам доказывать, но это не соответствует Библии, мы говорим: – Нет, это не Православие. Извините. Это красиво, это интересно, но это не Православие. Потому что Православие должно основываться на Божественном Откровении. И они поют: «велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» ( Откр.15:3–4 ). «Песнь Моисея» была сложена тогда, когда евреи выходили из Египта. За ними погнались египтяне на колесницах, они решили их убить в пустыне, и евреям некуда было бежать, перед ними было Чермное море. Сейчас оно называется Красное море, в Египте. И Моисей помолился, и море расступилось и стало стеною с одной стороны и стеною с другой стороны. И пророк Божий Моисей вел народ еврейский посреди моря. И они шли, и море стояло двумя стенами справа и слева. И они вышли на Синайский полуостров, а египтяне в своем дерзновении бросились их догонять. Но когда народ Божий вышел из моря, волны сомкнулись над египтянами, и они стали тонуть. А на израильтян напал Амалик, амаликитяне, язычники, которые жили на Синайском полуострове, израильтяне над ними одержали победу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор 13:1–3). Что получится, если перевести портрет христианина без любви в позитив? Есть подвижник, отец Икс-ий, богатый духовными дарами: ему подвластен дар говорения языками, он прозорлив и в точности предрекает грядущие события; истины богословия и тайны веры он исследовал в совершенстве не только умозрительно, но вера и ревность в Боге его так сильна, что он способен творить чудеса, доступные только древним святым и пророкам. Наконец, он — пример для верных в делах любви: всё своё имущество он без остатка отдал нищим, и пламенное стремление к Богу подвигло его на мученическую смерть, которую он перенёс с достоинством истинного исповедника. Чем не житиё святого? И Апостол, тем не менее, такого столпа сравнивает с не очень почтенным музыкальным инструментом. Пользование ближним не приносит пользы. Подвижник остаётся нулём по меркам Евангелия, если его движение вперёд не есть движение любви. Он подобен легендарному Ахиллесу, который, несмотря на свою легендарность и непобедимую доблесть, никак не догонит кроткую и дурашливую черепаху, которой и невдомёк, кого она обгоняет. Важно также обратить внимание, что в своём гимне Павел чётко различает любовь к ближнему и дела любви. Социальная активность не есть свидетельство внутреннего пробуждения любви к людям, не есть мерило или эквивалент бескорыстного интереса к ним. Апостол указал на возможность подмен любви “справа”, когда естественная человеческая аскеза, эротический пуританизм платоновского типа выдаёт себя за подлинник Евангельской любви. Относительно же блаженного Августина мне кажется, что его слова — предостережение от подмен “слева”. В одном из своих крупных трактатов Святитель пишет о том, что любовь (caritas) часто путают с вожделением (cupiditas): “когда любят творение само по себе, тогда это вожделение. И тогда оно не помогает тому, кто им пользуется, но вредит наслаждающемуся им”(10).

http://pravmir.ru/ecce-homo/

Житие праведного царя Давида Святой царь и пророк Давид происходил из колена Иудина. Отец его Иессей был одним из старейшин города Вифлеема и имел восемь сыновей, из которых Давид был младшим. Когда Давид достиг отроческого возраста, отец поручил ему пасти свои стада. Уединенно жил отрок среди стад, оберегая родительское достояние, когда приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то Давид гнался за ними и отнимал добычу; когда зверь бросался на него, то Давид брал его за космы, поражал и умерщвлял. Господь хранил отрока, ибо он был благочестив и не любил праздности, он устроил себе музыкальный инструмент со струнами и в часы досуга упражнялся в пении и игре на этом инструменте. Данную от Бога способность к этому искусству Давид обратил на службу Богу, на прославление Его святого имени; непрестанно пребывая в богомыслии, отрок, бряцая на струнах, воспевал премудрость и благость Отца Небесного, являемые во всем создании Божием и в жизни человеческой. В то время царем израильским был Саул. Некоторыми своими поступками он обнаружил непокорность повелениям Господним и показал, что свои собственные силы и желания он ставил выше воли и милости Царя царствующих. Тогда Господь повелел пророку Самуилу объявить Саулу: — За то, что ты отверг слово Господне, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем. Вскоре после того Господь послал Самуила к Иессею вифлеемлянину, — ибо «между сыновьями его Я усмотрел себе царя», — сказал Господь. Прибыв в Вифлеем, пророк приказал старейшинам города приготовиться, чтобы принести жертву Богу Израилеву, пригласив к сему и Иессея с сыновьями. Когда пришли дети Иессея. Самуил, увидав старшего из них Елиана подумал, что он избранник Божий, но Господь сказал пророку: — Не смотри на вид его и на высоту роста его, Я отринул его. Я смотрю не так, как смотрит человек: ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце. И ни об одном из бывших с Иессеем семи сыновей Самуил не получил откровения, тогда он спросил Иессея, все ли дети его здесь. Старец ответил, что есть еще один сын, который пасет овец; пророк приказал послать за отроком. Когда пришел Давид, Господь сказал Самуилу:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

«И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле» ( Откр. 5, 7 ). Теперь и Христос вместе с Богом Отцом управляет всем миром. Он имеет всю власть над вселенной и власть открывать тайны Бога людям. Он берет из правой руки Бога книгу, и это значит, что Господь будет осуществлять все дела Божии, в Его власти и будущий Суд над людьми. «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Откр. 5:8 ). Они падают перед Христом, и в руках у них десятиструнные кифары, потому что праведники строго соблюдали десять заповедей, представляющие собой некую гармонию. Например, царь Давид наслаждался заповедями, получая от них эстетическое удовольствие, для него это определенный лад, определенная мелодия. А блаженный Августин , объясняя, почему в наших храмах мы не играем на музыкальных инструментах, говорит, что у нас лучшие музыкальные инструменты – это сердца, на которых должны быть натянуты десять струн, и Святой Дух должен играть на них. Итак, у них в руках золотые чаши, клубящиеся фимиамом – так и в христианских храмах клубится фимиам как знак наших молитв, которые поддерживают нас. Каждение – не замена молитв, а их символ. Четыре животных и двадцать четыре старца падают ниц с этими молитвами на устах, обращенными к Агнцу Божиему – уже не просто к Богу Отцу, а еще и к Агнцу Христу, потому что мы молимся именно всем трем Ипостасям. Три личности – суть Единый Бог: одна сущность, одно Божество, одно могущество, одна власть. Почему говорится, что гусли и золотые чаши «суть молитвы святых»? Потому что святые своими молитвами всегда ходатайствуют перед Творцом за весь мир, их молитвами мир стоит. Причем, они молятся не вместо нас, а вместе с нами. Молитва святого, которого человек просит о помощи, возносит слабые молитвы людей, как на крыльях, к престолу Божиему. Именно поэтому Православная Церковь и призывает святых на молитву. Почему чаши золотые? Потому что в молитвах святых нет ничего тленного.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И призвали Ревекку, и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду» ( Быт.25:57–58 ). Древние Евреи ограничивались при сватовстве только устным договором, подтвержденным клятвою ( Иез.16:8 ; Мал.2:14 ); но впоследствии начали заключать договор письменно: «И взял свиток, нарисовал договор и запечатал» ( Тов.7:13 ). Обыкновенно, после обручения, день брака откладывался на 12 месяцев. После обручения жених и невеста могли свободно видеться; Иаков, напр., жил в одном доме с невестою 7 лет. Когда наступал день брака, невеста надевала на себя лучшие уборы. О свадебном наряде невесты дают понятие следующие слова пророка Иезекииля: «И надел на тебя узорчатое платье и обул тебя в сафьянные сандалии, и опоясал тебя виссоном, и покрыл тебя шелковым покрывалом. И нарядил тебя в наряды, и положил на руки твои запястья и на шею твою ожерелье. И дал тебе кольцо на твой нос и серьги к ушам твоим, и на голову твою прекрасный венец» ( Иез.16:10–13 ). Окруженная родственниками и подругами, невеста ждала заката солнца. Жених, также одевшийся в лучшие платья и увенчанный ( Ис.61:10 ; Песн.3:2 ) и окруженный сверстниками, приходил вечером в дом своего тестя. Прежде чем оставить родительский дом, невеста получала благословение своих родителей и приличные наставления: «И, благословив их, отпустил и сказал: да благопоспешит вам Бог небесный... Потом сказал дочери своей: почитай своего свекра и свекровь: теперь они – родители твои; желаю слышать добрый слух о тебе» ( Тов.10:11–12 ; Быт.24:60 ). Сопровождаемые родными и друзьями при свете факелов и звуках тимпана и других музыкальных инструментов, с пением, жених и невеста шли в дом жениха, где их точно также торжественно встречали. В доме жениха их ожидал пир ( Иер.7:34; 16:9; 25:10 ; 1Мак.9:37–39 ; Мф.25 ). Родные и друзья высказывали молодым различные пожелания счастья: «Сестра наша! Да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих» ( Быт.24:60 ). Брачное торжество продолжалось 7 дней за девицею ( Быт.29:37 ; Суд.14:12 ) и три дня за вдовою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

« И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына. Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак [сын его] отнят был от груди » ( Быт. 21:7–8 ). То есть через два года, как это на востоке принято, это установленная дата. И если ваши невестки вас будут спрашивать: «До какого времени кормить-то?» Говорите: «До двух лет!» Потому что до двух лет кормить надо. Не теряйтесь, всегда опирайтесь на Писание во всем (см.: 1Пет. 4:1 ). Для нас важны именно бытовые подробности, потому что мы говорим о семейной жизни ветхозаветных патриархов. А сейчас стараются побыстрее избавиться от кормления грудью, заменить материнское молоко всякими жидкостями почти химического происхождения – это опасно для детей. До двух лет кормить ребенка – это хорошо. И вот это событие отмечалось, это был праздник. И далее мы видим проблему: « И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки 189 , которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком] » ( Быт. 21:9 ). «Когда Писание говорит «насмехается», оно имеет в виду иной скрытый смысл. Ибо под «насмехается» подразумевается, что Измаил бил Исаака. Сарра же, увидев это, разгневалась и поэтому сказала Аврааму: выгони эту рабыню, и прочее» 190 . Измаил смеется над Исааком! Почему же он смеется? Измаилу исполнилось 14-ть лет, когда рождается Исаак, и он себя считает первым наследником! С точки зрения устного права он прав: он – первенец Авраама, он первый ребенок, он старший. А Исаак – младший. И Сарра видит, как сын рабыни превозносится, насмехается над Исааком. Кстати, вот это слово «насмехается», «забавляется» – по-еврейски мецахек – это очень сложное слово. Оно может обозначать идолопоклонство, в библейских текстах оно используется по отношению к тем, кто в насмешку единому Богу поклонялся разным богам, играл пред идолами на музыкальных инструментах (см.: Быт 4:21 ). Оно обозначает убийство – помните, две группы молодых людей стояли на поле боя, а воины зрелые не хотели вступать в битву? И они предложили: «пусть встанут юноши и поиграют пред нами» ( 2Цар. 2:14 ) – они там, юноши, мечами пронзили друг друга и упали мертвые с той, и с другой стороны. Там тоже используется это слово мецахек, как описывающее проявление агрессии – то есть «поиграли они с этими ножичками», а это же убийство!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Иез. 33 :28. И сделаю землю пустынею, и погибнет гордое могущество ея, и опустеют горы Израилевы, ибо не будет проходящаго. Иез. 33 :29. И узнают, что Я-Господь, и сделаю землю пустынею и опустеет за все мерзости их, какия они совершали. Иез. 33 :30. Сын человеческий! сыны народа твоего разговаривают о тебе у стен и в воротах дворов, и говорят каждый ближнему своему 874 и каждый брату своему Так: „соберемся, и послушаем исходящее из уст 875 Господних“. Иез. 33 :31. И приходят к тебе, как сходится народ 876 , и сидит народ Мой пред тобою, и слушают слова твои, но не исполняют их, ибо ложь в устах их и по следам скверн их 877 ходит сердце их, Иез. 33 :32. И ты для них, как голос музыкального инструмента, благозвучного и гармоничного и будут слушать слова твои, но не будут исполнять их. Иез. 33 :33. Но когда придет 878 , тогда скажут: „вот пришло“, и узнают, что был пророк среди них. Глава 34 Иез. 34 :1. И было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 34 :2. Сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи 879 пастырям: так говорит Господь Бог: Иез. 34 :3. Горе пастырям Израилевым! ужели пастыри пасут самих себя? не овец-ли пасут пастыри? вот вы едите молоко, и волною одеваетесь, и тучных (животных) закалаете, а овец Моих не пасете: Иез. 34 :4. Изнемогающей не поднимаете, и больной не врачуете, израненной не перевязываете, заблудшей не возвращаете, и погибшей не ищете, а сильную обременяете трудом и правите ими властью и с презрением 880 . Иез. 34 :5. И разсеялись овцы Мои, так как не имели пастырей, и сделались пищею всем зверям полевым. Иез. 34 :6. И разсеялись овцы Мои по всем горам, и (блуждают) 881 по всем холмам высоким, и по 882 лицу всей земли разсеялись овцы Мои, и не было ни ищущаго, ни возвращающого (их). Иез. 34 :7. Посему, пастыри, выслушайте слово Господне. Иез. 34 :8. Живу Я, говорит Господь Бог: так как стада 883 Мои преданы 884 на расхищение, и овцы Мои стали пищею всем зверям полевым, ибо нет пастырей и пастыри не искали овец Моих, но пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли,

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

«из зерцалъ»), а не с (с изображениями). Затем остальные слова русского перевода «изящные, украшающие вход скинии собрания», в книге Царств переводятся, несмотря на тождество соответствующих им еврейских, совсем иначе, именно: «собиравшимися у входа в скинию собрания», и это потому, что переводчик, по примеру Clemens’a, смешал между собой два глагола цава () собираться, затем переносно – воинствовать, откуда Саваоф (Господь воинств) и цава () украшать. Правильный перевод должен быть сделан так: сделал он умывальник медный из зеркал женщин, собиравшихся ко входу скинии собрания, или (толпившихся) осаждавших вход скинии собрания. Цель, с которой собирались эти женщины, указывается в древних переводах и парафразах с должной ясностью; по Онкелосу они сходились к скинии из разных мест для молитвы, по LXX и по славянскому – для поста, т. е. вообще для всякого рода благочестивых упражнений. Таким образом, это были те же, что у нас – поклонницы, богомолки, временные посетительницы скинии, а не постоянные служительницы скинии, составлявшие особый институт девственниц. По свидетельству св. Кирилла Александрийского , у Египтян был такой обычай, что женщины при посещении храмов облекались в льняную одежду, в левой руке несли зеркало, а в правой систр, т. е. музыкальный инструмент вроде гремушки или бубна (или трещетки) 269 . Возможно, что этот обычай усвоен был и еврейскими женщинами, и тогда понятно, почему медный умывальник был сделан из зеркал поклонниц. Зеркала в древности, как без сомнения известно, приготовлялись из полированного металла. Как бы то ни было, но во всяком случае очевидно, что зеркала не могли быть принадлежностью смиренных и целомудренных служительниц скинии, если бы таковые действительно существовали, потому что зеркало в древности было одним из редких предметов роскоши. Благочестивые путешествия женщин к скинии продолжались и во времена Судей и эти-то женщины-поклонницы подвергались оскорблениям со стороны беззаконных и бесстыдных священников – сыновей Илия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Иначе оно и не могло попасть в список священных книг. Написана Книга Иова на чистом еврейском языке. Позже первоначальную запись об Иове евреи нашли при завоевании Вассана и переписали ее в сборник, вроде «книги Праведного», упомянутого в Книге Иисуса Навина (см. Нав. 10:13). Возможно, что царь Соломон обработал ее в настоящем виде, потому что в книге Иова есть много сходства с другими книгами Соломона — Притчами и Екклесиастом. Иов упоминается в нескольких книгах Священного Писания как великий праведник. Так, например, в книге пророка Иезекииля Иов ставится наравне с патриархом Ноем и пророком Даниилом (см. Иез. 14:14-20). Апостол Иаков приводит Иова в качестве примера терпения: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слушали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:11). Во время своей болезни Иов высказал важное предсказание об Искупителе и о предстоящем воскресении мертвых: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, а не глаза другого и увидят Его» (Иов 19:25-27).    Без преувеличения можно сказать, что для христианина Псалтирь является самой драгоценной книгой Ветхого Завета. Псалтирь — это книга молитв на все случаи: в скорби, в чувстве безысходности или боязни, бедствиях, в слезах покаяния и в радости после полученного утешения, в потребности благодарения и для вознесения чистой хвалы Творцу. Святой Амвросий Медиоланский пишет: «Во всем Писании дышит благодать Божия, но в сладкой песни псалмов она дышит преимущественно». Свое название Псалтирь получила от греческого слова «псало», что значит «играть на струнах». Царь Давид первый начал сопровождать пение составленных им боговдохновенных молитв игрой на музыкальном инструменте, именуемом «псалтырион», похожем на арфу. У евреев Книга Псалмов называется «Тегиллим», что значит «хваление». Псалтирь, слагаясь в течение восьми столетий — от Моисея (1500 лет до Р.Х.) до Ездры и Неемии (400 лет до Р.Х.), содержит 150 псалмов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010