Ст. 18. О том, что болезнь посылается человеку Богом для пользы души, см.: Иов 33:19–22 . Ст. 27. Описывается морская болезнь; ...разум -букв. «мудрость, сообразительность, догадливость». Ст. 33–35. Бог полностью властвует над природой, Он волен менять облик земли. Святые отцы видят в этих стихах иносказание: Бог отвергает иудеев (ст. 33), солью апостольской проповеди иссушает нечестие (ст. 34) и вместо иудеев призывает к себе другие народы (ст. 35). Ст. 34. О том, что земля опустошается за грех отступления от Бога, – см.: Втор. 29:22–26 . Ст. 39. Святые отцы видят в этих стихах пророчество о гонениях на христиан. Ст. 40. Этот стих перекликается с Иов 12:21, 24 . Под князьями св. отцы понимают книжников и фарисеев.   Псалом 107 Этот псалом составлен из двух псалмов: ст. 2–6 соответствуют ст. 8–11 пс. 56; ст. 7–14 соответствуют ст. 7–14 пс. 59.   Псалом 108 В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Псалом поется от лица человека бедного, убогого (ст. 16), незаслуженно гонимого. В ст. 1–5 он горько сетует, говоря о своей беде, затем призывает проклятия на тех, кто платит ему злом за добро (ст. 6–29), и обращается к Богу с мольбой о защите, живописуя свои мучения. Встающий в этом псалме образ невинно страдающего человека, которому за любовь воздают ненавистью, воспринят христианской традицией как прообраз Господа нашего Иисуса Христа, как пророчество о предательстве Иуды и о суде синедриона. Ст. 2. ...уста грешника, уста лукавого – св. отцы под грешником понимают диавола, под лукавым – лицемерного Иуду. Ст. 2,3– ср. описание суда над Господом нашим Иисусом Христом (см.: Мк. 14:56–57 ). Ст. 5. Мотив этого стиха с особой силой звучит в богослужении Страстной недели: «Люди Мои, что сотворил Я вам? И что Мне воздали вы? За манну желчь, за воду – уксус, за Мою любовь ко Кресту Меня пригвоздили» (Великая Пятница, утреня, антифон 12). Ст. 6 и след. Похожее призывание бедствий на голову тех, кто воздает злом за добро, встречаем у пророка Иеремии (см.: Иер. 18:20–23 ). Свт. Афанасий Великий предлагает рассматривать эти стихи не как проклятия, а как простое пророчество, понимая желательное наклонение в смысле обычного будущего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Шамордино – ст. Дольцы 3-й округ Благочинный, священник села Сергиевского Николай Безсонов. Духовный следователь, священник села Стромок Константин Воскресенский. 1) Кузьменки – ст. Монаенки Литвинова – ст. Литвиново Савинково Сергиевское-(Комарево) – ст. Князевские Дворики 5) Сороколетово – ст. Монаенки Стромки Тшлыковоо – ст. Князевские Дворики Фурсово 4-й округ Благочинный, священник села Щетинина Василий Сахаров. Духовный следователь, священник села Рудина Сергий Успенский. 5) Дертихино – ст. Арсеньво Р.-У. ж. д. Жиморино, прип. к с. Щетин – г. Чернь. Мокрое – ст. Истьино Р.-У. ж.д. Парахино, прип. к с. Меркул – г. Чернь 10) Рудино – ст. Арсеньево – г. Чернь 5) Меркулово Мишина Поляна – с. Арсеньево Р.-У. ж. д. Варварино – ст. Монаенки Черный Верх – ст. Арсеньево Щетино – г. Чернь – г. Венев 1) Соборная Воскресенская Николаевская Покровская 5) Казанская Богоявленская Спасо-Преображенск., прип. к Собор. ц. Скорбященская при земской больнице прип. к Введен.ц. Алексеевская при Уездной тюрьме, прип. к Собор. ц. 10) Иоанно-Предтечен. Кладбищен. Кирилло- Мефодиевс. при Дух. Уч. Березово – г. Венев Поветкино 15) Свиридово, прип. к град. Введен. ц. Хрусловка 2-й округ Благочинный, священник села Петрова Александр Теплинский. Духовный следователь, священник села Студенца Василий Якшинский. 1) Аксиньино – ст. Мордвес Кайданово, прип. к с. Аксин. Алитово Большой Клин – г. Венев 5) Баршево – ст. Толстые Василевское – г. Венев Глебково, прип. к с. Студ. Дьяконово – ст. Мордвес 10) Карпово – г. Венев Марыгино – ст. Богатищево Р.-У. ж. д. Мильшино – г. Венев Потетино-Верино Петрово – ст. Толстые 15) Студенец – г. Венев Тулубьево: Архангельская ц. Казанская ц., прип. к Арханг. Харино 3-й округ Благочинный, священник села Глубокого Петр Аннинский. Духовный следователь, священник села Малыни Алексей Смирнов. 1) Глубоко – ст. Узунова Есипово – ст. Толстые 5) Косяево – ст. Узуново Колемино, прип. к с. Косяеву Малынь Мягкое – ст. Серебряные Пруды Накаполово – Раз. Коровино. Р.-У. жел.дор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Раздел первый. Изображение духа жизни христианской (12:1–2) Сознавая великие Божьи благодеяния к нам, посвятим на служение Ему тело, и наш дух. Таков образ жизни по духу Христову. А в чем выражается эта жизнь по духу Христову, Апостол говорит далее. Раздел второй. Правила относительно взаимных отношений христиан, как выражение духа жизни христианской (12:3–21) I. Каждый должен занимать в Церкви то положение, какое ему указано даром веры, и проходить его со всякою осторожностью (12:3–8) II. Дух Христов должен выражаться в искренней взаимной любви христиан(12:9–21) A). Любовь – основа, сила ее – в пламенении (12:9–15) Нелицемерная – с отвращением от всякого зла (ст. 9), сама ищущая предмета своей любви (ст. 10), всегда пламенеющая в служении Богу (ст. 11), полная надежд и молитв (ст. 12), жаждущая духовного взаимообщения (ст. 13), сочувствующая даже врагам (ст. 14), а тем более своим, и притом без тени зависти (ст. 15). Б). Что препятствует горению любви (12:16–17) Препятствуют высокоумие, разномыслие и самонадеянность (ст. 16), ссоры, неприязни и месть (ст. 17). B). Как сохранять и возгревать любовь (12:18–21) Надо стараться со всеми иметь мир (ст. 18), даже избегать всех тяжебных дел, предоставив Богу судьбу обижающих, как Он и Сам того от нас требует (ст. 19). Единственная оборона против зла – добро, им и борись (ст. 20), в этом и будет твоя победа над злом (ст. 21). Раздел третий. Как христиане должны жить и действовать, как члены общества гражданского или государства, тогда еще языческого (13:1–14) I. Христиане должны подчиняться установленным властям (13:1–7) Раскрытие идеи власти и идея власти – от Бога (ст. 1), потому противник ее, противник самому Богу (ст. 2). Как выразители Божественной воли, начальники не страшны добрым (ст. 3–4), следовательно, повиноваться приходится не им, а Богу, то есть не за гнев только, а и за совесть (ст. 5). Оттого народы, видя во властях пользу, содержат на свой счет представителей власти – правительство, ибо видят в них свою защиту (ст. 6). И вы воздавайте им должное (ст. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Дабы путь его был удобен, Господь сохранил его от врагов в Иерусалиме, и милостыня была принята с любовью, а не перетолковали бы ее как в худую сторону (ст. 30–31), и потом он мог бы в радости прийти к ним (ст. 32). А Бог мира пусть будет с ними (ст. 33). Д). Приветствия ( 16:1–16) Приветствия знакомых Апостола, и между ними знакомых римлян, и благожелания, поручение принять с благорасположением Фиву (ст. 1–2). Приветствия разных лиц, составлявших как бы один приход. Все (кроме Нирея) принадлежали к числу 70-ти. Приветствия эти Апостол заключает общим приветствием (ст. 3–16). Е). Предостережения от лжеучителей (16:17–20) Эти лжеучители несут отвержение от веры (ст. 17), побуждение их учительства – своекорыстие (ст. 18). Пусть римляне и тверды в вере, но осторожность не излишня (ст. 19). Суд Божий на лжеучителей уже видит Апостол (ст. 20). Ж). Заключительная приписка (16:21–24) Приветствия коринфян знакомым римским христианам (ст. 21–23). Собственноручно написанное благословение (ст. 24). Послание к Ефесянам Надпись и приветствие (1:1–2) Кто пишет послание? Волею Божьею Апостол Христов. Кому? Верным и святым Ефесской Церкви, то есть освященным благодатью в крещении, и сохраняющим (в целой своей массе) эту благодать (ст. 1). Чего им желает Апостол, как святым и верным? Благодать и мир, которые вмещают в себя все высшие сокровища, какими нужно обладать христианину (ст. 2). Часть первая – догматическая (1:3–3:21) Раздел первый. Раскрытие плана нашего спасения (1:3–14) I . Как Бог предначертал его от века (1:3– 6) Слава Богу, решившему наградить нас вечными духовными благами (ст. 3), ибо Он от века решил нас усыновить (ст. 4–5), дабы славилось имя Его в Иисусе Христе (ст. 6). II. Как Он исполнил этот план через Господа Иисуса Христа (1:7–10) Он искупил нас от греха первородного и личных, и все это задаром, по богатству милости Своей (ст. 7), увеличив последнюю тем, что открыл нам премудрость и разумение той тайны, что Он по вечному предопределению, решил соединить во Христе, как главе, и небо и землю (ст. 8–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Начало этой главы составляет продолжение молитвы пленных иудеев к Богу, изложенной в предыдущей главе Здесь они умоляют Бога, чтобы Он простил им их согрешения и не вспоминал грехов предков их, но по милосердию Своему внял тому, что они теперь удалили из сердца своего неправду предков своих и готовы дальнейшую жизнь свою посвятить прославлению Его имени (1–8 ст.). Затем до конца главы пророк говорит от своего лица и, обращаясь к пленному народу иудейскому, – а) научает его заповедям жизни и мудрости: «слушай, Израиль, заповеди жизни, говорит он, внимай, чтобы уразуметь мудрость» (9 ст.). б) Объясняет причину его положения в чужой стране: «что с тобою, Израиль? спрашивает пророк. Что значит, что ты находишься теперь в земле врагов, одряхлел в стране чужой, осквернился вместе с мертвыми и причислен к находящимся в могиле» (10–11 ст.)? – и сам же отвечает на эти вопросы так: все это потому, что «ты оставил источник премудрости (12 ст.): если бы ты ходил по путям Божиим, то жил бы в мире вечное время» (13 ст.) в) Внушает ему: 1) что той мудрости, которую он добровольно оставил и от которой зависит долголетие и мир, не могут достигнуть ни цари языческие при всем могуществе и богатстве своем (15–21 ст.), ни даже известные своею мудростью древние народы (22–23 ст.), и 2) что мудрость эта зависит единственно от Бога невместимого (24–25 ст.), всеведущего и всемогущего (32–35 ст.), которую Он не открыл даже исполинам (26–28 ст.), а сами они при всей силе своей овладеть ею не могли, ибо никто из них не имеет доступа на небо (29–31 ст.), но сообщил её возлюбленному народу Своему Израилю (36–37 ст.) и даже Сам явился на земле и обитал среди людей (38 ст.). Последние слова этой главы (36–38 ст.) вместе с начальными словами следующей главы (4:1–5 ст.) читаются в качестве паремии в навечерии Рождества Христова, под именем пророчества Иеремии. " Таков (сей, т. е. всеведущий и всемогущий, каким Он изображен выше – 32–35 ст.) Бог наш, не сравняется (не вменится) с Ним никто другой (36 ст. ср. Иер. 10:6, 7; 49:19; 50:44 ). Он нашел, постиг (изобрете) все пути мудрости (хитрости) и открыл (даде) Своему возлюбленному народу Израилю (47 ст.), а потом и Сам явился на земле и обитал среди людей» (38 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

II, ст. 2, §§ 12–14; отд. того же ст. 3, §§ 15–23). О приготовлении мирян к причащению (отд. VII, ст. 1, §§ 137, 138). О приготовлении к причащению больных (отд. VIII, ст. 2, § 159). О сен же смотр. Правило. Причащение , – и в особенности как должны священники возлагать Тело Христово на руки, во время причащения (отд. VI, ст. 3, § 114)? О необходимости особенной осторожности со стороны священников, чтобы не обмокнуть усов в Кровь Господню во время причащения (отд. VI, ст. 3, §§ 113, 115). Как грешат те священники, которые служат, но не причащаются (отд. VI, ст. 1, § 102). О причащении в случае, если освященный агнец окажется негодным для совершения литургии (отд. IV, ст. 2, § 71). О причащении священнослужителей в случае, если вся Кровь Христова прольется из чаши (отд. VI, ст. 2, § 109). Как вообще миряне должны причащаться Св. Тайнам во время говения (отд. VII, ст. 1, §§ 130, 131)? Можно ли в случае недостачи вливать простое вино или всыпать простой хлеб в чашу, когда бы св. даров не доставало для причастников (отд. VII, ст. 1, § 132)? Можно ли причащать мирян, в случае надобности, частицами с надписаниями IΣ или XΣ (там же)? какие лица из верующих могут быть удостаиваемы св. причастия и какие нет (отд. VII, ст. 1, §§ 133–136)? Правило для мирян, готовящихся к причащению, и о том, как священники при этом должны поступать в сомнительных случаях (отд. VII, ст. 1, §§ 137, 138)? Может ли православный священник удостаивать причастия иноверцев, если они не примут православия (отд. VI, ст. 1, § 139)? Как причащаются неслужащие священники или диаконы (отд. VII, ст. 2, §§ 140, 141)? Как должны причащаться священники или диаконы, состоящие йод запрещением (отд. VII, ст. 2, § 142)? Можно ли причащать причетников в алтаре, во время причастного (отд. VII, ст. 2, § 143)? О причащении младенцев (отд. VII, ст. 2, §§ 144, 145). О причащении больных умирающих (отд. VII, ст. 2, §§ 159–166). Проглотивши утром случайно каплю воды при умовении, могут ли священнослужители совершать литургию (отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Таким образом, проэкт 1813 года требует 1) умысла, 2) прерыва богослужения для наличности церковного мятежа; но этого мало. Его особенность еще в том, что особой статьей, именно § 117, он подвергает тем же самым наказаниям всех, кто такия преступления учинит в церквах других христианских исповеданий. Обратимся к Своду Законовь Уголовных. Здесь нарушению мирянами благочиния в церкви посвящена 204 ст. (по изд. 1832 г., 222 по изд. 1842 г).: «Кто нарушит благоговение при отправлении службы Божией, или к соблазну других придет в церковь пьяный, или пришед в церковь, учинит во время службы Божией суетный разговор о светских или иных делах, или будет ходить взад и вперед по Церкви, или говорить громко, или кричать, или хохотать начнет, или иной учинит шум, или от службы Божией отвратить внимание православных словом, делом или движением: того подвергать взысканию штрафа в пользу Приказа Общественного Призрения, или временному аресту, тюремному заключению, или телесному наказанию» (204 ст.; 222 ст.). Недопущение совершить литургию подвергало виновного лишению всех правь состояния, наказанию кнутом и ссылке в каторжную работу (206 ст. изд. 1832 г.; 224 ст. изд. 1842 г.). Духовные особы в этих случаях подлежали духовному суду (ст. 207 изд. 1832 г.; ст. 225 изд. 1842 г.). Что касается Уложения о наказаниях, то в первых изданиях его особыми статьями запрещалось нарушать в церкви должное благоговение и неприлично-громким криком, хохотом или иным шумом производить соблазн (ст. 231 изд. 1845 г.; ст. 243 изд. 1857 г.), – занимать места, предназначенные для священнослужения (ст. 233 изд. 1845 г.; ст. 245 изд. 1857 г.), или места, где стоят особы Императорской Фамилии (ст. 234 изд. 1845 г., ст. 246 изд. 1857 г.), подавать в церкви просьбы кому бы то ни было (ст. 235 изд. 1845 г.; ст. 247 изд. 1857 г.) и наконец – силою врываться в церковь (ст. 236 изд. 1845 г.; ст. 248 изд. 1857 г.). Наказанием за эти проступки служат или денежная пеня от 50 коп. до 1 рубля или арест от 3 до 7 дней. Только остановка богослужения, вызванная в первом случае, усиливает наказание арестом до 3 месяцев maximum. После издания Устава о наказаниях все эти статьи заменены одной 35 ст. Устава, по которой за нарушение благоговевия в церкви, часовне или ином молитвенном доме непристойным криком и шумом или неблаговидными поступками виновные наказываются или арестом не свыше 1 месяца или денежной пеней не свыше 100 рублей. Священнослужители же и церковнопричетники как белого, так и черного духовенства за нарушение благочиния в церквах наказываются по определению своего духовного начальства (ст. 218).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Общие положения об устройстве суда были доложены и приняты общим Собранием Предсоборного Совета (16 июня 1917 г.). Проект церковно-карательного устава общим собранием не был рассмотрен. Церковно-карательный, устав, отредактированный А.П. Пилкиным, включал в себя следующие разделы: Гл.1. О преступных деяниях и наказаниях церковных вообще. ст. 1-41 Отделение 1. Положения общие ст.1-2 Отделение 2. О пространстве действия церковно-карательного устава. ст. 3-4 Отделение 3. О церковных наказаниях. Ст. 5-19 Отделение 4. Об условиях вменения и преступности деяний ст.20-27 Отделение 5. О видах виновности ст.28-32 Отделение 6. О смягчении и замене наказаний. ст. 33-36 Отделение7. Об обстоятельствах, усиливающих ответственность ст. 37-38 Отделение8. Об обстоятельствах , устраняющих наказуемость. ст. 39-41 Гл. 2. Общие церковные преступления ст. 42-90 Отдел 1. Преступления церковные против веры и церкви. ст. 42-61 Отдел 2. Преступления церковные против ближнего и самого себя. Ст. 62-90 а) против жизни и телесной неприкосновенности б) против целомудрия и женской чести в) против брака г) против союза семейного д) против трезвости Гл.3. Особенные церковные преступления духовных лиц. ст. 91-180 Отдел 1. Преступления против иерархического порядка. ст. 91-108 Отдел 2. Преступления против пастырской службы. ст. 109-168 а) по нарушению обязанностей, возлагаемых принадлежностью к духовному званию. ст. 109-125 б) по нарушению обязанностей при отправлении богослужнения. ст. 126-138 в) по нарушению обязанностей, связанных с венчанием браков. си. 139-146 г) по нарушению обязанностей по должности.ст. 147-168 Отделение 3. Преступления против правил o монашестве. ст.169-180 . Документы, созданные Комиссией Предсоборного Совещания, были вынесены на Поместный Собор, начавший работу 28 августа 1917 г. Решением Собора был создан специальный Отдел о церковном суде. Отдел о церковном суде начал свою работу 29 августа 1917 г. Председателем Отдела был избран Сергий (Страгородский), архиепископ Финляндский. Заместитель - П.В.Цветков. Секретарь - И.И.Архангельский. В отдел записались 42 члена, в том числе члены Собора князь А.Г.Чагадаев и И.М.Бич-Лубенский, М.Г.Красножен, Ф.Г.Гаврилов, А.И.Синебрюхов, И.С.Стахиев, Н.И.Нифонтов, С.А.Глухота, Н.А.Вознесенский, П.Е.Крутиков, И.Н.Томилин.

http://pravoslavie.ru/archiv/cerksud.htm

1–5). Это люди, развращенные умом и невежды в вере, а те, на кого они обратят свое внимание, не лучше их, утопают в плотоугодии, которое им закрыло ум, так что они все учат и не могут изучить (ст. 6–7). Эти люди, подобно египетским волхвам, упорно противятся истине (ст. 8). Впрочем, безумие их скоро обнаружится, и они не будут иметь большого успеха (ст. 9). Раздел второй. Наставления, воодушевляющие Тимофея к должному пастырскому служению (3:10–4:8) I . Мужайся! (3:10– 13) Уже прошлое наше говорит о наших подвигах, которых нам не приходится бояться (ст. 10–11), ибо для земли это уже установившийся порядок – хорошим страдать (ст. 12–13). II . Будь ревностным (3:14–4: 4) А). Сам пребывай в принятом тобою спасительном учении (3:14–17) Ибо ты сведущ в Писании, которое преподано тебе, и в котором ты воспитан, учился у самого Апостола (ст. 14–15), и Священное Писание вкоренено в твоем сердце с самого детства (ст. 16–17). Б). Неутомимо проповедуй Священное Писание другим (4:1–4) Всячески проповедуй, так делай во имя всего святого (ст. 1–2), ибо придут дни, когда многие не станут слушать слова истины (ст. 3–4). III . Трезвенно и му дро веди дело благовестил (4:5– 8) Как заместитель Апостола, ввиду скорого его исхода из этой жизни. Заключение (4:9–22) Главное, просит Тимофея прийти в Рим (ст. 9:11) до зимы (ст. 21), и принести фелонь и книги (ст. 13), ибо он одинок. Одни его покинули (ст. 10), а другие посланы им по нужде благовестия (ст. 12:20). Сообщает мимоходом о своем злоключении, что он оставлен всеми, и был на суде один (ст. 16–18), и предостерегает Тимофея от какого-то Александра-медника (ст. 14–15). И наконец, заканчивает послание приветствиями (ст. 19–21) и благожеланием (ст 22). Предметный указатель к творениям святого Апостола Павла Читать далее Источник: Жизнь и труды святого Апостола Павла/[Священник Н. Рудинский]. Толкование апостольских посланий святителем Феофаном Затворником. – 2. изд., доп. и перераб. – М.: Правило веры: Моск. Срет. монастырь, 2002. – 887, c. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Путь к совершенству – смирение, и в нем Апостолы посмешище среди мира (ст. 9), а коринфяне, ученики их, вдруг считают себя совершенными (ст. 10). Такими смиренными Бог судил быть Апостолам (ст. 11–13), а таковы ли коринфяне? Нет. г). Отеческое смягчение наставления и обличения (4:14–16) Не для порицания вас, а по любви к вам говорю (ст. 14), как отец (ст.. 15), прося подражания себе, а вместе и Христу (ст. 16). Раздел третий. Апостол извещает о посольстве к ним Тимофея и о своем скором прибытии, и дает внушения с целью отрезвить их (4:17–21) Пока посылаю к вам Тимофея (ст. 17), но ввиду того, что в мое отсутствие многие возгордились (ст. 18), приду сам, чтобы испытать их совершенства, и уже не по словам, а на деле (ст. 19). Ибо для Церкви Божьей важно не слово, а дело (ст. 20), поэтому виновные должны покаяться, если не хотят, чтобы Апостол пришел не с любовью, а для наказания – с палицею (ст. 21). Второе отделение. Обличение и исправление нравственных недостатков (5:1–6:20) Раздел первый. Апостол обличает коринфян за равнодушие к кровосмеснику и произносит суд над последним (5:1–8) I. Тяжесть греха кровосмесительства и осуждение равнодушия к нему коринфских христиан (5:1–2) Грех таков, что о нем неслыханно даже у язычников (ст. 1), вы же гордитесь, что имеете такого в своей среде (ст. 2). II . Суд о тлучения над кровосмесником (5:3– 5) Из Ефеса он дает приказание (ст. 3), чтобы при полном собрании Церкви (во имя Господа), силою Иисуса Христа (с.т 4), предать его отлучению и во власть сатаны , который бы помучил его тело, и тогда спасется его дух (ст. 5). III . Почему так должно действоват ь в отношении всякого греха (5:6– 8) Хвалиться тут нечем, надо бояться заразы греха. Ваша старая закваска портит все тесто (ст. 6), надо очиститься от нее. Теперь наступила Пасха Христова, и квасного не должно быть ничего (ст. 7). Итак, староевон, а будем жить с опресноками Христовой жизни (ст. 8). Раздел второй. Наставление об очищении христианского общества от всех явных грешников (5:9–13)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010