Б). Будьте внимательны к нуждам падающих и немощных (6:1–2) B) Не трубите сами о себе (6:3–5) Силы от Бога (ст. 3), употребление их при внутренней самооценке, не дает повода к похвале (ст. 4), похвала только изнутри, а потому и надо себя разбирать (ст. 5). II . Поучение пасомым (6: 6) Руководимые, за благо духовного назидания, должны не жалеть хотя бы материального (ст. 6). Раздел третий. Побуждение к духовной жизни и ко всякой добродетели (6:7–10) Но пусть свобода не будет у вас прикрытием лени и небрежности, что посеешь, то и пожнешь. Бог видит кто что мог, и кто что сделал (ст. 7). А кто по-прежнему будет работать на угождение плоти, тому, кроме мучений, ничего и не дождаться, кто же работает на дух, тот соберет материал оживотворяющий, не муку, а радость (ст. 8). Хотя и трудно бывает работать для духа, но зато это несет пользу, и не надо унывать от ударов судьбы на этом поприще (ст. 9–10). Заключение (6:11–18) Содержание его такое: я вам сказал все по данному вопросу, и с теоретической, и с практической сторон (ст. 11), и прошу больше по этому поводу не обременять меня своими подозрениями, относительно моего апостольского авторитета или искренности учения. Свидетелем впредь, пусть послужит моя полная самоотверженная работа для дела Христова (ст. 17). В самом деле, те, кто хочет вашего обрезания, хлопочут, видимо, для того, чтобы вам, и им, за обрезанием скрываться от преследования за принадлежность к христианству (ст. 12), а то и хуже, просто для того, чтобы количеством своих последователей составить себе славу, но никак не для того, чтобы удобнее исполнять закон, который они все-таки не исполняют, хотя принятие обрезания к этому именно их и обязывает (ст. 13). Мне же в моем деле похвалы нет – вся похвала Кресту Христову (ст. 14). Здесь важно духовное рождение – новая тварь, а не телесный знак, поэтому я руководствую, с исключительно чистотою своих убеждений (ст. 15). Кто так же будет жить и действовать, весь душой своей погружаясь во Христа, тому, как духовному Израилю, милость и мир от Бога (ст. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

б). Второе доказательство этого положения (9:7) По праву житейских обычаев, и воин, и виноградарь, и пастырь – все пользуются содержанием от своего ремесла. в). Третье доказательство (9:8–10) По закону Моисееву там велено и волу давать простор питаться тем, что он молотит (ст. 8–9), что иносказательно относится и к Апостолу, работнику на Божьей ниве (ст. 10). г). Четвертое доказательство (9:11–12) По существу проповеди за духовное, данное нами, можно попользоваться телесным (ст. 11), но он и этого не делал, дабы возможным нареканием не подать повод соблазну (ст. 12). д). Пятое доказательство (9:13) О том же говорит и положение о священстве ветхозаветном, они питались от жертв. е). Шестое доказательство (9:14) На то есть и прямое повеление Господа, Который повелел Апостолам жить от проповеди. Итак, Апостол мог бы пользоваться от них содержанием на себя. B). Однако Апостол не пользовался этим правом (9:15–18) Пишет не для того, чтобы в следующие разы они давали ему это содержание. Нет, в безмездной проповеди его похвала, и от нее он не хочет отказаться, а потому ему ничего от них не надо (ст. 15). Если он проповедует только, тут ему нет похвалы – это заповедь ему Господня (ст. 16), а что он проповедует даром, в том его награда (ст. 17–18). Вывод ясен. Я жертвую своим правом, чтобы не помешать Евангелию, поступитесь и вы правом вашего знания, и не ешьте идоложертвенного, чтобы не соблазнить брата, за которого умер Христос, и не ввергнуть опять в пагубу того, кого спасла моя проповедь. Г). От многого другого отказывался святой Павел в пользу обращаемых (9:19–23) Будучи свободным, он всем поработил себя (ст. 19) с тем, чтобы быть всем все, входя в положение и иудея, и эллина, и немощного (ст. 20–22), дабы быть соучастником в деле Христовом (ст. 23). Д). Приложение всего сказанного к коринфянам (9:24–27) Что бывает на ваших играх? Бегут много до меты за наградой, хотя и предназначается она одному. Бегите и вы (ст. 24). Но как там, несмотря на сомнительность успеха, состязатели тренируют себя воздержанием, так тем более и вы воздерживайтесь, ввиду вашей высокой цели, и возможности ее получить (ст. 25). В самом деле, кто знает свою цель как он сам, тот не обратит внимания на посторонних, которые будут говорить ему, что он только воздух бьет, и вы знаете свою цель (ст. 26), а потому воздержанием укрепляйте свой дух для успеха в деле получения венца (ст. 27). Раздел второй. Вкушающие идоложертвенное оскверняются и сами (10:1–11:1)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

6–10) Не зная предмета учения, но говоря о нем с гордостью, производят ненужные споры, и все это скверного ради прибытка, в учительстве найти себе корысть. Тогда как благочестие, само по себе, сокровище. Кто достиг сего сознания, тот имеет великое приобретение (ст. 6). Да и на самом деле, ничего мы не принесли в мир, ничего и не унесем (ст. 7–8), а потому не будем увлекаться приобретением, ибо от него вся пагуба (ст. 9–10). З). Удаление от любостяжания (ст. 11–16) Держись добродетелей, которые гонят страсть сребролюбия (ст. 11), и держись идеала вечной жизни (ст. 12), умоляет Апостол во имя веры Христовой в Христа, как Бога, дарующего вечную жизнь (ст. 13–16). И). Внушение богатым употреблять богатство на добрые дела (ст. 17–19) Дабы они не высокомудрствовали, и не надеялись на свое богатство, а на добрые дела. Заключение (6:20–21) Увещание Тимофею держаться преданного Апостолом учения, не убавляя и не прибавляя к нему, ибо все остальное знание – лжеименное, и ведет к пустословию, бывшему для многих причиною отступления от веры. Благословение Тимофею. Второе Послание к Тимофею Предисловие (1:1–6) Надпись и приветствие (1:1–2) Начало послания (1:3–6) Благодарит Бога за ту любовь, которую он имеет в Тимофее (ст. 3), вспоминает слезы при их расставании, и желает видеться с ним снова (ст. 4), тем более, что Тимофей, воспитанный в вере домашних нелицемерно, в чем не сомневается Апостол, хранит ее и теперь (ст 5). А потому, прибавляет: возгревай дар благодати, поданный тебе в апостольском рукоположении (ст. 6). Часть наставительная (1:7–4:8) Раздел первый. Наставления, как возгревать дар Божий в апостольском служении(1:7–3:9) А). Общее введение к разделу (1:7) Служение должно совершаться в духе силы, любви и премудрости. I. Пастырь по силе духа должен безбоязненно проповедовать о Христе (1:8–18) Не надо стыдиться предмета проповеди, но с дерзновением проповедовать, идя за нее на страдания, к чему даст силы Господь (ст. 8), спасший нас, и давший нам уразуметь тайну нашего спасения через благовестие Своих смерти и воскресения (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

14) В защиту суда и присяги. «Воскресное чтение», 1886. 15) С. Соллертинский . Объяснение 7 гл. 1 ст. Матфея и 6 гл. 37 ст. у Луки в Речи на торжественном акте С.-Петербургской духовной академии. «Христианское чтение», 1887. (Против графа Толстого). 16) А. Орфано. Объяснения 7 гл. 1–5 ст. в статье: В чем должна заключаться истинная вера каждого человека, по поводу книги графа Толстого: В чем моя вера. «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения», 1887. 17) Волков. Объяснение 1 ст. в статье: Последние произведения графа Л.Н. Толстого и их критика в русской и отчасти иностранной литературе. «Православный собеседник», 1886. 18) Ст. 6. Бисер. Библ. пол. сл. «Воскресное чтение», 1874.   Об услышании молитв ( Мф. 711 ) 19) Ст. 7. Просите, и дастся вам, ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется вам. «Христианское чтение», 1826. 20) Ст. 11 и Лк. 11:13 . Аше убо вы, зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, колъми паче Отец, Иже с небесе, даст Духа Святого просящим у Него. «Воскресное чтение», 1805. 21) Еп. Феофан о том же на Ев. Луки 11: 10–13 . Мысли на каждый день года. 22) Ст. 12. Прп. Исидор Пелусиот на сказанное: вся, елика хощете, да творят вам…   О тесном и широком пути ( Мф. 7:13–14 ) 23) Назидательные размышления об узком пути ко спасению (13 ст.). «Христианское чтение», 1827. 24) На тот же ст. «Воскресное чтение», 1822. 25) Св. Иоанн Златоуст на ст. 14. Беседы на разные места Священного Писания.   Предостережение от ложных пророков (Мф. 7:15–20) 26) Еп. Феофана. Мысли на каждый день года. 27) Ст. 15–16. Архиеп. Никанор. О том, что ересеучение графа Толстого разрушает самые основы не только православной христианской веры, но и всякой религии. Поучения и Беседы. Его же о том, что ересеучение графа Толстого разрушает основы общественного и государственного порядка. Там же. 28) Ст. 15. Филарет, архиеп. Черниговский. О ложных пророках. 29) Ст. 17. Леонтий, архиеп. Варшавский. О воспитании детей в семье и школе.   Об истинной и ложной мудрости ( Мф. 7:21–27 )

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

б). К пророкам (14:29–33) Тоже говорить по порядку – и два, и три. Причем, кто последний, то есть только что получил откровение, тот и говори, а получивший откровение ранее, быть может еще дома, молчи (ст. 29–31). И тут нет невозможного, ибо Дух Святой не действует насильно (ст. 32–33). в). К женам (14:34–36) Предписывается в церкви молчать, а никак не учительствовать, ибо жена ниже мужа (ст. 34). О непонятном же спрашивать у мужа, и то дома, а не в церкви (ст. 35). Таков общецерковный обычай (ст. 36). B). Общее убеждение к исполнению сказанного (14:37–38) Кто разумен, поймет сказанное (ст. 37), а не разумный – молчи и исполняй (ст. 38). III . Заключение всего сказанного о даре пророчества и языков (14:39– 40) Итак, начав рассуждать о дарах пророчества и языков, Апостол сначала доказал, что дар пророчества лучше и полезнее, для Церкви, дара языков, теперь заключает – ревнуйте о дарах пророчества, но и когда кто получит дар языков, тому не запрещайте его употреблять с теми ограничениями, какие я сделал. К этому, преимущественно, прилагает слова, что «только все благообразно и по чину», а как благообразно и по чину, это он уже изображает в вышеизложенных правилах. Седьмое отделение. О воскресении мертвых (15:1–58) Раздел первый. Доказательства воскресения мертвых по телу (15:1–34) I. Несомненность воскресения Христова плотью (15:1–11) В основу своего учения о телесном воскресении, Апостол кладет несомненность воскресения Самого Христа телом, ибо при признании этого несомненного факта, о чем свидетельствует масса людей, видевших Воскресшего, нельзя отрицать возможности и нашего воскресения. II. Отрицание воскресения вводит расстройство в систему христианского мировоззрения (15:12–19) Если Христос не воскрес, и мы не воскреснем (ст. 12–16), то нет искупления (ст. 17) и будущей жизни (ст. 18), а тогда мы – самые несчастные люди (ст. 19). III. Сила Христова воскресения такова, что она совоскресит и нас (15:20–28) Если в Адаме все мы умерли, то во Христе все мы оживем (ст. 20–22). Воскресением Своим, Христос положил основание Своего Царства (ст. 23). Осуществится же оно, лишь после победы над грехом, и тогда наступит уже Царство славы, которое Спаситель предаст Богу Отцу (ст. 24–28).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Напротив, кто исповедует Его Господом, тот может делать так не иначе, как под влиянием Духа Святого. Церковные писатели (Феодорит, Феодор) видят в словах апостола изображение полного взаимного согласия второго ь третьего Лиц Св. Троицы. Сын Божий учит тому же, чему и Дух Святой. Господь учил в евангелиях о достоинстве Св. Духа; так и Дух Святый возвестил о владычестве Иисуса Христа 83 . 2. Источник духовных дарований. 4. Διαιρσεις δ χαρισμτων εσν τ δ ατ πνεμα. 5. κα διαιρσεις διακονιν εσιν κα ατς κριος. 6. κα διαιρσεις νεργημτων εσν δ ατς θες νεργν τ πντα ν πσιν Существуют же различия дарований – но один и тот же Дух; и существуют различия служений – а один и тот же Господь; и существуют различия действий – а один и тот же Бог , производящий все во всех. Разночтений почти нет, или они весьма незначительны. Текст принят без изменений Тишендорфом, Альфордом, Вейссом, Стэнли и Элликоттом. Про толковании настоящих стихов, прежде всего, отметим интересное толкование Бенгеля, который поставляет в отдельности стихи 4, 5 и 6 в связь с 7–11, 12–27 и 28–30 двенадцатой главы. В ст. 4 говорится о Духе Святом; в ст. 7–11 содержится перечисление даров Св. Духа. В ст. 5 упоминается о Господе, т.е. об Иисусе Христе, а в 12–27 содержится учение о Церкви, как теле Христовом. В ст. 6 говорится о Боге, который производит все во всех, а в ст. 28–30 сообщается о том, кого Бог поставил на служение в Своей Церкви. Таким образом, содержание стихов 7–11, 12–27 и 28–30 можно, по Бенгелю, рассматривать, как частнейшее раскрытие ст. 4, 5 и 6. Но такое толкование, по-видимому, не вполне согласно с действительностью. Прежде всего, не верно мнение, что ст. 4 соответствует только 7–11, потому что в ст. 28 перечислено несколько харизм, о коих упоминается в 7–11, напр. пророчество (пророки – ст. 28), языкоговорение (ст. 10 и 28), действия сил (силы – 28) и дары исцелений (ст. 9 и 28). Далее, ст. 5 может, конечно, соответствовать ст. 12–27, где говорится о Церкви, как теле Христовом; но в ст. 28 говорится, что Бог поставил некоторых лиц «в Церкви» – выражение, подлинность которого не подлежит сомнению. Кроме несоответствия действительности, сопоставление Бепгеля представляется еще несколько искусственным и стремится внести эту искусственность в самую речь апостола. Но, как сказано выше, лучше всего и надежнее и здесь и в других случаях полагаться на самого же апостола. Только тогда можно будет видеть, что речь его, будучи свободна от искусственных построений и прямолинейных путей, сохраняет, однако, полную естественную свежесть и красоту тенистого и дремучего леса, в котором не заметно почти никаких следов искусственной человеческой культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

4). Праведник взывает ко Христу и тотчас получает ответ. Так обычно чувствует себя новоначальный, еще не умудренный духовным опытом, но поддерживаемый благодатию Божией. Псалом 37 На смелый вызов бесам – не убоюся от тем людей (Здесь под словом “людей” св. отцы понимают полчища демонов (ср. Пс.139:1 ); “мужем неправедным” блаж. Феодорит называет диавола 9 . – Прим. ред.), окрест нападающих на мя ( Пс.3:7 ), враг отвечает усиленным нападением: псалмопевец, всеми оставленный (ст. 12:13) и осмеянный, терпит тягчайшие нравственные скорби и физические болезни (ст. 6–8:11), враги его усиливаются (ст. 20:21), клевещут на него и стремятся погубить его. Как же ведет себя гонимый праведник в такой ситуации? Он прежде всего обращает взор свой на свои собственные грехи (ст. 5:6) и кается в них пред Богом (ст. 19). Он не вступает в пререкания с врагами, не оправдывается (ст. 14:15), а усиливает молитву к Богу (ст. 10:16, 22:23). Этот псалом относится к покаянным (К покаянным относятся следующие псалмы: 6:31, 37:50, 101:129, 142. – Прим. авт.) и недаром имеет надписание: в воспоминание о субботе – в субботу древнееврейский народ приносил Богу двойную жертву ( Чис.28:9-10 ), так и псалмопевец приносит сугубое покаяние, как истинную жертву, угодную Богу ( Пс.50:19 ). Псалом 62 В подписании этого псалма неслучайно упоминается пустыня Иудейская: чтобы возжелать Бога не только умом и сердцем но и всею сущностью своею возжада душа моя, коль множицею плоть моя (ст. 2), христианину нужно пройти чрез пустыню искушений. 40 лет вел Моисей евреев по пустыне в землю обетованную; в пустыне много дней провел Давид, прообразовавший собой Христа; в пустыне жил Иоанн Креститель; 40 дней постился в пустыне Спаситель после крещения Своего и перед выходом на проповедь. Пустыня – это место духовного укрепления 12 , именно в пустыне стяжали благодать Божию многочисленные подвижники христианства. Но святые отцы дают и другое понимание слову “пустыня”: земля пуста, непроходна и безводна (ст. 2) – это душа человеческая без Бога. По словам св. Максима Исповедника , “пустыня есть естество человеков, мир сей и душа каждого человека, ставшая бесплодной вследствие изначального преступления заповеди” 13 . Только почувствовав свою опустошенность, что возможно лишь отрешившись от суеты и уйдя “в пустыню”, душа становится готовой к принятию слова Божия. Псалмопевец жаждет Бога и взывает к Нему: лучше милость Твоя паче живот (ст. 4), для него духовная пища важнее самой жизни. Псалом звучит оптимистично благодаря своей духовной направленности: прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя (ст. 9), внешние скорби (ст. 10:11) отступают как бы на второй план.

http://azbyka.ru/shestopsalmie

Псалом 15 есть молитва праведника об избавлении во время трудных обстоятельств жизни и угрожающей смертной опасности, с выражением всецелой преданности Господу, как всегдашнему защитнику и спасителю, и – твердой уверенности, что Он и по смерти не допустит его увидеть тления, но дарует ему жизнь в вечное блаженство. Писателем псалма, по надписанию (ст. 1) и по свидетельству Апостолов Петра ( Деян.2:25 ) и Павла ( – 13:35:36); был Давид, которому он вполне приличествует по своему характеру, содержанию и образу выражения, так что почти никто из толкователей не выражал сомнения в его написании Давидом. Если указание на угрожавшую псалмопевцу смертную опасность (ст. 10) и выражаемое им при этом, с одной стороны, особенное расположение к святым, т. е. верным израильтянам (ст. 3), а с другой – отвращение от уклоняющихся к богам чужим, к идолопоклонству (ст. 4), – если все это сопоставить с положением Давида во время Саулова гонения, когда он вынужден был, для спасения своей жизни, бежать из наследия Господа к идолопоклонникам ( 1Цар.26:19; 27:1–3 и 12: ср. 22:3–4 и 2Ц.10:2): то было бы возможно написание этого Пс.относить ко времени Саулова гонения 111 . Но так как, по свидетельству Ап. Петра, Пс.этот написан был Давидом уже после получения им обетования о происхождении от него Христа по плоти ( Деян.2:30 , ср. 2Ц.7:12–16), указание на которое можно усматривать в 5 ст. псалма: то надобно полагать, что поводом к написанию его послужили уже позднейшие, но довольно сходные с бывшими во время Саулова гонения, обстоятельства восстания Авессалома, когда Давид опить находился в смертной опасности ( 2Цар.17:2 ) и снова вынужденный спасаться бегством из наследия Господня к пределам идолопоклонников, моавитян и аммонитян (так как служивший ему тогда убежищем город Манахаим – 2Ц.17:24 , – лежал именно в пределах Моавитско-Аммонитских владений, – ср. И. Нав. 13:25–26, 32 и 2Ц. 17:27а), утешал себя воспоминаниями о прежних милостях Господа и особенно в Его обетовании почерпал уверенность в своем избавлении. Предположение это отчасти подтверждается тем, что Псалом выражением упования на Бога, как всегдашнего защитника и спасителя, и уверенности в избавлении от угрожающей опасности, заметно сходится с псалмами из времени Авессаломова восстания, особенно 22 (ср. ст. 1 с 15:2, ст. 2–3 с 6, ст. 4 с 10); 60 (ст. 6 с 15:5; ст. 8 с 11); 61 (ст. 2–3, 6–8 с 15:2:8); 62 (ст. 2 с 15:2, 5; ст. 5–7 с ст. 7:9).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Как действовать, судя по возрасту (5:1–2) Б). Как устроять вдовиц (5:3–16) а) О пристроении и обеспечении вдовиц вообще (5:3–8) Отличать истинных от нехороших (ст. 3–7) и от обеспеченных, призревая только одиноких. А у кого есть дети и внучата, учить последних заботиться о своих вдовах, ибо это – долг их веры (ст. 8). б). Как поступать со вдовами престарелыми (5:9–10) Вдов престарелых от 60 лет, доброго поведения, принимай на иждивение Церкви. в). Как поступать со вдовами юными (5:11–15) Плохо себя зарекомендовавших, ищущих в пособии предлог к праздности, отстранять (ст. 11–13). Совет Апостола – молодым вдовам выходить замуж (ст. 14–15). г). Заключительное слово о вдовах (5:16) Г). Всем вообще – не отягчать Церкви. Д). Как действовать относительно пресвитеров (5:17–25) а). О содержании их (5:17–18) Преимущество отдавать тем, кто учит. б). О поведении их (5:19–21) Вины их надо строго проверять (ст. 19), тогда обличать со всею строгостью (ст. 20), и во имя всего святого, делать это без лицеприятия (ст. 21). в). О рукоположении пресвитеров (5:22–25) Будь чист, чтобы быть чутким и к чистоте поставляемых (ст. 22). Но чтобы Тимофей, речь о чистоте не понял в смысле особенного воздержания, говорит о питье для него вина, как лекарства (ст. 23). Будь внимателен, продолжает Апостол, к кандидатам во священство (ст. 24–25). Д). Как, и чему кого учить, судя по его внешнему положению в обществе (6:1–19) а). Чему учить рабов (6:1–2) Чтобы их поведение не было хулою на веру. Особенно рабы не должны забываться у верных господ-христиан, а еще с большею любовью и им служить. б). Чему учить богатых, и урок самим пастырям о нестяжательности (6:3–19) Е). Изображение недоброты инакоучащих (ст. 3–5) Явились лжеучители (ст. 3), руководимые гордостью , которые свое учение ставили выше всего, и наполняли Церковь спорами, от которых было только злоречие, а не назидание, и все из-за корысти, чтобы приобрести себе побольше последователей и жить на их счет. Таких надо избегать (ст. 4–5). Ж). Пагубные последствия от любостяжания для веры и жизни (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Ст. 13. ...в сердце – букв. «в лоно, внутрь». Ст. 14. Давид говорит о своем отношении к Саулу: в великой скорби о ненавидящем его болящем царе он постился и молился, чтобы умилостивить к нему Господа. Ст. 18. ...в церкви великой – зд.: в многолюдном собрании. Ст. 21. ...Добро тебе – зд.: насмешливое, лицемерное восклицание.   Псалом 35 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Обличение лжи и лицемерия в этом псалме исторически может быть отнесено к личности Саула, который не перестал преследовать Давида даже тогда, когда сам убедился, что гонит его напрасно, что Давид предан ему и платит добром за зло (см.: 1Цар. 24:18–20; 26 ). Ст. 2. ...страха Божия – см. примеч. к пс. 33:10. Ст. 7. ...бездна великая – беспредельная таинственная глубина, непостижимая для человека. Ст. 8. ...Сыны человеческие – люди. Ст. 10. Этот стих входит в Великое славословие -молитву, читаемую или поемую в Православной Церкви на утрене.   Псалом 36 Псалом обращен к тем, кто, видя в мире нечестивых благоденствующими, – соблазняются этим и сомневаются в Божием промысле. Пророк Давид убеждает заботиться не о временных, но о вечных благах, ибо праведных за временное терпение скорбей ожидает благополучие вечное (свт. Афанасий Великий ). Ст. 2. Сравнение с зеленой растительностью часто встречается в Библии как образ вещей скоропреходящих (см.: Сир. 14:19 ; Ис. 40:6–7 ; Мф. 6:30 ). Ст. 11. ...кроткие наследуют землю – эти слова звучат в Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа (см.: Мф. 5:5 ). Ст. 26. Ср.: Притч. 19:17 . Праведник щедрой благотворительностью милует получающих, Господь же милует детей ради благоугождения родителей их. Ст. 30. Ср.: Притч. 10:31; 15:7 . Ведущий праведную жизнь получит от Господа дар благоразумия и говорит всегда премудро. Он не согрешит в словах и не сможет быть уловлен в них, потому что непрестанно содержит молитву и размышляет о заповедях Божиих. Ст. 31. Закон Бога... в сердце у него – человек, у которого Закон Бога укоренен в сердце, живет согласно этому Закону, а не по своим прихотям. Требование подчинить Богу глубинную сущность человека, его сердце, соединиться с Богом внутри себя настойчиво звучало у великих пророков Исаии (см.: Ис. 51:7 ), Иеремии (см.: Иер. 31:31–34 ), Иезекииля (см.: Иез. 36:26–28 ) как голос Бога, призывающего Свой народ к обновлению нравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010