Михаил (Чуб Михаил Андреевич; 1912–1985), архиепископ. В 1950 г. окончил ЛДА. В том же году рукоположен во иерея. Преподавал церковную историю в ЛДС и ЛДА. В 1953 г. хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии. Управлял патриаршими приходами в Финляндии. С 1954 г. епископ Старорусский, викарий Ленинградской епархии. С 1955 г. Вяземский, викарий Смоленской епархии. С 1955 г. Смоленский. С 1957 г. Берлинский и Германский. С 1959 г. Ижевский и Удмуртский. С 1961 г. Тамбовский и Мичуринский. С 1962 г. Ставропольский и Бакинский. С 1965 г. архиепископ. С 1968 г. архиепископ Воронежский и Липецкий. С 1972 г. Вологодский и Великоустюжский. С 1974 г. Тамбовский и Мичуринский. Михаил Александрович (1878–1918), Великий князь. Младший брат Николая II, генерал-адъютант Свиты императора, член Государственного совета. В 1899–1904 гг., до рождения Цесаревича Алексея Николаевича, наследник престола. Отказался от престола после отречения Императора Николая I. По постановлению Совнаркома в марте 1918 г. был выслан из Гатчины в Пермь. В ночь с 12 на 13 июня 1918 г. вместе с личным секретарем Н. Н. Джонсоном вывезен чекистами из города и убит. Мориц Саксонский (1696–1750), маршал Франции, граф. Участвовал в войнах за польское (1733–1735) и австрийское (1740–1748) наследства. С 1745 г. главнокомандующий французской армией в военных действиях против англо-голландских войск. Одержал ряд побед. Мост Иоганн (1846–1906), деятель левосектантского анархистского течения в германской социал-демократии. Мстислав (Волонсевич Димитрий Иванович; 1906–1978), епископ. С 1938 г. наместник Яблочинского Онуфриевского монастыря в сане игумена. В 1944 г. при отступлении немецких войск был насильственно вывезен на принудительные работы в Германию. После освобождения, в 1946 г., состоял в клире Русской Православной Церкви за границей. В ноябре 1953 г., после принесения покаяния, воссоединился с Московской Патриархией и назначен настоятелем русского православного храма-памятника в г. Лейпциге. В июне 1955 г. переведен в Киево-Печерскую лавру. В 1956 г. хиротонисан во епископа Великолуцкого и Торопецкого. С 1957 г. епископ Свердловский и Ирбитский. С февраля 1958 г. Омский и Тюменский. С 1965 г. архиепископ Горьковский и Арзамасский. С 1966 г. на покое. С 1967 г. архиепископ Кировский и Слободской. С 1978 г. на покое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В июне 1950 г. командирован в Берлин для ознакомления с церковной жизнью Германской епархии. По результатам поездки Б. и прот. В. Д. Шпиллер подготовили Патриарху Алексию I доклад, в к-ром ставились вопросы о необходимости активизации церковной жизни в Зап. Германии и о переустройстве епархии. 26 сент. 1950 г. Б. был назначен епископом Берлинским и Германским. Его предшественник на этой кафедре архиеп. Сергий (Королёв) вернул в лоно РПЦ мн. рус. эмигрантов. Этот процесс продолжался и при Б. 25 окт. 1953 г. с РПЦ воссоединился бывш. настоятель общины Русской православной Церкви за границей в Берлине архим. Мстислав (Волонсевич ; впосл. архиепископ). Б. принимал меры по восстановлению и ремонту правосл. храмов в ГДР и Зап. Берлине, в т. ч. Воскресенского кафедрального собора, кладбищенского храма святых равноап. Константина и Елены в Тегеле, епархиальных домов в Потсдаме и Берлине. В архиерейском доме в Берлине с апр. 1951 г. действовал домовый храм во имя прп. Сергия Радонежского. По инициативе Б. 1 янв. 1952 г. в Германии начал издаваться ежемесячный ж. «Голос Православия» (тираж 500 экз.), редакционную коллегию к-рого возглавил епископ. При архиерейском доме была организована демонстрация советских патриотических кинофильмов. Правосл. Германская епархия во главе с Б. была зарегистрирована в ГДР как единственная представительница Русской Церкви. В окт. 1951 г. Б. был возведен в сан архиепископа и назначен временно исполняющим обязанности экзарха Московской Патриархии в Зап. Европе. Борис (Вик), митр. Херсонский. Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. Борис (Вик), митр. Херсонский. Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. С июля по окт. 1954 г. Б. управлял Ярославской епархией. В окт. того же года назначен Патриаршим экзархом Сев. и Юж. Америки, архиепископом Алеутским и Североамериканским, одновременно ему поручили управление Краснодарской епархией. 27 дек. награжден правом ношения креста на клобуке, к-рый получил в дар от патриарха Алексия I. 31 дек. 1954 г. архиепископ прибыл в США с целью совершить поездку по епархии, посетил множество приходов в различных городах страны, 27 февр.

http://pravenc.ru/text/153151.html

Были у Зарубежной Церкви и кадровые потери. Так, архиепископ Александр (Иноземцев) был исключен из РПЦЗ за сослужение с представителями «Украинской автокефальной церкви». В 1948 г., незадолго до смерти, архиепископ Александр образовал «Польскую Зарубежную Церковь ». 590 Особенностью этого периода, а также дальнейших десятилетий стало усиление влияния на церковные дела протоиерея Георгия Граббе. Этот церковный деятель, еще будучи мирянином, оказывал некоторое влияние на митрополита Антония (Храповицкого) . При митрополите Анастасии и особенно в послевоенные годы положение отца Георгия еще больше укрепилось. Связано это было с тем, что состав епископата РПЦЗ практически обновился за счет иерархов, ранее митрополиту Анастасию неизвестных. Протоиерей Г. Граббе, неотлучно пребывавший при митрополите в самые тяжелые годы и верный идеологии РПЦЗ, стал рассматриваться митрополитом как надежнейший человек. Росту доверия способствовала и успешная канцелярская работа отца Георгия. По мере дряхления митрополита влияние на него протоиерея Г. Граббе только увеличивалось. Епископ Митрофан (Зноско-Боровский) в своих мемуарах приводит примеры того, насколько доверял митрополит протоиерею. Доходило до того, что глава РПЦЗ закрывал глаза не только на грубые ошибки о. Георгия, но и на его явные интриги. 591 По свидетельству архимандрита Мстислава (Волонсевича), в Мюнхене протоиерей сблизился с американскими оккупационными властями. Связи с государственными структурами США протоиерей Г. Граббе сохранял и впоследствии. 592 Конец 1940-х гг. был отмечен укреплением Русской Зарубежной Церкви и внутренней стабилизацией. В планах Синода с середины 1940-х гг. был и переезд в Северную Америку. 593 Эти планы осуществились в конце 1950 г., когда Синод переехал в Нью-Йорк. 24 ноября сюда прибыл и сам митрополит Анастасий. 594 Прибытие в США митрополита Анастасия стало настоящим праздником. В тот же день первоиерарху была устроена торжественная встреча в Вознесенском соборе Нью-Йорка. На следующий день торжества продолжились в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. 595

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подводя итог написанному мной об епископах Карловацкой раскольнической группы, отмечу, что на 11 Октября с.г. должен был собраться т.н. «Архиерейский Собор» в Нью-Йорке всех епископов Карловацкой юрисдикции под председательством Митрополита Анастасия. Интересно будет узнать, во что он выльется. У меня есть предположение, что не все там гладко пройдет. Очень возможно, что епископы, не разделяющие карловацкую ориентацию, восстанут против политического зажима карловчан. Тут невольно напрашивается вопрос: как бы ликвидировать эту раскольничью группу, столь тормозящую плодотворное церковное делание? Если произойдут на этом т.н. «Соборе Архиереев» споры и разногласия, то тогда работа в этом направлении значительно облегчится. Со своей стороны, я мог бы, уже утвердившись, под Вашим Архипастырским руководством, приступить к известным мне епископам, как, напр м р, к Архиепископу Пантелеймону, Арх(иепископу) Филофею, Епископу Афанасию, с письменным обращением и призывом возвращаться в Лоно Матери-Церкви, указывая на себя и мое устроившееся положение. Я уверен в достижении благоприятного результата во славу Св[ятой] Церкви и Великой Родины нашей. Со стороны единомышленных мне епископов, получая от них письма, в которых звучит скорбь по Родине и Матери-Церкви, я думаю, что призыв к ним нашел бы с их стороны благоприятный отклик. Все эти мои мысли и соображения я предлагаю Вам, Дорогой Высокопреосвященнейший Владыко, на Ваше Архипастырское благоусмотрение. Испрашивая святых молитв и Архипастырского благословения, остаюсь ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА с любовью, нижайший послушник Архимандрит МСТИСЛАВ Архив ОВЦС. Дело «Русская Зарубежная Церковь ». Папка «1954». Л. 511. Копия, машинопись. 38. Дополнение к докладной записке архимандрита Мстислава (Волонсевича) 1955 г. В октябре прошлого года я писал Докладную записку Высокопреосвященному Архиепископу Борису, в которой привел список особенно рьяных епископов карловацкого раскола, которые доселе упорствуют в расколе и являются вместе с секретарем престарелого Митрополита Анастасия тем вредным «окружением» последнего, который все делает под их диктовку. Таких архиереев-карловчан – 6 человек. Они, правда, между со ой не так уже дружны , но объединяются все в вопросе о мнимой правоте карловаччины, считая только себя носителям и «канонической правды» русской церкви. В этом их вредоносность. Секретарь же М[итрополита] Анастасия прот. Граббе (граф!) – он особенно подчеркивает свой титул в Америке – особенно вредная личность. Интриган и секретный карьерист, под личиной «волчьего» смирения он успел настолько овладеть уже дряхлым М. Анастасием и «окружением» его, что тут никакие увещания не помогут.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

01(14)03.1957 01(14)03.1957 26.07(08.08)1957 Донат Щеголев 26.07(08.08)1957 07(20)02.1958 Мстислав Волонсевич 08(21)02.1958 07(20)04.1958 07(20)04.1958 24.06(07.07)1966 Флавиан Дмитриюк 24.06(07.07)1966 25.09(08.10)1966 10(23)10.1966 26.07(08.08)1980 26.07(08.08)1980 04(17)12.1984 04(17)12.1984 13(26)02.1994 Мелхиседек II Лебедев 13(26)02.1994 06(19)07.1999 06(19)07.1999 1405 Вторая дата – определение на покой с пребыванием в Московском Новоспасском монастыре. Причина определения – отказ признать законность Временного правительства. В 1918 г. Новоспасский монастырь был превращен в тюрьму, и епископ Серафим стал ее первым узником. Скончался в 1921 г. (предположительно – расстрелян). 1407 Архиепископ с 1922 г. Резолюцией Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) от 19.01(01.02)1926 указан (3-м) в числе членов Коллегии, предположенной к учреждению (по силе этой же резолюции) для Высшего Церковного Управления, взамен единоличного возглавления Церкви, установленного Поместным Собором 1917–1918 гг. (Практически осуществлено не было.) Включение Григория (Яцковского) в число членов Коллегии произошло по ошибке: благодаря неведению Патриаршего Местоблюстителя о бесчинствах, творимых уже тогда в Церкви этим иерархом (резолюция писалась митрополитом Петром (Полянским) в Свердловской тюрьме). Архиепископ Григорий (Яцковский) с 09(22)12.1925 отпал от единства церковного, учиняя и возглавив раскол т. н. «Временного Высшего Церковного Совета», названный по его имени «Григорианским». Впоследствии Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) запрещен в священнослужении. Скончался 25.2(10.3)1932 вне общения с Церковью (по ММЛ РПИ – 13(26)4.1932), отпет раскольничим (Григорианским) лжемитрополитом Петром (Холмогорцевым) и погребен у Петропавловского кафедрального собора (бывшая кладбищенская церковь г. Екатеринбурга). 1408 Епископ Шадринский. Первая и вторая даты – определение Св. Синода и Св. Патриарха (РГИА ф. 831, оп. 1, д. 218, л. 280, 326).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прихожане разделились на «карловчан» и «евлогиан». Настоятель храма о. Кирилл в 1942 г. все еще произносил проповеди против «евлогиан» управлением ему было проще: будучи «германофилом» он «подружился с шефом местного гестапо». До войны о. Кирилл служил настоятелем русского прихода в городе Шарлеруа (Бельгия). «В день захвата города Шарлеруа иером[онах] Кирилл (настоятель храма) приветствовал оккупантов, приплясывая на улице. Не скрывая своих германофильских симпатий, о. Кирилл самолично перевел приход в ведение Берлинского архиепископа Серафима, в проповедях неоднократно восторгался Гитлером. Люди перестали ходить в церковь, а в декабре 1940 года попытались открыть новый храм. Тогда о. Кирилл пожаловался оккупационным властям. Прихожан начали просеивать через гестапо. Самых активных " антигитлеровских подстрекателей " отправили в тюрьму. К счастью, в 1942 г. иеромонаха Кирилла перевели в Возможно, что при нем в Лейпциге действительно имели место отлучения от св. Причастия, на которые жаловалось духовенство Храма-памятника Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I в письме 1945 г. После начала войны Германии против России в Лейпциг начали прибывать пленные и «остарбайтеры» из Советского Союза. Численность их в городе за первые 6 месяцев выросла до 3 643 человек. Угнанные в Германию женщины были распределены как слуги в немецких семьях Лейпцига, «на неограниченное время». Первый настоятельХрама-памятника после войны протоиерей Феодор Соловьев в 1942 г. также был увезен на принудительные работы в Германию,второй настоятельХрама-памятника после войны протоиерей Георгий Романович находился в 1940–1941 гг. в лаг ере, настоятельархимандрит Мстислав Волонсевич, согласно его биографии, также находился в 1940–1942 гг. в лаг ере в Германии . На Храм возлагалась новая обязанность: духовная забота о пленных и «остарбайтерах»,живших в сооруженных нацистами лагерях для «восточных» и «иностранных» Отношение к русским пленным и «рабочим» было жестким, посещать русский храм им разрешили не сразу. Многие послабления в отношении к русским произошли в 1943 г. в связи с поражением фашисткой Германии под Сталинградом. Пленные в группах и «рабочие» стали посещать богослужения, крестили в церкви детей или венчались, имели знакомство с прихожанами – хотя последнее было строго запрещено.Прихожане в Лейпциге проявляли участие и оказывали посильную поддержку своим, из «восточных рабочих» и пленных. Известно, что настоятель Храма-памятника о. Кирилл совершал службы у военнопленных уже 25 декабря 1941 г., одну из них – в городе Дессау.

http://sedmitza.ru/lib/text/6864892/

Первое собрание «немецкого» Строительного комитета состоялось 12 августа 1940 г. На нем председательствовал А. Н. Фену, присутствовали священник Е. Ножин, князь С. Н. Романовский и другие члены комитета (Протокол 1, 12 августа 1940 г. (Архив Храма-памятника в Лейпциге). Leipziger Zeitung. 1940. 17. Juli. S. 3. Комитет зарегистрирован в реестре с 2131 16 июля 1940 r.:«Komimee zur Erbauung und Erhaltung der russischen orthodoxen Gedächtniskirche zu Leipzig e.V.». Протокол Строительного Комитетаот 6 января 1939 г. (Архив Храма-памятника в Лейпциге). См. письменные характеристики на членов Строительного комитета, поданные Отделом кадров НСДАП на имя обер-бургомистра Лейпцига 18 августа 1941 г. (Stadtarchiv Leipzig, Kap. 42.0, Nr. 2, Bl. 130). Письмо саксонского чиновника министру церковных дел Германии, и дальнейшую переписку см.: BA, R901/69300, Bl. 228–232. См. письмо митрополита Серафима (Ляде) А. Н. Фену от 23 июля 1942 г. (Архив Храма-памятника в Лейпциге). Родионов А. Частица веры нашей, русской//Трибуна. 2004. 28 декабря. С. 7. Письмо Патриарху Алексию через протопресвитера Н. Колчицкого и протоиерея Ф. Казанского передали 11 октября 1945 г. священник Ф. Соловьев, протоиерей Г. Романович и профессор К. Д. Илич (Православные русские приходы в Германии//Журнал Московской Патриархии. 1945. 12. С. 7–8). См.автобиографии священников в архиве Храма-памятника. Биографию архиепископа Мстислава (Волонсевича) см.: Журнал Московской Патриархии. 1978. 7. С. 14–15. «Храм, наряду с его предназначением памятника, стал также духовным центром для русско-православных христиан в Лейпциге и его следующей окрестности живущим. Особенно много людей посещали богослужения во время Второй мировой войны. Сюда приходили угнанные нацистами " восточные рабочие " , если они могли получить увольнение: они черпали здесь новые силы, новую надежду на освобождение» ( Ein Symbol der Freundschaft. Russische Gedächtniskirche//LVZ. 1963. 23. September). . Шкаровский М. В. Нацистская Германия и православная Церковь. М., 2002. С. 308.

http://sedmitza.ru/lib/text/6864892/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @6036@ Подпись к иллюстрации: Архиепископ Мстислав (Волонсевич) Размер файла: 11.52 Кб Кто разместил: Сергей Юрьевич Дата размещения 19.02.2012 18:06:13 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/6036.html

1814 - 28 нояб. 1827); еп. Моисей (Богданов-Платонов; 28 нояб. 1827 - 24 нояб. 1828); еп. Стефан (Романовский; 24 нояб. 1828 - 1 марта 1841); еп. Иннокентий (Борисов; 8 марта 1841 - 12 янв. 1842); еп. Иринарх (Попов; 12 янв. 1842 - 12 нояб. 1844); еп. Евлампий (Пятницкий; 12 нояб. 1844 - 15 июня 1852); еп. Феогност (Лебедев; 13 июля 1852 - 31 июля 1856); еп. Христофор (Эмаусский; 31 июля 1856 - 17 июня 1866); еп. Павел (Доброхотов; 21 авг. 1866 - 7 июля 1869); еп. Палладий (Раев ; 15 июля 1869 - 13 июня 1873); еп. Феодосий (Шаповаленко; 13 июня 1873 - 22 авг. 1883, в нач. 1883 возведен в сан архиепископа); еп. Израиль (Никулицкий; 25 окт. 1883 - 23 апр. 1894); еп. Антоний (Флоренсов; 30 апр. 1894 - 12 июня 1895); еп. Алексий (Соболев; 12 июня 1895 - 21 апр. 1906); еп. Никон (Рождественский; 25 апр. 1906 - 29 марта 1912); еп. Александр (Трапицын; 16 мая 1912 - 1921); еп. Александр (Надеждин; март 1921 - нояб. 1922); архиеп. Сильвестр (Братановский ; 29 марта 1925 - 1928); архиеп. Амвросий (Смирнов; 28 нояб. 1928 - 10 мая 1931); архиеп. Венедикт (Плотников; 1931 - 16 июня 1933 в. у., 16 июня 1933 - 18 окт. 1933); еп. Стефан (Знамировский; 18 окт. 1933 - окт. 1936); еп. Иоанн (Соколов ; окт. 1936 - 23 мая 1937); еп. Алексий (Сергеев ; 5 июля 1937 - 16 авг. 1937); еп. Георгий (Анисимов ; 1938 - сент. 1940); еп. Иустин (Мальцев; 8 янв. 1945 - нач. 1949); еп. Гавриил (Огородников ; 11 авг. 1949 - 27 июля 1959); Мстислав (Волонсевич ; 27 июля 1959 - 25 мая 1965, с 25 февр. 1965 архиеп.); архиеп. Сергий (Ларин ; 12 мая 1965 - 2 июня 1965 в. у.); еп. Мелхиседек (Лебедев; 17 июня 1965 - 7 окт. 1967); еп. Мефодий (Мензак; 7 окт. 1967 - 13 янв. 1972); архиеп. Павел (Голышев ; 13 янв. 1972 - 11 окт. 1972); архиеп. Михаил (Чуб ; 11 окт. 1972 - 3 сент. 1974); еп. Дамаскин (Бодрый; 3 сент. 1974 - 4 окт. 1979); архиеп. Феодосий (Дикун ; 4 окт. 1979 - 27 дек. 1979); архиеп. Михаил (Мудьюгин ; 27 дек. 1979 - 22 февр. 1993); архиеп. Максимилиан (Лазаренко; 10 апр. 1993 - 30 мая 2014); еп.

http://pravenc.ru/text/155162.html

1922, март-май 1926, 22 сент. 1927 - 24 янв. 1929, с 1924 архиеп.), еп. Яранский, вик. В. е., Сергий (Корнеев; сент. 1922 - нач. 1923, в. у.), еп. Уржумский, вик. В. е., Авраамий (Дернов; с 16 сент. 1923, в. у.), Котельнический еп., вик. В. е., Флавиан (Сорокин; 8 февр. 1924 - 14 дек. 1927, в. у., управлял небольшой частью приходов епархии); Чебоксарский еп. Симеон (Михайлов; 1924 - 8 июня 1927, в. у., в янв.-мае 1926 уклонялся в григорианский раскол), Котельнический еп., вик. В. е., Никифор (Ефимов; 24 янв.- 24 апр. 1929), еп. Стефан (Знамировский; 24 апр. 1929 - май 1930), Нолинский еп., вик. В. е., Георгий (Анисимов; 4 июня - авг. 1930, в. у.), еп. Старорусский, вик. Новгородской епархии, Иоанникий (Сперанский; в авг. 1930 назначен управляющим В. е., отказался от назначения), еп. Яранский, вик. В. е., Серафим (Коровин-Афанасьев-Трофимов; окт. 1930 - февр. 1931, в. у.), Евгений (Зёрнов; управлял В. е. с 22 февр. 1931 с титулом «архиепископ Котельнический», с 13 февр. 1933 по май 1934 архиепископ Вятский и Слободской), Макарий (Звездов; 3 мая 1934 назначен архиепископом Вятским, но в должность не вступил), Воткинский еп. Димитрий (Поспелов; май-июнь 1934, в. у.), архиеп. Киприан (Комаровский; 22 июля 1934 - 5 авг. 1937), Сарапульский архиеп. Алексий (Кузнецов; 20 авг.- дек. 1937, в. у.), с 1938 по кон. 1942 г. кафедра не замещалась, Вениамин (Тихоницкий; 27 дек. 1942 - 2 апр. 1957, с 22 февр. 1945 архиеп.), Вологодский и Череповецкий еп. Гавриил (Огородников; май-сент. 1951, в. у.), еп. Поликарп (Приймак; 19 июля 1957 - 16 нояб. 1962), еп. Иоанн (Иванов; 22 нояб. 1962 - 17 нояб. 1966), еп. Владимир (Котляров; 19 нояб. 1966 - 7 окт. 1967), Мстислав (Волонсевич; 7 окт. 1967 - 2 апр. 1978), Хрисанф (Чепиль; 23 апр. 1978 - 4 янв. 2011, с 9 сент. 1988 архиеп., с 29 февр. 2004 митр.), архиеп. Марк (Тужиков; с 8 окт. 2012 митрополит). А . В . Маштафаров, С . А . Шихов Монастыри Мон-рь в честь Рождества Христова в г. Слободском. Фотография. Кон. XIX в. Мон-рь в честь Рождества Христова в г.

http://pravenc.ru/text/161163.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010