13(26)02.1920 Димитрий Беликов 24.08(06.09)1923) 18.06(01.07)1924 Виссарион Зорнин (Зорин) 10.1924 12.1924 12.1924 03.1925 Иоанникий Соколовский 03.1925 20.10(02.11)1928 10(23)01.1929 10(23)10.1930 Сщмч. Аркадий Ершов 11.1930 01(14)07.1931 11(24)08.1931 12(25)04..1935 27.08(09.09)1935 16(29)11.1936 Антоний Миловидов 10(23)02.1937 08.1937 22.06(05.07)1937 18.07(01.08)1937 10.1946 10.1946 29.08(11.09)1948 9.1948 05(18)11.1948 05(18)11.1948 08(21)02.1949 Палладий Шерстенников арх 08(21)02.1949 18(31)07.1952 18(31)07.1952 Никандр Вольянников 26.05(08.06)1955 19.08(01.09)1955 09(22)11.1956 09(22)11.1956 08(21)02.1958 в/у Венедикт Пляскин, паки 08(21)02.1958 02(15)07.1959 Мстислав Волонсевич 02(15)07.1959 21.03(03.04)1961 Сергий II Ларин 21.03(03.04)1961 31.05(13.06)1962 31.05(13.06)1962 16(29)05.1963 16(29)05.1963 26.09(09.10)1963 26.09(09.10)1963 03(16)12.1969 Николай Кутепов 03(16)12.1969 20.01(02.02)1972 20.01(02.02)1972 10(23)10.1974 13(26)12.1974 16(29)07.1986 16(29)07.1986 Омская, григ. Основана в 1925 г. 1928 (?) Иоанникий Соколовский Иосиф Рыпак Иувеналий Зиберт Омская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1936 г. Именовалась: Омская и Тарская. Викарные кафедры: Курганская(?), Спавгородская, Тюменская(?). (1922 21.11(04.12)1922 17(30)03.1927 15(28)12.1927 Александр Филиппов 1929(?) 10(25)03.1931 09(22)04.1931 Орджоникидзевская, обн. Основана в 1924 г. (местопребывание – в г. Владикавказ, с 1931 г. – Орджоникидзе). Упразднена после 1931 г. Именовалась: Владикавказская; с 1931 г. – Орджоникидзевская. 17.02(01.03)1924 07(20)10.1925 02(15)10.1925 15(28)06.1930 Петр Рождественский 27.11(10.12)1930 Оренбургская Основана 16.10.1799 (выделена из Казанской и частично Вятской епархий; местопребывание – в г. Уфа). 21 .03.1859 разделена на две самостоятельные епархии: Оренбургскую и отделенную от нее Уфимскую (см.). Местопребывание перенесено в г. Оренбург. Именовалась: Оренбургская и Уфимская; с 1859 г. – Оренбургская; с 26.11.1903 – Оренбургская и Уральская; с 07.11.1908 – Оренбургская и Тургайская (с отделением Уральской области к Самарской епархии);

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Мое духовное воспитание началось в семье. Помимо мамы, Калисы Васильевны, всегда с особой теплотой вспоминаю мою бабушку Марину Ермолаевну. Она была глубоко верующим человеком, любящим Церковь Христову, ревностно хранящим традиции благочестия. Всегда удивляло то, как, несмотря на преклонный возраст и физическую немощь, она стремилась в храм, старалась не пропустить ни одного богослужения. Дома — тоже молитва, особое отношение к соблюдению постных дней, затепленные перед иконами лампады, чтение Евангелия, рассказы о жизни святых и священнослужителей Вятского края, живших в недавнем прошлом. Все это стало моей первой школой воцерковления. Конечно же, большую пользу моей душе принесло общение с митрополитом Вятским Хрисанфом. Многие годы он был для меня духовным наставником. В моей памяти сохранился светлый образ архиепископа Кировского и Слободского Мстислава (Волонсевича), который искренне радовался, когда в храме появлялись мы, дети. Он неизменно с доброй улыбкой благословлял нас, шутил и иногда угощал конфетами. Моим первым учителем церковной музыки могу назвать Лобастову Анфису Васильевну. Она регентовала в единственной действующей церкви города Кирова — Серафимовском кафедральном соборе. Анфиса Васильевна являлась духовной дочерью приснопамятного митрополита Нестора (Анисимова), активного церковного деятеля и мужественного исповедника веры, и ученицей известного на Вятской земле регента и церковного композитора Любимова Никанора Степановича. Вопреки всем преследованиям, богослужебное пение продолжало жить благодаря усилиям и подвигу священнослужителей, регентов, певчих. В годы гонений традиции церковного пения передавались от старших поколений к младшим. Клиросы немногочисленных действующих храмов, чудом спасенных от закрытия и уничтожения в советское время, становились школами православной музыки. Здесь сохранялись и переписывались нотные сборники, заучивались на память тексты молитв, мелодии и распевы, особенности богослужебного устава. В 70-е годы ХХ столетия еще были живы ученики регентов и певчих, получивших серьезное музыкальное образование в дореволюционной России, лично знавших корифеев церковного хорового пения, трудившихся в храмах еще в Синодальную эпоху. От таких хранителей традиций литургического благочестия и знатоков певческого искусства мне посчастливилось воспринять свои первые уроки церковной музыки.

http://patriarchia.ru/db/text/5942452.ht...

Стефановская церковь была возвращена верующим на рубеже 1943/1944 г. Она стала второй церковью, открытой на территории Вологодской области после 22 июня 1941 г., и на тот момент третьей действующей церковью на всю область. В начале 1945 г. была возрождена Вологодская епархия, число действующих церквей в ней за 4 года возросло до 19 (правда, очень скоро 2 церкви были закрыты). В Великом Устюге верующие добились открытия Прокопиевского собора, а Стефановская церковь была оставлена общине для совершения отпеваний. Подобные случаи во 2-й половине 1940-х гг. имели место и в других городах (например, в Ленинграде при открытии Смоленской церкви ее двадцатке было предоставлено не только здание самой церкви, но и расположенной на значительном расстоянии от нее часовни Ксении Блаженной). Во время " хрущевского гонения " пользование одной общиной двумя церковными зданиями (передача каждого из которых верующим в 1940-х гг. проходила с санкции самой высшей советской власти) было признано грубейшим нарушением " советского законодательства о культах " , причем очень выборочно. (В той же Вологодской области, в Белозерске, община продолжала пользоваться двумя храмами, стоящими в одной ограде). Власти расположенного на краю области Великого Устюга зачем-то решили выделиться - " поправить " самого Сталина и отобрать у верующих Прокопиевский собор. Чтобы перевести общину в Стефановскую церковь, понадобился почти год - в ней предстояло сделать капитальный ремонт. Наконец, 24 сентября 1964 г. переезд состоялся. Он был обставлен с большой церковной помпой: прибывший в город со свитой епископ Вологодский Мстислав (Волонсевич) совершил освящение храма и Скорбященского придела, где был поставлен новый престол. Об этом даже сообщил " Журнал Московской патриархии " (1964, 11. С. 22). Отняв у верующих собор, в котором под спудом почивают мощи блаж. Прокопия Устюжского, советская власть не смогла воспрепятствовать прежнему почитанию в Великом Устюге самого святого. В кладбищенскую церковь была перенесена и поставлена на видном месте (ради этого был упразднен левый придел) пустая рака, стоявшая в соборе над мощами св. Прокопия. Известны случаи, когда в 1960-х гг., при ликвидации храмов, где открыто почивали в раках мощи святых (св. Варвары в Киеве, свт. Никиты в Новгороде), раки с мощами переносили в ближайшие действующие храмы. Но нигде, кроме Великого Устюга, не переносили пустую раку (фактически, кенотаф), на новое место, под которым никто не похоронен.

http://sobory.ru/article/?object=10238

Поводом для ареста могло быть принятие сана в период оккупации (таких было большинство среди клириков К. е.), «антисоветское поведение» во время оккупации (напр., по просьбе прихожан священник служил панихиды по жертвам безбожной власти), недостаточная с т. зр. советских властей лояльность (напр., клирик не платил взносы в советские фонды, не подписывался на госзаймы), «религиозный фанатизм», критика антирелигиозных действий властей и др. В 1952-1953 гг. в Киевской обл. органы МГБ ликвидировали 6 «антисоветских» церковных орг-ций и групп, в которые входили 86 лиц (представители правосл. духовенства, истинно православные христиане, баптисты). Репрессии и закрытие храмов сопровождались усилением атеистической пропаганды. После избрания в сент. 1953 г. 1-м секретарем ЦК КПСС Хрущёва (с 1938 1-й секретарь ЦК КП(б) Украины, с 1944 председатель Совета министров УССР, в 1947-1949 вновь 1-й секретарь ЦК КП(б) Украины) усиление гос. антицерковной политики сразу же стало ощутимым и на Украине. Митр. Иоанн (Соколов) ограничил прием посетителей, не созывал собрания епархиальных благочинных, отказался от др. мер по активизации церковной жизни. Епархиальное управление практически осуществлял управляющий делами Украинского Экзархата прот. Николай Скоропостижный, что вызывало недовольство киевских клириков. 6 дек. 1953 г. во Владимирском соборе совершилась епископская хиротония наместника Киево-Печерской лавры архим. Нестора (Тугая) во епископа Уманского, викария К. е. С 11 нояб. 1954 г. владыка Нестор имел титул епископа Переяслав-Хмельницкого, до закрытия лавры в 1961 г. являлся наместником обители. Киево-Печерская лавра во 2-й пол. 40-х - 50-х гг. XX в. оставалась одним из крупнейших духовных центров на Украине. Помимо еп. Нестора из братии обители в эти годы были поставлены и др. архиереи РПЦ: настоятель лавры в 1926-1931 гг. архим. Ермоген (Голубев) 1 марта 1953 г. был рукоположен во епископа Ташкентского и Среднеазиатского; 28 февр. 1954 г. во епископа Черновицкого и Буковинского был хиротонисан благочинный лавры архим. Евмений (Хорольский); 4 марта 1956 г. во епископа Великолукского и Торопецкого хиротонисан насельник лавры архим. Мстислав (Волонсевич) , перешедший в 1953 г. из РПЦЗ в РПЦ.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В послевоенные годы, когда духовные учебные заведения в нашей стране лишь в малой степени могли удовлетворить потребности в пастырях с богословским образованием, значительную часть священнослужителей, особенно на Украине, в Белоруссии и Литве, составляли выпускники Виленской и Кременецкой семинарий, а также православного богословского факультета Варшавского университета. Из его стен вышли такие видные архипастыри послевоенных лет, как архиепископы Вениамин (Новицкий) и Мстислав (Волонсевич), митрополит Леонтий (Бондарь), выдающийся церковный деятель протопресвитер Виталий Боровой. Православные духовные семинарии существовали также в Латвии и Эстонии. Кишиневская семинария была преобразована в богословский факультет университета, но это было уже румынское учебное заведение и по языку преподавания, и по составу преподавателей. В диаспоре крупнейшим православным образовательным и научным центром стал Парижский богословский институт, организованный на подворье преподобного Сергия под покровительством митрополита Западно-европейского Евлогия. Инициатива создания этого института принадлежала Русскому студенческому христианскому движению. Крупную субсидию на обустройство Свято-Сергиевского богословского института выделил председатель Всемирного комитета ИМКА (Христианской ассоциации молодых людей) доктор Мотт. Митрополит Евлогий вспоминал: «Он придавал огромное значение… созданию богословского института – единственной русской богословской школы за границей… В России большевики закрыли все духовные академии и семинарии, богословское образование прекратилось; образовалась пустота, которую наш институт хоть в минимальной мере мог заполнить». 1 марта 1925 г. был освящен храм преподобного Сергия на подворье, и после Пасхи было принято десять человек, с которыми велись подготовительные занятия. Осенью началось систематическое преподавание, а 30 апреля 1926 г. институт был официально открыт. Для управления институтом митрополит Евлогий пригласил из Сербии епископа Вениамина (Федченкова) , который в дореволюционные годы возглавлял Тверскую семинарию, назначил его инспектором. Он пользовался большой любовью студентов и придал всей жизни института, по словам митрополита Евлогия, «строго монашеское направление»: для студентов обязательным было ежедневное посещение богослужений в храме преподобного Сергия, воспитанники одевались в подрясники, за трапезой непременно читались прологи или жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Личность Владыки Нестора притягивала многих. Часто посещали Владыку архиереи ближних и дальних епархий. Неоднократно бывали в Новосибирске епископ Вениамин (Новицкий) и епископ Венедикт (Пляскин). Приезжали епископ Мстислав (Волонсевич), епископ Василий (Шуан), архимандрит Климент (Перестюк), будущий епископ Свердловский, и др. Посещали Владыку приехавшие в Союз многие бывшие харбинские священники и миряне. Получали приют бывшие заключенные, сидевшие вместе с Владыкой в лагере. Принимались монахи, получившие тайный постриг в «катакомбной церкви», общение с которыми по тем временам считалось опасным, и редко кто из архиереев отваживался встречаться с ними. До приезда Владыки епархиальное управление и архиерейские покои (епархиального и викарного епископов) ютились в двух маленьких домиках в т. н. «частном секторе» на улице Пушкина. По инициативе Владыки было скуплено несколько соседних участков с домами и сделаны пристройки к ним. В результате резко улучшились условия работы епархиального управления, появилась маленькая гостиница для приезжих батюшек. Раздражало власти и то, что Владыка пытался наладить работу с детьми. Помню, как в Новосибирске в Архиерейском доме Владыка устроил на Рождество (это было, я думаю, в 1958 году) утренник для детей священнослужителей, служащих епархиального управления и хора. Вслед за этим последовал окрик уполномоченного и запрет на дальнейшую работу в этом направлении. Сам Владыка очень тяготился обязанностями епархиального архиерея. Необходимость согласования каждого своего шага с уполномоченным, отсутствие возможности заниматься милосердной деятельностью и строительством храмов очень угнетало его». 253 В 1957 году, в день пятидесятилетия пребывания в священном сане, Святейший Патриарх Алексий наградил митрополита Нестора правом ношения двух панагий. В апреле 1957 года он находился в Лавре. Иеродиакон Феодорит писал епископу Афанасию: «Не так давно останавливался у нас и служил литургию митрополит Нестор Новосибирский. Нездоров он, болеет, и почти не гнется нога, сильные одышки, усталость, но все же трудится на ниве Христовой». 254

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Продолжался нажим на духовенство, на епархиального архиерея. Епископ Мелхиседек (Лебедев, 1967–1972) был способным, энергичным и деятельным архипастырем, получившим полное богословское образование в Троице-Сергиевой лавре. При нем духовенство стало молодеть. Его предшественник, епископ Мстислав (Волонсевич, 1959–1965), мало занимался деятельностью церквей, службы проводил редко и поспешно, особо не интересовался жизнью духовенства. Он имел вспыльчивый характер, легко раздражался, мог в алтаре прикрикнуть на иподиакона и даже на священнослужителя, но когда вспыльчивость угасала, просил прощения и часто задабривал подарком. Для С.В. Матасова и облисполкома епископ Мелхиседек был явно нежелательным. За полтора года он не по одному разу объехал все приходы епархии, торжественно организуя свои богослужения с чтением хорошо подготовленных проповедей. Пожилых и плохо образованных священников владыка отправлял за штат, назначая на их место молодых, с хорошей богословской подготовкой. Это, по мнению уполномоченного, способствовало привлечению в церковь большого числа верующих . В 1966 году настоятелем церкви Ильи Пророка в Сокольском районе стал иерей Алексий Бриленков, закончивший семинарию и Московскую духовную академию. Властей задела не только образованность, но еще и то, что до поступления в семинарию он состоял членом ВЛКСМ. 16 марта 1961 года Совет Министров СССР принял закрытое постановление «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах», подписанное Н.С. Хрущевым. К обеспечению «контроля» в обязательном порядке привлекались местные органы власти. При райисполкомах, поселковых и сельских советах начали создаваться комиссии содействия по наблюдению за выполнением законодательства о культах. Зачастую их деятельность сводилась к слежке, доносам, вмешательству во внутрицерковную жизнь. Согласно постановлению от 16 марта, все священно- и церковнослужители, а не только приходское духовенство, как ранее, облагались подоходным налогом по 19 статье (89%) соответствующего указа Совета. Кроме того, предусматривалось ограничение колокольного звона, «если это вызывается необходимостью и поддерживается населением» . Подобная формулировка заставила на несколько десятилетий замолчать колокола большинства храмов епархии:

http://pravoslavie.ru/31701.html

Свято-Покровский храм (Берлин) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Покровский храм в Берлине - православный храм Русской православной церкви заграницей. Содержание История [ править править код ] Приход долгое время не имел собственного помещения. Найденное временное помещение в западном Берлине, районе Вильмерсдорф, по адресу: Кульмбахер штрассе, 6 в частном доме было освящено 1 октября 1952 года малым чином, и в нём стали служить. Как пишет современник: «Наняли небольшую квартиру на Kulmbacher Straße, 6, установили неказистый иконостас, начали совершать богослужения». Для получения права владения этим помещением был подписан контракт между управляющим дома и Епархиальным управлением, согласно которому за наем храма платилось 130 германских марок ежемесячно. Это был единственный приход РПЦЗ в Берлине, так как в 1945 году Воскресенский собор на Гогенцоллерндамм (Hohenzollerndamm), и храм равноапостольных Константина и Елены в Тегеле (Берлин) перешли в Московский Патриархат, а здание Воскресенского собора на Фер-беллинер Платц перешло в собственность строительной фирмы из-за просроченной выплаты ей долга. Первым настоятелем стал архимандрит Мстислав (Волонсевич), однако в 1953 году он покинул должность настоятеля, после чего Покровский приход долгое время безуспешно пытался обрести нового настоятеля. Отсутствие постоянного духовенства тормозило развитие различных сфер церковной жизни в новообразованном приходе. Скорее всего, отсутствие клира влекло за собой отсутствие постоянного причта — чтецов, певцов, пономарей. Никогда не было твердой гарантии в приезде священника и, следовательно, в том, что богослужение в храме состоится. Лишь в 1958 году исполняющим обязанности настоятеля стал епископ Нафанаил (Львов), значительно улучшив жизнь прихода, однако и он пробыл недолго. Лишь в 1973 году у храма на короткое время появился настоятель — священник Александр Шокотов. В 1974 году в списке приходов в графе, посвящённой Покровской церкви, нет даже упоминания: «Настоятель — вакансия»; указан только адрес (прежний). Больше никаких данных о храме нет.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

Исключительно опытный педагог и администратор, в 1920 г. он стал ректором Православного богословского института, а через два года был арестован, судим вместе с митрополитом Петербургским Вениамином, перенес смертный приговор, был помилован. После обращения Патриарха Тихона в Верховный суд в 1923 г. вместе с другими заключенными и осужденными священнослужителями был освобожден и назначен настоятелем одного из самых посещаемых храмов Петрограда — Николо-Морского собора. Протоиерей Н. Чуков вернулся и к церковно-педагогической деятельности, возглавив в 1925 г. Высшие богословские курсы, которые просуществовали до 1928 г. Неутомимый труженик, он и в бедственных для церковной науки условиях, несмотря на свою исключительную занятость, не прекращал научных занятий. В 1926 г. успешно защитил на Богословских курсах магистерскую диссертацию «Мессианские представления иудеев по таргуму Иоанафана, сына Узиелова».    На смену престарелым архипастырям приходило новое поколение иерархов, сформировавшееся не в благополучную дореволюционную пору, а в суровую годину гонений на Церковь. 4 июня 1953 г. Святейший Патриарх Алексий I и Священный Синод постановили назначить на Астраханскую кафедру, вдовствовавшую после кончины архиепископа Филиппа (Ставицкого), архимандрита Леонида (Лобачева) с последующей его хиротонией, тем же постановлением назначили епископом Бобруйским, викарием Минской епархии и ректором Минской духовной семинарии архимандрита Митрофана (Гутовского). 16 ноября Священный Синод постановил хиротонисать во епископы: архимандрита Иоанна (Разумова) на Костромскую, священника Антиохийского подворья в Москве Михаила (Воскресенского) на Чкаловскую кафедры, преподавателя Ленинградской Духовной Академии священника Михаила (Чуба) — на Лужскую викарную кафедру Ленинградской епархии; архимандрита Нестора (Тугая) на Уманскую викарную кафедру Киевской епархии и архимандрита Иннокентия (Леоферова) на Кировоградскую кафедру. Назначенный на Лужскую кафедру епископ Михаил (Чуб) был младшим по возрасту среди архиереев, хиротонисанных в 1953 г., и первым в епископате, кто получил образование в возрожденной высшей богословской школе. В 1956 г. хиротонисаны были — во епископа Молотовского и Соликамского архимандрит Алексий (Коноплев), архимандрит Леонтий (Бондарь) — на Бобруйскую кафедру после перевода епископа Митрофана (Гутовского) на Орловскую; архимандрит Мстислав (Волонсевич) — во епископа Великолужского. В 1957 г. во епископа Станиславского и Коломыйского был хиротонисан Иосиф (Савраш). Он был из униатов, в пресвитерский сан рукоположен в 1932 г. в возрасте 23 лет, активный участник Львовского Собора. В этом же году был хиротонисан во епископа Молотовского реэмигрант архимандрит Павел (Голышев). 17 ноября 1957 г. в Успенском кафедральном соборе Одессы Святейший Патриарх Алексий I возглавил хиротонию во епископа Балтского архимандрита Пимена (Извекова), ставшего его преемником на первосвятительской кафедре

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В 50-е годы продолжало расти число молящихся в православных храмах. Городские храмы были переполнены. В воскресные и праздничные дни число причастников доходило до нескольких сот, в Великий пост в московских храмах причащалось по 15 - 20 тысяч человек. Каждое воскресенье совершалось до полусотни крещений. Правда, решительное большинство среди прихожан составляли женщины, не только пожилые, но и те, чья молодость пришлась на тяжелые предвоенные, военные и послевоенные годы. Среди верующих преобладали люди малообразованные, но связь с Церковью сохраняла и часть старой интеллигенции. Новая интеллигенция, получившая образование в советских вузах, в 50-е годы, почти вся была отчуждена от Церкви. В 1957 году Русская Церковь располагала в пределах СССР 73 епархиями, 69 мужскими и женскими монастырями, главным образом на западе страны: на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Во второй половине 50-х годов продолжали совершаться посвящения новых епископов. Причем происходила смена поколений в российском епископате. Уходили из жизни немногие архиереи, рукоположенные в дореволюционное время и в 20-30-е годы, уходили и те, кто был хиротонисан в маститой старости в военное лихолетье и первые послевоенные годы, чаще всего из вдовых протоиереев. В иной мир отошли митрополит Григорий (Чуков) (+1955), архиепископ Андрей (Комаров) (+1955), митрополит Варфоломей (Городцев) (+1956), архиепископ Димитрий (Градусов) (+1956). Им на смену приходило новое поколение, сформировавшиеся уже в советское время. Так, в 1956 году были хиротонисаны: Алексий (Коноплев) во епископа Молотовского и Соликамского, Леонтий (Бондарь) на Бобруйскую викарную кафедру Минской епархии, Мстислав (Волонсевич) - во епископа Великолукского; в 1957 году - Пимен (Извеков) (будущий Патриарх Московский и всея Руси) на Балтскую викарную кафедру Одесской епархии, Иосиф (Савраш) - во епископа Соликамского; в 1958 году - Иоанн (Вендланд) - на Подольскую викарную кафедру Московской епархии, Феодосии (Погорский) - на Калининскую кафедру.

http://sedmitza.ru/lib/text/440007/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010