Не ради жертв и музыки Бог повелел совершать жертвоприношения и играть на музыкальных инструментах, но снисходя к слабости иудеев. Исаия об этом сказал «Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу... Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя... И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои... ваши руки полны крови» (Ис. 1:10—11, 14—15). Поэтому изначально Бог не хотел заповедовать иудеям приносить жертвы.    Но когда больной в горячке просит холодной воды и грозит, что если не дадут ему, то он повесится или бросится в реку, — врач, желая предотвратить большее зло и избавить больного от преждевременной кончины, позволит ему меньшее зло. Так же и Бог поступил: Он видел, что иудеи беснуются и готовы удавиться, требуя жертвоприношений, и если не разрешить им жертвы, то они готовы поклониться идолам — а многие уже поклонились. И тогда Бог повелел им совершать жертвоприношения, только что не говоря: «Раз вы, будучи в исступлении, хотите приносить жертвы, то приносите их Мне». Это очевидно, потому что повеление о жертвоприношениях было дано иудеям после того, как они устроили празднование лукавым бесам.    Впрочем, Бог, хотя и повелел, но не вполне позволил — Он мудрой уловкой отвратил иудеев от жертвоприношений. Врач, которого мы привели в пример, попустив немного желанию больного, прикажет принести чашку из своего дома и лишь из нее разрешит больному пить холодную воду, а потом тайно прикажет разбить эту чашку, чтобы ненавязчиво и без укоров отвратить больного от вредного ему желания. Так и Бог поступил: Он повелел совершать жертвоприношения только в Иерусалиме, а потом, после недолгого времени жертвоприношений, Он низверг Иерусалим. Как врач, который разбил чашку и тем искусно отвратил больного от холодного питья, — так же и Бог разрушением города отвратил сопротивляющихся иудеев от жертвоприношений. Если бы не так хотел устроить Бог, зачем Он, Вездесущий и все наполняющий, повелел приносить жертвы в одном городе?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А в таком виде аналогия между музыкантом и его музыкальным инструментом, с одной стороны, и телом и душою, с другой, является точным выражением православно-христианской истины, раскрытой уже отчасти и в приведенных ранее местах Священного Писания ( Еккл.9:5, 10 ; Ин.9:4 ), то есть той истины, что с прекращением земной жизни «для свободной, самой в себе живущей души должны быть другие условия жизни» 35 , причем, однако, то индивидуально-нравственное содержание, которое было приобретено ею (душою) в ее совместной жизни с телом в момент смерти навсегда закрепляется за нею 36 . Против же мнения психопанихитов о сноподобном состоянии душ после смерти и данные психологии, на которые ссылаются иногда сторонники психопанихитских воззрений. Мы имеем в виду факт так называемого двойственного состояния, когда душа человека, как бы освобождаясь от уз тела, уже по сю сторону жизни делается способною к созерцанию и пониманию того, что недоступно человеку в его естественном состоянии. Как на выдающийся по своей убедительности пример такого состояния можно указать на заявление апостола Павла ( 2Кор.12:2–4 ) о своем особенном состоянии: «знаю человека во Христе, который, – говорит о себе апостол, – назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». Таким образом, Апостол уже в этой жизни предвкусил или «антиципировал то состояние» 37 , которое ожидает праведных по смерти. Подобного рода фактами двойственного состояния, которые знает и изучает современная психология 38 и которые знали и выдвигали на вид еще отцы Церкви при выяснении взаимоотношения души и тела 39 , совершенно отрицается абсолютная зависимость духовной жизни от телесной, зависимость, которая с такою настойчивостью отстаивается психопанихитами. Как расходящаяся с идеею человека, выразившеюся, как мы заметили, в творческом акте, и как неоправдываемая данными Откровения, логики и психологии, на которых думают обосновать свое заблуждение психопанихиты, мысль о сноподобном состоянии душ умерших совершенно теряет всякую точку опоры, утрачивает свой смысл и ценность и вынуждает нас поэтому выставить на вид иное, более согласующееся с данными Откровения и здравого смысла, воззрение на состояние душ с момента смерти до всеобщего воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

А если и сужу Я, то суд Мой истинен — Иисус не судит так, как судят Его противники, Его суд иной. Потому что Я не один, но Я и Отец — раввинистический трактат Пирке Авот (4:8) приписывает рабби Ишмаэлю (конец II в. по Р. Х.) слова “Не суди один — ибо никто не вправе судить один, кроме Единого”. Согласно Иоанну, по воле Отца суд равно принадлежит Отцу и Сыну (и Святому Духу, см. 16:8,11). Сын есть Свет миру, и с Его приходом мир делится надвое — на тех, кто возлюбил, и на тех, кто возненавидел Свет (3:20–21). А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно — Втор 17:6; 19:15. Я Сам свидетельствую — букв. ‘Я есмь Свидетельствующий’, причём перед словом “Свидетельствующий” стоит определённый артикль, то есть “Я — именно Тот, Кто может свидетельствовать”. Ср. Ис 43:10: А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал. Где Твой Отец? — как это часто происходит в четвёртом Евангелии, слушатели воспринимают только буквальный смысл слов Иисуса. В отличие от просьбы Филиппа в 14:8 (Покажи нам Отца), здесь не только непонимание, но и нежелание понимать. Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего — не знают Отца, потому что не знают Иисуса, судя о Нём по плоти. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего — ср. 1:18; 14:7,9. Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме — букв. ‘в сокровищнице’, ср. Мк 12:41,43. У Иосифа Флавия (Иудейская война 5:200) “сокровищницами” называются укреплённые помещения в храме, в которых хранились ценности; ясно, что внутри этих помещений заниматься публичной проповедью было невозможно. В храме также были расположены тринадцать устройств в виде расширяющихся книзу труб для сбора пожертвований, которые назывались “шофарами” ввиду сходства с рогом-шофаром (ритуальным музыкальным инструментом). На каждом из них было написано, на какие цели пойдут оставляемые в нём пожертвования. Где именно эти устройства находились, в точности неизвестно, но обычно предполагают, что во Дворе женщин, основываясь на некоторых замечаниях в раввинистической литературе и на эпизоде с лептой вдовы у Марка 12:41–42.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

«Благословите, солнце и луна, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, звезды небесные, Господа, пойте и превозносите Его во веки» ( Дан.3:62–63 ). Орбиты планет расположены так, что их движение действительно образуют музыку. Иоганн Кеплер еще в XVII в, сделал очень интересную вещь – он перевёл движение орбит планет на музыкальный ряд, и получилась очень красивая музыка. Это произведение исполняли на клавесине, хотя его можно играть на разных инструментах. Записи этого произведения сейчас есть в интернете, и любой желающий может их прослушать. 207. Что сейчас находится на месте некогда величественного города Вавилона? Болото! Как и было предсказано Богом через пророков Исаию и Иеремию. «И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены – в увеселительных домах» ( Ис.13:19–22 ). Его неоднократно пытались восстановить, но всякий раз безуспешно. Последняя такая неудачная попытка принадлежала Саддаму Хусейну. Им была даже утверждена целая программа «восстановление Вавилона», и которая щедро финансировалась за счёт нефтяных денег. Но Саддам Хусейн пошел против воли Бога, попытался изменить, таким образом, предсказание пророков, и у него получилось не совсем то, чего он хотел. Не надо никогда заповеди Божии нарушать, и пытаться идти против пророчеств. Саддам Хусейн этого не понял. И ему Бог популярно объяснил руками американцев. Перед нами классический пример современного Навуходоносора, который возгордившись низко пал и поплатился за это своей жизнью. 208. Почему никто из языческих мудрецов не смог растолковать царю Валтасару загадочную надпись на стене? «И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его» ( Дан.5:8 ). Мы здесь сталкиваемся с тем, что всякая мудрость оккультная, тайная и чародейская – она ничего не может сделать, когда соприкасается с тайной Бога, когда сталкивается с силой Бога Всемогущего. Не могли объяснить значение, потому что не могли прочитать. А почему не могли прочитать? На этот счет есть разные версии. Потому что в принципе текст был написан на еврейском языке, который был отличен от сирийского. И не могли прочитать, потому что там было написано особым священным языком, который не был известен Вавилону. И главное, они не могли передать содержание, потому что содержание является таким, что оно проявляется в сокровенной тайне Божией, которую не могут знать те люди, которые служат тьме. Вот также и произошло с халдеями, обаятелями и гадателями – они не могут прочитать слово Бога. Они не могут его изъяснить – это не в их силах.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Бог раскрывает Себя в музыке. Очевидно, Бог любит музыку, ибо во время сотворения мира Он образовал хоры ангелов «при общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божии восклицали от радости» ( Иов 38:7 ). А в Его святом присутствии ангелы неизменно славят Его пением tersanctus, трисвятого «свят, свят, свят»; Отк. 4:8 ; Ис. 6:3 ). Кроме того, ангелы, окружив престол Божий, поют «громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» ( Отк. 5:12 ). Сестра Моисея Мариам воспела во главе торжествующих израильтян песнь, славящую Господа, Который перевёл их через Чермное море ( Исх. 15 ). Давид, «славный псалмопевец Израилев», собрал для храма Божьего хор и написал множество песней (псалмов) для исполнения при богослужениях. Павел призывает верующих исполняться Духом, «назидая самих себя псалмами и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ( Еф. 5:19 ). Новые истины о природе Бога узнаём мы благодаря человеческому голосу, этому созданному Богом музыкальному инструменту. Даже иудейский первосвященник входил в Святое-святых в одеянии с золотыми позвонками ( Исх. 28:33–35 ). А псалмопевец наставляет хвалить Бога со звуком трубным, на псалтири и гуслях, с тимпаном и ликами, на струнах и органе, на звучных кимвалах ( Пс. 150:3–5 ). На небесах ангелы трубят в трубы ( Отк. 8:2 ), а иные играют на гуслях ( Отк. 14:2 ). Музыка тоже есть дар Божий и отражение Бога. Как и всё остальное в творении, это проявления Его величия. Итак, даже вне частного откровения Бога в Писании, Он раскрывает Себя через общее откровение в природе. Общее откровение и частное откровение. Хотя Библия является единственным написанным откровением Бога (см. Библия: свидетельства истинности), это не единственное Его откровение. Бог говорит нам больше того, что записано в Библии. Его общее откровение в природе, сущности человека, в истории, искусстве и музыке открывает богатейшие возможности для углублённого познания. Данное соотношение описывается следующей таблицей:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, музыка сначала предстает в негативном свете: «не оставайся долго с певицею (μετ ψαλλοσης, cum psaltrice), чтобы не плениться искусством ее» (9. 4), поскольку женщины легкого поведения, вероятно, играли на струнных инструментах (глагол ψλλω имеет это значение). Но в гл. 32 автор воздает музыке самую высокую похвалу, чем где-либо еще в Библии: «...и не возбраняй музыки. Когда слушают, не размножай разговора и безвременно не мудрствуй. Что рубиновая печать в золотом украшении, то благозвучие музыки в пиру за вином; что смарагдовая печать в золотой оправе, то мелодия музыки за вкусным вином» (Септуагинта: 32. 3b-6; Вульгата, синодальный перевод: 32. 5б-8). В греч. тексте здесь употреблен термин μουσικ (мн. ч.), в латинском - musica, без уточнения вида музыки. В др. месте (40. 20-21) автор книги пишет, что «вино и музыка веселят сердце» и «авлос и псалтерион делают приятным пение», однако он предпочитает «любовь к мудрости» и «приятный язык» (т. е. речь). В описании одежды Аарона автор следует за кн. Исход и упоминает золотые позвонки (45. 9; Вульгата, синодальный перевод: 45. 11; κδωνες, tintinnabuli), т. е. маленькие колокольчики или бубенцы. О Давиде сказано, что он «поставил пред жертвенником музыкантов (ψαλτδος), чтобы звучанием их услаждать песнопение (ξ χος ατν γλυκανειν μλη)» (47. 9; Вульгата, синодальный перевод: 47. 11). Судя по корню ψαλ-, автор мог иметь в виду исполнителей на струнных; в то же время следует учитывать приведенный выше анализ термина «псалом». В лат. тексте музыканты названы «cantores», что может означать также певцов; в Вульгате, как и в Септуагинте, имеются в виду не голоса, а звучание (in sono), производимое музыкантами. Т. о., вопрос о том, подразумевается ли здесь вокальная или инструментальная музыка или оба ее вида, остается открытым. В основанном на Числ 10 описании, как «сыны Аароновы... трубили коваными трубами» (50. 16; синодальный перевод: 50. 18), под словом σλπιγξιν подразумевают   Книги Маккавейские

http://pravenc.ru/text/2564322.html

В современном греческом тексте этого канона (и исходящем из него славянском послениконовском) конец ирмоса и тропарей 8-й песни имеет отличие: «препрославленный отцев и наш Боже, благословен еси». Но в других канонах прп. Козмы и более поздних песнописцев мы такого окончания не встречаем. Любовь к Богу, сопротивляясь бесстыдной ярости и огню, орошала огонь и смеялась над яростью, звучанием боговдохновенной разумной трехголосой лиры святых споря с музыкальными инструментами среди пламени. Препрославленный Боже отцов наших, Ты благословен! Тропарь 1. Богоделанныя скрижали Моисей, писанныя божественым Духом, яростию сокрушь. Но сего Владыка Рождьшую невреждену в небесныя сохрань домы, ныне внутрь всели. С Нею, играюще, вопием Христови: препрославленыи отец наших Боже, благословен еси. Здесь прп. Козма продолжает созерцание ветхозаветных прообразований Пресвятой Девы. В шестой песни он уже именовал Богородицу «Скрижалью богописанной». Теперь же он вводит контраст между прообразом и его исполнением. Библейская книга «Исход» повествует, что, когда Моисей сорок дней и сорок ночей пребывал в беседе с Богом на горе Синайской, его соплеменники, оставшиеся без твердого руководства пророка, заставили Аарона сделать им идола для поклонения. «Они… сделали себе литого тельца, и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! " " (Исход, 32, 8). Когда сошедший с вершины Моисей увидел идола и совершаемый в его честь праздник с плясками, «он воспламенился гневом, и бросил из рук своих скрижали (на которых Божия сила чудесно начертала слова заповедей – С. С.) , и разбил их под горою» (Исход, 32, 19). Но это – прообраз, «тень истины», и он сам показывает в себе свое несовершенство, свое временное и преходящее назначение. Истинная же и совершенная Скрижаль Слова Божия – Приснодева Мария – по благодати Божией, была и остается непричастной какого-либо греховного осквернения. Она ни в чем не уклонилась от воли Бога, и Он сохранил Ее девственной в рождении, а в смерти избавил тело Пречистой от тления и вселил в небесные обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

В старинном ритуале, приуроченном к такому случаю, всегда, кроме хора, принимали участие и священнические трубы. Именно они возвещали народу о новом владыке. Так, когда царем становился Соломон, обряд помазания проводил священник Садок, а весь народ выполнял роль статистов: «И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон!» ( 3Цар.1:39 ). А уж потом началось веселье, где народу отводилась главная роль: он провожал свиту Соломона, распевал песни и играл на музыкальных инструментах (Там же, 1:40). Когда по повелению Елисея был тайно помазан на царство сын Иосафата Ииуй, то, чтобы закрепить свершившийся переворот и придать ему видимость законности, «затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй!» ( 4Цар.9:13 ). После удачно осуществленного священником Иодаем заговора с целью возведения на престол Иоаса процедура коронации также не обошлась без труб: «...и вот, царь стоит на возвышении своем при входе, и князья и трубы подле царя, и весь народ земли веселится, и трубят трубами, и певцы с инструментами музыкальными и искусные в славословии» (2 Паралипоменон 23:13). Но сейчас, когда в окружении народа и учеников Он шел по Иерусалиму, трубы молчали. И напрасно народ ожидал, что вот-вот к его песнопению добавится звучание труб, которое стало бы подтверждением того, что не только простые люди уверовали в Мессию, но и там в храме, где в своем окружении находится первосвященник Иосиф Каиафа, также признали в Иисусе Мессию. Но трубы молчали. Он знал, что они будут все время молчать. Но Ему не нужны были трубы. Ему не требовалась никакая власть, а тем более мирская. Он нес нечто иное, несравненно превосходящее возможности любого земного владыки. Он возвещал те нравственные устои, которые способны были спасти человечество от многочисленных бед и в земной, и в той, другой жизни. А трубы здесь ни к чему. Пусть ими забавляются властолюбцы. В это время Он услышал новые слова, нанизанные на ту же старую мелодию псалма:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ведь когда человек, его мысль, дух, чувство приходит к некой полноте, он становится для других «малой тайной». И еще: его смиренное присутствие приносит нам радость, мы рады нашему общению. Свящ. Петр Зуев 2 Евр. сэ ´ла с ударением на первом слоге). Общепризнано, что перед нами какая-то музыкальная или литургическая помета встречающаяся в Псалтири 71 раз и в Кн. Пророка Аввакума 3 раза); но ее значение до сих пор не выяснено. Во всяком случае, она лишний раз напоминает, что речь идет о тексте, предназначенном не просто к чтению глазами, но к проговориванию и выпеванию. 3 Предположительно музыкальный термин. Остается вопрос: есть ли это название музыкального инструмента или обозначение мелодии? 5 По другому возможному пониманию, принятому, например, М. Бубером и А. Шураки – «спаси нас, Господи, Царь»; в таком случае речь идет о царском достоинстве Самого Бога. 8 Глагол каари′ допускает различные понимания («связали» и др.); традиционное «пронзили», находящееся в согласии и с версией Септуагинты ( ρυξαν, букв, «прокопали», ср. ц.-слав. «ископаша руце мои»), относится к числу вполне возможных. 9 Эти слова уже с времен начального христианства особенно непосредственно соотносились с участью Христа на Голгофе. Ср. Ио. 19, 23–24: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части [...]; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании» – следует цитата из Псалма. Надо сказать, что из двух лексем, употребленных в тексте Псалма, первая ( бэ′гэд) обозначает скорее верхнюю одежду (в переводе Септуагинты μτια «плащи»), и в таком случае вторая ( леву′ш) может относиться именно к хитону, т. е. к рубахе. Поздневизантийский толкователь говорит в этой связи: «.. Заметь точность пророчества. Пророк сказал не о том только, что они разделили, но и о том, что не разделили. Прочие одежды они разделили на части, а хитон – нет, (о дело о нем предоставили жребию». (Св. Евангелие от Иоанна с толкованием блаж. Феофилакта, архиепископа Болгарского, Московское подворье Троицкой Сергиевой Лавры, 1996, с. 675).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Возрадуется и Господь о них: и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой (Ис. 62:5). Будут видеть Бога Отца своего лицем к лицу (1 Кор. 13:12) и узрят Его как Он есть (1 Ин. 3:2). Будет и Бог на них смотреть, как Отец чадолюбивый на возлюбленных сынов Своих. Будут видеть Христа, Сына Божия, искупившего их Кровью Своею. Будут видеть в божественной славе Его, Которому здесь смирением, любовью и терпением последовали, как Сам Он об этом молился: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне (Ин. 17:24). Исполнятся всяких даров, утешения, радости и сладости Духа Святого, как живого и животворящего источника. Будут иметь дружбу со святыми Ангелами и с ними вместе во веки веков восхвалять Господа. Тогда будут славно и весело в радости духа торжествовать над смертью, адом и дьяволом: Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа? (1 Кор. 15:55). Будут петь пресладкую песнь: «Аллилуия! Возрадуемся и возвеселимся и воздадим славу Ему!» Тому слава, честь и благодарение да будет и от нас, недостойных, ныне, и присно, и во веки веков, аминь! О Боже Отче, Сыне Божий Единородный, и Святый Душе, Триипостасный Боже, Творче, Спасителю и Промыслителю мой, немерцающий Свете, неложная Истино, Любы вечная, Благосте бесконечная, непостижимое Всемогущество, непостижимая Мудросте, всегда сущая Вечносте, Начало безначальное, Сило вся действующая, Животе всех живущих! Живи мя, просвети мя и вразуми мя, да узрю любовь и благость Твою, которую Ты явил роду человеческому. Аминь! notes Примечания 1 Лик – собрание поющих и пляшущих, а также сама песнь, сопровождаемая пляской. Тимпан – музыкальный инструмент наподобие бубна (прим. ред.) 2 В псалмах: 5:7,15-16; 9:26-32; 11:3-5; 35:2-5, 36:12, 14, 21, 32, 35; 49:16-21; 51:3-6; 58:2-4, 8, 13; 63:4-7; 72:6, 7, 11; 93:5-7; 139:2-6, и в прочих. В апостольских посланиях: Рим 1:21-32; 1 Кор 6:9-10; 2 Кор 12:27; Гал 5:19-21; Еф 5:3-5; Фил 3:18-19; Кол 3:5, 8; 1 Тим 1:9-10; 2 Тим 3:2-7; Тит 1:10,16; Откр 21:8; 22:15 и в прочих местах. 3

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010