б) В 1814г. учреждена Грузино-Имеретинская Синодальная Контора, состоящая, под председательством экзарха Грузии, из трех архимандритов и одного протопресвитера; круг действий ее шире, чем Московской Синодальной Конторы. Она, вместе с экзархом, избирает достойных и способных к епархиальному управлению в Грузии кандидатов (по неизвестности их Св. Синоду) и представляет их Св. Синоду; заведует всеми вообще грузинскими епархиями и доходами от тамошних церковных имений; окончательно решает дела о расторжении браков и лишении сана священнослужителей; разрешает важнейшие дела и недоуменные случаи по представлениям местных преосвященных (в Грузии и Имеретии). (Полож. 1814г. ст. 9), a равно и по предложениям экзарха Грузии (Ук. 27 Сентября 1815г.), наблюдает за находящимся в тамошнем краю греческим духовенством и т. п. В имеющейся при ней канцелярии состоят: прокурор, два секретаря, переводчики и проч. (Ук. 1814г. 30 августа и 1818г. 28 декабря). 3) Хозяйственное управление при Св. Синоде. Незадолго до учреждения Св. Синода, восстановлен был (в 1701г.) Монастырский Приказ, состоявший из светских чиновников, в заведывании которых находилось все церковное имущество, что возбуждало постоянный ропот архиереев, (в том числе и Св. Димитрия Ростовского ). Поэтому, Св. Синод в первом же своем заседании постановил сделать доклад Государю о подчинении церковных вотчин синодальному управлению, так как «от гражданских правителей они пришли в скудость и пустоту». Доклад был Высочайше утвержден и чрез три года Монастырский Приказ преобразован был в Хозяйственное отделение при Синоде под именем сначала Камер-Конторы, a потом Коллегии экономии, которая, со временем, перешла в ведение государства, a оставшаяся в распоряжении Св. Синода хозяйственная часть сосредоточилась в Синодальной канцелярии. С расширением же специальных материальных средств Св. Синода, учрежден был в 1830 году особый хозяйственный комитет преобразованный в 1839 году в нынешнее Хозяйственное Управление, заведующее теперь всеми вообще денежными суммами и имуществами, находящимся в распоряжении Св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

Этим распоряжением сочинения и переводы лиц из духовного сословия подчинялись двойной цензуре – епархиальных властей и синодальных учреждений. Вместе с тем труды авторов становилось в крепостную зависимость от станков духовных типографий. При желании, это распоряжение могло получить развитие, в смысле осуществления устаревшего проекта особой переводческой конторы с цензурными полномочиями и издательскими функциями. Но во все екатерининское время проект этот оставался без движения, по крайней мере находился в выжидательном положении. Журналом синода в 1775 году было определено: настоящее дело производством остановить, до воспоследования от комиссии о составлении нового уложения генерального положения о духовных училищах и, в виду сего, исключив из числа нерешенных, сдать в архив с распискою 26 . Из архива проект был извлечен и „по делу учинено исполнение» уже в следующее царствование, когда по типу переводческой конторы была основана московская духовная цензура. Время, на которое падает учреждение московской духовной цензуры, – время апогея реакции XVIII века, эпоха спасания веры и престолов. И не было бы ничего удивительного, если бы тогдашняя атмосфера, насыщенная действиями цензора Туманского и тонкими интригами патера Грубера, сразу оттенила великую роль нового цензурного учреждения, сообщила ему инквизиционные уставы и секретный инструкции, наделила его опытными исполнителями, – словом сразу и вполне сделала его выражением своего отрицательного духа. Но, вопреки таким естественным ожиданиям, приходится утверждать, что возникновение московской духовной цензуры стоит в непосредственной связи с положительными начинаниями императора Павла I в области духовного просвещения. Суть дела лишь в том, что слишком своеобразны были мотивы этой заботливости, а оттого, в частности, и стремление к оживлению духовной литературы выразилось главным образом в учреждении специальной для нее цензуры. Предписывая разбор детей духовенства, Павел I так формулирует указ об этом: «...священно и церковно-служительских детей, праздно живущих при отцах своих, для устройства состояния их с лучшею выгодою, как для общества, так и для них собственно, ...обратить в военную службу, где они будут употреблены с пользою, по примеру древних левитов, которые на защиту отечеству вооружались» 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

В этом расписании значились: 6 канцеляристов, 4 подканцеляриста и 23 копииста. 192 Для секретарской должности поручено самому советнику подыскать „достойную секретарского звания персону” из подчиненных Синоду приказов, или из других команд, могущих в сей должности действительно быть, „свободного и неподозрительного человека”. Таковым был признан „бывший у дел сочинения уложения” Семен Котыгузов, который по сношению Синода с Сенатом и оставлен был при этой должности. 193 При соединении в 1724 г. с Московской синодального правления канцелярией конторы инквизиторских дел, для производства последних, при Московской синодального правления канцелярии был оставлен Св. Синодом секретарь Дудин на время „доколе собственный к тем делам секретарь определится” и другие с ним канцеляристы. 194 Умножение состава приказных при Московской синодального правления канцелярии очевидно указывало на усложнение её занятий. Это и видим из следующего обстоятельства. К концу 1724 г. Св. Синод потребовал выслать из Москвы в С.-Петербург 11-ть человек канцеляристов, в том числе оставленного при делах инквизиторских секретаря Дудина и для занятий по Московской типографии канцеляриста Волкова. Московская синодального правления канцелярия, возвращая прочих, относительно Дудина отозвалась, что его выслать не возможно „для того, что он находится при отправлении инквизиторских дел, которых не малое число имеется, и ежели Дудина со товарищи выслать в Петербург, то за неимением при тех делах особливого секретаря в отправлении следствий учинится остановка”, – равным образом и относительно Волкова заявлено, что он занимается исполнением секретарских обязанностей по типографии и ведет приход и расход книжной казны. Не взирая на эти объяснения, Св. Синод, в виду крайнего недостатка канцелярских служителей, приказал без замедления явиться указанным лицам в Петербург в средних числах января 1725 г. 195 И это требование осталось неисполненным. Служащих в Московской синодального правления канцелярии за 1725 г. насчитывалось: 2 секретаря, 1 протоколист, 1 регистратор, 6 канцеляристов, 6 подканцеляристов и 35 копиистов, также 22 пристава и 2 сторожа.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Отсюда, в будущем 1913/14 году я могу быть, без ущерба в учебном отношении, освобожден от чтения лекций и ведения практических занятий. Вместе с сим, имею честь заявить Совету Академии о своем желании дать темы для семестровых сочинений на III к. во второй половине будущего года (1913/14) в качестве подготовки слушателей к специальному курсу по моей кафедре». Определили : Признавая просьбу и. д. доцента Академии Н.Д. Протасова заслуживающей уважения и подтверждая, что от заграничной командировки его для учебного дела в Академии действительно не представляется никаких неудобств, – просить ходатайства Его Высокопреосвященства перед Святейшим Синодом: а) о командировании и. д. доцента Протасова на будущий 1913–1914 учебный год, с научной целью, заграницу, с сохранением за ним прав службы и содержания по должности доцента Академии; б) о назначении г. Протасову, сверх упомянутого содержания, пособия на расходы по означенной командировке из духовно-учебного капитала в количестве шестисот рублей (600 р.) и в) об отпуске в распоряжение г. Прота- —147— сова особой суммы на приобретение указанных в его прошении учебных пособий для практических занятий студентов Академии, в размере двухсот рублей (200 р.). IX . Отчет профессорского стипендиата Академии Василия Муратова об его занятиях в течении 1912–1913 учебного года. Определили : Отчет передать для рассмотрения ординарному профессору Академии С.С. Глаголеву. X . Отношения: а) Высокопреосвященного Агафодора, Архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского, от 16 мая за 1524, с уведомлением о получении высланных в Канцелярию Его Высокопреосвященства, для пользования епархиального миссионера протоиерея Симеона Никольского , изданий Библии на греческом, латинском и еврейском языках и еврейско-русского словаря Штейнберга. б) Г. Прокурора Московской Святейшего Синода Конторы, от 27 апреля за 1203, с возвращением рукописи Волоколамской библиотеки под 3 («Стихирарь»). в) Г. Прокурора Московской Святейшего Синода Конторы, от 29 апреля и 8 мая за 1219 и 1307, с препровождением рукописей Московской Синодальной Библиотеки: a) под 927 (Сборник XVI в.) – на трехмесячный срок; б) под 381 (Устав греческий), 380 (Устав греческий).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Полгода спустя был сделан на меня наскок, чуть не граничивший с намеком на обвинение меня в представлении двойных счетов, попросту сказать, в покушении на воровство. Случилось, что тот же Тарчигин, поставщик письменных для училища и хора принадлежностей, подал летом через меня счет в контору на какие-то гроши и, по лености конторы, не мог добиться уплаты до глубокой осени. Осенью (как раз перед ревизией) Тарчигин подал, опять через меня же, другой счет, в котором переписал вновь к уплате летние у него покупки, да на грех еще напутал из них что-то (помнится мне что-то, что вся торговая операция была либо в четыре, либо в семь рублей). Этого было достаточно, чтобы из конторы сейчас же пришла уличающая меня бумага и требование объяснений. Когда я объяснил прокурору, что канцелярия не имеет права требовать от меня объяснений, так как я ей не подчинен, что неисправность канцелярии не есть повод, чтобы ловким маневром замаскировать свою бездеятельность и атаковать меня прямо с грубого обвинения, так как дело улаживается самою простою поправкою в счете, – то мне стало известно великое смущение от неудачи канцелярии в своей атаке и появление было намерения вновь проучить меня. Намерение это, однако, было благоразумно отложено, хотя ревизору этот случай был расписан в желательном для Ш 2 свете. Прежние предположения о командировании всего сполна Синодального хора в Вену были отринуты за дороговизною и за невозможностью будто бы пригласить на одно воскресенье в Успенский собор хотя бы певчих Чудовского хора. Затем над программою концертов в Вене, втихомолку уже обдуманною мною с Орловым, была проделана целая комедия, в которой Ш 2 , прикрываясь полученными будто бы от Победоносцева и Саблера точными указаниями, наставил всякого вздора. Мы рассчитывали на звучную, техническую сторону концертной программы, имея в виду слушателей из венских немцев и не оставляя без внимания мелодии западных славян, то есть переложения болгарских и сербских мелодий, так как Вена, да еще по случаю освящения православного храма и приезда московских певчих, не могла не быть набита православными юго-славянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Назначенному для сопровождения мощей архимандриту предписывалось, «дабы он имел в пути такое поспешение», чтобы мог со святыми мощами «к Санкт-Петербургу прибыть приближаюшегося августа к двадесятому, а по всеконечной мере к двадесять пятому числу неотложно» 1395 . Сенат, обсудив полученной из Святейшего Синода ведение, постановлением 10-го июля предложил устроить для перенесения мощей, вместо лектики, удобный ковчег, «который бы раку святого с мощами свободно вместить мог и имел бы над оною ракой приличный балдахин». Расходы Сенат полагал возместить из доходов Монастырского Приказа, из наличных денег, какие в Приказе окажутся. Нести ковчег и над ним балдахин людьми, с переменою. С этой целью «во всех городах и селах и деревнях брать, как из посадских, так и из ямщиков и из крестьян, чьего б оные ведения ни были, по скольку человек надлежит». Для сопровождения мощей был назначен окольничий Михаил Васильевич Собакин. Для провождения святых мощей, для караула и посылок даны из Московского гарнизона обер-офицер с унтер-офицером и 20 человек драгун. Подводы всем от Владимира до Петербурга даны из Ямского Приказа, а прогонный деньги из Штатс-Конторы. Святейший Синод, заслушав ведение Сената, того же 10-го июля сделало дополнительное постановление: «вместо лектики, которая была б лошадьми везена, устроить удобный ковчег, который бы раку святого с мощами свободно вместить и людьми несен быть мог и имел бы над оною ракой приличный балдахин с надлежащим державной персоне украшением, с примеру учиненного оной прежде определенной лектики с балдахином абриса, и при том строении быть в Москве супер-интенданту Зарудиеву, которому, под ведением и присмотром обретающегося в Москве синодального члена и ассесоров, оное все построить, как оным сенатским ведением показано, из наличных, Монастырского Приказу денежных доходов, какие в том Приказе ни будут, счисляя оные на счет Щтатс-Конторы. А нести оный ковчег с мощами чрез городы и знатные, довольное священников число имеющих, места, где сретенье оным и провождение со обычною процессией будет, священным чином, а чрез деревни и в прочих путевых местах определенными от Сената светскими людьми с обычною переменою». Предписано было «в пути иметь усердное поспешение, чтоб как возможно святые мощи к Санкт-Петербургу принесены были к показанному Святейшего Синода прежним приговором приближающегося августа 20-му, а по всеконечной мере августа к 25-му числу неотложно» 1396 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

При конторе состоит прокурор. Под начальством последнего находится канцелярия. Круг ведомства конторы таков: 1) наблюдение за богослужением во вне-епархиальных соборах, Успенском, Благовещенском и других, 2) заведывание ставропигиальными монастырями (кроме Соловецкого), 3) заведывание некоторыми имуществами, сохранившимися от патриаршей кафедры, Синодальной библиотекой, ризницей и типографией, 4) распоряжение об освящении мира, рассылка его по России. С течением времени Контора стала подчиняться наибольшему ведению своего первенствующего члена – Московского митрополита: все отправления ее совершаются под его непосредственным влиянием на основании правил, изданных Синодом. Если бы Контора прекратила свое существование, то все отправления ее могли бы исполняться Московским митрополитом. 8) Грузино-имеретинская синодальная Контора состоит из первоприсутствующего экзарха Грузии, 3-х архимандритов и одного протопресвитера. Контора учреждена в 1814 году как центральное учреждение Кавказских епархий. С присоединением Кавказского края необходимо было реформировать существовавшее там церковное управление, необходимо было такое учреждение, которое бы содействовало скорейшему и более полному слиянию вновь приобретенных епархий со всей церковью. Для этой цели и была учреждена эта контора; в состав ее входят: экзарх Грузии, архиепископ Карталинский, назначаемый всегда из лиц русского происхождения; ему принадлежит доля власти поместной церкви (патриарха или синода); самое название экзарха соответствует католическому делегату, т. е. уполномоченному. Епархий в закавказском крае восемь: одна в ведении экзарха, а другие – епархиальных архиереев, при некоторых есть викарии, но нет консисторий; вместо них существуют канцелярии, в которых производятся дела под руководством самих архиереев. При конторе состоит прокурор и канцелярия. Предметы ведения конторы составляют: 1) общее управление православными епархиями Закавказского края и посредничество между ними и Синодом, 2) заведывание церковными имуществами православной церкви в Закавказском крае, 3) власть по отношению к управлению хозяйственной части и суда, которая по отношению к другим епархиям усвоена Св. Синоду, в частности: а)контора разрешает поступление в монахи, б) окончательно разрешает дела расторжения брака, в) разрешает сосланным вступать в новый брак, г) окончательно присуждает к лишению священного сана, д) разрешает постройку новых храмов и образование новых приходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

за управителями церковных имений, исполняют ли они свои должностные обязанности, не позволяют ли себе взимать незаконные поборы, и, в случае замеченных отступлений от закона, доносить подлежащей власти 430 . Как вышеупомянутые конторы, так и инквизиторский институт, с приказом инквизиторских дел и проинквизитором во главе, не были долговечными: в 1726 г. были упразднены конторы, а в следующем 1727 г. пал заслуживший всеобщее нерасположение институт инквизиторов. Недолговечным также оказалось специальное учреждение при синоде для заведования церковными имениями. После того как синоду удалось исходатайствовать у государя отдачу ему в управление церковных имений, на том основании, что он – такая же коллегия, как и другие, заведовавшие раньше этими имениями, на правах государственного учреждения, монастырский приказ превратился в подчиненное синоду учреждение и в 1724 г. был преобразован в синодальную камер-контору 431 . Затем в 1726 г. июля 12-го был получен в св. синоде именной указ императрицы Екатерины I, данный в верховном тайном совете, о разделении синода на два апартамента, из которых в первом назначено быть шести архиереям для заведования духовными делами, а второй апартамент составить из светских лиц для суда и расправы, для смотрения сборов и экономии и для прочего тому подобного 432 . В сентябре того же года этот второй апартамент был переименован в «коллегию экономии синодального управления» 433 , которая, следовательно, долженствовала быть не интегрирующей частью самого синода, а особым церковным, вспомогательным при синоде, учреждением. В 1738 г. эта коллегия передана была в ведение сената и затем несколько раз переходила из ведения сената в ведение синода и обратно, пока не последовала секуляризация в силу учреждения о духовных имениях 1764 г. 434 . Более долговечной оказалась московская синодальная контора. Св. синод в первые годы своего существования часто переселялся из С.-Петербурга в Москву и обратно; на время отсутствия он оставлял в Петербурге или в Москве одного или двух из своих членов, которые составляли отделение или контору св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В разных изданиях встречаются разные методы по употреблению в начале тех или других слов прописных букв и в каждом почти издании нередкие отступления от принятого им же самим метода, так что одно и то же слово с одним и тем же значением в иных случаях начинается прописною, в других строчною буквою. Вообще – ни в чем так часто не сбивается и не впадает в противоречие современная орфография, как именно в употреблении при разных словах прописных букв. Следовать за нею на этом пути, по взгляду конторы, значило бы внести в область церковного правописания ту же рознь, те же колебания и преткновения, которыми страдает нынешняя гражданская орфография: словом, вместо улучшения внести порчу. Таковы соображения конторы московской синодальной типографии в защиту существующего в ней порядка в издании богослужебных книг. Однако, мы не можем согласиться с высказанными этой конторой доводами. Если титло или покрытие, действительно, употребляется в церковной печати «единственно, как почетный знак» для имен священных, то все имена священные и должны бы быть с титлами. Но на самом деле этого нет. С титлами и покрытиями печатается сравнительно небольшое число священных слов, а множество других остается без всяких титл, напр., имена Божии – «Творец, Создатель, Искупитель, Вседержитель, Утешитель» и другие никогда не встречаются с титлами. Из собственных имен священных лиц только «Иисус, Христос, Мария», имеют на себе титла; все же прочие бесчисленные имена святых не имеют титл. Затем, слова «Ангелы, Архангелы» печатаются с титлами, а слова «Херувимы и Серафимы» и прочие наименования бесплотных сил – без титл. Все это служит доказательством, что титла первоначально введены вовсе не для отличия имен священных от не священных, а просто, как знаки словосокращения, ибо они ставятся только над теми словами, которые чаще других употребляются. Но допустим, что титла – действительно знаки отличия для имен священных. Является вопрос: все ли разумеют такое их значение? Нет. Кроме немногих ученых знатоков старины, кроме некоторых специалистов типографического дела, все современники, можно смело сказать, не понимают этого значения титл и смотрят на них «единственно», как на знаки словосокращения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Romans...

Проникнутый чувством глубокой и нижайшей благодарности к столь милостивому вниманию Высшего Духовного Начальства, я не смог скорбеть, но тем не менее до настоящего времени остаюсь только в тщетном ожидании осуществления предназначенного возмездия Духовного Начальства и пребываю в полной неизвестности о результатах упомянутого представления. Зная высокое руководительство Вашего Высокопреосвященства в сферах высшего Духовного Управления и милостивое архипастырское внимание к людям, искренне преданным к поддержанию и украшению св. Божиих церквей, дерзаю смиреннейше припасть к святительским стопам вашим, Высокопреосвященнейший Владыко, и почтительнейше просить архипастырского содействия в восстановлении и подкреплении вышеупомянутого представления конторы Святейшего Синода». По сделанной мной справке оказалось, что ходатайство Московской Синодальной конторы о награждении Ручкина золотой медалью на Станиславской ленте передано было из Синода в комитет Министров, но Комитет нашел такую награду несоответствующей заслугам и пожертвованию Ручкина, и потому дело возвратил в Синод с тем, чтобы повторено было ходатайство о более значительной для Ручкина награде. Дело это было передано в руки Обер-Прокурора и у него оставалось долгое время без движения. Я напоминал об этом К. П-чу, но, чем дело кончилось, не помню. Для того, чтобы предпринятое Св. Синодом, под моей редакцией, издание бумаг в Бозе почившего митрополита Московского Филарета, под заглавием: «Собрание мнений и отзывов Филарета», шло быстрее и успешнее, мне назначен был другой помощник – обер-секретарь Св. Синода, коллежский советник Александр Васильевич Гаврилов 445 . Г. Гаврилов из духовного звания, Орловской епархии, человек умный, даровитый и благонамеренный. По окончании в 1871 г. курса в С-Петербургской дух. академии с званием кандидата, он поступил на службу в канцелярию Обер-Прокурора Св. Синода. В 1878–80 г. выслушал двухгодичный курс археологического института и при выпуске удостоен золотой медали. С мая 1881 г. состоял Обер-Секретарем канцелярии Св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010