Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИПОВСКИЕ династия иконописцев из г. Романова-Борисоглебска (совр. г. Тутаев Ярославской обл.), представители к-рой работали в XVIII - 1-й пол. XIX в. А. принадлежало большое и разнообразное собрание графических иконных образцов (в наст. время хранится в ГИМ, приобретено у супруги С. Т. Большакова Е. М. Большаковой), включавшее листы с работ мастеров Оружейной палаты Московского Кремля, переводы из Сийского иконописного подлинника. Основатель династии Федор Михеев Агапов-Архиповский (1746 - после 1805?) (в наст. время работы неизвестны) внес наиболее значительный вклад в собирание иконных образцов; сохранилось ок. 200 подписных листов посл. четв. XVII в.- 1805? г., в т. ч. образцы с икон ц. св. прор. Илии в Ярославле, с местных чудотворных Казанской и Феодоровской икон Божией Матери, листы житийного цикла Богородицы, подборка житийных клейм икон св. Илии Пророка, неск. образов рус. святых: «Блгв. кн. Даниил Московский», «Свт. Никита Новгородский», «Свт. Алексий Московский» и др. Старший сын Федора Василий Архиповский (1779-1844) работал по заказам от Нерехты до Пошехонья; известен по подписям на неск. листах собрания, в частности воспроизводящим редкую местную иконографию «Спас Борисоглебский», ряд изображений Акафиста Богородицы и Благовещения, икон св. Иоанна Предтечи. В наследии иконописца Максима Федорова Архиповского (1784-1845; в нек-рых документах именуется также Агаповым), брата Василия, сохранились многофигурные композиции (иконный образец «Седмица»), листы с единоличными образами святых; кроме того, он является автором ряда иконописных произведений, напр. списка с чудотворной Югской иконы Божией Матери , находившегося в кафедральном соборе г. Рыбинска (не сохранился), по свидетельству Д. А. Ровинского , «образ писан очень мелко, с богатой золотой прописью». По заказам романовских купцов выполнил в 1824 г. для П. А. Горбунова икону «Сщмч. Афиноген, еп. Пидахфойский, в житии» (ГРМ), в 1833 г. для А. И. Трутнева образ «Прп. Исаакий Далматский, в житии» (Музей-квартира П. Д. Корина). Подписных образцов младших А. не более 80. Очевидно, при жизни отца семья работала единой артелью, т. к. встречаются листы с надписью: «Иконописцев Архиповских»; впосл. образцы были поделены между братьями, о чем свидетельствуют надписи на листе «Спас Смоленский»: «Сей образец Федора Михеева»; «Сей рисунок Василия Архиповскова, верно доставшийся после родителя своего Федора Архиповскова точно также по разделу». Судя по иконографии и строгой каноничности образцов собрания, А. являлись старообрядцами.

http://pravenc.ru/text/76544.html

«Знамение» Новгородская икона Божией Матери. Сер. XII в. (собор Св. Софии в Вел. Новгороде) Икона (размер 59×52,7 см), двухсторонняя, укреплена на древке, является выносной. На лицевой стороне изображена по пояс Богоматерь с воздетыми руками, на Ее груди медальон с образом Христа Еммануила. На полях иконы - ростовые фигуры святых Георгия, Иакова Перского, Петра Афонского и Онуфрия (Макария Египетского?). На оборотной стороне в молении перед благословляющим обеими руками Спасителем, изображенным в сегменте, представлено 2 святых. В поздней записи на иконе имелись надписи с именами ап. Петра и мц. Наталии. Древние надписи не сохранились, однако анализ иконографии позволил предположить, что это изображения праведных Иоакима и Анны. В XVI в. икона была поновлена, возможно лично архиеп. Макарием (впосл. митрополит Московский). От первоначальной живописи древнего образа на лицевой стороне сохранились фрагменты синего мафория и платья Богоматери, а также фрагменты медальона, окружающего образ Богомладенца. Изображения на оборотной стороне относятся к первоначальной живописи. Один из ранних списков Новгородской иконы - икона XII в. с мученицей на обороте (ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина). Многочисленные списки относятся к XVI в. (ГТГ, ЦАК МДА). Поясное изображение Оранты с медальоном встречается на печатях Киевских митрополитов Никифора I (1104-1121) и Михаила (1131-1147), Новгородских епископов ( Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси. М., 1970. Т. 1). В XV-XVI вв. изображения «Знамения» часто помещались на иконах избранных святых. Лит.: Тихомиров П. И., свящ. Сказание о новгородской чудотв. св. иконе Знамение Божией Матери. Новгород, 18722; Поселянин Е. Богоматерь. С. 730; Кондаков. Иконография Богоматери. 1915. Т. 2. С. 193-196; Frolow A. Le «Znamenie» de Novgorod//RES. 1949. Vol. 24. P. 67-81; Vol. 25. P. 45-72; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода XV в. М., 1982; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Нек-рые вопросы Богородичной иконографии XII в.//ДРИ: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 288-310.

http://pravenc.ru/text/199925.html

1. Антропологическая основа. Осознание человеком двойственности своей природы сопровождает и воодушевляет подвижника. Суждения о двойственности человеческой природы дают развитие общим положениям об А. у святителей Григория Нисского (De inst. Christ.), Григория Богослова, прп. аввы Исаии и др. Ведь «подлинно, все мы узники плоти, и Божественная частица примешана в нас к худшему»,- говорит свт. Григорий Богослов (Carmina I 2. 10). «Как земля, привязан я к здешней жизни, как частица Божественного, ношу на груди любовь к жизни будущей» (Carmina I 1. 8). Мысль о двойственности человеческой природы как причине А. у прп. Антония Великого и прп. Макария Великого Египетского связана с выражением противоречия или раздвоенности человеческой природы в сознании и жизни человека. По мнению прп. Антония, началом, выражающим раздвоенность природы в сознании и жизни человека, служит чувство стыда, а прп. Макарий считал таковым чувство смятения души. Прп. Антоний Великий. Икона-таблетка. Новгород. Кон. XV — нач. XVI в. (Музей-квартира П. Д. Корина). Фрагмент Прп. Антоний Великий. Икона-таблетка. Новгород. Кон. XV — нач. XVI в. (Музей-квартира П. Д. Корина). Фрагмент Душа, или дух, есть часть человека, но не человек в своей цельности, «совершенный человек есть соединение и союз души, получающей Духа Отца, с плотию, которая создана по образу Божию» (Iren. Adv. haer. V 6. 1); не только душа христианина становится «причастной Божеского естества» (Macar. Aeg. Hom. Spiritual. 44. 9), но и тело и душа «соделались домом Божиим» (Ibid. 30. 7). «Разве не знаете, что вы - храм Божий»,- говорит, обращаясь к Коринфянам, ап. Павел (1 Кор 3. 16) и к Фессалоникийцам: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес 5. 23). Христос воспринял на Себя цельного человека, с душой и телом, почему и спасение сообщается цельному человеку, а не отдельной его части (Greg. Nyss. Contr. Eun. II), «ибо, если бы плоть не имела спастись, то и Слово Божие не стало бы плотью» (Iren. Adv. haer. V 14. 1). Приобщение тела христианина «вечной жизни» является не реальным фактом, но ожидаемой целью. И если полнота вечной жизни может быть достигнута христианином по воскресении, то в виде «залога» она может, должна, быть осуществлена каждым еще в земной жизни (Зарин. С. 58-63).

http://pravenc.ru/text/76618.html

Двусторонняя богоматерь «Знамение» (XIII век, Музей-квартира П.Д. Корина). На оборотной стороне изображение мученицы Иулиании Торжественные, почти царственные одеяния Богородицы напоминают нам о Ее особом месте среди человеческого рода после того, как Она смиренно приняла волю Божью. «И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1:47-48). Икона «Богоматерь Оранта. Великая Панагия (Всесвятая)» (XIII век, Государственная Третьяковская галерея) Кажется, что от иконы, на которой Божья Матерь изображена в полный рост, исходит золотое свечение. Золотой фон, золотые лучи ассиста на одеянии Богородицы, а золото, как известно, в иконе – не цвет, а свет, причем свет Божественный. И этот свет еще более подчеркивает таинственность, величие и надмирность изображаемого момента. В «Ярославской Оранте», как еще принято называть эту икону, подчеркивается и литургическое звучание изображаемого: Младенец Христос благословляет верующих как архиерей, двумя руками, ангелы в верхних углах изображены в епископских омофорах с крестами, «коврик (или облако) под ногами – это орлец, используемый обычно в архиерейском богослужении. Присутствие этой детали указывает на космичность служения Богородицы, которая предстоит Богу за весь род человеческий» То есть Богоматерь мыслится как символ Церкви. Она соединяет Собой Церковь Небесную, где Она пребывает, и земную, Своими молитвами заступаясь за людей. Церковное мироустройство в иконе собора на Красной площади Со временем, как это происходит в иконе в целом, иконы Божьей Матери «Знамение» становятся более декоративными, смысловая, богословски наполненная и при этом лаконичная изобразительная система уходит в прошлое. Появляется стремление передать объем, то есть говорить о Горнем мире языком мира профанного, ввести много деталей. Богоматерь «Знамение» с избранными святыми (XVIII век, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)

http://pravmir.ru/creative/znamenie-kogd...

Музей на основе коллекций М., открытый 25 дек. 1920 г., состоял из художественного, исторического и краеведческого отделов (последний с 1923). Коллекции М. в 20-х гг. XX в. были дополнены предметами из московских музеев и подмосковных дворянских усадеб, документами и вещами из ризниц Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы и серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мон-рей. В Серпуховском гос. историко-художественном музее (СГИХМ) сохраняются документы из личного архива М. Иконы из коллекции М., попавшие в 1924 г. в ГМФ, поступили частью в Антирелигиозный музей искусств в бывш. Донской иконы Божией Матери московском монастыре , частью в хранилище ГИМ в бывш. Новодевичьем московском в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыре , нек-рые были переданы в ГТГ и ГРМ. В ГТГ находятся 5 небольших 2-сторонних икон кон. XV в. из собрания молельни М., известных как «софийские таблетки» или «софийские святцы». Там же хранится ранее входившее в эту же коллекцию визант. распятие посл. трети XIV в. Икона новгородской школы «Богоматерь Иерусалимская» нач. XVI в. из мараевского собрания в 1934 г. поступила в ГРМ. Неск. икон из молельни М. остались у ее дочери Анны, впосл. их приобрел художник и коллекционер древнерус. живописи П. Д. Корин . В Музее-квартире Корина в Москве хранятся происходящие из собраний М. 2 «софийские таблетки» кон. XV в., «Богоматерь Владимирская» и «Деисус поясной, на трех досках» московской школы, складень двухстворчатый строгановских писем нач. XVII в., написанный, по преданию, на доске от гроба Московского митр. св. Петра. Несколько древних икон остались в коллекции СГИХМ, в частности образ «Троица ветхозаветная» новгородской школы 2-й пол. XVI в. В этом же музее хранятся и многочисленные произведения светской живописи из собрания М.: картины рус. художников XVIII-XIX вв. и западноевропейских мастеров XVI-XVIII вв., итал. мраморная скульптура, предметы прикладного искусства, книги. В 1998-1999 гг. потомки М. передали в ГИМ нек-рые ее личные вещи: старообрядческие четки-лестовки, предметы одежды, коллекцию тканых поясов.

http://pravenc.ru/text/2561948.html

Почитание христ. царей (цариц) сложилось в правосл. Церкви в эпоху Вселенских Соборов, гл. обр. в К-польском Патриархате, историческая судьба к-рого была тесно связана с Византийской империей. В церковном почитании визант. государей «находит выражение теократический идеал царского служения» ( Федотов Г. П. С. 90). Сам статус правосл. императора, «поставленного от Бога епископа внешних дел Церкви» (выражение св. Константина I Великого - Euseb. Vita Const. IV 24), при условии нееретичества и праведности лица, занимавшего этот пост, свидетельствовал о «благоверии» государя. В этом была причина народного почтения к императору, оформившегося в особый вид церковного почитания с усвоением императору именования Б. Однако особое положение вовсе не означало непременной святости государя. Св. имп. Феодора со свитой. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в. Св. имп. Феодора со свитой. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в. Св. князья Глеб, Владимир, Борис и кнг. Ольга. Икона. Нач. XVII в. Иконописец Никифор Савин (Музей-квартира П. Д. Корина) Первоначальная история Болгарской и Чешской Церквей также тесно связана с деяниями царей и князей, среди к-рых в лике Б. прославлены: мч. Воин , кн. болг. († ок. 830, пам. 28 марта); равноап. кн. Борис-Михаил , креститель Болгарии († 907, пам. 2 мая); Петр , царь болг. († 967, пам. 30 янв.); мц. Людмила , кнг. чеш. († 927, пам. 16 сент.); Вячеслав (Вацлав) , кн. чеш. († 936, пам. 28 сент.). Тесные династические узы связывают святых Б. князей, деспотов, царей и королей Сербии, многие из к-рых почитаются в др. ликах, напр.: мч. Иоанн-Владимир († 1016, пам. 22 мая); супруги прп. Симеон Мироточивый (в миру жупан Стефан Неманя; † ок. 1199, пам. 13 февр.) и прп. Анастасия (в миру Анна; ок. 1200, пам. серб. 22 июня); монах Симон (в миру кор. Стефан Первовенчанный, сын Стефана Немани; † 1224, пам. серб. 24 сент.), король Владислав (сын Стефана Первовенчанного; † 1239, пам. 24 сент.), прп. Давид (в миру Димитрий, племянник Стефана Первовенчанного; XIII в., пам. серб. 24 сент.) и др.

http://pravenc.ru/text/149259.html

Сегодня обитель больше напоминает отличный музей, а сестры пока являются его хранительницами. — Есть огромное желание восстановить ту деятельность, какая была в обители при прмц. Елисавете, — вздыхает нынешняя начальница Обители Наталья Молибога. — Но сейчас другое время, другие условия, не все, что могла позволить себе она, можем позволить себе мы. Храмы и музей При Елизавете Федоровне в обители были построены два храма. Первый храм, больничный во имя святых жен Марфы и Марии, освящен 9 сентября 1909 года. В 1912 году был освящен Покровский собор, построенный архитектором А. Щусевым. Расписывать храм Елизавета Федоровна пригласила художника Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина (последний был женат на ее бывшей воспитаннице), и известного скульптора Сергея Коненкова. В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в подземную усыпальницу — ее расписывал Павел Корин на сюжет «Путь праведников ко Господу». В этой усыпальнице завещала себя похоронить Елисавета Федоровна, что не было исполнено в связи с обстоятельствами революционного времени: ее мощи, обретенные белогвардейцами, были вывезены через Шанхай в Святую Землю и захоронены в основанном Елизаветой Федоровной и ее супругом Вел. князем Сергеем Александровичем храме св. равноап. Марии Магдалины в Гефсимании. Возрождение Марфо-Мариинской обители началось в 1992 году. Однако ключи от Покровского храма были возвращены Церкви Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени И.Э. Грабаря лишь в конце 2006 года. В 2008 году была завершена реконструкция архитектурного комплекса обители: храмов, общежития сестер милосердия, воскресной школы с квартирой священника, ограды, сторожки и часовни, домика садовника, павильона в парке, гаража и хозяйственного навеса. Особенного внимания стоят восстановленные покои Великой княгини Елизаветы Федоровны, где теперь располагается музей обители и где можно увидеть личные вещи, рисунки и письма прмц. Елисаветы, а также уникальные фотографии начала XX века. (В музей можно попасть в любой воскресный день после Литургии или в будни по предварительной записи по телефону: (495) 951-04-70). По письмам Елизаветы Федоровны можно сделать вывод, что она собиралась принять постриг к концу жизни, но удалось ли ей это сделать – неизвестно. «Она прославлена как преподобная по существующей сейчас практике канонизировать в этом чине всех святых, приносивших обет безбрачия, вне зависимости от того, был ли монашеский постриг», — поясняет член Синодальной комиссии по канонизации, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» игумен Дамаскин Орловский

http://pravmir.ru/marfo-mariinskaya-obit...

Обе указанные службы помещены в печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ (Минея (МП). Декабрь. Ч. 1. С. 226-246; 247-275), причем служба, написанная Иоанном, помещена на 2-м месте. Совр. Типикон (Т. 1. С. 308) предписывает совершать А. С. шестеричную службу (см. Знаки праздников месяцеслова ). Н. В. Рамазанова Иконография Иконография А. С. начала складываться в посл. четв. XVI в. Иконописные подлинники описывают облик святого следующим образом: «Сед, плешив, лицем скуд, брада разсохата, пять космочков, аки Антония Печерскаго поуже, риза преподобническа, испод празелень з белилом» (РНБ. Погод. 1931. Л. 75, 7 дек.; 2-я четв. XIX в.). Над гробницей А. С. находилось его оглавное изображение XVI в., прорись к-рого вместе с рядом поясных и ростовых изображений XVII в. помещена в Сийском лицевом подлиннике ( Покровский. С. 184). Сохранилось лицевое житие А. С. 1648 г. (ГИМ. Щук. 107/750, в 40), пожертвованное в Сийский мон-рь игум. Феодосием, в рукописи 153 миниатюры. Известно, что игум. Феодосий был иконописцем, предположительно он является автором миниатюр жития ( Кукушкина. Монастырские б-ки. С. 108-109). На покрове 1661 г. (АОКМ), вкладе И. Д. Милославского; московской иконе 1668 г. работы иконописца В. О. Кондакова-Усольца (Музей-квартира П. Д. Корина); пелене кон. XVII в. (АОКМ) из ризницы Троицкого собора Сийского мон-ря преподобный представлен прямолично, в рост, с благословляющей десницей и свитком в руке, вверху образ Св. Троицы. В 1659 г. Кондаков-Усолец написал образ А. С. в житии, к-рый поместили около раки с мощами святого. На 2 сохранившихся житийных иконах сер.- 2-й пол. XVII в. (ГМЗК, АМИИ) в среднике преподобный представлен в молении Св. Троице; вокруг 20 клейм с сюжетами его жития. В составе клейм первой иконы: основание обители на р. Емце, основание Св.-Троицкого мон-ря, А. С. поселяется в келье у оз. Падун, преставление А. С., его погребение; в последнем клейме изображен составитель жития А. С. с раскрытой книгой в руках (на листе надпись: «жытие»). Ист.: Устав церковный. М., 1610. Л. 448; Устав церковных обрядов, совершавшихся в московском Успенском соборе//РИБ. СПб., 1876. Т. 3. С. 39; Описание о российских святых. С. 156-157; Пономарев А. И. Памятники древнерус. церк.-учительной литературы. СПб., 1896. Вып. 2: Славяно-русский Пролог. Ч. 1. Сент.-дек. С. 65-67; Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 29-179.

http://pravenc.ru/text/116108.html

Перевод на слав. язык пространного жития Е. В., написанного Кириллом Скифопольским, был выполнен, вероятнее всего, еще в X в. в Болгарии. По мнению Д. Е. Афиногенова, он мог быть сделан в Киево-Печерском мон-ре ( Афиногенов. С. 28). В любом случае на Руси памятник получил известность не позднее XI в.- им пользовался прп. Нестор при написании Жития прп. Феодосия Печерского (СККДР. Вып. 1. С. 275). Текст широко распространился в слав. рукописной традиции XIV-XVII вв. (включен, в частности, в ВМЧ митр. Макария и позднейшие комплекты Четьих-Миней) и позднее - в старообрядческой. Старшие рус. пергаменные списки РНБ. Погод. 71б (дефектный) и ГИМ. Чуд. 20 датируются 2-й пол. XIV в. ( Творогов. С. 207-208). Старший серб. список (в составе Торжественника минейного ГИМ. Хлуд. 195) относится к посл. четв. XIV в. Прп. Евфимий Великий. Фрагмент иконы «Преподобные Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный». XV-XVI вв. (ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина) Прп. Евфимий Великий. Фрагмент иконы «Преподобные Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный». XV-XVI вв. (ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина) В состав ВМЧ включена также Похвала Е. В. и прп. Савве Освященному, написанная Кириллом Скифопольским, греч. прототип к-рой не обнаружен. Она помещена в ВМЧ под 20 янв. (день памяти Е. В.) и под 5 дек. (день памяти Саввы Освященного) (ВМЧ. Дек. Дни 1-5. Стб. 552-578). Дублирование этого сочинения в ВМЧ косвенно свидетельствует о том, что на Русь оно попало не в составе Четьих-Миней, т. к. в противном случае имело бы точную календарную фиксацию ( Афиногенов. С. 28). Возможно, эта Похвала была написана к забытому впосл. местному празднованию общего дня памяти Е. В. и прп. Саввы (Там же. С. 27). По всей видимости, прекращение совместного празднования связано с разорением лавры Саввы Освященного в 614 г. Афиногенов высказал предположение о существовании корпуса сочинений Кирилла Скифопольского, в к-рый входили Жития прп. Саввы и Е. В., Похвала этим святым и, возможно, Житие прп. Иоанна Молчальника, еп. Колонийского (Там же. С. 28).

http://pravenc.ru/text/187761.html

В XI в. на основе схемы 3-го обретения главы И. П. начала складываться иконография 1-го и 2-го обретения. Первыми памятниками были миниатюры, иллюстрирующие Житие И. П. по Симеону Метафрасту, текст к-рого завершался описанием 1-го и 2-го обретения главы И. П. Изображение 2 людей, выкапывающих главу из земли, совмещалось с «Рождеством св. Иоанна Предтечи» или с «Усекновением главы св. Иоанна Предтечи» в Минологиях (ГИМ. Син. греч. 9, 1063 г.; Alexandr. Patr. 35 (303). Fol. 155v, XI в.; Paris. gr. 1528. Fol. 216, XII в.; Ath. Dionys. 50. Fol. 283v, XII-XIV вв.). Иконография 1-го и 2-го обретения первоначально представляла собой собирательный образ событий, вероятно, в связи с тем, что церковное празднование 1-му и 2-му обретению совершалось в один день. Так, на фреске в крипте в Севастии Палестинской (ок. 1185) показаны двое юношей, выкапывающих святыню, а слева представлены 2 персонажа в монашеских одеждах. Сцена лишена надписей, поясняющих, какое из первых 2 обретений имелось в виду. В клейме синайской иконы «Св. Иоанн Предтеча, с житием в 15 клеймах» (нач. XIII в.) глава И. П. лежит на земле, вокруг 3 человека в длинных монашеских одеждах держат зажженные свечи и благоговейно взирают на главу; вертикальный столп света нисходит на святыню из небесного сегмента. Под 24 февр. в настенном календаре храма в мон-ре Козия в Румынии (XIV в.) представлено изображение 2 монахов, выкапывающих святыню из пещеры с помощью лопаты и кирки ( Walter. 1980. С. 72). В эпоху позднего средневековья собирательные образы обретений обычно использовались в кратких циклах Жития И. П., в к-рые включалось единственное клеймо с изображением обретения. Использовалась схема, известная по фрескам храма в мон-ре Козия: 2 монаха выкапывают кирками из пещеры главу (либо один из них, опустившись на колени, берет чашу с главой): икона-минея за февр. из ц. прп. Димитрия Прилуцкого в Вологде (кон. XVI в.); клеймо иконы «Св. Иоанн Предтеча в молении Христу» из храма Покрова на Рву в Москве (кон. XVI - нач. XVII в.); икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с избранными святыми и 4 сценами жития» (1-я пол. XVII в., ГТГ); клеймо иконы из собрания П. Д. Корина (нач. XVIII в., ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина).

http://pravenc.ru/text/471450.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010