Архим. Мстислав (Волонсевич). Фотография. 1954 г. (Волонсевич Дмитрий Иванович; 12.11.1906, Вильна (с 1918 Вильно, ныне Вильнюс, Литва) - 2.04.1978, Киров), архиеп. Кировский и Слободской. Из семьи служащего. С юности проживал в Польше (с 1922 Виленский край входил в состав Польского гос-ва). В 1926 г. окончил гимназию в Вильно. Поступил на правосл. Богословский фак-т Варшавского ун-та (окончил в 1936). В апр. 1934 г. принял монашеский постриг с именем Мстислав в Почаевской Успенской лавре и был рукоположен во диакона. В февр. 1935 г. рукоположен во иерея. Входил в клир неканонично провозглашенной автокефальной Православной Церкви в Польше. В 1935-1937 гг. настоятель миссионерского прихода в г. Галиче. Галичскую общину образовали в 1934 г. бывш. униаты, перешедшие в Православие. Община не имела своего храма и не была зарегистрирована польск. властями, к-рые выселили ее 1-го священника из города. М. прибыл в Галич в 1935 г. тайно, на санях под соломой, и совершил богослужение под открытым небом. В дальнейшем местные власти требовали от М., чтобы он каждый раз получал разрешение на приезд в Галич. В сент. 1937 г. М. был назначен настоятелем храма вмч. Георгия, единственного православного во Львове. В том же году удостоен в Варшавском ун-те ученой степени магистра богословия. В 1938 г., видимо в связи с передачей польск. властями львовского Георгиевского храма в военное ведомство, М. переехал в Яблочинский Онуфриевский муж. мон-рь. Был возведен в сан игумена, стал помощником настоятеля обители архим. Митрофана (Гутовского; впосл. епископ) в руководстве мон-рем и располагавшимися в обители псаломщицко-диаконскими курсами. В дальнейшем М. был возведен в сан архимандрита. Служил некоторое время на приходе в с. Хыруве Львовского воеводства, затем вернулся в Яблочинский мон-рь. Во время второй мировой войны, в годы нем. оккупации Польши, М. находился при Варшавской митрополии, окормлял приход в г. Жирардуве. В 1944 г. был вывезен на принудительные работы в Германию, где остался после окончания второй мировой войны в брит. зоне оккупации.

http://pravenc.ru/text/2564276.html

Закрыть К 150-летию святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны ей установят первый в Казахстане памятник Интервью с регентом хора Казахстанского Митрополичьего округа, заслуженным деятелем искусств России 02.12.2013 276 Время на чтение 9 минут 6 ноября 2013 года исполнилось 120 лет со дня кончины П.И.Чайковского. 17 ноября в Вознесенском соборе Алма-Аты была совершена Божественная Литургия на его музыку. Об этом рассказал Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Олег Николаевич Овчинников - секретарь Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, регент хора Казахстанского Митрополичьего Округа. Его многолетние церковные труды и творческая деятельность отмечены высокими церковными и государственными наградами. Из беседы с ним вы узнаете историю создания Литургии на музыку Чайковского, о ее исполнении в московском храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, а также о том, на чьи деньги будет возведен первый в Казахстане памятник Великой Матушке. - Олег Николаевич, в этом году исполнилось 25 лет Вашей творческой деятельности. Расскажите, пожалуйста, о своем жизненном пути. - Моя Родина - старинный русский город Вятка. С детства я стал посещать храм, полюбил богослужения, а затем стал петь в хоре Свято-Серафимовского кафедрального собора - единственной тогда церкви в городе. Своим первым духовным наставником считаю приснопамятного архиепископа Кировского и Слободского Мстислава (Волонсевича; + 1978), после преставления которого Вятскую кафедру возглавил епископ Хрисанф (Чепиль). Владыка скончался в 2011 году в сане митрополита Вятского и Слободского. Приснопамятный святитель стал моим духовником на многие годы, от него Господь сподобил меня принять в юном возрасте уроки веры и благочестия. 8 сентября 1988 года архиепископ Кировский и Слободской Хрисанф возложил на меня ответственное послушание регента вновь открытого храма Пресвятой Троицы в Макарье (город Киров). Этот старинный величественный храм был возвращен Церкви трудами протоиерея Александра Могилева (ныне - митрополит Астанайский и Казахстанский). Так началось мое служение Церкви Христовой в качестве регента - руководителя церковного хора.

http://ruskline.ru/analitika/2013/12/03/...

Мстислав (Волонсевич Димитрий Иванович), архп.Горьковский и Арзамасский Родился 12 ноября 1906 года в гор.Вильно. Среднее образование получил там же, а высшее богословское на богословском факультете Варшавского университета, который закончил в 1936 году. В апреле 1934 года принял монашество в Свято-Успенской Почаевской Лавре и на другой день был рукоположен во иеродиакона. В феврале 1935 года рукоположен во иеромонаха и назначен на миссионерский приход в гор.Галиче. В 1937 году сдал экзамен на степень магистра богословия и осенью того же года был назначен настоятелем Георгиевской церкви в г.Львове и помощником благочинного всей Восточной Галиции. С 1936 года в сане игумена – наместник Яблочинского Онуфриевского монастыря и помощник зав.псаломщицко-диаконеких курсов при том же монастыре. Получив сан архимандрита, он служил некоторое время на приходе в с.Гировое на Лемковщине (Прикарпатье), затем был возвращен в Яблочинский монастырь и, наконец, переведен в Варшаву, где состоял при Варшавской митрополии, обслуживая православную общину в гор.Жирардове (под Варшавой). С 1946 года находился в ведении раскольнического Карловацкого Синода и вернулся в юрисдикцию Московской Патриархии 25 ноября 1953 года. После этого он состоял настоятелем русского православного храма-памятника в Лейпциге, а в июне 1955 года был переведен в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру. 4 марта 1956 года хиротонисан во епископа Великолукского и Торопецкого. Хиротония состоялась в Троице-Сергиевой Лавре. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Алексий, митр.Новосибирский Нестор и еп.Сергиепольский Василий. С 8 августа 1957 года – епископ Свердловский и Ирбитский. 21 февраля 1958 года перемещен на Омскую и Тюменскую кафедру. 27 июля 1959 года – епископ Вологодский. 25 февраля 1965 года – архиепископ. 25 мая 1965 года – Архиепископ Горьковский и Арзамасский. Труды: «Возвращение на Родину». «ЖМП» 1954, 9, стр.20–25. Речь при наречении его во епископа. «ЖМП» 1956, 4, стр.5–7. «Мои впечатления«· «ЖМП” 1956, 3, стр.72–73.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛИКОЛУКСКАЯ И НЕВЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ учреждена с наименованием Великолукская и Торопецкая не позднее 1926 г. (до 1 авг. 1927 Вел. Луки являлись центром Великолукского у. Псковской губ., затем, до 3 июня 1929,- центром Великолукского округа Ленинградской обл., позднее входили в состав Западной и Калининской областей, в 1944 г. была образована Великолукская обл.) С 29 мая 1926 г. епархией управлял еп. Макарий (Звёздов) , к-рый 15 сент. следующего года был назначен епископом Муромским. С 29 сент. 1927 г. Великолукскую кафедру занимал еп. Тихон (Рождественский) , 19 марта 1931 г. он был арестован, 12 нояб. осужден на 3 года заключения. 20 июля 1934 г. Великолукским епископом был назначен Серафим (Протопопов) , не вступивший в управление епархией. С 27 мая 1934 по кон. 1934 г. Великолукской епархией временно управлял бывш. Рыбинский еп. Иоанн (Троянский) , назначенный 24 июня 1935 г. и поселившийся в Торопце. В январе 1936 г. еп. Иоанн был переведен на Осташковское вик-ство Калининской епархии, но, видимо, остался в Торопце. 23 июля 1937 г. он был арестован, заключен в тюрьму в Торопце, 4 сент. расстрелян. Сведения о Великолукских епископах в 1936-1946 гг. отсутствуют. Калининские епископы Рафаил (Березин; 29 окт. 1944 - 15 мая 1945) и Арсений (Крылов; 26 авг. 1945 - 17 марта 1950) носили титул «Калининский и Великолукский», в 1947 или в кон. 1946 г. титул был изменен на «Калининский и Кашинский». В 1947 или в кон. 1946 г. на Великолукскую кафедру был назначен еп. Георгий (Садковский) , управлявший епархией до 10 июля 1947 г. Затем кафедру занимали епископы: Максим (Бачинский; 17 июля - 5 окт. 1947), Михаил (Рубинский; 28 февр. 1948 - 31 окт. 1950), Иов (Кресович; кон. 1950 - 20 июля 1951), в 1951-1956 гг. епархией временно управляли Калининские архиереи: архиеп. Алексий (Сергеев ; 20 июля 1951 - 29 июля 1954), еп. Варсонофий (Гриневич; 31 июля 1954 - 8 февр. 1956). 4 марта 1956 г. во епископа Великолукского и Торопецкого был хиротонисан архим. Киево-Печерской лавры Мстислав (Волонсевич) . Постановлением Свящ. Синода от 8 авг. 1957 г. еп. Мстислав был перемещен на Свердловскую и Ирбитскую кафедру, а еп. Свердловский и Ирбитский Донат (Щёголев) - на Великолукскую и Торопецкую. В том же году Великолукская и Торопецкая епархия была упразднена в связи с тем, что Вел. Луки перестали быть областным центром, ее территория вошла в Калининскую (Тверскую) и в Псковскую епархии. Еп. Донат стал викарием Псковской епархии с титулом «Великолукский», 26 дек. был переведен на Балтское вик-ство Одесской епархии.

http://pravenc.ru/text/150137.html

Глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан вознес молитвы о мире и благоденствии Казахстана у святынь Вятской земли 6 июля 2019 г. 15:01 5 июля 2019 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и с доброго согласия митрополита Вятского и Слободского Марка , митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил паломничество к святыням Вятской земли. Вятка — малая Родина митрополита Александра. С 1983 по 1989 год владыка являлся клириком Кировской епархии и помощником архиепископа Кировского и Слободского Хрисанфа (Чепиля ; † 2011) (впоследствии — митрополит Вятский и Слободской), а с 1986 по 1989 год нес послушание секретаря Кировского епархиального управления. Глава Казахстанского митрополичьего округа посетил Серафимовский собор, где поклонился одной из главных святынь Вятской земли — чудотворному списку с явленной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Чтимый образ Царицы Небесной на Вятку привез архиепископ Иона (Баранов) в 1675 году из Успенского-Тихвинского монастыря, где был настоятелем в 1668-1675 годы. Также владыка отслужил заупокойную литию по почившим вятским святителям — архиепископам Мстиславу (Волонсевичу; †1978) и Вениамину (Тихоницкому; †1957), погребенным в крипте Свято-Серафимовского собора. Архипастырь пообщался со священнослужителями храма, в числе которых старейшие клирики Вятской митрополии  — митрофорный протоиерей Серафим Исупов и митрофорный протоиерей Симеон Петров. Митрополита Александра прибыл поприветствовать руководитель церковно-исторического центра Вятской епархии, заведующий Вятским епархиальным архивом протоиерей Андрей Дудин. Построенный на средства вятских купцов в начале XX века, Свято-Серафимовский собор в советские годы был единственным в Кирове действующим храмом. Первым настоятелем храма стал выдающийся духовный просветитель начала ХХ века, видный общественный деятель протоиерей Терентий Широких (†1918). 1 августа 1983 года, в престольный праздник собора, будущий владыка Александр был рукоположен приснопамятным митрополитом Хрисанфом в сан диакона. В том же году его назначили ключарем кафедрального собора. В 1986 году по благословению владыки Хрисанфа протоиерей Александр Могилев осуществляет смелый и рискованный план: нелегально, без должных разрешений, по ночам, в единственной церкви Кирова им ведется и успешно завершается строительство нижнего храма в честь преподобного Трифона Вятского .

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Свято-Покровский храм (Берлин) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Покровский храм в Берлине - православный храм Русской православной церкви заграницей. Содержание История [ править править код ] Приход долгое время не имел собственного помещения. Найденное временное помещение в западном Берлине, районе Вильмерсдорф, по адресу: Кульмбахер штрассе, 6 в частном доме было освящено 1 октября 1952 года малым чином, и в нём стали служить. Как пишет современник: «Наняли небольшую квартиру на Kulmbacher Straße, 6, установили неказистый иконостас, начали совершать богослужения». Для получения права владения этим помещением был подписан контракт между управляющим дома и Епархиальным управлением, согласно которому за наем храма платилось 130 германских марок ежемесячно. Это был единственный приход РПЦЗ в Берлине, так как в 1945 году Воскресенский собор на Гогенцоллерндамм (Hohenzollerndamm), и храм равноапостольных Константина и Елены в Тегеле (Берлин) перешли в Московский Патриархат, а здание Воскресенского собора на Фер-беллинер Платц перешло в собственность строительной фирмы из-за просроченной выплаты ей долга. Первым настоятелем стал архимандрит Мстислав (Волонсевич), однако в 1953 году он покинул должность настоятеля, после чего Покровский приход долгое время безуспешно пытался обрести нового настоятеля. Отсутствие постоянного духовенства тормозило развитие различных сфер церковной жизни в новообразованном приходе. Скорее всего, отсутствие клира влекло за собой отсутствие постоянного причта — чтецов, певцов, пономарей. Никогда не было твердой гарантии в приезде священника и, следовательно, в том, что богослужение в храме состоится. Лишь в 1958 году исполняющим обязанности настоятеля стал епископ Нафанаил (Львов), значительно улучшив жизнь прихода, однако и он пробыл недолго. Лишь в 1973 году у храма на короткое время появился настоятель — священник Александр Шокотов. В 1974 году в списке приходов в графе, посвящённой Покровской церкви, нет даже упоминания: «Настоятель — вакансия»; указан только адрес (прежний). Больше никаких данных о храме нет.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

епархий. 14 мая 1966 г. М. был уволен по болезни на покой, но 7 окт. 1967 г. был вновь призван к служению и назначен архиепископом Кировским и Слободским. Хотя открытые гонения на Церковь прекратились, Кировская (Вятская) епархия находилась в очень тяжелом положении. В ней насчитывалось всего 32 действующих храма, в т. ч. в г. Кирове действовала как кафедральный собор единственная небольшая ц. во имя Серафима Саровского. Архиерейские покои М. размещались в ветхом деревянном доме. При нехватке приходского духовенства власти запрещали рукополагать священников, препятствовали ремонту храмов, был запрещен колокольный звон. В этих условиях М. старался, насколько было возможно, сохранять оставшиеся приходы, избегая конфликтов с уполномоченным Совета по делам религий. В 1976 г. М. был награжден орденом св. кн. Владимира 1-й степени. Скончался после непродолжительной болезни. Отпевание М. 5 апр. 1978 г. возглавил Горьковский и Арзамасский архиеп. Николай (Кутепов) . М. был похоронен в нижнем пещерном приделе во имя св. Трифона Вятского Серафимовского собора в Кирове. Соч.: Возвращение на Родину//ЖМП. 1954. 9. С. 20-25; Мои впечатления//Там же. 1956. 3. С. 72-73. Лит.: Святое дело//ЖМП. 1953. 12. С. 16-17; Наречение и хиротония архим. Мстислава (Волонсевича)//Там же. 1956. 4. С. 5-7; Из жизни епархий: Кировская епархия (юбилей архипастыря)//Там же. 1977. 6. С. 14-15; Марков В., диак. Архиеп. Кировский и Слободской Мстислав: [Некр.]//Там же. 1978. 7. С. 14-15; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 432-433; Святители Земли Нижегородской/Авт.-сост.: игум. Тихон (Затёкин), О. В. Дёгтева. Н. Новг., 2003. С. 281-286; Киселев К., диак. Церковная жизнь на Вологодчине после войны: Еп. Мстислав (Волонсевич)//Благовестник. Вологда, 2008. 10/12. С. 43-45. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2564276.html

В июле 1958 года доцент Мудьюгин уволился из Горного института, а 28 сентября был рукоположен в сан священника в вологодском кафедральном соборе Рождества Богородицы, где служил в течение двух последующих лет. Потом тяжелая болезнь жены, страдавшей туберкулезом, заставила его перебраться в Устюжну, красивый городок на западе Вологодской области с более сухим, чем в Вологде, климатом. Здесь, на кладбище близ Казанской церкви, он в августе 1963 года похоронил Дагмару-Марию. Тихого молитвенника епископа Гавриила на Вологодской кафедре в 1959 году сменил Преосвященный Мстислав (Волонсевич; 1906-1978) — человек с нелегким нравом, по воспоминаниям служивших при нем вологодских клириков. В мае 1964 года недавно овдовевший священник Михаил Мудьюгин, благочинный западного округа Вологодской епархии , был уволен за штат. Впоследствии владыка Мстислав объяснил это решение давлением со стороны государственных органов. Шли последние, самые тяжкие годы «хрущевского гонения», начало которого совпало с рукоположением отца Михаила. Пережить новый удар было нелегко. Но и он оказался промыслительным в жизни будущего архиепископа Вологодского. Вернувшись в Ленинград, отец Михаил сдавал экзамены в духовной академии, на заочном отделении которой учился одновременно со службой в Устюжне, принялся писать кандидатскую диссертацию «Состояние римско-католической экклезиологии к началу II Ватиканского Собора». В это время на блестяще образованного и талантливого священника обратил внимание митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим . Узнав, что отец Михаил остался без прихода, владыка употребил свое влияние, чтобы добиться разрешения оставить его при академии преподавать латинский язык. Студенты тех лет вспоминали о непривычно высокой требовательности нового латиниста. Вскоре он стал преподавать историю и разбор западных исповеданий, получил звание доцента и был назначен деканом факультета африканской христианской молодежи, учреждение которого помогло владыке Никодиму спасти академию от угрожавшего ей закрытия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2307178...

– И как вам служилось с владыкой Мстиславом? – спрашиваю Владимира Михайловича. – Он хороший был человек, добрый, хоть и строгий. Больше всего он любил с молодёжью заниматься, приглашал всех к себе в гости на духовные беседы, угощал. Но он совсем недолго пробыл у нас в епархии. Через год ему объявили о переводе на Урал, в Свердловск. Перед отъездом он спрашивает меня: «Хочешь со мной поехать?» Я согласился, тем более что у нас с мамой тогда квартиры не было, приходилось скитаться по чужим углам. Вместе переехали мы на Урал, но и там он пробыл меньше года. Его перевели ещё дальше – в Сибирь, в Омск, но и там он не задержался. Где-то через год назначили его в Вологду. В 59-м году мы приехали сюда. – А почему же так часто владыку переводили с епархии на епархию? – спрашиваю Владимира Михайловича. – Властям не нравился, очень деятельный был. В Свердловске благословлял прихожан добиваться открытия Александро-Невского собора, и они стали ходить в Облисполком, ходатайствовать об его открытии. Власти как узнали, что эти депутации идут к ним с благословения владыки, решили: «Нет, нам такого архиерея не надо». И сослали его ещё дальше в Сибирь. И я с ним тоже поехал... Заинтересовавшись судьбой владыки Мстислава, я попытался навести о нём справки. Действительно, путь этого святителя – исповеднический и многострадальный. Хотя он и не сидел в тюрьмах (после войны гонений на Церковь, подобных послереволюционным, уже не было), но пострадать ему пришлось немало. Родился владыка Мстислав (в миру Дмитрий Иванович Волонсевич) 12 ноября 1906 года в Вильно в семье служащего. Узнав об этом, я сразу подумал: может быть, не случайно Вильнюсские святые через иконку привели к нему в келейники такого кроткого и исполнительного человека, как Владимир Михайлович Фуксов? Детство будущего епископа прошло на Волыни. Ещё тогда Дмитрий решил посвятить себя Богу и Церкви, что по тем богоборческим временам было сделать совсем не просто. Гимназию он окончил в 1924 году. В 34-м году, учась на богословском факультете Варшавского университета, принял монашество в Успенской Почаевской лавре и после рукоположения в сан иеромонаха в следующем году был назначен на приход в город Галич Костромской епархии. Потом был приход во Львове, наместничество в Яблочинском Онуфриевском монастыре, служение в Варшаве в годы Великой Отечественной войны. В 1944 году, при отступлении, он был вывезен немцами в Германию на принудительные работы. После освобождения вступил в клир Русской Зарубежной Православной Церкви и прослужил до 1953 года в Берлине. А после 1953 года был принят в клир РПЦ МП настоятелем Алексиевского храма Лейпцига (ГДР).

http://pravoslavie.ru/37929.html

Церковь во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Потсдаме. Фотография. 1998 г. Б. и Г. е. учреждена определением Свящ. Синода РПЦ 16 нояб. 1948 г. на территории ФРГ и ГДР. В ее состав вошли приходы Московского Патриархата, находившиеся в ведении упраздненного Среднеевропейского Экзархата. Одновременно с учреждением епархии на нее получил назначение архиеп. Сергий (Королёв), бывш. экзарх Московского Патриархата в Ср. Европе. Резиденция Берлинского архиерея разместилась в берлинском р-не Карлсхорст (при резиденции с апр. 1951 действовал домовый храм во имя прп. Сергия Радонежского). За годы управления епархией (1948-1950) архиеп. Сергий вернул в лоно РПЦ множество эмигрантских семей, утративших с ней связь. Возвращение бывш. эмигрантов в юрисдикцию РПЦ продолжалось и при последующих архиереях. 25 окт. 1953 г. с РПЦ воссоединился бывш. настоятель общины РПЦЗ в Берлине архим. Мстислав (Волонсевич) , впосл. архиепископ. 15 авг. 1954 г. Б. и Г. е. преобразуется в Германское благочиние в составе Западноевропейского Экзархата . 15 авг. 1957 г. Германское благочиние выделяется из состава Западноевропейского Экзархата и вновь преобразуется в самостоятельную епархию, а правящему архиерею возвращается титул «Берлинский и Германский». 30 июня 1960 г. определением Свящ. Синода Б. и Г. е. вошла в состав Среднеевропейского Экзархата и стала именоваться Берлинская и Среднеевропейская, а епископ Берлинский стал экзархом Московского Патриархата с титулом «Берлинский и Среднеевропейский экзарх Московского Патриархата в Средней Европе». На тот момент Экзархат состоял из 2 епархий - Берлинской и Среднеевропейской, Венской и Австрийской . 25 нояб. 1965 г. в составе Среднеевропейского Экзархата образовано Тегельское вик-ство , на к-рое 28 нояб. того же года хиротонисан Ионафан (Кополович) . Для пастырского окормления Зап. Германии 28 дек. 1965 г. образовано Мюнхенское вик-ство Среднеевропейского Экзархата, 30 янв. 1966 г. во епископа Мюнхенского хиротонисан Ириней (Зуземиль) . В 1969 г. построен храм в честь Воздвижения Креста Господня в Мюнхене.

http://pravenc.ru/text/78160.html

  001     002    003    004    005    006    007